Курсовая работа на тему: "Понятие, правовые основы и сущность служебной дисциплины в деятельности сотрудников полиции"
ВАЖНО!!!
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Понятие, правовые основы и сущность служебной дисциплины в деятельности сотрудников полиции", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
1.1 Меры поощрения и порядок их применения и учета
1.2 Нарушение служебной дисциплины и дисциплинарные
взыскания
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОВД
2.1 Сущность служебной дисциплины, способы ее обеспечение
2.2 Единоначалие в органах внутренних дел. Обязательность
исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника). Порядок отдания
приказа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В
современное время изменившиеся экономические условия и общественные отношения
требуют теоретического осмысления сущности, роли и значения дисциплины, как
важнейшего средства наведения и поддержания общественного порядка, защиты прав
и свобод граждан. Дисциплина – неотъемлемый элемент жизни и деятельности любой
организации как объединения людей. Она направлена на обеспечение единства
членов организации и достижение поставленных целей, выступает в качестве
необходимого условия всякой общей работы.
Актуальностью
данного исследования является тот факт, что в последние годы наблюдается
устойчивая тенденция сохранения высокого уровня правонарушений среди
сотрудников, в том числе нарушений служебной дисциплины.
В
связи с тем, что эффективное выполнение задач, стоящих перед органами
внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения
сотрудниками требований законности и служебной дисциплины в своей повседневной
деятельности, эта проблема приобретает огромное значение для правоохранительной
системы в России.
Исследование проблемы
дисциплины непосредственно связано с потребностью повышения уровня
организованности, упорядоченности общественной системы и государства.
Проблема дисциплины
непосредственно связана с установлением законности во всех сферах деятельности
органов власти и управления. От этого зависит безопасность граждан, защита их
собственности и имущества, создание условий для нормальной жизнедеятельности
общественных институтов и населения.
Особенное значение
дисциплина имеет в деятельности государственных гражданских служащих,
призванных решать задачи в интересах общества и государства. Она выступает
элементом профессионализма кадров, значительно повышает культуру их
управленческого труда, его эффективность. Дисциплина государственных служащих
не складывается автоматически. Ее формирование и укрепление предполагает
соответствующую управленческую деятельность государственных органов и
должностных лиц, призванных поддерживать порядок и организованность в системе
государственной службы, что и находит отражение в такой науке, как социология
управления.
Объектом
исследования являются сотрудники полиции. Предметом
исследования является деятельность сотрудников полиции, связанные с ней
понятия, правовые основы и сущности служебной дисциплины.
Целью курсовой работы является проведение анализа основных
понятий, связанных с деятельностью полиции, выявление правовых основ и сущности
служебной дисциплины в деятельности сотрудников полиции.
В соответствии с данной целью в процессе исследования
необходимо решить следующие основные задачи:
- ознакомление с понятием служебной дисциплины;
- анализ основных понятий, связанных с деятельностью
полиции;
- изучение правовых основ и сущности служебной
дисциплины в деятельности сотрудников полиции.
Методической и информационной базой исследования выступают
законы и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы,
регламентирующие различные аспекты деятельности полицейских структур в системе
органов исполнительной власти Российской Федерации.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя два раздела,
заключения и списка используемых источников.
1. ПОНЯТИЕ
СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
Служебная дисциплина в полиции - обязательное для всех
сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством Российской
Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел,
Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних
дел, приказами и распоряжениями непосредственных начальников порядка и правил
выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав».
Понятие «служебной
дисциплины» включает в себя: обязательность ее требований для всех категорий
сотрудников органов внутренних дел; совпадение целей законности и служебной
дисциплины; детальную регламентацию правил поведения по всему спектру служебной
деятельности; повышенную правовую ответственность за нарушение требований
служебной дисциплины; обязательное соблюдение нравственных норм; единство
безусловного выполнения установленных норм и проявления активности,
самостоятельности, творчества и т.д.
1.1 Меры
поощрения и порядок их применения и учета
Главным в организации
воспитательной работы является индивидуальная работа с сотрудниками ОВД
склонными к нарушению служебной дисциплины, систематически проводятся
индивидуальные воспитательные беседы, инструктажи, рейды в том числе и по
проверке поведения в быту. Большинство случаев нарушений служебной дисциплины
личным составом обсуждаются на собраниях и заседаниях общественных
формирований.
Укрепление дисциплины и
законности является одной из важных задач, стоящих перед государством. На
необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент
Российской Федерации.
Сотрудники в силу своего социального
предназначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок,
преодолевая силовое, а порой и вооруженное противодействие отдельных
правонарушителей, организованных преступных групп, что требует
безусловного исполнения требований по соблюдению дисциплины, законности и
уставного порядка.
Отсутствие четких норм,
регламентирующих собственно служебные взаимоотношения между сотрудниками
ОВД, причем как служебные (подчиненность, дежурство, приемы и
порядок выполнения служебно-боевых задач, исполнения приказов и
инструкций), так и в[1]не
службы (в сфере быта, отдыха и досуга), приводит к росту нарушений
дисциплины и законности, увеличению безвозвратных потерь.
Так, например изучение проблем служебной
деятельности свидетельствует, что каждый третий погибший или раненый сотрудник
ОВД при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой
собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины
безопасности правоохранительной деятельности, сформулированными в
уставах, наставлениях и инструкциях МВД.
Отсутствие нормативных определений дисциплинарного
проступка, грубого либо систематического нарушения служебной дисциплины,
создает многочисленные условия для субъективизма и необъективности
дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости в работе с кадрами.
В
целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным
руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры
поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные
статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
За
добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких
результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач
повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие
меры поощрения:
1)
объявление благодарности;
2)
выплата денежной премии;
3)
награждение ценным подарком;
4) награждение почетной грамотой федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального
органа или подразделения;
5)
занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального
органа или подразделения;
6)
награждение ведомственными наградами;
7)
досрочное присвоение очередного специального звания;
8)
присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального
звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;
9)
награждение огнестрельным или холодным оружием.
2.
В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного
на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
3.
В образовательных организациях высшего образования федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с
мерами поощрения, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут применяться
следующие меры поощрения:
1)
предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательной
организации;
2)
установление именной стипендии.
4.
Допускается применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких
мер поощрения.
5.
За заслуги перед государством сотрудник органов внутренних дел может быть
представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации,
поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской
Федерации.
1.2
Нарушение служебной дисциплины и дисциплинарные взыскания
Законность и служебная
дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически,
реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать
средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные
либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать
правовые запреты. Законность как правовая характеристика особенностей
исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер
отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает
авторитетность и эффективность государственного управления.
Нарушением служебной
дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие
(бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел
законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов
внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной
инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или
подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой
в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в
неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных
контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых
руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при
выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. Другими
словами, это нарушение порядка и правил выполнения возложенных на сотрудников
органов внутренних дел обязанностей и осуществления предоставленных им
полномочий.
Грубым
нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:
1)
несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных
законодательством Российской Федерации;
2)
отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех
часов подряд в течение установленного служебного времени;
3)
нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или
иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского
освидетельствования на состояние опьянения;
4)
совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой
нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и
(или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности
федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его
территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного
вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную
ответственность;
5)
разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную
охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны),
ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это
не влечет за собой уголовную ответственность;
6)
небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и
патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой
уголовную ответственность;
7)
отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования
(обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена
законодательством Российской Федерации;
8)
неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии
для прохождения аттестации;
9)
умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в
оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие
причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную
ответственность;
10)
нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности
(охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие
последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо
заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не
влечет за собой уголовную ответственность;
11)
совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные
ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты
доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел или уполномоченного руководителя;
12)
принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение
сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального
органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение
ущерба такому имуществу;
13)
непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или
неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей;
14)
сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения
его к совершению коррупционного правонарушения;
15)
публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой
информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей,
в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит
в служебные обязанности сотрудника.
За
совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее
исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных
обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие
дисциплинарные взыскания[2]:
1)
замечание;
2)
выговор;
3)
предупреждение о неполном должностном соответствии;
4)
утратил силу;
5)
увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным настоящего
Федерального закона.
2.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно
дисциплинарное взыскание.
Порядок
применения и снятия дисциплинарного взыскания:
1.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен
затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае
отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется
соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в
письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного
взыскания.
2.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
3.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного
гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины,
обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие
результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения
дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения,
не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего,
пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по
уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
5.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня
совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки
финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух
лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не
включается время производства по уголовному делу.
6.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с
указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под
расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной
форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
8.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания,
гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он
считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
9.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное
взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания
по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или
по ходатайству его непосредственного руководителя.
Порядок
применения и снятия дисциплинарного взыскания:
1.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен
затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае
отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется
соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в
письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного
взыскания.
2.
Перед применением дисциплинарного взыскания представитель нанимателя проводит
служебную проверку.
3.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного
гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины,
обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие
результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения
дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения,
не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего,
пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по
уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
5.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня
совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки
финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух
лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не
включается время производства по уголовному делу.
6.
Копия акта государственного органа о применении к гражданскому служащему
дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается
гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания
соответствующего акта.
7.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной
форме в комиссию государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия
по служебным спорам) или в суд.
8.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания,
гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он
считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
9.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное
взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания
по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или
по ходатайству его непосредственного руководителя.
10.
При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы
в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для
замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОВД
2.1
Сущность служебной дисциплины, способы ее обеспечение
Сущность служебная дисциплина в органах внутренних дел
- соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации,
Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим
Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел
Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных
руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей
и реализации предоставленных сотруднику прав.
Сущность служебной
дисциплины:
а) личной
ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей;
б) соблюдением
сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации,
предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа
внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о
прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;
в) неукоснительным
исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника),
отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам;
г) соблюдением требований
к служебному поведению сотрудников;
д) поддержанием
сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных
обязанностей;
е) воспитанием
сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств,
сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;
ж) ответственностью
руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;
з) осуществлением
повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей
(начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей;
и) обоснованным
применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения
и дисциплинарных взысканий;
к) уважением
руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных
Служебная дисциплина является основой обеспечения и
реализации функций, возложенных государством на органы внутренних дел, которые
касаются обеспечения безопасности личности, предупреждения, пресечения,
выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений, защитой
частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Дисциплина основывается на осознании каждым
сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей и своей личной
ответственности за ее результаты. Причем дисциплина не ущемляет права личности
и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность сотрудников органов
внутренних дел, их готовность выполнять служебные задачи.
Служебная дисциплина есть, во-первых, знание
сотрудниками законов и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность
органов внутренних дел, во-вторых, их точное, строгое и сознательное
исполнение.
Правовые и нравственные нормы, которые регламентируют
деятельность правоохранительных органов, являются правовыми и нравственными
компонентами служебной дисциплины в органах внутренних дел и образуют
содержательный аспект данного понятия.
Правовой компонент служебной дисциплины включает в себя
систему правовых норм поведения сотрудника органа внутренних дел, регламентирующих
его права и обязанности.
Нравственный компонент служебной дисциплины представлен
в нравственных основах службы в ОВД, профессиональной этике сотрудников ОВД,
Присяге сотрудников ОВД.
Без дисциплины органы внутренних дел существовать не могут.
Служба в органах внутренних дел, ее специфика требуют жесткой регламентации
деятельности и поведения сотрудников органов внутренних дел.
С помощью дисциплины достигается координация действий,
обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает
возможность суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным
средством социального управления.
Сотрудник обязан:
а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности,
порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации
предоставленных ему прав;
б) выполнять приказы и распоряжения руководителей
(начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным
законам;
в) соблюдать требования к служебному поведению;
г) соблюдать субординацию;
д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от
их служебного положения и места службы;
е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании
служебной дисциплины;
ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и
иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи
с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной
жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять
обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным
законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны
требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований,
предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.
2.2 Единоначалие
в органах внутренних дел. Обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя
(начальника). Порядок отдания приказа
Главным стержнем дисциплины является беспрекословное
повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.
Одним из принципов службы
в органах внутренних дел является принцип единоначалия и субординации
(подчиненность) на службе в органах внутренних дел.
Этот принцип объективно
необходим, поскольку система управления в сфере внутренних дел
высокоцентрализована, соответствующим служебным отношениям присущ характер
власти-подчинения. В системе МВД России выстроена иерархическая система
управления, которая показывает, что полнота административной власти
сосредоточена в компетенции Министра внутренних дел Российской Федерации. Между
различными должностными лицами системы МВД России достаточно четко распределена
их компетенция, а также определены границы их персональной ответственности.
Однако, несмотря на приоритет в правовом регулировании служебных отношений в
сфере внутренних дел принципа единоначалия, все же не следует полностью
игнорировать и принцип коллегиальности, который также используется в
деятельности органов и организаций системы МВД России, а также при работе с
кадрами органов внутренних дел.
Сотрудник органов
внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым
руководителям (начальникам). Прямыми
руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители
(начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к
сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником);
сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или
младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой
должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по
специальному званию.
Приказ руководителя
(начальника) - служебное требование руководителя (начальника), обращенное к
подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о
соблюдении правил или об установлении порядка, положения.
Руководители:
1. Прямой руководитель
(начальник) это руководитель (начальник), которым он подчинен по службе, в том
числе временно;
2. Непосредственный
руководитель (начальник) ближайший к сотруднику прямой руководитель
(начальник).
Требования, предъявляемые
к приказам:
- должен соответствовать
федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников).
- обязателен для
исполнения подчиненными, за исключением явно противоречащих закону.
- отдаются в порядке
подчиненности.
Руководитель (начальник),
перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять
меры по обеспечению его исполнения. При необходимости прямой руководитель
(начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного
руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник)
сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или
подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному
руководителю (начальнику).
- должен быть ясным и
четким - не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их
превышения.
- не может быть направлен
на нарушение действующего законодательства.
- не должен содержать
формулировок, допускающих двойное толкование.
- должен быть исполнен
беспрекословно, точно и в срок.
При невозможности
исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом
руководителя (начальника), отдавшего приказ.
- не допускается критика
и обсуждение.
Виды приказов:
1. Отданный в устной
форме.
2. Отданный в письменной
форме.
Порядок исполнения
приказов:
1. Руководитель
(начальник), чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может
потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться
к руководителю (начальнику) с просьбой повторить его.
2. Исполнив приказ,
подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.
3. Об исполнении
полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому руководителю (начальнику),
отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному руководителю (начальнику).
4. Подчиненный, не
исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника),
привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством
Российской Федерации.
5. Руководитель
(начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за
соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за
непринятие мер по обеспечению его исполнения.
6. Отменить приказ имеет
право только руководитель (начальник), его отдавший, или вышестоящий прямой
руководитель (начальник).
7. Если подчиненный,
исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого руководителя (начальника)
новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного
приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому руководителю (начальнику),
отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его.
Руководитель (начальник), отдавший новый приказ, сообщает об этом руководителю
(начальнику), отдавшему первый приказ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании полученных
данных при выполнении курсовой работы можно сделать вывод о том, что успешное
выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних
дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения сотрудниками
требований законности и служебной дисциплины в своей повседневной деятельности.
Служебная дисциплина
является основой обеспечения и реализации функций, возложенных государством на
органы внутренних дел, которые касаются всех без исключения направлений их
деятельности.
Служебная дисциплина
призвана регулировать служебную деятельность, взаимоотношения между
сотрудниками. Она создаёт в служебном коллективе здоровый
морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость
подразделениями и даёт возможность с наибольшей эффективностью использовать
время, материальные ресурсы и человеческие силы для решения служебных задач.
Без дисциплины органы
внутренних дел существовать не могут. Служба в органах внутренних дел, её
специфика требуют жёсткой регламентации деятельности и поведения сотрудников.
С помощью дисциплины
достигается координация действий, обеспечивается субординация, взаимопомощь. Её
соблюдение даёт возможность суммирования усилий многих людей, является
высокоэффективным средством социального управления и способствует эффективному
решению поставленных задач.
ИСТОЧНИКИ
Нормативно правовые акты
1. Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №
6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
// Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398. "
2.
Ст. 49 Федерального закона Российской
Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (ред. от 16.12.2019),
// Собрании
законодательства РФ от 5.12.2011. – N 49 (часть I). – ст.
7020
3.
Ст. 57 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 16.12.2019), // Собрании законодательства
РФ от 5.12.2011. – N 49 (часть I). – ст.
7020
4.
Ст. 58 Федеральный закон
от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации" (ред. от 16.12.2019), // Собрании законодательства
РФ от 5.12.2011. – N 49 (часть I). – ст.
7020
5.
Ст. 47 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 16.12.2019), // Собрании законодательства
РФ от 5.12.2011. – N 49 (часть I). – ст.
7020
6.
Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377
(ред. от 07.04.2017) "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел
Российской Федерации" // Российская газета – 12.10.2012
7.
Положение о государственных наградах
Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 29.03.2013 N 294) // Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст. 4643
8.
Положение о службе в органах внутренних
дел Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ) // Советом
Федерации 25.11.2011
Научная
и учебная литература
9. Атаманчук
Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М., 2005. С. 309 //
Издательство «Омега-Л», 2009. — 579 с.
10.
Красненкова Е.В., Гладких А.Ю. Особенности
сокрытия преступной деятельности сотрудников органов внутренних дел // //
Полицейская и следственная деятельность. – 2014. – № 4. – С. 49 - 63.
11.
Кубышко В.Л., Адаев А.И., Чевердюк Л.Н., Гаврилова
Т.В., Иванов М.В. Учебно-методическое пособие. Психологическое обеспечение
профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел // ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
12.
Мальцев Е. П. Нарушение служебной дисциплины
сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые
пути её решения // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 382-384.
13.
Организация работы по укреплению служебной
дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции // Курс
лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.
14.
Психологическое обеспечение профилактики
нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел // Учебно-методическое
пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - С.3