Тема 1.1. Этапы развития маркетинга


Тема 1.1. Этапы развития маркетинга

Маркетинг как концепция управления действиями субъектов рын- ка в условиях конкуренции приобрел свою известность в мировом мас- штабе благодаря его эффективному применению как в коммерческой, так и некоммерческой сферах. Выделившись в самостоятельную науку в начале XX века, он обоснованно занял свое место в ряду достижений экономических наук и практики бизнеса. Успешная деятельность каж- дого субъекта рынка в конкурентной среде позитивно воздействует на общее благосостояние, что во многом зависит от результативного мар- кетингового управления соответствующих объектов.
Предпосылками возникновения маркетинга в конце XIX века были «дикий рынок» (неорганизованная конкуренция, игнорирова- ние потребностей потребителя, концентрация промышленного и тор- гового капитала, монополия и т. п.) и антимонопольное законодатель- ство, т. е. государственное регулирование рынка.
В 1902 году вводится преподавание маркетинга как науки в уни- верситетах США [5].
1910–1920 годы ознаменованы началом разработки стройной тео- рии об инструментах регулирования рынка.
Первоначально предполагалось организовать систему рыночно- го сбыта на научных основах, которая получила название «дистри- буция». Дистрибуция – это распределение на рынке. В ходе своего развития теория начинает охватывать процесс  продвижения  това- ра, изучение спроса, его удовлетворение и т. д. И поэтому в начале 1920-х годов экономистом А. Коксом было предложено другое назва- ние – «маркетинг» [13].

В настоящее время считается, что маркетинг как наука в своем эволюционном развитии прошел пять основных этапов (табл. 1.1) [5].
Таблица 1.1

Эволюция маркетинга как науки


Годы
Теоретические основы
Сферы применения
1900–1950
Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта
Производство массовых товаров, сельскохозяй- ственная отрасль
1960-е
Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функ- ции, теория дистрибьютерства
Потребители средств по- требления
1970-е
Научные    основы     поведения и принятия решений, «марке- тинг-микс», ориентация на тор- говлю, сбыт и частично – на по- требителя
Потребители средств по- требления и средств про- изводства
1980–1990
Учение о маркетинге как функ- ции менеджмента, теория конку- рентного анализа, экологический и стратегический маркетинг
Потребители средств по- требления и средств про- изводства, сфера услуг, не- коммерческие организации
С 1990 г.
по настоя- щее время
Учение о маркетинге как функции и инструментарии предпринима- тельства, теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимо- действия, ориентация на социаль- ный и экологический эффекты
Потребители средств по- требления и средств про- изводства, сфера услуг, некоммерческие органи- зации, сфера государствен- ного предпринимательства

На первом этапе маркетинг рассматривался как сфера приклад- ной экономики, практика организации сбыта. Все теоретические ис- следования строились на анализе и обобщении эмпирического мате- риала, связанного со сбытом, реализацией товаров на уровне фирмы. На втором этапе появляются различные концепции маркетинга, наибольшее применение находит распределительная концепция, ко- торая отождествляет маркетинг с анализом механизма товародвиже- ния. В этот период выделяется функциональная сторона маркетинга, когда маркетинг стал рассматриваться как одна из функций комплек- са экономических задач промышленного предприятия. Эта функция

включает, например, изучение рынка, рекламу и стимулирование сбыта, планирование торговых операций и т. д.
На третьем этапе маркетинг рассматривается как рецепт (т. е. использование инструментов «маркетинга-микса») и рыночная кон- цепция управления. Возникла необходимость развития теоретиче- ских основ и методического обеспечения маркетинга.
Четвертый этап эволюции маркетинга связан с разработкой об- щей теории управления маркетингом, методов изучения рынка, мето- дов осуществления товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной политики, методики и технологий разработки и принятия маркетин- говых решений.
Пятый этап – это развитие теории маркетинг-менеджмента, базирующейся на методологии рыночных сетей, теории взаимодей- ствия и коммуникаций и использовании комплекса современных ин- формационных технологий. В условиях развитой конкуренции особое внимание стали уделять квалиметрическим (количественная оценка качественных параметров) характеристикам маркетинга, повышению качества товаров, качества обслуживания потребителей товаров и ус- луг. Особое внимание обращается на требование общества к охране здоровья человека и охране окружающей среды.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...