Эссе на тему: «Цифровая грамотность сегодня: чему мне еще предстоит научиться» (Вариант 2)
Для того, что бы
разобраться в том, что же такое «цифровая грамотность сегодня» необходимо
немного погрузится в прошлое. Потому что только благодаря своему опыту и
способности к рефлексии человек способен сопоставить факты разного времени, проанализировать какие –
либо действия и вытекающие из них последствия и конечно же сделать выводы и
предположения по тому, что нас может ожидать в будущем.
Еще
совсем свежо в памяти время, когда дома был только телевизор и стационарный
телефон, по которому мы могли решать вопросы с другими людьми на расстоянии. И
это тогда уже казалось великим открытием человека. Грамотностью в то время
человечество считало умением и навыком -
читать, писать, считать[1].
Прошло совсем немного
времени, и дома появился собственный стационарный компьютер и небольшой
мобильный телефон. Теперь для того, чтобы связаться с человеком, не нужно было
бежать домой, а просто достать телефон из кармана и набрать его номер или
написать ему смс. Домашний компьютер по началу, представлял некоторые
трудности, так как было не понятно, как
он устроен, физически и что с ним можно делать. Но интерес сильнее страха и
вскоре я научилась разбирать и собирать железо. Пользоваться различными
приложениями и даже программировать на нескольких языках. Хотя я думаю,
большинство людей до сих пор испытывают страх к этой технике и бояться лишний
раз нажать на какую-нибудь кнопочку. В то время было уже не достаточно просто
уметь читать, писать и считать, грамотностью можно было уже считать овладение
новыми технологиями, а именно компьютерная грамотность, это умение управлять
папками, файлами, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных
программ, а так же умение пользоваться мобильным телефоном [2].
И вот уже сегодня
практически в каждой семье есть свой личный ноутбук или планшет, свой сотовый
телефон, смартфон или айфон. Все эти устройства подключены к единой сети
интернет, в которой появился совершенной другой новый виртуальный мир, мир
возможностей и перспектив. Сейчас для того чтобы почитать книжку или найти
нужную информацию совсем не обязательно бежать в библиотеку, достаточно набрать
в поисковой программе свой запрос и появиться целый список предложений по
нужной теме. Для того чтобы решать общественные вопросы, можно написать
сообщение в чатах, мессенджерах, создавая целые конференции для обсуждения темы
или таким образом учиться в любом учебном заведении с любым количеством
человек. В решении задач документооборота есть единый портал Госуслуг, практически
любые заявления можно подать, не выходя из дома. Есть куча предложений, для того чтобы
работать и зарабатывать деньги находясь просто в сети интернет. И для того,
чтобы отдохнуть и расслабиться, опять же можно взять любое устройство
посмотреть видео или поиграть в любимую игру.
Но
мало кто по настоящему задумывается, что эти все блага и радости жизни могут
принести огромный вред человеку, если не понимать и не уметь правильно со всем
этим обращаться. И вот тут то и появляется понятие цифровая грамотность.
Цифровая грамотность включает в себя цифровые компетентности, цифровое
потребление и цифровую безопасность.
В
компетенции входит не просто пользование поисковых систем интернета, а еще и
обладание своим собственным критическим отношением к любой полученной
информации. Не стоит принимать на веру первую попавшую информацию, необходимо
научиться самому, разбираться в этой теме и уметь проверять любые факты,
разбираться в достоверности источников и их авторов. Умение создавать текстовый
и мультимедийный контент для размещения в сети интернет, понимая и удерживая в
голове все правила приличия и хорошего тона. Готовность к изучению и
использованию любых средств коммуникации, потому что они меняются и появляются
новые достаточно быстро. Умение выполнять финансовые операции посредством
своего устройства и соответствующего приложения в сети интернет. Умение
пользоваться онлайн-сервисами для приобретения различных услуг и товаров.
К
цифровому потреблению относится уровень доступности всего, что мы можем
использовать для своих целей, нужд, потребностей в сети интернет, посредством
различных цифровых технологий, с которыми так же следует научиться правильному
обращению.
И
пожалуй самый важный момент в цифровой грамотности это овладение навыками
безопасной работы в сети как технического, так и социально-психического
характера.
Во-первых, на уровне
техники очень просто знающим грамотным людям воспользоваться любой личной
информацией выкладываемой в сети интернет и не только в сети, но и даже на
собственном устройстве. Это делается через умные приложения и вирусы, которые
разрабатывают мошенники или просто новички ради забавы. Эти приложения способны
распознавать набранные или сохраненные ранее пароли, перехватывать
незашифрованную информацию или дешифровать её, уничтожать или изменять
информацию на любом этапе.
Во-вторых, так как это
мир не только информации, но и виртуальный мир социума, то есть много
возможностей использовать человеческую сущность в своих целях и нуждах людям,
желающим на этом наживиться. Используя простую на первый взгляд человеческую
психологию, люди способны совершать преступную деятельность, врать, пугать,
угрожать, надеясь остаться безнаказанными.
Поэтому умение и навык общения приобрел новый смысл в
виртуально-социальном мире.
И
это всё не предел, если заглянуть немного вперед, понимаешь, что технологии не
стоят на месте, развитие их происходит быстрее развития самого человека, и тут
очень важно понимать, все плюсы и минусы такого стремительного развития. И в
любой ситуации нужно помнить, что мы все в первую очередь люди, и самое главное
всегда оставаться и быть человеком. Что все эти новые технологии придумали для
облегчения жизни человека, а не для того, что бы человек стал рабом
собственного интеллекта.
[1] Шариков
А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности. Журнал исследований
социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.
[2] Тимофеева
Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Журнал «Психология,
социология и педагогика» № 7 (46) Июль 2015
/ Рубрика: Педагогика