Производительность труда (показатели)
Производительность труда (Labor productivity) — это один из показателей, отражающих
эффективность работы предприятия — отношение выводимой продукции к вводимым
ресурсам.
Рассчитывается производительность труда с помощью
следующей формулы:
П=ЧQ,
где Q —выпуск
продукции в единицу времени;
Ч — число задействованных работников в единицу времени.
Ч — число задействованных работников в единицу времени.
При расчете производительности труда разделяют
на общественную, индивидуальную и локальную.
Общественную определяют как соотношение темпов роста национального дохода к
численности работников в материальной сфере. Повышение индивидуальной
производительности труда отражает экономию времени при производстве 1 ед.
продукции. А локальная — это средняя производительность труда на конкретном
предприятии либо отрасли.
Методы измерения производительности
труда
Натуральный – показатели
выражаются в натуральных величинах (метры, кг). Его преимущество в том, что не
требуется сложных расчетов. Однако он ограничен в сфере применения, так как
требует неизменных условий труда и выпуска однородной продукции.
Условно-натуральный метод. При расчете определяют признак, который может усреднить свойства
различных видов продукции. Его называют условно-учетной единицей. Этот метод
абстрагируется от ценообразования и учитывает различия в трудоемкости,
полезности или мощности выпускаемой продукции, но имеет те же ограничения, что
и натуральный.
Трудовой — определяет
соотношение затрат труда на изготовление продукции в нормо-часах. Для этого
количество нормо-часов, которое следовало отработать, относят к фактически
отработанному времени. Пригоден только на отдельных участках производства, т.к. дает
сильную погрешность при применении для разнонапряженых норм.
Стоимостной метод измерения
в единицах стоимости продукции. Он самый универсальный, т.к. дает возможность
усреднять показатели предприятия, отрасли или государства. Однако требует
сложных расчетов и зависит от ценообразования.
Показатели производительности труда
Основными показателями являются выработка и трудоемкость.
Выработка — это соотношение количества продукции к числу работников или же
стоимость продукции на единицу времени. При помощи расчета выработки
оценивается динамика производительности труда путем сопоставления её
фактического и планового показателя.
Рассчитывается по следующей формуле:
В=TQ,
где Q — объем
продукции в стоимостном, натуральном выражении или в нормо-часах;
T — количество рабочего времени, затраченное на производство продукции.
T — количество рабочего времени, затраченное на производство продукции.
Трудоемкость — это соотношение затрат труда и единиц
произведенной продукции. Это величина обратная производительности.
Тп=TQ,
где T — количество
рабочего времени, затраченное на производство продукции;
Q — объем продукции в стоимостном, натуральном выражении или в нормо-часах.
Q — объем продукции в стоимостном, натуральном выражении или в нормо-часах.
Трудоемкость бывает:
Технологическая — затраты
труда работников, занятых в основном процессе производства.
Обслуживания производства — труд работников, занятых обслуживанием основного производства и
ремонтом его оборудования.
Производственная — это
сумма технологической и обслуживающей.
Управления производством — затраты труда управленческого персонала, охраны.
Полная — состоит из
производственной и управленческой трудоемкости.
При анализе производительности определяют следующие
пункты: коэффициент выполнения задач; степень трудоемкости; факторы
ее снижения/роста; резервы повышения.
Факторы, влияющие на производительность
К факторам, снижающим производительность труда,
относят:
моральный износ оборудования;
неэффективную организацию и управление предприятием;
несоответствие оплаты труда современным рыночным
условиям;
отсутствие структурных сдвигов в производстве;
напряженную социально-психологическую атмосферу в
коллективе.
Если исключить влияние негативных моментов, получится
найти резервы её повышения. Их можно разделить на три большие группы: общегосударственные, отраслевые и внутрипроизводственные.
К общегосударственным относятся: создание нового оборудования и технологий, рациональное
расположение производств и т.д. Отраслевые же подразумевают совершенствование
специализации и кооперирования. Резервы самого предприятия открываются при
рациональном использовании ресурсов: снижение трудоемкости, эффективное
использование рабочего времени и силы.
17.
ИНТЕНСИВНЫЙ
И ЭКСТЕНСИВНЫЙ (ПУТИ РАЗВИТИЯ) — два типа развития чего-либо Интенсивное
развитие происходит за счет использования более эффективных наукоемких
технологий, более совершенных форм и методов организации труда, информационного
обеспечения, за счет активизации так наз. человеческого фактора, т. е. за счет
«вложения в человека», в развитие его общекультурного и профессионального
уровня. Экстенсивное развитие происходит за счет количественного приращения
добычи природных ресурсов, вовлечения в хозяйственный процесс дополнительных
земель, человеческих ресурсов, распространения во времени и пространстве
устаревших технологий, форм и методов организации труда, простого увеличения
объема информации без ее качественной переработки. При этом вложения в
человеческий фактор минимальны, что приводит к усилению эксплуатации «живого
труда». Длительный экстенсивный процесс развития, как правило, приводит к
истощению ресурсов, к консервации рутинных форм труда, всей системы
экономических отношений, к ухудшению экологической ситуации, возрастанию
социальной напряженности и, в конце концов, к общему и глубокому кризису всей
общественной системы.
Где
Vсмр- объём строительно монтажных работ
Чр-
численность рабочих – экстенсивный
Т1раб
– время отработаное одним рабочим – экстенсивный
СВрдн
–выроботка – интенсивный
18.
Негативные последствия текучести
персонала организации |
Позитивные последствия
текучести персонала организации |
Организация теряет ценного сотрудника
с уникальным опытом, знаниями и навыками. Данные уникальные опыт, знания и навыки могут начать работать на конкурента организации, тем самым инвестиции компании в сотрудника оборачиваются против самой организации |
Увольнение неэффективных
сотрудников положительно сказывается на деятельности организации в случае, если в результате замены приходит более способный и мотивированный сотрудник |
В организации могут сорваться
определенные сделки, операции и проч., которые зависели именно от личности конкретного сотрудника, и не являются легко возобновляемыми даже при замене сотрудника |
Обновление и внесение новых
идей, способов и методов работы, управления, решения проблем |
Если увольняющийся сотрудник работал
с клиентами компании, то его уход может вызвать некоторое недоверие к компании со стороны клиентов. Более того, если на участке работы, где происходит постоянное общение с клиентом, наблюдается регулярная смена персонала, довольно высокая текучесть, то это влечет за собой снижение уровня сервиса на этом участке, вызывает у компании-клиента недоверие ко всей организации целиком и недовольство работой компании- исполнителя. Как следствие, организация может нести определенные потери в объеме бизнеса, вплоть до потери клиентов |
Оздоровление климата в отделе
и (или) в организации |
Снижается эффективность увольняющегося
работника перед его уходом из компании, т.к. снижается мотивация и ответственность за результат |
Открытие вакансий и
возможностей для перевода/повышения работающих сотрудников, что будет способствовать повышению их мотивации, а также их удержанию |
После ухода сотрудника не выполняется
определенный объем работы, который был закреплен за сотрудником, возникает так называемый простой |
Появляется возможность
проведения реорганизации отдела/службы, что может привести к более эффективному распределению работ между исполнителями |
Часть работы уволившегося/уволенного
сотрудника распределяется между другими сотрудниками отдела или организации, что увеличивает их нагрузку, напряженность их труда |
Принятие на работу сотрудника,
обладающего современными и эффективными методами и приемами работы |
Увольнение одного из сотрудников может
вызвать негативное психологическое влияние на других сотрудников, снижая их мотивацию, лояльность к организации |
Перевод/повышение работающих
сотрудников позитивным образом может сказаться на их стремлении к повышению своей квалификации |
Если увольняется руководитель отдела или
другой значимый и авторитетный специалист, то помимо сильной демотивации подчиненных/коллег важно помнить и учитывать, что это может повлечь за собой уход ряда других сотрудников |
Увольнение сотрудника может
заставить руководство организации выявить причины данного увольнения и разработать меры по их скорейшему устранению |
При увольнении сотрудников необходимо
направлять дополнительные затраты на подбор новых сотрудников для замены, на их обучение и развитие |
Оптимизация численности
работающих в отделе и (или) в организации |
Эффективность и производительность труда
вновь принятых сотрудников ниже средней в период адаптации |
Оптимизация затрат на подбор
новых сотрудников, на их обучение и развитие |