Курсовая работа на тему: "ХАРАКТЕРИСТИКА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР"
ВАЖНО!!!
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Характеристика кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………………
|
3
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ КИНЕЗИОЛОГИИ, КАК НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………
|
5
|
1.1. Анализ общей и специальной
психолого – педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………
|
5
|
1.2. Понятие
функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия……………………………………………………………………….
|
8
|
Выводы
по первой главе…………………………………………………………….
|
11
|
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.…………………………
|
13
|
2.1. Характеристика
кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях ………………………………………………………………
|
13
|
2.2. Развитие
межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР посредством
кинезиологических упражнений ….…………………………………
|
17
|
Выводы
по второй главе
…………………………………………………………….
|
19
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
|
21
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ..............................................
|
23
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Кинезиология – наука о развитии
умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения. Кинезиологические
упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное
взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Современные кинезиологические методики направлены на
активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать
способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена
информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию
и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В
прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития –
это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не
сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение
кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного
развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик,
учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.
Цель исследования заключается
в теоретическом исследовании кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия у
дошкольников с ЗПР.
В соответствии с целью исследования были сформулированы
следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературных источников
по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть понятие функциональной
асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия.
3. Изучить характеристику кинезиологических упражнений на
коррекционно-развивающих занятиях.
4. Определить развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР
посредством кинезиологических упражнений.
Объект исследования: развития межполушарного
взаимодействия у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности кинезиологических
упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: анализ и обобщение
общей, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме
исследования.
Структура работы: Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ КИНЕЗИОЛОГИИ, КАК НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ
общей и специальной психолого – педагогической литературы по проблеме
исследования
Кинезиология – это
наука о развитии мозга через движение. Это перспективное научное направление, в
котором синтезируются знания и методы из многих отраслей науки, таких как
медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика,
логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует из философских систем
древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская
философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль
определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы
содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших
психофизических способностей.
Межполушарное
взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных
кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что
позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать
за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные
силы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через
определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального,
ментального и духовного благополучия.
Автор А.Н. Леонтьев
полагал, что под определенным воздействием кинезиологических тренировок в
организме происходят положительные структурные изменения, следует отметить, что
чем интенсивнее будет нагрузка, тем лучше будет результат.
Педагогом И. Г.
Песталоцци была выявлена некая связь между духовным и физическим развитием
детей с ЗПР, в свое время, он также выделял тот факт, что духовное воспитание
занимает особую роль в жизни ребенка, так как духовное воспитание несет в себе
также телесные силы. Отсюда, следует, что телесное воспитание влияет на
становление духовной и нравственной личности, включая обе такие стороны – это приводит
к гармоничному состоянию [3].
Кинезиология в
современном мире опирается на труды
Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова, которые раскрывали данные о влияния движений и мышечной деятельности на поведение, мыслительные процессы и психику в целом.
Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова, которые раскрывали данные о влияния движений и мышечной деятельности на поведение, мыслительные процессы и психику в целом.
Основным методологическим принципом кинезиологии
является:
Постулат И. П. Павлова о том, что процессы,
происходящие в коре головного мозга, являются физиологической основой – всей психической
деятельности человека, важным здесь есть психические процессы, которые
составляют основу формирования мышления, поведения и деятельности и относящихся
не к области врожденных, а развиваемых при жизни [3].
Не менее важным постулатом кинезиологии есть теория
уровней построения движения Н.А. Бернштейна, где за уровни приняты
морфологические «слои» ЦНС [7]. Предметом исследования кинезиологии есть влияние
двигательных действий на физиологические системы организма человека, сама
кинезиология направлена на выявление и устранение нарушений, возникающих между:
мышцами, меридианами и отдельными органами.
В настоящее время дети с умственной отсталостью встречаются
еще чаще, наряду с интеллектуальными нарушениями проблема исправления их
проблем эмоционально-волевого развития не менее актуальна для специалистов,
работающих в системе специального образования. Нарушение по типу задержанного
психического развития запускает механизм возникновения качественного
своеобразия в развитии ребенка, проявляющегося и в личностных особенностях и
межличностном взаимодействии, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте,
на этапе подготовки к обучению в школе.
В настоящее время кинезиология является не только важным
инструментом, но и одной из самых экологичных отраслей медицины, психологии,
физической культуры и педагогики, при этом используя, безопасность, точность,
мягкость, индивидуальный подход, профилактика.
Важная связь между интеллектом, чувствами и телом,
которая помогает ученику положительнее и легче усваивать информацию, при этом
успешно усваивать самые сложные задачи, как интеллектуальные, так и прочие,
является самой главной задачей образовательной кинезиологии.
Как уже отмечалось выше, кинезиология важна для
развития детей с ЗПР, однако, стоит отметить, что именно она помогает расширить
уровень интеллекта детям с ЗПР, а также помогает восстановить полноценную речь таким
детям. Не менее важным здесь есть тот факт, что кинезиология помогает сильно
уменьшить нагрузку на организм ребенка с ЗПР, развивать его интеллект при
условии, что с детьми занимается должный специалист.
Самый благоприятный период для развития
интеллектуальных способностей – от 3 до 9 лет, так как в этот период кора больших
полушарий еще полностью не сформирована, в связи с чем, в таком возрасте крайне
важно развивать память, восприятие, мышление, внимание. Бывают случаи, когда
родители или педагог, вместо психологического развития ребенка, занимаются его
информационным развитием, то есть преждевременные занятия математикой, языками,
а в результате можно получить минимальную мозговую дисфункцию (один участок
мозга развивается быстрее за счет другого), что является опасным для будущего ребенка,
так как это может послужить к не успешности в обучении, плохой памяти,
рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том,
что такой инструмент для работы с детьми с ЗПР, как кинезиология, весьма
актуальна в современном мире как никогда, потому, что мы живем в то время,
когда стресс, напряжение и непредсказуемые ситуации встречаются ежедневно.
1.2. Понятие
функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия
Для того, чтобы понимать суть кинезиологических упражнений,
в первую очередь, необходимо определить понятие функциональной асимметрии
полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется
сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и
межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса
информации из одного полушария в другое.
Функциональная асимметрия полушарий – это свойство
мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических
функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого
распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических
и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является
одной из причин существования у человека определенной структуры психики [3].
Головной мозг является высшей частью центральной
нервной системы (ЦНС), регулирует деятельность внутренних органов организма и
обеспечивает координацию высших психических функций (языка, памяти, мышления,
восприятия). Это не все тело. Мозг делится на правое и левое полушария, которые
связаны мозолистым телом. Ранее предполагалось, что половинки мозга
взаимодействуют друг с другом и выполняют аналогичные функции.
Левое полушарие контролирует двигательную активность и
чувствительность правой половины тела, правое полушарие – левой половины тела.
Так как зачастую ведущим полушарием является левое, преобладающее большинство
людей являются правшами с левополушарным мышлением. Левшей насчитывается
менее 9 %. Однако, несмотря на контроль моторных функций правым полушарием, у 60%
левшей высшими психическими функциями управляет левое полушарие.
Функциональная асимметрия между полушариями основана
на различиях в типе мышления. Общепринято, что правое полушарие отвечает за
абстрактное логическое мышление, а левое – за форму пространства. Распределение
доминирующего полушария индивидуально. Основные функции левого полушария
связаны с эволюцией человека и специализацией самого человеческого мозга, во
всем мире преобладают люди с мышлением в левом полушарии и амбидекстерами –
люди, в которых оба полушария одинаково ответственны за выполнение высших
психических функций.
Таблица 1
Функции левого и правого полушарий представлены на таблице
1.
Левое
полушарие
|
Правое
полушарие
|
Речь
|
Оценка
неречевых звуков, музыкальные способности
|
Аналитическое,
абстрактное мышление
|
Эмоциональная
окраска речи
|
Последовательное
восприятие
|
Пространственная
ориентация
|
Последовательную обработку
информации
|
Обработка невербальной
информации
|
Восприятие
времени
|
Воображение
(фантазии, мечты, художественные способности)
|
Идентификация
и нахождение сходства предметов
|
Восприятие
зрительных объектов
|
Межполушарная асимметрия мозга, понимаемая как
различная по природе и имеющая различие в важности участия правого или левого
полушарий в реализации психических функций, является не глобальной, а
частичной. В разных системах характер функциональной асимметрии может быть
разным. Как известно, различают моторную, сенсорную и «психическую» асимметрии
и каждая из них подразделяется на множество типов.
Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии
характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные
показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или
сенсорной).
Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека –
продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования,
проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются
врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и
усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер
межполушарной асимметрии мозга.
В целом выделяют 32 типа функциональной организации
мозга, однако, если смягчить схему индивидуального профиля функциональной
асимметрии полушарий, можно выделить три основных типа организации мозга.
1. Левополушарный тип.
В случае если преобладает левое полушарие у ребенка проявляется
склонность к обобщению и абстрагированию и словесно-логический характер
познавательных процессов. В данном случае, полушарие определяется словами,
символами, а также отвечает за письмо, важно отметить, что поступившая
информация в левое полушарие, - воспринимается медленно, целенаправленно.
2. Правополушарный тип. Такой тип определяет
склонность к творческим способностям, а его функционирование обусловливает
наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным
представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в
результате своей деятельности.
3. Равнополушарный тип. Такой тип определяется
отсутствием ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их
синхронную деятельность в выборе стратегий мышления, а также существует гипотеза
эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической
основы общей одаренности.
Врожденные данные – это лишь начальные условия, а сама
асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием
социальных контактов и прежде всего в семье, поэтому интегрированное межполушарное
взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи
информации из одного полушария в другое, при активизации левого полушария
правое полушарие быстрее вовлекается в работу.
Выводы
по первой главе
Кинезиология является научным направлением, которое
синтезирует в себе новые знания и методы из различных отраслей наук, главными
из которых являются: медицина, педагогика, психология, коррекционная и
специальная педагогика, логопедия и так далее. Иными словами,
кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, данное направление существует уже 2000 лет во всем мире и пользуется большой популярностью.
кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, данное направление существует уже 2000 лет во всем мире и пользуется большой популярностью.
Кинезиология включает в себя упражнения, позволяющие
развивать ребенка во всех направлениях, такой метод развивает у детей с ЗПР как
левое, так и правое полушарие. В результате развития левого и правого
полушарий, происходит:
– улучшение памяти, внимания и речи;
– снижение
утомляемости;
– повышение
способности к произвольному контролю;
– повышение
работоспособности;
– активизация
интеллектуальных и познавательных процессов.
Под
влиянием кинезиологических упражнений в организме детей с ЗПР происходят положительные
структурные изменения, при этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна
для данных условий), тем значительнее эти изменения. Такой вид работы помогает
выявить скрытые способности ребенка с ЗПР и расширить границы возможностей деятельности
его мозга.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
2.1.
Характеристика кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих
занятиях
Кинезиологические
упражнения на коррекционно-развивающих занятиях работают на положительную
динамику у дошкольников с ЗПР, так как, такие упражнения повышают
стрессоустойчивость детей, улучшают мыслительную деятельность, способствуют
улучшению памяти и внимания, облегчают процесс учения письма и чтения,
повышается способность концентрации, происходит понижение тревожности. Все
кинезиологические упражнений воздействуют на различные системы управления
организмом, условно они делятся на три блока.
Таблица 2
Характеристика кинезиологических
упражнений
Упражнения, увеличивающие
тонус коры головного мозга
|
Дыхательные
упражнения, массаж биологически-активных точек, упражнения повышают
энергетику коры головного мозга.
|
Упражнения,
улучшающие возможности приёма и переработки информации
|
Движения
конечностями перекрёстно-латерального характера, упражнения восстанавливают
межполушарные связи и функциональную асимметрию мозга.
|
Упражнений,
улучшающие контроль и регуляцию деятельности
|
Движения
и позы перекрёстного характера, которые восстанавливают связи между лобным и
затылочным отделами мозга, устанавливают баланс между правым и левым полем человека.
|
Для того, чтобы выполнить
кинезиологические упражнения, необходима осмысленность и высокий уровень
саморегуляции, так как процесс осуществления нужных движений и качественное их
выполнение возможно лишь при условии создания в коре головного мозга новых
нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные возможности мозга.
Для того, чтобы в процессе
коррекционно-развивающих занятий у дошкольников с ЗПР был достигнут
положительный результат, необходимо соблюдать важные требования использования
таких упражнений. Так, для начала педагог самостоятельно должен освоить все
упражнений до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в
системе организма, а уже после этого обучать каждого ребенка выполнять движения
и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия.
Под влиянием кинезиологических
тренировок в организме происходят
положительные
структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка,
тем
значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности
ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности
коррекционно-развивающей работы необходимо
учитывать
определенные условия:
– упражнения необходимо проводить ежедневно;
– занятия проводятся утром;
– занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
– занятия проводятся в доброжелательной
обстановке;
– от детей требуется точное выполнение движений и
приемов;
– упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
– упражнения проводятся по специально
разработанным комплексам;
– длительность занятий по одному комплексу
составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с
использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает
определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность
выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
В дошкольных образовательных учреждениях данная
система применяется достаточно обширно, к примеру, во время занятий физкультурой,
ребятам предлагаются упражнения, нацеленные на координацию меж конечностями, головой,
глазами. Это имеют все шансы быть асимметричные перемещения (одна рука гладит –
иная бьет), перемещения, производимые с замкнутыми глазами (дотронуться до
носа, уха, постоять на одной ноге), перемещения, производимые в начале
попеременно рукою или же ногой, и вслед за тем – совместно обеими.
Далее, на занятиях рисованием, могут быть применены
методы рисования другой рукой, или же с закрытыми глазами, затем обеими руками,
что касается занятий по развитию речи, то здесь часто применяются разнообразные
пальчиковые игры, которые направленны на целенаправленное улучшение моторики
мелких мышц и ловкости пальцев.
Специальные кинезиологические занятия на
коррекционно-развивающих занятиях проводятся по определенной схеме: в первую
очередь дошкольников с ЗПР необходимо настроить на предстоящие упражнения,
именно для этого подходят так называемые упражнения-растяжки, сюда входят
задания, которые направленны на максимальное напряжение, а затем расслабление
определенных мышц. Далее, после того, как дошкольники с ЗПР настроятся на
выполнение заданий, им предлагается несколько дыхательных упражнений, которые
направлены на развитие чувства ритма и самоконтроля. Следующим этапом является
упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами, они стимулируют
взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы. Заключительным этапом есть задания
на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить дошкольников с ЗПР.
При систематических кинезиологических занятиях для
усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы: ускорение темпа;
исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми
глазами, слегка прикушенным языком); наоборот – подключение к движениям рук
движений языка или глаз; подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).
Приведем краткую характеристику основных
кинезиологических упражнений.
1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус
мышц опорно-двигательного аппарата дошкольников с задержкой психического
развития.
2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику
организма, развивают самоконтроль и произвольность дошкольников, что
благоприятно влияет на детей с ЗПР.
3. Глазодвигательные упражнения – позволяют
расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное
взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4. Телесные движения – развивают межполушарное
взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные
зажимы.
5. Упражнения для развития мелкой моторики –
стимулируют речевые зоны головного мозга.
При коррекционной работе необходимо учитывать, что
дети с ЗПР не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро
утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции, в связи с чем, важно
начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в
групповую деятельность, а также следует отметить, что для каждого ребенка
необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
2.2.
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР посредством
кинезиологических упражнений
Межполушарное взаимодействие – особый механизм
объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную,
целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и
средовых факторов. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается
комиссурными (спаечными) нервными волокнами [11]). При развитии межполушарного
взаимодействия происходит формирование всех психических процессов: памяти,
внимания, мышления, речи.
При развитии межполушарного взаимодействия
дошкольников с ЗПР посредством кинезиологии, необходимо учитывать некоторые
рекомендации:
1. Педагог должен показывать упражнения четко и
последовательно.
2. Необходимо начинать с легких упражнений,
постепенно переходя к более сложным и требующим концентрации внимания.
3. Не стоит торопить ребёнка, он должен делать
это с удовольствием.
4. Ускорять темп только после того, как движения
становятся чёткими.
5. После того, как движения будут отработаны,
необходимо предложить ребёнку самостоятельно произносить стихотворные тексты, сопровождая
движения.
Для формирования или развития межполушарных
взаимодействий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать такие кинезиологические
упражнения с резинками:
1. Игра «Повтори за мной». Педагог надевает
резинки на свои пальцы, дошкольник повторяет за ним.
2. Игра с резинкой «Перстенек». Надеваем и
снимаем резинку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный,
на мизинец.
3. Игра «Гибкая резиночка». Для этой игры
используется резинка диаметром 4–5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку.
Необходимо всеми пальцами передвигать резинку. Выполняется сначала одной рукой.
Затем другой. Потом одновременно двумя.
4. Игра «Разноцветная пирамидка». Самодельная
игра с резинками и коробкой из-под яиц. Цель игры: закрепление названий цветов,
развитие мелкой моторики, развитие памяти и внимания. Оборудование и материалы:
разноцветные резинки для волос, коробка из-под яиц, фломастеры, полоски бумаги.
Ребёнок сам одевает цветные резинки для волос на имеющиеся возвышения в коробке
из-под яиц, а потом самостоятельно рисует схему расположения резинок на бумаге.
5. Игра «Разноцветные ладошки». На листах
нарисовать ладони, на них цветными карандашами – простые схемы одевания резинок
на пальчики. Ребенок по схеме на своих пальчиках надевает и натягивает резинки.
Игра способствует развитию логического мышления, памяти, внимания.
6. Игра «Веселые звуки, слоги, слова». Данная
игра используется на этапе автоматизации звуков, слогов, слов. На большой палец
и на указательный надеть резинку, тянуть ее, при этом произносится звук или
слог, или слово. Необходимо использовать для более эффективного процесса автоматизации
речевых единиц, разные положения резинки на пальцах: большой – средний, большой
– безымянный, большой – мизинец.
7. Игра «Составляем рассказы». Данная игра
используется для развития связной речи. Оборудование: разделочная доска с
прикрепленными в ней канцелярскими кнопками, резинки, картинки с изображением
предметов, признаков, действий. Ребенок натягивает от одной кнопки до другой
резинку. Около каждой кнопки лежит картинка. По картинкам составляется рассказ.
8. Упражнение «Ухо – нос». Левая рука – взяться
за кончик носа, правая рука – взяться за правое ухо. По команде отпустить
ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
9. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее
перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний, проба выполняется в прямом (от указательного пальца к
мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале
упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Работа по развитию межполушарного взаимодействия оказывает
положительное влияние на развитие дошкольников с ЗПР. Межполушарное
взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из
одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга –
частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при
наличии информированности межполушарного взаимодействия не происходит
полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из
которых постигает внешний мир по-своему.
Выводы
по второй главе
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм
объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно
работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых
факторов, оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из
одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше
у дошкольника с ЗПР будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь,
воображение, мышление и восприятие.
Использование кинезиологических игр на развитие
межполушарного взаимодействия на коррекционно-развивающих занятиях у
дошкольников с ЗПР является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями,
которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению
эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с
ними.
Дети с задержкой психического развития часто имеют
трудности поведения и концентрации внимания, поэтому целенаправленное развитие
межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и
поведенческих расстройств. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР происходит активное
развитие мозговых структур, поэтому кинезиологические упражнения развивают
работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи
собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у
ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с
одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в
занятие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кинезиологические упражнения на
коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками с ЗПР позволяют создать новые
нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является фундаментом
развития интеллекта.
В современном мире кинезиологические методики
направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что
позволяет развивать способности детей с ЗПР и корректировать проблемы в
различных областях их психики. Наиболее благоприятный период для
интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших
полушарий еще окончательно не сформирована, поэтому очень важны такие
упражнения именно в дошкольном возрасте.
Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при
помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие
активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё
внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать
выводы из увиденного.
Что касается функциональной асимметрии полушарий, то это
свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических
функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого
распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических
и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является
одной из причин существования у человека определенной структуры психики
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме
детей с ЗПР происходят положительные структурные изменения, при этом, чем более
интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти
изменения.
Кинезиологические упражнения на
коррекционно-развивающих занятиях работают на положительную динамику у
дошкольников с ЗПР, так как, такие упражнения повышают стрессоустойчивость
детей, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и
внимания, облегчают процесс учения письма и чтения, повышается способность
концентрации, происходит понижение тревожности.
Для того, чтобы в процессе коррекционно-развивающих
занятий у дошкольников с ЗПР был достигнут положительный результат, необходимо
соблюдать важные требования использования таких упражнений. Так, для начала
педагог самостоятельно должен освоить все упражнений до уровня осознания
субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма, а уже после
этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную
информацию о специфике воздействия.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Васенков, Г.В. Развиваем мелкую моторику и
координацию движений рук / Г.В. Васенков, И.Е. Светлова – М.: Образование, 2005.
– 11 с.
2. Выготский, Л.С. Проблема умственной
отсталости. Умственно отсталый ребенок / Л.С. Выготский – М.: Учпедгиз, 2009. –
12 с.
3. Голомазов, С.В. Кинезиология точностных
действий человека / С.В. Голомазов - М: Спорт Академ Пресс, 2003. – 28 с.
4. Грибанов, А.В. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов – М.: Просвещение, 2004. – 21 с.
5. Деннисон Пол, Е. «Гимнастика мозга» книга для
учителей и родителей / Е. Деннисон Пол – СПб.: ИГ «Весь», 2015. – 320 с.
6. Дульнев, Г.М. Актуальные вопросы работы с
глубоко отсталыми детьми // Обучение и воспитание умственно отсталых детей /
Г.М. Дульнев – М.: Просвещение, 2000. – 15 с.
7. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История
их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века / Х.С.
Замский – М.: Образование, 2005. – 12 с.
Замский – М.: Образование, 2005. – 12 с.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и
воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений / Ю.А. Костенкова, Б.П. Пузанов,
В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 160 с.
9. Маркова, А.К.
Формирование мотивации учения: книга для
учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2009. –192 с.
учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2009. –192 с.
10. Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развития
обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей / А.Р. Маллер //
Дефектология. – 2004. - №3. – С. 36-34.
11. Москвин, В.А. Межполушарная асимметрии и
индивидуальные стили эмоционального реагирования / В.А. Москвин // Вопросы
психологии. – М.: Знание, 2008. - № 6. – С. 12-13.
12. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь
/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко – М.: Просвещение, 2006. – 21 с.
13. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – М.:
Просвещение ВЛАДОС, 2011. – 576 с.
14. Петрова, В.Г. Практическая и умственная
деятельность детей – олигофренов / В.Г. Петрова – М.: Педагогика, 2009. – 231 с.
15. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.
Подласый. – М.: Высшее образование, 2013. – 540 с.
16. Светлова, И.Е. «Развиваем мелкую моторику и
координацию движений рук» / И.Е. Светлова – М.: Знание, 2004. – 11 с.
17. Семенович, А.В. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных
заведений / А.В. Семенович – М.: Просвещение, 2002. – 32 с.
18. Сиротюк, А.Л. Коррекция проблем обучения и
развития методом кинезиологии / А.Л. Сиротюк – М.: Аркти, 2003. – 54 с.
19. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта
дошкольников. / А.Л. Сиротюк – М: ТЦ Сфера, 2008. – 2 с.
20. Сластенин, В.А / Педагогика: учеб. Пособие
для вузов – 4-е изд. / В.А. Сластенин – М.: Школьная пресса, 2011. – 512 с.
21. Смирнова, С.А. Снятие учебного стресса.
Интегративная кинесиология / С.А. Смирнова, О.С. Цыпленкова – М.: Луч, 2017. –
128 с.
22. Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников / Н.Д. Соколова – М.: Просвещение, 2002. – 12 с.
23. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: избранное
/ К.Д. Ушинский, С.Ф. Егоров. – М.: Карапуз, 2013. – 256 с.
24. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение
школьников /
И.Ф. Харламов. – Минск: Нар. асвета, 2013. – 208 с.
И.Ф. Харламов. – Минск: Нар. асвета, 2013. – 208 с.
25. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическое
консультирование в практике психолога образования / Л.С. Цветкова, А.В. Цветков
– М.: Образование,
2008. – 43 с.
26. Шипицына, Л.М. Реабилитация
детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицина,
Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.А. Смирнова – СПб.: Образование, 2005. – 11 с.2008. – 43 с.