Лекция по обществознанию на тему «ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА»
(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание )
Термин «источник права»
неоднозначно понимался юристами различных эпох. Но большинство из них были
уверены в том, что им следует обозначать все то, откуда мы узнаем о нормах
права..
Основными формами права являются
правовой обычай,
прецедент,
договор,
нормативно-правовой акт.
Правовой обычай — это самая
древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков..
Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который
формировался веками и постепенно вошел в привычку в поведении людей. Это не
совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи
создаются и в наше время и применяются в различных правовых ситуациях. Закон не
может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношении, которые
выстраиваются в жизни. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила,
которые довольно успешно применяются субъектами права, способны оказать
существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношении.
В настоящее время в
нашей стране появились различные обычаи. которые позволяют решать множество
проблем между участниками правовых отношений. Например, в соответствии со
статьей 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило
поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано
ли оно в каком-либо документе.
Прецедент — это решение суда (судебный прецедент) или должностного лица
(административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в
дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Родиной
прецедента по праву считают Англию. Английские суды с давних времен не просто
применяли право, но и участвовали в его создании.
В дореволюционной России
многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются
судебной практикой. Известный юрист Е.Н.Трубецкой писал: «В жизни всегда
встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен
играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы,
суд волей-неволей создает новые нормы». Однако большинство юристов убедительно
доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная практика не
должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — конкретизировать правовые
нормы в процессе их толкования.
Договор представляет собой соглашение двух или более
лиц, которое приводит к
возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В настоящее время роль договора возросла в юридической
практике нашей страны. В соответствии с действующим законодательством можно
заключать любые договоры, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное
— они не должны противоречить праву. Кроме того, статья 422 ГК РФ устанавливает
приоритет договора над тем законом, который принимается позже. В пункте 2
указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон,
устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при
заключении договора, условия договора сохраняют силу».
Все договоры по функционально-содержательной
природе могут быть разделены на
индивидуальные и
нормативные. К первой категории относят, например, договор
подряда между заказчиком и исполнителем. Нормативные же договоры
рассматриваются как соглашение между правотворческими субъектами, которые
устанавливают правовые нормы для многочисленного круга лиц, и рассчитаны на
неоднократное применение. Таковым, например, является договор между Россией и
Францией о торгово-экономическом сотрудничестве. Современные юристы считают,
что источниками права выступают только нормативные договоры.
Наиболее
распространенным источником права в нашей стране считается нормативно-правовой
акт — важный юридический документ, который принимается в
особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным
органом.
Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих
юристов, достаточно много преимуществ по сравнению с другими источниками права.
Например, в нормативно-правовых актах правила поведения прописаны четко и
конкретно.
Нормативно-правовые акты
делятся на законы, принимаемые высшим представительным и
законодательным органом государства (парламентом) и обладающие высшей
юридической силой, и подзаконные акты,
принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К подзаконным
актам относятся указы президента, постановления правительства, приказы министерств
и др.
Высшей юридической силой
в стране обладает Конституция — Основной
закон государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К
настоящему времени в Великобритании существует неписаная Конституция, которую
составляют акты с XIII по XXI в. Впервые как единый закон Конституция была
принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юридическим актом,
имеющим значение Конституции, были Основные законы Российской империи 1906 г.,
базой для которых послужили положения Манифеста 17 октября 1905 года.
С юридической точки зрения
Конституция как важный документ государства имеет определенные признаки.
1.
Конституция обладает
высшей юридической силой. Все нормативно-правовые акты должны издаваться в
строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чем.
2.
Конституция носит
основополагающий, учредительный характер. Она устанавливает основы
государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан,
систему органов власти, порядок их образования н компетенцию.
3.
Конституция
служит базой для текущего законодательства. На ее основе принимаются другие
законы. В самой Конституции может быть указано на необходимость принятия
какого-либо за кона.
4.
Конституция
отличается стабильностью, а потому предусмотрен усложненный порядок ее
пересмотра. По степени стабильности конституции бывают гибкие (могут быть изменены путем
принятия обычного закона), жесткие
(изменение конституции требует
квалифицированного большинства голосов членов парламента) и особо жесткие (внесение поправок в конституцию включает
дополнительную стадию ратификации, которая осуществляется путем референдума,
двойного голосования в парламенте или утверждения субъектами федерации).
Ныне действующая
Конституция была принята 12
декабря 1993 г. Человек, его
права были провозглашены высшей ценностью, а носителем суверенитета,
источником власти был объявлен народ. Этот документ признал частную
собственность и разделение властей, идеологическое и политическое
многообразие.
В развитие Конституции
государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты. Федеральные
законы принимаются Государственной Думой и проходят сложную
процедуру законотворческого процесса. Глава государства — президент — может
издавать указы по различным
вопросам внутренней и внешней политики. Осуществляя исполнительную власть,
правительство может издавать распоряжения и
постановления по текущим важным вопросам жизни общества.
Министерства и ведомства из дают приказы и
инструкции по различным вопросам их компетенции.
Нормативно-правовые акты публикуются в официальном печатном органе, например в
«Российской газете».
Нормативно-правовые акты
могут вступать в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, а
также с момента наступления определенных обстоятельств. Например, в документе
может быть сказано о том, что он вступает в силу с момента подписания, с
момента опубликования или при вступлении в силу другого нормативно-правового
акта. Если же ничто из названных обстоятельств не указано, то следует иметь в
виду, что законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального
опубликования, нормативно-правовые акты президента или правительства — по
истечении 7 дней. Акты министерств и ведомств — через 10 дней. Порядок
вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных
органов может определяться ими самостоятельно.
Нормативно-правовые акты
прекращают свое действие по истечении срока, на который они были приняты, при
отмене специальным актом, при принятии нового нормативно-правового акта,
который регулирует подобную ситуацию, при исчезновении обстоятельств, которые регулировал нормативно-правовой акт.
Особая деятельность по созданию и
изменению правовых норм называется правотворчеством. 'Это
творческая деятельность людей, осуществляемая по особым правилам.
Правотворческий процесс — весьма сложная деятельность субъектов права,
которая опирается на важные принципы демократизма (создание правовых норм
должно учитывать интересы народа), непосредственной связи с реальной жизнью,
практикой, научности (при создании правовых норм важно учитывать закономерности
эволюции права).
1.
Какие значения
имеет понятие «источник права»?
2.
Что такое
правовой обычай? Какова его роль в юридической практике?
3.
Дайте определение
понятию «прецедент».
4.
Охарактеризуйте
договор как источник права. В чем различие индивидуального и нормативного
договора?
5.
Дайте определение
понятия «нормативно-правовой акт».
6.
Каковы признаки
конституции. В чем ее отличие от других нормативно-правовых актов?