Статья на тему: "Культурология журналистики: генезис современной науки"

Статья на тему: "Культурология журналистики: генезис современной науки"


Культурология журналистики: генезис современной науки
 Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А. Уайта, в западной науке это название не привилось, но за последние 2-3 десятилетия прочно закрепилось в России. Прямой аналог отечественной культурологии в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» прежде всего с художественной и просветительской практикой, с проблематикой духовного совершенствования личности, в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом (поведенческом и коммуникативном) смысле. Отсюда основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология.
Современная российская культурология стремится к объединению названных и некоторых иных направлений и методологий изучения культуры с отечественными традициями исследований истории быта, мифологии и культурно-филологических реконструкций, концепций культурно-исторических типов, философией и идеологией просветительских функций культуры, идеями философии «русского космизма». Известное влияние на становление российской культурологии оказывает и опыт отечественного востоковедения, решающего схожие задачи синтеза социально-научного и гуманитарного знания, но преимущественно в узко страноведческом ракурсе.
В связи с расширением международных научных и образовательных контактов возникает проблема эквивалентного перевода принятого у нас термина культурология на европейские языки и объяснения его содержательного наполнения. Российская культурология, безусловно, шире западной Anthropology, но и не охватывает полностью понятия « Humanitariens». Предмет нашего исследования – генезис культурологии  в контексте теории журналистики и массовых коммуникаций. Изучая  взаимосвязь  теории журналистики со смежными дисциплинами,  в структуре теоретического знания  целесообразно выделить  культурологию журналистики.
В 60-80-г. г. прошедшего столетия  культурология рассматривалась как интеллектуальная тенденция времени. Данная  наука  формировалась как интегративное знание об обществе и культуре, обращенное,  прежде всего,  к анализу национальных истоков и смыслов российской культуры.  В культурологическом ракурсе явления исторической, художественной  и социальной жизни общества  рассматривались такими представителями русской интеллигенции, как  М.К. Мамардашвили и Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и Л.Н. Гумилев, Г.С. Померанц и С.С. Аверинцев.
Следует отметить, что рост интереса к проблемам культуры и культурной регуляции коллективной и личной жизни людей характерен для всей мировой науки последнего столетия и связан с многочисленными историческими и социально-культурными причинами, а также развитием самой методологии познания, с включением в орбиту международной культурной жизни народов «третьего мира», разрастанием процессов социокультурного развития из региональных в глобальные, становлением мультикультурной постиндустриальной цивилизации, изменением характера взаимоотношений человеческой личности с социумом, поиском средств «культурной адаптации» человека в достижениях техногенного мира и информационной цивилизации, разрушением многих основ традиционного жизненного уклада и картины мира людей, появлением и распространением феномена массовой культуры, сменой философских парадигм в мировоззрении, возрастанием «антропологичности» науки, переносом ее интереса с человека-продукта культуры на человека-творца культуры. Все это стимулировало развитие в большинстве стран мира комплекса культурно-антропологических наук, изучающих перечисленные процессы. Отечественным эквивалентом подобной науки стала культурология.
В начале 1990-х г. г. 20 столетия   культурология   введена в число обязательных общеобразовательных  курсов высшего и среднего специального образования как область знания, призванная сформировать системные представления обучающихся  о становлении, функционировании и взаимодействии личности и общества в контексте  культуры.
Ученые выделяют  два направления в изучении культуры — гуманитарное и социально-научное
Гуманитарная культурология (культуроведение) имеет многовековую традицию исследований: литературоведческих и фольклористских, мифологических и религиоведческих, историко-философских и искусствоведческих, по истории общественной мысли по истории быта, костюма, нравов, а также по ряду иных направлений, относящихся к области гуманитарного, духовно-творческого и просветительского аспектов жизни общества..
Социально-научная культурология объединяет  философию и теорию культуры, антропологию и  прикладную  культурологию, которая  занимается разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.
Одной из целей нашего исследования является выявление механизмов взаимодействия  теории  журналистики с социальной и гуманитарной культурологиями.
Наука о  журналистике, по нашему мнению, занимает пограничное положение между социально-научной культурологией и гуманитарной. Это объясняется тем, что журналистское произведение как культурно-эстетический продукт СМИ творит публицистическую реальность с помощью  художественного воображения  журналиста  и представляет собой образное отражение реальности.
Попробуем определить место культурологии журналистики в структуре социальных теорий. Предметная область исследуемого социально-культурного явления – многосистемна. Относительно самостоятельными элементами могут быть особенности культурной среды СМИ, культура делового общения журналиста, культурология сознания, специфика культурологического познания журналистом, культурные процессы. Данная система характеризуется открытостью и может быть дополнена под воздействием исследовательских интересов ученого и объективных факторов внешней среды.

Предмет культурологического познания — отнюдь не «вся культура»; это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Культурология ограничивает свою «познавательную площадку» именно описанным комплексом нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных социально-воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта.
К числу главных предметных областей культурологии относится и исследование знаково-коммуникативных процессов информационных связей между людьми. В отличие от наук лингвистического профиля, культурологию интересуют не технические механизмы порождения, фиксации, кодирования, передачи и де­кодирования информации, а сами культурно-смысловые содержания, составляющие предмет этих инфор­мационных обменов между людьми и выраженные в определенных символах.
Таким образом, в любой области социального и гу­манитарного знания может иметь место культурологи­ческий подход к определенным социально-норматив­ным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «про­фессиональных культур» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология экономики», «культурология политики», «культуроло­гия религии», «культурология искусства» , «культурология журналистики».
Самостоятельная область знания -   собственно культурология как комплексная научная дисциплина дифференцируется на два вида:  теоретическую и прикладную.    Сегодня актуальна проблема формирования культурной компетентности личности. Значительную роль в этом процессе играют СМИ. Одним из важнейших направлений повышения эф­фективности  культурной социализации при решении образовательных, просветительских  задач  является его культурологизация,  введение элементов систематизированного культурологического знания во все социальные институты.
Важнейшим механизмом функционирования национальной культуры являются средства массовой информации, формирующие в общенациональном масштабе общественное мнение, систему предпочтений, стереотипы поведения, вкусы, моду. (что возможно только в ситуации практической поголовной грамотности населения) и обеспечивающие совместно с институтами политической демократии взаимосвязь между обществом и властью[1][1, с. 14].. И наконец, еще один важнейший регулятор динамики национальной культуры -  культурная политика.
Развитие современной науки  находится под влиянием социодинамики, которая  подразумевает  развертыване   культуры во времени и пространстве, во взаимосвязи с организацией общества, с социальными переменами.  Современная наука характеризуется синкретизмом. Начало нового тысячелетия подвигло к тому, что во всех странах заново обдумываются социальный статус культуры, перспективы, приоритетные направления и тенденции ее развития, сопровождающиеся интеграцией и дифференциацией.        Журналистика, освещающая проблемы культуры, быть может, как никакая другая профессиональная деятельность, способна совершенствовать динамику социальных процессов. Вся история ХХ в. окрашена взаимодействием массовой и классической культур. Современные художественные произведения обращены, прежде всего, к чувствам, эмоциям читателя и зрителя.  С достижениями новейшей техники и технологии, связано появление фотографии, кино, дизайна, телевидения, видеоклипов и оснащенных супертехническими достижениями шоу. В художественное пространство всё увереннее входят компьютерные и сетевые арт-проекты, "сетевое искусство" (net-art). Сегодня создаются такие новые произведения, как  инсталляции, хэппенинге, перформансы.  
Социально-гуманитарные научные дисциплины  исследуют общекультурные процессы. Тем не менее, сейчас, все активнее стиль жизни общества, нравы, состояние культурного пространства мегаполиса входят в проблематику СМИ. Современные социальные изменения обуславливают многоплановость  журналистики.     
Именно культурная социодинамика создаёт возможность появления культурологии журналистики как самостоятельной области научного знания и предлагается нами в дискуссионном порядке. Каковы же основные аспекты взаимодействия культурологи и журналистики?
 Культурология в наше время охватывает разные уровни и аспекты изучения культуры, среди которых основополагающим является ее онтологическое рассмотрение (различение бытия и небытия).
Следует отметить, что рост интереса к проблемам культуры и культурной регуляции коллективной и личной жизни людей характерен для всей мировой науки последнего столетия и связан с многочисленными историческими и социально-культурными причинами, а также развитием самой методологии познания, разрастанием процессов социокультурного развития из региональных в глобальные, становлением мультикультурной   цивилизации, изменением характера взаимоотношений человеческой личности с социумом, поиском средств «культурной адаптации» человека в достижениях техногенного мира и информационной цивилизации, разрушением многих основ традиционного жизненного уклада и картины мира людей, появлением и распространением феномена массовой культуры, сменой философских парадигм в мировоззрении, возрастанием «антропологичности» науки, переносом ее интереса с человека-продукта культуры на человека-творца культуры. Все это стимулировало развитие в большинстве стран мира комплекса культурно-антропологических наук, изучающих перечисленные процессы. Отечественным эквивалентом подобной науки стала культурология.
В настоящее время можно говорить о том, что тот комплекс научных  направлений, который мы обобщенно называем «культурологией» сформировался и в нём выделяют два направления  в изучении культуры — гуманитарное и социально-научное. Возможно, характеристика их предметного поля позволит провести научные аналогии. Этот теоретико-эмпирический опыт может использовать и культурология журналистики.
 Охарактеризуем онтологические аспекты культурологи. Гуманитарная культурология (культуроведение) имеет многовековую традицию исследований: литературоведческих и фольклористских, мифологических и религиоведческих, историко-философских и искусствоведческих, по истории общественной мысли, по истории быта, костюма, нравов, а также по ряду иных направлений, относящихся к области гуманитарного, духовно-творческого и просветительского аспектов жизни общества. Этот научный профиль в существенной мере преследует фактографические цели: максимально точное описание и атрибуция изучаемых явлений, их историко-стилевая оценка, этническая, а по возможности непосредственная авторская идентификация, а также генетический анализ (поиск сюжетных, стилевых, образных и иных источников.) исследуемого объекта.  Показательно, что в отличие от социально-научной культурологии, впитавшей в себя множество традиций и подходов этнографии и востоковедения, гуманитарное культуроведение сосредоточено почти исключительно на исследовании собственной национальной культуры. Можно определить гуманитарное кулътуроведение как область знаний очень важную, но в рамках общей научной классификации занимающую промежуточное положение между собственно культурологией и искусствознанием, фольклористикой, историей быта. В любом случае гуманитарное культуроведение по используемым научным методам относится к сфере исторических наук, а не культурологических, ориентированных на совершенно иную методологию.  Можно определить гуманитарное кулътуроведение как область знаний очень важную, но в рамках общей научной классификации занимающую промежуточное положение между собственно культурологией и искусствознанием, фольклористикой, историей быта.
В рамках социально-научной культурологии (несомненно выросшей из этнографии, а отчасти из социологии и лингвистики) сложилось множество научных школ и направлений, но я позволю себе выделить три основные отрасли культурологии, ориентированных на ее основные проблемные поля. Это фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное—формирующие ее эпистемологию — систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами. И, наконец, прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.  
Таким образом, выявление механизмов взаимодействия культурологии журналистики с социальной и гуманитарной культурологиями позволит выработать методолгию решения социокультурного воспроизводства, которое занимает центральное место в журналисткой деятельности. Культурология журналистики, по нашему мнению, занимает пограничное положение между социально-научной культурологией и гуманитарной. Это объясняется тем, что журналистское произведение как культурно-эстетический продукт СМИ творит небытие силой художественного воображения, фантазии журналиста, и представляет собой образное отражение реальности.
Сегодня СМИ решают задачу воспроизводства культурной самоидентичности,  которая, с одной стороны, развивает способности соотносить себя со стереотипами и символами культуры, с другой стороны способствует развитию внутренних творческих способностей личности. Методология журналистского труда, технологии современных СМИ формируются под воздействием социокультурной среды, одновременно видоизменяя ее. Нельзя недооценить, например, роль СМИ в формировании этнических стереотипов, которые отражают представления, возникшие в результате воспитания, образования, восприятия различных видов искусства, усвоения информации, почерпнутой из средств массовой коммуникации. Чем выше развита культура мышления, тем меньше человек склонен оперировать стереотипами. Мотивами к сотрудничеству все чаще становятся культурные потребности. СМИ участвуют в социализации личности, способствуют формированию установок, ценностных ориентаций, приобщают к социальному опыту, культуре. Сегодня представители различных политических сил, деловых кругов, деятели науки и культуры стремятся донести свои мнения посредством СМИ. Журналистика, занимающая ключевые позиции в системе массового информирования, способна интегрировать различия во взглядах или, наоборот, обострять их. В задачи журналистики входит не только трансляция, но и обобщение ценностей – культурных, духовных, социальных, что может способствовать уточнению и изменению политических, психологических, нравственных ориентиров общества.
«Культура передает социальный опыт, формирует общественное отношение, оценивает явления окружающей среды, осуществляет коммуникативные связи между людьми в процессе производства и освоения материальных и духовных ценностей.»[2] [1, с. 14]. Активным современным средством удовлетворения потребностей в получении сведений о мире, механизмом аксиологического познания являются СМИ. А журналистика как профессия способствует формированию ценностного потенциала общества.   Попробуем определить место культурологии журналистики в структуре социальных теорий. Предметная область исследуемого социально-культурного явления – многосистемна. Относительно самостоятельными элементами могут быть особенности культурной среды СМИ, культура делового общения журналиста, культурологические аспекты сознания специалистов СМИ, специфика  журналистского познания, культурные процессы как объект журналистики и СМИ. Данная система характеризуется открытостью и может быть дополнена под воздействием исследовательских интересов ученого и объективных факторов внешней среды. Культурологический аспект освоения действительности журналистом есть результат духовного общения, основу которого составляет культура "как живое, функционирующее и развивающееся целое: форма ее бытия – качества человека, которые не врожденны ему, а благоприобретены в ходе его жизни; и способы человеческой деятельности, в которых реализуются названные качества человека; третья модальность культуры – опредмеченные плоды этой деятельности, "вторая природа", создаваемая им как искусственная среда его обитания – материальная, духовная и художественная"[3] [1, с. 14].. Культурная модернизация начала ХХI века ведет к синкретизму, что отражается в структуре культурологии и обуславливает выделение нами культурологии журналистики как самостоятельной области познания.
Многообразие причин становления культурологии журналистики можно свести к двум основным:
- внутренние: логика развития гуманитарного научного знания и выделение новых дисциплин, охватывающих все более сложные феномены реальности;
- внешние: понимание ведущей роли журналистики и СМИ, как приоритетных агентов культурной социализации.
Журналистика как часть духовной культуры формирует аксиологию  социума. Она создает ценности, посредствам которых формирует общественное мнение. К материальной культуре имеют отношение ее носители – газеты, журналы, видеокассеты, диски, блоги.  СМИ и журналистская деятельность, в частности, обуславливают динамику культуры и  транслируют  следующие ее  функции.
- творческую – создание произведений культуры;
- познавательную – познание мира;
- трансляционную – передача культурных достижений;
- регулятивную – формирование поведенческих стереотипов;
- ценностную – создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;
- знаковую (семиотическую) – создание языка культуры;
- синтезирующую – соединение больших масс населения в единое целое;
- смысловую – обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.
«Институциональность журналистики подразумевает ее субъективность, способность влияния на принятие решений и воздействияна других субъектов общественных отношений» [1, с. 14]. Блохин. Монография.  Например, журналистика наряду с общественными объединениями – главная движущая сила в деле сохранения культурного наследия. Очень активно  отстаивают культурные ценности города  журналисты Санкт-Петербурга. Межкультурная коммуникация – одна из главных тем современных  СМИ.  Петербург хорошо ведет диалог культур с другими странами.   Неделя Германии, Италии в Петербурге, Неделя французского кино – все эти мероприятия нам знакомы, мы посещаем их, узнаём о них из СМИ. В журналистском творчестве Петербург, как правило,  идентичен, самобытен. Это всеми узнаваемый образ.
При освещении культурных событий журналисты  часто пользуются теми ценностными ориентирами, которые влекут горожан  в учреждения культуры.
Культура образуется взаимосвязью множества различных форм деятельности, в ходе которых реализуются знания, ценности, идеалы личности. Самоорганизация общества, представляющая целостную систему бытия природы – бытия общества – бытия человека, обеспечивается культурой.  А результат духовной деятельности журналиста – журналистское произведение,   формирующее  массовое сознание с помощью СМИ, возникает под воздействием социокультурной динамики.
Культурология в наше время охватывает разные уровни изучения культуры [1, с. 14]..[4] Мы считаем, что в этой многофункциональной системе культурология журналистики может быть рассмотрена, как пересечение онтологии и культурологии.
Рассматривая культурологию журналистики как разновидность духовной деятельности мы считаем целесообразным выделение  следующих объектов ее научного познания:
- специфика журналистского познание мира (культурные аспекты);
- культура межсубъектного духовного взаимодействия журналиста и социума;
- влияние профессиональной культуры журналистского корпуса на взаимодействие СМИ и  аудитории;
- культура интеллектуального и творческого процессов журналистской деятельности;
- СМИ как средство формирования культурных ценностей современного общества;
- корпоративная культура журналистской деятельности;
- способы духовного освоения журналистом объективной реальности и специфика воздействия журналистского текста на социокультурную систему;
- специфика аксиологического осмысления  объективной реальности;
- коммуникативные технологии в СМИ;
- СМИ и глобализация.
В предметном поле культурологии журналистики важное значение имеет субкультура журналистских элит, лидерств с точки зрения их умения выражать общественные интересы, определять и формировать ценностные приоритеты. «Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей журналиста, являющихся одним из источников мотивации поведения.
Инструментами социально-культурной организации и регуляции социума являются социальные институты — специализированные структуры, занимающиеся производством «культурных текстов», внедрением их в сознание людей. Эта социокультурная регуляция охватывает по существу все стороны жизни сообществ и осуществляется таким агентом социализации как СМИ.
Для культуры,  как социального явления, системообразующими являются понятия культурной статики и динамики. Традиционно культурную динамику делят  на историческую и социальную. Данные  проблемы изучаются многими социальными и гуманитарными науками, среди которых и культурология. Новое направление которой  культурология журналистики,  разрабатывает методологию доведения информации до аудитории, механизм формирования аксиологического потенциала.
Анализ генезиса культурологии показывает, что это –  относительно молодая область научного познания. Тем более не отличается зрелостью культурология журналистики. В связи с чем,  ее понятийный аппарат, предметное поле, объект исследования находятся в стадии формирования. Мы представляем свое видение структуры научного познания, которое обозначили – культурология журналистики и при этом не претендуем на завершенность, абсолютность модели, она открыта к трансформациям.
В любой области социального и гу­манитарного знания может иметь место культурологи­ческий подход к определенным социально-норматив­ным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «про­фессиональных культур» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология экономики», «культурология политики», «культуроло­гия религии», «культурология искусства», «культурология журналистики».
Культурология журналистики оперирует понятийным аппаратом и культурологии, и теории журналистики как специализированной деятельности человека по сбору, анализу социально значимой информации. Журналист, являясь биосоциальным  субъектом, устанавливает культурные взаимосвязи между главными модификациями бытия – природой, обществом, культурой и человеком.
Цели и задачи культурологии журналистики как специальной об­ласти знания целесообразно определять посред­ством моделирования самой структуры культурологи­ческой науки.
В культурологии принято выделять два направления: фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной культурологии— изучение культурных про­цессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализиро­ванными культурными институтами и общественны­ми организациями.
В практике фундаментальной культуроло­гии журналистики с большей или меньшей очевидностью формиру­ются три основных направления исследований (выде­ляемых по объектной сфере):
- социальная культурология, акцентирующая внимание на социокультурных процессах и явлениях, порождаемых СМИ и современными PR- технологиями, журналисткой деятельностью, в ходе которых создаются духовные ценности, культурные стереотипы, образцы массовой культуры, формирующие общественное сознание;
- психология культуры, сосредоточенная, напротив, на проблемах «субъективации» культуры личности; применительно к предмету культурологи журналистики - культура журналиста, специалиста СМИ, проявляющаяся в ее творческом, интерпретативном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам  общества, психологической мотивации лояльности и нелояльности создателя духовных ценностей;
    - культурная семантика журналисткой деятельности, изучающая культурные феномены прежде всего как средство коммуникации между специалистами СМИ, журналистами и обществом; как обмен культурными ценностями, как систему информацион­ных носителей, с помощью которых кодируется, хранит­ся и транслируется социально значимая информация (культура, социальный опыт), выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символичес­ких чертах технологий и продуктов всякой человеческой деятельности. Таким образом, культурная семантика занимает промежуточное положение между лингвисти­ческой семиотикой, филологическими реконструкциями истории культуры на литературной основе и собственно «культурной текстологией», акцентирующей внимание преимущественно на медиарынке.
Подлинный предмет иссле­дования во всех направлениях культурологии остается единым: социально-интегрирующие, ценностно-нормативные, регулятивно-коммуникативные и социально-воспроизводственные механизмы организации жизнедеятельности. Более того, на самом деле речь идет об одном единственном механизме — культуре, исполняющей все эти многообразные социальные функции  [1, с. 14]. Культурология 20 века. Энциклопедия
Обращаем  внимание на то, что в предлагаемой структуре культурологического знания (особенно в ее прикладной части) мы выделяем культурологию журналистики  как самостоятельное научное направление исследования культурной среды, создаваемой средствами массовой информации. Журналистика – это составляющая духовного производства, в котором именно культура выступает универсальным способом творческой реализации журналиста, PR – специалиста через созданную духовную ценность. Для журналиста культура – это универсальный способ творческой самореализации через смысл.  В этом контексте культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей, сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу). Если в обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и другие виды духовной деятельности, то культурология журналистики в системе культурологического научного познания использует понятие культуры, для раскрытия сущности журналистского бытия, как реализацию творчества и специфического воздействия на массовое сознание.  Культура – это социальная система функциональных форм деятельности, закрепившихся в общественной практике и сознании. Это содержательная дефиниция позволяет нам выделить следующие объекты культурологии журналистики: профессиональная культура журналиста, этика журналистского труда, политическая, экономическая, психологическая, эстетическая культуры. Мы не претендуем на завершенность этого исследовательского поля, ведь культурология как область научного познания возникла в середине ХХ века. Любая наука начинается с изучения простых систем, распространяясь в последствии на более сложные. Поэтому не удивительно, что предмет изучения культурологи -  сложные культурные системы. Носителем и субъектом культуры является человек. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность. Ценности культуры превращаются в акты поведения субъекта – культура живет в личностном поведении человека. Культурную социализацию осуществляют социальные институты, которые представляют собой систему общественных взаимодействий социальных структур, призванных удовлетворять потребности людей. В этой социокультурной системе приоритетны позиции СМИ и журналистики как феноменов духовной деятельности.
Сегодня актуальна проблема формирования культурной компетентности личности. Значительную роль в этом процессе играют СМИ, которые формируют культурную память общества   ссылка Социология. Энциклопедия. В этом процессе приоритетны позиции журналистской деятельности.
Санкт-Петербургские    ученые  классифицируют  науку о журналистике на историю, теорию и практику. Мы разделяем эту точку зрения и допускаем, что наряду со смежными с теорией журналистики дисциплинами, культурология журналистики может решать следующие задачи:
- научное исследование современного социокультурного пространства и особенности его трансляции СМИ;
 - анализ журналистской практики с точки зрения культурологического потенциала;
- культурные аспекты изучения моделей поведения аудитории;
- культурологические коммуникации в СМИ;
- формирование культурных стереотипов средствами массовой информации;
- СМИ и практика взаимодействия культур;
 - совершенствование нравственных и эстетических норм журналисткой деятельности;
- культура  медиарынка.
Культурология журналистики способна дать прогностические ориентиры смежным научным дисциплинам в силу того, что культура задает ценностные образцы поведения людей в виде нравственных норм, морали, традиций, стилей жизни и ценностных ориентиров в форме мифологем, идеологий, идеалов; которые, влияя на мотивацию людей, пронизывают институциональный и статусно – ролевой уровни общества. Журналистика, будучи социально обусловленной сферой деятельности, органично связана с формированием аксиологического потенциала общества. Передача материальных ценностей (печатная и аудиовизуальная продукция медиаиндустрии) и духовных происходит посредством журналистики как особого социального института и части культуры общества. Журналистика сформировалась как способ общения людей по значимым вопросам их бытия, поэтому она ищет и находит своего носителя в информационной среде. Таковым сначала стала печать, а с XX-го века – СМИ. Журналистика в целом может рассматриваться, как неисчерпаемый источник изучения социальной действительности.
Предметная область культурологии журналистики – явления, закономерности и тенденции развития культуры СМИ, методология  журналисткой деятельности, взятые в контексте социокультурной жизни. Центральное понятие обозначенной области научного познания – культура, с помощью которой анализируем предмет с точки зрения коммуникационных процессов (журналист – текст – канал информации – аудитория – личность – журналист). В рамках коммуникативного подхода целесообразно исследовать культурогенез социального поведения журналиста и аудитории, функционально – ролевую специфику журналистики и СМИ в соответствии с дифференциацией общества. Данная логика определяется системно – функциональным методом изучения социальных систем, сформулированным Т. Парсонсом. Самосохранение социальной системы обеспечивают ценности, социокультурные образцы поведения, вырабатываемые в ходе социального взаимодействия. Культура в духовной деятельности журналиста выполняет следующие функции, обеспечивающие целостность системы:
- адаптация к окружающей среде и социализация;
- целедостижение (наличие у системы объективной способности поддерживать целостность, влияя на свое окружение);
- поддержание образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохраняя внутреннюю структуру;
- интеграция.
Культурология журналистики акцентирует свое внимание на факторах, условиях, социокультурных институтах, различных социальных субъектах, которые формируют культурную и аксиологическую атмосферу общества в целом и журналистского корпуса, в частности.  Данная социальная структура обеспечивает  продуктивное функционирование и самосохранение социума как открытой системы.
Задача журналиста - формирование культурной компетентности личности, где немаловажную роль играет профессионализм журналиста, который позволяет обеспечить:
- компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации — основным социальным институтам: экономическим политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям;
- компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции — национальным и сословным традициям, господствующей морали, ценностям, нравственности, мировоззрению, и оценочным критериям, нормам эти­кета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в соци­альных и гуманитарных знаниях;
- компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности — моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям;
 - компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации.
 Среди современных  агентов социализации важнейшим являются средства массовой информации,  формирующие общественное мнение, систему предпочтений, стереотипы поведения, вкусы, моду. СМИ активно используют игровые приемы общения с аудиторией, методологию семиотики [8].  
Осмысление и отражение бытия журналистом – это результат синтезированного познания различных сфер общественной жизни. Университетские программы закрепляют многообразие дисциплин социально – гуманитарного цикла. Мы считаем, что ведущая  роль культурологии журналистики в этой образовательной системе – методологическая, определяемая такими функциями журналистики:
- формирование общественного сознания;
- коммуникативная;
- поддержание социальных ценностей.
Сегодня теоретические воззрения на журналистику многоплановы. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета С. Г. Корконосенко предостерегает от абсолютизации коммуникативной теории и предлагает в один ряд научных направлений « поместить политологический, культурологический, эстетический, социологический и другие подходы» для анализа журналистики [3, с. 41].
Именно современная  журналистика решает задачи повышения уровня культуры, сохранения духовных ценностей, формирования условий для свободного развития личности. В сложной и динамичной современной жизни СМИ призваны сохранять и передавать будущим поколениям вечные ценности. Культурологический  аспект освоения действительности журналистом представляет собой результат духовного общения, основу которого составляет культура.
Список использованной литературы
1. Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начало ролевого анализа : Монография /И. Н. Блохин. – СПб. : SCIENTIA, 2016 – 360 С., с. 14.  
2. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2016 – 360 С., с. 50.
3.  Корконосенко С. Г. Основы журналистики : учебное пособие / С. Г. Корконосенко.  – М.: КНОРУС, 2016. – 272 С., с. 41.
 4.  Культурология  XXв. Энциклопедия/ гл. ред. С. Я. Левит. СПб., 1998. т. 2. с.47.
5. Марьина Л. П.  Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст //Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: матер. Междун. форума / ре.-сост. С. Г. Корконосенко, СПб., 2017,№ 1, с. 253-263.6. Современный словарь по общественным наукам /под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М., 2005, с. 476.
7.  Социология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.    288 С., с. 99.
8. Maryina L. P.  Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст //Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: матер. Междун. форума / ре.-сост. С. Г. Корконосенко, СПб., 2017,№ 1, с. 253-263.




[1] Блохин И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., 2003.
[2] Современный словарь по общественным наукам/под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М., 2005. с. 476

[3] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб, 2003, с. 50.

[4] Культурология XXв. Энциклопедия/ гл. ред. С. Я. Левит. СПб., 1998. т. 2. с.47

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...