Эссе на тему: «Цифровая грамотность сегодня: чему мне еще предстоит научиться?»
Возможно,
приватность осталась в прошлом. В будущем любая информация о нас будет доступна
по нажатию кнопки — кто влюблен, кто заболел, у кого роман на стороне... Может,
это и хорошо — будущее без секретов. А у кого-то было время осознать ценность
приватности. Мы совершили много ошибок и пережили их. Мы не то чтобы хотим
хранить тайны от других, обычно мы прячем секреты от себя самих.
(цитата
из сериала «Вечность», голос за кадром)
O tempora, o mores!
(Цицерон)
Первый
телефон-пищалка появился у меня в 10 классе, это был 2005 год, радости не было
предела – серенький simens был третьим телефоном среди одноклассников. Сейчас
сложно представить свою жизнь без
гаджета. Теперь полуторогодовалые малыши
«залипают» у экрана, а те, кто по старше имеют персональную виртуальную
реальность. В маленькой коробочке, помещающейся в ладошку, порой хранится целая
жизнь. Гаджеты диктуют новые цифровые
правила.
В
век цифровых технологий очень удобно, нажав насколько клавиш, записаться на
прием к врачу, в МФЦ, отправить заявление о возврате подоходного налога, купить
кроссовки без примерки, найти любую литературу, или узнать новости с другого
конца планеты. Можно поздравить с днем рождения родственника на расстоянии или
купить билет к морю. Цифровая грамотность стала важным навыком при устройстве
на работу и успешной социализации в обществе.
Что
же такое цифровая грамотность и чему мне еще стоит научиться?
Цифровая
грамотность – это не только умение пользоваться поисковыми системами и находить
нужную и полезную информацию, но и способность отличить недобросовестную
информацию, фейки, знание и умение пользоваться системами родительского
контроля, а также понимание того, что не стоит выкладывать личную информацию о
себе и свои персональные данные в социальных сетях[1].
Цифровая
революция ускорят ритм жизни, и мы вынуждены адаптироваться к современным
реалиям и ритму. Использование
программного обеспечения, поиск и внедрение наиболее эффективных способов,
рационализация, позволяют экономить время, силы. Не только молодые люди очень
продвинуты в новых технологиях, но и современные пенсионеры вынуждены
обращаться в государственные институты через мессенджеры.
Электронные
помощники оповещают нас о потраченных деньгах, времени, подсказывают удобную
навигацию, считают съеденные калории и пройденные шаги. Они разбудят нас утром,
составят за нас план тренировок, напомнят о запланированных делах и
необходимости выпить стакан воды.
Онлайн-обучение
– отдельная актуальная тема. После школы я знала 5-7 направлений обучения из
пары брошюрок, которые мне удалось достать. Родители особо не включались,
выбрала из того, название которого было более-менее понятно. И понеслось –
конспекты, толстенные талмуды, бумажные учебники… Спустя 15 лет – доступная
научная литератур и ЭБС. Огромная экономия времени. Получить новое образование?
Легко! Количество мелькающих предложений купить онлайн-курс исчисляется
тысячами. Все привлекательно и актуально, и возникает проблема выбора.
Также
актуальна проблема утечки информации и массовых манипуляций. Мы сливаем
информацию, подписывая согласия и бланки, резюме, анкеты, ставя лайки и
размещая посты. Все это становится легким способом понять нашу сущность без
походов к психологу и тестов.
Массовое
распространение и доступность рекламы – это манипуляции в интернете, в том
числе и через воронки продаж. Теперь покупателю трудно
ускользнуть от современных рекламных кампаний, которые используют нейропсихологические
методы работы. Маркетологи, предлагают товары, используя эмоциональное
состояние простых обывателей, воздействуют на подсознание покупателей, внушая
им, то, что, приобретая товар, человек удовлетворяет базовые потребности: безопасность,
принадлежность к особой группе, чувство превосходства. На убеждают в том, что,
приобретая именно этот товар, мы обязательно обретем ключ к счастью. Уровень продаж
летит вверх.
Сейчас после
пандемии люди много думают о здоровье, все меньше людей курит, старается
питаться правильно, думают о чистой окружающей среде. Маркетологи сертифицируют
много товаров ЭКО-маркировкой, чтобы продать по дороже обычный овощ, «выращенный
без пестицидов». Почти 80% лекарственных препаратов в российской аптеке не
имеют доказательной базы в их эффективности. Страх смерти и болезни толкает
покупателей принимать ненужные препараты. Почти вся косметика базируется на
этих принципах, до потребителя доносится о некой пользе омоложения, но по
факту, мало какие компании имеют сертифицированные исследования, доказывающие
эффект молодости от крема или сыворотки. Новости – это вообще зло! Начинается паника, охота за сахаром, туалетной бумагой
и L-тироксином. Человек перестает принадлежать себе. И тут важно
– грамотно фильтровать информацию, осознанно ограничивая себя от всего лишнего.
Моя
любимая и очень злободневная тема – детско-родительские отношения. Хочу затронуть
вопрос использования гаджетов в отношениях детей и родителей. Позволю себе
предположить, что современные родители более лояльно относятся к своим детям.
Помню, как во времена моего детства всем детям со двора попадало за невыполнение
родительских заданий (не прополотый огород, не политые грядки), сейчас же
многие родители боятся повысить голос, чтобы не обидеть свое чадо. При этом подрастающее
поколение «живет» в телефоне – просыпается, засыпает, ест, тыкая в кнопки. В
промежутках между стрелялками или «строительством плантаций» молодежь
умудряется ходить в сад, школу, сдавать ГИА и ЕГЭ.
В
моем детстве аромат подсолнухов и свежескошенной травы приносил радость, а для
пирожков с малиной надо было потрудиться - собрать ягоды и замесить тесто. Сейчас
все по-другому: заказанная пицца по интернету вполне себе съедобная и не
требует больших трудовых и временных затрат, хотя о пользе для здоровья тоже
говорить не приходится. Кровь на коленке от падения с велосипеда раньше была
реально заклеиваема листом подорожника и заживала, сейчас же можно отрубить
части тела или отрастить их обратно онлайн.
Кто
отменил живое общение? Гаджеты заменяют усилия по налаживанию контактов, дети
обрастают броней и больше не слышат, а взрослые самоустраняются. Не граничит ли
такая вседозволенность в телефоне с попустительством со стороны родителей и что
будет, когда подросшие дети очнутся? Вероятно, эмоциональный интеллект
останется на уровне развития ребенка, тридцатилетних бросит в протест, как подростков,
и их потащит в студенческую или разгульную жизнь. Такая себе картина – седина в
голове, вероятно наличие собственных детей – а эмоции как у пяти-семи-пятнадцатилетнего,
непрожитая сепарация, агрессия на любые интервенции из вне, и совершенно четкое
неумение идти на контакт и выстраивать отношения, повышенная тревожность.
Или
вдруг очнувшийся родитель «за 40» начинает давить на великовозрастного
подростка, применяя грубые манипуляции – отбирая телефон - его «окно в Европу» и
единственное средство связи с внешним миром. Если подросток не замкнут в себе,
то протест, обида, агрессия полезут наружу. Совершенно не понятно, где был этот
горе-родитель, когда сам залипал в телефоне, сунув так нуждающемуся во внимании
младенцу бутылку, или, когда использовал планшет, чтобы заставить тихо сидеть
шалящего малыша, или, когда отмахивался от младшего школьника – «Сам
разбирайся», или не находил времени, чтобы поговорить с подростком о жизни…
Важно
уловить тонкую грань перегиба и попустительства, и с осознанностью выстраивать
отношения, в том числе, беря на себя ответственность за свою жизнь и жизнь и
безопасность своего ребенка. Важно показать на собственном примере модель
поведения, интересоваться его жизнью, контролировать поток поступающей
информации, в том числе при помощи родительского контроля. Еще у современных
детей можно многому поучиться – они гораздо быстрее ориентируются в цифровом
пространстве и могут за секунды найти ответы. Очень важно при этом быть живым и
быть рядом.
Так
чему мне стоит еще научиться? Прокачивать свои скилы в сфере цифровой
грамотности, быть адаптивной, внимательной к детям и их интересам, в том числе
и в сфере компьютерных технологий, грамотно применять родительский контроль, чаще
использовать гаджеты для поиска способов проведения совместного досуга,
выстраивать более осознанные отношения. Использовать цифровые технологии для
оптимизации жизни, научиться ответственно делать выбор и тщательнее ограждать
себя от потока мусорной информации. Жить там, где можно не убегать…
[1]
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/540/?ysclid=l1cmn5wmnt