Курсовая работа на тему: "Внешнеэкономические сделки"
Введение
Внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой составляющей экономической жизни любого современного государства. Авторитет государства как члена международного сообщества во многом определяется его участием в мировой торговле. Поэтому каждое государство старается сделать так, чтобы его бизнес мог участвовать в международной экономической деятельности. Одним из лучших способов достижения этой цели является динамичное сотрудничество в мероприятиях мирового уровня по формированию наиболее совершенной законной системы в мировом финансовом обороте. Присоединение к этому все большего числа государств является важнейшим обязательством для достижения ситуации, при которой различия в правовых нормах, регулирующих конкретные торговые операции между государствами, будут минимальными, устраняя препятствия для роста международного экономического сотрудничества.
Разнообразная и многогранная, внешнеэкономическая деятельность в последнее время набирает обороты. По сравнению с предыдущими годами, предметная структура этой деятельности значительно улучшилась. В результате, соотношение внутренней экономической деятельности и внешней экономической деятельности также увеличилось. Это говорит о том, что на данный момент требуется обширное изучение ВЭД.В частности, важным является изучение ВЭД с правовой точки зрения.
Как уже отмечалось ранее, внешнеэкономическая деятельность многогранна и, безусловно, выгодна. Однако, как и любая другая форма экономической деятельности, она регулируется правом. В правовом регулировании внешнеэкономических сделок играет роль вся система международных договоров, правил, конвенций, национального законодательства (где необходимо выделять коллизионные нормы, помимо системы норм, регулирующих ВЭД), обычаев и традиций, сложившихся в международной торговле. Стороны внешнеэкономической сделки всегда сталкиваются с решением вопроса о том, какое право будет регулировать сделку. Это связано с тем, что каждое государство регулирует эту деятельность по-своему.
Необходимо признать сложность правового регулирования внешнеэкономических сделок. Наличие множества различных источников, на основе которых осуществляется регулирование внешнеэкономических сделок, способствует его сложности. Особо хотелось бы отметить коллизионные нормы, которые в определенной степени препятствуют качественному применению закона к сделке. Наличие коллизионных норм в праве, связанном с незнакомым денежным движением, объясняется тем, что право различных государств по-разному регулирует подобные отношения. Кроме того, коллизии будут возникать до тех пор, пока эти отношения не будут одинаково регулироваться правом государства. Поскольку, судя по всему, этот вопрос не будет решен в ближайшее время, имеет смысл и необходимость исследовать его уже сейчас.
Деятельность частных (физических и юридических) лиц, отношения между которыми регулируются частным правом, в первую очередь гражданским и международным частным правом, доминирует среди них, особенно в условиях рыночной экономики. В результате основной правовой формой, опосредующей международную экономическую, в том числе коммерческую, деятельность, является частноправовая (гражданско-правовая) сделка. Чаще всего ее называют международной коммерческой сделкой в этом широком смысле.
В действующем российском законодательстве термин "международная коммерческая сделка" не используется. Термин "внешнеэкономическая сделка" содержится в п. 3 ст. 162 и п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса РФ. До 1991 года в нашем законодательстве часто использовался термин "внешнеторговая сделка". Переход от второго термина к первому очевиден: международная экономическая деятельность - это не только торговля. Она включает в себя сотрудничество в области международных инвестиций, промышленной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций и др.
Традиционно оба термина взаимозаменяемы: правовые нормы, регулирующие отношения во внешнеторговой сделке, применяются и к отношениям во внешнеэкономической сделке.
Несмотря на тонкое различие, термины "международная коммерческая сделка" и "внешнеэкономическая сделка" являются бесспорными синонимами. Термин "внешнеэкономическая сделка" передает позицию одного государства: Их внешнеэкономическая деятельность, оформленная заключением внешнеэкономических сделок, представляет собой участие России в международном экономическом сотрудничестве ее граждан и юридических лиц. Международная экономическая деятельность и международные коммерческие сделки опосредуют одну и ту же деятельность с точки зрения двух или более государств.
1. Понятие внешнеэкономической сделки
Итак, что же именно является международной коммерческой или экономической сделкой? Несмотря на то, что законодательство и практика придерживаются этого понятия, российское право не дает определения внешнеторговой или внешнеэкономической сделки. В то же время, развенчание идеи "незнакомого денежного обмена" имеет серьезное прагматическое значение, поскольку прямо связано с соответствующим регулированием. Если сделка является "внутренней", то она подпадает под национальное право и регулируется законами государства. Если сделка является международной (внешнеэкономической), то она подпадает под частное право нескольких государств. Выбор права одного из этих государств, нормам которого необходимо следовать, представляет определенную сложность. Отношения, возникающие в результате такой сделки, при определенных условиях могут подчиняться нормам и принципам международного (публичного) права. Наконец, термин "lex mercatoria" часто используется для обозначения международных обычаев делового оборота, которые также известны как "обычаи международной торговли".
Отечественная юридическая наука уделяла пристальное внимание этому вопросу в силу его практической значимости и отсутствия правового решения. В результате была разработана так называемая доктринальная концепция внешней торговли и последующих внешнеэкономических сделок. В доктрине "внешнеторговые сделки" обычно определяются как такие, в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или юридическое лицо, а основными являются операции по "ввозу товаров из-за границы" или "вывозу товаров за границу" или "любые аналогичные операции, связанные с экспортом или импортом товаров "Учебник "Международное частное право" 1984 года занимает позицию, аналогичную этой. В главе 11 учебника, посвященной внешнеторговым сделкам, выделяются две общие характеристики такой сделки: Во-первых, она обычно имеет иностранную сторону, поскольку одна из ее сторон находится в другом государстве. Во-вторых, предметом этой сделки является внешнеторговая операция (поставка товаров, аренда имущества, перевозка грузов, оказание услуг внешнеторгового характера и т.д.) Как видно из приведенных примеров, авторы обычно выделяют две характеристики внешней торговли (также известной как внешнеэкономические сделки):Во-первых, в сделке участвуют лица различной национальной (государственной) принадлежности. Во-вторых, основной целью сделки является экспорт и импорт товаров, услуг и других предметов.
В настоящее время при определении внешнеторговой сделки следует руководствоваться Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. Хотя в нем дано определение внешнеторговой деятельности, в нем нет определения сделки. Это "предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью)". Поэтому сделка, опосредующая предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью, называется внешнеторговой (или внешнеэкономической) сделкой.
Если необходимо и достаточно выразить волю одной стороны (например, доверенность), внешнеторговая (международная) сделка может быть односторонней, а гражданско-правовая сделка может быть двусторонней или многосторонней, если необходимо выразить согласованную волю двух и более сторон. Последние являются договорами или соглашениями. Бартер, комиссия, договоры международной купли-продажи являются примерами двусторонних договоров; финансовый лизинг, факторинг, совместная деятельность, сотрудничество и другие договоры являются примерами многосторонних договоров.
Договор международной купли-продажи занимает центральное место среди международных сделок. Когда-то он был единственным средством содействия международным экономическим отношениям на основе торговли. На практике и в доктрине термин "международная коммерческая сделка" до сих пор часто относится ко всем видам международных деловых операций. В любом случае, купля-продажа не является единственным значением терминов "международная коммерческая сделка" и "внешнеторговая сделка".
Однако ведущее положение договора купли-продажи в международных экономических отношениях объясняется не только формальным числом. Все другие международные сделки либо непосредственно связаны с куплей-продажей (сопутствующие операции, такие как страхование, расчеты и т.д.), либо являются разновидностью купли-продажи, например, лицензионные соглашения или соглашения об оказании услуг, либо имеют в себе некоторые или все аспекты купли-продажи, например, соглашения о сотрудничестве.
Наконец, договор международной купли-продажи - это область международного права, получившая наибольшее развитие. В отношении конкретно этого договора наиболее заметные результаты были достигнуты благодаря унификации права. В результате, нормы, призванные контролировать продажу товаров, часто сравниваются с другими международными коммерческими сделками. Для определения термина "международная коммерческая сделка" в целом, идея договора международной купли-продажи, изложенная в международных правовых актах, становится особенно полезной.
Содержание различных видов международных коммерческих сделок отличается друг от друга. Содержание договора международной купли-продажи отличается от содержания договора международного бартера, договора международного финансового лизинга и т.д. Их содержание обычно сопоставимо с содержанием соответствующих "внутренних" гражданско-правовых сделок. В результате невозможно дать исчерпывающее определение каждой международной сделки, включая ее материально-правовую сторону. Представляется, что в этом нет необходимости. Кроме того, наличие общего классификационного критерия, критерия "международности", объединяет все виды международных сделок, независимо от их содержания. Следовательно, ответ на вопрос, при каких условиях гражданско-правовая сделка приобретает международный характер, является окончательным определением термина "международная коммерческая сделка".
В последнее время критерий нахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств наиболее часто использовался в международных правовых актах, унифицирующих право международной торговли. В результате договор международной купли-продажи определяется как "договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах" в статье 1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980). Это же правило было включено в Нью-Йоркскую конвенцию 1980 года о сроках исковой давности в международной купле-продаже товаров, Гаагскую конвенцию 1986 года о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, Оттавскую конвенцию 1988 года о международном финансовом лизинге и международном факторинге и другие конвенции. Такое единообразие свидетельствует о том, что данный критерий является общепризнанным в мировой практике.
Какова связь между этим критерием и российским законодательством? Во-первых, применение этого критерия для определения "международности" договора купли-продажи является юридически обязательным, поскольку Россия является участником Конвенции 1980 г. Во-вторых, помимо договора купли-продажи, этот критерий уже используется в российском законодательстве для определения "международности" любой гражданско-правовой сделки.
Статья 1 гласит, что "если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей", международный коммерческий арбитраж может принимать во внимание гражданско-правовые споры, возникающие в ходе международных экономических отношений. В-третьих, ни внешнеэкономических, ни внешнеторговых сделок в российском праве нет и никогда не было.Вывод об общем использовании критерия коммерческих предприятий, расположенных на территории разных государств, в качестве критерия определения внешнеэкономической (международной) сделки, на мой взгляд, вполне обоснован в силу следующего: Если предприятия сторон расположены на территории разных государств, то сделка будет считаться внешнеэкономической (международной).
Однако ошибочно полагать, что "международность" частноправовой сделки может быть определена исключительно с помощью местонахождения коммерческих предприятий сторон. Тест, с другой стороны, более определенный и конкретный: Обычно выяснить, где стороны ведут бизнес, не составляет труда. Однако такая относительная определенность не исключает вопроса толкования самого термина "место ведения бизнеса".
К сожалению, соответствующие международные конвенции редко дают определение этому понятию. Они дают уточняющую характеристику только в одном случае. В качестве примера можно привести ситуацию, когда продавец, например, ведет не одно, а несколько предприятий, некоторые из которых расположены на территории государства, где находится покупатель, с которым он заключает договорные обязательства. Будет ли это глобальной сделкой? Какое из мест нахождения продавца должно быть принято во внимание? Статья 10 Конвенции 1980 года решает эти и другие вопросы, касающиеся нескольких коммерческих предприятий: компания, которая "имеет наиболее тесную связь с договором и его исполнением", является той, которую необходимо принимать во внимание. Кроме того, к более или менее объективному признаку "наиболее тесной связи" добавляется субъективный элемент: "в любое время до или во время заключения договора" стороны должны были знать или предполагать наличие тесной связи.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что с точки зрения российской практики существует расхождение между русским и английским текстами Конвенции 1980 года. В английском тексте место осуществления предпринимательской деятельности именуется "place of business". Совершенно очевидно, что термин "место осуществления предпринимательской деятельности" здесь неприменим. Последний вариант можно расшифровать как район осуществления предпринимательской деятельности в качестве общего правомерного элемента. Как правило, речь идет о местонахождении административного центра. Приведенные примеры показывают, что применение критерия места нахождения бизнеса требует толкования. Для достижения единообразия в правовом регулировании международных сделок необходимо не только установить единые правовые нормы, но и единые правовые понятия.
В результате, в свете вышесказанного, международные коммерческие сделки - также известные как внешнеэкономические сделки - можно отнести к деловым операциям между лицами, чьи предприятия находятся в разных государствах.
Тот факт, что коммерческие предприятия расположены в различных государствах, свидетельствует не только о том, что участвующие в них стороны находятся в различных государствах, но и о том, что они связаны с различными правовыми системами. Процесс заключения и проведения сделок значительно усложняется в связи с таким положением дел. Как следствие, возникает ряд уникальных дополнительных условий, отсутствующих в одноименных "внутренних" гражданско-правовых сделках.
К ним, в частности, относятся:
- Условия, связанные с платежами.
- Используются международно-принятые обычаи делового оборота.
- Валютные условия (тесно связанные с платежами).При расчетах используется валюта, являющаяся иностранной хотя бы для одной из сторон.
В результате возникает проблема перевода обязательств, выраженных в иностранной валюте, в валюту страны и страхования валютных рисков, вызванных изменением стоимости валюты страны. Условия сделки в результате этого включают следующее: определение валюты цены, также известной как валюта, в которой выражаются цены на товары, услуги и прочее; валюта для оплаты; условия конвертации одной валюты в другую, если валюты, используемые для оплаты и цены, не совпадают; меры по сдерживанию валютных рисков. Кроме того, использование иностранной валюты требует соблюдения валютных правил, большинство из которых являются императивными.
Условия перевозки
Условия перевозки играют важную роль во внешнеэкономических сделках, поскольку товары обычно должны перемещаться по территории двух или более государств.
Условия страхования.
Существует большая вероятность потери или повреждения товаров, которые перевозятся на значительное расстояние и часто перегружаются с одного вида транспорта на другой. Также необходимо определить момент, в который риск случайной потери или повреждения переходит от одной стороны к другой.
Поскольку товары и услуги обычно "пересекают" границы двух или более государств, при импорте и экспорте товаров необходимо соблюдать таможенные правила, изложенные в законах каждого государства. Соответственно, суть обмена включает в себя распределение обязательств между сторонами по согласованию стольких-то правил, а также стандартов проезда через третьи страны.
Основной договор часто используется для решения этих и других вопросов (купля-продажа, оказание услуг, строительство промышленного объекта и т.д.), сопровождается подписанием дополнительных договоров со страховой компанией, банком, перевозчиком. Таким образом, для осуществления одной деловой операции используется целый набор взаимосвязанных договоров. Стороны, условия и применимое право уникальны для каждого из них, однако их согласование необходимо для обеспечения успеха деловой операции.
Условия на случай непредвиденных событий, таких как войны, запрет на вывоз валюты, повышение таможенных ставок. Положения, касающиеся влияния таких событий на распределение ответственности сторон за полное или частичное невыполнение обязательств, должны быть включены в сделку.
Необходимо включать условия, в которых указывается применимое право, в связи с тем, что внешнеэкономическая сделка регулируется законодательством различных государств.
Термин "арбитражная оговорка" означает порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами в ходе исполнения обязательств. Такие вопросы могут рассматриваться как государственными судами по усмотрению сторон, так и всемирными советами по защите бизнеса.
"Международность" сделки не может быть определена на основании этих конкретных условий сделки. В силу международного характера сделки эти условия сложились. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть достаточность одного критерия - нахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств - для отнесения сделки к международной (внешнеэкономической).
2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок
2.1. Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок
Объединение различных субъективных отношений в единую систему, определяющую применение различных методов и средств правового регулирования, является существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений. Отношения существуют на двух уровнях: во-первых, универсальные, региональные и локальные отношения, существующие между государствами и другими субъектами международного права, в частности между государствами и международными организациями; кроме того, отношения между людьми и правомерными субстанциями различных государств (сюда входят и предполагаемые аскриптивные отношения - между государством и незнакомыми людьми и правомерными элементами).При осуществлении внешнеэкономической деятельности решающее значение имеют отношения между физическими и юридическими лицами.
Первые регулируются международным (публичным) правом, вторые - государственным правом и, что особенно важно, международным частным правом. Однако частноправовые отношения все чаще регулируются нормами международного права, регулирующими межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере.
Существует два направления влияния международного права на регулирование внешнеэкономических сделок: во-первых, создание единого правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых норм, во-вторых, создание правовой основы международных экономических отношений и их правового режима.
В первую очередь, среди первого направления необходимо отметить двусторонние торговые соглашения (которые имеют различные названия: договор о торгово-экономическом сотрудничестве, договор о дружбе, торговле и мореплавании и т.д.). Эти договоры создают единую правовую основу не только для торговли, но и для любых других экономических взаимодействий между подписавшими их государствами. В дополнение или взамен торговых соглашений в последнее время подписываются межправительственные соглашения о торговле, научно-техническом и экономическом сотрудничестве.
В этих соглашениях рассматривается широкий круг вопросов, имеющих решающее значение для участников международных экономических операций: определение субъектов, уполномоченных каждым договаривающимся государством вступать в общие торговые или экономические отношения; предоставление друг другу правовой системы таможенного налогообложения, порядка импорта и экспорта товаров, перевозки товаров, транзита и торгового мореплавания - как правило, системы наибольшего благоприятствования; определение правовых рамок деятельности физических и юридических лиц в каждом государстве.
Российская Федерация имеет межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах с рядом государств. В них на двусторонней основе устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами. В отличие от торговых соглашений, они подписываются на короткий срок (от 6 до 12 месяцев). Государства в соответствии с соглашениями обязаны гарантировать согласованные поставки, что включает выдачу соответствующих лицензий и установление дополнительных условий импорта и экспорта в пределах согласованных контингентов товаров. В них часто определяется порядок расчетов.
Многосторонние товарные соглашения по своему содержанию имеют много общего с соглашениями об обороте товаров. Государства пытаются предотвратить резкие колебания цен путем установления квот для каждого государства-участника на покупку и продажу определенного товара на международном рынке. Такие соглашения заключены по нефти, каучуку, олову, пшенице, кофе и другим товарам. Государства соглашаются не допускать импорт или экспорт соответствующих товаров вне установленных квот.
Отношения между участвующими государствами регулируются вышеупомянутыми международными договорами. Однако, если стороны внешнеэкономической сделки подпадают под юрисдикцию договаривающихся государств, их положения имеют юридические последствия. Стороны внешнеэкономической сделки не вправе требовать иного режима, если договор устанавливает режим наибольшего благоприятствования для таможенных платежей. Юридически не могут быть осуществлены сделки, выходящие за пределы квоты государства, установленной международным договором и т.д.1.
Однако сделка является юридически самостоятельной, несмотря на ее связь с международными договорами. Это свидетельствует:
1. при заключении внешнеэкономической сделки стороны обязаны соблюдать положения соответствующих международных договоров;
2. права и обязанности сторон определяются самой сделкой после ее завершения;
3. государства могут возложить на стороны сделки гражданско-правовые обязательства, если они вносят изменения в условия международных договоров после завершения сделки, и эти изменения должны быть внесены сторонами сделки.
2.2. Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок
Как правило, при рассмотрении внешнеэкономических контрактов подчеркивается их гражданско-правовой характер. Это утверждение требует пояснения. Гражданское право, безусловно, является основным регулятором международных экономических сделок, однако в современный период нормы публичных отраслей все больше влияют на взаимоотношения сторон этих контрактов. Приведем иллюстрацию: при заключении внешнеэкономической сделки контрагенты не могут игнорировать правила о получении разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядок прохождения таможни; качество готовой продукции с точки зрения ее соответствия требуемым стандартам по охране здоровья людей, окружающей среды, определенным техническим параметрам и т.д. Данная иллюстрация показывает, что нормы публичных отраслей права влияют на контракты в контексте международных экономических отношений, т.е. правовое регулирование внешнеэкономических сделок характеризуется взаимодействием норм различных отраслей национального права.
Нормы конституционного права являются основным средством, с помощью которого государство приводит в действие свою политику в области внешнеэкономической деятельности. Ряд уникальных конституционных законов был принят для реализации основополагающих принципов, которые Конституция РФ заложила в основу участия государства во внешнеэкономической сфере. Дек. 13, 1995, федеральный закон. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" установил принципы осуществления государственной внешнеторговой политики, порядок ее проведения российскими и иностранными лицами, права, обязанности и распределение полномочий в этой области между Федерацией и ее субъектами1.Федеральный закон от 14 апреля 1998г. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при торговле товарами за рубежом" определил соответствующие меры (защитные, антидемпинговые, компенсационные) и установил порядок их применения2.Федеральный закон 1998 года "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" установил порядок участия в нем разработчиков, производителей военной продукции и других субъектов.
Необходимо выделить помимо конституционного права: административное, налоговое, валютное, таможенное и другие законы.
Например: Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 (в ред. от 05.07.99) и соответствующие нормативные и ведомственные акты Правительства РФ, Центрального банка, Государственного таможенного комитета и др. служат основой валютного регулирования. Таможенный кодекс РФ и сопутствующие ему ведомственные акты являются основными источниками информации о праве, регулирующем таможенное дело.
Отношения между сторонами внешнеэкономических сделок не регулируются непосредственно нормами различных отраслей публичного права, однако, последствия применения норм публичного права для частного права неоспоримы: принципы публичного права должны соблюдаться сторонами при исполнении обязательств по внешнеэкономической сделке. Частноправовая сделка не может быть законно совершена, если нарушены нормы публичного права.
2.3. Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
Еще одной особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является преобладание так называемого негосударственного регулирования. "Договорные условия" являются основной формой такого регулирования: стороны сделки свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по договору. Однако эта свобода ограничена нормами публичного права, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), императивными нормами гражданского права.
Существенную роль в системе негосударственного регулирования играют обычаи международной торговли, под которыми понимаются единообразные, стабильные правила, сложившиеся на практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если торговый обычай упоминается в договоре, он приобретает характер условия и включается в договор.
Существует множество глобальных систематизаций международных торговых обычаев. Рассмотрим некоторые из них.
Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (Международный институт унификации частного права) были разработаны и опубликованы в 1994 году. Принципы УНИДРУА являются рекомендациями и не представляют собой официального международного соглашения или договора. Принципы устанавливают общие руководящие принципы для международных коммерческих договоров, как указано в преамбуле:
Когда стороны договорились, что эти принципы будут регулировать их договор,
когда стороны договорились, что договор будет регулироваться "общими принципами права", "обычаями и правилами международной торговли" или другими аналогичными положениями.
Кроме того, Принципы могут быть использованы:
- для решения проблемы, возникающей, когда невозможно установить соответствующую норму применимого права;
- давать толкования и дополнения к единообразным международно-правовым документам;
- служить примером для международного и национального права.
Основную часть содержания Принципов составляют следующие положения:
- свобода сторон в заключении договора и определении его условий;
- письменная, необязательная форма договора;
- обязательный характер договора и возможность его изменения или расторжения только по соглашению сторон или в соответствии с его условиями;
- приоритет императивных норм применимого права над положениями принципов (национальных, международных и наднациональных);
- возможность сторон отступать от любых их положений или изменять их, если иное не оговорено в Принципах;
- международный характер Принципов и их цели, включая достижение единообразия в их применении, которые должны приниматься во внимание при их толковании;
- решение вопросов, которые конкретно не рассматриваются в Принципах, в максимально возможной степени в соответствии с общими принципами, изложенными в них;
- обязательство сторон действовать честно и в соответствии со справедливой деловой практикой международной торговли;
- если применение такого обычая не будет неразумным, привязка сторон к любому обычаю, о котором они договорились, и любой практике, которую они установили в своих взаимных отношениях, а также к любому обычаю, который широко известен и последовательно соблюдается сторонами в международной торговле в соответствующей области торговли.
Международная торговая палата разработала ИНКОТЕРМС - Международные правила толкования торговых терминов - в 1990 и 2000 годах. В настоящее время в ИНКОТЕРМС насчитывается 13 торговых терминов и правил их толкования. Правила толкования торговых терминов отражают сложившуюся практику, квалифицируются как обычаи международной торговли и не имеют силы закона, поскольку не признаны в качестве международных договоров. ИНКОТЕРМС используются только в том случае, если они упомянуты в договоре, определяющем формулировку правил. "Если в договоре используются принятые в международном обороте коммерческие термины, то при отсутствии в договоре других указаний считается, что стороны договорились применять к своим отношениям обычаи делового оборота, обозначаемые соответствующими торговыми терминами", - таков способ применения ИНКОТЕРМС и других обычаев. Этот способ изложен в п. 6 ст. 1211 ГК РФ. Поэтому, если договор не содержит каких-либо специальных условий, определенных ст. 1211 ГК РФ, применение правил ИНКОТЕРМС не оговорено.
Различные виды базисных или иных основных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых рассматриваются такие вопросы, как случайная гибель (порча) товара и т.д., являются торговыми терминами, толкование которых приведено в Инкотермс. Под общими названиями EXW, FOB, CFR и CIF в международной практике уже давно используются основные виды базисных условий для описания времени, в которое продавец выполняет свои договорные обязательства и переносит риск на покупателя. Эти названия являются аббревиатурами английских выражений:Free on Board, также известное как "свободно на борту судна", Cost, Insurance, and Freight, или CIF;Cost and Freight in CFR;Free Alongside Ship, etc., или FAS.
Целью правил ИНКОТЕРМС является облегчение заключения международных договоров купли-продажи: стороны могут избежать необходимости расшифровывать свои положения в тексте договора, указав любое стандартное положение ИНКОТЕРМС. Например, указав в договоре, что поставка будет осуществлена в соответствии с условиями ИНКОТЕРМС 2000 CIF (... Название порта назначения), стороны соглашаются, что некоторые их права и обязанности по сделке будут определяться в соответствии с условием, расшифровку которого можно найти в ИНКОТЕРМС 2000.Поэтому достаточно изучить ИНКОТЕРМС, а не перечислять эти условия в контракте. Поскольку они включены во множество контрактов, эти условия иногда называют стандартными условиями внешнеэкономических контрактов.
2.4. Коллизионные нормы в регулировании внешнеэкономических сделок
Гражданское право является основным регулятором международных экономических сделок. Внешнеэкономическая сделка в силу своей природы неразрывно связана с гражданским законодательством различных государств. Следовательно, международное частное право играет уникальную роль. Независимо от впечатляющих успехов, достигнутых всемирным локальным пространством в скреплении права глобального обмена, техника краха для направления отношений в незнакомых денежных обменах, в том числе через нормы публичного воздействия, сохраняет свое положение.
Когда договор содержит иностранный элемент, коллизионные принципы применяются только в случае разногласий по поводу права между сторонами. Только если спор передан на рассмотрение суда или иного юрисдикционного органа, который должен его разрешить, и только в случае спора о выборе права, возникает этот вопрос.
Принцип "автономии воли" сторон договора признается коллизионными законами большинства государств, которые разрешают сторонам внешнеэкономической сделки подчинить ее компетентному правопорядку по своему выбору (Закон о международных экономических договорах Китая 1985 года, Гражданский кодекс Вьетнама 1995 года и другие)1. Во всех международных договорах, посвященных этому вопросу, также закреплена концепция "автономии воли" как способа выбора права, правомочного регулировать обязательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Примерами могут служить Кодекс Бустаманте, Гаагская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 года, Римская конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям и др.
Этот принцип установлен и российским законодателем: так, в соответствии со ст.1210 ГК РФ стороны договора могут выбрать закон, который будет регулировать их права и обязанности по этому договору в момент заключения ими договора или позднее. В результате условия договора могут регулироваться законом любой страны по соглашению сторон.
. Согласно разделу 2 статьи 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение сторон о применимом праве должно быть прямо указано или должно явно вытекать из условий договора или фактических обстоятельств дела.
Согласно разделу 3 статьи 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации, выбор сторонами права после заключения договора считается действительным с этого момента без учета прав третьих лиц.
Согласно статье 1210 (4) Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны договора могут выбрать либо применимое право для всего договора, либо применимое право для каждой из его составных частей.
Существует несколько исключений из "автономии воли" сторон, установленных в Гражданском кодексе РФ:
- Так, в соответствии с п. 5 ст. 1210 ГК РФ, "если из совокупности обстоятельств дела при выборе права, подлежащего применению, следует, что договор фактически связан только с одной страной, выбор сторонами права другой страны не может повлиять на действие императивных норм страны, с которой договор фактически связан".
- Договоры, предметом которых являются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и другое недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, подчиняются российскому праву, согласно п.2 ст.1213 ГК РФ.
Ст.1214 ГК РФ гласит, что договор о создании юридического лица с иностранным участием регулируется правом государства, в котором это лицо должно быть создано.
...