Статья на тему: "Логопед – так просто и так сложно…"
Наверное не осталось уже человека, который
не знал бы, кто такой «логопед». Спасибо народному артисту СССР, Роллану
Антоновичу Быкову, который так незабываемо сыграл логопеда, который сам
половину алфавита не выговаривает! Подавляющее большинство ещё несколько лет
назад считало, что логопед — это врач. Сейчас мнение изменилось: конечно,
логоПЕД — это ПЕДагог, а если быть точнее, учитель, поэтому специальность эта
так и называется — учитель-логопед. Соответственно, работать такой специалист
может в образовательных учреждениях: ДОУ и школах. Но не стоит забывать и о
клинических логопедах, работниках учреждений здравоохранения: детских
поликлиниках, стационарах, санаториях и прочее.
С кем работают первые, ясно из названия
учреждений, а вот контингент вторых — дети и взрослые с тяжёлыми множественными
нарушениями не только речи, но и личности в целом (при заикании), психического
развития (восприятия, памяти. внимания, интеллекта и т. д.), а также страдающие
нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и распадом речи после инсультов
и тяжёлых травм головы.
Поэтому, чтобы создать более полное
представление о работе логопеда, попытаюсь кратко перечислить основные её
направления:
— консультирование родителей о нормах
речевого и психического развития детей;
— профилактика недостатков в развитии
моторики, мышления, слухового и зрительного восприятия, речи;
— выявление различного рода нарушений и
задержек в речевом развитии (диагностика);
— логопедическая коррекция в дошкольном
возрасте: формирование и развитие понимания обращённой речи, слухового
восприятия звучащей речи окружающих, мелкой моторики пальцев рук и органов
артикуляции; растормаживание речи и вызывание голосовых и звуковых реакций;
постановка, автоматизация и введение звуков в активную речь; обогащение,
уточнение и активизация словарного запаса детей; формирование и развитие
связной речи и её грамматической стороны; нормализация силы, высоты и громкости
голоса; темпа, ритма и плавности речи, её эмоциональной окраски;
(выразительности);
— логопедическая коррекция в школьном
возрасте: формирование и развитие фонематического восприятия, навыков
звуко-буквенного анализа и синтеза слов, зрительного восприятия, внимания,
памяти; осознанного словообразования и словоизменения; помощь в овладении
письмом и чтением, коррекция недостатков письма и чтения (специфических ошибок
при дислексии и дисграфии, а также орфографических — при дизорфографии),
улучшение почерка, понимания и запоминания прочитанного, увеличение скорости
чтения; исправление заикания;
— логопедическая коррекция у взрослых:
восстановление речи после инсультов, тяжёлых сотрясений мозга и травм головы и
пр., формирование речи после удаления гортани и другие особые случаи.
Как видим, исправление недостатков
звукопроизношения — это лишь верхушка айсберга, малая видимая и понятная всем
часть логопедической работы.
Поэтому судить о профессионализме
логопеда, который хорошо ставит звук «р», я бы не советовала. Грамотный логопед
будет работать одновременно в разных направлениях в зависимости от особенностей
недостатков речи ребёнка и подбирать нужные именно ему задания. И, оценивая со
стороны работу специалиста, прошу обратить внимание родителей и других
заинтересованных лиц на то, нравится ли ребёнку заниматься, даёт ли логопед
домашние задания, стимулирует ли ребёнка к использованию приобретённых навыков.
А в заключение хочу открыть небольшой, но
крайне важный секрет. В последние годы количество логопедов, наконец, стало
увеличиваться, но, однако, далеко не в каждом образовательном учреждении
имеются специалисты этого профиля. Если Вам повезло, у вас в ДОУ или школе
появился логопед, обязательно воспользуйтесь логопедической помощью, если она
показана вашему ребёнку. Если же приходится искать специалиста самостоятельно,
обратите внимание на опыт специалиста, отзывы о его работе, а если это
начинающий, молодой специалист, обратите внимание на длительность обучения
данной профессии: она может быть от нескольких месяцев до 5 лет. К какому
логопеду обращаться — выбирать только Вам.
А я
желаю Вам получать радость и удовольствие от общения с Вашими детьми!