Доклад на тему: Хосе Ортега – и – Гассет. "Восстание масс"
Тема
доклада: Хосе Ортега – и – Гассет. «Восстание масс».
План
доклада:
I.
Биография Хосе Ортега (1883-1955)
II.
Основные идеи. «Восстание масс».
III.
Ответы на вопросы.
I.
Биография
Хосе Ортега (1883-1955)
Хосе Ортега-и-Гассет
родился в Мадриде 9 мая 1883 года. Его семья принадлежала к культурной
буржуазии времен Реставрации, правления короля Альфонса XII. Отец, Хосе Ортега
Мунилья, был публицистом, писателем, вел литературный раздел в газете
"Импарсиаль". Мать, Долорес Гассет Чинчилья, была дочерью основателя
и владельца этой либеральной газеты, в прошлом дипломата.
Хотя к религии родители
Ортеги были достаточно равнодушны, учиться его отдали вместе с братом в
иезуитский колледж в возрасте 8 лет (в Мирафлорес-дель-Пало, под Малагой).
Чувства благодарности к учившим его шесть лет
отцам-иезуитам Ортега не испытывал.
Не многим отличалось от
среднего и высшее образование. В 15 лет Ортега поступил в университет, год
учился на отделении права, философии и литературы в иезуитском университете в
Бильбао, затем три года в Мадриде. Сносно учили только древним языкам. Недостатки
школьного и университетского образования восполнялись самостоятельным чтением:
в домашней библиотеке наряду с испанской классикой было множество книг на
французском языке: он читает лучших французских поэтов и философов. По
собственному признанию Ортеги, он "с детства был пропитан французской
культурой". С английской литературой и философией Ортега познакомится
много позже; она не сыграет сколько-нибудь значительной роли в развитии его
идей.
Интерес к немецкой
философии не ограничивался вошедшим в моду по всей Европе ницшеанством. Защитив
в 1904 году докторскую диссертацию "Ужасы тысячного года. Критика одной
легенды", Ортега отправляется в 1905 году в Германию. Пробыв один семестр
в Лейпциге, он занимался физиологией и психологией, штудировал три кан-товские
"Критики". Затем он ненадолго вернулся в Испанию, чтобы выхлопотать
государственную стипендию для более длительного пребывания в Германии. В
1906-1907 годах он в течение одного семестра занимался в Берлине и около года -
в Марбурге. В Берлине Ортега в основном работал в библиотеке, восполняя пробелы
в познаниях, по 10-12 часов в сутки. В начале века Марбург оказался местом
паломничества европейской молодежи, желающей получить настоящее философское
образование. Университетские годы в Марбурге - он был учеником Когена и
Натор-па – подарили ему, по его собственным словам, по меньшей мере половину
его чаяний и почти все его научное образование, приведя его в соприкосновение с
наследием Канта.
С 1908 года Ортега
преподает философию, а в 1910 году получает кафедру метафизики в Мадридском
университете, где и читает курсы лекций вплоть до 1936 года. Число учеников и
последователей быстро растет, к началу 1930-х годов образуется "мадридская
школа", просуществовавшая несколько десятилетий и сыгравшая огромную роль
в развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки (куда
эмигрировали после поражения Республики многие ученики Ортеги). Когда Ортега начинал
свою деятельность, философии в испанских университетах попросту не существовало
В этих условиях ему было не до "технических" сложностей: он занимался
просветительством, пропагандой философии и в небольших университетских
аудиториях, и в огромном здании театра (здесь он прочитал при огромном стечении
публики курс "Что такое философия?"). Ортега своей задачей считал
обратить этих "язычников" в философию - этому служили и газетные
статьи, и организация переводов, издательская деятельность. Им были основаны
доныне существующие журнал и издательство "Ревиста де оксиденте", где
в 1920-1930-х годах и стали публиковаться лучшие произведения зарубежных
философов и ученых.
Многие работы Ортеги
представляют собой либо собранные вместе газетные статьи ("Восстание
масс"), либо запись курса лекций ("Тема нашего времени",
"Вокруг Галилея", "Что такое философия?", "Человек и
люди").
В 1932 году в предисловии
к собранию собственных сочинений он сообщил, что для него наступает время
"второго плавания" - отныне он намерен писать не только блестящие
эссе, но и строго логичные трактаты, фундаментальные исследования. Однако
написать задуманный трактат "Заря жизненного разума" ему не удалось,
как не удалось завершить самое "техническое" свое исследование -
"Идея принципа у Лейбница и эволюция дедуктивной теории".
Лишь на треть, если
судить по сохранившемуся плану, была написана главная работа по социологии -
"Человек и люди" Помешали политические события, прервавшие труды за
письменным столом и в университетской аудитории.
Начало испанской
гражданской войны в июле 1936 года застало Ортегу больным. Через три дня после
начала противостояния к нему в дом явился отряд вооруженных коммунистов,
которые потребовали от него поставить подпись под манифестом в поддержку
правительства Народного фронта и с осуждением «государственного переворота».
Ортега отказался их принять, и во время жесткого разговора между ними и его
дочерью ей удалось убедить пришедших, что надо составить более короткий и менее
политизированный текст, который в результате Ортега и подписал вместе с другими
интеллектуалами (впоследствии Ортега описал этот эпизод в своей статье «En
cuanto al Pacifismo»). В том же месяце Ортега покинул Испанию и удалился в
изгнание — сначала в Париж, затем в Нидерланды, Аргентину и Португалию.
По возвращении в 1948
году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где
преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым критиком франкизма и
коммунизма.
II.
Основные
идеи. «Восстание масс».
Ортега своей задачей
считал обратить этих "язычников" в философию - этому служили и
газетные статьи, и организация переводов, издательская деятельность.
Новое учение – позднее Хосе
Ортега назвал его рациовитализмом, чтобы подчеркнуть тесную связь между
мышлением и жизнью, - вырастало на скудной почве. В книге "Испания без
позвоночного столба" представлен анализ процесса разложения. Сепаратизм
провинций Каталонии, Бискайи и партикуляризм классов - все это было концом
долгого пути к упадку, на котором торжествуют массы, оставшиеся без руководства.
Прогноз для Испании расширяется до прогноза для всей европейской культуры
Ортега признает свое единомыслие со Шпенглером, Сорокиным, Тойнби в том, что
культуры созревают и гибнут. И вместе с этими философами он применяет свой
анализ к современному положению. Его социально-политический этюд о массовом восстании
вызвал обсуждение во всей Европе, равное по значению спорам вокруг "Заката
Европы".
Для него характерен
утопический рационализм - стремление развить критическую способность за счет
"биологической" непрерывности жизни.
Мы должны, считает Ортега, научиться рассуждать "исторически", то
есть определять нашу умственную деятельность в границах, созданных временем и пространством,
в котором мы живем. Несколько чрезмерно обобщая, он говорил до последних своих
дней, что во всяком человеческом начинании есть нечто утопическое. Человек
стремится к знанию, но ему никогда не удается действительно познать хоть нечто.
Человеческие намерения никогда не осуществляются так, как они задуманы, судьба
человека - быть лишь обещанием, живой утопией.
Философия Хосе Ортега-и-Гассета основывается
на жизни, на непосредственном переживании, на времени, понятом как история.
Он не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе
с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться
без Бога. Разум, для него выступает в роли творца мировоззрений.
Основным произведением Х.
Ортеги-и-Гассета считается «Восстание масс». В современной общественной жизни
Европы есть один важный факт — вся власть в обществе перешла к массам. Т. к.
массы не должны и не могут управлять даже собственной судьбой — Европа
переживает кризис. Имя этого кризиса — восстание масс. Именно об этом и идет
речь в одноименном произведении Ортега-и-Гассета. Автор говорит о том, что
теперь человеку труднее найти себе место в мире, т. к. в нем все «скучено».
Скученность возникла не случайно.
Массы внезапно стали видны. Толпа — понятие количественное и видимое.
Всякое общество — это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство
— это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса —
это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе — чисто психологический
признак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе или
нет. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или
отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он —
«точь-в-точь», как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный
— тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим. Масса воспринимает
технический прогресс, но совершенно отсутствует прогресс духовный. Таким
образом, деления общества на массы и на избранное меньшинство — это деление на
типы людей.
Основные черты массового человека: 1.
Беспрепятственный рост потребностей, экспансия собственной натуры,
неблагодарность ко всему, что облегчает жизнь. Массу заботит собственное
благополучие, но не истоки. Благополучие воспринимается как что-то естественное.
2. Массовый человек ощущает себя
совершенным, так как не умеет сравнивать себя с другими, поэтому он духовно
закупорился от мира. Он живет прописными истинами и навязанными мыслями. И
поэтому ныне господствует тирания интеллектуальной пошлости. Идеи массового
человека — это не культура, а то, что ставит культуру в тупик.
3. Кроме «скученности» негативное
воздействие масс вызвано подъемом исторического уровня: массы выполняют
сейчас те общественные функции, которые раньше выполняло избранное меньшинство;
массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам. После долгой подземной
подготовки заурядный человек поднялся внезапно, одним скачком, за 1 поколение.
Человеческая жизнь в целом поднялась. Это значит, что уровень жизни поднялся. И
благо, и зло современности и ближайшего будущего, считает автор, — в этом
повышении исторического уровня.
4. Говоря о полноте времени, автор
пишет о том, что современная эпоха: решительный разрыв настоящего с прошлым.
«Мы чувствуем, что мы как то внезапно остались одни на земле; все остатки
традиционного духа исчезли. Мы обречены разрешать наши проблемы без содействия
прошлого». Автор говорит о том, что «наша эпоха чувствует себя выше всех
предыдущих эпох. Сильна и бесспорна, и не уверена в своей судьбе». «Европа
утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради
того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой».
Итог:
вырвавшиеся на свободу «плебеи», не умеющие сравнивать и поэтому считающие,
свои убеждение общественными, неспособные руководить, не способные пойти в
оппозицию государству — это то, что сейчас представляет современную ситуацию. Две
основных черты в психологии масс — это безудержный рост низменных вожделений и
принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить.
Чтобы создать идею, надо верить в Разум, в мир идей, отвлеченных истин. Имея
идеи, люди обращаются к высшей инстанции. Человек массы изобрел лозунг: «Хватит
дискуссий». Прямое движение — единственный метод воздействия масс. Масса ненавидит
оппозицию. Восстание масс может привести к катастрофе. Большевизм и фашизм —
движения, типичные для человека массы.
Если быстро не принять меры в связи
со сложившейся ситуацией — это может закончиться полным крахом культуры и жизни
вообще, массы погубят друг друга, считает Ортега-и-Гассет.
III. Ответы
на вопросы
1. В происходившей в
Испании гражданской войне, Ортега-и-Гассет фактически не поддерживал ни одну из
сторон, видя как в коммунистах, социалистах и анархистах, получивших
преобладание среди республиканцев, так и в фалангистах, поддержавших Франко,
представителей массового общества, против которого он и выступал.
Находясь в изгнании,
жестко критиковал тех западных интеллектуалов, которые выступили в поддержку
Народного фронта, считая, что они не разбираются ни в истории, ни в современных
им реалиях Испании.
2. Черты элиты: умение признавать
недостатки человеческой личности, стремление к самосовершенствованию,
благодарность природе за жизнь (существование), широта мышления, избранность,
сдерживание своих жизненных запросов, осознанное потребительство, высокий
уровень культуры, уважение к др. людям/ценностям/культуре предков и т. д.
3. Люди массы склонны к агрессии,
так как массовая культура является неким защитным механизмом. Принципиальной особенностью массовой культуры
является ее неспособность к производству креативного сознания, она существует
исключительно как механизм адаптации индивида к различным социокультурным
трансформациям и выполняет защитные и восстановительные стратегии. Также люди,
которые могут мыслить только в одном направлении, по нашему мнению, больше
подвергнуты агрессии. Они не умеют воспринимать критику со стороны, проводить
работу над своими ошибками, исправлять свои недостатки — все это может вызывать
только злость на окружающих, хотя на самом деле причина в самом источнике
агрессии.