Отчет по практике: Инспекция по налогам и сборам Республики Беларусь
Содержание
Введение
1. Организационная
структура Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по
Советскому району г. Гомеля.
2. формы и методы
управления
3. Методы сбора социально-экономической информации
4. Риск в государственно-частном
партнерстве
5. Оценки эффективности и рисков инвестиционного проекта
Выбор количественных критериев эффективности зависит от качественных характеристик самого проекта (масштаб, срочность, степень риска и т.д.). Количество критериев, из которых формируется вектор p, определяется в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице 2, составленной авторами на основании информации об однокритериальных методах оценки, представленных в специальной литературе.
В соответствии с данными рекомендациями необходимо
учитывать, что размерность n1 вектора p равна суммарному количеству критериев
экономической, бюджетной и общественной эффективности. Критерии экономической
эффективности определяются, исходя из рекомендаций, представленных в таблице
2, а критерии бюджетной и общественной эффективности включаются в вектор
полностью. Ранжирование критериев, являющихся элементами вектора p, необходимо для
сравнения наиболее важных элементов одного вектора с наиболее важными
элементами другого вектора. Такое ранжирование осуществляется при помощи
экспертного присвоения весов каждому из рассматриваемых критериев.
таблица 3 приложение 3
Формирование вектора качественных критериев (q) Размерность
n2 вектора q определяется, исходя из размерности n1 вектора p, то есть
необходимо соблюдать равенство n2 = n1 . Для выбора подходящего числа
элементов вектора q также необходимо ранжирование его элементов для выбора
наиболее важных. В данном случае ранжирование поможет решить не только
проблему определения размерности вектора, но и проблему присвоения элементам
весов для их сравнения. Для ранжирования, на наш взгляд, наилучшим образом
подходит использование метода, который заключается в экспертном определении
весов качественных критериев и присвоении им количественных значений от 1 до
3, характеризующих соответствие (или несоответствие) значения данного критерия
рекомендуемому (таблица 3).
6. жизненный цикл
проекта
7. зарубежный опыт и предложения
Заключение
Источники
Приложение
Введение
- список
библиографии и реферативное описание литературных источников по теме
магистерской диссертации; 20 - приложения, которые могут включать: иллюстрации
в виде графиков, рисунков, схем, таблиц; промежуточные расчеты; сведения о
возможности участия в научных конкурсах, инновационных проектах, грантах;
апробации результатов исследования на конференциях, семинарах и т.п
Введение
Я, магистрант
Академии управления при Президенте, проходила практику
в отделе учета организаций управления учета налогов и в группе бухгалтерского
учета и отчетности Инспекции Министерства по налогам и сборам по Советскому
району г. Гомеля в период с 2022 по 2022.
Целью данной практики является овладение
практическими навыками и умениями, подготовка к самостоятельной
профессиональной деятельности; закрепление теоретических знаний, наглядное
ознакомление с деятельностью инспекции; приобретение навыков анализа и
самостоятельного решения конкретных задач по специальности, изучение
экономических и организационных аспектов деятельности государства и бизнеса по
формированию государственно-частного партнерства; получение практических
навыков применения методов сбора и обработки информации о социально-экономических
явлениях и процессах, для выявления резервов управления; изучение на практике
разработку инвестиционной стратегии организации, в том числе в рамках
государственно-частного партнерства; изучение основных подходов и методов
управления проектами; изучение инструментальных
средств управления проектами на различных этапах жизненного цикла проекта; изучение
качественной и
количественной оценки рисков проектов; получение навыков в применении методики оценки
эффективности и инвестиционной привлекательности проектов ГЧП; умение управлять
проектами, программами и портфелями проектов; - формирование прогнозов влияния
ГЧП на поиск и реализацию эффективных решений в сфере социально-экономической
политики страны и города.
Перед
мной были поставлены следующие задачи:
- изучить организационную структуру организации;
- провести анализ хозяйственной деятельности организации;
- выявление основных проблем в деятельности организации и пути их решения;
- изучить взаимосвязь данной организации с вышестоящим государственным органом;
- законодательство, регламентирующее
правовое положение и деятельность налоговых органов;
- познакомиться с функциональными обязанностями работников инспекции.
Объектом
исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении
государственно-частного партнерства. Предмет исследования составляют научные
концепции, идеи, взгляды, теоретические и практические разработки,
законодательство Республики Беларусь. Выбор объекта и предмета обусловлен необходимостью
научного осмысления и определения некоторых составляющих понятийного аппарата
ГЧП, потребностью использования их в законодательстве Республики Беларусь и
решения проблемы формирования единой правоприменительной практики
государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности.
1. Организационная
структура Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по
Советскому району г. Гомеля.
11.04.2022 г. я прибыла на практику в Инспекцию
Министерства по Налогам и Сборам по Советскому району г. Гомеля. Была
ознакомлена с приказом о прохождении практики. Встретилась со своим руководителем
практики – Валюшицкой Еленой Олеговной, а также ознакомилась с правилами
технической безопасности.
С 11.04.2022 по
13.04.2022 изучала положения, регламенты, касающихся деятельности налоговых
служб, а также структурных подразделений.
С 14.04.2022 по
16.04.2022 ознакомилась с законодательством, регламентирующее правовое
положение и деятельность налоговых органов и познакомилась с функциональными
обязанностями работников инспекции.
Инспекция
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Советскому району г. Гомеля
осуществляет свою деятельность на основании Положения об инспекции Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь по Советскому району г. Гомеля,
утвержденного Приказом Министра по налогам и сборам Республики Беларусь от
15.06.2018 г. №74 (далее – Положение) [Приложение 1].
С 18.04.2022 по
19.04.2022 изучала организационную структуру Инспекции Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь по Советскому району г. Гомеля.
Инспекция
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Советскому району г. Гомеля
(далее – инспекция МНС по Советскому району г. Гомеля) является юридическим
лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики
Беларусь и со своим наименованием, счета в банках.
Инспекция МНС по
Советскому району г. Гомеля осуществляет деятельность на территории Советского
района г. Гомеля.
Основные задачи,
функции, права и обязанности, порядок деятельности инспекции МНС по Советскому
району г.Гомеля и ее должностных лиц определяются Налоговым кодексом Республики
Беларусь, иными актами законодательства, локальными нормативными правовыми
актами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) и
инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля, включая данное Положение.
Основными
задачами инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля являются:
1. осуществление
в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового
законодательства, включая контроль за правильностью исчисления,
своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее – налоги),
иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые
бюджетные фонды, в случаях, установленных законодательными актами (далее – иные
обязательные платежи в бюджет), законодательства о предпринимательстве, в сфере
декларирования физическими лицами доходов и имущества;
2. осуществление
контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот
алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта
и табачных изделий, оборот табачного сырья;
3. осуществление
контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением
законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
4. учет
причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных
платежей в бюджет;
5. разработка
предложений по вопросам регулирования и управления в сфере налогообложения;
6.
предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах
своей компетенции;
7. создание
комфортных условий для исполнения плательщиками налоговых обязательств.
Инспекцию МНС по
Советскому району г.Гомеля возглавляет начальник инспекции, который в
установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности
Министром по налогам и сборам, а в случае его отсутствия – лицом, исполняющим
его обязанности, с соблюдением законодательства о местном управлении и
самоуправлении.
Заместители
начальника инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля, а также начальники
структурных подразделений первого уровня управления назначаются на должность и
освобождаются от должности начальником этой инспекции по согласованию с
начальником инспекции МНС по Гомельской области, а в случае его отсутствия –
лицом, исполняющим его обязанности.
Другие работники
инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля назначаются и освобождаются от
должности начальником инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля, а в случае
его отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности.
Структура и
штатное расписание инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля утверждается
Министром по налогам и сборам Республики Беларусь.
Инспекция
работает в режиме пятидневной рабочей недели. Рабочий день устанавливается
с 8.30 до 17.30 с перерывом
на обед с 13.00 до 14.00.
Руководство
инспекции МНС по Советскому району г.Гомеля
составляют:
Ткачева Наталья Егоровна – начальник инспекции;
Гармашова Юлия Викторовна – первый заместитель начальника инспекции;
Бордак Наталия Васильевна – заместитель начальника инспекции;
Ободнюк Оксана Александровна – заместитель
начальника инспекции – начальник управления налогообложения физических лиц.
Инспекция имеет следующую структуру:
1. руководство; |
2. управление
учета налогов; |
2.1. отдел
учета организаций; |
2.2. отдел
учета индивидуальных предпринимателей; |
2.3. отдел
взыскания платежей; |
2.4. отдел учета
платежей; |
3. управление
контрольной работы; |
3.1. отдел
контроля организаций; |
3.2. отдел
контроля индивидуальных предпринимателей; |
4. управление
камеральных проверок; |
5. управление
налогообложения физических лиц; |
5.1. отдел
налогообложения доходов физических лиц; |
5.2. отдел
налогообложения имущества физических лиц; |
6. управление
по работе с плательщиками; |
7. сектор
правовой работы; |
8. отдел
информационно-разъяснительной работы; |
9. сектор
организационно-кадровой работы; |
10. группа бухгалтерского
учета и отчетности; |
11. группа
информационного обеспечения; |
12. отделение
организационно-технического обеспечения. |
С 20.04.2022
по 21.04.022 изучила взаимосвязь ИМНС по Советскому району г.Гомеля с
вышестоящими организациями. |
Инспекция МНС по
Советскому району г.Гомеля подчинена (подконтрольна) инспекции Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области (далее –
инспекция МНС по Гомельской области), МНС.
Инспекция МНС по
Советскому району г.Гомеля по вопросам, отнесенным к ее компетенции,
взаимодействует с иными государственными органами, координирует свою
деятельность с другими контролирующими, а также правоохранительными органами.
22.04.2022 и 23.04.2022 изучала Положение по
учетной политике ИМНС по Советскому району г. Гомеля в группе бухгалтерского
учета и отчетности.
Учетная политика —
это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая
в организации. Она разрабатывается на основе принципов бухгалтерского учета и
отчетности.
В учетной
политике ИМНС по Советскому району г.Гомеля
закрепляется следующее:
-
организационные аспекты;
- проведение
инвентаризации;
- рабочий план счетов;
- первичная
учетная документация;
- дополнительные
формы отчетности (управленческий и финансовый учет ведется в рамках единой
системы счетов, формирование внутренних отчетов и анализ фактических расходов производится в оперативном порядке по мере
необходимости в произвольной форме по заданию начальника инспекции, вышестоящей
организации);
-
методологические аспекты бухгалтерского учета (учет основных средств,
начисление амортизации по основным средствам, учет бланков строгой отчетности и
бланков, не являющихся бланками строгой отчетности, учет отдельных предметов в
составе оборотных средств, учет материальных средств, переоценка и т.д.);
- отражение
операций на счетах и отчетность [Приложение 1].
2. формы и
методы управления
На Национальном правовом
Интернет-портале Республики Беларусь был опубликован Закон Республики Беларусь
от 18.07.2022 № 194-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О
государственно-частном партнерстве», предусматривающий изменения, направленные
на дальнейшее развитие института государственно-частного партнерства (ГЧП)
через существенное упрощение процедур в данной сфере.
В том числе уточняется ряд терминов
и их определений. Перечень объектов для заключения соглашений о ГЧП дополнен
информационно-коммуникационной инфраструктурой. Для повышения оперативности
принятия решений уменьшено количество государственных органов, участвующих в
подготовке проектов.
Для регионов устанавливаются условия
соблюдения в текущем году лимитов государственного долга и совокупного
финансирования проектов ГЧП на уровне 1% доходов.
В то же время реализация проектов,
финансируемых только из местных бюджетов, не будет согласовываться с
Министерством финансов и Министерством экономики Республики Беларусь, что
сократит срок их подготовки.
Также предусматривается дополнительная
возможность заключения соглашения о ГЧП путем прямых переговоров с инвестором.
Вместе
с тем устанавливаются некоторые ограничения, например, возмещение
инвестиционных затрат государством будет осуществляться в период не менее пяти
лет со дня утверждения акта приемки его в эксплуатацию.
Вышеуказанный
нормативный правовой акт вступает в силу 22 января 2023 года. До этого срока будет проведена
масштабная работа по приведению действующего законодательства о ГЧП в соответствие
с обновленным Законом.
Одним из
действенных механизмов обеспечения инновационного развития экономики является
институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Проблемы
государственно-частного партнерства являются актуальными в связи с
модернизацией экономики и необходимостью реализации различных публичных функций
власти и утвержденных ею программ.
В
Республике Беларусь помимо единообразного определения отсутствует также и
законодательное закрепление термина «государственно-частное партнерство», но,
несмотря на это, он уже употребляется в отдельных нормативных правовых актах
(чаще всего программного характера). В связи с этим на сегодняшний день важное
значение имеет создание основ правового регулирования государственно-частного
партнерства, необходимых для запуска разнообразных механизмов конструктивного
взаимодействия бизнеса и государственной власти. Среди доводов в поддержку
принятия нормативного правового акта о ГЧП специалисты указывают необходимость:
повышения роли института ГЧП и определения его основных понятий и механизмов;
формирования общего подхода к реализации проектов на основе ГЧП; выработки
рамочных правил деятельности всех участников проектов ГЧП. Кроме того, такой
закон закрепит позицию признания приоритетности взаимовыгодных отношений между
государством и частным сектором экономики, создаст новые возможности для
развития частного бизнеса, станет еще одним положительным сигналом для
иностранных инвесторов, которые больше всего опасаются рисков, связанных именно
с обязательствами партнера в лице государства.
2. Салаев, Г.
А. Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь / Г. А. Салаев, Е.
А. Кузьмич // Промышленно-торговое право. – 2011. – № 3 // КонсультантПлюс:
Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск,
2012.
В механизм ГЧП входят не только организационные
структуры, конкретные формы и методы управления, но и нормы и правила, которые
в совокупности позволяют ему функционировать» [3, C
18].
3 Джагарян, Л.С. Совершенствование механизмов
государственно-частного партнерства как фактор повышения энергоэффективности
экономики России: 08.00.05: автореф. дис. канд. экон. наук / Л.С. Джагарян; Гос
ун-т управления. М, 2010. 20 с.
В юриспруденции механизм ГЧП обозначается как
совокупность взаимосвязанных между собой норм и правил, позволяющих участникам
партнерства взаимодействовать друг с другом на законной (легальной) основе [4, с. 9,18]. 4. Игнатюк, Н.А.
Государственно-частное партнерство: учебник / Н.А. Игнатюк. Ę М.: Юстицинформ,
2012. Ę 382 с.
С точки зрения права механизм ГЧП в Республике
Беларусь должны составлять действующее нормативное регулирование
взаимоотношений партнеров и новые нормы, создающие правовые условия для
развития ГЧП, касающиеся введения в законодательство понятийного аппарата о
ГЧП, определения его объектов, субъектов, правовых форм и т.д. В литературе
ведутся дискуссии по исследуемым нами вопросам, в ходе которых выявляются как
сторонники, так и противники данного вида отношений и необходимости их
специального правового регулирования. Первостепенной задачей ставится
формулировка и обоснование теоретически значимых определений основных правовых
категорий: законодательное определение понятия государственно-частного
партнерства; определение объектов государственно-частного партнерства. Объектом
исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении
государственно-частного партнерства. Предмет исследования составляют научные
концепции, идеи, взгляды, теоретические и практические разработки,
законодательство Республики Беларусь и других государств. Выбор объекта и
предмета обусловлен необходимостью научного осмысления и определения некоторых
составляющих понятийного аппарата ГЧП, потребностью использования их в
законодательстве Республики Беларусь и решения проблемы формирования единой
правоприменительной практики государственных органов и субъектов предпринимательской
деятельности. В белорусской юридической литературе можно встретить
теоретические исследования отдельных проблем государственно-частного
партнерства, связанных с определением его понятия и объектов [5; 6; 7; 8; 9 ]и др., но
полноценного, комплексного исследования, имеющего целью упорядочить полученный
ранее опыт, в правовой литературе не проводилось. Однако, такая задача является
первостепенной при разработке нормативно-правовой базы ГЧП
5. Фадеев, В. А.
Государственно-частное партнерство в Беларуси: возможности и перспективы / В. А.
Фадеев // Юридический мир. 2008. ― № 9. ― С. 71-73;
6. Темницкая, О. Государственно-частное
партнерство: белорусский взгляд / О. Темницкая // Юридический мир. 2010. № 8. С. 66-70.
7. Салаев, Г. А., Кузьмич, Е. А. Государственно-частное
партнерство в Республике Беларусь / Г.А. Салаев, Е.А. Кузьмич //
Промышленно-торговое право. 2011. № 3. С. 78-82.
8. Александров, А.П., Каменков, В.С. О роли
государственно-частного партнерства в инновационном развитии / А.П. Александров,
В.С. Каменков // Проблемы управления. 011. №4. С. 44-49
9. Макаревич, В.Д. Понятие и признаки
государственно-частного партнерства в Республике Беларусь / В.Д. Макаревич //
Промышленно-торговое право. 2014. № 2 С.92-96
3. Методы сбора социально-экономической информации
Выборка,
анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование.
Выборка или выборочная совокупность -
часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных
приёмов для получения информации обо всей совокупности в целом.
Анализ документов. Этот
метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми
уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и
динамику их изменений и развития.
Источником
социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в
протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п.
Особую
роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была
закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме.
Наблюдение - метод сбора
данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,
целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации
социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом
является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого
поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной
информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях
индивидов.
Опрос. Опросы проводятся,
как правило, методами интервьюирования и анкетирования. В основе
интервью-беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще
всего социологи проводят интервью на основе заранее приготовленного опросного
листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной
последовательности и с заданными формулировками.
Интервьюирование предполагает
личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный
представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно
может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по
телефону.
Анкетирование - метод
опроса, при котором социолог-исследователь обращается с респондентом
(участником социологического опроса) с помощью анкеты. При анкетировании
опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По
форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем
случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает
также очным и заочным.
Наиболее
распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
В
Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Советскому
району г. Гомеля я применяла такие
методы экономического анализа, как анализ документов и наблюдение.
4.
Риск в государственно-частном
партнерстве
После
подачи налоговых деклараций организациями, инспектор на участке проверяет
правильность ее заполнения и исчисления налогов, после чего анализирует
деятельность юридического лица и выявления рисков.
Риск — сочетание вероятности и
последствий наступления неблагоприятных событий.
Риск в
государственно-частном партнерстве – степень потенциальной опасности при
реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства, измеряемой
вероятностью возникновения потерь, ущерба, убытков ресурсов или увеличения
затрат на проект. Большинство рисков в период осуществления проекта на условиях
государственно-частного партнерства – это возможная помеха успешному завершению
этого проекта, однако риск может и ускорить развитие проекта. Управление
рисками можно запланировать заранее, на этапе формирования плана проекта. В
период реализации проекта систематически проводить выявление и классификацию
событий, которые могут отрицательно повлиять на ход проведения работ или на сам
проект в целом, и своевременно вырабатывать методы реагирования на риски,
имеющие целью уменьшить степень отрицательного влияния на проект. Процесс разработки
методов реагирования на риски совмещается с мониторингом за существующими
рисками, что позволяет идентифицировать новые риски, управлять существующими
рисками и вырабатывать новую тактику управления вновь возникающими рисками.
Одна
из основных задач участников проектов ГЧП состоит в том, чтобы
классифицировать, оценить и распределить риски, которые каждый из них может
закрыть. Для современного партнерства характерно широкое, многоплановое
разделение рисков между государством, его различными субъектами и частными
компаниями, участвующими в проекте. Неверно оцененные потоки транспортных
средств, спрос на электроэнергию, колебания тарифов, курсов иностранных валют и
другие факторы могут приводить к существенному увеличению затрат, падению
прибыли и прекращению проектов.
Управление
рисками осуществляется в течение всего жизненного цикла проекта и призвано
решить задачи идентификации и содержания рисков, предупреждения их
возникновения, а также смягчения в интересах проекта. Проблема разделения рисков в проектах ГЧП
является одной из сложных и малоизученных в теоретическом и особенно
практическом планах. В мире достаточно много проектов, реализация которых была
прекращена или даже не начата из-за чрезмерно высоких рисков. Распределение
риска между участниками проекта ГЧП представляет собой одновременно и решение
об обязательствах сторон, и финансовое решение. Практически для всех случаев
это договорный процесс. Управление рисками проходит пять стадий. [45 Public Private Partnerships.
Risk Management. Queensland Government. 2002. Р. 7.].
1. Идентификация рисков. Выделение тех рисков, которые свойственны конкретному
проекту.
2. Оценка рисков. Определение вероятности рисков, идентифицированных на
предыдущей стадии, и их величины.
3. Распределение рисков. Выбор ответственных за каждый риск из числа партнеров
проекта или достижение договоренности относительно механизма, который позволит
разделять риски.
4. Смягчение рисков. Меры по снижению рисков и вероятности их возникновения.
5. Мониторинг рисков. Отслеживание идентифицированных и появляющихся новых
рисков в процессе выполнения проекта.
Разделение
рисков на практике встречает множество трудностей. Не всегда легко определить,
насколько частная компания способна управлять теми или иными рисками. Частный
сектор, как показывает опыт, лучше справляется с коммерческими рисками и не
должен закрывать риски внешние (те, над которыми он не имеет реального
контроля). Можно выделить четыре основные категории рисков при осуществлении
проектов ГЧП:
1) политические и правовые;
2) технические;
3) коммерческие;
4) экономические, валютные и финансовые.
Политические
и правовые риски несет правительство, в случае необходимости предоставляя
частному сектору гарантии.
Политические
и правовые риски распространяются на ряд направлений: • военное положение,
терроризм, гражданские волнения;
• законодательные изменения;
• изменения в экономической политике, в частности в регулирующих условиях;
• неспособность правительства выполнить свои договорные обязательства по
проекту.
Политические
риски связаны с действиями правительства, отражающимися на способности частной
компании обслуживать потребителей и получать доход. Они могут включать
мероприятия, которые приостанавливают или досрочно прекращают контракт, приводят
к наложению штрафов или введению в действие инструкций, уменьшающих доходы,
ограничивающих способность собирать плату за проезд (например, в автодорожных
концессиях). Как правило, правительство, и это оговорено законом, должно
предоставлять партнеру компенсацию за политические риски (например, полностью
покрывать риски конфискации имущества концессионера). Но часто оно старается
уйти от выполнения этих обязательств, оправдывая свои действия многочисленными
причинами. Гарантии государства по поддержке проектов ГЧП и его готовность и
способность обеспечивать компенсацию за политические риски – ключевые вопросы
для частных инвесторов в таких проектах. В особой степени это затрагивает
интересы иностранных компаний, которые очень чувствительны к политическим
рискам и часто для их снижения прибегают к помощи международных финансовых
организаций, таких как Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций
(группа Всемирного банка). Наиболее сложные и дорогостоящие проекты ГЧП с
участием иностранных компаний реализуются только при поддержке международных
финансовых учреждений. К числу наиболее серьезных рисков относятся риски
изменения правил, регулирующих деятельность частных компаний. Государство
существенно влияет на деятельность частных операторов на объекте
государственной собственности. Оно устанавливает или утверждает тарифы,
разрабатывает правила конкуренции и нормы работы операторов. Изменение этих
согласованных норм и правил, действовавших на момент заключения контракта,
составляет важный риск для частного предпринимателя.
Технические
риски связаны с предынвестиционной стадией – строительством и эксплуатацией.
Большую часть этих рисков несут партнер государства по проекту, проектировщики,
строительная фирма и эксплуатационные компании. Некоторые риски ложатся на
государство. Риски предынвестиционной стадии. На предварительной стадии
подготовки проекта ГЧП (разработка технико-экономического обоснования,
бизнес-плана, рабочего проекта, проектно-сметной документации и т.п.) риски
между государством и его потенциальными партнерами распределены достаточно
четко. Если отказы и неудачи в спецификациях проекта возникают в обеспечиваемых
и предлагаемых бизнесу правительственных или ведомственных документах, то,
очевидно, все риски и ответственность несет государство. Если же ошибки и
неточности содержатся в документах и предложениях частного партнера, то это его
мера ответственности. Многие проекты ГЧП были отсрочены или вообще не начали
реализовываться после проведения частной компанией – партнером государства по
проекту детальных расчетов на предынвестиционной стадии. Если правительство не
разрабатывает подробной документации, не проводит комплексных технических,
экономических, социологических исследований, не принимает деятельного участия в
обеспечении проекта, то риски прекращения проекта существенно возрастают.
Риски
строительства. Строительный период в проектах ГЧП, особенно в проектах
транспортной и энергетической инфраструктуры, достаточно длителен. Со времени
подписания контракта до того момента, когда частный партнер получит первые
доходы, проходят годы, что может приводить к значительному увеличению затрат на
строительство. Удорожание стоимости строительных работ представляет собой один
из основных рисков данного этапа. В контрактах ГЧП он разделяется между
государством и частной компанией. Проблемы строительства, вызванные
техническими причинами, закрываются частным сектором или соответствующими
субподрядчиками. Кроме того, на партнера государства или страховые компании
возлагается ответственность за риски нанесения ущерба окружающей среде. В
течение строительного периода не исключены также стихийные бедствия либо
неблагоприятные природные явления. Ответственность за такие риски несет частный
сектор, закрывая некоторые из них по своему усмотрению посредством страхования.
Риски, связанные с задержками выделения земельных участков под строительный
объект, несет государство. Коммерческие риски. Коммерческое
использование объекта ГЧП после завершения его строительства и ввода в
эксплуатацию приводит к возникновению множества рисков. Одним из важных
факторов таковых в проектах производственной инфраструктуры является возможная
невостребованность услуг в ожидаемых объемах. Например, главная проблема
использования платных дорог, связанная с коммерческим риском, состоит в
соответствии реального трафика по дороге оценкам потока транспортных средств,
полученным на этапе бизнес-планирования. Рыночный спрос в терминах фактических
или ожидаемых уровней движения (тонно-километры, количество автомобилей и т.д.)
определяется готовностью потребителей оплачивать свой проезд. Интенсивность
движения и уровни сбора денег за проезд могут быть недостаточны для компенсации
концессионеру всех затрат, включая строительство, эксплуатацию и обслуживание
платной дороги. От того, насколько правильно рассчитана потребность населения в
платной услуге и его способность нести издержки на эти цели, зависят
жизнеспособность проекта и его финансирование. Число и качество конкурентных
альтернативных маршрутов, их связь с платной дорогой и остальной частью
транспортной сети также влияют на интенсивность транспортного потока.
Предсказание уровней движения на платных дорогах затруднено, поскольку новые
проекты не могут без корректировок использовать данные существующих
транспортных потоков. Для получения как можно более надежных и достоверных
данных необходимы другие методы оценки спроса, например
экономико-математические модели или социологические опросы.
Экономические,
валютные и финансовые риски. Экономические риски вызваны неуверенностью в
темпах экономического роста, инфляцией и действием других общеэкономических
обстоятельств. Они закрываются частично государством путем предоставления
гарантий, частично частными компаниями-операторами и страховыми агентствами.
Валютные риски. Воздействие колебаний курса валют на прибыльность бизнеса
составляет главный элемент валютного риска. Кроме того, в проектах ГЧП доходы
могут быть подчинены риску обратимости валют, если оператору запрещается
обменивать местные деньги на иностранную валюту. С этими рисками сталкивались
частные компании в развивающихся странах. В большинстве проектов валютный риск
может быть снижен путем включения в контракт соответствующих условий.
Финансовые
риски – это риски того, что реальные наличные денежные потоки будут
недостаточны для погашения долговых обязательств и процентов по ним, а также
обязательств перед акционерами. В контрактах ГЧП эти риски распределяются на
различных стадиях реализации проекта между оператором, инвесторами, банками,
страховыми компаниями, а иногда частично закрываются правительством. Финансовые
риски могут распределяться между субъектами договора ГЧП в зависимости от их
происхождения.
5.
Оценки эффективности и рисков инвестиционного проекта
Разработка
унифицированного интегрального показателя оценки эффективности и рисков
инвестиционного проекта начинается с выбора необходимых критериев. Важно
включить в показатель не только количественные, но и качественные критерии
оценки, что позволит оценивать инвестиционные проекты с разных сторон. Расчет
интегрального показателя выполняется на основании значений трех векторов
частных критериев. Размерность каждого из векторов равна n1 и n2.
Элементы
векторов p и q представляют из себя
следующие группы критериев: p – количественные критерии оценки эффективности; q
– качественные критерии оценки эффективности. В состав количественных и
качественных критериев эффективности инвестиционных проектов (элементов векторов p и q) входят критерии,
характеризующие коммерческую (экономическую), бюджетную и общественную
эффективность (таблица 1). Таблица 1 приложение 2
Выбор количественных критериев эффективности зависит от качественных характеристик самого проекта (масштаб, срочность, степень риска и т.д.). Количество критериев, из которых формируется вектор p, определяется в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице 2, составленной авторами на основании информации об однокритериальных методах оценки, представленных в специальной литературе.
Таблица 2
приложение 3
В соответствии с данными рекомендациями необходимо
учитывать, что размерность n1 вектора p равна суммарному количеству критериев
экономической, бюджетной и общественной эффективности. Критерии экономической
эффективности определяются, исходя из рекомендаций, представленных в таблице 2,
а критерии бюджетной и общественной эффективности включаются в вектор полностью
(таблица 2).
Ранжирование критериев, являющихся элементами вектора p, необходимо для
сравнения наиболее важных элементов одного вектора с наиболее важными
элементами другого вектора. Такое ранжирование осуществляется при помощи
экспертного присвоения весов каждому из рассматриваемых критериев.
таблица 3 приложение 3
Формирование вектора качественных
критериев (q) Размерность n2 вектора q определяется, исходя из размерности n1
вектора p, то есть необходимо соблюдать равенство n2 = n1 . Для выбора
подходящего числа элементов вектора q также необходимо ранжирование его
элементов для выбора наиболее важных. В данном случае ранжирование поможет
решить не только проблему определения размерности вектора, но и проблему
присвоения элементам весов для их сравнения. Для ранжирования, на наш взгляд,
наилучшим образом подходит использование метода, который заключается в
экспертном определении весов качественных критериев и присвоении им
количественных значений от 1 до 3, характеризующих соответствие (или
несоответствие) значения данного критерия рекомендуемому (таблица 3).
6. жизненный цикл проекта
Проекты
ГЧП имеют определенный «жизненный цикл»,
который включает такие фазы как инициация (концепция), организация и
подготовка, реализация и завершение. На всех этапах жизненного цикла
осуществляется мониторинг и контроль проекта. Каждая фаза должна иметь
определенные «входы» и «выходы», а также «вехи» проекта.
Многие
проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на
получение конкретных результатов в многофункциональном
окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных
ресурсов с привлечением группы людей, обладающих
разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным
руководством.
Связь
между портфелями, программами и проектами заключается в том, что портфель — это
набор проектов, программ, подпортфелей и элементов операционной деятельности,
управляемых как группа с целью достижения стратегических целей. Программы
сгруппированы внутри портфеля и состоят из подпрограмм, проектов и других
работ, управляемых скоординированным образом в поддержку портфеля. Отдельные проекты,
которые находятся либо внутри, либо за пределами программы, равно считаются
частью портфеля. Несмотря на то, что проекты или программы портфеля не
обязательно являются взаимозависимыми или напрямую связанными, они связаны со
стратегическим планом организации с помощью портфеля организации.
Стратегии
и приоритеты организации связаны между собой и имеют связи с портфелями и
программами, а также между программами и отдельными проектами. Организационное
планирование оказывает воздействие на проекты посредством установления
приоритетов проектов на основании рисков, финансирования и других аспектов,
относящихся к стратегическому плану организации. Организационное планирование
может направлять управление ресурсами и поддержку составляющих проектов на основе
категорий рисков, определенных направлений деятельности или общих типов
проектов, таких как улучшение инфраструктуры или процессов.
Для
того чтобы понять управление портфелем, программой и проектом, важно осознать
сходства и различия между этими дисциплинами. Также полезно понять, каким
образом они связаны с организационным управлением проектами (organizational
project management, OPM). OPM — это модель реализации стратегии путем
использования управления проектами, программами и портфелями, а также методов
организации с целью последовательной и предсказуемой реализации организационной
стратегии, ведущей к повышению производительности, улучшению результатов и
устойчивому конкурентному преимуществу.
Управление
портфелем, программой и проектом приводится в соответствие со стратегиями
организации и обуславливается ими. С другой стороны, управление портфелем,
программой и проектом отличается способом достижения стратегических целей.
Управление портфелем приводится в соответствие со стратегиями организации путем
выбора правильных программ или проектов, приоритезации работы и предоставления
необходимых ресурсов, в то время как управление программой гармонизирует
проекты и компоненты программы и контролирует взаимозависимости с целью
получения определенных выгод. В процессе управления проектом разрабатываются и
внедряются планы с целью достижения определенного содержания, обусловленного
целями программы или портфеля, которым принадлежит проект, и, в конечном итоге,
с целью реализации стратегий организации. OPM увеличивает возможности
организации путем объединения принципов и методов управления проектами,
программами и портфелями с организационными инструментами реализации (например,
структурными, культурными, технологическими методами и методами управления человеческими
ресурсами) для поддержки стратегических целей. Организация оценивает свои
возможности, потом планирует и внедряет улучшения с целью систематического
применения лучших практик.
Программа
— ряд связанных друг с другом проектов, подпрограмм и операций программы,
управление которыми координируется для получения выгод, которые были бы
недоступны при управлении ими по отдельности. Программы могут содержать
элементы работ, имеющих к ним отношение, но лежащих за пределами содержания
отдельных проектов программы. Проект может быть или не быть частью программы,
но программа всегда содержит проекты.
Управление
программой — приложение знаний, навыков, инструментов и методов к программе для
удовлетворения требований, предъявляемых к программе, и получения выгод и
контроля, которые были бы недоступны при управлении проектами по отдельности.
Проекты
в рамках программы связаны посредством общего конечного результата или
совместных возможностей. Если связь между проектами заключается только в
наличии общего клиента, продавца, технологии или ресурса, предпринимаемыми
усилиями следует управлять как портфелем проектов, а не программой.
Управление
программой уделяет основное внимание взаимозависимостям проектов и помогает
определить оптимальный подход к управлению ими. Действия, связанные с этими
взаимозависимостями, могут включать:
- разрешение ресурсных ограничений и/или конфликтов, затрагивающих несколько
проектов в рамках программы;
- приведение в
соответствие с организационным/стратегическим направлением, затрагивающим цели
и задачи проекта и программы;
- решение проблем и управление
изменениями в рамках общей структуры руководства.
В качестве
примера программы можно привести новую спутниковую систему связи с проектами по
проектированию спутника и наземных станций спутниковой связи, по строительству
каждой из них, по интеграции системы и по запуску спутника.
Портфель
— проекты, программы, подпортфели и операционная деятельность, управляемые как
группа с целью достижения стратегических целей. Проекты или программы портфеля
не обязательно являются взаимозависимыми или напрямую связанными. Так,
компания, занимающаяся инфраструктурными объектами, имеющая стратегическую цель
«максимизации окупаемости инвестиций», может скомпоновать портфель, состоящий из
разнообразных проектов в газо- и нефтедобывающей отрасли, энергетической
отрасли, водоснабжении, проектов для дорожных, железнодорожных объектов и
аэропортов. Из этого набора разнообразных проектов компания может выбрать ряд
связанных проектов и включить их в одну программу. Например, все проекты по
строительству объектов энергетической инфраструктуры могут быть сгруппированы в
программе по развитию инфраструктуры энергетической отрасли. Аналогично, все
проекты по строительству объектов инфраструктуры водоснабжения могут быть
сгруппированы в программе по развитию инфраструктуры водоснабжения. Таким
образом, программа по развитию инфраструктуры энергетической отрасли и
программа по развитию инфраструктуры водоснабжения становятся неотъемлемыми
компонентами портфеля компании, занимающейся развитием инфраструктуры.
Управление
портфелями — централизованное управление одним или несколькими портфелями для
достижения стратегических целей. Управление портфелями сфокусировано на
обеспечении анализа проектов и программ с целью установления приоритетов при
распределении ресурсов, а также согласования и приведения в соответствие
управления портфелем со стратегиями организации.
Национальная
инфраструктурная стратегия (НИС) – это пилотная версия оценки имеющейся инфраструктурной
потребности страны на долгосрочную перспективу и совершенствования методологии
стратегического планирования развития инфраструктуры.
В
2015 г. МИКС утвержден
Национальный инфраструктурный план Республики Беларусь на 2016-2030 г. с
выделением Топ-100 проектов, в том числе для возможной реализации на принципах
ГЧП.
В
2017 году в соответствии с решением МИКС проведена
актуализация Национальной инфраструктурной стратегии.
НИС
является одним из ориентирующих документов для бизнес-сообщества, который
направлен на привлечение его к финансированию строительства новых и
реконструкции существующих объектов инфраструктуры на принципах ГЧП.
Основной
объем инвестиций в инфраструктуру приходится на долю государства, что вызвано
отсутствием бизнес-моделей, генерирующих необходимый денежный поток и
стимулирующих участие инвесторов в развитии инфраструктуры. Кроме того, из-за
высокой капиталоемкости многие инфраструктурные объекты пока не способны
обеспечить уровень доходности, который заинтересует инвестора, поэтому их
реализацию берет на себя государство. Однако возможности дальнейшего
наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру лимитированы бюджетными
ограничениями. У Государства отсутствует возможность осуществлять
финансирование всей необходимой потребности в инфраструктуре в соответствующих
сферах деятельности и, следовательно, встает вопрос о выборе и расстановке
приоритетов по реализации проектов. В этой связи возрастает роль инвестиций со
стороны частного сектора, однако для их привлечения необходима разработка
комплекса стимулирующие мер с целью нахождения разумного баланса риска и
доходности инфраструктурных проектов. Значимым препятствием, мешающим
привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты, выступают недостаточные
гарантии возврата инвестиций, несовершенные условия выбора исполнителей
инфраструктурных проектов, отсутствие понимания перспектив инфраструктурных
инвестиций. Назрела необходимость в существенном улучшении планирования
инфраструктурных проектов, в основу которого должны быть положены критерии
прозрачности и конкурентности тендерных процедур, стимулирования притока
частных инвестиций и повышения отдачи от вложенных инвестиционных средств. Одна из причин, тормозящих развитие
инфраструктуры, – отсутствие понятной и детализированной стратегии
инфраструктурного развития. В этой связи в 2014 году, в период подготовки новых
программных документов на предстоящее пятилетие, в частности, проекта Концепции
и Основных положений Программы социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2016-2020 годы, проекта Закона о государственно-частном
партнерстве, был поднят вопрос о разработке документа долгосрочного
инфраструктурного планирования. Принято решение о разработке Национального
инфраструктурного плана Республики Беларусь на 2016-2030 годы (далее - НИП).
Основанием для его разработки является постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 27.05.2014 г. №508 «О межведомственном инфраструктурном
координационном совете» (далее – постановление № 508), принятое в целях
проведения последовательной государственной политики и координации развития
инфраструктурных объектов, в том числе на принципах государственно-частного
партнерства (далее - ГЧП). В соответствии с внесением изменений в постановление
№508 НИП переименован в Национальную инфраструктурную стратегию (далее - НИС).
Под НИС понимается документ долгосрочного планирования (10 - 15 лет), принимаемый
(разрабатываемый) с учетом Национальной стратегии устойчивого развития на
период до 2030 года, в основе которого лежат приоритеты и потребности
государства по развитию объектов производственной и социальной инфраструктуры,
анализ затрат и выгод при выборе оптимальной модели финансирования
инфраструктурных проектов, необходимого объема инвестиций. В соответствие с
указанным постановлением республиканским органам государственного управления и
иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики
Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому, иным заинтересованным (далее –
госорганы и организации) в развитии инфраструктурных объектов было поручено
внести в Министерство экономики предложения о включении инфраструктурных
объектов в НИС с указанием объемов финансирования и планируемого
территориального расположения этих объектов. НИС является одним из документов,
ориентирующих частный бизнес и направленных на его привлечение к финансированию
строительства новых и реконструкции существующих объектов инфраструктуры, в том
числе на принципах государственно-частного партнерства.
Бюджетно-финансовая
и налоговая политика будет нацелена на обеспечение устойчивости бюджетной
системы и сохранение ее социальной направленности, повышение эффективности
управления государственными финансами, поддержание оптимального уровня
налоговой нагрузки.
Бюджетные
средства предусматривается сконцентрировать на социальных расходах, позволяющих
обеспечить устойчивый рост заработной платы работников бюджетной сферы, усилить
поддержку семей, воспитывающих детей, увеличить финансирование социальных
отраслей. Доля расходов на образование, здравоохранение, физическую культуру,
спорт, культуру и средства массовой информации, социальную политику в расходах
бюджета составит не менее 42 процентов.
В
части бюджетно-финансовой
политики предстоит активизировать работу и развивать потенциал центров
по обеспечению деятельности бюджетных организаций в целях оптимизации бюджетных
отношений.
Общий объем расходов бюджета по отношению к ВВП планируется на достаточном для
обеспечения государственных гарантий уровне - 26 - 29 процентов. Предстоит
нарастить объем капитальных расходов до 7 - 9 процентов от ВВП.
Расширится
применение программно-целевого бюджетирования в различных отраслях экономики и
сферах деятельности с сохранением охвата расходов бюджета государственными
программами на уровне не менее 65 процентов. Предусматривается разработка
механизма автоматизации процесса формирования и мониторинга выполнения
государственных программ.
Поэтапно
будут внедрены нормативные методы бюджетного планирования в соответствии с
принципом "деньги следуют за потребителем бюджетной услуги". Это
расширит права руководителей бюджетных организаций и повысит эффективность
использования бюджетных средств. Введение нормативов расходов на одного
потребителя услуги позволит также оптимизировать численность занятых в
бюджетной сфере.
Для
совершенствования
государственной поддержки реального сектора экономики предусмотрено
реализовать комплекс мер по финансовому оздоровлению и снижению задолженности
организаций, возврату в бюджет ранее оказанной им финансовой поддержки, в том
числе за счет использования механизмов и потенциала ОАО "Агентство по
управлению активами".
7. зарубежный опыт и предложения
За
врем прохождения практики в Инспекции Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Советскому району г.Гомеля, я работала с юридическими
лицами, которые применяют общую и упрощенную систему налогообложения. Основные
налоги, которые уплачивают все организации при общей системе налогообложения –
это налог на прибыль и налог на
добавленную стоимость (НДС).
Также
при наличии объектов налогообложения уплачиваются другие налоги.
Так
при наличии зданий и сооружений в собственности организации, земельного участка
и транспорта – уплачиваются имущественные налоги.
К стандартному проекту ГЧП обычно применимы налог на
землю, налог на имущество организаций, налог на прибыль, транспортный налог.
Главным образом, далее мы будем рассматривать налог на имущество и налог на
прибыль из-за их большего веса в денежных потоках типичного проекта.
В
пункте 4 статьи 28 Закона Республики Беларусь
«О государственно-частном партнерстве» указано, что после уплаты установленных законодательством
Республики Беларусь налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в
республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды
иностранным частным партнерам (иностранное и международное юридическое лицо, иностранная
организация, не являющаяся юридическим лицом) гарантируется беспрепятственный
перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно
полученных денежных средств, связанных с исполнением соглашения о
государственно-частном партнерстве на территории Республики Беларусь, а также
платежей, производимых в пользу иностранного частного партнера и связанных с
исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве. А согласно статье
29 частный партнер имеет право на льготы
и преференции Частный партнер при исполнении соглашения о
государственно-частном партнерстве вправе использовать льготы и преференции в
соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или)
международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь.
В
налоговом законодательстве предусмотрены льготы для различных юридических лиц.
Согласно пункта 3 статье 35 Налогового Кодекса Республики Беларусь налоговые
льготы по налогам, сборам (пошлинам)
устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) настоящим Кодексом,
иными законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, а
также международными договорами, составляющими право Евразийского
экономического союза.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам)
плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях,
определяемых Президентом Республики Беларусь.
На
примере Российской Федерации мы видим, что включение в платежный механизм
проекта платы концедента, покрывающей, среди прочего, расходы концессионера на
налоговые выплаты, существенно снижает итоговый эффект учёта налоговых льгот
для показателей финансовой эффективности проекта. Тем не менее, можно сделать
вывод о том, что и в этом случае использование налоговых льгот обеспечивает
некоторый прирост Чистой
приведённой стоимости и Внутренней нормы
доходности проекта. Влияние налоговых льгот на показатели
эффективности проектов, реализуемых без использования платы концедента, как и
можно было ожидать, еще более благотворно.
Помимо
положительного влияния на показатели финансовой эффективности, можно отметить,
что применение налоговых льгот при использовании платы концедента позволяет
избежать излишних встречных перечислений по уплате налогов, увеличивающих
денежные потоки, требующих дополнительного администрирования, повышающих риски
возникновения кассовых разрывов. Особенно это замечание касается налога на
имущество организаций (т.к. он полностью компенсируется платой концедента, а
налог на прибыль не только компенсируется платой концедента, но и зависит от ее
размера).
Исход
из выше сказанного, я бы предложила использовать налоговые льготы для частного
партнера в социальной сфере в виде понижения налоговых ставок. прописать о
снижении налоговых ставок в Налоговом Кодексе Республики Беларусь. Тем самым,
привлечем частных партнеров гарантией пониженной ставки и застрахованность от
ее повышения в дальнейшем.
Заключение
В доход республиканского и местного бюджета зачисляется ряд налогов,
установленных как на республиканском, так и местном уровне. Обязательства по
выплате этих налогов могут оказывать существенное влияние на финансовую и
бюджетную эффективность инвестиционных проектов, в том числе, проектов
государственно-частного партнерства (ГЧП).
Исход из выше сказанного, я бы предложила использовать налоговые
льготы для частного партнера в социальной сфере в виде понижения налоговых
ставок. прописать о снижении налоговых ставок в Налоговом Кодексе Республики
Беларусь. Тем самым, привлечем частных партнеров гарантией пониженной ставки и
застрахованность от ее повышения в дальнейшем.
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0200166 –
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Источники
Приложение
Таблица 1 – группы и критерии оценки
эффективности инвестиционных проектов [].
Таблица 2 – Рекомендации по выбору
элементов вектора количественных критериев для оценки инвестиционных
проектов [].
Таблица 3 –
значение весов элементов вектора качественных критериев [ ].