Курсовая работа на тему: "Особенности деятельности классного руководителя в современной школе"

Курсовая работа на тему: "Особенности деятельности классного руководителя в современной школе"


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Новороссийский социально-педагогический колледж


КУРСОВАЯ РАБОТА


Особенности деятельности классного руководителя в современной школе

 

Новороссийск, 2022

Содержание

 


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Классный руководитель в современной школе……………..…….5
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы………….………5
1.2 Основные функции и обязанности классного руководителя в школе…….9
1.3 Содержание деятельности классного руководителя…………………..…..14
1.4 Формы работы классного руководителя ……………………………..……28

Заключение………………………………………………………………….….32

Список литературы……………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Введение

 


        Актуальность темы.
 В работе классного руководителя организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Именно классный руководитель способен оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Цель исследования: изучение особенности деятельности классного руководителя.                        

Объект исследования: деятельность классного руководителя.                

Предмет исследования: специфика деятельности классного руководителя в современной школе

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

1.     определить сущность деятельности классного руководителя;

2.     определить функции и обязанности классного руководителя;

3.     установить содержание деятельности классного руководителя;

4.     выявить основные формы и приемы работы педагога.

Для решения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение психолого-педагогической литературы, обобщение и сравнение.         

Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, вывода по главе,  заключения, списка литературы.


Глава I. Классный руководитель в современной школе

 

 

 

1.1            Классный руководитель в школе, специфика его работы

 

 

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит, прежде всего, как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения. [7]

Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную деятельность, техническое и художественное творчество школьников. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. [4]

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся.

Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель- член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. [12]

Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. [8]

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении.

Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство.

Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства. [9]

Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации.

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.
Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

 

 

 

1.2            Основные функции и обязанности классного руководителя в школе

 

 

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. [13]

В качестве важнейших функций (от лат. functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них.

а) Когнитивно-диагностическая функция (от лат.cognitio - знание, познание; diagnos - определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности.

б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь - умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся

г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.

д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д. [7]

Основные права и обязанности классного руководителя в школе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012.
Среди них:

ü    получать информацию о физическом и психическом здоровье детей; контролировать учебные успехи каждого ученика;

ü    координировать работу учителей-предметников;

ü    приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;

ü    участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;

ü    выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;

ü    определять индивидуальный режим работы с учащимися;

ü    применять новые методы, формы и приемы воспитания;

ü    выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;

ü    защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.

В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно. [18]

Ежедневно классный руководитель обязан контролировать посещаемость, соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращать конфликты между учащимися, решать спорные вопросы, возникающие между учащимися и преподавателями.
Еженедельно обязан проводить классный час, включенный в расписание и с записью в журнале.
Ежемесячно обязан проводить не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное.
Каждую четверть классный руководитель должен проводить не менее одного родительского собрания.

Кроме того, классный руководитель: ведет журналы; разрабатывает планы воспитательной работы с классом; работает с личными делами учеников; ведет протоколы родительских собраний; контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.

 

 

1.3. Содержание деятельности классного руководителя

 

Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:

1.     Работа классного руководителя по изучению учащихся.

2.     Наблюдение классного руководителя за учащимися.

3.     Создание коллектива класса.

4.     Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся. [21]

Работа классного руководителя по изучению учащихся

Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

Лучшие человеческие и профессиональные качества личности классного руководителя успешно формируются у молодого учителя при активной учебе в вузе и путем самовоспитания.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К.Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. Педагог – это практический психолог. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников.

Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. В отличие от педагогов-теоретиков классный руководитель изучает своих воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше воспитывать.

Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает школьника в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения; изучает школьника целостно, во всех его проявлениях; изучая, воспитывает – воспитывая, изучает. [6]

Программа изучения личности школьника включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т.д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.

Другим важным вопросам является отношение школьника к окружающим – родителям, учителям, товарищам по классу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.

Необходимо установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.

Успешность учения во многом зависит от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг. [1]

Особый вопрос для изучения школьника – его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.

Профессор К.К. Платонов рекомендует классному руководителю в процессе изучения учащихся выделить две группы свойств и качеств личности:

1. Особенности общих свойств и качеств личности – направленность личности, ее моральные качества, характер, темперамент и способности.

2. Особенности отдельных психических процессов – особенности восприятия и внимания, психомоторные особенности, особенности мышления, памяти, эмоционально-волевые особенности. Изучение направленности ученика даст ответ на вопрос: «Чего он хочет?»; изучение его способностей – на вопрос: «Что он может?»; изучение характера – на вопрос: «Кто он есть?». [15]

Изучение учащихся не самоцель. Оно дает возможность классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.

Классный руководитель изучает также коллектив своего класса, характеристикой которого обычно открывается план работы. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных отношений.
Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.
[2]

Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения – какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно, записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того, поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе.

Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Анкеты, беседы и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки).

Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств.

Тест – стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например, методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. [14]

Наблюдение классного руководителя за учащимися

Объективность выявления уровня воспитанности школьника и ученического коллектива зависит от правильного использования разнообразных методов исследования. Важное место среди них занимает наблюдение. Это специально организованное восприятие проявлений в поведении и жизнедеятельности личности и коллектива. Прежде всего важно уяснить, что изучать, за чем наблюдать и как фиксировать результаты наблюдения. Наблюдение бывает сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении классный руководитель фиксирует все, что удается заметить в поведении, высказываниях, эмоциональных реакциях учеников. При выборочном наблюдении отмечаются отдельные процессы и явления, например, взаимоотношения между мальчиками и девочками, наличие у школьника учений общественной работы и т.д.

Наблюдение должно быть планомерным и систематическим. Важно наметить план наблюдения, в котором предусмотреть не только программу, но и последовательность, время и место наблюдения. Систематичность наблюдения предполагает регулярность его осуществления. [10]

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях обучения и воспитания, в различных видах деятельности учащихся. Наблюдая за учащимися на своих уроках и уроках других учителей, классный руководитель выявляет особенности их познавательной деятельности, отношение к учебному предмету, их интересы и способности, умения и навыки учебной деятельности, волевые качества и т.д.

Для выявления взглядов, убеждений и идеалов школьников большое значение имеют их ответы, высказывания на уроках литературы, истории обществоведения, а также классных часах, диспутах.

Личность и коллектив наиболее ярко проявляются в сложных условиях – при выполнении сложной комплексной работы, в походе и т.д. В этих ситуациях классный руководитель должен быть особенно внимателен.
Весьма ценной формой обобщения результатов изучения школьников являются «Педагогические консилиумы» - совещания учителей класса, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается характеристика класса и отдельных учеников, коллективно выявляются причины отставания в учебе или недостатков в поведении тех или иных школьников и намечаются меры индивидуального подхода к ним.
[16]

Распространенной формой фиксирования результатов изучения учащихся является педагогический дневник классного руководителя, который используется при составлении характеристик учащихся и классного коллектива.

Создание коллектива класса

Успешное воспитание учащихся немыслимо без сплоченного, педагогически управляемого первичного коллектива, каким является класс, пионерский отряд, комсомольская группа.

Воспитание личности в коллективе – ведущий принцип социалистической педагогики. Первичный коллектив – это большая воспитательная сила, так он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. [20]

Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живет. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности первичного коллектива главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности.

Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.

Одновременно с этим классный руководитель помогает учащимся создавать органы внутриколлективного самоуправления. На первых порах, предварительно ознакомившись с учащимися лично и по документам, он может сам назначить ответственных за ту или иную работу школьников (староста класса, дежурные). Вместе с вожатым он готовит школьников к выборам пионерского актива. [24]

За этим коротким организационным этапом следует выявление актива класса и формирование всех органов самоуправления в первичном коллективе.

Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственной зависимости. Они являются основными в коллективе. Но вскоре складываются и межличностные товарищеские отношения между учащимися, основанные на взаимной заинтересованности школьников. Постепенно возникает и еще один вид межличностных отношений - избирательные отношения между друзьями в классе в соответствии с личными симпатиями. [11]

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся.

Актив относительно стабилен, но классный руководитель создает усло вия для планомерной смены поручений учащимся в самоуправлении, чтобы исполнительность и умение руководить формировались в единстве.

Итак, коллектив формируется в деятельных отношениях. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда школьники не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи А.С. Макаренко настаивал, чтобы перед коллективом последовательно выдвигались все более сложные и увлекательные задачи. Коллектив, по его убеждению, живет перспективной, завтрашней радостью. [25]

Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты, проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и т.д.

Традиции класса должны не идти вразрез с общешкольными традициями, а дополнять их. Традиции школы связывают духовными нитями первичные коллективы.

Регулирующим и дисциплинирующим фактором воспитания А.С. Макаренко называл общественное мнение. Зафиксированные в общественном мнении общепринятые суждения, оценки и отношения к нравственным ценностям выступают как общие требования к личности. [3]

Формирование и управление этой реальной силой воспитания, однако представляет собой немалые трудности. Оценочные суждения подростков нередко строятся преимущественно на чувстве и недостаточно осознаются. Кроме того, складываются они порой подспудно, незаметно, а укоренившись, стойко удерживаются в сознании школьников. Примером негативного общественного мнения в коллективах школьников может служить так называемая психология троечника – нарочитая переоценка тройки.

Формирование положительного общественного мнения протекает главным образом при коллективном обсуждении общих проблем, результатов выполненной работы, поведения отдельных членов коллектива. Непременным условием успеха в этой работе являются доверительные и уважительные взаимоотношения участников обсуждения, а также психологически тонкие оценки поступков людей, когда возникают яркие примеры, достойные восхищения. В результате этого школьник выбирает тип соответствующего поведения.[17]

Формированию общественного мнения активно содействует классная стенная газета и разумно оформленные наглядные материалы. Стенгазета – это выражение коллективной мысли, пропагандист высоких моральных принципов и норм. Классный руководитель направляет работу редколлегии на то, чтобы стенгазета отражала волнующие проблемы класса. стимулировала коллективную жизнь и деятельность учащихся.

А.С. Макаренко выдвинул идею защищенности в коллективистическом воспитании. Он писал, что ни один воспитанник, как бы он ни был мал и слабосилен или нов в коллективе, не должен чувствовать своего обособления и беззащитности. В этом, в частности состоит гуманизм коллективистического воспитания. [5]

Коллектив должен не только защищать, но и возвышать личность школьника, удовлетворяя его потребность в признании, стремление к самоутверждению среди сверстников своими делами на общую пользу. Задача классного руководителя – помочь школьнику занять лучшую для него позицию в коллективе. А коллектив класса призван выявлять и развивать такие качества подростков, которые помогали бы им становиться активнее, увереннее в себе и деловитее. Учитывая личные интересы и возможности школьника, коллектив класса доверяет ему общественную работу, учит ее успешно выполнять. Общественное признание успехов стимулирует лучшие проявления школьника и вдохновляет на новые достижения. [19]

Требовательность первичного коллектива к школьнику сочетается с воспитанием у школьников дружественности, внимательности и чуткости в отношениях друг с другом. В.А. Сухомлинский в связи с этим писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленные воспитателями. Но еще сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Классный руководитель организует общение учащихся в различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это достигается путем поощрения сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учении, поощрения дружбы, не выходящей за рамки коллективных целей. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых группировок.

Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся

Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся.

Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения. [21]

Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на моральные темы, литературно-художественные вечера и т.л. Однако общественное и моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественного полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.

В функции классного руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников. [21]

Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями – спортклубами, товариществами и т.д.

Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Классный руководитель (воспитатель) должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. [23]

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.

Именно классный руководитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли педагога-воспитателя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их творческая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя была не ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий. [22]

Но общественное положение и престиж учителя, классного руководителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем, классным руководителем возникает ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к классному руководителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять бучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от классного руководителя, учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

 


1.4. Формы работы классного руководителя

 

 

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с обучающимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

·        по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

·        по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

·        по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

·        по времени подготовки - формы работы, проводимые с обучающимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

·        по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

·        по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

·        по числу участников - индивидуальные (воспитатель - воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель - несколько групп, классов). [24]

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и школьников. Они действуют в групповых и коллективных формах, и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.
          К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – помочь каждому проявить себя и создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.                                                                                                        

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста обучающихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.        

Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с обучающимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим:

-        учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы, поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;

-       - на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

-       - составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;

-       - организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов;

-       - обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с обучающимися встает прежде всего перед классным руководителем.

 

 

Заключение

 

Большую часть в воспитательной работе оказывает школа. Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе.                                 Активное участие школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания.        
Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.                                                        По первой задаче «Определить сущность деятельности классного руководителя» – нами установлено, что, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.                                                                       
По второй задаче «Определить главные функции и обязанности классного руководителя» – нами установлено, что функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Осуществление функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.        

По третьей задаче «Установить содержание деятельности классного руководителя» –  нами установлено, что деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

По четвертой задаче «Выявить основные формы и приемы работы педагога» – нами установлено, что многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с обучающимися встает, прежде всего, перед классным руководителем.                       
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 2016, С.34

2.     И.А. Фархшатова. Классный руководитель в современной начальной школе: теория и практика деятельности. Учебное пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020.

3.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2018, С.603,470

4.     Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2019. – 144 с.

5.     Дик Н.Ф. Воспитательная работа с младшими школьниками. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. С. 90

6.     Изучение личности школьника учителем / Под ред. 3. И.Васильевой, Т. В.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Родионовой и др. - М., 2019, C.23

7.     Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. - 2017. - №2

8.     Классный руководитель. / Под ред. Болдырева. Н.И.–М., 2018. – С. 291, 195

9.     Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 280 с.

10.                       Лихачев Б.Т. – Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. -4-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2020

11.                       Мелехова В. Ю. Классный руководитель и современный подросток//Интернет-журнал «Эйдос», 2020

12.                       Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. - 256 с

13.                       Панфилова Л.А., Потрусова Л.Н. Дневник классного руководителя. – М., 2016.

14.                       Педагогический словарь / Под ред. Каирова. И.А. – М., 2017. – С. 237, 523.

15.                       Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2021, С.32

16.                       Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2018., С.45

17.                       Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2018. – 176 с.

18.                       Работа классного руководителя. Методическое пособие. - М, 2019, стр.58

19.                       Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания, 2019, С.56

20.                       Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., 2018, C.31

21.                       Стахановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. – 192 с.

22.                       Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т.– М.; Л., 2018 – Т.2, сС.64

23.                       Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя».

24.                       Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2017. – 160 с.

25.                       Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2016. – 214 с.


Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...