Эссе на тему: «Медиация»
Медиация
– профессиональная деятельность, помогающая спорящим сторонам приходить к
договорённостям, вырабатывать реалистичные и устраивающие все стороны решения
конфликта. На сегодняшний день это новая технология, рассматривающая конфликт
как точку новых отношений, позволяющая разрешать его, раскрывая за позициями
истинные интересы сторон и опираясь на договоренности как принцип человеческого
сосуществования.
Медиация
– это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого
решения с привлечением независимого и беспристрастного лица – медиатора,
который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам
спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные
интересы и потребности. В медиации
стороны получают возможность высказать свою точку зрения, видение ситуации,
возможность быть услышанным, создаются условия для понимания самих себя и друг
друга.
Медиатору
очень важно рассказать сторонам о медиации, как о процедуре, которая строится
на принципах:
-
добровольности. Медиация работает по закону добровольности. Медиатор должен
выяснить у сторон добровольно ли вы сюда пришли.
-
конфиденциальности. Медиатор гарантирует закон (чувство) безопасности. Медиатор
гарантирует неразглашение информации. Закон не обязывает стороны соблюдать
конфиденциальность.
-
ответственности. Медиатор несет ответственность за процедуру. Стороны несут
ответственность за принятое решение и его исполнение.
-
равноправия и равенства. У сторон есть равные права в высказывании своих
мнений. Медиатор поддерживает каждую сторону.
-
нейтральности и беспристрастности. Медиатор слушает, не навязывает свою точку
зрения, является незаинтересованной стороной в споре. Не занимает выраженную
позицию какой-либо из сторон, а помогает в совместном поиске взаимоудовлетворяющего
решения.
-
открытости и прозрачности. Процедура медиации строится таким образом, что любая
сторона и медиатор вправе задавать вопросы и открыто высказывать свою точку зрения.
-
уважения и сотрудничества. Медиатор предлагает сторонам уважительно относиться
друг к другу. Объясняет, что в ходе процедуры не стоит оскорблять и перебивать
друг друга, и тогда возможно стороны достигнут положительного результата в
решении спора.
В
своей книге Х. Бесемер пишет, что этот метод был разработан в 60-е – 70-е гг. XX века в США и используется там в
самых разных областях жизни. Также он указывает на то, что медиация – не
заменяет какую – нибудь другую форму разрешения конфликта, а дополняет ее. Так
как моя сфера работы – образование, следовательно, я буду ориентироваться на
применение и значение техники медиации в образовании.
Профессиональный
стандарт педагога определяет, что педагог должен знать «источники, причины,
виды и способы разрешения конфликтов». Учитель в повседневной работе
встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а также
различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и
учителями. Следовательно, повышение конфликтологической компетентности
педагогов становится одной из актуальных задач современного образования. В
наибольшей степени решению этой задачи способствует внедрение медиативных
практик в образовательную деятельность организации. Использование медиации в
таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно будет
решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного
учреждения.
Передо
мной как педагогом, встала задача содействовать возможности коммуникации между
сторонами, помочь им найти путь к эффективному решению. В перспективе в моей
профессиональной деятельности, медиативный подход поможет мне получить ценный
опыт позитивной самореализации, прояснить истинные причины возникновения
конфликта между учениками и родителями, выяснить мотивы и интересы сторон,
нащупывать выходы из создавших конфликтных ситуаций.
Хотелось
бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации в школе является
новой и интересной формой работы с учениками и, вообще, школьным коллективом.
Поначалу, услышав о данной процедуре, я относился к ней с некой долей
скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в
успехе данного проекта.
Всё-таки
хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы
примирения в образовательных организациях.
Как
известно, медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может
решиться на такой шаг, как примирение. Тем более, если администрация школы не
очень верит в успех данного предприятия, а дети подавно относятся к этому
процессу не серьёзно. На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной
ситуации, могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание.
Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает
другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить
о медиации. В данном случае ребята могут помириться и сами без использования
услуг медиаторов. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб
или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной
процедуре. Никто не любит, когда сор выносится из избы, поэтому администрация
школы не очень радуется, когда какой-либо конфликт между учениками и их
родителями перерастает во что-то большее, например, судебное разбирательство
или заявление в полицию. Всегда эту проблему пытались решить полюбовно, без
привлечения других сторон. Использование медиации в таких случаях может иметь
позитивный эффект, так как конфликт можно будет решить в стенах школы, не
вынося ничего за стены родного образовательного учреждения. Да и время,
потраченное на разбирательства можно сократить. Медиация – бесплатная процедура
в школе, а судебное разбирательство иногда требует адвоката, услуги которого
нужно оплачивать. Это ещё один плюс данной процедуры. Кстати говоря,
мобильность при решении конфликта с помощью медиации – это немаловажный фактор.
Согласен, что принцип конфиденциальности играет большую роль в разрешении
конфликтов, особенно в школе, так как ни один родитель или даже ученик не
захочет быть посмешищем или предметом всеобщего внимания. Говоря о личности
медиатора нужно сразу подчеркнуть, что он должен быть нейтрален, беспристрастен,
серьёзен, а также должен уважать мнения обеих сторон. Медиатор – это посредник,
который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, чтобы в качестве
медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были
ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное
обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому
человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одноклассник,
например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.
Ещё
одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по
обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за
выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться
от участия в примирении в любой момент.
Главный
смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для
школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре.
А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.
Процесс
медиации является так же профилактическим способом решения конфликтов.
Хоть
процесс медиации предполагает серьёзный подход к делу, на мой взгляд, ученики
буду воспринимать эту деятельность как игру. Социальные роли медиатора,
конфликтующих сторон будут восприниматься ими со скепсисом. Хотя, есть и плюс:
любая социальная игра помогает развиваться личностно, почувствовать себя на
месте того или иного человека.
В
процессе медиации медиатор должен настроить конфликтующие стороны на то, чтобы
они:
-
проявляли готовность к разрешению спорных вопросов;
-
давали необходимую информацию для разрешения конфликта;
-
не тормозились на начальных позициях, были гибкими;
-
уважительно относились друг к другу;
-
стремились к реалистичному, выполнимому соглашению;
На основе выше изложенного нужно сказать, что
медиатор является ключевой фигурой в процессе медиации. А возможно ли
подготовить такого медиатора в школе? Получится ли у детей соблюдать все
принципы медиации? Ведь далеко не всем взрослым удаётся хранить секреты. И
будет ли сохраняться интерес для выполнения данной работы у детей-медиаторов?
Ещё
одним плюсом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты
подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют
человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и
агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию,
выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема
разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной,
он решает или ему общаться с другой стороной или нет.
В
школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не
всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны
администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт
между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и
процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство
учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать, второе
– чтобы перед ними извинились.
В
медиации делается акцент на принятии ответственности перед личностью, а не
перед властями, и касается воспитания, а не наказания.
Действительно, процесс медиации может
благотворно влиять на личность учеников, на их взаимоотношения, даже на их
воспитание. Применяя данную процедуру в школе, можно попытаться изменить
человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.
Что же касается недостатков данной процедуры,
то можно выделить некоторые из них. Эффективность процедуры медиации зависит от
того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс. В нашей стране
данная процедура является молодой и поэтому не все граждане ей доверяют и
относятся с серьёзностью; результат медиации во многом зависит от личности
медиатора(посредника).
Если
в конфликте задействовано много сторон, то процедура медиации усложняется. Программа
школьной медиации будет иметь успех если:
1)медиация
не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;
2)один
или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;
3)администрация
школы будет поддерживать эту программу;
4)учителя
и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;
5)ученики-медиаторы
будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;
В заключение хотелось бы добавить, что в образовательной
организации, где я работаю, ещё пока не открыта школа примирения, и процедура
медиации не реализуется. Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в
школе, не зная, что это на практике.
С
уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по
примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше
чем вреда.