ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ.
Типология изучаемых явлений - одна из важных
задач науки. Поскольку объект науки постоянно изменяется, существует в разных
формах, то наука стремится открыть во всех его проявлениях общие свойства,
упорядочить многообразие вариаций. Для этого она использует разные методы.
Первый из них - классификация. Классификация - это выделение некоторой группы
(класса) явлений на основе их тождества между собой и отличия от других
явлений. Осуществляется она, как правило, на эмпирическом уровне, на уровне
наблюдаемых свойств явлений. Однако для сложных систем классификация
оказывается недостаточной, здесь становится необходим другой метод -
типологизация. Типологизация - это причисление изучаемого предмета к
какому-либо типу. Тип, к которому относят определенный круг явлений, уже не дан
в опыте.
Культурно-исторический тип - это теоретическая
конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни
явления культуры и отличающие их от других.
М.ВеберТаким образом, типологизация возможна
только на теоретическом уровне исследования, поскольку она связана с выделением
общих и существенных свойств явлений. Типология всегда связана с идеализацией,
т.е. построением идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся от конкретных
свойств объектов. Тип, по определению немецкого социолога М.Вебера (1864 -
1920), является идеальным типом, теоретическим построением. Его нельзя найти в
чистом виде в реальности. Так же как не существует в реальности абсолютно
прямой линии или абсолютно твердого тела. Это лишь идеализации, которые
создаются наукой для описания мира, но в самом мире они отсутствуют. Вместе с
тем реальные явления нельзя понять и объяснить, если их не отнести к
определенному типу.
Историческая типология органически связана с
периодизацией. Культурно-исторический тип характеризует культуру как особую
ступень, стадию ее развития. Анализ и сопоставление исторических типов
культуры, выяснение их последовательности устанавливает периодизацию культуры.
Большое значение при построении типологических понятий имеет сравнительно-исторический
метод, посредством которого устанавливается повторяемость культурных явлений,
присущих различным историческим эпохам и социальным системам. В процессе
типологизации чрезвычайно важна роль научной гипотезы, научного принципа.
Именно с их помощью выделяются существенные признаки, в соответствии с которыми
осуществляется распределение и упорядочение культурноисторического материала.
Примерами культурно-исторических типов
являются понятия Ренессанса, Реформации, Просвещения. Они характеризуют
сущность культурных явлений соответствующих исторических эпох. Н.И.Конрад в
своей работе "Запад и Восток" разработал понятие Ренессанса как
особого культурно-исторического типа. Конрад выделил три главных черты
Возрождения:
1. Обращение к древности, возрождение старых
культурных ценностей.
2. Расцвет художественной и духовной культуры
в целом.
3. Особое внимание к человеческой личности, ее
духовному миру. Гуманизм, считающий человека высшей ценностью бытия, -
важнейший признак Возрождения.
Конрад полагал, что если в истории культуры на
определенном этапе ее развития имеют место эти признаки, то можно говорить о
Ренессансе.
Типологий может быть несколько. Типология
осуществляется путем выделения какого-либо основания, параметра, критерия, на
основе которого различаются типы культуры. Таких оснований может быть много.
Выбор критерия для типологизации определяется интересами, целями и задачами
исследования.
Приведем примеры отдельных типологических
подходов и типологических теорий культуры. Существует историческая
(стадиальная) типология культуры, в основу которой положен анализ временного
изменения культуры. В соответствии с этим выделяются как культурно-исторические
типы культура Древнего мира, средневековая культура, культура эпохи
Возрождения, культура Нового и Новейшего времени. В зависимости от региональной
принадлежности, выделяют западный, восточный и смешанный западно-восточный типы
культуры. В зависимости от соотношения в культуре традиций и современности
различают традиционные и модернистские (современные) культуры. В марксистской
теории типы культуры выделяются в соответствии с общественно-экономическими
формациями.
В концепции Ю.М.Лотмана деление истории
культуры осуществляется по семиотическому основанию. В соответствии с этим он
выделяет два типа культуры: дописьменную и письменную. Канадский культуролог
М.Маклюэн в основу своей типологической концепции положил тип коммуникаций. В
соответствии с этим он выделяет три исторических типа культуры: культуру устной
традиции, культуру письменной и печатной традиции и электронный тип культуры.
М.Вебер положил в основу своей типологии культуры способ активности субъекта и
характер его отношений с миром. В соответствии с этим он выделил три типа
культуры:
1. Индобуддистский, для которого характерно
отстранение, уход человека от мира.
2. Китайско-конфуцианский, который основан на
приспособлении человека к миру, к окружающей его природной и социальной среде.
3. Христианский, которому присуща ориентация
на изменение, преобразование человеком мира.