Эссе на тему: "ПОРУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."
«Человек
рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель
человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».
К. Д. Ушинский
Содержание
труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику
внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения,
дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Поручения – это обращенная к ребенку
просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является
первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были
посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой.
Трудовые
поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми,
общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными
или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.
Посредством поручений можно решать задачи не
только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и
эстетического.
Поручения
в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания
трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей
уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в
общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.
Воспитатель
предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги
(«Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите
друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную
направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных
взаимоотношений. Они также учатся
доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.
В
практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы - до
завтрака или во вторую половину - после дневного сна.
Посредством
поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и
нравственного, физического, умственного и эстетического.
Дошкольная
педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
· ознакомление
детей с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
· обучение
простейшим трудовым умениям и навыкам;
· воспитание
интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
· воспитание
общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для
коллектива.
Труд
в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к
деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.
Различают
4 вида труда:
· самообслуживание,
· хозяйственно
- бытовой труд,
· труд
в природ,
· ручной
труд.
Каждый
из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Трудовые
поручения - наиболее простая форма организации труда детей. И как мы выяснили
выше, они имеют особое воспитательное значение в работе с детьми младшего
дошкольного возраста при формировании трудовых умений. Так как овладение
трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в
своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь
взрослому. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Он может
помочь накрыть на стол, с помощью взрослых полить комнатные цветы и многое
другое. У ребёнка формируется главное умение - умение трудиться.
В
конце поручения необходимо давать положительную оценку, независимо от того
правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается и
инициативе ребенка если он захотел, что-то сделать. Он просит воспитателя,
например: полить комнатные растения, просит у воспитателя лейку, водички как бы
просит разрешения, или какой-то трудовой процесс делает сам, а воспитателю
необходимо поддерживать его инициативу, самостоятельность.