Эссе-размышление на тему "Зачем читателю-подростку иметь представление о теории литературы?"


Эссе-размышление на тему "Зачем читателю-подростку иметь представление о теории литературы?"


Сергей Зенкин на своей лекции «Зачем литературе теория?» говорил о том, что когда текстов было мало, учили писать новые тексты, а теперь их стало слишком много и стоит задача научить людей ориентироваться в этом «море». Для этого человеку (читателю-подростку) нужны представления о теории литературы.
Теория с греческого – это наблюдение, рассмотрение, исследование. Теория литературы анализирует своеобразие литературы как особой формы духовной деятельности людей, изучает законы ее развития, методы, жанры, структурные особенности построения произведений и других изобразительно-выразительных средств.
Читателю-подростку не обязательно знать «от и до» теорию литературы и иметь дело с оригинальными (научными) теоретическими концепциями. Они могут это узнать во время учебы в школе или вузе, через научно-популярную литературу. Но теоретические идеи читателю-подростку необходимы для анализа произведений. Читателю нужно знать от чего зависит его впечатление о книге и как устроены эти источники «литературной власти». За читателя-подростка всегда решают другие читатели, критики, издательства, которые занимаются цензурой или продвижением идеологически важных произведений.
Подросток должен знать, что такое литературный текст, что он из себя представляет, из чего он состоит, что литературные тексты неоднородны. Стихи от прозы большинство подростков отличает с первого раза, но если стихотворение написано в строку, то правильных ответов станет меньше. Также полезно для читателя-подростка уметь отличать изложение событий в повествовании от истолкования текста с целью понимания его смысла. Потому что это две разные вещи (взгляд героя и взгляд автора). Чтобы «разобраться» с текстом (художественным произведением) читателю- подростку понадобятся базовые знания/представления о теории литературы. Так будет проще проанализировать и понять, осмыслить произведение.

Сергей Зенкин в своей лекции говорил: «Когда я читаю лекции по теории литературы студентам младших курсов и говорю им, что та или иная проблема сложна и имеет разные подходы и решения, меня обязательно кто-нибудь спрашивает: «а какое решение правильное?» (не «истинное», не «самое доказательное», не «самое эффективное», а «то, которое надо отвечать на зачете»). Так вот, по мне, минимально образованный читатель — тот, кто научился не задавать такие вопросы». Если обобщить, главная компетенция, о которой говорил автор (С. Зенкин), — это умение понимать нерешенность и многовариантность многих проблем в литературоведении. Для понимания этого тоже нужны представления о теории литературы.
Сейчас подростки мало читают в основном, у них нет интереса к этому. Но если подростку правильно и доступно донести теоретические идеи, то шансов, что он начнёт читать, будет больше. У него будут представления о теории литературы, ему станет интересно в этом «копаться», потому что он будет не просто читать, но ещё с помощью анализа читатель-подросток будет понимать, что он читает, придавать этому значение и смысл, который он найдет. В современном обществе воспитание подрастающего поколения эффективно и действенно через приобщение к чтению, которое является «лестницей», ведущей к успеху в образовании и в иных сферах деятельности, вообще в жизни. Особенно важно решение этой проблемы в подростковой среде. Поэтому представление о теории литературы очень важно для читателя-подростка. Ведь не только в школе или вузе ему пригодятся эти знания, но и в общем на протяжении всей жизни.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...