Эссе на тему: «Медиация»

Эссе на тему: «Медиация»


Медиация – профессиональная деятельность, помогающая спорящим сторонам приходить к договорённостям, вырабатывать реалистичные и устраивающие все стороны решения конфликта. На сегодняшний день это новая технология, рассматривающая конфликт как точку новых отношений, позволяющая разрешать его, раскрывая за позициями истинные интересы сторон и опираясь на договоренности как принцип человеческого сосуществования.
Медиация – это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с привлечением независимого и беспристрастного лица – медиатора, который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности.   В медиации стороны получают возможность высказать свою точку зрения, видение ситуации, возможность быть услышанным, создаются условия для понимания самих себя и друг друга.
Медиатору очень важно рассказать сторонам о медиации, как о процедуре, которая строится на принципах:
- добровольности. Медиация работает по закону добровольности. Медиатор должен выяснить у сторон добровольно ли вы сюда пришли.
- конфиденциальности. Медиатор гарантирует закон (чувство) безопасности. Медиатор гарантирует неразглашение информации. Закон не обязывает стороны соблюдать конфиденциальность.
- ответственности. Медиатор несет ответственность за процедуру. Стороны несут ответственность за принятое решение и его исполнение.
- равноправия и равенства. У сторон есть равные права в высказывании своих мнений. Медиатор поддерживает каждую сторону.
- нейтральности и беспристрастности. Медиатор слушает, не навязывает свою точку зрения, является незаинтересованной стороной в споре. Не занимает выраженную позицию какой-либо из сторон, а помогает в совместном поиске взаимоудовлетворяющего решения.
- открытости и прозрачности. Процедура медиации строится таким образом, что любая сторона и медиатор вправе задавать вопросы и открыто высказывать свою точку зрения.
- уважения и сотрудничества. Медиатор предлагает сторонам уважительно относиться друг к другу. Объясняет, что в ходе процедуры не стоит оскорблять и перебивать друг друга, и тогда возможно стороны достигнут положительного результата в решении спора.
В своей книге Х. Бесемер пишет, что этот метод был разработан в 60-е – 70-е гг. XX века в США и используется там в самых разных областях жизни. Также он указывает на то, что медиация – не заменяет какую – нибудь другую форму разрешения конфликта, а дополняет ее. Так как моя сфера работы – образование, следовательно, я буду ориентироваться на применение и значение техники медиации в образовании.
Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог должен знать «источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов». Учитель в повседневной работе встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а также различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и учителями. Следовательно, повышение конфликтологической компетентности педагогов становится одной из актуальных задач современного образования. В наибольшей степени решению этой задачи способствует внедрение медиативных практик в образовательную деятельность организации. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно будет решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного учреждения.
Передо мной как педагогом, встала задача содействовать возможности коммуникации между сторонами, помочь им найти путь к эффективному решению. В перспективе в моей профессиональной деятельности, медиативный подход поможет мне получить ценный опыт позитивной самореализации, прояснить истинные причины возникновения конфликта между учениками и родителями, выяснить мотивы и интересы сторон, нащупывать выходы из создавших конфликтных ситуаций.
Хотелось бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации в школе является новой и интересной формой работы с учениками и, вообще, школьным коллективом. Поначалу, услышав о данной процедуре, я относился к ней с некой долей скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в успехе данного проекта.
Всё-таки хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы примирения в образовательных организациях.
Как известно, медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение. Тем более, если администрация школы не очень верит в успех данного предприятия, а дети подавно относятся к этому процессу не серьёзно. На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной ситуации, могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание. Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить о медиации. В данном случае ребята могут помириться и сами без использования услуг медиаторов. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной процедуре. Никто не любит, когда сор выносится из избы, поэтому администрация школы не очень радуется, когда какой-либо конфликт между учениками и их родителями перерастает во что-то большее, например, судебное разбирательство или заявление в полицию. Всегда эту проблему пытались решить полюбовно, без привлечения других сторон. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно будет решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного учреждения. Да и время, потраченное на разбирательства можно сократить. Медиация – бесплатная процедура в школе, а судебное разбирательство иногда требует адвоката, услуги которого нужно оплачивать. Это ещё один плюс данной процедуры. Кстати говоря, мобильность при решении конфликта с помощью медиации – это немаловажный фактор. Согласен, что принцип конфиденциальности играет большую роль в разрешении конфликтов, особенно в школе, так как ни один родитель или даже ученик не захочет быть посмешищем или предметом всеобщего внимания. Говоря о личности медиатора нужно сразу подчеркнуть, что он должен быть нейтрален, беспристрастен, серьёзен, а также должен уважать мнения обеих сторон. Медиатор – это посредник, который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, чтобы в качестве медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одноклассник, например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.
Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться от участия в примирении в любой момент.
Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.
Процесс медиации является так же профилактическим способом решения конфликтов.
Хоть процесс медиации предполагает серьёзный подход к делу, на мой взгляд, ученики буду воспринимать эту деятельность как игру. Социальные роли медиатора, конфликтующих сторон будут восприниматься ими со скепсисом. Хотя, есть и плюс: любая социальная игра помогает развиваться личностно, почувствовать себя на месте того или иного человека.
В процессе медиации медиатор должен настроить конфликтующие стороны на то, чтобы они:
- проявляли готовность к разрешению спорных вопросов;
- давали необходимую информацию для разрешения конфликта;
- не тормозились на начальных позициях, были гибкими;
- уважительно относились друг к другу;
- стремились к реалистичному, выполнимому соглашению;
 На основе выше изложенного нужно сказать, что медиатор является ключевой фигурой в процессе медиации. А возможно ли подготовить такого медиатора в школе? Получится ли у детей соблюдать все принципы медиации? Ведь далеко не всем взрослым удаётся хранить секреты. И будет ли сохраняться интерес для выполнения данной работы у детей-медиаторов?
Ещё одним плюсом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет.
В школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать, второе – чтобы перед ними извинились.
В медиации делается акцент на принятии ответственности перед личностью, а не перед властями, и касается воспитания, а не наказания.
 Действительно, процесс медиации может благотворно влиять на личность учеников, на их взаимоотношения, даже на их воспитание. Применяя данную процедуру в школе, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.
 Что же касается недостатков данной процедуры, то можно выделить некоторые из них. Эффективность процедуры медиации зависит от того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс. В нашей стране данная процедура является молодой и поэтому не все граждане ей доверяют и относятся с серьёзностью; результат медиации во многом зависит от личности медиатора(посредника).
Если в конфликте задействовано много сторон, то процедура медиации усложняется. Программа школьной медиации будет иметь успех если:
1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;
2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;
3)администрация школы будет поддерживать эту программу;
4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе; 
5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;
 В заключение хотелось бы добавить, что в образовательной организации, где я работаю, ещё пока не открыта школа примирения, и процедура медиации не реализуется. Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в школе, не зная, что это на практике.
С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...