Дипломная работа на тему: "Спортивные мероприятия как продвижение здорового образа жизни"
Содержание
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Здоровый образ жизни
и его составляющие………………..…………5
1.1.
Понятие здоровый
образ жизни…………………………………...………5
1.2.
Основы здорового образа жизни………………………………….………9
1.3.
Здоровый образ жизни студента………………………………....………10
1.4.
Критерии
эффективности использования здорового образа жизни…...13
1.5.
Личное отношение к здоровью как условие формирования
здорового образа жизни………………………………………………………………13
1.6.
Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие
здорового образа жизни………………………………...……………………14
Глава
2. Спортивные мероприятия и соревнования, их влияние на здоровый образ жизни………………………………………………………………………17
2.1.
Организация соревнований по игровым видам спорта………………...17
2.2.
Сущность и функция спорта как сложного явления общественной
жизни………………………………………………………………………18
2.3.
Спорт и его функции……………………………………………………...19
2.4.
Спортивные мероприятия………………………………………………..22
2.5.
Влияние
крупных спортивных мероприятий на общество…………….25
2.6.
Влияние спорта на жизнь и здоровье человека…………………………26
Заключение……………………………………………………………..………...29
Список используемой
литературы……………………………………………...30
Введение
Спорт
в нашей жизни играет немаловажную роль. Кто-то с юных лет занимается им
профессионально и это является основным источником его дохода, кто-то только
начал свой путь с этих самых юных лет. Однако большинство людей рассматривают
для себя спорт и спортивные мероприятия как средство удержания своих мышц в
тонусе и, самое главное, поддержание здорового образа жизни.
С
самого детства мы регулярно слышим громкие фразы о пользе и необходимости
занятий спортом. Нас убеждают в том, что здоровый дух может жить исключительно
в здоровом теле, что спорт – это настоящее лекарство от деградации, а также
средство для полномасштабной борьбы с алкоголизмом и наркоманией.
Спорт
в жизни человека играет важную роль. Мы все стремимся к тому, чтобы
идеально выглядеть. Посещаем салоны красоты, покупаем хорошую косметику,
красивую одежду и, конечно же, занимаемся физкультурой. Бесспорным является тот
факт, что физические нагрузки важны для сохранении здорового организма и для
поддержки слабого. Речь идет не только о серьезном занятии определенного вида.
Будь то легкая атлетика, аэробика, фитнес, или пробежки по утрам. Каждый из нас,
так или иначе, занимается спортом не подозревая об этом. Убирая квартиру,
выгуливая собаку, идя в магазин, мы совершаем какие-то действия и, таким
образом, даем нагрузку своему организму.
Говоря
о занятии спортом, мы подразумеваем регулярные выполнения каких-либо силовых
упражнений. И все-таки, зачем же нам нужно заниматься спортом? Многие думают,
что, не имея лишнего веса, физические нагрузки им ни к чему. Это глубокое
заблуждение, ведь спорт это в первую очередь здоровье. Мы должны укреплять
мышечную и сердечно-сосудистую системы, тем самым предупреждая развитие всяких
заболеваний. Спорт, также, способствует работе пищеварительной системы и
желудочно-кишечного тракта.
Здоровый
образ жизни является значимым фактором здоровья (увеличивает трудовую энергичность,
создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненные взгляды, защитные
силы организма, повышает в положительную сторону общее состояние, уменьшает
частоту заболеваний и обострений серьезных заболеваний).
Как говорил Гиппократ: «Своё здоровье надо беречь
собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно
помочь».
На
сегодняшний день на тему пропаганды здорового образа жизни написано достаточно
много статей. Особенно в заключительной трети века, проблема здорового образа
жизни приобретает глобальный масштаб, и ее актуальность с течением времени
только возрастает. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема является актуальной
на данный момент.
Основной
задачей курсовой работы является проанализировать как спортивные
мероприятия влияют на продвижение здорового образа жизни человека, а главной целью
увеличение таких спортивных мероприятий и призыв к каждого человека к
ведению здорового образа жизни.
Предметом исследования являются
спортивные мероприятия, призванные привлечь массы к здоровому образу жизни.
Глава 1. Здоровый образ
жизни и его составляющие
1.1.
Понятие здоровый образ жизни
С
тех пор, как стало понятно, что силами
одной только медицины
не улучшить демографические показатели
здоровья, концепция ЗОЖ привлекает все большее внимание и специалистов,
и широких кругов населения. Тезис, что болезни обусловлены, прежде всего, образом
жизни и повседневным поведением, современный человек больше не воспринимает как
отвлеченную идею.
Основополагающими
критериями ЗОЖ следует считать генетическую
при-роду человека и
ее соответствие конкретным
условиям его жизнедеятельности. С
этих позиций ЗОЖ
можно определить как
активную деятельность людей,
направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья и
основанную на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные способы
повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют
резервные возможности организма,
обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих
биологических, социальных, профессиональных функций.
Структура
ЗОЖ должна включать следующие факторы:
1.
оптимальный двигательный режим;
2.
тренировку иммунитета и закаливание;
3.
рациональное питание;
4.
психофизиологическую регуляцию;
5.
рациональный режим жизни (труда и отдыха);
6.
профилактику вредных привычек;
7.
самообразование в области культуры здоровья.[1]
В
определении ЗОЖ акцент делается на индивидуализации самого понятия, т. е.
вариантов ЗОЖ должно быть
столько, сколько существует
людей. В установлении
ЗОЖ для каждого
человека необходимо учитывать
как его типологические особенности (тип высшей
нервной деятельности, морфофункциональный тип,
преобладающий механизм вегетативной
нервной регуляции и
т. д.), так
и возрастно-половую
принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение,
профессия, традиции, условия труда, быта, материальное обеспечение
и т. д.).
Важное место в
исходных посылках должны
занимать личностно-мотивационные
особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе
могут быть серьезным стимулом к ЗОЖ и к формированию его содержания и
особенностей.
Формирование
ЗОЖ — главный рычаг первичной профилактики в укреплении здоровья населения
через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических
знаний в борьбе
с вредными привычками,
гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с
жизненными ситуациями. Наиболее благоприятную почву для оздоровления нации
представляет социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни
зависит не только от личности, но и является государственной социальной
политикой.
Режим
труда и отдыха
Понимание
важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на
закономерностях протекания биологических процессов в организме.
Человек,
соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше
приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае,
если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт,
утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко
организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе,
питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении
обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается
взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому
физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к
последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый
вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.
Организация
сна
Сон
— обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента
необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы,
предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который
можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило,
отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии.
Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Организация
режима питания
Культура
питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни
студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания,
регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это
физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера
труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения
энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными
пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и
животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности
минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
Важным
аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности
пищи в течение суток.
К
режиму питания следует подходить строго индивидуально.
При
занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до
и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности,
связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму
потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную
или слегка подсоленную воду.
Организация
двигательной активности
Один
из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое,
соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических
нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий,
выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях
физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная
активность".
У
большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная
активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому возникает важнейшая
социально-педагогическая задача — определить оптимальные, а также минимально и
максимально возможные режимы двигательной активности.
Личная
гигиена и закаливание
Знание
правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного
человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных
покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма,
выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном
объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к
самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные
вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже
одного раза в 4—5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо
принимать теплый Душ и менять нательное белье.
Гигиена
одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности,
а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в
которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные
требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам
спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому
спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных
тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих
его быстрому испарению.
Дополнительные
гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены
на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и
механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает
возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует
успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и
сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средство
восстановления работоспособности.
Гигиенические
основы закаливания. Закаливание — важное средство профилактики негативных
последствий охлаждения организма или действия высоких температур.
Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных
заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
Закаливание может быть специфическим (повышается устойчивость к определенному
фактору) и неспецифическим (повышается общая устойчивость к ряду факторов).
Закаливание воздухом.
Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения.
Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры
воздуха, или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре.
Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при теплых ваннах являются —
резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при прохладных и холодных —
появление "гусиной кожи" и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.
Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после
врачебного обследования.
Закаливание
солнцем. Солнечные ванны. Каждый вид солнечных лучей оказывает
специфическое действие на организм. Световые лучи усиливают протекание биохимических
процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность.
Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие, ультрафиолетовые имеют
бактерицидные свойства, под их влиянием образуется пигмент меланин, в
результате чего кожа приобретает смуглый цвет — загар, предохраняющий организм
от избыточной солнечной радиации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи необходимы для
синтеза в организме витамина Д, без которого нарушается рост и развитие костей,
нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в
малых дозах возбуждают, а в больших — угнетают ЦНС, могут привести к ожогу.
Если после приема солнечных ванн вы бодры и жизнерадостны, у вас хороший
аппетит, крепкий, спокойный сон, значит, они пошли вам на пользу. Если вы становитесь
раздражительным, вялым, плохо спите, пропал аппетит, значит, нагрузка была
велика и нужно на несколько дней исключить пребывание на солнце, а в дальнейшем
сократить продолжительность солнечных ванн.[2]
1.2.
Основы здорового образа жизни
Здоровый
образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд,
рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный
труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают
влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный
режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При
правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм
функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха
и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и
повышению производительности труда.
Следующим
звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение,
алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих
заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают
работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на
здоровье будущих детей.
Следующей
составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем
идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых
опасно для здоровья.
Первый
закон –
равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии
больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо
для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, – мы
полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А
причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу,
ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других
недугов.
Второй
закон –
соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма
в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать
потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах,
пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в
организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них,
например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В
мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина
А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир,
печень.[2]
Не
каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления,
воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние
калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов
рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека
расходует энергию не только в период физической активности (во время работы,
занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна,
отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических
функций организма – сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у
здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7
килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.
Первым
правилом в любой естественной системе питания должно быть: – Прием пищи только
при ощущениях голода.
–
Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при
лихорадке и повышенной температуре тела.
–
Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной
работы, физической либо умственной.[3]
Очень
важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические
упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Прием
пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков,
жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае
удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых
факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и
всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное
их усвоение на уровне клетки.
1.3.
Здоровый образ жизни студента
Охрана
и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни.
Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в
сфере культуры, образования, воспитания.
Образ
жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора
значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной
автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и
мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа
жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением
саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это
поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих
ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение
студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и
энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает
некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления
личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия.
Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов
личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью
интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.
В
последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов,
это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов,
выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки,
последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что
не существует здорового образа жизни как некой особенной формы
жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Здоровый
образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности
студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов
самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на
укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных
сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии,
жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую
социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки
для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной,
активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается
психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее
самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за
здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития,
проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить
себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в
духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Организуя
свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя
некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим,
когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится
спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры.
Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после
учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним
делам, третий – занятиям физической культурой.
Эти
характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно
меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего
рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на
многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри
этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы
поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности
обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой—они
не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в
процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.
Здоровый
образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в
том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им
удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным
образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают
противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и
совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то,
как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего
борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.[4]
Здоровый
образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения,
социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового
образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда
совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе
накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных
(научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных,
эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные
ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки,
нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может
стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо
обеспечить сознательный выбор личностью обществённых ценностей здорового образа
жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных
ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения
и деятельности.
Для
студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление
познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он
находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ
жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах
деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды
деятельности, общение, формирует полное представление студента в себе.
Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и
ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся
ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее
самосознания.
Изучение
ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить
среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные,
общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения.
Вторая группа «преимущественных ценностей» — хорошее телосложение и физическое
состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила
наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно
представлены признаки большого и небольшого значения. Четвертая группа
ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое
значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая
подготовленность к избранной профессии, общественная активность.[5]
1.4 Критерии
эффективности использования здорового образа жизни
Здоровый
образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные
стороны проявлений организма и личности человека.
В
поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей
коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной
привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный
и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом
аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве
психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости,
способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо
выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности,
настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в
своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В
функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья,
улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и
тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое
и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной
деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность
обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация
соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Приведенное
содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от
потребностей личности.
1.5. Личное отношение к
здоровью как условие формирования здорового образа жизни
Отношение
к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и
обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей
относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие.
Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное
(беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных
типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим
здоровью людей.
Каждый
человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут
себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия
болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования.
Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее
действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что
здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой
разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно
кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение
человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.
Имеет
смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране
здоровья ориентирован, прежде всего на усилия самого человека, или условно
"на себя". Второй преимущественно "вовне", когда усилиям
человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном,
лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами,
которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей
деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица
преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы,
приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и
обстоятельствам.[7] Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с
его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного
отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и
предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных
воздействий.
1.6. Физическое
самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни
Физическое
самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной,
планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической
культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности,
определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию
личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического
совершенствования и образования.
Физическое
воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов,
если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и
самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического
воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки,
приобретаемые в физическом воспитании.
Для
самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе,
преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с
другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым,
эстетическим и др.
Основными
мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и
культуры; притязание на признание коллективе; соревнование, осознание
несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной
деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика,
помогающие осознать собственные недостатки.
Процесс
физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с
самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и
физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо
преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К
методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка.
Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность
которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть,
систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или
свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия,
поступка, причин; вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного
комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнил тельной работой
по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и
т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ
преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа
обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего
поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и
неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие
личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью
трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение
между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает
неправильносебя оценивать, вследствие чего его поведение становится
неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная,
заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в
собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в
значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий,
развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается
решением работать над собой.[7]
На
II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа
самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный
характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например,
достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи)
— на несколько недель, месяцев. Примерная программа — ориентир физического
самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование
физической культуры личности.[7]
Задачи
деятельности:
1.
Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.
2.
Активизировать познавав тельную и практическую физкультурно-спортивную
деятельность.
3.
Сформировать нравственно-волевые качества личности.
4.
Овладеть основами методики физического самовоспитания.
5.
Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с
требованиями будущей профессиональной деятельности.
Общая
программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее
потребности. На основе программы формируется личный план физического
самовоспитания
III
этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим
осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого
себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на
совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся
самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика,
самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.[7]
Глава 2. Спортивные
мероприятия и соревнования, их влияние на здоровый образ жизни
2.1 Организация
соревнований по игровым видам спорта
Соревнование — составная часть системы
подготовки спортсменов в игровых видах и служит целью тренировки, критерием ее эффективности, а также является эффективным средством
специальной соревновательной подготовки.
Соревнования составляют отличительную
особенность спорта, являются важнейшим компонентом системы подготовки
спортсменов и ориентиром для построения спортивной тренировки.
Соревновательная деятельность (СД) —
совместная
деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований
[9]. Она тесно связана со спортивным результатом.
Приведенные понятия дают нам,
во-первых, усвоить отличительную особенность спорта от физической культуры
(наличие соревнований), во-вторых — возможность разобраться в специфике
организации соревнований по игровым видам спорта.
Также важно знать понятие системы
соревнований. Система соревнований включает в себя: правила, положения,
календари, нормативно-квалификационные требования.
Правила соревнований — документ, где
определяются условия соревновательной борьбы в конкретной спортивной игре, которая
протекает под контролем арбитров, способы фиксирования выигрыша и проигрыша,
определение победителей в игре и распределение мест. Правила являются законом
для всех!
При международных федерациях
большинства спортивных игр работают комиссии по правилам игры, которые вносят
изменения в правилах (в основном после олимпийского цикла) для повышения
зрелищности, популяризации игр, вовлечения людей.
Положение о соревнованиях — документ,
который включает: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, кто
осуществляет руководство, программу соревнований, способы розыгрыша и
определения победителя, награждение победителей, формы документов и сроки их
представления (приложение).
С помощью изменений в положении можно
влиять на многие аспекты. Главный судья соревнований обязан уметь
составлять положения о соревнованиях (в школе — это компетентность учителя ФК).
Календари соревнований — призваны
упорядочить соревнования по целям, задачам, месту и времени проведения, составу
команд и спортсменов, затратам средств, усилий.
В зависимости от вида соревнований
строится календарь:
• первенства, чемпионаты;
• кубковые;
• блиц-турниры;
• уравнительные;
• классификационные;
• отборочные;
• матчевые;
• товарищеские.
Также можно выделить классификацию
соревнований по масштабу (рис. 4.1).
Нормативно-квалификационные требования
— документ, в котором определяются требования и условия присвоения спортивных
разрядов и званий в конкретной спортивной игре. В России таким документом
является Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).[8]
Таким образом, перечисленные компоненты
системы соревнований: правила, положения, календари и классификационные системы
— служат рычагами управления развитием спортивных игр в той или иной стране.
2.2. Сущность и функция
спорта как сложного явления общественной жизни
Физическая
культура и спорт посредством своего воздействия в виде физической деятельности,
профилактического и лечебного средства, гигиены и культуры, активного отдыха и
развлечения утвердились, с одной стороны, как важный фактор гармонического
развития и воспитания молодежи, а с другой — как жизненная необходимость для
людей разных возрастов, профессий и социальных категорий. Особое место спорт
занимает в жизни молодого поколения.[11] В настоящее время активной спортивной
деятельностью занимаются сотни миллионов молодежи.
Спортивные
соревнования ежегодно посещают свыше 30 млрд зрителей. В передачах радио и
телевидения спорту уделяется довольно значительное время. Около 30—35% объема
ряда крупнейших ежедневных газет отведено спортивной хронике.
Следует отметить, что создатель
современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен видел в спорте средство для
совершенствования и демонстрации физической силы при равных и честных условиях,
в основе которого лежит одно «преобразованное религиозное чувство»
патриотического, интернационального и демократического стремления. Этот «дух
Кубертена» сохранился и в некоторых современных концепциях спорта до настоящего
времени.
2.3. Спорт и его функции
Характер и уровень спорта определяются, прежде всего,
социально-экономической структурой общества. Отсюда следует, что спорт не
только отражает события общественной жизни, но и управляется теми же законами,
что и общество в целом. Следовательно, социальная характеристика спорта
является необходимым и важным элементом в стратегии идеологической борьбы.
«Физическое»
проявляется, прежде всего, в организме человека. Это — его здоровье, физическое
состояние, подготовленность, которые позволяют ему активно участвовать в различных
сферах жизни. Физическая деятельность человека как выражение «физического»
является также многообразной. Она находит место в трудовом процессе, учении,
игре, общении, познании, спорте и является очень важным фактором в обеспечении
гармонии процессов во внутренней среде организма (Н. Пономарев). Отсюда
следует, что человеческая личность детерминирована (обусловлена) его внутренней
биологической сущностью и социальной средой (т.е. системой общественных
отношений, членом которых является отдельный индивид).
Физическая (двигательная) деятельность в спорте в форме
специализированных физических упражнений не только развивает функции организма,
но имеет отношение и к поведению личности. С ее помощью индивид готовится и к
выполнению своих социальных функций. Следовательно, в основе спорта лежит не
простая (свободная) физическая активность, как это отражено в «Манифесте о
спорте», а осознанная, направленная деятельность человека к максимальным для
него практическим результатам в отдельных видах физических упражнений. Эти
результаты проявляются в соревнованиях, которые представляют сердцевину спорта,
без которых он теряет свою специфическую характеристику. Именно на этих
соревнованиях борьба человека со временем и с пространством или с другими себе
подобными индивидами получает общественную оценку данной социальной группы или
общества в целом. В этом именно состоит прикладное значение спорта, несмотря на
то, что физические упражнения сами по себе не имеют практического приложения в
сфере производства, т.е. не являются утилитарными. Так, социальная среда,
находясь между человеком и природой, создает совершенно новые взаимоотношения
между ними. С ее помощью осуществляется процесс обмена веществ, который идет в
двух направлениях: от природы к человеку и, наоборот, от человека к природе. В
результате этого процесса и под влиянием творческого труда как «вечно
естественной необходимости» социальная среда изменяется, преобразуется и
совершенствуется, и параллельно с этим она влияет на телесное и духовное
развитие человека. Типичным примером в этом отношении является так называемая
акселерация, которая характеризуется ускоренной активностью биологического
приспособления под влиянием новых социально-экономических условий.
Однако следует отметить, что физическая деятельность, которая
представляет содержание спорта и определяет его " специфику, не может быть
сведена только к биологическим процессам, так как она связана со многими
сторонами развития, которые напоминают о биосоциальной сущности человека.
Некоторые из этих выводов нашли место в различных определениях спорта.
По мнению Цв. Желязкова, существующие различия являются
неизбежными по двум причинам:
• с одной стороны, спорт является сложным и многосторонним
общественным явлением, которое неизбежно ведет к акцентированию тех или иных
его черт, функций и т.д.;
• с другой стороны, спорт является историческим явлением,
которое находится в процессе изменения и развития. Эти изменения также находят
отражение в различных определениях.[10]
Вместе с тем следует иметь в виду, что
спортивно-соревновательная деятельность является объектом исследования многих
наук, что также ведет к различному подходу и оценке его сущности. Вследствие
этих причин полное объяснение сущности спорта в одном определении является
невозможным. Это в большей степени относится к его общественным функциям,
неразрывно связанным с современной научно-технической революцией и социальным
прогрессом и вытекающими из этого изменениями в жизненном статусе людей. Иными
словами, постепенно превращаясь в своеобразный критерий (норму) физического
развития и особенно дееспособности, спорт оказывает активное влияние на
творческую работоспособность и активность человека, его долголетие и
эвристические способности в различных сферах жизни, что, несомненно, поднимает
выше уровень материального и духовного потенциала общества. Но, как отмечают А.
Новиков и В. Гришин, становясь «биологической нормой» социальной природы
человека, спорт в то же время превращается и в социальную норму, которую общество
ставит перед индивидом. Таким образом, подобно другим сферам человеческой
деятельности, в современном спорте как своеобразном социальном институте
наступили серьезные структурные и функциональные изменения. Согласно М. А.
Якобсону иерархическая структура современного спорта состоит из трех этажей:
• массового или самодеятельного спорта, относящегося к
физической рекреации, целью которого является развлечение, отдых и улучшение
здоровья;
• учебного спорта — спортивной деятельности, касающейся сферы
образования и воспитания, включенного в государственные учебные программы,
имеющие учебно-воспитательную цель;
• большого или зрелищного спорта — спортивной деятельности,
которая относится к системе национальных и международных соревнований для
достижения высоких спортивных результатов, тесно связанных с одной из форм
отдыха и экономической сферой услуг.[12]
Иначе говоря, в современном спорте осуществляется
своеобразное профилирование, которое изменяет как его сущность (средства,
методы и форму воздействия), так и его общественные функции. Вышеперечисленные
три функции современного спорта находятся в тесной диалектической зависимости.
Так, например, спорт высоких достижений создается на базе массового
самодеятельного спорта; размах последнего в большей степени зависит от
постановки работы в учебных заведениях, армии и др. Вместе с тем популярность
спорта в учебных заведениях, армии и в государстве в целом в значительной
степени зависит от успехов выдающихся представителей большого спорта. Эта связь
между большим, учебным и массово-рекреационным видами спорта относится
соответственно и к основным социальным сферам общественной жизни — труду,
образованию и отдыху. Следовательно, спорт как система общественных отношений
органически связан с главными побудительными мотивами человеческой
деятельности, что бесспорно поднимает его на достойное место в культуре
современного общества.
Из обобщения представленного материала видно, что спорт может
рассматриваться в двух аспектах:
• первое, в обобщающем аспекте, имеющем задачу раскрыть самые
общие черты и функции спорта как общественного явления;
• второе, в конкретном аспекте, имеющем в качестве задачи
отображение наступивших структурных и функциональных изменений в сущности
спорта как состязательной (двигательной) деятельности.
Отметим еще одно важное, на наш взгляд, обстоятельство: спорт
является системой общественных отношений, которая характеризуется интенсивной
двигательной деятельностью (физические упражнения) для подготовки и участия в
соревнованиях с целью физического и духовного совершенствования человека.
То, что раскрывает деятельную сущность спорта как основной
формы современной физической культуры, является игровым, состязательным
характером двигательной деятельности. Основным критерием воспитательного
эффекта этой деятельности являются спортивно-технические результаты и их
социальная значимость.
Интерпретируя представленные данные, можно сделать следующие
заключения:
• по своему происхождению спорт тесно связан с играми,
имитирующими основные формы трудовой деятельности человека;
• эффект подобной деятельности был главным критерием уровня
этих способностей. Их совершенствование стимулировалось практическими нуждами
общества (труд, быт, военное дело);
• общественная оценка эффекта двигательной деятельности положила
начало воспитательному процессу развития и совершенствования этих способностей,
как и необходимости сопоставления (измерения) индивидуальных достижений;
• появление соревнований как социальной формы утверждения
общественной деятельности человека, стимулирующей высокие достижения, и
положило начало спорту как общественному явлению.
Итак, спортивные достижения как непосредственная цель
спортивной подготовки и соревнования, как способ общественной оценки этой
деятельности являются основными компонентами в содержании спорта, которые
определяют процесс индивидуального и социального развития и совершенствования
двигательных возможностей человека. Согласно Г. Наталову критерием (мерой)
этого развития являются объем и уровень спортивных достижений. Социальное значение
спортивных достижений определяется величиной вложенного усилия, совершенством спортивной
техники, тактики и представляет этически оправданную мотивировку этой
деятельности. Их органическая связь наиболее выражена в сфере большого спорта.
2.4. Спортивные
мероприятия
В
ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и
разновидностей. Наиболее “древними” видами спорта являются легкоатлетический
и конный спорт. Появление новых видов спорта происходит в результате
модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между
разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно
расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время синхронное
плавание, спортивная акробатика, аэробная гимнастика, батутный спорт, фристайл,
конькобежный шорт-спринт, художественная гимнастика.
Большинство
существующих видов спорта являются основными средствами физического воспитания,
используются как наиболее эффективные средства направленного воздействия на
развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида.
В настоящее время в Российской
Федерации (по данным на конец 2006 года) действует 4551 образовательное
учреждение спортивной направленности, в том числе 1274 специализированные
детско-юношеские школы олимпийского резерва. Перед спортивными образовательными
учреждениями, деятельность которых направлена на развитие физической культуры и
спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи:
• привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;[13]
• привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;[13]
Стоит
отметить, что спортивные мероприятия делятся на профессиональные и
непрофессиональные. Первые нацелены на достижение определенного результата,
завоевание каких-либо вершин. Вторые же в первую очередь выполняют функцию
поддержания здорового образа жизни.
Если
разделять понятия профессионального и непрофессионального вида спорта, то
станет понятно, что существует масса разновидностей спорта и это многообразие
растет с каждым днем и проще всего его классифицировать по различным признакам.
1. По
целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный спорт, большой
спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).
2. По
масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения
различают олимпийский и неолимпийский спорт.
3. По
характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами,
которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий
спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.
4. По
основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей
главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный
и любительский спорт.
5. По
формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс,
осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный
спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.
6. По
возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность,
различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.
7. По
социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт,
студенческий спорт, военный спорт и др.
8. По
характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной
деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.
9. По
характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления
работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и
качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный
спорт.
10. По
характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в
состязаниях, говорят о спорте инвалидов - спорт для слепых, глухонемых, спорт
для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.
11. По
предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют
легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт,
автомобильный спорт, шахматный спорт и др.[14]
Общая популяризация спортивного
образа жизни - одна из важнейших тенденций современной России. Возрождению
физкультурно-оздоровительного движения поспособствовал лично президент Владимир
Путин, подписав соответствующий указ в марте 2014 года о возрождение норм ГТО,
и это не могло не сказаться на корпоративной культуре развивающихся компаний.
Спортивное соревнование -
это мероприятие, которое проводится организатором спортивных мероприятий с
целью сравнения достижений спортсменов и определение победителей в соответствии
с правилами спортивных соревнований по видам спорта и утвержденного
организатором спортивных мероприятий положение об этих соревнованиях, что
соответствует определенным центральным органом исполнительной власти в сфере
физической культуры и спорта требованиям.[15]
Выделяют три социальные функции
спорта[16]: выход отрицательных эмоций, модель для подражания
и ритуал (набор шаблонных действий, будь это ходить после работы в
спортзал или на выходных на стадион). Эти функции обострились с
профессионализацией спорта: матчи стали зрелищнее, спортсмены постоянно на виду
у прессы, а профессиональных лиг и команд не так много.Существует вера, что спорт воспитывает в человеке только самые лучшие моральные качества. В некоторой мере это так — спортсмену нужны хорошая физическая форма, умение быстро принимать решение, командная игра и многое другое. Впрочем, многие спортсмены учатся «грамотно» нарушать правила, пренебрегать нормами поведения и т. д. Особенно это распространено в профессиональном спорте. По утверждению социологов, спорт является зеркалом действительного уклада жизни: если в обществе распространены грубость и насилие, это же будет и в спорте. Если политики и бизнесмены стремятся к победе любой ценой, в спорте будут допинг, «подковёрные игры» и подкупы.
2.5.
Влияние крупных спортивных мероприятий на общество
Развитие
спорта является очень важной составляющей социальной политики, которую проводит
государство, потому что он способствует развитию и воспитанию населения страны.
Так спорт позволяет развивать такие качества характера как ответственность за
свои действия, толерантность по отношению к другим людям, умение работать в
команде и способность сотрудничать. А также спорт способен удовлетворить
потребности человека в физическом здоровье, хорошем самочувствии и многие
другие. Помимо этого спорт может повысить самооценку, заразить верой в
собственный успех, в свои силы и возможности, а так же, воспитать способность
ими пользоваться. В целом спорт обладает огромным потенциалом, который может
помочь решить целый ряд проблем воспитательного характера, он позволяет совершенствоваться
на физическом, нравственном, эстетическом и интеллектуальном уровне.[17]
Помимо
пользы для становления личности человека и поддержания здоровья людей, спорт
способен объединить огромные группы людей в качестве национального увлечения,
спорт способен наполнить людей гордостью за свою страну, свой народ. Широко
известны слова знаменитого российского волейболиста Александра Волкова:
«...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять
нашествию дешёвой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая
сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный
«клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удаётся ни религии,
ни тем паче политикам...». Невозможно с ним не согласиться, спорт действительно
склеивает нацию воедино, отвлекает от проблем, ярким примером этого являются
настояния людей в преддверии и по окончанию Олимпиады в 2014 году, волна
ожиданий, надежд, гордости и патриотизма захлестнула страну.[18]
В
свою очередь, проведение Универсиады в Казани также имело положительный эффект.
Одним из положительных явлений, по словам помощника первого заместителя
председателя Правительства Чеботарева А.П., является, популяризация спорта
среди населения в рамках государственной программы «Развитие физической
культуры и спорта». Помимо этого была улучшена экологическая ситуация в городе
благодаря берегоукрепительных работам на озере Средний Кабан и на реке Казанка,
было осуществлено строительство полигона ТБО «Восточный» и благоустроены улицы
и парковые зоны города. Немаловажное значение имеет культурный обмен, который
произошел с иностранными гостями Универсиады. Большое внимание было уделено
эффекту использования человеческого потенциала. В подготовке и проведении
Универсиады приняли участие более 20 тысяч волонтеров, прошедших необходимые
курсы повышения квалификации. Большую часть из них составляли студенты.[19]
Таким
образом, можно отметить, что проведение крупных массовых спортивных мероприятий
положительно влияет на общество, поэтому запланированное проведение чемпионата
мира по футболу в 2018 году, Кубка Конфедераций в 2017 году прекрасная
возможность сплотить россиян, понять интерес к спорту на новую величину.
2.6. Влияние спорта на
жизнь и здоровье человека
Влияние
спорта на жизнь и здоровье человека в современном мире невероятно велико. Спорт
и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает
знаменитое выражение: «В здоровом теле – здоровый дух!» С этим нельзя
поспорить: как правило, спортсмены – решительные и целеустремленные люди,
постоянно идущие вперед.
Необходимым
условием для свободного развития и раскрытия своих физических и духовных сил
является тяготение каждого человека к достижению физической культуры.
Постоянные занятия спортом благоприятно влияют на развитие таких
коммуникативных способностей человека, как коммуникабельность, общительность,
порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений.
Человек,
который занимается спортом, применяет в жизни качества, которые он приобрел в
спорте, а именно: радость побед и горечь поражений, умение извлечь из этого
полезный для себя урок, повышенное чувство долга и ответственности перед
коллективом и обществом, уразумение чести и своего достоинства, участия и
сопереживания, совестливость в ведении борьбы.
Занятия
физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического
и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют
здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и
работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Для
примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как
уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не
поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце
неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно
приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может
сделать сердце нетренированного человека.
В
процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило,
происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной
активности имеют и различные возможности по совершенствованию работы сердца.
Вместе
с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств
физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести
непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести
множество.[20]
Исключить
все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий
физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля
самих занимающихся.
Целью
контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на
основе объективной оценки состояния организма.
Диагностика
состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя
различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает
самоконтроль.
Как
уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма
человека в течение его жизни.
Определить
уровень и особенности физического развития можно прежде всего с помощью
антропометрии.
Антропометрия
– система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других
физических характеристик тела.
Уровень
физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических
стандартов, корреляции и индексов.
Индексы
физического развития– это показатели физического развития, преставляющие соотношение
различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических
формулах.
О
благотворном влиянии спорта на человека свидетельствуют медицинские
исследования, практические наблюдения, факты и даже устное народное творчество
– многочисленные пословицы о здоровье и спорте («Кто спортом занимается, тот
силы набирается», «Крепок телом – богат и делом» и т. д.).
Современные
медицина и педагогика стараются популяризировать занятия спортом. В школах и
вузах проводятся дни здоровья и спорта, выдаются бесплатные абонементы на
посещение физических центров, однако процент тех, кто игнорирует значение
физической активности для здоровья, по-прежнему велик. Спортом следует
заниматься, соблюдая умеренный и разумный подход: перегрузки во время тренировок
недопустимы.
Для
сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда
природа рано или поздно сделает свое дело. Человек должен сам совершать
какие-то действия.
Но
сколько бы мы ни говорили о благотворном воздействии спортивного образа жизни,
многие люди считают, что физическая активность не имеет никакого влияния на
здоровье человека, говорят, что это бесполезная и бессмысленная трата времени,
но мнение — это ошибочно. Именно регулярные нагрузки, хоть и непродолжительные по
времени или не особо тяжёлые по степени трудности, способны поддерживать в
постоянном тонусе организм человека, укреплять мышцы и здоровье.
С
каждым годом спорт становится всё сложнее, интереснее и умнее, однако и
активный интерес к спорту тоже возрастает. Это означает, что влияние
физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.
Например,
в Тель-Авиве, а именно на его пляжах, помимо системы велодорожек и
велопрокатов, есть центры серфинга, йоги, виндсерфинга и тренировок на
открытом воздухе. На каждом пляже стоят бесплатные площадки для занятий
спортом с видом на море: кольца, турники, брусья, волейбольные сетки и так
далее.
В
парке Горького в Москве, где довольно много спортивных людей, беговых клубов,
есть белый павильон, в котором находится бесплатный дропбокс Reebok Crossfit.
Для всех желающих здесь проходят тренировки с сертифицированными тренерами и с
современным оборудованием: гирями, штангами, скамьями для запрыгивания и
прочими спортивными снарядами [21].
Заключение
Таким
образом, можно с уверенностью сказать, что спорт оказывает большое влияние на
жизнь и здоровье современного человека. Актуальность физической активности в
XXI в., в эпоху компьютеризации, совершенно не поддается сомнению, потому как
позволяет сохранить не только хорошую физическую форму, но здоровье организма и
духа в целом любому, кто уделяет своим тренировкам хотя бы полчаса в день.
Многочисленные
исследования в этой области только подтверждают справедливость данных
высказываний, потому как значение спорта с каждым днем лишь усиливается.
Популяризация спорта способствует значительному росту числа тех, кто им
занимается, подталкивая людей на создание новых программ развития организма в
соответствии с потребностями человека.
Список используемой
литературы
1.
Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни : учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М.
А. Суботялов. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. —
214 c.
2.
Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения
принципам здорового образа жизни). Москва.: Медицина, 1990.
3.
Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин,
О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988.
4. Психология и практика.
Ежегодник Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. – 410 с.
5. Лисицин Ю.П. Образ жизни
и здоровье населения. // Лисицин Ю.П – Москва., 1982. – 90 с.
6. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки.
// Запорожченко В.Г. – Москва.: Медицина, 1984. – 32с.
7. Ильинич М.В. Физическая
культура студентов. // Ильинич М.В – Москва., 2002. – 340 с.
8. Спортивные игры: баскетбол, мини-футбол, волейбол. В 3
ч. : Ч. 2. Мини-футбол. Конспекты практических занятий : учебно-методическое
пособие для студентов ФФК / под общ. ред. И. Н. Григоровича. — Ишим : Изд-во
ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009.
9.
Поливаев, А. Г. Организация судейства и проведение
соревнований по игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол) :
учебное пособие для вузов / А. Г. Поливаев. — 2-е изд. — Москва : Издательство
Юрайт, 2019. — 103 с.
10.
Желязков, Цв. Теория и методика на спортната тренировка / Цв.
Желязков. — София : Медицина и физкультура, 1981."
11. Письменский,
И. А. Физическая культура : учебник для академического бакалавриата / И. А.
Письменский, Ю. Н. Аллянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 493 с.
12. Васильев,
Г. Ф. Спортивная наука, ее проблемы и возможные пути их решения / Г. Ф.
Васильев // Теория и практика физической культуры. – 2012. - №4.
13. Семенова
Г.И. под науч. ред. Еркомайшвили И.В. Спорттивная ориентация и отбор. Учебное
пособие для академического бакалавриата / Семенова Г.И. – Екатеринбург:
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
2019. – 105 с.
14. Электронный
ресурс // https://www.minsport.gov.ru/
15. Электронный ресурс // https://kodeksy.com.ua/
16. Профессиональный спорт в современном обществе // Физкульт-привет,
7 марта 2007.
17. Мальгин
В. Е., Рожкова Г. Ю. Социальная роль спорта в условиях закрытого
административно-территориального образования // Молодой ученый.- 2014,-№16,-С. 351-354.
18. Журбина А. Д.
Социологические аспекты физической культуры и спорта // Научный вестник МГТУ
ГА,- 2007,- №113. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/sotsiologicheskie-aspekty-fizicheskoy-kultury-i-sporta
(дата обращения: 08.02.2017).
19. Чеботарев А. П. Влияние проведения крупных
международных мероприятий в России на экономическое развитие ее регионов (на
примере XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани) // Российское
предпринимательство,- 2015,- №10
20. Шутьева
Е. Ю., Зайцева Т. В. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – No 4 (апрель).–
0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170084.htm.
21. Быховская И. М.
Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и
методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет:
ежегодник. – М.: ГЦОЛИФК, 2009. – С. 58–68.