Курсовая работа: "Структура, история становления и правовые основы деятельности Следственного департамента МВД"
ВАЖНО!!!
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Структура, история становления и правовые основы деятельности Следственного департамента МВД", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И
СТАНОВЛЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО АППАРАТА МВД РФ
1.1.Этап становления и развития
следственного аппарата
1.2.Современный период
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО АППАРАТА МВД РФ
2.1. Следователь и его правовой статус при
исполнении должностных обязанностей
2.2. Руководитель следственного органа
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА МВД РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Высокопоставленные чиновники часто говорят, что преступность и коррупция
угрожают существованию российского государства и его верховенству закона, нашей
национальной безопасности, что общество постепенно привыкло к самой угрозе и
риторической риторике по этому вопросу. В то же время следует отметить, что
благодаря усилиям правоохранительных органов и системы правосудия количество
угроз общественному порядку, а также другим преимуществам сокращается в сотни
раз.
На сегодняшний день Следственное управление Министерства внутренних дел
Российской Федерации является крупнейшим следственным устройством в стране,
которое с помощью оперативных, специальных и криминалистических подразделений
успешно расследует уголовные дела различных категории сложности. В том числе
миллиарды растрат средств и сложные схемы мошенничества в кредитно-финансовой
сфере, преступления в военно-промышленном комплексе и жилищно-коммунальные
услуги в сфере высоких технологий и бизнеса. компьютерная информация,
организованная преступная деятельность наркокартелей и кражи квартир с
несколькими эпизодами.
Следователи выполняют стоящие перед ними задачи с глубоким уважением к
закону и своей профессии. Ежегодно в их производстве находится около 1,5 млн
уголовных дел. При этом более 60% личного состава составляют офицеры – женщины,
на чьи хрупкие плечи порою ложатся многие трудности службы.
Цель данной работы – изучить структуру, задачи и функции Следственного
департамента МВД РФ.
Задачи:
1. Изучить законодательство и
соответствующую литературу;
2. Определить особенности
образования следственного аппарата МВД РФ с дореволюционного периода до
современности;
3. Изучить деятельность
Следственного департамента МВД РФ;
Объектом исследования является Следственный аппарат Министерства внутренних
дел Российской Федерации.
Предметом исследования выступает деятельность и структура Следственного
департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ГЛАВА
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО
АППАРАТА МВД РФ
1.1.Этап
становления и развития следственного аппарата
До 1860 года
расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской
полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств,
позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на
предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление
обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия
выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он
наказанию.
Одной из первых попыток
реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его
Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в
соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться
к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены
должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по
всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось
расследование незначительных
преступлений и проступков[5,c.96].
В дополнение к указу был
издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и
устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся
исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие,
давать следователями предписания, отменять их распоряжения.
Одновременно был введен в
действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».
Число следователей
устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом
уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако
назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с
губернским прокурором.
Большинство следователей
не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла
120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые
участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.
С 1864 года следователи
стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции.
Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был
иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее
трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять
обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так
и оправдывающие его. При этом он мог проверять и дополнять дознание,
проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а
также поручать полиции производство дознания и собирание иной
информации.
Информация заимствована
на сайте Министерства внутренних дел.
В результате октябрьского
переворота 1917 года все учреждения, образовывавшие судебную и
правоохранительную системы царской России, в том числе и институт судебных
следователей, были упразднены. Вместе с тем функция по осуществлению
предварительного следствия осталась за судом. Декретом о суде от 24.11.1917
производство предварительного следствия возлагалось на народных судей уездных судов
единолично, наряду с которыми были учреждены следственные комиссии при местных
Советах, а также революционные трибуналы, а в декабре того же года была
образована ВЧК как орган борьбы с контрреволюцией. В 1920 году были
ликвидированы следственные комиссии и в системе народных судов учреждена
должность народного следователя.
Таким образом, регулярное
ординарное следствие было, как и прежде, полностью сосредоточено в судебной
системе. Однако с утверждением ВЦИК в 1922 году Положения о прокурорском надзоре
народный следователь, несмотря на свою организационную принадлежность судебной
власти, подпал под процессуальное руководство прокурора. В этот период в стране
впервые разворачивается общественная и научная дискуссия, продолжающаяся и до
настоящего времени, по вопросу об оптимальной модели организации
предварительного расследования и роли в ней прокурора.
Наиболее активным
сторонником сохранения судебной модели организации предварительного следствия
по дореволюционному образцу стал первый
председатель Верховного Суда РСФСР П.Я. Стучка. Идею изъятия следственной
функции из суда и полного переподчинения ее прокуратуре высказал ставший
впоследствии прокурором СССР А.Я. Вышинский. Последний исходил из того, что
следователь должен быть низведен до роли помощника прокурора по производству
следственных действий. В конечном итоге победила точка зрения А.Я. Вышинского.
IV период (1928 - 1938 гг.) - прокурорская модель организации предварительного
расследования, которая по сути была построена на тех же началах, что полицейская
и судебная, однако уже с обвинительным "центром".
Советская правовая
доктрина строилась на отрицании идеи разделения властей, поэтому
принципиального значения вопрос о подчинении следователя в рамках этой доктрины
не имел. В организации следственных органов политическая власть
руководствовалась соображениями целесообразности. Исходя из этих соображений,
теоретическое обоснование которым дал А.Я. Вышинский, было принято решение о
полном процессуальном и организационном переподчинении следственных органов
прокурору. Правовой базой для данного решения стали: совместное
Постановление ВЦИК и СНК
РСФСР от 03.09.1928 "Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР" и
совместное Постановление ВЦИК и СНК СССР от 30.01.1929 "Об изменении и
дополнении Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре". Вместе с
тем вплоть до 1936 года прокурор республики был по должности заместителем
народного комиссара юстиции, а сама прокуратура, равно как и ее следственный
аппарат, сохраняла общую подведомственность наркомату юстиции. Тем не менее
можно однозначно утверждать, что десятилетний период с 1928 по 1938 год - это
период полной монополии прокуратуры на осуществление регулярного следствия,
которая была нарушена образованием на базе НКВД СССР двух специализированных
следственных подразделений [9,c.69].
Тенденция к разрушению
прокурорской монополии на осуществление предварительного следствия была
заложена в самой ее концептуальной основе, 17 не признававшей за следствием
самостоятельной правовой природы. В дальнейшем эта изначально порочная
концепция А.Я. Вышинского о производном характере следственной функции приведет
к тому, что каждое ведомство, обладающее теми или иными полицейскими
полномочиями, будет стремиться "отщипнуть" для себя еще и частичку
следственных функций.
Период
(1938 - 2010 гг.) - прокурорско-полицейская модель организации предварительного
расследования - это уже ведомственнополицентричная модель. Приказом НКВД СССР
от 22.12.1938 в названном ведомстве была образована следственная часть, которая
впоследствии разделилась на следственные части Главного управления
государственной безопасности и Главного экономического управления.
Принимая во внимание, что
НКВД фактически совмещал в себе функции, которые обычно разделены между двумя
ведомствами - обеспечение государственной безопасности и общественного порядка,
вполне обоснованно можно утверждать о частичном возврате к полицейской модели
организации предварительного следствия, которая господствовала в дореформенной
России XIX века. Фактически, исключая небольшой перерыв с января по ноябрь 1994
года, органы государственной безопасности будут постоянно обладать своим
следственным подразделением. Аналогичные следственные подразделения будут
образованы еще в двух ведомствах: в органах Госнаркоконтроля и налоговых
органах[15,c.120].
1.2.Современный
период
На сегодняшний день
органы предварительного следствия МВД России представляют собой
самостоятельную, строго централизованную структуру, имеющую разветвлённую,
хорошо организованную систему следственных подразделений. Возглавляемая
Следственным департаментом МВД России, она включает в себя 84 следственных
органа МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации; 10 следственных
органов управлений внутренних дел на транспорте; следственную часть ГУ МВД
России по Северо-Кавказскому федеральному округу.
По своей роли в сфере
борьбы с преступностью, количеству расследуемых дел и укреплению законности
следственный аппарат МВД России занимает ведущее место в системе органов
предварительного расследования. Ежегодно силами свыше 45 тысяч сотрудников
расследуется более полутора миллионов уголовных дел, т.е. почти 82 % всех дел,
находящихся в производстве правоохранительных органов страны. Это огромная
работа и колоссальная ответственность, обусловленные возложенными задачами.
Понимание их важности, серьёзности и значимости для развития гармоничного и
справедливого общества требует полной отдачи сил и знаний от каждого,
объединения усилий для их максимально эффективного решения.
Приоритетными задачами,
стоящими перед органами предварительного следствия, являются обеспечение защиты
прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений,
возмещение потерпевшим причинённого ущерба, повышение уровня защищённости
интересов личности, общества и государства от преступных посягательств,
качества и объективности предварительного следствия, в том числе в раскрытии и
расследовании преступлений[11,c.130].
В условиях современной
экономической ситуации самого активного и целенаправленного противодействия,
тщательного расследования требуют хищения бюджетных средств, выделенных на
реализацию государственных программ, оборонный и агропромышленный комплексы, а
также преступные посягательства в кредитно-банковской сфере и
жилищно-коммунальном хозяйстве.
Основные задачи
Следственного департамента:
- выработка предложений по
формированию государственной политики в сфере расследования преступлений,
организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения
законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
-
организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного
расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного
и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних
дел;
- расследование наиболее
сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также
представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений
непосредственно следователями Следственного департамента;
- осуществление в
пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по
вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием
преступлений.
Основные функции
Следственного департамента:
- организация и
осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной
сфере деятельности;
- разработка и реализация
мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению
законности при его производстве, совершенствованию организации следственной
работы;
- участие в определении
основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их
совершенствованию в пределах установленной компетенции;
- осуществление в
установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного
следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного
судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за
расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и
методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных
производств по этим делам;
- изучение, обобщение и
внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации
предварительного следствия, разработка для использования на практике
современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание
Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России;
- организация оказания
практической и методической помощи органам предварительного следствия;
- представление в
необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по
соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции
Следственного комитета;
- координация
производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений,
носящих международный и межрегиональный характер;
- организация
взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с
органами, осуществляющими оперативно- разыскную, экспертно-криминалистическую
деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным
делам, и в пределах своей компетенции - с другими органами государственной
власти;
- организация
производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих
международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную
общественную опасность и значимость преступлений;
- обращение в
установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами
об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с
законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также
организация исполнения аналогичных запросов;
- организация
рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем,
жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и
сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством
предварительного следствия по уголовным делам;
- участие в правовой
пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов
предварительного следствия.
Возглавляет органы
предварительного следствия Следственный комитет РФ, который был выведен из
центрального аппарата МВД РФ, и стал федеральным государственным органом
обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства
Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. В соответствии с ФЗ «О
Следственном комитете Российской Федерации» 28.12.2010 г., определяются
основные задачи Следственного комитета РФ.
Следственный комитет
анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности
следственных подразделений органов внутренних дел, разрабатывает меры по
повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению
законности.
Постоянно
совершенствуется общее планирование работы следственного управления.
Составлению планов работы предшествует анализ оперативной обстановки в целом по
области и непосредственно в районе, динамики преступности, результатов
следственной работы [8,c.76].
Настоящий период в
развитии следственных органов необходимо рассматривать как переходный.
Образование СК России - это реализация стратегии развития следственных органов,
которая была намечена в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1. Концепция
предусматривает создание единого следственного аппарата, организационно
отделенного как от прокуратуры, так и от органов внутренних дел и
государственной безопасности.
Таким образом, логически
наиболее последовательным сценарием дальнейшего развития следственных органов в
России должна стать их унификация по моноцентричному принципу путем создания
единого следственного органа на базе СК России с одновременным упразднением
каких-либо иных органов, уполномоченных на осуществление регулярного следствия.
ГЛАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО АППАРАТА
МВД РФ
2.1.
Следователь и его правовой статус при исполнении должностных обязанностей
При разработке
действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ было внесено много новелл,
ранее неизвестных отечественному правоприменителю. Отмечая в целом
положительный характер введения новшеств, хочется обратить внимание на главное:
следователь - основной субъект доказывания, лицо, отвечающее за ход и
результаты расследования по уголовному делу, поставлен в ряде случаев в
невыносимые условия.
Из-за несовершенства ныне
действующего уголовно-процессуального законодательства он в целом ряде случаев
попадает в процессуальные ловушки, то есть в ситуации, когда он нарушит закон,
как бы ни поступил; на него ложится ответственность за неявку защитника
обвиняемого, переводчика, а также судебного медика или иного врача для участия
в наружном осмотре трупа; фактические данные, собранные при этом с нарушением
закона, теряют силу доказательства.
Следователь уполномочен
государством предупреждать свидетелей и потерпевших об уголовной
ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний, но
государство и в данном случае подводит следователя, поскольку отказывается
принять закон, обеспечивающий реальную безопасность свидетелей и потерпевших, с
которыми все чаще расправляются обвиняемые и их сообщники. По этим причинам
нередко следователи не решаются направлять в суд дела и вынуждены их прекращать
(а как показывает практика, и приостанавливать по надуманным основаниям) после
кропотливого и длительного труда [16,c.116].
Но прекращение уголовного
дела, освобождение от уголовной ответственности лица в связи с недопустимостью
доказательств, полученных с нарушением закона, также нарушение закона; будучи
освобождено от уголовной ответственности, такое лицо, уверовав в
безнаказанность, продолжит преступную деятельность, может расправиться с
изобличавшими его свидетелями и потерпевшими, да и с самим следователем.
Вопрос исследования
уголовно-процессуального статуса следователя так или иначе в разное время
находил свое отражение. В настоящее время в связи с введением в действие
Уголовно-
процессуального кодекса РФ
актуальность проблемных аспектов указанного вопроса вновь встала на «повестке
дня».
Весьма значимая роль в
уголовно-процессуальном доказывании принадлежит органам предварительного
следствия - следователям различных государственных органов. Процессуальное
положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
В соответствии со ст. 38
УПК следователь уполномочен возбуждать, с согласия руководителя следственного
органа, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать
руководителю следственного органа для направления по подследственности,
принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за
исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного
разрешения или согласия прокурора.
В гл. 6 УПК РФ
следователь отнесен к участникам процесса со стороны обвинения, однако это не
означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит
односторонний обвинительный характер. Он обязан осуществлять все следственные и
иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления
и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных
обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права
всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого,
потерпевшего, гражданского истца и других. Это следует из ч. 1 ст. 6 УПК, в
равной мере требующей обеспечения прав и интересов лиц, потерпевших от
преступления, так и защиты прав личности от незаконного и необоснованного
обвинения, ограничения ее прав и свобод. Такая обязанность следователя вытекает
из требования ст. 73 УПК, где сказано, что по делу должны быть доказаны не
только событие преступления, виновность лица в его совершении, отягчающие
обстоятельства, но и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого,
характер и размер вреда, причиненного преступлением, а также обстоятельства,
исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание, могущие
повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания [9,c.87].
Для установления всех
этих обстоятельств следователь вправе производить любые следственные действия,
предусмотренные законом: вызывать по находящимся в его производстве делам
практически любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта,
производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.
д.; требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и
граждан представления предметов и документов, производства ревизии; на основании
и в порядке, установленноых законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским
истцом и ответчиком, осуществлять задержание подозреваемых, применять меры
пресечения и иные меры процессуального принуждения, привлекать лиц в качестве
обвиняемых; приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные
дела, а также направлять их через прокурора в суд.
Как должностное лицо,
осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой
процессуальной самостоятельностью и независимостью. В соответствии с законом
(п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК) следователь самостоятельно направляет ход расследования,
принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за
исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия
руководителя следственного органа.
В целях обеспечения его
процессуальной самостоятельности и независимости при разрешении важнейших
вопросов следствия, существенно затрагивающих права и свободы человека и
дальнейшую судьбу уголовного дела, закон (УПК РФ) устанавливает право
следователя не согласиться с решениями и указаниями прокурора по некоторым
вопросам.
По расследуемым им делам
следователь взаимодействует с органами дознания. Он вправе давать в случаях и
порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные
поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных
действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте,
производстве иных процессуальных действий, а также получать содействий при их
осуществлении.
Установив в ходе
предварительного следствия обстоятельства, способствовавшие совершению
преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или
соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению
указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление
подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мера не позднее
одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).
Представляется, что
нигде, как в нашей стране, нет столь детально регламентированного письменного
досудебного сбора доказательств, отступление от которого влечет недопустимость
доказательств. Поэтому, по моему мнению, указанное направление для дальнейшего
совершенствования предварительного следствия является тупиковым. Оно к тому же
противоречит требованиям международно-правовых норм, ориентирующих на быстрое,
эффективное, упрощенное предварительное следствие.
В этой связи к уголовному
процессу России, прежде всего, наиболее точно применимо следующее высказывание
профессора права из США Стивена Теймана, известного по ряду публикаций в нашей
стране: «На Европейском континенте главной причиной нарушения прав обвиняемого
на немедленное судебное разбирательство является сложное, педантичное,
письменное оформление материалов в досудебном этапе уголовного процесса». При
этом С. Тейман приводит сведения, убедительно свидетельствующие о том, что в
целом ряде стран Западной Европы уже активно проводятся реформы по упрощению
процедуры предварительного следствия, прежде всего по делам о «мелких
правонарушениях или в тех случаях, когда подозреваемый задержан с поличным».
Как и в прежнем
уголовно-процессуальном законе, в УПК РФ функция руководства расследованием
распределена между следователем, руководителем следственного органа и
прокурором. Распределение процессуальных полномочий между указанными
должностными лицами не дает, на мой взгляд, какого-то однозначного ответа на
вопрос: кто же на самом деле руководит предварительным следствием. Более того,
сам факт распределения полномочий свидетельствует о том, что функциональные
взаимоотношения между должностными лицами, ведущими судопроизводство, образуют
динамичную систему «сдержек и противовесов», позволяющую при реализации
уголовно-процессуальных отношений активизировать полномочия того или иного
субъекта процесса. Поскольку процесс расследования зависит от множества не
процессуальных факторов, в том числе и субъективного характера (например,
характер личных взаимоотношений между прокурором, следователем и руководителем
следственного органа, их опыт работы, знание законодательства, отношение к делу
и т. д.), в конкретных ситуациях ведущую роль в направлении хода следствия
могут играть и следователь, и прокурор, и руководитель следственного органа, а
коллизионные вопросы следствия разрешаются по восходящей иерархии [7,c.210].
2.2.
Руководитель следственного органа
Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо
нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и
передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой
передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать
уголовное дело к своему производству;
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы
уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления
следователя;
2.1)отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного
органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления
руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного
расследования;
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве
отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об
избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о
квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения
о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об
избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о
производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании
судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия
уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия
следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если
им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего
руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;
7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о
прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае,
предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
8) продлевать срок предварительного расследования;
9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по
уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;
10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие
по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой
статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с
пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;
11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о
производстве дополнительного расследования;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в
порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему
производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая
при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными
настоящим Кодексом.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в
письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания
руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю
вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их
исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного
дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве
обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры
пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по
судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом
следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа
материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя
следственного органа.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток
требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления
следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства,
допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения
следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного
или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений
либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями
прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей
статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации,
руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации
по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также
руководители следственных органов соответствующих федеральных органов
исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной
власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по
районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их
заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается
Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями
следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти
(при соответствующих федеральных органах исполнительной власти)
[10,c.89].
околооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколо
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА МВД РОССИИ
Начало XXI
века отмечено новым витком развития криминала: рейдерские захваты, незаконный
оборот наркотиков, хищения и мошенничества в особо крупных размерах, незаконная
банковская деятельность - вот неполный перечень тех противозаконных деяний, с
расследованием которых пришлось столкнуться следователям органов внутренних
дел.
Широкую огласку получило расследование уголовных дел о незаконных сборах
денежных средств с продавцов Черкизовского рынка со стороны руководства ООО
«Коммерческо-благотворительная фирма АСТ»; о присвоении и растрате 60 млн
рублей со стороны бывшего руководства государственного предприятия «Московский
монетный двор» (ММД), выплаченных фиктивной фирме за якобы оказанные услуги по
продвижению продукции ММД в Индии.
В практике следователей органов внутренних дел имелись успешные
расследования контрабандных поставок в Россию наркотических
средств из Латинской Америки, Таджикистана, стран Европы и Прибалтики; хищений
денежных средств с использованием компьютерных технологий в международной
системе электронных платежей WebMoney; подделки и распространения пластиковых
карт «Америкэн Экспресс» и «Виза-Электрон».
Появились первые
уголовные дела о скимминг-атаках, то есть хищениях денежных средств держателей
пластиковых карт с использованием специальных устройств - скиммеров, которые
устанавливались непосредственно на картоприёмник и клавиатуру банкомата. В
мировой практике впервые создан прецедент успешного расследования
вымогательства денег у букмекерских фирм Великобритании под угрозой применения
с территории России компьютерных атак (DDOS-атак) на серверы этих компаний в
период проведения спортивных соревнований, вызывающих отключение
функционирования букмекерских систем [14,c.96].
В настоящее время
преступность приобрела качественно новые формы, возросло количество
преступлений, имеющих транснациональный характер: терроризм, незаконный оборот
оружия, наркотических средств, работорговля и нелегальная миграция населения,
торговля человеческими органами и тканями, мошенничество с применением новейших
платёжных средств и информационных систем, легализация (отмывание) доходов от
преступной деятельности и другие преступные деяния, представляющие серьёзную
угрозу безопасности любого государства.
Всё это требует
прогрессивных подходов к борьбе с преступностью, выработки стратегии и тактики
противодействия криминалу, в том числе с использованием новых технологий.
Можно с уверенностью
сказать, что современные следственные подразделения органов внутренних дел
обладают необходимым потенциалом для решения задач на высоком уровне.
На сегодняшний день
органы предварительного следствия МВД России представляют собой
самостоятельную, строго централизованную структуру, имеющую разветвлённую,
хорошо организованную систему следственных подразделений. Возглавляемая Следственным
департаментом МВД России, она включает в себя 84 следственных органа МВД, ГУ
МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации; 10 следственных органов управлений
внутренних дел на транспорте; следственную часть ГУ МВД России по
Северо-Кавказскому федеральному округу.
По своей роли в сфере
борьбы с преступностью, количеству расследуемых дел и укреплению законности
следственный аппарат МВД России занимает ведущее место в системе органов
предварительного расследования. Ежегодно силами свыше 45 тысяч сотрудников
расследуется более полутора миллионов уголовных дел, т.е. почти 82 % всех дел,
находящихся в производстве правоохранительных органов страны. Это огромная
работа и колоссальная ответственность, обусловленные возложенными задачами.
Понимание их важности, серьёзности и значимости для развития гармоничного и
справедливого общества требует полной отдачи сил и знаний от каждого,
объединения усилий для их максимально эффективного решения.
Приоритетными задачами,
стоящими перед органами предварительного следствия, являются обеспечение защиты
прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений,
возмещение потерпевшим причинённого ущерба, повышение уровня защищённости
интересов личности, общества и государства от преступных посягательств,
качества и объективности предварительного следствия, в том числе в раскрытии и
расследовании преступлений.
В условиях современной
экономической ситуации самого активного и целенаправленного противодействия,
тщательного расследования требуют хищения бюджетных средств, выделенных на
реализацию государственных программ, оборонный и агропромышленный комплексы, а
также преступные посягательства в кредитно-банковской сфере и
жилищно-коммунальном хозяйстве.
Важнейшим направлением
работы остаётся расследование преступлений, совершённых в сфере
оборонно-промышленного комплекса. В числе привлечённых к уголовной
ответственности руководители коммерческих организаций, похищавшие денежные
стредства при выполнении договоров [19,c.68].
Всё острее встаёт задача
по противодействию прогрессивно развивающимся видам интеллектуальной
преступности. Рост информационных технологий, расширение сфер применения
мобильной связи и платежей, интернет-банкинга, применение банковских мобильных
приложений в предпринимательской деятельности и повседневной жизни создают
предпосылки для их использования в преступных целях. Всё большее
распространение получают кибератаки на банковский сектор, направленные на
списание денежных средств с корреспондентских счетов кредитных организаций. А
это, в свою очередь, угрожает не только финансовой системе государства, но и
национальной безопасности.
Следственными
подразделениями органов внутренних дел наработана практика расследования так
называемых киберпреступлений.
В 2016 году
Замоскворецким районным судом г. Москвы вынесен обвинительный приговор по
уголовному делу, находившемуся в производстве Следственного департамента МВД
России, в отношении членов преступного сообщества, совершивших в 2011 году
хищения свыше 70 млн рублей со счетов клиентов различных кредитно-финансовых
учреждений с использованием вредоносных компьютерных программ и неправомерного
доступа к охраняемой законом компьютерной информации.
Впервые в современной
правоприменительной практике к ответственности за создание преступного
сообщества и участие в нём для совершения мошенничеств с использованием
вредоносного программного обеспечения и неправомерного доступа к компьютерной
информации привлечены обвиняемые, общение которых между собой осуществлялось
путём зашифрованной переписки в сети Интернет, исключавшей личные встречи. Для
конспирации своих действий преступники использовали технические средства
безопасности, через сетевые псевдонимы скрывали личные данные.
Современная
организованная преступность всё чаще приобретает транснациональный характер. В
силу этого насущной необходимостью является укрепление связей с зарубежными
коллегами в целях консолидации совместных усилий в борьбе с международной
преступностью во всех её проявлениях.
На сегодняшний день
следственными подразделениями МВД России осуществляется эффективное
взаимодействие с правоохранительными органами более 100 стран мира - как в
многостороннем формате (ШОС, ООН, ЕС, СНГ, ОДКБ и др.), так и в рамках
двустороннего сотрудничества. Среди новых направлений необходимо выделить
объединение АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Так, благодаря
эффективному взаимодействию с компетентными органами Республики Камбоджа стала
возможной депортация в Россию для привлечения к уголовной ответственности
Полонского, обвиняемого в хищении денежных средств дольщиков на общую сумму
свыше 2,5 млрд рублей.
В апреле 2016 года
успешно осуществлена экстрадиция из Итальянской Республики бывшего руководителя
Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской
Федерации Безделова, обвиняемого в хищениях и легализации денежных средств,
выделенных из федерального бюджета на обустройство пунктов пропуска через
государственную границу России.
Ещё одним важным шагом в
этом направлении стало подписание на Совете глав государств СНГ 16 октября 2015
года Соглашения о порядке создания и деятельности совместных
следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СНГ,
которое позволило упростить порядок взаимодействия членов
следственно-оперативных групп, что приведёт к более оперативному решению
вопросов противодействия преступности и станет важным инструментом в
обеспечении принципа неотвратимости наказания [15,c.86].
Указом Президента
Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании
государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Её функции по
предварительному расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотиков, и около 290 тысяч уголовных дел переданы органам внутренних дел. В
структурное и штатное построение органов предварительного следствия в системе
МВД России внесены изменения с учётом сохранения численности ликвидированной
ФСКН. Это позволило сохранить профессиональное ядро наиболее квалифицированных
сотрудников, обеспечить непрерывность процесса расследования уголовных дел, их
своевременное завершение и направление в суд.
В сентябре 2016 года
Электростальским районным судом Московской области к длительным срокам лишения
свободы (от 14 до 20 лет со штрафами в размере от 600 до 900 тысяч рублей)
приговорены руководители и активные участники преступного сообщества Сандалов,
Каримов, Джафаров, Рауф и др., которые организовали канал поставки героина с
территории Афганистана транзитом через Таджикистан, Киргизию и Казахстан в
Российскую Федерацию и сеть его розничного сбыта в г. Москве, Московской и
Липецкой областях. Из незаконного оборота изъято более 103 кг героина.
В борьбе с этим
глобальным злом следует понимать, что недостаточно заниматься раскрытием
преступлений в сфере наркобизнеса и профилактикой наркопреступности. Необходимо
решать проблему подрыва её экономических основ. Высокие темпы развития
современных информационных и финансовых технологий позволяют организованным
группировкам разрабатывать новые способы легализации денежных средств.
Используются различные платёжные механизмы как для распределения получаемых
доходов, так и для проведения взаиморасчётов между наркодельцами (банковские и
почтовые переводы, переводы посредством электронных платёжных систем, мобильные
платежи). Всё чаще средства криминального происхождения, в том числе от
незаконного оборота наркотиков, используются в целях финансирования
международных террористических групп, противодействие которым находится в сфере
ответственности МВД России.
Выступая на расширенном
заседании коллегии МВД России в марте 2017 года, Президент Российской Федерации
Владимир Путин указал на необходимость пресекать любые проявления экстремизма,
активнее внедрять эффективные методы противодействия.
Опасность этих явлений
очевидна, они посягают на политическую и правовую стабильность,
распространяются на сферы общественного сознания, морали и идеологии, то есть
представляют многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности,
общества и государства. И противостояние этой угрозе - одна из важнейших задач
правоохранительных органов [21].
околооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколо
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следственный департамент
Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД
России) является самостоятельным структурным подразделением центрального
аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и
осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а
также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений,
отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской
Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об
уголовном судопроизводстве.
Следственный департамент
МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства
и выполняет функции головного подразделения по организации в системе
Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности
следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Деятельность органов
предварительного следствия осуществляете в соответствии с принципами уважения
прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции
невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами
государственной власть субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и общественными объединениями.
В органы предварительного
следствия входят: Следственный комитет РФ, следственные управления
Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления
(управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации,
следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел
в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних
дел в закрытых административно территориальных образованиях, на особо важных и
режимных объекта следственные управления (отделы, отделения, группы) при
органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Появляющиеся новые вызовы и угрозы со стороны криминала ставят и новые
задачи перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, в том числе
органами следствия. Залог их успешного решения - в максимальном использовании
потенциала каждого сотрудника. Требуется тщательный подход к подбору кадров.
Наряду с профессиональными и организаторскими способностями учитываются
нравственные и морально-этические качества кандидатов. Любое правонарушение со
стороны представителя органов внутренних дел наносит серьёзный удар по
авторитету правоохранительной системы, бросает тень на всех, кто честно
выполняет свою работу.
околооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколо
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовно-процессуальный кодекс от 18 декабря 2001 года
№174-ФЗ (ред.17.04.2017) // Российская газета, спецвыпуск №2861 (0) от
22.12.2001.
2. Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1998 №1422
«О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе
Министерства внутренних дел Российской федерации» (ред.30.06.2016) //
pravo.gov.ru
3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года №248 «Вопросы
Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред.21.12.2016) //
Российская газета, выпуск №5419 (43) от 02.03.2011.
4. Приказ МВД России от 1 июля 2011 г. №780 «Об утверждении
положения о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской
Федерации».
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы.
Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2012.
6. Правоохранительные органы. Учебник / Под. ?ед. Н.А.
Петухова, Г.И. Загорского. - М.: Дашков и К, 2012.
7. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. / Под ?ед.
О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М.: ЮНИТИ, 2012.
8. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. / Под ?ед.
О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012.
9. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ?ед. В.П.
Божьева. - М.: Юрайт, 2012.
10. Правоохранительные органы Российской Федерации. Сборник
нормативных актов. / Сост. В.К. Бобров, М.В. Боброва. - М.: ЩИТ-М, 2011.
11. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. Учебник.
2-е изд., пе?ераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004
12. История полиции России :Краткий исторический очерк и
основные документы: Учебное пособие /[В.М. Курицын, В.В. Альхименко, В. П.
Коряков и др.]; Под ред. В. М. Курицына. -М. :Изд-во "Щит-М",1998.
-200 с.
13. Предварительное следствие Учеб для курсантов и слушателей
образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по
специальности «Юриспруденция» / Под ред. М.В. Мешкова-M. ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 559
с.
14. Чернявский А.Г. Правоохранительные органы: учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / А.Г.
Чернявский, CM. Кузнецов, Н.Д. Эриашвили; под ред. Б.Н. Габричидзе. — M.:
ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 511 с.
15. Шалитаев В.Ю. Правовые основы деятельности Следственного
комитета РФ.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.- №3. -
2013. - c.309
16. Лодыгин С.Н. Прокуратура российской федерации: вопросы
взаимодействия с органами, осуществляющими предварительное расследование.//
Вестник ВГГУ. - №4. - 2014. -
c.417
17. Лапицкий Ю.А. Организационно-правовые основы деятельности
Следственного комитета РФ.//Вестник РГУ им. С.А. Есенина. - №28.- 2013.- c.547.
18. Щеглова Е.А. Взаимодействие прокуратуры и следственных
органов в сфере осуществления уголовного преследования.//Юридические науки. -
№1.- 2014.- c.326
19. Саакян Д.О.Единый Следственный комитет России: взгляды за
и против.// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- №3. - 2014. - c.359
20. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. -
М.: Зерцало-М, 2014.- 456 с.
21. Божьев В.П. Правоохранительные органы России: Учебник. -
М.: Юрайт., 2012.-356 с.
22. Министерство внутренних дел. История возникновения
Следственного департамента МВД РФ: [https://mvd.ru] //URL:
https://mvd.ru/mvd/structure1/Departamenti/Sledstvennij_departament/Istorija
23. Министерство внутренних дел. Доклад заместителя министра
внутренних дел – начальника следственного департамента МВД РФ Романова
Александра Владимировича: [https://mvd.ru/] //
URL:https://mvd..ru/mvd/structure1/Departamenti/Sledstvennij_departament/NovostiSD/item/9368854
околооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколомоколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколооколо
