Дипломная работа на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА МИГРАНТОВ"

Дипломная работа на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА МИГРАНТОВ"

(часть работы)

Введение


§ 1.1 Понятие и правовое закрепление статуса мигранта
в современной России


   Человеческое общество, каким оно представляет себя на современном этапе развития, можно считать продуктом становления и постепенного усложнения различных социальных связей и отношений.
   Особое место во всем многообразии сложившихся к сегодняшнему времени отношений занимают правовые отношения. Правовые отношения охватывают значительную сферу общественной жизни, касаются широкого спектра политического, экономического и социального взаимодействия в современном обществе.
К числу правовых относятся и общественные отношения, связанные с миграционными процессами. По данным ряда авторитетных организаций мигрантами в настоящее время являются порядка миллиарда человек.
   Важнейшим исходным понятием, во многом предопределяющим процесс правового регулирования миграционных отношений, является понятие «правового статуса мигранта».
Субъектами любых правовых отношений являются, прежде всего, люди. Каждый отдельный гражданин данного государства (а в определенной законом мере и гражданин иностранного государства, лицо без гражданства) есть субъект того или иного правового отношения.
Субъектами миграционных социально-правовых отношений также являются указанные категории. Однако их особенность, ввиду специфики самих рассматриваемых отношений, определяется тем обстоятельством, что все эти люди совершают миграцию.
Как указывает российская учёная О. Д. Воробьёва, миграция населения представляет собой «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих».
Таким образом, говоря о мигрантах, как субъектах соответствующих правовых отношений, необходимо учитывать тот факт, что они могут быть как внешние (межконтинентальные, межгосударственные), так и внутренние (перемещающиеся в пределах государства, страны — между регионами, городами, сельской местностью и так далее).
С точки зрения представителей теоретической правовой науки, содержание правового состояния или правового статуса определяется определенной совокупностью прав и обязанностей юридического свойства. Права и обязанности всегда связаны с тем или иным субъектом правового отношения, который и является носителем этих прав и обязанностей. В этом смысле можно говорить о том, что права, определяющие правовой статус, субъективны — они всегда кому-либо принадлежат. Точно так же и юридическую обязанность нельзя представить себе иначе, как лежащей на ком-либо.
   Исходя из анализа трактовок понятия «правовой статус», имеющихся в изученной нами научно-правовой литературе, можно сделать вывод о том, что под статусом субъекта мигранта, как субъекта соответствующих правовых отношений, следует понимать его правовое состояние, характеризуемое некоторым комплексом юридических прав и обязанностей.
 Юридические права мигранта, в качестве субъекта миграционного правоотношения, по общетеоретическим представлениям о субъективном праве, как таковом, определяет меру свободы его поведения в этих правоотношениях. О юридических правах мигранта можно говорить и как о совокупности возможностей, представленных субъекту соответствующего правового отношения. Эти юридические возможности при всем многообразии закрепляемых или предполагаемых законом субъективных прав сводятся к некоторым комбинациям трех основных правомочий мигранта, как субъекта правоотношения (Приложение…):
1) «правомочия требовать», через которое реализуется возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;
2) правомочия самостоятельно совершать юридически-значимые действия;
3) правомочия на защиту, определяющее возможность использования или требования использования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.
   Итак, как часть правового статуса, юридические права мигрантов определяют их правовые возможности в качестве субъектов, урегулированных нормами миграционных (правовых) отношений.
   Меру должного поведения субъекта миграционных правоотношений определяют возложенные на него юридические обязанности. Всякая юридическая обязанность может быть, по сути, сведена к двум вариантам требуемого или допускаемого законом (правомерного) поведения:
1) совершить полезные для конкретного правоотношения действия
2) воздержания от каких-либо действий, несущих угрозу нормальному порядку реализации урегулированных нормами права социальных отношений.
Юридические обязанности в правовом регулировании миграционных отношений постулируются с помощью двух основных способов законодательного оформления обязанностей — позитивного обзывания и метода запретов (негативного обвязывания).
Юридические обязанности позитивного (активного) типа предполагают побуждение субъектов к совершению значимых для рассматриваемой сферы общественных отношений юридически-значимых действий.
   В большинстве случаев требование, заключенное в обязанности, означает для обязанного субъекта необходимость действовать в пользу или по требованию указанного в законе субъекта миграционных правовых отношений, и с этой целью оно обеспечивается санкцией за неисполнение обязанности.
   Таким образом, содержание позитивной (активной) правовой обязанности, концентрированно выражает обусловленную законом (в общественно-значимых целях) связанность субъекта миграционного правоотношения той или иной линией поведения в определенном промежутке времени, в определенном месте, по отношению к определенным лицам, явлениям объективной действительности, вытекающую из норм миграционного или иных отраслей публичного права, характера правоотношения, элементом которого является данная обязанность.
   Нельзя не отметить, что публично-правовые обязанности активного типа в сфере миграционного иногда представляют собой довольно сложные конструкции, включающие в рамки общего требования разнообразные с ним связанные «подтребования».
Негативное обвязывание означают юридическую невозможность совершения действий, нарушающих в урегулированном нормами миграционного права общественном отношении публичные интересы или законные интересы других участников этого общественного отношения. Очевидно, что с помощью правовых запретов в сфере миграционных отношений государство определяет пределы осуществления субъектами этих отношений соответствующих юридических прав.
   Сами по себе правовые запреты порождают обязанности субъектов миграционного правоотношения друг перед другом. Иногда с помощью правовых запретов формируются обязанности участников этого правоотношения, исполнение которых препятствует трансформации отдельных правовых отношений в сфере миграции из одного вида в другой.
Существуют в правовом регулировании миграционных процессов и общерегулятивные запреты, влекущие возникновение у субъектов соответствующих правоотношений принципиальных, основополагающих для любого правового отношения обязанностей — соблюдать законы и принципы морали; осуществлять  принадлежащие им субъективные юридические права в соответствии с их назначением.
   Помимо юридических прав и юридических обязанностей, с правовым статусом тесно связана такая правовая категория как правосубъектность. Применительно к статусу мигрантов, правосубъектность характеризуется наличием определённых юридически значимых характеристик (наличие или отсутствие российского (иностранного) гражданства, дее- и правоспособность, выполнение иных установленных миграционным законодательством требований).
   Основные элементы правового статуса мигрантов закрепляются в нормах как, собственно, миграционного, так и иного действующего в публично-правовой и частноправовой сферах законодательства.
   Ключевое место в системе этого законодательства отведено Конституции Российской Федерации. Как фундаментальный закон государства, она непосредственно не регулирует миграционные отношения, однако закрепляет принципиальные основы миграционного права (в том числе, основы правового статуса мигрантов).
Конституционные положения имеют чрезвычайно важное значение для правового регулирования в сфере миграции, поскольку они закрепляют основные принципы и гарантии, касающиеся субъектов миграционных социально-правовых отношений.
В свете сказанного, например, провозглашенная Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя характеристика Российской Федерации как демократического правового государства (ст. 1) представляет собой важнейшую гарантию правового статуса мигрантов, поскольку предполагает непосредственную конституционную обязанность Российской Федерации создавать условия для достойной жизни людей и реализации их естественных прав и свобод, к числу которых относится и право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства для всех лиц, законно находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст.27).
   Одной из конституционных гарантий правового статуса мигранта является положение Основного закона нашей страны о том, что права и свободы человека (в том числе, мигрантов) могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
   Конституция РФ является тем нормативным актом, который устанавливает принципиальные подходы к деятельности органов власти по обеспечению миграции населения с учетом гуманитарных основ конституционного строя, демократических начал и принципов федерализма.
   Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Только в совокупности с ними Конституция РФ и другое национальное законодательством дает полный комплекс гарантий правового статуса мигрантов на территории Российской Федерации. Признание и гарантированность правила о приоритетности норм и принципов международного права имеют важное значение для правового статуса мигрантов, поскольку в основе формирования их прав и обязанностей лежит именно международное право.
   Базисные международно-правовые начала статуса мигрантов закреплены в таких документах как: Всеобщая декларации прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Эти документы среди основополагающих права человека закрепляют: право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах каждого государства; право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну; право искать убежище и пользоваться им; право на гражданство.
К этим актам примыкают и такие документы, как:
   –Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г., рекомендующая государствам руководствоваться в своей практике рядом принципов в отношении лиц, ищущих убежище от преследований (запрет на отказ от разрешения перехода границы; высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию и др.);
   –Декларация ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г., содержащая ряд важных установлений относительно правового статуса иностранцев. Декларации подчеркивают решимость государств, их подписавших, следовать в своем национальном законодательстве общепризнанным нормам в области защиты прав человека.
   Среди специализированных международно-правовых актов, относящихся к источникам миграционного права России, в первую очередь следует отметить Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 г. Данный документ относится к числу базовых международно-правовых источников миграционного права, устанавливающий для ее участников наиболее широкий объем обязательств в отношении такой категории мигрантов как беженцы.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев (в международном универсальном праве — внутри перемещенных лиц) закрепляется не только документами ООН и ее системы, но и на международном региональном уровне.
   Конституция РФ, отдавая приоритет в регулировании правового статуса мигрантов международно-правовым нормам не отрицает и не умаляет роли российского национального законодательства.
   Рассматривая закрепляемый действующим российским законодательством правовой статус мигрантов, следует отметить, что при его определении различают внутренних и внешних мигрантов, поскольку комплекс их прав и обязанностей существенно разнятся. Внутренние мигранты, передвигающиеся по территории страны, являются, как правило, гражданами Российской Федерации и, следовательно, обладают всеми правами граждан Российской Федерации. Внешние мигранты — эмигранты и иммигранты. Эмигранты — лица, которые выезжают за пределы Российской Федерации, обладают правами того государства, которое их принимает, с ограничениями, которые введены принимающим государством для данного круга лиц. Иммигранты — лица, которые прибывают на территорию Российской Федерации из других стран; обладают правами граждан Российской Федерации с изъятиями, которые предусмотрены федеральными законами.
В частности, ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) устанавливает, что иностранные граждане на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
   Отдельные категории мигрантов, наоборот, наделяются дополнительными правами, гарантируемыми и обеспечиваемыми государством.
Большое количество дополнительных прав получила категория вынужденных мигрантов, пострадавших от экологических катастроф (но не любых, а строго определенных законодательством) («экологические беженцы»). Права данной категории вынужденных мигрантов регулируются целым рядом нормативных актов.
   Что касается установленных законодательством обязанностей мигрантов, то, как справедливо заметила Н.А. Лимонова, «к сожалению, обязанности в гораздо меньшей степени исследованы учеными, чем права… Задача правовой науки — обратить на них более пристальное внимание, поскольку обязанности незримо “сопровождают” все права в процессе их реализации». Безусловно, существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые им корреспондируют, вытекают непосредственно из них, являются их оборотной стороной.
   Обязанности у разных категорий мигрантов, естественно, разные, однако, если исходить из того, что мигрант — это лицо, которое передвигается территориально с целью перемены места жительства, то главное право, реализуемое мигрантом, — это право на свободу передвижения, и ему корреспондирует главная обязанность: для внутренних мигрантов — зарегистрироваться на новом месте жительства, а для внешних мигрантов — стать на миграционный учет.
Обязанность иностранного мигранта, прибывшего на территорию Российской Федерации, становиться на миграционный учет по месту пребывания установлена Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Помимо данной обязанности, внешние мигранты, въезжающие на территорию Российской Федерации, несут еще ряд обязанностей, зафиксированных в различных нормативных актах. Так, если иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, хочет работать, ему вменяется в обязанность получить патент либо разрешение на работу (ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ); при осуществлении процедуры признания лица беженцем лицо обязано пройти медицинский осмотр (п. 2. ст. 6 Закона № 4528-1); лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано пройти процедуру идентификации личности, государственную дактилоскопическую регистрацию по месту подачи ходатайства (п. 3. ст. 3 Закона № 4528-1) и т. д.
   Правосубъектость, как элемент правового статуса мигрантов включает в себя три категории: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Мигранты как лица, обладающие особым правовым статусом, имеют собственную правосубъектность, отличающую их от остальных лиц. Что касается правоспособности, то она является общей для всех категорий человеческих существ, а вот при установлении дееспособности и деликтоспособности у мигрантов можно выделить особенности, отличающие их от лиц иных категорий. Мигранты, выезжающие с территории Российской Федерации, являясь гражданами Российской Федерации, до отъезда с территории России обладают всеми правами. Их дееспособность полностью соответствует дееспособности любого гражданина Российской Федерации. Ее особенности устанавливаются статьями 21, 26—30 Гражданского кодекса РФ. У временных мигрантов, прибывающих на территорию Российской Федерации, дееспособность будет определяться законодательством их гражданства, что следует из п. 1 ст. 1195, п. 1 ст. 1197 ГК РФ. У мигрантов, которые прибыли в Россию на постоянное место жительства, дееспособность будет определяться по российскому праву (пункты 3, 4, 5 ст. 1195, п. 1 ст. 1197 ГК РФ). Однако на территории России их дееспособность будет ограничена действующими федеральными законами на основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ. Такие ограничения тесно связаны с наличием или отсутствием у мигрантов гражданства Российской Федерации. Мигранты также имеют собственную деликтоспособность. Например, только к незаконным мигрантам может быть применен такой вид ответственности, как административное выдворение за пределы территории Российской Федерации. Эта мера наказания устанавливается в главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Из изложенного можно сделать следующие выводы:
   –мигранты являются лицами, обладающими своим собственным правовым статусом, который состоит из следующих элементов: прав, обязанностей, юридических гарантий, правосубъектности. Общего правового статуса мигрантов, присущего всем видам мигрантов не существует: он зависит от принадлежности к той или иной установленной законом категории мигрантов.
   –правовой статус мигрантов, как лиц, действующих в сфере миграционных социально-правовых отношений, обеспечивает им объективную возможность выступать в качестве субъектов соответствующих отношений, то есть иметь и на практике реализовывать определенные в законе юридические права и обязанности, пользоваться обеспеченной законом и государством возможностью применения к их нарушителям мер государственно-властного воздействия (принуждения).

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...