Курсовая работа на тему: "История становление полиции в Российской Федерации и ее современное состояние 2020"

Курсовая работа на тему: "История становление полиции в Российской Федерации и ее современное состояние 2020"

ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит "информационный характер"! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по данной теме то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.

👇👇👇 

Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.  ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ  ПОЛИЦИИ  В  РОССИИ  XVIII ПО  XX  ВЕК………………………………………………………………………5

1.1            Возникновение полиции в России. Становление полиции в XVIII веке…………………………………………………………………………………5

1.2            Развитие полиции в XIX веке……………………………………….9

1.3            Полиция в конце XIX - начале XX века…………………………..15

Глава 2.  ПОЛИЦИЯ  В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ……………………………………………….21

2.1 Реорганизация милиции в полицию. Реформа МВД 2011 года……21

2.2 Определение и нормативная основа, регулирующая деятельность полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел………………..22

2.3 Принципы деятельности полиции…………………………………...23

2.4 Основные направления деятельности полиции……………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………29

 



ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена истории развития полиции в России с XVIII в. по 2011г. Органы внутренних дел всегда оставались и будут, остаются наиболее важными государственными органами. Они обеспечивают защиту прав и интересов граждан, следят за общественным порядком. Если бы не было этих органов тогда бы в мире был хаос и беспорядки. В своей работе я рассказываю о возникновении, становлении и развитии полиции России.
Тема деятельности полиции была и остается актуальной для любого периода отечественной истории. Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с ней свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка — полиция — уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами, что создает вакуум вокруг нее и ведет к нигилизму. Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически, сведена на нет, что превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.
Особенностью современного этапа развития российской государственности является принятие весьма большого количества законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания, структуру и систему правоохранительных органов. В частности в России проводится административная реформа, которая направлена на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, в этом и заключается актуальность данной работы.
Целью исследования является изучение и обобщение исторического опыта организации полиции в России, раскрытие возникавших в ходе этого процесса общественных отношений.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере взаимодействия органов полиции между подразделениями и иными органами государственной власти Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность полиции в Российской Федерации.
Цель данной работы:
Охарактеризовать полицию РФ, определить основные задачи и направления ее деятельности и узнать ее современное состояние.
Задачи:
На основе изучения и обобщения документальных источников и научной литературы раскрыть процесс образования и организации деятельности полиции.
Показать место и роль полиции в сформировавшейся системе органов управления.  
 
Методы исследования:
1. Исследование исторических документов;
2. Подбор и изучение специальной литературы.
Итак, моя курсовая работа состоит из содержания, глав, введения и заключения. Главы посвящены развитию полиции в XVIII, XIX , XX века и 2011года. Введение и заключение носят вводный и заключительный характер.


  ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ  ПОЛИЦИИ  В  РОССИИ  XVIII  ПО  XX ВЕК

1.1            Возникновение  полиции  в  России.  Становление  полиции  в XVIII  веке

 

Возникновение в России самостоятельных специализированных полицейских органов было связано со становлением абсолютизма, преобразовательной деятельностью Петра I и рождением Российской империи. Петр I, реформировавший весь государственный аппарат, создавший регулярную армию, положил начало созданию «регулярной» полиции, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге должности Генерал - полицмейстера.
Главной задачей созданной Петром I полиции стала борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной безопасности (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами), пожарной безопасности и т.д.
Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации новой жизни. Недаром полиция впервые была создана именно в Санкт-Петербурге.
Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в полевых войсках. В помощь полиции (например, для поимки беглых солдат и крестьян, для поимки разбойных шаек и т.д.) нередко направлялись воинские команды. Учитывая сравнительную малочисленность полиции, к несению службы по охране общественного порядка привлекалось в порядке повинности местное население по одному человеку с каждых десяти дворов («десятские») и в качестве старшего над ними - один человек с каждых ста дворов («сотский»). Традиция привлекать выборных людей из местного населения к несению службы охраны общественного порядка существовала на Руси и до реформ Петра I, с древнейших времен.
При рассмотрении развития организационных форм полиции в XVIII в. обращает на себя внимание то, что первоначально специальные полицейские органы были учреждены в столицах:
Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733 г. и в ряде других городов. В провинции специальные полицейские органы выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами местного управления. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство крестьян находилось в крепостной зависимости и подчинялось полицейской власти и суду помещиков. Однако после подавления крестьянского восстания под руководством Е.И.Пугачева при Екатерине II проводится губернская реформа 1775 г., значительно усилившая местный аппарат управления.
Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская полиция: в городах учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния. Управу благочиния возглавлял, как уже говорилось, генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или городничий в уездном городе.
Каждый город делился на части (районы), в которые назначались частные приставы, имевшие свои канцелярии. В свою очередь части (районы) подразделялись на кварталы, в которых полицейскую власть осуществляли квартальные надзиратели. Им в помощь местное население выделяло в порядке повинности квартальных поручиков, исполнявших вспомогательные полицейские функции.
Активизация в середине 80-х годов масонских лож, связанных с зарубежными организациями, привела к преследованиям и даже арестам наиболее активных их членов. Когда императорским указом о вольных типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская деятельность, то цензура в отношении книг и журналов также была возложена на управы благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись губернаторам, а Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь столичной петербургской полицией.
Задачи общей полиции были определены в таких правовых актах, как Регламент Главного магистрата (1721 г.). Учреждение о губерниях (1775 г.). Устав благочиния (1782 г.). Выше уже говорилось о том, что задачи эти были чрезвычайно широки. Но одним из главных направлений деятельности полиции оставалась борьба с уголовной преступностью. Для лучшей ее организации делались попытки создать специализированные звенья полицейского аппарата: Сыскной приказ в 1730 г. и особую Экспедицию для розысков по делам воров и разбойников при петербургской полицмейстерской канцелярии.
Обращает на себя внимание законодательство XVIII в., направленное на борьбу с пьянством, проституцией и нищенством как факторами, способствовавшими уголовной преступности и нарушениями общественного порядка. В приложении помещен ряд указов, предписывавших перевести питейные заведения с главных улиц в переулки, ограничивавших время торговли спиртными напитками, запрещавших торговлю ими около церквей, казарм, учебных заведений, кладбищ, а также во время богослужения, официальных церемоний, народных гуляний и т.д.
Указ Петра I от 1714 г., инструкция 1719 г. установили, что все российские подданные (за исключением крепостных) при поездках в иные местности страны обязаны иметь «проезжие письма» или «папшорта».
Впервые в качестве специального органа политической полиции выступает при Петре I Преображенский приказ, во главе с князем Ф.Ю.Ромодановским, расположенный в Москве. Правда, первоначально этот приказ выполнял и множество иных задач, однако постепенно он превращается в орган политической полиции.
После смерти Петра I при его приемниках - Екатерине I и несовершеннолетнем Петре II власть фактически перешла в руки Верховного Тайного совета, который контролировал Преображенский приказ, а наиболее важные политические дела расследовал и решал сам или привлекал к их расследованию Сенат.
Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Ивановна, утвердившись в 1730 г. на престоле, разорвала кондиции (условия, на которых ее пригласили на престол), ликвидировала Верховный Тайный совет и 24 марта 1731 г. учредила для расследования политических дел особую канцелярию во главе с бывшим «министром» петровской тайной канцелярии генералом А.И.Ушаковым. В дальнейшем это учреждение стало называться Канцелярией тайных розыскных дел.
Печальная известность Канцелярии тайных розыскных дел вынудила правительство провести ее реорганизацию, либеральной фразеологией замаскировать истинную суть политики абсолютизма. В манифесте, изданном Петром III 21 февраля 1762 г., говорилось об упразднении Канцелярии тайных розыскных дел и передаче ее материалов Сенату. В действительности орган политического сыска вовсе не был ликвидирован. Просто вместо Канцелярии была учреждена при Сенате Тайная экспедиция, которой передавались функции политического сыска.
Екатерина II при своем воцарении после дворцового переворота и убийства Петра III подтвердила указанный выше манифест, но подчинила Тайную экспедицию генерал-прокурору, а московскую контору этой экспедиции - московскому главнокомандующему (т.е. генерал-губернатору) П.С. Салтыкову. Эти меры обеспечили централизацию и полную секретность политического сыска, его независимость от каких-либо иных учреждений и непосредственный контроль за его деятельностью со стороны императрицы. По-прежнему процветали доносы и широко применялась пытка, формально отмененная лишь в 1801 г. Александром I.
В конце XYIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного строя, проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным властям. Указами императора Павла I в Петербург и Москву были назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города - военные коменданты, которым и подчинена была полиция. Радикальной реорганизации подверглась столичная полиция. Новая ее организационная структура закреплялась в особых правовых актах: Уставе столичного города Санкт-Петербурга, утвержденном императором Павлом I 12 сентября 1798 г., и Уставе столичного города Москвы, также утвержденном императором 17 января 1799 г. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга руководство полицией возлагалось на петербургского военного генерал-губернатора, подчиненного непосредственно императору. Его помощником являлся обер-полицмейстер.
Учреждение института городовых положило начало регулярной патрульно-постовой службе в полиции. Аналогичная реформа полиции была проведена и в Москве. Важным элементом реформы явилось образование как в Санкт-Петербурге, так и в Москве специальных следственных органов, так называемых «Юстицких криминальных дел департаментов» при городских правлениях.
Завершилась реформа созданием в столичной полиции воинской команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат», в непосредственном ведении военного губернатора и обер-полицмейстера.

1.2            Развитие  полиции  в  XIX  веке

 

Новый император Александр I, возведенный на престол после убийства своего отца (кстати, никто из участников заговора так и не был арестован и не понес наказания), сразу же отменил телесные наказания для дворян и восстановил в полном объеме дворянские привилегии, отменив ограничение крестьянской барщины тремя днями. Отменены были и иные стеснительные ограничения в отношении одежды, причесок, этикета, французского языка и т.д.
Подчинение полиции военным властям и ее полная милитаризация повлекли за собой настолько серьезное увеличение затрат из государственного бюджета на военное ведомство, что они вскоре стали непосильными. В связи с этим в 1799 г. император согласился с переподчинением полиции гражданским губернаторам, что означало и изменение порядка ее финансирования. Чиновники полиции, назначенные гражданскими властями, должны были оплачиваться из городских доходов, т.е. местного бюджета.

В 1802 г. вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в числе которых было и Министерство внутренних дел.

Суть этой реформы заключалась в том, что создание министерств означало дальнейшую централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.
Что же касается создания Министерства внутренних дел, то в этой области реформа была более значительной. Дело в том, что до реформы основным органом внутреннего управления был сенат, а практически власть, особенно в руководстве силовыми структурами, - концентрировалась в руках генерал-прокурора.
Создание МВД означало, что все функции внутреннего управления сосредоточились полностью в этом министерстве.
Таким образом, впервые был создан единый орган управления, объединивший полицию империи в общегосударственном масштабе, что явилось одной из важнейших вех в развитии полицейской службы России. МВД осуществляло также административный надзор за благоустройством и санитарным состоянием всей империи, путями сообщения, продовольственным делом, ведало почтой и т.д.
Учитывая многообразие функций министерства, что не позволяло ему сосредоточить внимание на полиции, в 1811 г. из него выделяется специальное Министерство полиции, существовавшее наряду с Министерством внутренних дел, в ведении которого остались вопросы продовольствия, сельского хозяйства, промышленности (за исключением горной) и т.д.
Важное значение имели меры по укреплению общей полиции, проведенные в 1837 г. Эти меры заключались, прежде всего, в расширении низового аппарата полиции в уездах, где учреждены были должности становых приставов, подчиненных исправнику. В большинстве местностей империи утвердился принцип назначения исправников правительством (прежде они избирались местным дворянством).
Претерпела изменения в первой половине XIX в. и политическая полиция. Всевластие органов политического сыска, широко применявших пытки, волна репрессий, затронувшая в последние годы правления Екатерины II и, особенно при Павле I дворянство и даже часть придворной аристократии, вызвали, как уже говорилось, глубокое недовольство общества. Поэтому император Александр I в 1801 г. издал манифест об упразднении Тайной экспедиции и запрещении пыток. Расследование и рассмотрение политических дел передавалось Сенату, а также судам по уголовным делам и общей полиции. Особым указом императора Александра I прекращались следственные и судебные дела по политическим обвинениям и всем заключенным даровалось «прощение».
Однако уже в 1805 г. предпринята попытка создать особый орган политического сыска с широкими полномочиями - Особый секретный комитет, который в ряде документов того времени именуется также комитетом высшей полиции. В 1807 г. он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В его состав вошли министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела и решал их, а сыск вела общая полиция.
В первую четверть XIX в. существовало несколько органов политической полиции: Комитет высшей полиции, «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел, секретные службы гвардейского корпуса и Управления военных поселений и, наконец, секретная часть петербургского градоначальства. Все они были независимы друг от друга и соперничали между собой. Одновременно усиливаются воинские части в губерниях и крупных городах, предназначенные для обеспечения общественной безопасности. С этой целью в 1817 г. учреждается корпус внутренней стражи, который в административном отношении, а также в вопросах финансирования и снабжения был подчинен военному министерству. Но его подразделения, расквартированные в губерниях (гарнизонные батальоны и уездные воинские команды), в оперативном отношении подчинялись губернаторам и уездным исправникам.
Особую остроту вопрос о взаимодействии армейского командования и полиции получил еще накануне Отечественной войны 1812 г.
В «Правилах для управления Главнокомандующему действующей армии, губерниями, в военном положении объявленными», утвержденных императором Александром I еще 13 марта 1812 г., в губерниях, объявленных на военном положении и составлявших тыловые районы действующей армии, губернаторы, а, следовательно, и полиция переподчинялись главнокомандующему армией и обязаны были выполнять его приказы, он мог смещать чиновников полиции и предавать их военному суду.
Порядок, установленный указанным законом, действовал и после окончания войны 1812 г. в случаях объявления военного положения в тех или иных местностях, как, например, в Харьковской и Новгородской губерниях при подавлении восстаний в военных поселениях.
 Российская империя являлась унитарным государством, в ней учитывались особенности местного управления, в том числе в организации и деятельности полиции, исторически сложившиеся особенности национального быта, уровни социально-экономического и политического развития различных регионов.
После подавления восстания декабристов Николай I радикально реорганизовал политическую полицию. Указом от 3 июля 1826 г. создается III отделение «Собственной его Императорского Величества канцелярии» как орган политической полиции, в его состав была включена и особенная канцелярия МВД. Начальник этого отделения был подчинен непосредственно царю.
В столицах (Петербурге и Москве), крупных портах и губернских городах располагались жандармские дивизионы и команды. Важнейшей функцией III отделения стала охрана государственной безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору информации о противоправительственных организациях и тайных обществах. В этой связи следует напомнить, что еще 1822 г. императорским указом полиции предписывалось закрыть все тайные общества и масонские ложи, а государственные служащие обязаны были давать подписку в том, что они в таковых обществах и ложах не состоят. Восстание декабристов в 1825 г. показало, что полиция и ведомственные секретные службы реализовать этот указ не смогли. Теперь функция политической полиции из МВД была изъята и передана III отделению. К нему же перешли функции политической и военной контрразведки. С этой целью III отделение обязывалось контролировать деятельность и передвижения по стране иностранцев. Усилился контроль и за передвижениями российских подданных, чему способствовало принятие Свода уставов о паспортах и беглых в 1833 г.
Общее руководство местной полицией по-прежнему оставалось в ведении МВД и осуществлялось через департамент полиции исполнительной.
Усилился контроль МВД за деятельностью местных полицейских органов. С этой целью был увеличен штат чиновников для особых поручений при министре. Регулярными стали личные инспекторские выезды на места директора департамента полиции исполнительной. Для управления департаментом во время его отсутствия вводится должность вице-директора. В составе МВД было учреждено специальное подразделение для проведения негласных ревизий и разбора материалов о злоупотреблениях чиновников местной полиции. Однако ревизии показывали низкую эффективность деятельности полиции и необходимость ее реформирования.
Крупные реформы полиции были проведены в 60-80-х годах XIX в. Падение крепостного права и освобождение крестьян из-под вотчинной власти помещиков, революционная ситуация в стране, развитие капитализма и рост городов вынудили царское правительство реформировать весь полицейский аппарат.
В связи с массовым строительством железных дорог были образованы железнодорожные жандармские управления. Принятый 16 марта 1867 г. особый правовой акт - «Порядок учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах» устанавливал, что в ведении каждого железнодорожного жандармского управления должен был находиться участок пути в 2 тысячи верст.
Соответственно они несли все обязанности и пользовались всеми правами общей полиции. Предоставление железнодорожным жандармским управлениям прав общей полиции, а следовательно, и права проведения дознания, требовало решения и более общего вопроса - о правовом регулировании деятельности губернских жандармских управлений в области дознания. Дело в том, что в соответствии с судебными уставами 1864 г. следствие было возложено на судебных следователей, а за полицией осталось лишь дознание. В Уставах ни, одним словом не упоминалось о жандармерии.
Начавшийся в 80-е годы промышленный переворот в России и последовавший затем промышленный подъем 1893-1900 годов, охвативший все отрасли промышленности, в том числе тяжелую промышленность, привел к изменению социальной структуры общества: бурному росту городского населения и в особенности слоя индустриальных рабочих. Именно эта социальная группа превращается в главный объект политического сыска.

 

1.3   Полиция  в  конце  XIX  -  начале  XX  века

 

В соответствии с новой расстановкой сил в стране изменялась и организация полиции. Прежде всего, надо указать на создание специальной фабрично-заводской полиции согласно принятому 1 февраля 1899 г. закону «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений».
В связи с обострением социальной напряженности в деревне и крестьянскими выступлениями в 1903 г. была проведена частичная реорганизация сельской полиции. Вместо выборных от крестьянства сотских, которые по традиции несли вспомогательную полицейскую службу в порядке повинности под руководством урядников, были учреждены штатные должности сельских стражников. Стражники были государственными служащими, низшими чинами полиций. Иными словами, расширен был аппарат полиции в его низшем звене. Увеличение численности городского населения сопровождалось ростом уголовной преступности, что вынуждало власти предпринять также некоторые организационные меры. В частности, еще в 1868 г. при петербургском градоначальстве создается сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска. Но первоначально это отделение влачило жалкое существование, и лишь в 1887 г. были увеличены штаты отделения и повышены оклады сотрудников, так как ранее эти оклады были значительно ниже, чем в других службах. Начиная с 80-х годов XIX в. сыскные отделения создаются и в других крупных городах (Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т.д.). Но единой системы уголовного розыска так и не возникло. Формы и методы работы сыскных отделений не регламентировались. И только 6 июля 1908 г. принимается закон «Об организации сыскной части». В развитие этого закона в 1910 г. утверждена Инструкция чинам сыскных отделений. Для общего руководства сыскной полицией в составе Департамента полиции создается специальное подразделение - восьмое делопроизводство. Однако серьезным недостатком в организации сыскных отделений являлось то, что они строились по децентрализованной системе, т.е. каждое отделение входило в полицейское управление города или уезда и замыкалось в рамках подведомственной территории. При необходимости розыска преступника за пределами этой территории начальники сыскных отделений должны были сноситься с Департаментом полиции через начальников уездных полицейских управлений, полицмейстеров и губернаторов. Штаты сыскных отделений были невелики (от 8 до 20 человек). Все это сказывалось на эффективности их работы.
Важным направлением деятельности полиции являлось проведение паспортного режима. В данном издании приводятся извлечения из Закона о паспортах и видах на жительство 1895 г. Выше уже говорилось о введении паспортов и обязательности их регистрации в полиции еще при Петре I. В 1833 г. был введен Свод уставов о паспортах и беглых, подробно регламентировавший порядок выдачи паспортов и их регистрации. Свод Уставов носил ярко выраженный феодально-сословный характер. Закон о паспортах и видах на жительство 1895 г. внес в паспортный режим некоторые коррективы в связи с отменой крепостного права и предоставлением крестьянам ряда гражданских прав. Однако в паспортном режиме сохранились пережитки феодализма.  По-прежнему существовали для разных сословий и лиц различных вероисповеданий разные виды паспортов и различный порядок их выдачи.
Революция 1905--1907 года серьезно напугала правительство. Она поколебала самые основы самодержавного строя в России. Сил полиции и жандармерии для ее подавления оказалось недостаточно, поэтому царизм с целью подавления революционного движения широко использовал войска. Так, для расстрела мирного шествия к зимнему дворцу 9 января 1905 г., когда было убито 1200 человек и ранено свыше 5 тыс. человек, использовались гвардейские и казачьи части Петербургского гарнизона.
Крупные воинские соединения использовались для подавления вооруженных восстаний на Черноморском флоте (в Севастополе, броненосце «Потемкин», крейсере «Очаков» и др.), крепостях Кронштадт и Свеаборг, вооруженного восстания в Москве.
Практически обязанности по регулированию реализации указанных конституционных прав и свобод возлагались на МВД, губернаторов и местные органы полиции. Так, к примеру, о предполагаемом собрании его организаторы должны были не позднее, чем за три дня испросить разрешение у местной полицейской власти, сообщив о месте, времени, организаторах, числе участников и теме собрания.
На МВД и губернаторов возлагалась регистрация обществ и союзов. Для этого под председательством губернаторов создавались особые присутствия по делам обществ и союзов. Надзор за деятельностью обществ и союзов возлагался на полицию.
Сразу же после подавления революции начинается поиск путей совершенствования и усиления полиции. Прежде всего, расширяется сеть охранных отделений, а в целях координации деятельности низовых охранных отделений образуются районные охранные отделения, каждое из которых руководит работой охранных отделений в нескольких губерниях. Иными словами, возникли своеобразные «охранные округа». 14 декабря 1906 г. было принято Положение о районных охранных отделениях. Вслед за тем в 1907 г. принимается Положение об охранных отделениях (низовой охранке). Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции. Он же руководил и оперативной деятельностью жандармских управлений, хотя административное руководство по-прежнему сохранялось за штабом Корпуса жандармов.
Однако стало ясно, что необходима коренная реформа полицейской системы. Первым с проектом полицейской реформы в 1907 г. выступил премьер-министр и министр внутренних дел Столыпин. Ее содержание он изложил в своей речи на заседании II Государственной думы. Столыпинский проект содержал ряд положений. Во-первых, это усиление взаимодействия различных полицейских служб, как на министерском, так и особенно на губернском уровне. Дело в том, что корпус жандармов, хотя и был передан в 1880 г. в состав МВД, а его оперативной деятельностью руководил Департамент полиции через свой Особый отдел, однако в строевом, административном и финансовом отношении все жандармские органы (в том числе и губернские жандармские управления) подчинялись не Департаменту полиции, а штабу Корпуса.
Еще большая разобщенность имела место на губернском уровне. Достаточно сказать, что в губернии так и не было создано какого-либо органа, объединявшего деятельность губернской полиции. Все полицмейстеры городов и исправники уездных управлений подчинялись губернатору напрямую. Кроме того, губернские жандармские управления были независимы от губернатора. Они должны были лишь взаимодействовать с ним. Еще в конце XIX в. была сделана слабая попытка объединить деятельность губернской полиции, когда начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции, но их инспекторские функции распространялись только на строевую часть (проведение строевых смотров). В связи с этим Столыпин предлагал следующие меры.
Во-первых, ввести на местах должности помощников губернаторов по полиции, которым подчинить как общую, так и жандармскую полицию, и охранные отделения. Губернские жандармские управления подлежали, согласно этому плану, ликвидации, а на их базе Столыпин предполагал учредить губернские полицейские управления, подчиненные губернаторам, через их помощников по делам полиции.
Во-вторых, свести все многочисленные правовые акты в единый «Устав полицейский», в котором учесть новые моменты в жизни Российского государства и, в частности, особенности полицейской службы в условиях принятия Основных законов Российской империи (конституции) 1906 г., многопартийности, разрешения, хотя и ограниченной, свободы слова, печати, союзов и т.д.
В-третьих, создать сеть полицейских учебных заведений для подготовки работников полиции, так как переводимые в жандармские органы и общую полицию армейские офицеры и чиновники, как правило, не знали особенностей полицейской службы и не были к ней готовы, особенно в новых условиях.
В-четвертых, увеличить оклады служащим полиции и жандармерии в три раза, так как только при достаточной оплате труда возможна борьба с коррупцией в полиции. Столыпин доказывал, что невозможно добиться, чтобы околоточные надзиратели при окладе 600 рублей в год не брали взяток.
Однако реформа, предложенная Столыпиным, так и не была проведена. Это объяснялось косностью и консерватизмом бюрократического аппарата и нехваткой финансовых ресурсов. Кроме того, либеральная общественность требовала, прежде чем проводить полицейскую реформу, принять законы, гарантирующие права и свободы личности, что было неприемлемо для самодержавия.
В конечном счете, правительство ограничилось небольшим увеличением штатов губернских жандармских управлений.
 И лишь 23 октября 1916 г., по существу накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов, увеличивались штаты полиции и несколько увеличивалась зарплата служащих полиции. Учитывая нехватку мужчин, годных к службе, в связи с их призывом в действующую армию, постановление разрешало принимать на службу и женщин, но только на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам. 27 февраля 1917 г. восставший народ смел самодержавие. Следует отметить, что полиция до конца осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.
Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование.



















 ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.

2.1  Реорганизация  милиции  в  полицию.  Реформа  МВД  2011  года.

     Общественный порядок в нашей стране до недавнего времени поддерживала, как всем известно, милиция. Официально полиция в России вновь возродилась только в 2011 году. 1 марта 2011 года, вступил в силу Федеральный закон "О полиции". По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало масштабному реформированию органов внутренних дел.  В ходе данной реформы произошли следующие изменения:
1. Закон «О полиции» отличается от  отмененного закона «О милиции»  резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий. Новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции».
2.  В новом законе детализирована процедура и порядок задержания. В случае применения к гражданину мер принуждения сотрудник полиции обязан объяснить причину своих действий и разъяснить гражданину его права и обязанности (п.4 ст.5 ФЗ «О полиции»). Четко прописана последовательность действий после задержания.
3. Гражданин, задержанный сотрудником полиции, имеет право на телефонный разговор со своими близкими в течение 3-х часов, если он не совершил ранее побег или не является подозреваемым в уголовном преступлении (п. 7,11 ст.14 ФЗ «О полиции»). Однако никаких правовых последствий при незачтении этой формулировки не предусмотрено. Также прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату.
4.Так же в ФЗ «О полиции» детально прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в законе «О милиции», теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился и собственник жилища. Основания для вторжения в жилище не изменились.
5. Права полицейских в новом законе существенно расширены, и на многие действия, на которые ранее требовалась санкция прокурора или решение суда, они получили право в ходе обычной работы: запрашивание сведений, составляющих, в том числе, и налоговую тайну у организаций или персональные данные граждан. В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах - она ведет базы данных 23 различных категорий граждан.
6. В новом законе более подробно описаны действия по применению спецсредств, а также основания для их применения. Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14.. Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, применяемые на митингах и концертах. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств. Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, действия полицейских определяются более четко, а значит, меньше возможностей для злоупотреблений, а с другой, степень подчиненности обычных граждан полицейским возрастает. Происходит расширение прав полиции, напрямую касающихся прав и свобод граждан.

2.2   Определение  и  нормативная  основа, регулирующая деятельность полиции.

   Полиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.        Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД. В состав полиции могут входить подразделений, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизация и ликвидация подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
    Полиция в России строит свою деятельность на основании следующих нормативно - правовых актов:
1. Конституция РФ;
2. общепризнанные принципы и нормы международного права;
3. международные договоры РФ;
4.Федеральные конституционные законы;
5. ФЗ «О полиции»;
6. другие федеральные законы;
7. нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ;
8. нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
Надзор за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

2.3 Принципы деятельности полиции.  

     В ФЗ «О полиции» большое внимание уделено основополагающим принципам деятельности данного правоохранительного органа, им посвящена целая глава этого закона.
Этими принципами являются:
1.                 Соблюдение и уважение  прав и свобод человека и  гражданина. Этот принцип обязывает  сотрудников полиции относиться  уважительно к
гражданам и выполнять их законные требования (ст. 5 ФЗ «О полиции»).
2. Законность. Все действия сотрудника полиции должны быть в соответствии с установленными законами (ст. 6 ФЗ «О полиции»).
3. Беспристрастность. Сотрудник полиции одинаково соблюдает и защищает права и свободы всех лиц, вне зависимости от их расы, пола, национальности и т.д. Сотрудник полиции не вправе состоять в какой-либо политической партии и принимать участие в ее деятельности (ст. 7 ФЗ «О полиции»).
4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой и доступной для ознакомления, как отдельных граждан, так и общественности, в рамках требований законодательства Российской Федерации (ст. 8 ФЗ «О полиции»).
5. Общественное доверие и поддержка граждан. Данный принцип направлен на формирование сотрудничества полиции, граждан и общественных объединений, с целью повышения общественного доверия к полиции (ст. 9 ФЗ «О полиции»).
6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция осуществляет сотрудничество с другими правоохранительными органами, организациями и гражданами, как на территории РФ, так и за ее пределами (ст. 10 ФЗ «О полиции»).
7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. С этим принципом связано одно из нововведений - заявления и сообщения о правонарушениях граждане могут отправлять и в электронном виде, а также данная статья может облегчить применение цифровых материалов в качестве доказательств со стороны органов государственной власти в суде (ст. 11 ФЗ «О полиции»).

2.4  Основные  направления  деятельности  полиции.

Согласно статье 2 Федерального Закона «О полиции» основными  направлениями деятельности  этого правоохранительного органа осуществляется по следующим основным направлениям:
1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4. розыск лиц;
5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6. обеспечение правопорядка в общественных местах;
7. обеспечение безопасности дорожного движения;
8. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11. государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
     Также  по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению         международного мира и безопасности.                                                                                         
    Из всего этого можно сделать вывод о том, что полиция регулирует огромное количество сфер нашей жизни и является необходимым органом для современного общества.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление в Российской Федерации такого правоохранительного органа как полиции прошло достаточно длинный исторический путь, в ходе которого было проведено множество значимых реформ, оказавших влияние на современное ее состояние. В ходе данной курсовой работы я узнал, что впервые полиция появилась еще в 18 веке при Петре I, однако тогда на этот орган возлагались несколько иные обязанности. В процессе изменения общества и государства преобразовывались и  органы полиции. По моему мнению, самые масштабные изменения произошли после революции 1917 года, потому что именно тогда начинает формироваться структура и правовая база современной полиции. Но и, конечно же, нельзя оставить без внимания вступление в силу в 2011 году Федерального закона "О полиции", ведь именно этот нормативный акт является основой организации деятельности полиции в наше время.
Необходимо отметить, что имеется и официальное мнение по Закону «О полиции»: «Закон закрепляет и раскрывает новую, партнерскую, а не доминантную, модель взаимоотношений полиции и общества. Это позволит, по нашему мнению, каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправия, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя Закона».
 В 21 веке полиция является одним из основных правоохранительных органов государства, ведь именно она обеспечивает правовой порядок и следит за исполнением законов путем непосредственного контакта с населением. На мой взгляд, сегодня в России создана полноценная правовая база для функционирования полиции. Однако время не стоит на месте, и в будущем неизбежны изменения и в этой сфере, поэтому для государства очень важно правильно оценивать достоинства и недостатки всех проведенных реформ этого правоохранительного органа в истории России.
   Исходя из содержания данной курсовой работы можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные во введении, достигнуты, так как, проанализировав материалы по данному вопросу, мне удалось раскрыть изучаемую тему.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты:
1. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-I «О милиции»
2. Конституция РФ
3. Указ президента РФ  от 01.03.2011  № 250
4. Федеральный Закон «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011
Литература:
1) Борисов А.В. «Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века». Академия МВД СССР, 1982.
2) Голикова Н.Б. «Государственные учреждения России XVI-XVIII вв.», Москва 1991.
3) Демин В.А. «Очерки истории органов внутренних дел Российского государства», Екатеринбург 2001.
4) Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII- началоXX века)», Краснодар 2003.
5) Курицин В.М. «История полиции России», издательство «ЩИТ-М», Москва 1998 .
7)                 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 266;
8)                 Верт Н. История советского государства. М.,1994.
8) Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.
9)                Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
10)            История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под, ред. Курицына В.М. М.1998.
11)           Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России,
М.,1998.
12)            Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994.
13)            Российское законодательство X - XX веков под. Ред. О.И.Чистякова М.1985.
14)            Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.
15)           Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998.
16)           Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М.,1996.
17)           Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России. //Знание сила. -1992.-№2.
18)           Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. -1998.-№4.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...