Консультация для родителей
О чем говорить с ребенком в семье?Диалог или монолог?
Уважаемые
родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых,
обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать
про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего
ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки
будут ему необходимы в школе.
Устная речь
человека существует в двух формах: диалогической и
монологической.
Для диалога характерны
короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика,
жесты, интонация.
В устной
разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый. Какое
сейчас время года?
Ребенок. Весна.
Взрослый. Какие
птицы прилетают к нам весной?
Ребенок. Весной
из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми,
делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность
можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых
с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее
умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют,
развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Дети, с которыми
не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются
медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для бесед
очень разнообразны. С детьми младшего
возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких
вещах. С детьми постарше можно обсуждать
режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос,
армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны
проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому
интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится
вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас
послушать про его дела.
Развитию
диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный
телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый,
который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребенок. Добрый день, Татьяна Петровна.
Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?
Ребенок. С вами разговаривает Оля.
Взрослый. Оля, мама дома?
Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.
Диалогической
речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно,
и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание
просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог – речь одного
человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность
рассказа.
Большинство детей
на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно
описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у
некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают
слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не
хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать
знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три
предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок,
рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…),
придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку
предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это
кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые
волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую
полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С
куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают». Потом берется другой
предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать.
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и
три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы
предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом
рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок старшего
дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания
о предметах. При этом
инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой
предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит
посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют
чай. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи,
а я буду отгадывать».
Как научить
ребенка связному, последовательному рассказу по
картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут
иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения
новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать
ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по
картинке.
Советы родителям
1.
Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
2.
Помните, что основные собеседники для ребенка в семье
– мама, папа, бабушка или дедушка.
3.
Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать
с ребенком в свободное время.
4.
Приобретайте репродукции художественных картин,
альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
5.
Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,
«Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
6.
Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и
сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте,
запишите новые.