Курсовая работа на тему: "Деятельность правоохранительных органов по обеспечению защиты отдельных категорий лиц"

Курсовая работа на тему: "Деятельность правоохранительных органов по обеспечению защиты отдельных категорий лиц"


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Деятельность правоохранительных органов по обеспечению защиты отдельных категорий лиц.. 5
1.1 Меры безопасности в уголовном судопроизводстве: проблемы реализации и эффективности. 5
1.2 Виды мер безопасности. 6
2. Соблюдение и обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. 11
2.1. Правовое регулирование государственной защиты свидетелей и потерпевших  11
2.2 Пути совершенствования мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в уголовном судопроизводстве. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что статья 2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в сфере уголовного судопроизводства.
Проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм. Так, ФЗ "О полиции" установил обязанность полиции принимать меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности. ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Цель работы заключается в исследовании основных форм и способов защиты прав и свобод человека, и гражданина.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть место правоохранительных органов в государственно-правовом механизме обеспечения прав человека и гражданина в Российской Федерации,
- исследовать вопросы социальной защиты, криминологической безопасности, профилактической защиты от правонарушений и преступных посягательств,
- изучить вопросы ограничений правового статуса человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности,
- выявить проблемы обеспечения принципов законности и справедливости при осуществлении деятельности правоохранительных органов.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование. 
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся реализации основных форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина.





Установление конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (Статья 2 Конституции Российской Федерации) требует введения комплекса мер, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности участников процесса. Эти меры особенно актуальны в случаях организованной преступности, где часто проводятся действия по сокрытию, уничтожению следов преступления, созданию ложных доказательств, воздействуя на участников процесса таким образом, чтобы это было выгодно преступникам, в том числе "нейтрализуя" свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подкупая, запугивая или убивая их. Государство обязано гарантировать личную и имущественную безопасность участников уголовного судопроизводства и должностных лиц правоохранительных органов. Особенно остро стоит проблема обеспечения безопасности свидетелей и других лиц, оказывающих содействие в отправлении правосудия. Здесь наряду с совершенствованием материально-правовых гарантий безопасности необходимо развивать систему мер уголовно-процессуальной защиты.
Интеграция Российской Федерации в систему основных международных пактов и конвенций обязывает ее привести свое законодательство в соответствие с международными и европейскими требованиями в области государственной защиты участников этого процесса. Обеспечение безопасного участия граждан в уголовном судопроизводстве является одним из важных условий эффективного проведения предварительного расследования уголовного дела и его последующего судебного пересмотра. Незаконное воздействие на свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства в последние годы стремительно растет.
Меры безопасности - это меры процессуального и непроцессуального характера, применяемые органом, осуществляющим уголовное судопроизводство, для защиты участников уголовного судопроизводства, членов их семей и родственников при наличии реальной угрозы совершения против них противоправных действий в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
Проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства эффективно решается законодательством ряда государств. С 1970 года Соединенные Штаты осуществляют финансируемую государством специальную программу по защите жертв преступлений и свидетелей, которые дают показания в суде против опасных преступников. В результате были достигнуты значительные успехи в привлечении глобального внимания к этому вопросу. Конгресс принял закон о защите жертв и свидетелей преступлений (1982 год), закон об усилении безопасности свидетелей (1984 год) и закон о борьбе с преступностью (1990 год), которые гарантируют гражданам относительно безопасные и более привлекательные формы участия в уголовном судопроизводстве.
Вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и иных лиц регулируются статьями 65-75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. По смыслу Уголовно-процессуального закона можно выделить процессуальные и иные меры безопасности.
Процедурные меры безопасности включают в себя:
1) неразглашение персональных данных;
2) освобождение от явки в судебное заседание;
3) закрытое судебное заседание.
Другие меры безопасности включают в себя:
1) использование средств инженерного контроля;
2) прослушивание переговоров, проводимых с использованием технических средств связи и иных переговоров;
3) личная безопасность, защита дома и имущества;
4) изменение паспортных данных и замена документов;
5) запрет на разглашение информации.
Меры безопасности, относящиеся к первой группе, называются процессуальными, поскольку они принимаются органом, осуществляющим уголовный процесс, который ведет материальное или уголовное дело, а также осуществляются им самим. Решение о применении иных мер безопасности принимается органом, осуществляющим уголовный процесс, и это решение осуществляется специально уполномоченным законом государственным органом.
Как указано в части 3 статьи 66 УПК РФ, с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут применяться иные меры безопасности, не противоречащие УПК РФ и иным нормативным актам.
Основанием для применения мер безопасности являются достаточные сведения, свидетельствующие о наличии реальной угрозы убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иных противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, членов его семьи и родственников в связи с его участием в уголовном процессе (ч. 1 ст. 65 УПК РФ).
Меры безопасности могут быть приняты в отношении свидетелей, потерпевших, экспертов, гражданских истцов, представителей и других участников уголовного судопроизводства, членов их семей и родственников.
В соответствии с пунктом 53 статьи 6 УПК РФ членами семьи являются близкие родственники, иные родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее домашнее хозяйство.
Орган, осуществляющий уголовное производство, и должностные лица, обеспечивающие применение мер безопасности, не вправе разглашать сведения о личности охраняемого лица. Запрещается разглашение сведений о личности охраняемого лица информационными службами правоохранительных органов и иных организаций (статья 72 УПК РФ).
Решение органа, осуществляющего уголовный процесс, а также органов, обеспечивающих защиту участников уголовного процесса, членов их семей и их родственников, может быть обжаловано заинтересованным лицом в соответствии со статьей 138-140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Меры безопасности отменяются при следующих обстоятельствах:
1) когда исчезли основания для их использования;
2) Если охраняемое лицо нарушает условия осуществления мер безопасности, которые существенно затрудняют или делают невозможным их применение;;
3) после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу.
Меры безопасности в уголовном судопроизводстве предусматривают также применение мер правовой и социальной защиты лиц при наличии угрозы их жизни, здоровью, физической неприкосновенности, имуществу, чести и достоинству в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Мы можем выделить определенные виды этой деятельности:
1) применение уполномоченными государственными органами мер безопасности, предусмотренных специальными федеральными законами Российской Федерации, посвященными государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и надзорных органов, потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие в уголовном судопроизводстве;
2) применение мер правовой защиты, предусматривающих повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность, имущество, честь и достоинство защищаемых лиц.;
3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае смерти защищаемых лиц, иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.
К мерам защиты и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства относятся: неразглашение сведений о личности охраняемого лица, личная охрана, охрана жилья и имущества; прослушивание телефонных разговоров; выдача средств связи, оружия и специальных средств индивидуальной защиты и предупреждение об опасности; замена документов на новое имя и изменение внешности; переезд на другое место жительства, смена места работы или учебы; временное размещение в месте, обеспечивающем безопасность; проведение идентификации при расследовании уголовных дел без визуального контакта между идентифицируемым и идентифицирующим лицом; проведение очных ставок при расследовании уголовных дел с согласия защищаемого лица; предупреждение лиц, представляющих угрозу безопасности участников уголовного судопроизводства.
Мерами уголовно-правовой защиты являются: нормы уголовного права, непосредственно направленные на предотвращение воздействия на участников процесса и обеспечение их безопасности.
Меры социальной защиты, обеспечивающие реализацию прав на материальное возмещение, - это материальное возмещение в случае смерти защищаемого лица, в случае причинения вреда здоровью или иного вреда здоровью защищаемого лица, в случае уничтожения или повреждения имущества защищаемого лица.
Эффективность этих мер зависит от определения оснований их применения, сроков их реализации, субъектов, осуществляющих их, и других факторов. Для участников уголовного судопроизводства, подвергшихся незаконному воздействию, существует два основания для применения мер безопасности: 1) фактическое - наличие реальной угрозы применения насилия в отношении них или иных запрещенных законом действий в связи с их деятельностью по уголовному делу; 2) формальное-решение уполномоченного органа об осуществлении мер безопасности.
Меры безопасности должны применяться до тех пор, пока существует реальная угроза опасности, так как нередко эту угрозу несет не сам обвиняемый, а его родственники, невыявленные соучастники. Особого решения требует также вопрос о субъекте применения мер безопасности. Важно, чтобы на государственном уровне были четко определены те органы, которые наделены правом осуществлять меры по защите на разных этапах судопроизводства.







Нередко возникают ситуации, когда возникает острая необходимость обеспечения безопасности потерпевших или свидетелей при расследовании уголовного дела или его рассмотрении в суде. Чтобы рассмотреть вопрос о том, существуют ли меры по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей, обратимся к определению самих понятий.
Так, в части 1 статьи 42 УПК РФ от 2001 года говорится: "потерпевшим признается физическое лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный ущерб в результате совершения преступления, а также юридическое лицо, если преступлением причинен ущерб его имуществу или деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается по решению дознавателя, следователя, прокурора или суда."Статья 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет понятие свидетеля: свидетель - это лицо, которому могут быть известны любые обстоятельства, имеющие отношение к расследованию и разрешению уголовного дела, и которое призвано давать показания, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи (ред. Федеральный закон от 17.04.2017 № 73-ФЗ).
Основанием для принятия мер безопасности в отношении потерпевшего или свидетеля может быть наличие информации о том, что существует реальная угроза жизни, здоровью, имуществу и т.д.этих лиц и/или их близких родственников. Кроме того, принятие мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей часто может быть связано с угрозой физического насилия, шантажом, попытками подкупа их и другими различными обстоятельствами.
Нельзя предположить, что закон проигнорировал такой важный момент в уголовном судопроизводстве. Давайте более подробно рассмотрим вопрос обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших.
Важно, что закон предусматривает целый комплекс мер по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей. Эти меры принимаются на стадии расследования и рассмотрения уголовного дела в суде с учетом конкретной возникшей ситуации.
В целях обеспечения безопасности свидетелей и (или) потерпевших следователь вправе принять меры по сохранению в тайне сведений о личности этого лица в соответствии с частью 9 статьи 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае свидетелю или потерпевшему присваивается псевдоним, который используется при проведении следственных действий. При этом в протоколе следственного действия или протоколе судебного заседания не указываются сведения о личности свидетелей и/или потерпевших, но указываются псевдонимы, присвоенные этим лицам. Аналогичные меры могут быть применены судом при рассмотрении дела в суде. Решение о засекречивании персональных данных свидетелей и / или потерпевших оформляется постановлением следователя или судьи. В этом указе указываются причины, по которым было принято решение о том, что сведения о личности будут храниться в тайне, а также псевдонимы участников расследования и вся другая необходимая информация. Все сведения о личности засекреченных лиц и решения следователей или судей помещаются в конверт, который запечатывается и хранится в том деле, к которому они относятся.
Вышеупомянутый конверт может быть вскрыт только судьей, рассматривающим данное уголовное дело. Вы можете вскрыть конверт только для того, чтобы установить и/или проверить личность свидетелей и/или потерпевших, информацию, которая хранилась в тайне и была засекречена.
Важно отметить, что лица, чьи данные засекречены, допрашиваются в суде в условиях, исключающих возможность их визуального наблюдения другими лицами, участвующими в судебном разбирательстве. Личность этих лиц проверяется председательствующим судьей без участия каких-либо других участников текущего процесса.
При наличии угрозы применения насилия, вымогательства и иных преступных действий в отношении свидетелей и (или) потерпевших или их близких родственников в ходе следствия по ходатайству этих лиц на основании решения суда допускается наблюдение и запись телефонных и иных разговоров в соответствии с частью 2 статьи 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности потерпевших и (или) свидетелей предъявление для опознания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, осуществляется в условиях, исключающих визуальное наблюдение за опознанием лиц в соответствии с частью 8 статьи 193 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по распоряжению судьи уголовные дела могут рассматриваться в закрытом судебном заседании, если это необходимо для защиты интересов обеспечения безопасности участников судебного дела, их родственников и / или иных близких лиц. Важно, что во время закрытого судебного разбирательства посторонние лица не допускаются в зал суда ни при каких обстоятельствах.
Обращаем ваше внимание, что помимо мер по обеспечению безопасности свидетелей и / или потерпевших, которые предусмотрены уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, существует также система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, которые установлены Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных частных лиц в уголовном судопроизводстве" от 20.08. 2004 г. № 119-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Этот закон также определяет все основания для применения мер защиты, порядок применения этих прав и порядок отмены мер безопасности в случае устранения оснований для их применения.
Вышеупомянутый закон предусматривает такие меры защиты, как::
- телохранитель;
- Защита жилья и имущества;
- обеспечение конфиденциальности информации о защищаемом лице;
- временное размещение в безопасном месте;
- замена документов;
- переезд на другое место жительства и др.
Государственные меры по защите свидетелей и / или потерпевших принимаются только при наличии реальной угрозы убийства защищаемых лиц, насилия в отношении них, уничтожения или повреждения их имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Меры по обеспечению безопасности свидетелей и (или) потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства могут применяться по письменному ходатайству защищаемых лиц и с их согласия, по решению судьи, руководителя органа дознания, руководителя следственного органа или следователя.
Можно сделать вывод, что обеспечение безопасности свидетелей и/или потерпевших и/или других участников уголовного судопроизводства является важной задачей в судебном разбирательстве.
Участники уголовного судопроизводства-свидетели и потерпевшие, обеспечивающие основную доказательственную базу, а также иные лица - могут добросовестно исполнять свой долг по даче правдивых показаний только при условии их неприкосновенности и гарантий государственной защиты. Поэтому вопросы обеспечения безопасности всех участников уголовного дела являются актуальными в ходе производства по делу. Как видим, они непосредственно связаны с формированием доказательств при правильном методе расследования конкретных уголовных дел.
Ежегодно, по статистике, более 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей при расследовании уголовных дел. Следует отметить, что в настоящее время государство всерьез озабочено проблемой обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" был принят 20.08.2004 г. Указом Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1316. Министерство внутренних дел Российской Федерации создало специальную службу по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, а также утвердило Программу обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы, на которую в течение пяти лет из федерального бюджета будет выделено 1059256,1 рубля. В рамках этих мер ведется работа по обеспечению безопасных мест для свидетелей и потерпевших, их переселению и другим мерам государственной защиты. Сегодня более 700 свидетелей находятся под защитой государства, и более 3000 человек воспользовались положениями этого закона.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее-Конституция) государство признает, уважает и защищает права и свободы человека и гражданина. Эта обязанность предполагает всестороннее осуществление мер, направленных на защиту личных и имущественных прав участников уголовного судопроизводства. Наличие и эффективность таких мер особенно актуальны в случаях организованной преступности, когда в целях сокрытия или уничтожения следов преступления нередко совершаются действия по созданию ложных доказательств, воздействию на участников процесса, в том числе выгодным для преступников образом, вплоть до" нейтрализации " свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, путем подкупа их, запугивания или убийства. Кроме того, российское законодательство устанавливает государственную гарантию обеспечения личной и имущественной безопасности участников уголовного судопроизводства и должностных лиц правоохранительных органов. Кроме того, особое внимание следует уделить проблеме безопасности свидетелей и других лиц, способствующих отправлению правосудия. При этом необходимо не только совершенствовать материально-правовые гарантии безопасности, но и развивать комплексную систему мер уголовно-процессуальной защиты.
В связи с тем, что Российская Федерация является участником основополагающих международных пактов и конвенций, существует очевидная необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими требованиями в области государственной защиты участников судопроизводства. Эффективность предварительного расследования уголовного дела и его последующего судебного пересмотра во многом зависит от того, насколько защищенными чувствуют себя граждане, участвующие в уголовном судопроизводстве.
Эти основные аргументы объясняют необходимость усиления уголовной ответственности за посягательства на интересы правосудия, в том числе участников уголовного судопроизводства, которые вовлечены в сферу уголовно-процессуальных отношений по различным основаниям.
В настоящее время круг посягательств на участников уголовного процесса определяется действующим уголовным законом в главе 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).
Понятно, что цель судопроизводства признается законодателем равной общественной опасностью посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, а также других участников уголовного судопроизводства, то есть интересы правосудия и интересы личности защищаются одинаково, независимо от их функций в уголовном судопроизводстве.
Такая уголовно-процессуальная позиция законодателя, на наш взгляд, должна быть признана обоснованной, поскольку ценность человеческой жизни не может изменяться в зависимости от служебного положения того или иного лица.
Вопросы государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в полной мере возможна только в том случае, если они объединят свои усилия для решения комплекса задач обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Субъектами посягательств на участников уголовного судопроизводства могут быть любые лица, более или менее заинтересованные в принятии незаконных решений по уголовным делам (подсудимые, подозреваемые, обвиняемые, их родственники или знакомые, неустановленные соучастники преступления, свидетели и др.).).
В круг таких посягательств входят также лица, не имеющие прямого отношения к событию расследуемого преступления (например, лица, специально нанятые для оказания незаконного влияния). Таким образом, все чаще незаконное воздействие оказывается на лиц как носителей доказательственной информации о преступлении, субъектов расследования и судебного разбирательства путем воздействия на их сознание, мышление, память (например, подкуп, угроза, шантаж, физическое воздействие, похищение родственников, консультирование и др.).). Известны факты, когда воздействие, оказываемое на свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного процесса, в том числе и на следователя, носит смелый и нескрываемый характер. В результате таких преступлений участники уголовного судопроизводства вынуждены давать ложные показания, делать заведомо ложные доносы о совершении преступлений.
Каждый год потерпевшими, свидетелями и другими участниками уголовного судопроизводства становятся огромное количество людей, и многие из них на стадии предварительного или судебного разбирательства меняют свои ранее данные показания или отказываются явиться на следственные действия и судебное разбирательство. Это может быть связано с тем, что следственный орган зачастую не фиксирует факты давления и иных противоправных действий в отношении участников уголовного судопроизводства на начальном этапе в ходе допросов (допросов) или при получении иной информации.
Я считаю, что причиной этого является сложность своевременного, полного и более предметного сбора и закрепления доказательств незаконного воздействия на участников уголовного судопроизводства. Конечно, эти причины имеют субъективное обоснование, но они должны быть устранены.
Законодатель предусматривает процессуальные и непроцессуальные способы защиты участников уголовного судопроизводства от противоправного воздействия со стороны других лиц, а своевременная и качественная фиксация противоправных деяний в дальнейшем может быть основанием для возбуждения уголовного дела по признакам статьи 309 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности, носит исключительно государственный характер и направлена на выявление скрытых (скрытых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывающихся лиц. Государство строго регулирует и санкционирует такую деятельность.
Часть 5 статьи 7 Федерального закона" Об оперативно-розыскной деятельности "регламентирует, что"одним из оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности является постановление о применении мер безопасности в отношении охраняемых лиц, осуществляемое уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В части 6 статьи 14 указанного закона указано, что " органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны содействовать обеспечению сохранности и сохранности имущества своих работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и родственников этих лиц от преступных посягательств."
Мы считаем, что такая деятельность должна рассматриваться в тесной связи с уголовно-процессуальной деятельностью. Это проявляется в том, что сотрудники подразделений государственной охраны, осуществляющие деятельность по выявлению лиц, причастных к совершению преступления, устанавливают обстоятельства совершения преступления, выявляют факты противоправных действий, доказательства произошедшего, получают информацию, анализируют ее, определяют обоснованность совершения противоправных действий конкретными лицами, а затем передают ее для дальнейшего принятия процессуального решения в следственные или судебные органы.
Общая компетенция отдела по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, определена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и надзорных органов".
Кроме того, правовыми источниками регулирования правоотношений в сфере обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающий государственную защиту свидетелей путем установления уголовной ответственности за противоправные деяния (ст. 295, ч. 2 ст. 296 и ст. 309, ст. 311 УК РФ), а также Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации меры уголовно-процессуальной безопасности могут быть приняты судом, следователем, органом дознания и дознавателем в пределах их компетенции при наличии достаточных данных о том, что свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, насилием, уничтожением или повреждением их имущества или иными опасными противоправными действиями. В части 9 ст. 166 УПК РФ устанавливает право следователя при поступлении угрозы разумно обеспечить безопасность свидетеля, не раскрывая сведений о его личности в протоколе следственного действия, в котором участвует свидетель или иные участники уголовного судопроизводства.
Известны факты, когда воздействие, оказываемое на свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного процесса, в том числе и на следователя, носит смелый и нескрываемый характер.
В результате совершения таких преступлений уголовные дела подлежат рассмотрению другим составом суда, где необходимо более объективно установить объективную истину дела (особенно по многоэпизодным, тяжким и особо тяжким преступлениям), что приводит к затягиванию принятия законного процессуального решения по делу. Здесь есть реальная возможность оказать давление на участников уголовного судопроизводства, которые впоследствии вынуждены давать ложные показания, делать заведомо ложные доносы о совершении преступлений или вообще менять свои показания.
Если взять за основу Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и надзорных органов", то статья 2 этого закона гласит, что "государственной защите подлежат следующие лица: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность".; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполняющие приговоры, постановления и постановления судов (судей) по уголовным делам, решения следственных органов и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие Внутренних войск МВД Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных группировок; сотрудники Федеральной службы безопасности Российской Федерации; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие; сотрудники органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные приставы; сотрудники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявляющие и пресекающие правонарушения; сотрудники федеральных органов государственной безопасности; работники таможенных налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, а также родственники перечисленных должностных лиц."
Обсуждаемый Федеральный закон справедливо предусматривает принятие следующих мер безопасности к указанным должностным лицам, таких как "личная охрана, охрана места жительства и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и уведомление об опасности; временное размещение в безопасном месте; конфиденциальность сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), смена места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности".
Справедливо предположить, что российское уголовное право нуждается в учете Законодательного и практического опыта других государств при осуществлении мер по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Поскольку государственные и ведомственные программы, имеющие одинаковые цели, например, в США не ограничиваются защитой только лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, но и распространяются на других лиц, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального статуса, которые вносят свой вклад в уголовное правосудие. Более того, в некоторых случаях такая защита возможна довольно длительное время, а в исключительных ситуациях – на всю жизнь.
Необходимо дальнейшее изменение целевых ориентиров в правоохранительной деятельности – приоритетом должна стать не абстрактная борьба с преступностью, а ответные меры на нее через защиту каждого гражданина от преступных посягательств (последовательная переориентация идеологии организации правоохранительной деятельности с карательными действиями на обеспечение безопасности и защиту прав личности).

Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", устанавливающий систему мер государственной защиты, включая меры безопасности и меры социальной поддержки лиц, оказывающих содействие в уголовном судопроизводстве, а также определяющий основания и порядок их применения. В соответствии с законом, защите подлежат: потерпевший, свидетель и другие участники уголовного судопроизводства.
Меры защиты могут применяться до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, свидетеля или жертвы преступления, а также других лиц, содействующих предупреждению или раскрытию преступления (Статья 2). В соответствии с законом к охраняемому лицу могут применяться следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилья и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, средств связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности информации о охраняемом лице; переезд на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении охраняемого лица, находящегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Применение этих мер безопасности в каждом конкретном случае индивидуально. Основанием для применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства, насилия, порчи или уничтожения имущества в отношении защищаемого лица. Основанием для применения мер социальной защиты является смерть (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесных повреждений или иного вреда здоровью. Меры безопасности применяются на основании заявления лица, поданного в орган, уполномоченный принимать решение о применении мер безопасности.
В течение трех дней (а в экстренных случаях-немедленно) должностное лицо, получившее такое сообщение, должно проверить заявление и принять мотивированное решение о применении или неприменении мер безопасности. Закон устанавливает ответственность за непринятие мер государственной защиты или за ненадлежащее осуществление таких мер.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, рассматриваемым судом или прокуратурой, осуществляются по решению суда или прокурора органами внутренних дел, органами ФСБ, таможенными органами и Росгвардией.
В совокупности рассмотренные меры безопасности составляют основу правовой безопасности лиц, оказывающих содействие в уголовном судопроизводстве, - правового института, неизвестного до настоящего времени российским законодателям, разработка и нормативное закрепление которого является необходимым условием осуществления правосудия на современном этапе.
В связи с вышеизложенным предлагается:
Создание единого органа позволило бы решить многие проблемы, связанные с реализацией положений Закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства", поскольку существовала бы единая информационная база. Такие меры, как переезд на другое место жительства, изменение внешности, смена места работы (службы) или учебы, временное размещение в безопасном месте, возможны только при наличии соответствующих ресурсов, поскольку любому правоохранительному органу субъекта Российской Федерации будет сложно осуществить соответствующее действие.
Повышение уровня безопасности свидетелей, потерпевших и других лиц будет способствовать раскрытию преступлений. Опыт таких стран, как США, Италия и др., позволяет с уверенностью говорить о том, что реальное нападение на организованную преступность возможно только в условиях гарантированной безопасности участников судопроизводства.
1.Нормативные правовые акты
1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. - №31. – Ст. 4398.
2.                 Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 14.02.2011. - №7. – Ст. 900.
3.           Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"//"Российская газета", N 182, 25.08.2004.
4.           Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"// "Российская газета", N 82, 26.04.1995.

2.Научная и учебная литература
5.                 Баринов, Д. А. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел / Д. А. Баринов. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2014. – 264 с.
6.                 Дмитриева А. Проблемы мер государственной и обеспечения участников процесса стадии возбуждения дела // Общество право. 2015. №2 (52).
7.                 Емельянчик, О. А. Конституционные принципы службы в органах внутренних дел / О. А. Емельянчик. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2015. – 97 с.
8.                 Бутылин В.И. Основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан. – М., 2015. С. 104. 40.
9.                 Василенко Г.Н. О содержании процесса применения сотрудниками полиции специальных мер административно-правового пресечения / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика». Краснодар, 2015. С. 76-80.
10.            Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности Российская акад. правосудия. М.: Норма, 2008. 447 с. // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
11.            Войде Е.Г. Способы реализации прав человека: автореф. дис. … канд. юрид наук. – М., 2015. С. 12.
12.            Волкова К.Н. К вопросу о правовом статусе личности // Конституционализм: симбиоз науки и практики: материалы Международного круглого стола, посвященного памяти и 80-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста России, доктора юридических наук, профессора Н.В. Витрука . Ответственный редактор МархгеймМ.В..г.Белгород, 2017. С. 182-184.
13.            Галицков В.А., В. А. Крысанов В.А., Безруков А.В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел. – Екатеринбург,  2013. С. 4.
14.            Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996. С. 42. // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
15.            Гусак В.А.  К вопросу о классификации функций советской милиции в военный период (1941-1945 гг.) // История государства и права. 2013. № 24. С. 2.
16.            Жигуленков М.В. Проблемы определения места правоохранительной функции в теории функций государства // Государство и право. 2017. № 3. С. 97.
17.            Институты конституционного права / отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. М., 2013. С. 66.
18.            Исаков В. Б. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 2014. № 7. С. 23.
19.            Казимирская Ю.В. Конституционно-правовые принципы как гарантия законности ограничения личных прав и свобод человека и гражданина// Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С.211-215.
20.            Касаткина Е.М. Правовой статус личности в России и его конституционно-правовые особенности // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 136-139.
21.            Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001. С. 61. // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
22.            Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Государственное управление в области внутренних дел: Учебное пособие.  М., 1997.  С. 3. // СПС «КонсультантПлюс», 2018.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...