Курсовая работа на тему: "Виды правоотношений по праву социального обеспечения"
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Виды правоотношений по праву социального обеспечения", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению
2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению
ГЛАВА
3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО
СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение изначально занимало и продолжает
занимать одно из главных мест, которые определяются в жизни государства и
социума. Ознаменовал новую ступень в социально-экономическом становлении
Российской Федерации переходный период к рыночным отношениям. Будучи развивающимся,
он вызвал новые процессы, которые на Западе стали управляемыми через десятилетия.
Происходящие преобразования, которые нарушили существовавший больше полувека
экономический порядок, затронули основные интересы всего населения государства,
а так же потребовали срочного формирования новой системы социального обеспечения.
Тема « Виды правоотношений по социальному обеспечению » на
данный момент является востребованной, потому что, согласно Конституции РФ (ст.
7) Россия значится социальным государством. Государство взяло на себя
обязательства по оказанию поддержки
народу, которая нужна ему для спокойной жизнедеятельности. Одним из важнейших
направлений деятельности государства определяется реализация на социальное обеспечение
конституционного права. Её результативное осуществление является гарантией
устойчивости социума. Провозглашение Конституцией РФ прав и свобод человека,
как высшей ценности, требует отчетливого и действенного механизма для их
реализации. Государство должно гарантировать индивиду, который оказался в тяжелой
ситуации, конкретный минимум социальных благ. Уровень жизни людей России
естественно связан с реализацией норм и законов Конституции в области социального
обеспечения. От того, насколько хорошо и результативно будут решаться вопросы
предоставленной реализации, в первую очередь на законодательном уровне, зависит
триумф улучшения государства в целом. Рассматривая то, что общественная
политика государства реализуется через систему соответствующих правоотношений,
разработка состояний касающихся их представления и видов является востребованным
нынешним вопросом.
Целью данного исследования является определение общих и
отличительных особенностей материальных, процессуальных и процессуальных
правоотношений, установление взаимозависимостей между ними и характеристик
основных участников этих правоотношений.
Для достижения поставленных целей решаются следующие основные
задачи:
1)
Сформулировать
определение понятия "правоотношения в сфере социального обеспечения",
назвать особенности их классификации;
2)
Установить
виды правоотношений в сфере социального обеспечения;
3)
Определите
понятие материальных правоотношений по социальному обеспечению.
4)
Описать
процедурные и процессуальные правоотношения по социальному обеспечению.
Объект изучения представляет собой правоотношения по
социальному обеспечению. Предметом исследования являются виды правоотношений по
социальному обеспечению, а именно материальные, процессуальные, процессуальные.
Изучение видов правоотношений в сфере социального обеспечения потребовало
использования как общенаучных, так и специальных методов познания, что в
совокупности позволило правильно решить поставленные задачи.
Исходя из поставленных задач, также строится структура
работы, которая включает в себя последующие разделы: введение, двух глав,
заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Понятие
правоотношений по социальному обеспечению
Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального
обеспечения отношения граждан с органами социального обеспечения, социальной
защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций
и предоставлению социальных услуг в натуральном виде.[1]
Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях
сферы данной отрасли. Все правоотношения по социальному обеспечению – это
система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Это
юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект
– гражданин (семья) – реализует свои
права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект – орган
социального обеспечения – обязан обеспечить эту реализацию.
Отличительной особенностью правоотношений по социальному обеспечению
является то, что ядром систем являются физические правоотношения, от того что
именно в них удовлетворяются надобности лиц, подверженных социальному риску,
в содержании нетрудоспособных
членов общества, в денежных средствах, в
охране здоровья. Эти правоотношения относительны, от того что оба их субъекта
наделены правами и обязанностями.
Также значимо подметить, что в области социального
обеспечения не существует единого правоотношения, в которое гражданин мог бы
вступить и получать все нужные льготы в его рамках. В связи с видовым
многообразием пособий по социальному обеспечению, особенностями порядка их
предоставления законодатель предложил субъектам уйма определенных правоотношений,
объединенных общей целью - надобностью реагирования государства и социума на
общественные риски, непрерывно присущие человеческому обществу.
Значимость правоотношений по социальному обеспечению
заключается в том, что непредвзятые основания правоотношений, при всех их
отличиях, влияют на трудоспособность человека в направлении её временного либо
непрерывного ограничения, либо полной потери. Именно они определяют надобность
определенного числа людей в приобретении источника средств к существованию от
социума в обмен на новую затраченную рабочую силу и необходимость
профилактических и оздоровительных мер для трудоспособных членов социума с
целью типичного воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая
из этих надобностей может быть реализована, если она признана обществом
социально важной, то есть закреплена законом. Пренебрежение этих надобностей
обществом не замедлит сказаться на его типичном функционирования.
Все правоотношения по социальному обеспечению следует
классифицировать по следующим основаниям[2]:
1)
по
характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения
или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном
обеспечении);
2)
по
видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных
компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
3)
по
срокам правоотношений (длящиеся
постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые
(единовременные).
Можно также классифицировать их и по формам социального
обеспечения:
a.
государственное
социальное страхование;
b.
социальное
обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
c.
дополнительные
виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).
Данные виды классификации позволяют более полно раскрыть все
правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами
(субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и
прекращения).
Исходя из характера и целей правоотношений, все
правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:
1)
основные
материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий,
социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном
виде;
2)
предшествующие,
как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических
фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и
назначение этого обеспечения или отказа в нем;
3)
процессуальные
правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
Как основных материальных, так и предшествующих им
процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий,
пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация
права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты
далее при освещении материальных и процедурных правоотношений.
Процессуальное правоотношение может быть двух видов в
зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:
1)
правоотношение
гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются
действия нижестоящего органа.
2)
правоотношение
гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья)
обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.
Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда
возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения, и
гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после
этого) в суд.
Практически все ученые видят различие между процедурой и
процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы категорически считают
процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального
обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а
органично включенными в соответствующие отрасли права – гражданско-процессуальное
и административное. Другие констатируют, что эти отношения регулируются, как
правило, не нормами права социального обеспечения, но в качестве составной
части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают
их особенности, которые, безусловно, имеются.
Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные
правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или
изменения.
Процедурные отношения в сфере социального обеспечения можно
подразделить на:
1)
процедурные
отношения по установлению необходимых юридических фактов (например,
инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);
2)
процедурные
отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;
Очевидно, что служебный характер указанных отношений по
отношению к материальным правоотношениям не означает того, что они
факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения
невозможны. Инфраструктурная сущность процедурных правоотношений сравнима с
ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально
эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу - адресату, отвечающему
законным требованиям. В ходе этих отношений субъект - представитель блага также
идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно
контролирует его соответствие установленным требованиям.
Как мы видим из приведенных классификаций отношений, каждый
человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может
участвовать параллельно в целом ряде материальных, процедурных и процессуальных
правоотношений по социальному обеспечению.
Можно сделать вывод о том, что само наличие нематериальных
(процедурных и процессуальных) правоотношений в сфере социального обеспечения,
а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет говорить о
своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и
сложности. Это создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.
2. Субъекты правоотношений по социальному
обеспечению
Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющими
субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты,
как физические лица, организации (или коллективные субъекты), государство, а
также социальные общности — народ, нации, население. Субъектами правоотношений
выступают и органы государства. Самый распространенный субъект правоотношений —
физическое лицо. Субъект правоотношений должен обладать правосубъектностью.
Применительно к физическим лицам различают три элемента правосубъектности:
правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут
участвовать граждане Российской Федерации[3],
лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории
РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами
рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих
межгосударственных соглашений.[4]
Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери
кормильца может являться семья.[5]
Чтобы быть участником правоотношений по социальному
обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех
равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид
обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом
реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических
фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть
равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж,
заработок и др.
Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан
является их дееспособность. Дееспособность — это способность своими действиями
приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести
ответственность за ненадлежащее их осуществление.[6]
Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в
соответствующие органы за назначением пенсий, пособий и т.д., а также за
защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями
приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или
через своих представителей.
Правовой статус гражданина — это признанная Конституцией и
законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также
полномочий должностных лиц и государственных органов, при помощи которых они
выполняют свои социальные роли. Ядром правового статуса являются права и
обязанности.
Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с
гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность
юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое
качество праводееспособиости.
Правосубъектность юридического лица, в отличие от
правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде
компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так,
правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой
и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях
осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных —
административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают
и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты
правоотношений по социальному обеспечению.
Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФ РФ,
отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел,
военные комиссариаты, органы местного самоуправления, организации
здравоохранения и социальной защиты населения и др.
3. Объекты правоотношений по социальному
обеспечению
Объекты правоотношений — то, на что направлены субъективные
права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего
возникают правоотношения.
Объектами материальных правоотношений по социальному
обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения
(пенсии, пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические
изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь
инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь,
санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка и т.д.); объекты же
нематериальных правоотношений — действия и их результаты (назначение пенсий,
пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной
нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).
Содержание правоотношений по социальному обеспечению
составляют субъективные права и юридические обязанности их участников и
реальные действия по их использованию и осуществлению.
Субъективное право — это вид и мера возможного поведения
лица. Оно выражается в следующих возможностях:
1.
совершать
определенные действия;
2.
требовать
совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;
3.
обращаться
за защитой своего нарушенного права.
Юридическая обязанность — необходимое поведение субъекта
правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она
проявляется в необходимости:
a)
совершения определенных обязательных действий;
b)
воздержаться
от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;
c)
нести
ответственность за совершение правонарушения.
Субъективные права граждан в правоотношениях включают их
правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий,
пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные
сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например,
имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу
лет), а сделав выбор — на получение пенсии в размере, соответствующем его
личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер
вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни.
Имеет он право и на перерасчет пенсии.[7]
Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному
обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение:
своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие,
осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги,
производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств
передвижения и т.д.
Наряду с правомочиями граждане несут и юридические
обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы,
извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих
изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.
Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы
для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному
социальному страхованию.
Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями.
Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов,
сообщения различных сведений, явки на прием к врачу на освидетельствование в
бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им
специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате
и т.н.
ГЛАВА
3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО
СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Основаниями возникновения, изменения и прекращения
правоотношений по социальному обеспечению выступают юридические факты, т.е.
конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые
последствия. К числу таких обстоятельств могут относиться как события,
независящие от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста,
наступление нетрудоспособности), так и действия, совершаемые по воле (обращение
за пенсией, пособием).
Особенностью отношений по социальному обеспечению является их
сложность, поэтому для возникновения, изменения, прекращения правоотношения
недостаточно одного юридического факта, а требуется наступление юридического
состава — комплекса разнородных, самостоятельных юридических фактов, имеющих
самостоятельное правовое значение. Возникновение правоотношений по социальному
обеспечению является результатом взаимодействия всех элементов юридического
состава.
Возникновение правоотношений по социальному обеспечению
связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа
определенной продолжительности, достижение определенного возраста, наступление
временной нетрудоспособности, инвалидность, беременность, рождение ребенка,
смерть кормильца, факт иждивения, потеря источника средств существования. На
возникновение данных правоотношений влияют также причины инвалидности, размер
заработка, факт подачи заявления в уполномоченный орган, вынесение решения
уполномоченным органом о предоставлении обеспечения и др.
Правоотношения могут возникать только при наличии полного
юридического состава, предусмотренного нормами права. Так, для возникновения правоотношения
по обеспечению пенсией по старости требуется наличие страхового стажа не менее
пяти лет, достижение пенсионного возраста, подача заявления в Пенсионный фонд
РФ, вынесение этим Фондом решения о предоставлении пенсии.
Изменение правоотношений могут повлечь такие юридические
факты, как увеличение продолжительности стажа, увеличение заработка, изменение
группы инвалидности, состава семьи, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических
учреждениях и др.
Прекращение правоотношений по социальному обеспечению следует
из смерти пенсионера, восстановления трудоспособности, истечения срока выплаты
и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение предоставленной курсовой работы я хотела бы обобщить все
вышесказанное, а именно еще раз определить представления, которые были изучены
в процессе разработки темы работы.
Таким образом, по этой теме можно сделать определенные выводы:
Правоотношение является одним из важнейших звеньев правового механизма,
обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора социальных отношений.
Правовые отношения являются частью системы социальных отношений (экономических,
политических, социальных, моральных и т.д.), но они занимают в ней специальное
место.
Правовые отношения - это форма тех индивидуально-волевых социальных
отношений, которые подлежат правовому регулированию и "выражают
специальную социальную связь между людьми, связь через права и
обязанности". От того что участники правоотношений связаны взаимными
юридическими правами и обязанностями, которые появляются у юридических лиц при
наступлении определенных юридических фактов, одной из важнейших предпосылок
существования правоотношений является присутствие 3 элементов:
нормативно-правовой базы, юридических фактов и юридических лиц.
Сочетание этих элементов нужно не только для появления, но и для
видоизменения и прекращения правоотношений. Объектом правоотношений по
социальному обеспечению является комплекс социальных отношений, возникающих в
связи с предоставлением гражданам определенного вида общественного обеспечения.
Они появляются из общественных отношений, регулируемых нормами русского права.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое
лицо и государственный орган (учреждение либо иное уполномоченное государством
лицо), выступающие в качестве носителей субъективных прав и обязанностей, т.е.
субъектов можно условно поделить на: лиц - получателей пособий по социальному
обеспечению; лиц - "подрядчиков" пособий по социальному обеспечению.
Основами нахождения правоотношения по социальному обеспечению являются
субъективное право и юридическая обязанность его субъектов, вытекающие из
нахождения действующего законодательства. Основаниями для появления, изменения
и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются определенные
жизненные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о
социальном обеспечении как имеющие определенные правовые итоги для
общественного обеспечения по разным видам обеспечения.
Описанное выше видовое многообразие правовых отношений по социальному
обеспечению гармонирует с их целевой общностью. Видов правоотношений по
социальному обеспечению существует столько же, сколько видов общественного
обеспечения, от того что право на тот либо иной вид такого обеспечения может
быть реализовано только через нужные правоотношения. Объединенные целевой
общностью, эти правоотношения в общности представляют собой системное
образование, всякий элемент которого (определенный вид правоотношений), с одной
стороны, касательно самостоятелен, а с другой стороны, совместно с иными
элементами образует цельное целое с всеобщими чертами, присущими всякому
элементу этой системы в отдельности.
В учебной литературе срок их функционирования указывается как независимый
критерий систематизации правоотношений по социальному обеспечению. Данный
критерий не имеет утилитарного значения, от того что, помимо вида и условий
обеспечения, он не является значительным знаком правоотношения. В конце концов,
хотелось бы подметить, что, невзирая на схожесть правовых отношений по
социальному обеспечению по своей природе, среди ученых нет цельного суждения на
эту тему. Это разрешает говорить о оригинальной неоднородности предмета
предоставленной ветви, его многослойности и сложности, что создает вестимые
трудности при постижении предоставленной ветви права.
Безусловно, для того, дабы достичь
высокого уровня правовых норм и устранить все пробелы и "дыры" в
законодательстве, нашему государству, как и другим, понадобится много времени.
И будем рассчитывать, что люди, которые практически всю свою жизнь проработали
на государство, будут обеспечены надлежащим образом и в реальных размерах не
только питанием, но и снисканным отдыхом за свой длинный труд. Это также
относится к лицам, которые в силу определенных жизненных обстановок оказались в
состоянии, в каком они не могут предоставить себя стабильным заработком, а еще
отменным лечением или отдыхом.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. "Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
25.02.2022). ст. 17. Правоспособность гражданина.
2. Федеральный
закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ст.
9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
4. "Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
25.02.2022). ст. 21. Дееспособность гражданина.
5. Федеральный
закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ст. 3. Право на пенсию в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
6.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
7. Федеральный
закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция).
Учебная и справочная литература
9. Афанасьев
М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М:
Проспект, 2020. 184 с.
10. Григорьев
И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для
вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
11. Григорьев
И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для
СПО. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
12. Гусев А.
Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение.
Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
13. Дивеева
Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник
и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
14. Захарова
Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М:
Омега-Л, 2015. 170 с.
15. Комкова
Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум.
Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
16. Комкова
Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум.
Учебное пособие для СПО. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
17. Косаренко
Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. 240 с.
18. Право
социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М:
Юрайт, 2019. 406 с.
19. Сулейманова
Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430
с.
20. Тучкова
Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
Лекции
21. ПСО
Конспект лекций (тезисы лекций) Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет,
Краснодар, 2016, с. 12. (дата обращения
: 14.03.2022)
[1]
ПСО Конспект лекций (тезисы лекций) Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ
ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет, Краснодар, 2016, с. 12.
[2] Право социального обеспечения. (СПО). Учебник |
Галаганов Владимир Петрович, 2021.
[3] ГК РФ Статья 17.
Правоспособность гражданина
[4] Федеральный закон "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N
115-ФЗ (последняя редакция)
[5]
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" ст. 9. Условия назначения трудовой пенсии
по случаю потери кормильца
[6] ГК
РФ Статья 21. Дееспособность гражданина
[7] Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от
08.03.2022) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" ст. 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным
законом.