Доклад на тему: "Нечистая сила"

Доклад на тему: "Нечистая сила"


1)В основе народных мифологических представлений об устройстве мира лежат поверья, связанные с персонажами «низшей» мифологической системы, т.е. с образами нечистой силы..

 

2)Характерно, что образы народной демонологии определяются то как божества, то как полу божества или духи, то как дьяволы.

 

Каждый конкретный образ характеризуется в той или иной местности особым составом признаков: на одной территории известны всего две-три характерные черты, присущие этому образу, а на другой этнографы фиксируют целый спектр  признаков, через которые этот персонаж описывается.

 

Трудности, связанные с идентификацией мифологического персонажа.

Например- если зафиксированное в определенной зоне название персонажа не совпадает со словом ведьма и характеризуется нетрадиционным составом признаков ,то бывает непросто определить, считать ли его вариантом той же самой демонологической группы.

 

3)Несмотря на большую научную литературу, посвященную изучению образа восточнославянской русалки, до сих пор не выявлен до конца её конкретный образ касаемо местонахождения и внешнего облика: в одних местах типичной для нее оказывается связь с водой, в других — с житным полем или лесом; где-то она описывается как молодая красивая девушка, а где-то как старая уродливая баба.

 

Вместе с тем, и наличие узнаваемого имени далеко не всегда относится к конкретному образу. Казалось бы, восточнославянский термин домовик предствляет собой домашнего духа-опекуна. Однако в западном Полесье под таким названием может выступать образ приходящего в дом извне вредоносного духа, покойника, умершего колдуна; либо зооморфного персонажа (ужа, ласки) и т.п.

 

 

4)ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙВ НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЯХ

Происхождения сведены в конечном счете к : 1) демонологизация умерших людей и 2)демонологизация живых, имеющих признаки «двоедушников». (они находит свое воплощение в двух разных ипостасях) 3)Следующая группа демонических образов включает персонажи, условно определяемые в литературе как «духи природы», т.е. такие, которые населяют природное пространство (водные источники, лес, поле).

 

5)Особый «разгул» нечистой силы, по верованиям, бывает на святки; в это время мертвые якобы выходят из могил и навещают родственников; летом «тот» свет открыт для общения живых и мертвых на Иванов день.

 

6) Большинство «святочных» духов в русских поверьях не имеют четких признаков конкретного мифологического персонажа; это скорее некое множество демонов неясного облика, которые появляются и вредят людям в период святок.

 

Сезонность пребывания на земле выступает как ведущий признак в характеристике русалок, о которых известно, что весной в период цветения растений появляются в травах, в злаковом поле, в местах у воды, в лесу.

 

Известны также поверья о периодах весенней активизации и зимней «спячки» водяного. На Русском Севере бытуют рассказы о том, что он спит зимой на дне водоемов и просыпается в начале апреля. Весной при «пробуждении» водяного крестьяне жертвовали ему лошадиные и баранья головы, петухов, хлеб, мед — со словами: «На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью».

 

Трудно объяснимыми приходится признать поверья о календарной приуроченности поведения полудемонических существ (ведьм, колдунов). В большинстве случаев говорится о том, что ведьмы «активизируются» на Иванов день. Говорят, что в этот день ведьмы из ада выходят, потому сжигать их надо». Такие представления связаны, по-видимому, с поверьями о двоедушии ведьмы.

 

 

Таким образом, можно предположить, что представленные данные о сезонных переходах духов с «того» света на землю и обратно содержат отголоски архаических верований об устройстве народного календаря, в которых наблюдения над сменами времен года совмещались с мифологическими представлениями о периодах «открытости» границы между земным и потусторонним мирами.

 

 

8)Основной набор стереотипов звукового поведения мифологических персонажей включает три группы акустических характеристик: 

1) звуковое поведение в пространстве дома;

2) звуковое поведение природного пространства; 

3) речевое поведение нечистой силы.

 

 Примеры звукового общения:

Все виды шумов, производимых домовым, осмыслялись в народной среде как своеобразный «язык» общения с человеком.

 

Самым типичным акустическим знаком лесного духа считается громкий хохот, который слышится из лесных зарослей или которым он путает при встрече с человеком. На Русском Севере полагали, что леший может лаять собакой, мяукать, стрекотать, как сорока.

 

Водяного можно узнать в ночной тиши по шумному поведению у воды: громкому крику, хохоту, хлопанью в ладоши, шлепанью по воде .

 

Присутствие русалок часто определялось по их звуковому поведению. В Полесье оно описывалось следующими глаголами и выражениями: «русалки гудят», «пищать, «кричат», «хохочут».

 

Русалка

Происхождение образа русалки составляет трудную до сих пор нерешаемую проблему.

Большом разнобой сведений народных поверий о русалках, которые касались вопросов:

а) их происхождении,  б) внешности, в) мест их обитания; г) вредоносных или полезных функций

Однако, одна важнейших особенностей образа русалки — сезонности ее появления и исчезновения. Кстати сказать, это один из наиболее устойчивых признаков, характерный для разных локальных традиций: русалки появлялись на Троицу (или в Семик).

 

Ими становились души девушек, умерших или родившиеся на Русальной неделе (неделя, следующая за Троицей,реже — предшествующая ей.)

 

Основные типы описаний внешности русалок: а) немолодые, уродливые», 6) «красивые молодые в) «полуженщина-полурыба», г) нейтральный тип

 

По наблюдениям Д. К.Зеленина, южнорусская традиция изображает русалок красавицами, а северорусская — безобразными старухами.

 

Как известно, все исследователи отмечали невозможность однозначно определить место обитания русалок: это вода, деревья, ржаное поле, конопля, перекрестки дорог, лес, кладбища, болото.


 

Широко известные для этого периода запреты ткать, прясть,шить, сновать, иначе по ночам будет приходить русалка и прясть в хате.

 

Русалкам, кроме того, приписывается функция похищения детей, особенно тех, которых оставляют в поле во время жатвы. Вместе с тем, в быличках часто описывается ситуация, когда русалка забавляла оставленного в поле ребенка.

Былички и бывальщины русских старожилов Прибайкалья и Забайкалья говорят, что русалка отбирает и возвращает рыболовные снасти, мешает рыбачить рыбакам; тушит огонь на лодке во время ночной рыбалки.

Система оберегов и способы защиты от русалок, подробно рассмотренные Д. К. Зелениным практически ничем не отличаются от традиционных защитных приемов, направленных против «нечистой силы.

 

ВЕДЬМА.

Параллельно используются названия следующего типа: знахарка,колдунья, чародейка. валшёбница, варбжка, шэптуха. (иногда бранные выражения: «тая, шчо знае»,«чертовка», «змея», гадюка»)

Преимущественно антропоморфная (женская) .—реальная женщина, которая обладает сверхъестественными свойствами и использует их во вредоносных целях.

 

Оборотничество. Один из наиболее интенсивных признаков ведьмы. Чаще всего принимает вид:жабы, кошки, ‘собаки, свиньи; может также обернуться птицей .

Обычно реальная женщина проявляет себя как ведьма по определенным дням. Например,в Полесье это прежде всего Купальская ночь, а также Юрьев день, Зеленые святки, Благовещение, Пасха и некоторые другие.

Иногда время активизации относят к периоду полнолуния или к темным грозовым ночам.

 

 

Лесовик( Ле́ший и леосвиха) — дух-хозяин леса .

В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку.


 

Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Также, прикинувшись знакомым, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать. Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка.

В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил. 


Домовой

В литературе не раз отмечалась однотипность устойчивость восточнославянских поверий о домовом, в разных локальных традициях.

Основные его характеристики заключаются в том, что он присутствует в каждом доме, оберегает скотину, помогает по хозяйству.

 

Это не просто дух ,а прежде всего опекун всего хозяйства, в определенном смысле хозяин и глава всей семьи, живущей в доме. По поверьям, он воплощал умершего предка, опекающего свой род. Отсюда и устойчивая традиция описывать его по преимуществу антропоморфный облик: седой старик, иногда похожий на живого или ранее умершего хозяина дома. Этот же круг представлений определяет и локализацию домового: он якобы обитает па печи, за печью, в углах.

 

Домовой может мучать, гонять по ночам нелюбимую скотину, показывает свое незримое присутствие по ночам стуком, скрипом ; предсказывает будущее, наваливаясь на спящего ,прикасаясь к нему мохнатой или голой рукой; предвещает смерть, пожар; помогает по хозяйству (молотит или сушит зерно, присматривает за детьми); обижается на хозяев и наказывает их за непочтительное к нему; сбрасывает со спящих одеяло, душит, щиплет, разоряет хозяйство.

 

 

Есть и злой дух по имени домовик. Главной особенностью поверий можно считать сближение домового с приходящие извне вредоносным духом. При сохранении названия домовик тот персонаж получает резко негативную оценку и причисляется к нечистой силе, от которой хотели избавиться.

Ритуальные формы контактов человека с домовым.

До сих пор сохранились поверья о необходимости обрядового приглашения домовика с собой при переезде в новый дом. Часто они сопровождались специальными пригласительными словесными формулами следующего типа: «Хозяин, хозяин, поедем с нами!.



Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...