Доклад на тему: "Специфика обучения детей с нарушениями в развитии в условиях общеобразовательных классов и в классах коррекционно-педагогической поддержки"
Факультет филологический
Направление подготовки: Педагогическое образование
Квалификация (степень): Бакалавр
Государство гарантирует любому ребенку
право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой
отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым
моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный
подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь
детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в
стенах образовательного учреждения. Совместное обучение – сложная проблема,
поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические
обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную
социально-образовательную интеграцию.
Как правило, дети с
ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают
по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в
общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при
общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один
класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только
нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети).
Внутри учреждения всем
ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет
необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом
возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной
диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение
образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного
образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического
сопровождения.
При совместном обучении
детей с особенностями психофизического развития существует опасность их
изоляции от основного коллектива. Это происходит только в том случае, если они
занимаются отдельно в классах коррекционно-педагогической поддержки (в
нормативных документах — это классы КРО — специального (коррекционного)
обучения). Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся
друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать
их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть
личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества.
Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы
дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были
вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей
был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Интегрированное обучение
основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно
должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь
предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание
адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую
развитию их психических функций, самостоятельности.
В интегрированном
обучении важна систематичность и последовательность решения
коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и
воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей
взаимодействия школьников с различными умственными способностями.
Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с
освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации
взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения
учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.
В классе
интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее
полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом
и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время
учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать
во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности
во фронтальную работу на уроке.
Не менее важно, чтобы
обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить
ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и
проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности
школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в
себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это
возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в
тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается
на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные
конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение.
Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает
требованиям социального окружения.
Принцип сознательности и
активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию
различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и
сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные
побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с
любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал,
который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной
практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения
ребенка к обучению.
В школьном учебном плане
определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и
образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть
отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения,
работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого
обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием
включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной
школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.
На начальных этапах дети
большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися
сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной
программы увеличивается количество часов обучения в классе
коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.
Учителя и специалисты
коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование
таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и
ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной
образовательной программе. Предлагаем алгоритм составления интегрированного
календарно-тематического планирования. Алгоритм составления интегрированного
календарно-тематического планирования:
·
Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных
программ для учреждений соответствующих видов.
·
Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта,
обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.
·
Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов
образовательных программ.
·
Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных
тем.
·
Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному
материалу тем по предмету.
·
Выделение общих тем программ для изучения их в условиях
общеобразовательного интегрированного класса.
·
Выделение общих тем программ для изучения их в классах
коррекционно-педагогической поддержки.
·
Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым
календарным учебным графиком школы.
При обучении учеников, имеющих
нарушения интеллекта, в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном
(прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и
учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно- методические
и дидактические комплекты.
Обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья усваивают сложные для восприятия темы по специальным
(коррекционным) образовательным программам в условиях классов
коррекционно-педагогической поддержки с учителем-дефектологом.
В классе
коррекционно-педагогической поддержки учитель-дефектолог на одном уроке
объединяет в группу учащихся, нуждающихся в специальной педагогической помощи,
из нескольких классов одной параллели. Например, в первом классе вторым уроком
по расписанию стоит математика. Из всех классов первой параллели ученики,
обучающиеся по программе для детей с задержкой психического развития,
объединяются в так называемый класс коррекционно-педагогической поддержки, в
котором работает олигофренопедагог, используя специальные приемы и методы
работы. По такому же принципу организуется работа учителя-дефектолога со
школьниками с нарушением интеллекта и речевыми нарушениями. В это время с
остальными учащимися общеобразовательного класса занимается учитель
общеобразовательного класса.