Памятка к написанию Отчета производственной практики (педагогической) по психологии
К итоговой конференции в Отчете (Приложение А) в разделе «Психология»
студенту необходимо представить:
1. Социально-психологическую характеристику классного коллектива (Приложение Б).
Примерный объем социально-психолого-педагогической
характеристики классного коллектива составляет от 5 до 7 стандартных
машинописных страниц (14 шрифтом через 1,5 интервала). На титульном листе –
традиционное оформление как и для рефератов, курсовых, с обязательным указанием
фамилии студента, факультета … и фамилии методиста по психологии.
Текст сдавать в папке вместе с
протоколами, заполненными бланками, результатами обработки.
В тексте характеристики
обязательно должны быть в обобщенном виде представлены и проинтерпретированы
результаты психологической диагностики.
Для качественного выполнения
задания рекомендуется провести не менее двух психодиагностических методик. Особое внимание следует обратить на
освещение последних (заключительных) пунктов характеристики, т.е. на психологические
выводы и конкретные педагогические рекомендации относительно улучшения
социально-психологического климата детского коллектива. Следует помнить, что
социально-психологическое изучение коллектива выполняется с педагогическими
целями.
2. Социально-психологическую характеристику ученика (Приложение В).
3. К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через
анкеты, беседы, психодиагностические методики и др. методы диагностики. Без
приложений этих материалов характеристики не принимаются, и педпрактика не
засчитывается (Приложение 1-6).
Задачи
и содержание педагогической практики на
4 курсах
Во время практики студенты
проводят многообразную учебно-воспитательную работу с учащимися. Одно из направлений
ее – руководство коллективом школьников. Практиканты учат ребят жить и
трудиться в коллективе, учатся сами
организовывать коллективные дела, создавать и поддерживать внутриколлективные
взаимоотношения. Овладение умениями работать с коллективом учащихся может быть
успешным, если практикант одновременно будет овладевать тактикой изучения
данной общности, вскрывать структуру коллектива, уровень развития, реально
существующие отношения, направленность и др.
Предлагаемое задание нацеливает
студентов-практикантов на изучение коллектива учащихся и составление его
психолого-педагогической характеристики.
При всей важности предлагаемых
приемов (анкетирование, дискуссии, беседы, социометрия) главным методом сбора
материала должно быть «включенное наблюдение», которое
предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом
случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех
дел. Это наблюдение наиболее результативное.
Социально-психолого-педагогическая характеристика
9 «Б» класса МОУ СОШ №12
г. Горно-Алтайск
Приложение Б
Примерная схема составления социально-психологической
характеристики
школьного коллектива
1.
Краткое описание школы в целом (район,
статус школы, состав учащихся и т.д.)
2.
Общие сведения о классе и истории его
формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной
состав, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и
т.д.).
3. Официально-деловые отношения в классе.
План
работы (поручения, их выполняемость); учет интересов учащихся (общественные
дела, их направленность); организация вечеров, конкурсов, экскурсий и т.д.
4.
Межличностные отношения в классе.
а)
Товарищество и дружба в классе.
Неофициальные
лидеры, характер их влияния на класс, его причины, отношение к «вожакам»
официальных лидеров; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения
к ним товарищей; нейтральные.
Взаимоотношения
внутри коллектива (степень сплоченности,
наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень
заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг
к другу. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам.
Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным
руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых
мероприятий, праздников, вечеров; участие учеников. Особенности взаимоотношений
между мальчиками и девочками;
б)
эмоциональный фон класса, настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях,
развлечениях и во время отдыха.
в)
коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри
страны и за рубежом, приходу нового учителя, родителей, директора, ухода в
другую школу одноклассников.
г)
требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одноклассников,
сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства,
драк, воровства), одобрение заслуживающих одобрение поступков взрослых,
сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.
д)
исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность классного коллектива.
Дисциплина.
5.
Учебная деятельность коллектива:
а)
успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы ликвидации отставания
по учебе. Взаимопомощь по учебе.
б)
культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины.
Факультативы, их роль, отношение учащихся к ним.
в)
отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность
выполнения домашних заданий. Взаимная помощь, коллективные подготовки. Отношение
учащихся к дополнительным занятиям, консультациям.
6.
Общественно-полезный труд.
Трудовые
навыки и умения. Отношение к труду. Индивидуальные особенности отношения к
труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм
и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых
участвовали учащиеся. Оценка результатов.
7. Отношения
коллектива с другими классами: место и роль классного коллектива в
жизни школы. Участие класса в мероприятиях общешкольного характера. Межколлективные связи класса внутри школы.
8.
Жизнь членов классного коллектива вне школы: друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев,
количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной
литературы, тематика. Художественная самодеятельность. Культурные запросы,
включая моду.
9.
Влияние социального окружения, родителей
и общественности на коллектив класса; отношение учеников класса к событиям
внутри страны и за рубежом.
10.
Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся
(ученик-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и
т.п.); анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияния отдельных
школьников на коллектив.
11.
Руководство классным коллективом. Личность
классного руководителя. Образование, стаж. Сколько лет работает с данным
классом. Отношение классного руководителя к классу. Культура, интересы
классного руководителя. Отношение к классным, внеклассным мероприятиям, связь с
родителями, отношение к ним. Инициативность, принципиальность,
целеустремленность, умение управлять классом. Умение адекватно планировать содержание
и организацию воспитательной работы в классе и претворять в жизнь планы. Знание
индивидуальных особенностей учащихся. Авторитет среди учеников. Отношение к
коллективу учителей. Оценка его директором, завучем.
12.
Содержание работы, проведенной студентом-практикантом
в целях развития межличностных отношений в классе, влияния на динамику
классного коллектива.
13.
Общие выводы. Специфические черты
данного классного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и
обобщения всего изученного материала. Определение основных недостатков
организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.
Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным
коллективом (со стороны учителей, классного руководителя, родителей, ученических
общественных организаций).
Приложение В
Психолого-педагогическая
характеристика школьника
Памятка
по определению индивидуального подхода
к
учащимся в зависимости от особенностей
их
темперамента
1. САНГВИНИЧЕСКИЙ – СИЛЬНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ,
ПОДВИЖНЫЙ
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.
Высокий уровень подвижности, проявляющийся в походке, жестикуляции,
выражении лица, всегда отражающее внутреннее состояние, настроение.
2.
Общительность. Умение общаться с людьми, избегать конфликтов, снимать
напряжение, возникающее в отношениях между людьми.
3.
Оптимизм. Преобладание хорошего настроения.
4.
Живость и эмоциональность речи.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОСТОИНСТВА
|
НЕДОСТАТКИ
|
|
Быстрота восприятия
|
Поверхностность
|
|
Стремление к новизне
|
Непостоянство
|
|
Легкость овладения
деятельностью
|
Отсутствие настойчивости
упорства в преодолении трудностей и
препятствий
|
|
Умение увлечь других
|
Нуждается во внешнем стимуле
|
|
Широта и разнообразие
интересов
|
Отсутствие склонности доводить
начатое дело до конца
|
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
1.
Четкость, определенность, бескомпромиссность предъявления
требований, (что, как и к какому сроку
надо сделать).
2.
Постоянный систематический контроль за исполнением требований (надо
держать в поле зрения).
3.
При оценке результатов хвалить за старание, прилежание, усердие.
2. ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТИП - СИЛЬНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ,
ВОЗБУДИМЫЙ, ПОДВИЖНЫЙ
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.
Стремительность, резкость, неосторожность движений
2.
Стремление верховодить, невежественность. В отношениях с другими людьми,
вспыльчивость, конфликтность.
3.
Контрастность, быстрая смена настроения.
4.
Убедительность, категоричность речи.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОСТОИНСТВА
|
НЕДОСТАТКИ
|
Целеустремленность
|
Невнимание ко всему, что не
входит в рамки первостепенного интереса
|
Способность реализовать физические
и духовные силы
|
Срывы депрессии, сменяющиеся
подъемами
|
Настойчивость в достижении поставленной
цели
|
Допускается неразборчивость в
выборе средств
|
Требовательность
|
Безжалостность
|
Организаторские
способности
|
Авторитарность
|
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХОДА
1.
Формирование действительного мотива (побудителя) должно предшествовать
предъявления любого требования. При этом внешне выраженная опора на достоинства
личности, как правило, позволяет снять сопротивлении требования, которое не
должно быть категорично.
2.
Контроль за исполнением требования должен носить скрытый характер.
3.
Лучший вариант оценки – самооценка по предложенным учителем критериям.
4.
ФЛЕГМАТИЧНЫЙ
ТИП – СИЛЬНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ, ИНЕРТНЫЙ
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.
Малая подвижность. Тяжеловесность и неосторожность движений.
2.
Организационная потребность в общении. Инициативу в установлении и
поддерживании контактов, как правило, не проявляют.
3.
Спокойствие. Отсутствие резко выраженных, ярко окрашенных эмоций.
4.
Неразговорчивость. Уклончивость, эмоциональная нейтральность;
высказываний.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОСТОИНСТВА
|
НЕДОСТАТКИ
|
Глубокая сосредоточенность на
избранном деле.
|
Замедленность восприятия.
|
Привычка доводить начатое
дело до конца.
|
Трудность переключения с одного
на другое
|
Способность выполнять работу,
требующую больших усилий.
|
Ограниченность интересов.
|
Надежность.
|
Нерасторопность.
|
Постоянство.
|
Безынициативность.
|
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
1.
Неторопливость, настойчивость в предъявлении требований.
2.
Контроль на начальном этапе выполнения требований с тем, чтобы
определить, правильный путь реализации требований выбран.
3.
При оценки результатов особое внимание следует уделять
аргументированности.
4.
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ
ТИП - СЛАБЫЙ
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.
Малая подвижность. Осторожность и точность движений.
2.
Противоречивость поведения в общении, уходит от общения, но очень
нуждается во внимании и поддержке.
3.
Неуверенность, преобладание плохого настроения.
4.
Тихая, медленная, неуверенная
речь, нередко поражающая точностью меткостью наблюдений.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПА В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОСТОИНСТВА
|
НЕДОСТАТКИ
|
Наблюдательность,
восприимчивость
|
Неуверенность
|
Точность, скрупулезность
|
Большая зависимость от условий,
в которых протекает деятельность
|
Интуиция и чутье
|
Ранимость
|
Постоянная ориентировка на
окружение
|
Внушаемость
|
Чувство меры, такт
|
Отсутствие отрицательных
качеств
|
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХОДА
1.
Одобрение при предъявлении требований.
2.
Моральная поддержка в процессе предъявления требований. Постоянное
побуждение к преодолению строго дозированных препятствий.
3.
В ходе оценки результатов формировать уверенность в том, что при
настойчивости могут быть преодолены любые трудности.
5.
СМЕШАННЫЕ ТИПЫ
Возможны самые распространенные
варианты в зависимости от уровня проявления силы, уравновешенности,
подвижности. Каждое из этих качеств может быть выражено относительно. Каждый
вариант комбинации будет иметь свои внешние, тоже комбинированные проявления,
свои условные качества, которые должны учитываться при предъявлении требований,
при осуществлении контроля и при оценке результатов.
Следует
иметь в виду, что деловые и нравственные качества, являются
социально-обусловленным и подлежат формированию и совершенствованию
деятельности. Развивающийся характер деятельности обеспечивается реализацией
следующих требований:
1.
Надо обеспечить четкое осознание цели, на достижение которой направлена
деятельность. Целенаправленности надо учить.
2.
В центре внимания должно быть формирование устойчивых личностно-значимых
и социально-ценных мотивов, побуждающих к деятельности.
3.
Развитие обеспечивается осознанным выбором средств, используемых для
достижения результатов. К средствам относятся: знания и способы деятельности.
4.
Развитие личности осуществляется и в процессе критического осознания
результата. Следует обеспечить, во-первых, удовлетворение результатом, во-
вторых, критическое отношение к достигнутому результату, что будет побуждать к
совершенствованию.
ВЫЯВЛЕНИЕ
ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ
На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно
по выбору задания, различающиеся по:
·
сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);
·
практической или теоретической направленности познавательной
деятельности;
·
характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором
обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1.
Желание себя испытать.
2.
Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3.
Интерес к предмету.
4.
Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5.
Полезно, пригодится в будущей работе.
6.
Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7.
Уверенность в успехе по данному предмету.
8.
Легко учиться.
9.
Желание преодолеть трудности.
10.
Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11.
Желательно иметь авторитет среди товарищей, т.к. этот предмет престижен
в данном коллективе.
12.
Нравится учитель.
13.
Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14.
Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15.
Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16.
Чтобы не ругали родители, учителя.
Все названные мотивы учения учитель распределяет по
восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика
выбираемых заданий:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛИ
1.
Самоопределение — 5, 14, 15
2.
Познавательные — 3, 4
3.
Узкопрактические — 5,6
4.
Саморазвитие — 1,2,9
5.
Общение с учителем — 12
6.
Общение со сверстниками — 10
7.
Самоутверждение — 13
8.
Избежание неприятностей — 8,
17
Анализ избранных
мотивов позволит учителю распределить учащихся на три группы:
Первая группа включает учащихся,
воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что
побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные
интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную»
жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.
Приложение 1
ТЕСТЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. СОЦИОМЕТРИЯ
Метод разработан Дж.
Морено. В настоящее время имеет много модификаций.
Цель: Социометрический
тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий
между членами группы и решения следующих задач:
а) измерение
степени
сплоченности-разобщенности в
группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов
групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет
сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы
впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп,
повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы: Бланк социометрического
опроса, список членов группы, социоматрица.
Подготовка
исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста,
начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В
зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от
особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются
критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для
выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких
членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического
теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью
первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения
которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений,
не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).
В зависимости от
ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и
негативные («С кем бы Вы не хотели работать?»).
После выбора и
формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень
критериев.
Порядок
исследования: Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая
разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть
важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,
гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст
инструкции: «При формировании Вашей группы, естественно, не могли
быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом.
Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего
руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности
вашего коллектива.
Постарайтесь быть
искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться
установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к
экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы
во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу
осуществить негативный выбор.
После этого
приступаем непосредственно к опросу. Ему
подвергаются все члены
группы. Респонденты должны
записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в
опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен
следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать
и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться,
подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка
членов группы, не
следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих
желательно написать на доске.
Возможны три
основных способа выбора:
а) количество
выборов ограничивается 3—5,
б) разрешается полная свобода выбора (каждый
может записать столько решений, сколько пожелает),
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в
зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты
и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения
надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Кроме того, методом
ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.
В настоящем пособии
приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть
каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой
форме составлены по позитивному критерию.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О._______________________________________________________________________
класс (группа, курс)
______________________________________________________
Ответьте на
поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса
(курса, отдела, группы и т. д.), с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно
учиться (работать) в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день
рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из своего класса ты пошел бы в
многодневный туристический поход?
а)
б)
в)
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Составление
социоматрицы.
Социоматрица — это
таблица, в которую вносятся результаты опроса.
№
|
Фамилия И.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
итого
|
1
|
И……….ва
|
■
|
1
|
3
|
3
|
2
|
|||||||
2
|
П……..в
|
2
|
■
|
2
|
2
|
3
|
|||||||
3
|
С……..в
|
3
|
■
|
3
|
3
|
||||||||
4
|
Г………ва
|
1
|
■
|
1
|
2
|
||||||||
5
|
Д……..в
|
1
|
■
|
2
|
3
|
3
|
|||||||
6
|
З……….ва
|
■
|
3
|
3
|
3
|
||||||||
7
|
Л……н
|
1
|
3
|
■
|
2
|
3
|
|||||||
8
|
К……на
|
■
|
|||||||||||
9
|
Ж……..н
|
2
|
■
|
||||||||||
10
|
Р……….ва
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
■
|
3
|
|||||
11
|
Т……….на
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
■
|
||||||
Количество
выборов
|
5
|
7
|
6
|
7
|
0
|
10
|
7
|
4
|
16
|
11
|
12
|
79
|
|
Количество
Взаимных
выборов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
4,5
|
Взаимные выборы
обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).
Количество
полученных выборов (79) — социометрический статус группы, который,
сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9) = 99.
Существует и такой
социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:
Сгр = сумма взаимных выборов = 4,5 =
0,04
общее число возможных выборов в
группе 99
Показатель
хорошей групповой сплоченности — 0,6 – 0,7.
2. На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
○ - Девочки ▲ - Мальчики
→ односторонний выбор ↔
взаимный выбор
Каждая окружность в социограмме имеет свое
значение.
I) Внутренний круг —
это так называемая «зона звезд» в
которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят
лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли
лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV) Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые
не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно
представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними
(симпатии, контакты).
Приложение 2
Тест Томаса
Цель: Определение стиля
поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Описание методики:
С целью разрешения
возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией, необходимо
определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них
являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно
стимулировать продуктивное поведение.
В основании
типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: это кооперация,
связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт,
и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим
двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования
конфликтов:
а) соревнование (соперничество) наименее
эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в
конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в
ущерб другому;
б) приспособление, означающее,
в противоположность
соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс, как соглашение между участниками
конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание (уход), для которого характерно
как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению
собственных целей;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят
к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает,
что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях
конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников
оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут
на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны
оказываются в выигрыше.
Опросник состоит из
60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить к какому типу склоняется
испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных
высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для
характеристики его поведении.
Инструкция: «Предлагаемый Вашему вниманию опросник
состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое
высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы
обычно поступаете и действуете».
Текст опросника
1. а) Иногда
я предоставляю возможность
другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я
стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба соласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех
интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными
интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого
человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь
найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить,
чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я
думаю, что не
всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться
своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное
решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию,
которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то
остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано
по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю
о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и
преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить
наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое,
чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в
преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы
избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я
дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться
при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19
а) Первым делом я
пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные
вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы,
чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание
выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть
внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому
обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине
между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на
себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень
важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на
компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей
правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь
удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека
счастливым, я дам ему возможность настоять из своем.
28. а)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь
найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться
из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в
споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Полученные в
результате исследования данные соотносятся с ключом подсчитывается частота
проявления каждого типа поведения.
Ключ опросника
№ п/п
|
Соперничество
|
Сотрудничество
|
Компромисс
|
Избежание
|
Приспособление
|
1
|
а
|
б
|
|||
2
|
б
|
а
|
|||
3
|
а
|
б
|
|||
4
|
а
|
б
|
|||
5
|
а
|
б
|
|||
6
|
б
|
а
|
|||
7
|
6
|
а
|
|||
8
|
а
|
б
|
|||
9
|
б
|
а
|
|||
10
|
а
|
б
|
|||
11
|
а
|
б
|
|||
12
|
б
|
а
|
|||
13
|
б
|
а
|
|||
14
|
б
|
а
|
|||
15
|
б
|
а
|
|||
16
|
б
|
а
|
|||
17
|
а
|
б
|
|||
18
|
б
|
а
|
|||
19
|
а
|
б
|
|||
20
|
а
|
б
|
|||
21
|
б
|
а
|
|||
22
|
б
|
а
|
|||
23
|
а
|
б
|
|||
24
|
б
|
а
|
|||
25
|
а
|
б
|
|||
26
|
б
|
а
|
|||
27
|
а
|
б
|
|||
28
|
а
|
б
|
|||
29
|
а
|
б
|
|||
30
|
б
|
а
|
Количество баллов,
набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций
к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Приложение
3
Изучение
коммуникативного контроля в общении
Общение - важнейшая детерминанта формирования и самовыражения
личности подростка. Общение всегда определенным образом окрашено. Этот
эмоциональный механизм общения проявляется в спонтанности выражения чувств, в
самовыражении, в умении через эмоции осуществлять коммуникативный контроль,
прогнозировать ситуацию общения.
В подростковом возрасте особая роль эмоциональной функции общения
проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с
людьми (позволяющем не только осуществлять контакты с другими людьми, но и активно
искать их и поддерживать, становясь взрослым); в развитии эмоционального
восприятия действительности, непосредственности и открытости в выражении своих
чувств.
Американский психолог Марк Снайдер разработал тест, который позволяет
оценить степень коммуникативного контроля человека в общении. Люди с высоким
коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, управляют
выражением своих эмоций, гибко реагируют на изменение ситуации в общении; они в
состоянии предвидеть впечатления, которое производят на окружающих. Люди с
низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты в общении, у
них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в зависимости от
ситуации. Люди со средним коммуникативным контролем - искренны, но сдержанны в
своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими
людьми.
Инструкция. Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые
ситуации. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к
себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
1. Мне кажется трудным искусство подражать
повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы
привлечь внимание или
3. позабавить других окружающих.
4. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
5. Другим людям иногда кажется, что я
переживаю что-то более глубоко, чем
6. эта есть на самом деле.
7. В компании я редко оказываюсь в центре
внимания.
8. В разных ситуациях и в общении с разными
людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
9. Я могу отстаивать только то, в чем я
искренне убежден.
10. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с
людьми, я стараюсь быть таким, каким
меня ожидают видеть.
11. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых
я не выношу.
12. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка данных
По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5, 7 вопросы и за
ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Баллы от 0 до 3
соответствуют низкому коммуникативному контролю, 4-6 - среднему
коммуникативному контролю, 7-10 -высокому коммуникативному контролю.
Приложение 4
Определение
ценностных ориентаций
Методика дает достаточно объективную
информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших
жизненных сферах. Она может быть использована как инструмент индивидуальной
психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками в случае
проработки самых различных подростковых проблем: от школьной дезадаптации до
личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в
будущем.
Образец бланка
Дорогой
друг!
Мы просим Вас высказать Вашу точку
зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами
список из 12-ти ценностей. Необходимо оценить по 10-балльной системе каждую из
указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 8-10 баллов;
просто значимые - 5-7 баллов; нейтральные - 3-4 балла; совсем не значимые - 1-2
балла:
1.
Активная,
деятельная жизнь
2.
Здоровье
3.
Интересная работа
4.
Красота природы и
искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
5.
Любовь
6.
Материально-обеспеченная
жизнь
7.
Наличие хороших и
верных друзей
8.
Уверенность в
себе (отсутствие сомнений)
9.
Познание
(возможность расширения своего образования, кругозора)
10. Свобода как
независимость в поступках и действиях
11. Счастливая
семейная жизнь
12. Творчество
Приложение 5
Ориентировочное определение
предпочтительного типа будущей профессии
Опросник
основывается на классификации профессий Е.А. Климова. Данные по нему необходимо
дополнять мнениями родителей, учителей-предметников, классного руководителя,
результатами изучения учащегося по личностным методикам, творческим тестам.
Важно выявлять не только узор способностей и предпочтений, но и картину
акцентуированных личностных стремлений, уровень их реализации.
Инструкция. Отвечайте, пожалуйста, на поставленные в таблице
вопросы «да» или «нет». При положительном ответе следует поставить знак плюс
перед соответствующей цифрой, стоящей в данном пункте в одном из вертикальных
столбцов. При отрицательном ответе по содержанию может быть двоякое значение:
либо отсутствие утверждения «не занимаюсь этим», «не представлялось случая»
либо активное отрицание— "как раз наоборот", «не люблю это делать».
Если хотите дать активное отрицание, то перед соответствующей цифрой ставите
знак минус, если же имеет место отсутствие утверждения, то никакого знака
ставить не надо.
№
|
Вопросы
|
Тип
специальности
(по
признаку предмета труда)
|
|||||
П
природа
|
Т
техника
|
3
знаковая
система
|
Х
худож.
образ
|
Ч
человек
|
|||
1
|
Легко, без внутренней скованности,
вступаю в общение с новыми людьми
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|
2
|
Охотно и подолгу могу что-нибудь
мастерить (или шить, чинить, вязать)
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
3
|
Стараюсь украсить окружающую среду: люди
считают, что это мне удается
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
|
4
|
Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за
растениями или животными
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
5
|
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать,
вычислять или чертить
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
6
|
Охотно провожу время со сверстниками или
младшими, умею их занять, увлечь делом или помочь в чем-то
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|
7
|
Охотно и часто помогаю старшим по уходу
за животными (или растениями)
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
8
|
Обычно я делаю мало ошибок в письменных
работах
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
9
|
Сделанные моими руками изделия вызывают
интерес у товарищей и у старших
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
|
10
|
Старшие считают, что у меня есть
способности к определенной области искусства
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
|
11
|
Охотно читаю о растительном (животном)
мире
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
12
|
Активно участвую в художественной самодеятельности
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
|
13
|
Охотно читаю об устройстве и работе
механизмов, машин и приборов
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
14
|
Охотно и подолгу могу разгадывать
головоломки, кроссворды, трудные задачи
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
|
15
|
Легко улаживаю конфликты между
сверстниками или младшими ребятами
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
16
|
Старшие считают, что у меня есть
способности к работе с техникой
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
|
17
|
Мои художественные работы одобряют и
совершенно незнакомые люди
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
|
18
|
Старшие считают, что я способен работать
с растениями или животными
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
19
|
Люди считают, что мне удается ясно
излагать мысли в письменной форме
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
|
20
|
Почти никогда ни с кем не ссорюсь
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|
21
|
Результаты моего технического творчества
одобряют незнакомые люди
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
22
|
Без особого труда усваиваю иностранные
языки
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
23
|
Мне часто случается помогать даже
незнакомым людям
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
24
|
Подолгу, не уставая, могу заниматься
музыкой, рисованием и т.п.
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
|
25
|
Стараюсь улучшить, изменить ход развития
растений или животных
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
26
|
Люблю разбираться в устройстве
механизмов, машин, приборов
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
27
|
Обычно могу убедить сверстников или
младших принять тот или иной план действий
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|
28
|
Охотно наблюдаю за животными (или
рассматриваю растения)
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
29
|
Охотно читаю научно-популярную,
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
литературно-критическую литературу,
|
|||||||
публицистику)
|
|||||||
30
|
Стараюсь понять секреты мастеров
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
|
искусства и делать как они
|
|||||||
Обработка данных
Подсчитайте
суммы отмеченных знаками плюс или минус чисел в каждом из столбцов (цифры без
знаков в счет не идут!). Столбцы, которые дадут наибольшие положительные суммы,
укажут на самый подходящий тип профессии. Незначительные положительные или
отрицательные результаты сложения укажут на неподходящий для учащегося тип
профессии.
Многие
профессии можно отнести сразу к нескольким типам, например, артиста — к IV и V
типам, писателя — к III и IV. Смешанными являются профессии большинства
руководителей, в том числе руководителей кружков, школьных классов. Кроме того,
целесообразно ввести тип «человек — неживая природа», к которому относятся
профессии геолога, нефтяника, горняка, физика, химика-неорганика, географа и
др.
Приложение
6
Тест на темперамент
1.
За
новое дело я принимаюсь:
а) С нетерпением, быстро.
б) С творческой энергией.
в) Спокойно, обдумав весь процесс
работы.
г) С чувством неуверенности в своих
возможностях.
2. В незнакомом новом для меня месте я
чувствую себя:
а) Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем,
кто я есть.
б) Свободно, на равноправных началах,
общаюсь с людьми.
в) Довольно спокойно, стараюсь поменьше
обращать на себя внимание.
г) Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.
3. Из-за неудач в учебе я:
а) Сильно сержусь на себя, школу, родителей, друзей.
б) Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить
причину неудачи.
в) Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.
г) Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.
4. Моя речь:
а) Быстрая, сбивчивая, ход мыслей опережает речь.
б) Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.
в) Медленная, разборчивая, уверенная.
г) Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим
голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.
5. Начиная новое дело я:
а) Берусь за него с большим желанием, но редко довожу
до конца.
б) Берусь за него с большим желанием и если оно мне
очень нравится, довожу до конца.
в) Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно
довожу до конца.
г) Берусь за него с чувством неуверенности в том, что
смогу это сделать.
6. Я предпочитаю читать книги (рассказы), в которых:
а) Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе,
любви.
б) Подробно описаны герои (их характер, внешность,
жизнь).
в) Герои трудятся и за свой упорный труд получают
награду.
г) Подробна описана природа, чувства и переживания
героев.
Инструкция к интерпретации результатов: если в
ответах преобладает: а - холерик, б - сангвиник, в – флегматик, г – меланхолик
Обработка данных.
Холерик
|
Сангвиник
|
Флегматик
|
Меланхолик
|
||
1.
|
ФИ
|
V
|
|||
2.
|
ФИ
|
V
|
|||
3.
|
ФИ
|
V
|
|||
4.
|
ФИ
|
V
|
|||
5.
|
ФИ
|
V
|
|||
6. 6
|
ФИ
|
V
|
|||
7. 7
|
ФИ
|
V
|
|||
8.
|
ФИ
|
V
|
|||
9.
|
ФИ
|
V
|
|||
10.
|
ФИ
|
V
|
|||
11.
|
ФИ
|
V
|
|||
12.
|
ФИ
|
V
|
|||
13.
|
ФИ
|
V
|
|||
14.
|
ФИ
|
V
|
|||
15.
|
ФИ
|
V
|
|||
16. 1
|
ФИ
|
V
|
|||
Итого:
|
4
|
8
|
9
|
3
|
Тип темперамента: холерик.
Холерики легко возбудимы и
неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Они очень подвижны, вплоть до
чрезмерности, чувства их сильны и проявляются ярко. За новые дела берутся с
огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих
сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента заключаются
именно в неуравновешенности, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности,
истощение сил.
Характерные черты есть и у
холериков черты: у людей этого типа торопливая, часто сбивчивая речь, яркая и
выразительная мимика. Холерикам сложно усидеть на одном месте, они часто
вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке
есть что-то вызывающее.
Тип темперамента: сангвиник.
Люди этого типа легко
приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их
внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела.
Представители этого типа темперамента подвержены частой смене настроения, но
характерным для них является состояние бодрости.
Как правило, у людей с таким
типом темперамента плавная и уверенная походка, движения легкие и быстрые.
Сангвиника легко отличить по хорошей осанке и выразительным жестам. Мимика и
жестикуляция богатая и естественная, а речь громкая и отчетливая.
В минусы сангвиническому
темпераменту можно записать то, что люди этого типа быстро отвлекаются от дел
или эмоций, если внешние раздражители долгое время не меняются. Как только
притупляется новизна ощущений, сангвиники становятся вялыми и безразличными.
Тип темперамента:
флегматик.
Такие люди настойчивы и
упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых
сложно вывести из себя. Они скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и
надежны как никто. Минусами можно назвать то, что флегматики очень слабо
реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми,
ненаходчивы.
Флегматики движутся тяжело и
обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут
подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика, скупая, прочитать
что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят
праздной болтовни.
В сложных ситуациях самым
надежным вашим сотрудником будет флегматик. Человек этого типа не будет
спорить, в любой дискуссии он ограничится подведением итогов, причем мастерски
учтет мнение каждой из сторон. Это надежные и исполнительные работники, которых
нет необходимости контролировать. Но ни в коем случае не стоит поручать
человеку этого типа темперамента работу, требующую инициативности.
Тип темперамента: меланхолик.
Они пассивны, ненастойчивы,
легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего меланхолики
погружены в себя, они предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку.
Безусловными плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их
чувств.
У людей этого типа
темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли,
поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за
испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная,
часто с запинками, ее скорость неравномерна.
Обратите внимание на то, что
если вы сумеете организовать своему сотруднику-меланхолику спокойное рабочее
место, то его работоспособность поразит вас. При поддержке и размеренном ритме
работы они способны творить чудеса, но будут болезненно переживать любую
сложную психологическую ситуацию. Тонко чувствующие меланхолики очень восприимчивы
и наблюдательны, что делает их незаменимыми в работе с персоналом.