ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему «Чувство обиды, как реакция на критику»
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Психоанализ............................................................................................... 4
Гештальт-терапия...................................................................................... 10
Транзактный анализ................................................................................. 17
Введение
В данной работе рассматривается проблема обиды (как
реакции на критику) и обидчивости с точки зрения различных психологических
концепций (психоанализа, гештальт-психологии, транзактного анализа).
Обида ‒ переживание смеси возмущения и бессилия выразить его другому,
из-за боязни отвержения и разрыва отношений. В результате появляется
переживание в котором это возмущение сдерживается и сочетается с печалью по поводу невозможности его
выражения. В каждый момент обиды можно проследить как происходит это колебание
между сдерживаемым возмущением, печалью и обратно. Обидчивость ‒ свойство
личности, которое характеризуется склонностью к переживанию обиды в разных
личностно значимых ситуациях при минимальном рассогласовании ожидаемого и
реального поведения партнера по общению. В работе представлены механизмы
возникновения обидчивости с точки зрения различных подходов. Большинство
исследователей сходятся во мнении, что обидчивость формируется в детстве вследствие
дисгармоничных отношений с родителями. Обидчивость оказывает существенное
негативное влияние на взаимоотношения между людьми, мешая выстраиванию личных и
деловых связей.
Основные положения концепции:
- Поведение человека, его опыт
и познания во многом обуславливаются различными иррациональными и внутренними
влечениями;
- В большинстве своём влечение
определяющие поведение, опыт и познание личности бессознательны;
- Если человек предпринимает
попытки осознать эти влечения, то это вызывает психологическое сопротивление
организма, что выражается в виде определённых защитных механизмов;
- Развитие человека зависит не
только от структуры его личности, но также и от событий, происходящих в его
раннем детстве;
- Конфликты, возникающие между
сознательным и бессознательным, могут вызывать всевозможные психологические
нарушения, неврозы, депрессию, страх и другие подобные эффекты;
- Избавиться от воздействия на
личность бессознательного можно через его осознание, например, при помощи
профессиональных психоаналитиков и других специалистов из этой сферы.
Целью терапии является анализ бессознательных компонентов психики с
целью обнаружения конфликтов и другого бессознательного материала, а также укрепление эго.
Природа обиды и обидчивости с точки зрения
представителей психоаналитического направления в психологии.
Зигмунд Фрейд подошел к пониманию обиды как следствия на «не отреагированную»
эмоцию. Исследуя своих пациентов под гипнозом, он пришел к выводу, что у ряда
клиентов выявлялись различные психологические травмы. При дальнейшем изучении
оказывалось, что связанные с травмой воспоминания были необычайно яркими и
полностью сохраняли свой аффект1. Возникает закономерный вопрос: почему впечатление
от травмы не истирается, не подвергается забвению? В поисках ответа Фрейд
делает несколько замечаний об
условиях переживания аффектов. Здесь можно исходить из тезиса, который звучит следующим образом: если человек
испытывает психическое впечатление, то в его нервной системе усиливается
что-то, что Фрейд называет суммой возбуждения. Повышение суммы возбуждения
происходит по сенсорным путям, а уменьшение ‒ по моторным. Чтобы сохранить свое
здоровье, каждый индивид стремится уменьшить сумму возбуждения каким-либо действием. От этой реакции зависит, сколько
![]() |
1 Аффект – этот термин
заимствован психоанализом из немецкой психологической традиции; он означает
всякое эмоционально-аффективное состояние - приятное или неприятное, смутное
или отчетливое, - проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической
разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях:
аффекта и представления.
останется от
первоначального психического впечатления. Например, если человек терпит критику или оскорбление,
то его реакция связана с повышением суммы возбуждения. Тогда у
него возникает желание уменьшить это возбуждение, и он как-либо реагирует
в ответ (может ударить, нагрубить и пр.), после чего ему становится легче.
Можно считать, что он среагировал адекватно,
то есть отвел столько же возбуждения, сколько ему было доставлено. Фрейд пишет, что чем интенсивнее психическая травма,
тем сильнее адекватная реакция. Но самой адекватной реакцией всегда является
действие. Однако со временем слово
заменило действие. Таким образом, наряду с адекватной появляется реакция,
менее адекватная. Случается, что реакции на психическую травму и вовсе не было.
Тогда воспоминание о ней сохраняет аффект, который имелся вначале. Если
человека обидели, а он не может ответить ни ударом, ни бранным словом, то
впоследствии воспоминания о травме будут вызывать в нем тот же аффект, что и
вначале.
Таким образом, Фрейд подводит нас к определению обиды
как молчаливо перенесенного
страдания. Итак, если по какой-то причине реакция на психическую травму
(критику) не состоялась, травма сохраняет свой первоначальный аффект, и если
человек не может избавиться от усиления возбуждения с помощью «отреагирования»,
существует возможность того, что это событие станет для него психической
травмой. Резюмируем изложенное словами З. Фрейда: «Оскорбление, за которое
отплачено, пусть даже только словами, вспоминается иначе, чем то, которое
пришлось стерпеть, и в нашей речи молчаливо перенесенное страдание характерным
образом обозначается как
"обида"». В некоторых случаях аффект деформирует личность, закрепляется в ней и переходит в новое
качество: обидчивость. Обидчивость, с точки зрения З. Фрейда, ‒ черта личности,
свойственная больным истерией.
Изучая аффективную жизнь детей, Анна Фрейд замечает, что обидчивость легко формируется еще в детстве,
особенно, если в семье появился еще один ребенок. Старший ребенок
неизбежно испытывает обиду, когда видит,
что младшему уделяется больше внимания, чем ему. Он чувствует, что его предали,
отвергли и покинули. Пытаясь снова привлечь к себе внимание, старший ребенок
соревнуется с младшим, даже в праве на то,
чтобы снова стать мокрым и грязным, а также в праве на материнскую грудь. В
некоторых случаях аффект может
повлечь за собой разнообразные расстройства:
трудности засыпания и приема пищи, ночное недержание, нерегулируемую
дефекацию, вспышки ярости и ряд других поведенческих проблем.
Таким образом, если родителям не удается вовремя взять ситуацию под
контроль, то может произойти
фиксация аффекта, выражающаяся в такой черте личности, как обидчивость.
Еще одна яркая представительница психоаналитического направления Мелани
Кляйн считает, что ребенок может обижаться уже в период младенчества. Он
обижается из-за того, что молоко идет слишком быстро, или слишком медленно, или
на то, что ему не дают грудь, когда он этого хочет. Когда младенец
принимает грудь, он может съесть недостаточно много, или
кормление может быть нарушено. Это тоже вызывает
обиду. Иногда младенцам трудно
справиться с подобными обидами, но в большинстве случаев такие чувства быстро
проходят, даже если они вызваны действительно фруст- рирующими обстоятельствами
. Таким образом, по мнению М. Кляйн, детская обида не перерастает в
обидчивость, как в качество личности.
По мнению Карен Хорни, чувство
обиды у обычного человека не исчезает
в детстве, а является подоплекой всей его жизни, т. е. становится неотъемлемым качеством личности. Человек
всё время жаждет любви и чувствует себя обиженным. Он обижается, когда не
исполняются его многочисленные бессознательные требования: например, когда окружающие не отвечают благодарностью на его усилия
угодить им. Типичный ответ его на фрустрацию требований ‒ не столько праведное негодование, сколько жалость к себе за
несправедливое обращение.
Карен Хорни описывает в своих трудах взаимосвязь между самообвинением и
обидой. Наибольшие страдания приносят человеку как раз те обиды, которые он испытывает, занимаясь самоумалением и
самоупреками. Начиная обвинять себя за какие-то трудности в жизни, он
немедленно вспоминает о давних обидах, когда с ним плохо обошлись, и застревает
на этих событиях. Ощущение «я ‒ жертва», таким образом, становится защитой от
ненависти к себе, а потому ‒ стратегической позицией, которую ему надлежит
яростно оборонять. Как правило, обиженные люди не принимают помощь со стороны,
т. к. в таком случае позиция жертвы попросту рухнет. Пассивное вынесение вовне
ненависти к себе может зайти гораздо дальше чувства обиды. Человек может
провоцировать на плохое обращение с собой, перенося таким образом во внешний
мир то, что происходит внутри. Так он становится благородной жертвой,
страдающей в лишенном благородства и жестоком мире. Таким образом, обидчивость
‒ манипулятивное качество личности, предназначение которого ‒ «вынудить»
окружающих выражать любовь.
Представители психоаналитического направления рассматривают обиду как
неотреагированный или неправильно отреагированный аффект, а обидчивость ‒ как личностную деформацию, «застрявший»
аффект. В контексте изучаемого нами направления обидчивость есть манипулятивное
качество личности, предназначение которого ‒ вынудить окружающих вести себя
так, как требует того обидчивый человек.
Методы работы
- Свободное выражение мыслей и
чувств (терапевт побуждает просто говорить) можно
использовать «технику свободных ассоциаций»;
- Анализ сновидений (механизмы
защиты хорошо работают в поле сознания, а сны – место, где контактирует
сознательное и бессознательное). Можно
использовать сонник Фрейда;
-
Анализ шаблонов (у каждого есть своя неповторимая
модель поведения – шаблон, за ним стоим своя история, своя информация);
- Разъяснение скрытого (более
детально раскрыть какое-то понятие: «Что ты чувствуешь на счёт..?». Побуждает
клиента освободить себя, осознать.);
- Позиция «зеркала» (важно,
чтобы терапевт не допустил влияния своего отношения на клиента. Он не должен
видеть личную реакцию психолога);
- Анализ
переносов/контрпереносов (перенос – неосознанная проекция на психолога свойств и качеств,
которые были присущи другому человеку. Контрперенос – это чувства и эмоции,
которые формируются у специалиста в ответ на перенос пациента).
Вопросы, которые можно задать клиенту для подтверждения гипотезы: Старший, младший или средний он
ребенок в семье?
Полная ли семья?
Был ли момент конкурирования с братом/сестрой?
Кого, по его мнению, любили больше?
Близкие ли отношения с матерью/отцом?
Справедливо ли, по Вашему мнению,
с Вами обходился родитель? и т.п.
Процесс взаимодействия психолога-консультанта и клиента можно
представить в виде блок-схемы. Она не отражает всего многообразия возникающих
ситуаций, а носит общий характер. Модель состоит из шести блоков, охватывающая
шесть связанных между собой стадий, что отражает универсальные этапы процесса
консультирования, психологом любого направления.
На стадии исследования проблем психолог-консультант и клиент
создают атмосферу обоюдного доверия. От налаживания консультативного
контакта зависит эффект консультирования ‒ изменение личности клиента в
процессе совместных конструктивных действий. Необходимо внимательно выслушать
клиента, проявляя максимальную искренность и сопереживание, не прибегая к
оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению
его проблем, фиксируя его чувства, содержание высказываний, невербальное
поведение.
На второй стадии, двумерного определения проблем, психолог- консультант
стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, определяет эмоциональные и когнитивные их стороны. Клиент
и психолог-консультант
должны прийти
к одинаковому пониманию проблемы, они должны быть определяться конкретными
понятиями. Точное определение проблем позволит лучше понять их причины,
облегчит поиск их решения.
На стадии идентификации альтернатив клиент и психолог выясняют и
открыто обсуждают альтернативные варианты решения проблем. Пользуясь открытыми
вопросами, психолог-консультант выясняет у клиента, какие возможные варианты
которые тот считает подходящими, проясняет дополнительные альтернативы, не навязывая собственных решений. Полезно во время беседы составить всех список
вариантов в целях сравнения и выбора наиболее подходящего.
На стадии планирования критически оцениваются выбранные альтернативные
решения проблем. Психолог помогает клиенту разобраться, какие альтернативы для
него наиболее реалистичны с точки зрения предыдущего опыта и его готовности
измениться в будущем. Составление плана реалистичного
решения проблем должно дать клиенту понять, что далеко не все проблемы разрешимы. Некоторые требуют много
времени, другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их
деструктивного воздействия.
На стадии деятельности происходит последовательная реализация плана
решения проблем. Психолог-консультант помогает клиенту выстроить планы с учетом
обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможной
неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача ‒ это не катастрофа. Можно продолжать
реализовывать план, подключая другие
альтернативы, связанные с достижением конечной цели.
На последней стадии оценки и обратной связи клиент вместе с
психологом-консультантом оценивают степень решения проблемы, обобщают
достигнутые результаты, уточняют принятый план. При возникновении новых или
скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Общие вопросы
клиенту:
Первичный сбор информации
●
С чем вы пришли? О чем хотите
поговорить?
●
Как давно это началось?
●
Что еще происходило в это время?
Какие еще события
в жизни?
●
Когда и как это происходит?
●
Приведите конкретный пример, одну ситуацию.
Запрос
●
Что вы хотите
получить от нашей работы?
●
К чему вы хотите прийти в результате?
●
Какого разрешения ситуации
вы бы хотели?
●
Чего вы ожидаете лично от меня? Не рационально, а по ощущениям? (совета, поддержки, подсказки,
направления, рассудить, сказать “ты прав” и т.д.)
Чувства
●
Что вы чувствуете, когда рассказываете об этом?
●
Как вам это?
●
Что вы чувствуете когда… Этот
вопрос для перевода из метафор и рациональности в чувства. Например,
клиент говорит, что чувствует
себя, как будто на уроке учитель вызвал его к доске и задал вопрос, ответа на
который он не знает. Тогда вопрос будет такой: “Что вы чувствуете, когда у
доски и не знаете ответа на вопрос?”
●
Что хочется сделать? (Чувства
содержат в себе интенцию к действию.
Например, если хочется спрятаться, то это скорее всего, стыд или страх.)
●
На что похоже ваше ощущение? (Если клиенту трудно ответить на вопрос о чувствах, можно начать с
метафор и параллелей)
●
Я заметил, вы делаете такое-то
движение (обозначаем феномен), попробуйте его усилить.
С каким чувством это связано?
(Например, человек постукивал по ноге. Усилив - бьет с размаху. И
чувствует негодование.)
●
Что еще вы чувстуете при этом? Мотивация и
потребности
●
Чего вы хотите? Чего хочется?
Цель метода: создание и
укрепление целостного образа (гештальта) личности клиента. Посредством
осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности:
отвергаемые эмоции, потребности, черты
характера, мысли. Осознать себя и мир, установить прямой контакт. Бытие «здесь
и сейчас», «как», а не «почему».
Общие положения:
Отношение между фигурой и фоном ‒ одно из центральных понятий
гештальт-психологии. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство
или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями,
чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт
завершается, теряет свою значимость и отодвигается на
задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и
завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма,
посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.
Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается
незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому.
Такая неотреагированная потребность становится, по Перлзу, причиной многих
незавершенных проблем.
Обида и обидчивость с точки зрения гештальт-психологии:
Представитель гештальт-психологии Фредерик Перлз рассматривает чувство
обиды как симптом нарушенного слияния. В «Опытах психологии самопознания» Перлз
пишет: «Если слияние между А и Б нарушается, А будет думать, что нарушил его
либо он сам, либо Б, следовательно один из них виноват в этом. Если А полагает,
что он сам сделал это, он должен исправить положение и принести свои извинения
Б, чтобы восстановить слияние; если же он считает виноватым Б, он чувствует
обиду, чувствует, что Б должен заплатить
ему чем-то, от извинения до готовности понести наказание».
«Обида ‒ пишет Перлз, ‒ это требование, чтобы другой человек чувствовал
себя виноватым». По Перлзу, вина и обида ‒ две стороны одной монеты, т. е. они
взаимосвязаны. Цель бессознательных претензий к себе или к партнеру в том,
чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить невыносимую ситуацию
разрушенного слияния. Но при этом человек избегает актуального контакта с
другим человеком как личностью в форме какого-либо действия (гнева, акта
понимания и пр.). Виноватый и обижающийся переплетены друг с другом, зависят
друг от друга; боятся, что если определенное слияние, - какой бы бесконтактной
ни была эта эмоциональная связь, - будет разорвано, то они останутся полностью
и непоправимо лишенными питания. Таким образом, в гештальт-терапии обида и вина
рассматриваются как следствия нарушения слияния.
Ф. Перлз
описывает механизм фиксации обидчивости в структуре личности: причиной
возникновения обидчивости становятся родительские императивы (т. е. требования). Родитель высказывает ребенку
свои требования (например:
«Сядь
прямо!» или «Веди себя спокойно!»). Если императив совпадает с возможностями
ребенка (т.е. требуемое приемлемо), то он его выполняет и гештальт закрывается.
Однако, если императив выполняется вопреки сопротивлению ребенка, это порождает
негативные эмоции, в том числе обиду. Подобные ситуации могут накапливаться,
следствием чего становится невроз. Таким образом, с точки зрения этой
концепции, обидчивость ‒ это качество невротической личности, характеризующееся
большим количеством «не пережитых обид», сформированное еще в детстве из-за
неспособности выполнить некоторые родительские императивы.
В нашем случае нарушен процесс слияния. Итак, на этапе преконтакта
клиент получает критику от своего обидчика. Слияние между ними нарушается, клиент будет думать, что
нарушил его либо он сам, либо обидчик, следовательно, один из них виноват в
этом. Если клиент полагает, что он сам сделал это, он должен это исправить,
чтобы восстановить слияние; если же он считает виноватым обидчика, он чувствует
обиду, чувствует, что обидчик должен заплатить ему чем-то, от извинения до
готовности понести наказание.
Методы работы:
-
Работа со сновидениями;
- Горячий стул;
-
Техника пустого стула;
- Хождение по кругу;
- «Диалог».;
-
«Незаконченное дело»;
-
Слепой поводырь;
- Работа с фантазией;
-
Гештальт-молитва.
Задачи консультанта:
Стать «экраном», на котором человек видит свой нереализованный
потенциал: обращать внимание на актуальные чувства и их телесные проявления;
самому быть здесь и теперь; обеспечить обратную связь; действовать – побуждать
к действию; организовывать гештальт-эксперимент.
Вопросы
клиенту:
- Какая именно критика
послужила тригером прийти к психологу с запросом «я всегда обижаюсь на
критику»? попросить привести конкретные примеры.
-
Как Вы реагируете, когда обижаетесь на критику?
- Как это проявляется телесно?
-
На что похожи Ваши ощущения?
-
Почему вы не можете прямо высказать своё недовольство критикующему его человеку?
-
Что по вашему мнению может произойти если всё же высказать обиду?
- Почему это важно для
Вас?
Работа со сновидениям
Большое внимание уделяется гештальт-терапевтами работе над
сновидениями. Перефразируя Фрейда, Перлз говорил, что «сон — это королевская
дорога к интеграции личности». В отличие от психоаналитиков гештальт-терапевты
не интерпретируют сновидения, а прорабатывают их. Перлз считал, что сновидение ‒ это проекция нашей личности, а
отдельные элементы сновидения ‒ отчужденные части нашей личности. Для
достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения,
признать своими спроецированные, отчужденные части личности. С помощью
проработки отдельных элементов сновидения посредством отождествления с ними и
произнесения от их имени монологов обнаруживается скрытое содержание сновидения
через его переживание. Вот пример работы со сновидением, описанный И. Симкиным
(J. Simkin). Тревожная, доминирующая, манипулятивная женщина видит во сне, что
она идет по извилистой дорожке в лесу с высокими деревьями. Становясь одним из
этих деревьев, она чувствует себя более спокойной и имеющей глубокие корни.
Возвращаясь в настоящую жизнь, она испытывает недостаток этих чувств и
возможность их обретения. Когда она становится извилистой дорожкой, ее глаза
наполняются слезами, так
как она начинает интенсивно переживать извилистость своей собственной
жизни и, опять, возможность в какой-то степени ее выпрямления.
Широко известная
техника гештальттерапии «Горячий
стул»
1. Поставить два стула.
2. Представить, что на стуле
напротив сидит тот, кто критикует. Можно положить на него предмет, который будет
олицетворять критикующего.
3. Важно чтобы человек отреагировал на свои чувства.
4. Если появиться желание,
«дать волю рукам», можно бить предмет, кидать его.
Делается
это до тех пор, пока человеку не станет легче.
«Хождение по кругу»
(«Рондо»). Работа в группе.
Это упражнение создает условие для выражения определенного содержания
или чувства непосредственно каждому члену психотерапевтической
группы. Пациенту, который сообщает, что испытывает страх к остальным членам
группы, может быть предложено поочередно приблизиться к каждому и произнести
слова «Я обижен на тебя», а затем добавить какое-нибудь замечание, отражающее
особенности его чувств по отношению к данному лицу. Это зачастую позволяет
более дифференцированно определять
собственные переживания и связи с окружающими. Это также может представлять
собой форму значимой работы над отношением к определенному мнению или
представлению о себе и других людях. Многократное повторение фразы, выражающей
какое-то глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его
значения и содержания для пациента. Совершение таких игр в группе может
включать также и невербальные действия.
«Диалог».
Это упражнение связано с вопросом существования внутри личности
различных расщеплений, фрагментов, противоположностей. Одной из целей терапии
является повышение интеграции функционирования индивида, что требует
идентификации расщепленных или противоборствующих фрагментов личности,
преодоления внутренних барьеров и установление связи между этими фрагментами.
Когда у пациента наблюдается расщепление, гештальт-терапевт предлагает
пациенту провести эксперимент: отождествиться с каждой частью конфликта по
очереди и провести диалог между ними. Внутренний конфликт часто наблюдается при
расщеплении личности на две части, так называемые top-dog и under-dog, что в свободном переводе может означать «командующий» и
«подчиненный». Top-dog приближенно является эквивалентом психоаналитического понятия Суперэго, олицетворяет обязанности,
требования,
оценки. Underdog олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки,
отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Довольно часто между этими частями происходит
борьба за полный контроль над личностью.
Тор-dog пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием
отрицательных последствий поведения,
не соответствующего требованиям Эго. Under-dog не вступает в прямую борьбу, а
использует уловки ‒ ему не свойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями
личности возникают иногда в сознании индивида в различных ситуациях
повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то
и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью
систематизированного и искреннего диалога во время упражнения индивид может
более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной
личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.
Подобные диалоги могут проводиться между другими значимыми делениями
личности ‒ между агрессивным и
пассивным, мужским и женским и т. п. Часто диалог проводится между частями
тела, например правой и левой рукой.
«Незаконченное дело».
Это упражнение применяется в начале работы. Оно предназначено для
улаживания и завершения разного рода дел, ситуаций и действий, начатых в
прошлом. У большинства людей есть немало таких неулаженных вопросов, связанных
с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками и т. д. По мнению
Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области
этих отношений ‒ это невысказанные
жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и
непродуктивно поглощают энергию пациента.
В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например,
если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической
группы, то пациенту предлагают выразить свое чувство напрямую. Если речь идет о
чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена
заявлениями, начинающимися словами «я обижен…».
Работа с фантазией.
В гештальт-терапии существует ряд упражнений с использованием фантазии,
иллюстрирующих процесс проекции и помогающих пациентам идентифицировать и в
ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности. «Старый заброшенный
магазин» и другие упражнения были описаны Джоном Стивенсом (J. Stevens).
Ценность этих упражнений состоит в том, что пациенты могут прикоснуться к тем
аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались. Инструкция по выполнению упражнения
может быть дана
всем членам психотерапевтической группы, а
затем участники поочередно сообщают содержание своей фантазии: «Лягте на пол,
закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идете вниз по городской
улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую
боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его
грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет.
Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не
вернетесь в город. Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного
магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица.
Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше
существование в качестве этого предмета? Через несколько минут опять станьте собой и
еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать
ему?»
Существует много вариантов этого упражнения. Например, пациенты могут
представить, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его,
уносят с собой какой-то предмет. Или вообразить, что они ‒ цветы, и описать
свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают
солнце, дождь, ветер. Идентифицируясь с предметами, мы проецируем на них какие-то свои
личностные аспекты.
"Cлепой-поводырь"
Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается
"слепой" и "поводырь". Инструкция "поводырям":
"Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его
с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен
выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за
собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира,
людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После
завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они
себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им
удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.
Цель упражнения. Оно рождает много ассоциаций. Оно позволяет на
собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из
участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой
компании. Так же, подойдет для рассмотрения в контексте обидчивости клиента.
Эмоционально Образная
Терапия
Методика состоит их четырёх этапов:
1. Мои основные обиды в жизни.
2. Мой Внутренний Ребёнок и мой Внутренний Взрослый.
3. Моя обида на конкретного человека.
4. Моя обида на конкретного
человека после проработки «Правда моего обидчика», «Моя правда», «Образ
истины».
Для того
чтобы выполнить эти шаги совсем не обязательно использовать картинки. Вместо
картинок использовать разные образы обид.
Попросить клиента вспомнить их (для первого
этапа) Представить их (в этапах 2, 3)
Помочь клиенту с помощью вопросов:
-
На что похож
этот образ?
-
Где он находится у вас в теле?
- Какой он формы?
-
Какой на ощупь?
-
Какие чувства он вызывает?
- Как можно его трансформировать?
Задания для клиента
в гештальт-эксперименте:
- порассуждать, как можно вести
себя иначе в данной ситуации;
- мысленно представить эту ситуацию и попробовать новый способ
поведения в воображении;
-
рассказать об этом терапевту;
- попробовать (сначала
осторожно) разыграть сценку;
- отбросив осторожность,
по-настоящему пережить и прочувствовать то, что происходит;
-
попробовать вести себя так за пределами кабинета.
Гештальт-молитва
Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости
личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По
мнению биографов Фрица Перлза ‒ этот текст также являлся личным кредо Перлза,
который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только
то, что считал нужным, и полагал, что
отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный
и временный характер.
Я – это Я, а ты – это ТЫ.
Я делаю своё дело, и ты делаешь
своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты ‒ это ты,
и я
‒ это я,
И если нам случилось найти друг друга ‒
это прекрасно. А если нет ‒
этому нельзя помочь.
Основные понятия:
Модель эго-состояний;
Транзакции, поглаживания, структурирование времени;
Сценарии жизни;
12 родительских директив;
Рэкетные чувства, марки,
игры;
Драйверы (предписания, контрпредписания).
Цель терапии:
Помочь индивиду в терапии обрести и сохранить автономию за счет
укрепления состояния Взрослого.
Обида и обидчивость с точки зрения
транзактного анализа:
По мнению автора транзактного анализа Эрика Берна, в возрасте примерно
до 10 лет у ребенка формируется «излюбленная» эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Предварительно он как бы «экспериментирует»,
поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга и др. Если ребенку
нравится чувствовать себя обиженным, то в дальнейшем эта эмоция закрепляется. В дальнейшем человек часто как бы
перебирает, вспоминает свои обиды. Хотя некоторые делают это редко, а другие
вообще вспоминают только тогда, когда им скучно; встречаются люди, которые
только и ждут хотя бы одного повода, чтобы
вспомнить все обиды,
критику и оскорбления; наконец,
«взорваться»
и продемонстрировать свои эмоции. Некоторым нравится копить эти чувства, другие
предпочитают постоянно изливать их на окружающих.
Берн считает, что за каждую обиду человек получает и коллекционирует
«психологические
купоны», которыми потом можно расплатиться за какое-то свое действие. Так,
индивид А долгое время копит «купоны» обид, иногда даже специально их «зарабатывает», чтобы в один момент сорваться
на других людей, объясняя это тем, что он уже достаточно настрадался. После
того, как А потратит все свои «купоны», всё начинается сначала: он снова копит
обиды и снова срывается.
Иногда людям нравится демонстрировать друг другу коллекции своих болей
и обид, сравнивая, у кого их больше или меньше. Например, некоторые компании
можно сравнить с выставочным залом, в котором люди демонстрируют свои
психологические «купоны», обсуждая и оценивая поступки и действия тех или иных
своих знакомых.
Таким образом, родоначальник транзактного анализа Э. Берн рассматривает
обиду как одну из излюбленных эмоций человека, которая позволяет копить
«психологические купоны» и этим дает возможность участвовать в человеческих «играх».
Исходя из сказанного, обидчивость -
стремление
человека накопить «психологические купоны», чтобы потом оправдать свое
поведение.
Эго-состояния
Обиды характерны для детского Эго-состояния, взрослое и родительское
состояния их не порождают. Ребенок зависим от родителей, он использует обиду,
чтобы наказать их и получить желаемое. Ребенок привыкает к тому правилу,
которому следует большинство родителей, что обиженного ребенка надо уговорить,
подкупить, приласкать и т.д. Обиды становятся удобным инструментом воздействия
на родителей, а при взрослении и на других людей, от которых данный субъект
хотел бы что-то получить, но не хочет попросить и не может потребовать. Прямое
выражение недовольства может вызвать моральное осуждение или ответную агрессию,
поэтому обиды не высказываются, но молча показываются.
Клиенту следует помочь осознать те эпизоды детства, когда он решил, что обиды являются единственным надежным и
доступным средством воздействия на родителей и других людей, от которых он
зависел. Следует вместе поискать другие средства достижения того, что он хочет
получать сейчас.
Трудность состоит в том, что, как правило, клиент апеллирует к принципу справедливости и возмещения
причиненного ему ущерба. Он понимает, что доказать его принципы, а также
приводимые факты будет невозможно (или крайне сложно), что возмещения он
никогда не получит. Однако он продолжает доказывать свою праведность и «греховность» тех,
«других», опираясь на уверенность, что все должны
быть на его стороне.
Ему следует помочь понять бесполезность и вредность накопления гнева и фантазий
о компенсации и возмещении. Если клиент готов отпустить
обиды и отказаться от воображаемой
компенсации, то можно предложить ему высвободить их из тех мест в теле, где по
его ощущениям они хранятся, например, с помощью воображаемого звука или в виде
воображаемой энергии.
Транзакции
Транзакция, по определению Э. Берна, представляет собой единицу
общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя эго- состояниями
сознания двух людей. То есть здесь рассматривается не общение двух людей, а
общение, например, ребенка (обидчивого человека) и родителя (критикующего
человека).
И всего Э. Берн выделяет три формы транзакций – дополнительные,
пересекающиеся и скрытые.
В ходе построения гипотезы в транзактном анализе составляется матрица:
1.
Составить матрицу:
Sи |
Sм |
Р |
Р |
В |
В |
Д |
Д |
2. Выделить субъекты
(Sи – инициатор, Sм – «мишень»).
3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов
МЛВ: Р, В,
Д.
4.
Уяснить направленность позиции каждого
субъекта МЛВ и обозначить
стрелками в матрице.
5.
По матрице определить сумму расхождений в позициях.
6. Сделать вывод:
а) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации;
б) сумма расхождений от одного до четырех
свидетельствует о наличии
конфликтной ситуации.
Поглаживание, игры и рэкетные
чувства
Надо понимать, что все транзакции, которые мы производим обусловлены нашими потребности,
соответственно в результате транзакции мы хотим получить подкрепление, которое
в транзактном анализе называется поглаживанием.
Выше мы уже
разобрались, что, скорее всего, клиент в детском возрасте выработал модель
поведения, где обидами он добивается внимания родителей. Человек привыкает
к поглаживаниям определённого типа и стремится
их получать. Это очень важный момент.
Не все люди считают положительным поглаживанием похвалу
или успех. Случается, что человека растили
в такой среде, где можно было получить только критику или придирки. Этот способ
поглаживаний со временем становится для человека настолько привычным, что
другие он не принимает. И тогда он бессознательно начинает игру "Пни
меня". Заключается эта игра в том, что человек
ведёт себя так, чтобы получать негативные поглаживания. Он будет
раз за разом оказываться в ситуациях, где он будет или в чём-то виноват, или
провоцировать критику в свой адрес. Здесь на сцену и выходят ракетные чувства.
Рэкетное чувство ‒ это
чувство зафиксированное и поощряемое в детстве,
которое замещает аутентичное переживание, переживается в различных стрессовых
ситуациях и не способствует взрослому решению проблем. Самые основные из них ‒
это обида, вина, зависть, ревность, смущение, жалость, стыд и т.д.
В контексте клиента страдающего от обидчивости на критику – это как раз
то, что мы искали. Роль мученика приносит исполнителю весьма неплохие дивиденды
‒ в виде конкретных материальных благ, сострадания, открытых навстречу душ,
постоянно ширящегося круга знакомых, готовых прийти на помощь. Причем,
облюбованный в детстве образ обиженного жизнью неудачника с таким человеком
сросся, стал вторым «Я», укоренился и прижился. Рэкетир может самый искренний
порыв превратить в обиду, в критику или оскорбление
Наконец для многих игр характерен знаменитый треугольник Карпмана,
который на самом деле придумал
все тот же самый Берн, просто именно Стивен
Карпман нарисовал этот треугольник. Проще говоря во многих играх, периодически
меняются роли агрессора, жертвы и спасителя.
Так, например, во всех играх, относящихся к психотерапии, клиент
приходит как жертва, жалуясь на свою проблему и находит спасителя в лице
терапевта, однако затем он сопротивляется изменениям становясь агрессором по
отношению к терапевту и ища спасителя, например, в другому психотерапевте и это
продолжается бесконечно.
Теория сценариев
Сценарий по Берну ‒ это подсознательный жизненный план, который
формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
У человек, болезненно воспринимающего критику смогут быть два варианта
установок:
1. Позиция я – не ок, ты –
ок. Позиция, где наш клиент получает
критику, обижается, но никак не выражает свои эмоций, не дает отпор. Он верит своему обидчику, знает что он и правда
«не ок». Возможно, тут работает одна из 12 родительских директив ‒ «Не будь самим собой». Человек с этой
директивой постоянно не удовлетворен собой. Он все время хочет быть похожим на
кого-то другого. Критику извне человек воспринимает очень болезненно. Ведь ему
надо постоянно превосходить других людей. Родители хотели приучить ребенка
двигаться вперед, быть самостоятельным и настойчивым. Но все получилось не так,
как они хотели. Ребенок стал постоянно в себе сомневаться, и завидовать другим
людям. Любая критика воспринимается, как «ты не ОК, ты недостаточно хорош».
Такому человеку необходимо разрешение в виде «Ты можешь быть собой, ты и так достаточно хорош, тебя полюбят таким
какой ты есть».
2. Позиция я – ок, ты не ок, я
– хороший, ты – плохой. Такие люди могли подвергаться эмоциональному или
физическому насилию в детстве, разумеется, ребенок не мог дать. Это позиция
человека, который чувствует себя жертвой, преследуемой агрессором. Потом эта
игра переворачивается, и вот он сам уже начинает преследовать других. Он
обижается на критику, потому что считает, что человек, критикующий его –
пытается его унизить, оскорбить. Любая критика для него – не считается
конструктивной. Отпор он не даст до тех пор, пока не представится случай
припомнить все обиды.
Техники транзактного анализа
Как сформулировал сам Эрик Берн, транзактный анализ – это дешевый
вариант психоанализа или «психоанализ для домохозяек». Так что, по сути, в
основу заложены все те же процедуры какие есть в психоанализе, типа свободных
ассоциаций, конфронтации, интерпретации, и если вы хотите углубиться в тему, то
рекомендую вам посмотреть мои видео по данному направлению.
Сначала клиент открывает для себя структуру своей личности.
Соответственно для этого используется техника разъяснения, когда терапевт
поясняет основные принципы и понятия ТА. Затем клиент начинает по внешним
признакам распознавать, в каких эго-состояниях он чаще всего пребывает:
Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и
общении.
Для этого
можно предложить опросник функциональных эго-состояний Для каждого из приведенных ниже утверждений оцените, на сколько оно
подходит
Вам: 0 баллов ‒ неверно для меня, 1
балл ‒ иногда верно, 2 балла ‒ в основном верно, 3 балла ‒ почти всегда верно.
1.
Я твердо говорю
людям, как они должны себя вести.
2.
Я стараюсь обдумать, прежде чем сделать
что-либо.
3. Я делаю, как мне говорят.
4.
Я проявляю сочувствие к людям, у которых проблемы.
5.
Я получаю удовольствие, когда я с другими людьми.
6.
Мне нравится заботится о людях
7.
Мне нравится решать
проблемы в соответствии с лоникой и системой.
8. Я говорю людям, что им надо делать.
9.
Я показываю людям свои чувства
без стеснения.
10. Я человек вежливый и учтивый.
11. Я поступаю на перекор
тому, что от меня ожидают.
12. Если на работе появляется
новичок, я страраюсь показать ему,
где что находится.
13. Я могу оставаться спокойным в трудной ситуации.
14. Когда я уверен, что прав, я настаиваю, чтобы другие слушали
меня.
15. Я задаю много вопросов, когда мне интересно.
16. Работа быстро
надоедает мне.
17. Люди ожидают от меня, что я знаю ответ.
18. Меня просят заботиться о новых сотрудниках.
19. Я нахожу общий язык с людьми,
которые вежливы со мной.
20. Я продолжаю мыслить логично
даже в сложных ситуациях.
21. Мой стиль работы систематичный.
22. Я одеваюсь на работу так же, как и другие.
23.
Я делаю что-нибудь за других, когда считаю, что они не могут
справится сами.
24. Я вспоминаю свой прошлый
опыт, когда у меня возникают
проблемы.
25. Люди говорят, что я человек творческий и изобретательный.
26. Я предпочитаю управлять сам, а не следовать чьим либо указаниям.
27. Я слишком много беспокоюсь о людях.
28. Я чересчур эмоционален по сравнению с другими.
29. Я ожидаю, что начальник определит что мне делать.
30. Я учитываю все точки зрения, когда принимаю решение.
31. Я поощряю людей проявлять свои способности.
32. Люди жалуются, что я веду себя начальственно.
33. У меня есть время наслаждаться собой.
34. Люди говорят, что я очень вежлив.
35. Люди отмечают мой ровный
характер и сбалансированные суждения.
36.
Я проявляю свои чувства, когда радостен или печален, так что люди могут поздравить или посочувствовать мне.
37. Я присматриваю за кем-нибудь, даже если он мог бы справится сам.
38. Я пытаюсь анализировать шутки,
что портит их для других.
39. Люди делают то, что я им говорю.
40. Я слишком легко соглашаюсь с тем, что говорят другие.
Подсчитайте
суммарные баллы по шкалам по следующим вопросам: шкала Контролирующего Родителя, вопросы:
1, 8, 14, 17, 24, 26, 32, 39
шкала Заботливого Родителя,
вопросы: 4, 6, 12, 18, 23, 27, 31, 37
шкала Взрослого, вопросы:
2, 7, 13, 20, 21, 30, 35, 38
шкала Свободного Ребенка
(Дитя), вопросы: 5, 9, 15, 16, 25, 28, 33, 36
шкала Адаптивного Ребенка (Дитя),
вопросы: 3, 10, 11, 19, 22, 29, 34, 40
Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей
чувствовать, думать, действовать ‒ в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят
другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться ‒ вновь обрести в себе
Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться
разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и
в своих силах.
Среди
специфических техник можно выделить следующие. Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт,
который
подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт
позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно
считать достигнутыми.
Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию клиента
до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ.
Уточнение: идентификация эго-состояния, которое
инициировало транзакцию. Причем такая идентификация может производится не
только в диалоге, но и с помощью опросников.
Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследовательность в его
поведении или речи, что также в дальнейшем позволяет выявить эго- состояние
клиента или ту игру которую он ведет.
Моделирование ситуаций. Для этой задачи часто применяются техники
пустого стула и психодрамы, однако, в отличии от оригинальных направлений, они
также чаще направлены на то, чтобы прояснить эго-состояние клиента и ту игру,
которую он ведет.
Также применяются опросники
для анализа жизненного сценария.
Важна и встреча со своими чувствами. В транзактном анализе клиента учат
отказываться от игр и напрямую выражать свои чувства через прямые транзакции, а
также не игнорировать ситуации, а решать их, для чего опять же подключают
состояния взрослого и иногда ребенка.
Взращивание эго-состояний. Когда терапевт проанализировал распределение
эго-состояний у клиента он помогает ему взрастить дефицитные эго-состояния, путем
подключения их при моделировании тех или иных ситуаций.