Курсовая работа на тему: "Методы изучения интернет-рекламы"
Содержание
Введение
Раздел 1. Интернет-реклама как виртуальная
реальность
1.1. История развития интернет-рекламы
1.2. Интернет-реклама: понятие и виды
Глава 2. Методические позиции изучения
интернет-рекламы
2.1. Классификация методов изучения
интернет-рекламы
2.2. Исследование интернет-рекламы:
рефлексия пользователей
Заключение
Список литературы и источников
Введение
Актуальность.
До 90-х годов XX века рекламодатели не рассматривали
Интернет как важную рекламную платформу. Однако некоторые свойства Интернета
способствовали развитию интернет-рекламы, которая сегодня является одним из
наиболее динамично развивающихся аспектов маркетинга. Для достижения желаемого
эффекта от рекламы, необходимо применять различные методы анализа эффективности
рекламных сообщений.
Интернет продолжает
укреплять свои позиции в качестве ведущей медиа-площадки, предоставляющей
возможность взаимодействия между создателями товаров и услуг и потенциальными
клиентами. Социальные сети, сайты, где представители компаний могут создавать
свои страницы и сообщества, отвечать на вопросы и комментарии клиентов,
проводить конкурсы и акции, становятся частью медийного пространства.
Современный рынок создает спрос на интернет-рекламу, и каждая организация
разрабатывает свою стратегию продвижения, чтобы получить прибыль[1].
Изучение рекламы требует
понимания механизмов и принципов ее воздействия на потенциальных клиентов.
Современные исследователи (Дж. Фортер, Дж. Вэнгер, Э. Линч, П. Лаверти,
Дж. Заллер) занимаются разработкой методик изучения рекламы, которые позволяют
определить ее эффективность и оценить воздействие на целевую аудиторию.
Мы рассмотрим проблему
методик оценки эффективности влияния интернет-рекламы на поведение
пользователей, изучим вопрос этики в интернет-рекламе, использование
персональных данных пользователей. С помощью опроса пользователей в интернете,
мы сможем узнать и обосновать реакцию людей на основные виды онлайн-рекламы и
оценить эффективность рекламных сообщений, что представляет большой интерес для
изучения.
Объект
исследования – реклама, размещенная в
пространстве Интернет.
Предмет
исследования – интернет-реклама в исторической и
методической перспективе.
Цель
исследования – определение типологии методов изучения
интернет-рекламы.
Задачи:
·
проанализировать виды интернет-рекламы;
·
изучить историю появления
интернет-рекламы;
·
представить типологию методов изучения интернет-рекламы
·
апробировать метод опроса в изучении
интернет-рекламы.
Методы
исследования: исторический анализ, метод типизации,
анкетный опрос.
Раздел 1. Интернет-реклама как виртуальная
реальность
1.1. История развития интернет-рекламы
Реклама – важная компонента современной экономики. Это инструмент
привлечения внимания потенциальных клиентов, продвижение товаров и услуг на
рынке. Ее история насчитывает тысячелетия, начиная с первобытных времен и
заканчивая современными технологиями.
С течением времени, реклама претерпела значительные изменения. Каждый
этап развития рекламы был связан с социально-экономическими изменениями в
обществе и использованием новых технологий.
Рассмотрим эволюцию рекламы, начиная с первобытных форм и заканчивая
современными цифровыми технологиями.
Свидетельством появления рекламы в ранних формах коммерции может быть
использование устных рекламных сообщений, которые появились задолго до появления письменности. Торговцы
рассказывали про свои товары и услуги покупателям на ярмарках и рынках. В
Средневековой Европе устная реклама часто использовалась церковью для
распространения своих идей и верований[2].
Наружная реклама как средство массовой коммуникации
зародилась в Древней Греции. Считается, что самой первой наружной рекламой была
надпись на стене в городе Фоме в Древней Греции. Эта надпись была сделана более
2,5 тысяч лет назад и была рекламой местной женщины, которая производила
парфюмерные средства (приложение 1). Но существуют факты и более ранние.
Известен пример наружной рекламы в Древнем Египте.
Это объявление на папирусе, которое датируется III веком до нашей эры, которое
рекламирует продажу дома в городе Элефантина на юге Египта. В объявлении
указана цена дома, количество комнат и его расположение (приложение 1). В
Средневековой Европе рекламные вывески использовались для обозначения гильдий и
мастерских, для привлечения покупателей на ярмарки и базары.
В XX веке реклама начала использоваться на трамваях, появились неоновые
вывески, придуманные французским инженером-химиком Ж. Клодом. Рекламные
вывески стали более разнообразными и креативными. Наиболее известными являются
вывески в Нью-Йорке, где использовались яркие цвета, неоновые лампы и различные
эффекты. Со временем, реклама на вывесках начала использовать более современные
технологии, такие как светодиодные экраны и видеоинсталляции[3].
История рекламы в печати
началась в Китае более 1000 лет назад. Объявления о торговых сделках и услугах
начали печатать на бумажных листах. В Европе первые печатные рекламы появились
в XV веке, когда немецкие
книгопечатники начали использовать бланки для создания объявлений и рекламных
буклетов. С развитием печатного дела в XVII веке реклама стала шире
распространяться в газетах, журналах и листовках. Первые газеты появились в
Англии и США в XVII веке. В первых номерах газет
были размещены рекламные объявления о продаже товаров, недвижимости, услугах и
вакансиях.
В XIX веке печатная реклама стала широко распространенной. Были созданы
первые специализированные журналы, которые сосредоточились на темах моды,
спорта, бизнеса и технологий.
С началом XX века печатная реклама стала более
сложной и креативной. Рекламные кампании стали использовать новые технологии и
методы (фотография, цветная печать)[4]. Некоторые аналитики предсказывали
упадок газеты из-за растущей популярности телевизионных новостей и интернета.
Но газеты адаптировались с помощью новых технологий — использования Интернета.
Реклама на радио появилась в
начале XX века, на заре развития радиовещания. В 1922 году в США начало вещание
первое коммерческое радио "WEAF", на котором с помощью аудиороликов
продвигались товары и услуги. В 1960-х годах радиореклама стала менее
популярной из-за появления телевидения и его новых рекламных возможностей, но
всё ещё была важным инструментом продвижения товаров и услуг. В 1970-х годах
радиореклама стала более креативной и разнообразной, использовались
музыкальные, звуковых эффекты, различные голосовые техники.
Радио было первым национальным средством массового маркетинга и создало
возможность для быстрого внедрения новых продуктов и развития торговых марок[5].
Телевизионное вещание можно рассматривать как развитие радио, поскольку в нем использовалась аналогичная технология,
но с дополнительными визуальными образами. В 1950-е годы телевизоры стали популярными, и телевизионная реклама стала
все более распространенной. Крупные компании, такие как Procter & Gamble,
начали активно использовать телевизионную рекламу для продвижения своих
товаров.
В 1960-е годы телевизионная реклама
стала еще более популярной, и компании начали использовать ее для создания
брендов. Одним из первых успешных телевизионных брендов была Coca-Cola.
В 1980-е годы телевизионная реклама
стала технологичнее, появились компьютерные эффекты и 3D-анимация. Крупные
компании начали создавать специальные рекламные ролики для продвижения своих
товаров на зарубежных рынках.
Телевидение продолжает оставаться
одним из крупнейших источников доходов от рекламы во всем мире[6].
Интернет-реклама начала свое развитие с появления
первых сайтов в 1990-х годах. В первые годы интернета, реклама была простой и
состояла из баннеров, которые отображались на веб-страницах. Однако уже в 1994
году возник первый интернет-магазин, который открыл новые возможности для
интернет-рекламы.
В 1996 году была создана компания
DoubleClick, которая начала заниматься рекламными технологиями для
интернет-сайтов. Сотрудниками компании было предложено публиковать рекламу,
которая настраивалась под интересы конкретного пользователя и отображалась на
странице в соответствии с его запросами. Это привело к росту эффективности
интернет-рекламы.
В 1998 году Л. Пейдж и С. Брин
основали компанию Google и запустили свою программу «AdWords». Это была первая
успешная платформа в поисковой системе Google. Параллельно с ней начали
развиваться новые форматы баннерных объявлений, ставшие основой для развития
медийной рекламы.
С появлением
социальных сетей в 2000-х годах возникла возможность показывать рекламу на
основе содержания профилей пользователей. Facebook основал рекламную платформу
в 2007 году, позволяя рекламодателям использовать данные профилей для более
таргетинга. Позже появились другие социальные сети (Twitter, Instagram и
LinkedIn), которые тоже стали платформами для рекламы. В 2008 году Apple
запустила свою рекламную программу iAd, которая позволяла рекламодателям
размещать рекламу на устройствах iPhone и iPad. Далее Google запустил свою
мобильную рекламу[7]. В последние годы
интернет-реклама стала все более программируемой и автоматизированной,
благодаря развитию технологии и машинного обучения. Это привело к возникновению
новых форм интернет-рекламы, например, ретаргетинг – технология, которая позволяет
показывать рекламу тем пользователям, которые уже посещали сайт или проявляли
интерес к продукту или услуге, но не совершили покупку.
История развития рекламы
свидетельствует о том, как люди стремились представить свой товар или услугу в
лучшем свете. Реклама существует уже на протяжении тысячелетий и прошла долгий
путь от устной передачи информации до появления в глобальной сети Интернет.
Каждый новый этап развития рекламы характеризуется появлением новых технологий
и тенденций, которые отражают изменения в обществе и позволяют более эффективно
привлекать внимание потенциальных клиентов.
1.2. Интернет-реклама: понятие и виды
Интернет-реклама – эффективный
современный подход к продвижению товаров и услуг в онлайн-среде, который имеет
преимущества перед другими видами рекламы. Оно заключается в значительном
объеме интернет-аудитории, возможности анализа эффективности от проведения
рекламных кампаний. Интернет открывает широкие возможности для запуска рекламных
кампаний различных сфер производства. Главным плюсом считается возможность
отслеживания «кликов» пользователей: программа позволяет автоматически заносить
и сохранять информацию об этом в базу данных. Это позволяет использовать
полученные данные в маркетинговых исследованиях.
Интернет-реклама как
информационно-коммуникативная деятельность основана на всестороннем
взаимодействии в интернет-среде, с целью вызвать интерес у пользователя.
Благодаря рекламе, размещенной на интернет-ресурсах, осуществляется информирование
пользователей о новых акциях компании, создание позитивного имиджа,
взаимодействие с потенциальными клиентами[8].
Рекламу в интернете можно
представить в виде комплекса взаимосвязанных аналитических и технологических
инструментов. Рекламные инструменты применяются в интернете для доставки
рекламного сообщения целевой аудитории, которые могут быть выглядеть как email-сообщение, баннер, веб-сайт, видео.
В 2022 году было проведено
глобальное исследование креативным агентством We Are Social, в котором было
выявлено, что 65% населения в мире используют интернет. Исходя из онлайн-активности пользователей, аналитики
креативного агентства утверждают, что среднестатистический пользователь
проводит около 7 часов в день в интернете. С каждым годом увеличивается
количество людей, использующих интернет и социальные сети, что дает большое
преимущество интернет-рекламе[9].
В 2021 г. АКАР провел исследование
по объему российского рынка рекламы (приложение 2). По результатам исследования
был выявлен потраченный бюджет отечественных компаний на разные сегменты
рекламы в млрд. руб., так рекламодатели тратят на телевиденье 197.3 млрд. руб.,
радио 14 млрд. руб., прессу
8.2 млрд. руб., out at home 45 млрд. руб.,
интернет-рекламу 313.8 млрд. руб.
Половина бюджета рынка рекламы приходится на интернет-рекламу, она является
приоритетным каналом продвижения[10].
Динамика объёма рынка рекламы за 2018-2021 год, которую
составила комиссия экспертов АКАР (приложение
3), показывает, что интернет-реклама опережает все остальные сегменты. АКАР
отмечает, что цифровая реклама занимает лидерскую позицию с 2018 года[11].
Существуют следующие основные виды
интернет-рекламы:
1.
медийная (баннерная) реклама;
2.
контекстная реклама;
3.
таргетированная реклама;
4.
тизерная реклама;
5.
вирусная реклама;
6.
поисковая оптимизация (SEO)[12].
Медийная
(баннерная) реклама – один из популярных форматов
интернет-рекламы, который состоит из текста и графики (статичной или
анимированной). Даже без перехода по ссылкам баннерная реклама приводит к
повышению осведомленности, восприятию бренда. У баннерной рекламы двойная
функция – прямой отклик и создание имиджа компании. Психологи Х. Ли и Л. Буковак изучили влияние
характеристик баннерной рекламы: размер, анимация, стимулы. Результаты
показали, что анимированные рекламные баннеры вызывают лучший отклик и более
быстрые переходы по ссылкам, чем статические рекламные баннеры. Большие
рекламные баннеры генерируют более высокие и быстрые переходы по ссылкам, чем
маленькие рекламные баннеры[13]. Медийная реклама – это еще и текстовые ссылки, которые размещаются на
сайте.
Рассмотрим следующие носители медийной рекламы:
·
Баннеры – графические модули, анимированные и статические, являются
носителями эмоциональной и визуальной информации.
·
rich-media баннеры – всплывающие изображения, открываемые уголки, распахивающиеся
изображения, баннеры, которые следят за мышкой пользователя и т. д. В России
распространены 4 варианта rich-media – изображения, которые накладываются поверх страницы; увеличивающиеся
баннеры при наведении мышью; изменяющиеся баннеры в зависимости от действий
пользователя; активация аудио-видеопотоков при наведении или нажатием мышкой на
баннер.
·
pop-under баннеры – тип графического изображения, который открывается в новом окне
браузера и при клике на баннер, переносит пользователя на рекламируемый сайт.
Этот тип постепенно вымещается с рынка из-за ограничений, встраиваемых
браузером.
·
баннеры-трансформеры – этот тип баннеров изменяет свои размеры в
зависимости от загрузки страницы. В большинстве случаев это баннер больших
размеров, показываясь на несколько секунд, после чего он становится маленького
размера и находится наверху страницы[14].
В медийной рекламе используются
интерактивные элементы (анимация, игры, видео), она старается настроится на
конкретную аудиторию. Недостатками формата является "слепота"
баннеров – способность пользователя игнорировать баннеры. Медийная реклама часто
приводит к негативной реакции пользователей, которые воспринимают этот формат
как навязчивый и мешающий работе в интернете.
Контекстная
реклама. Исследователь Ф. Вирин уверяет, что
поиск по ключевым словам стал популярным форматом интернет-рекламы в 2003 году
с точки зрения доходов платформ, предоставляющих возможность использования
контекстной рекламы (Google, Яндекс). Это текстовый или текстово-графический материал, который
отображается в соответствии с содержимым сайта или поисковика.
Контекстная реклама является основным
источником дохода для поисковых сайтов в Интернете, таких как яндекс, google и т.д. Поскольку количество информации в Интернете растет в
геометрической прогрессии, поиск полезной информации в Интернете никогда не
бывает легкой задачей. Около 30-40 % поисковых запросов не имеют коммерческой
мотивации, что делает поиск по ключевым словам потенциально прибыльным
направлением на веб-сайты, предназначенные для продажи. Поиск по ключевым
словам превосходит другие форматы интернет-рекламы в том смысле, что он
предоставляет релевантную коммерческую информацию в тот момент, когда она нужна
пользователям. В результате пользователи с меньшей вероятностью сочтут это
навязчивым. Рекламные объявления показываются в привязке к запросам
пользователя поисковой системы[15].
Контекстная реклама недорогая,
доступная для использования представителями малого и среднего бизнеса. Но
зависимость от ключевых слов и ограниченность площадок, которые работают с
определенной системой рекламы, являются недостатками этого формата.
Таргетированная
реклама. Это «целевой» тип рекламы.
Например, реклама портативных устройств ориентирована на молодых специалистов,
снаряжения для скалолазания – на любителей активного отдыха. Таргетинг
распространен в категориях товаров, которые обслуживают широкие потребительские
сегменты: покупателей автомобилей; любителей напитков, людей, выбирающих
определенные формы досуга и развлечений; клиентов салонов продажи брендовой или
популярной одежды. Предполагается, что таргетинг может сократить затраты на безадресную
рекламу. Рекламные объявления направлены на потенциальных покупателей продукта
фирмы. Таргетированная реклама может быть текстовой, графической, используются
текстово-графические блоки[16].
Преимущества таргетированной
рекламы – персонализация информации для пользователя на основе его интересов,
возможность выбирать конкретные параметры целевой аудитории (возраст, пол,
местоположение, интересы и предпочтения). Однако возможны проблемы с
конфиденциальностью данных пользователей. Демонстрация рекламы пользователям,
которые не хотят ее видеть может вызвать негативное отношение к рекламодателю,
снизить эффективность рекламной кампании.
Тизерная реклама —
это прием, в качестве которого
используется интригующая фраза или графическое изображения, вызывающее интерес
у пользователя. Тизеры в интернет-рекламе выглядят как совокупность баннерной и
текстовой рекламы и представляют собой небольшой баннер с краткой подписью,
которая призывает к переходу по ссылке. Баннеры и надписи к ним делают
провокационными, что дает много кликов на объявления[17]. Главное преимущество тизерной рекламы – видео, которое считается
интерактивным и привлекательным для аудитории.
Вирусная реклама. Бюджетный вид распространения рекламы, при котором сами пользователи
передают рекламный материал от пользователя к пользователю по собственной
инициативе. Это могут быть видео, изображения, тексты, аудиозаписи и т.д.
Особенностью является оригинальное, творческое содержание, которое с легкостью
запоминается. Вирусная реклама действует так, чтобы человек «заряжался» идеей и
стремился передать ее другим людям, тем самым осознанно или неосознанно
становясь распространителем рекламного контента[18]. Основным преимуществом этого формата является быстрое распространение
через социальные сети, электронную почту и другие каналы, что гарантирует
увеличение осведомленности о бренде и продукте.
Поисковая
оптимизация (SEO). Этот вид можно назвать комплексом мер по улучшению сайта в поисковых
системах, сайт должен быть релевантным своим запросам. Основной составляющей
поисковой оптимизации являются уникальные тексты, насыщенные ключевыми словами,
по которым продвигается ресурс в поисковых системах. Эффективность данного вида
интернет-рекламы будет зависеть от подбора правильного семантического ядра
(совокупности ключевых слов)[19]. Пользователи часто связывают
высокие ранжирования в поисковых системах с высоким качеством и авторитетностью
сайта. Однако получение результатов от SEO может занять долгое время, поэтому
это не является быстрым способом привлечения трафика.
Онлайн-реклама быстро выросла за
последнее десятилетие. Растущая зависимость общества от Интернета как источника
информации и коммуникативной платформы делает интернет ведущим рекламным
каналом продвижения. Реклама на каждой медиа-платформе имеет уникальную
композицию, которая привлекает клиентов по-разному в зависимости от платформы.
Глава
2. Методические
позиции изучения интернет-рекламы
2.1. Классификация
методов изучения интернет-рекламы
Интернет-реклама
является важным инструментом для продвижения бизнеса в цифровую эпоху. Она
позволяет эффективно донести информацию о продукте или услуге до потенциальных
клиентов. Однако, чтобы достигнуть желаемых результатов, необходимо владеть
методами изучения интернет-рекламы, которые помогают руководителям бизнес-компаний
принять решение для оптимизации стратегий интернет-рекламы.
Из-за широкого спектра
особенностей явлений виртуального мира невозможно изобрести универсальный метод
исследования. С другой стороны, вариативность методов изучения
интернет-пространства, в том числе и его сегмента – интернет-рекламы, требует
некоторой упорядоченности. Мы определили три основных типа методов изучения
интернет-рекламы по основанию их инструментальных возможностей:
-
междисциплинарные (изучение
рекламы в контексте социокультурных и экономических процессов посредством
методов компаративистики, структурного анализа, визуального,
гуманистически-смыслового и других видов дисциплинарных методов);
-
текстовые (изучение рекламы как текста с использованием
методов лингвистики, методов дискурсивного анализа, методы анализа документов);
-
визуальные (изучение символико-культурных характеристик
рекламы с помощью методов и техник визуального анализа);
-
методы анализа смыслов и рефлексии (изучение рекламы как
объекта понимания и дискурса с помощью методов семиотического анализа,
феноменологического анализа, опросные методики);
- специфические
методы (исследование влияния рекламы на аудиторию с помощью методов ZMET, рекламного ротатора).
Реклама – это, прежде всего, текст, содержащий некую информацию. он имеет
структуру, контекст конструирования (исторический, социокультурный), содержание
(смысл). Она может быть рассмотрена в более широком смысле – в качестве
культурного текста, который воплощен в «картинке» – символически-знаковом
оформлении, визуальной иллюстрации текста. Она имеет социальные последствия –
стимулирует дискурс – обсуждение факта своего существования и
инструментально-практической направленности. Для каждого из этих аспектов
существует группа методик. Каждый метод, в заданных типах
имеет свои особенности, достоинства и ограничения, которые должны быть учтены
при формировании исследовательских комплексов. Методы разных групп классифицируются в соответствие с элементами, из которых
состоит реклама, размещаемая на ресурсах пространства Интернет:
визуально-символическая картина, текст, эмоциональный фон, смысл.
Междисциплинарные
методы.
Эта группа включает ряд
методик сравнительного анализа:
- метод конкретного
анализа основан на сравнении фактов и теоретических
предположений, позволяет установить параллели и спрогнозировать развитие
процессов;
- хронологический метод
позволяет провести сравнение отдельных эпизодов, чтобы выявить закономерности
протекания процессов;
- проблемно-хронологический
метод выделяет узкие проблемы и изучает их в
хронологической последовательности;
-
сравнительно-сопоставительный метод выделяет природу
разных объектов и их развитие на основе общности причин и условий
возникновения;
-
историко-типологическое сравнение помогает изучать
условия генезиса и развития явлений, позволяет классифицировать событийность по
сходству или самобытности формирования условий и векторов развития ситуации;
- историко-генетическое
сравнение объясняет сходство явлений на основе сходства их
происхождения, исследуется генезис явления или процесса, определяются его
типичные признаки[20].
Каждый метод имеет свои
особенности и помогает увидеть исторические процессы с разных сторон.
Используется
контекстуальная информация при анализе рекламы как события. Методологию
событийного анализа применяется для изучения социально-культурных явлений.
Этапы событийного анализа включают в себя сбор и анализ текстов, выявление
ключевых тем и концепций, исследование контекста и взаимодействия участников
события. Текстовые методы изучения вносят вклад в развитие науки в целом и
могут использоваться для изучения различных дисциплин, включая политическую,
экономическую и культурологическую науки[21].
Методику изучения
структуры текста разработал М. М. Бахтин. Метод хронотопа, сочетает анализ
времени и пространства, который создает определенную атмосферу, тональность и
смысл в литературном произведении. Эта аналогия может быть использована в
изучении рекламы как текста (литературного, художественного, текста культуры).
Он применил свой социолингвистический метод к анализу романов Достоевского.
Этот метод заключается в том, что язык рассматривается как социальный феномен,
который отражает социальную организацию и культурные ценности общества[22].
Метод диалога, разработанный
М. М. Бахтиным, исследует язык и культуру через изучение диалогического
взаимодействия между людьми, между различными языковыми и культурными
традициями. Этот метод позволяет увидеть и понять рекламу как языковой и
культурный феномен, в разной степени адекватности влияющий на аудиторию,
состоящую из представителей разных культур.
Эти методы позволяют
извлекать информацию, находить связи между разными элементами текста, понимать
смысл и контекст, а также выделять ключевые темы и идеи. Текстовые методы могут
использоваться для анализа ранее проведенных исследований, что позволяет
получить дополнительные данные для дальнейшей работы[23].
Социокультурный анализ.
Метод социокультурного подхода, применяемый с целью обнаружить закономерности
социокультурных изменений. Он представляет собой синтез методов, используемых в
различных подходах: социо-анализ, культурный анализ, качественные методы,
экзистенциальный анализ, событийный анализ и рефлексивный анализ. Исследование
точек социокультурной напряженности является основой метода социокультурного
анализа, где ищутся социокультурные противоречия между культурными программами
и новыми социальными отношениями, определяются механизмы их преодоления или
удержания в определенных нормативно заданных ситуационных границах в конкретных
социально-исторических условиях[24].
Гуманистически-смысловой
анализ. Этот метод исследования, фокусируется на понимании
смыслов и значений, которые люди придают своей жизни и опыту. Он помогает
выстроить логику социокультурного анализа исторических и культурных контекстов
создания и бытования интернет-рекламы[25].
Опрос. Метод исследования общественного мнения,
который
применяется при изучении мнений пользователей об интернет-рекламе. Он используется
в двух основных формах: в виде устного опроса (интервью) и в виде письменного
опроса (анкетирование).
Опросы могут быть классифицированы по
критериям: масштаб охвата, методика проведения, состав опрашиваемых, процедура
проведения опроса и фиксации ответов, характер общения и частота проведения.
Также опросы могут быть стандартизированными или не стандартизированными.
Метод опроса может использоваться в
междисциплинарных "гибридных" комплексах совместно с другими методами
исследования. Например, с помощью метода опроса можно собрать первичные данные
о мнениях и предпочтениях людей, которые затем могут быть проанализированы с
помощью статистических методов (например, корреляционного анализа). Опрос может
быть использован в сочетании с качественными методами исследования, такими как
глубинное интервью или фокус-группы. Например, опрос может использоваться для
того, чтобы определить, какие темы нужно обсудить в глубинных интервью или
фокус-группах, а затем результаты этих качественных методов могут быть
проанализированы с помощью методов контент-анализа[26].
В исследовании "The Effects of a Program on Television Commercials on the Viewing Behavior and Recall of Adult and Child Audiences[27]", проведенным
в сентябре 1990 г. в штате Огайо, Т. Шульцом и Г. Ганзелем
изучалось влияние телевизионных рекламных роликов на зрителей. Они использовали
метод опроса, в котором участвовали взрослые и дети-зрители. После просмотра
зрители отвечали на вопросы о рекламе[28].
Текстовые
методы.
Методы дискурс-анализа – это совокупность методик и техник для изучения языковых
высказываний и контекста их использования. В 1960-х годах французские ученые
(М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан) утверждали, что язык не просто отражает
действительность, но активно ее конструирует и формирует. Исследование языковых
высказываний может помочь понять, как это происходит. Дискурс-анализ позволяет
исследователям анализировать не только языковые высказывания, но и контекст, в
котором они используются, что дает более полное представление о социальной
реальности. Однако, метод может быть ограничен в своей способности учитывать
все аспекты социальной действительности, так как он фокусируется на языковых
высказываниях. Для проведения дискурс-анализа исследователь должен определить
конкретный дискурс, который он будет анализировать, затем провести анализ
языковых высказываний и контекста, в котором они используются[29].
Текст рекламы
анализируется с позиций трех вопросов: «чей дискурс?», «какой дискурс?», «какой
контекст у дискурса?». Это объединяет методики критического анализа дискурса
(КДА) К методам, работающим на таких методических позициях относится метод
критического анализа дикурса, анализа виртуального дискурса для изучения
эффектов рекламы – обсуждения рекламы среди потенциальных покупателей.
Контент-анализ может быть одной их техник КДА в
методологическом комплексе, но может использоваться исследователем рекламы как
самостоятельный метод. Это метод изучения текстовых, аудио- видео материалов с
целью извлечения статистических данных, смысловых характеристик текстов. Все
зависит от задач, которые решаются с его применением. Это может быть
формализованный анализ текста или качественный анализ содержания[30].
Существуют различные методики контент-анализа, включая количественный и
качественный анализ. Количественный анализ позволяет получить объективные
данные, такие как количество слов или упоминаний, в то время как качественный
анализ помогает понять содержание материала в более глубоком контексте[31].
Один из
основоположников метода контент-анализа Б. Берельсон в своих исследованиях
использовал этот метод для анализа содержания политической рекламы в середине
ХХ века. Он разработал категории, которые позволяли классифицировать содержание
рекламы и выявлять, какие темы и аргументы наиболее часто используются в политических
кампаниях.
Одним из главных
преимуществ метода контент-анализа является его объективность и возможность
получения количественных данных. К ограничениям относят риск потерять контекст
и некоторые недостатки в обработке многомерных данных.
Опросные методы основаны на вопросах, которые задаются
респондентам в разных форматах (устный, письменный). Опросы могут проводиться
лично, по телефону, рассылаться по почте, через интернет. Интервью могут быть
стандартизированными и свободными, могут быть основаны на опросах экспертов
(экспертный анализ)[32].
Один из первых
исследователей рекламы, использующих метод опроса, был Дж. Гэллап. Он проводил
опросы на протяжении десятилетий, изучая общественное мнение на различные темы,
включая политику, экономику, религию и т.д.[33].
Специфика применения
метода опроса зависит от конкретной задачи исследования. Например, он может
использоваться для изучения общественного мнения по политическим вопросам,
маркетинговых исследований, изучения социальных тенденций. Одним из основных
преимуществ метода опроса является его способность представить мнение большого
количества людей. Но это метод усредненных позиций, который не учитывает
уникальных мнений.
Визуальные
методы.
Это методы анализа и
интерпретации визуальных материалов (фотографии, карты, диаграммы, графики и
другие формы графического изображения). Они позволяют извлекать информацию,
находить связи между разными элементами визуальных материалов, понимать смысл и
контекст, а также выделять ключевые темы и идеи.
В рекламе используются
визуальные и аудио-эффекты, лучшие ролики и плакаты ориентированы на
художественные значения и опыт прошлых поколений. Использование классических
художественных произведений в рекламе является популярной практикой, которая
позволяет брендам привлечь внимание к своим продуктам или услугам за счет
ассоциаций, которые возникают у зрителей с этими произведениями.[34]
Например, в 2012 году
была запущена в эфир реклама чая Lipton. В рекламе использовались образы из
картины Винсента Ван Гога "Звездная ночь", чтобы передать ощущение
умиротворения и спокойствия, которое может дать чашка чая[35]. В 1908
году была запущена рекламная кампания шоколада Toblerone, в которой
использовалась гора Маттерхорн, изображенная на картинах Фердинанда Ходлера,
как главный элемент дизайна упаковки, чтобы подчеркнуть связь продукта с
Швейцарией, где производится этот шоколад[36].
П. Штомпка описывает
различные визуальные методы, которые могут использоваться в том числе в
исследованиях рекламы: анализ фотографий, видео, изображений, рекламных
материалов. Методы визуальной социологии направлены на выявление социальных
явлений и процессов, которые могут быть представлены визуально. Визуальная
социология выросла на принципах драматургического подхода И. Гофмана. В
контексте концепции И. Гофмана "представлении себя", фотографии могут
быть использованы для анализа того, как люди создают определенный образ в
социальных ситуациях. Например, фотографии могут показать, как люди используют
свою одежду, макияж, прическу, жесты и мимику, чтобы создать определенное
впечатление на окружающих[37].
Фотография, зафиксированная в социальном или рекламном плакате, становится
источником информации об эффективности репрезентации рекламных образов.
Фотография не может говорить сама за себя, информацию из неё нужно «добыть» и
раскодировать содержание, заключённое в визуальном представлении.
Визуальный анализ –
алгоритм процедур исследований самопрезентаций, включающий комплекс методик:
контент-анализ, процедуры символического, драматургического, семантического
анализа, анализ статуса, дискурс-анализ. Центральное место в процессе анализа
отводится действующему лицу, действию и взаимодействию.
Для выявления связи
между вербальным и визуальным языком в самопрезентации необходимо произвести
интерпретацию фотографического образа, который состоит из двух компонентов:
интерпретации политической, культурной и языковой природы и эмоционального
отклика. П. Штомпка определил виды интерпретаций, которые включают
герменевтическую интерпретацию, семиотическую интерпретацию, структурную
интерпретацию и дискурсивную интерпретацию[38]. Драматургический анализ фотографии,
предложенный И. Гофманом, тоже включает элементы семиотического и структурного
анализа. Центральное место в процессе анализа отводится действующему лицу,
действию, взаимодействию, мизансценам и позировкам в рамках определенного
пространства[39].
Картографирование
— это метод анализа данных, который используется для создания карт, графиков и
диаграмм, отображающих пространственные и временные изменения и тренды,
события, привязанные к конкретному социальному пространству. Один из
изобретателей этого метода Ч. Минард в 1861 году создал карту движения армии
Наполеона в России в 1812 году. Он использовал карту, чтобы визуализировать
потери войск и отображать их маршруты.
Использование
метода картографирования в сфере рекламы позволяет проиллюстрировать
географическое распределение объектов и потенциала рекламной деятельности.
Преимуществом сочетания картографирования и экспертного опроса является
возможность визуального представления информации о потенциальных клиентах,
рассматривая их точку зрения и понимая проблемы, с которыми они сталкиваются в
определенных местах. В результате применения этого метода возможно более
эффективно разрабатывать рекламные кампании, ориентированные на конкретные
географические регионы[40].
Интересный
опыт применения картографирования представлен в исследовании К. Лэйна. В 2001
году он изучал мнения потребителей о брендах. Он представил ряд брендов на
двухмерной карте, используя две оси: "достоинства бренда" и
"способность бренда привлекать внимание". Каждый бренд был помещен на
эту карту в зависимости от того, как потребители воспринимали его[41].
Специфика
применения метода картографирования может варьироваться в зависимости от
области исследования. Например, в рекламе – для определения наиболее
эффективных мест для размещения наружной рекламы в социальном пространстве
городов и населенных пунктов.
Достоинства
метода картографирования: возможность понимания сложных связей между
переменными; наглядное представление результатов исследования. Но для анализа
крупных объемов данных метод картографирования не всегда эффективен.
Существует
множество методик и техник картографирования, которые могут быть использованы в
зависимости от целей исследования, например, график на основе точек, круговая
диаграмма и т.д.[42].
Так, метод картографирования может дополняться методиками работы с
инфографикой.
Инфографика
(графические
изображения, диаграммы, таблицы) может быть инструментом презентации данных, но
может быть самостоятельной исследовательской методикой. Она используется для
визуализации данных и представления сложной информации в более доступной и
понятной форме. История инфографики берет свое начало еще в XVII веке, когда
математик и философ Г. В. Лейбниц создал графические диаграммы, чтобы
визуализировать свои идеи.
Достоинства
инфографики: информация более доступна и понятна для аудитории, особенно для
тех, кто предпочитает визуальный способ представления данных. Метод может быть
использован для сравнения данных, выявления тенденций и показа отношений между
различными переменными. К ограничениям относят следующее: неполнота
инфографики, если не учитываются все факторы или используются неправильные
данные; некоторые данные могут быть слишком сложными или неуместными для
визуализации[43].
Методы анализа смыслов
и рефлексии.
Микросоциология и реклама имеют общие принципы, связанные с пониманием
символических образов и смыслов, которые могут быть связаны с жизненным опытом
людей и их поведением. «Объект микросоциологии представляет собой
социокультурное поле, которое включает социальное пространство, процессы и события,
зафиксированные социальным временем, а также смыслы этих процессов, поведение
акторов, обусловленное этими смыслами, как факты символики и культурной
оснащенности типов социальности. Для микросоциологии важно понимание смыслов,
основанных на жизненном опыте человека в структуре повседневности. Этот подход
определяет отношение к объекту как к носителю символики опыта, и расшифровка
этой символики становится центральной зоной социологического анализа»[44].
В рекламе методы смыслов и рефлексии играют важную роль. Рекламные
кампании строятся на создании определенных смысловых ассоциаций, которые могут
вызывать у потенциальных потребителей определенные эмоции, убеждения и желания.
Рекламные тексты и визуальные элементы часто содержат символические образы, которые
могут быть расшифрованы только через рефлексию. Например, использование
определенных цветов, форм, текстур и звуков может вызывать у потенциальных
покупателей определенные ассоциации и эмоции, которые в свою очередь могут
повлиять на их решение о покупке продукта.
Так, с 1950 года реклама начала акцентировать внимание на свойствах
товара, пользующегося высоким спросом. Рекламист Р. Ривз сформулировал мысль о
том, что за каждой рекламой должны стоять четко выраженные потребительские
качества изделия, подчеркивая важность уникальности выбираемого товара. В
начале 1960-х годов в рекламе стало уделяться больше внимания имиджу товара.
История рекламы сигарет Мальборо показывает, как радикально может
измениться покупательская аудитория, если изменить смыслы рекламы. В начале
1950-х гг. «дамские» сигареты стали символом мужественности, когда героем
рекламных роликов выступает ковбой. В эпоху модерна реклама стала неотъемлемым
элементом экономической, социальной и культурной сфер общественной жизни. Она
оказывала влияние на стиль жизни высших классов и формировала стандарты нового
образа жизни людей, которые отразились в покупательском поведении[45].
Такие изменения в рекламе произошли, благодаря использованию методов понимания и рефлексивного анализа. Рекламисты начали учитывать смыслы товара и
потребностей потребителя, что повлияло на выбор рекламных стратегий.
Рефлексивный анализ позволяет анализировать свои действия, чувства и
состояния, используя техники, которые помогают понять важность ситуации в жизни
человека. Когда событие существенно влияет на повседневную жизнь и меняет
поведенческие тактики, оно становится предметом внимания. Человек готов
обмениваться опытом с другими участниками ситуации, используя взаимо-рефлексию.
Рефлексивный анализ актуален при изучении воздействия рекламы. Восприятие
рекламного текста состоит из аттракции, осмысления и установки на действие.
Техника применения рефлексивного анализа включает концептуальный анализ,
формальный анализ и анализ рефлексивных игр[46].
Метод понимания и рефлексивного анализа используются для анализа
эффективности рекламных кампаний. Оценка реакций потребителей на определенные рекламные
сообщения и анализ их эмоциональных и когнитивных реакций может помочь
определить, насколько успешна была кампания, какие элементы ее следует
улучшить. В целом, понимание смыслов и символики является важным элементом для
изучения рекламы.
Специфические
методы.
Дж. Фортер в своих работах акцентировал внимание на значимости
исследования реакции аудитории на рекламу. Он представил широкий спектр методов
исследования рекламы: тестирование рекламных копий, фокус-группы, интервью с
целевой аудиторией и др. Он подчеркивал важность качественного и
количественного анализа данных, полученных в ходе исследования[47].
Исследования Дж. Вэнгера, Э. Линча сосредоточены на исследовании влияния различных каналов коммуникации на
эффективность рекламы, особенно в Интернете и других цифровых медиа. В
своих работах они призывают к созданию рекламных сообщений, которые будут
адаптированы к конкретной целевой аудитории и использованию наиболее
эффективных каналов коммуникации для достижения максимального эффекта. Они также
подчеркивают значимость использования современных технологий и аналитики данных
для повышения эффективности рекламы[48].
Среди оригинальных
новаторских методов изучения эффективности рекламы используется рекламный
ротатор, предложенный П. Лаверти. С помощью этого метода сравниваются реакции
на разную рекламу у нескольких групп потребителей. Методика Starch Д. Старнса
основана на опросах, метод "ZMET" Дж. Заллера – метафорические карты
для изучения неосознаваемых идей и убеждений, связанных с рекламой[49].
Таким образом,
типология методов изучения эффективности рекламных кампаний включает группы
междисциплинарных, рефлексивных, визуальных, текстовых, специфических методов,
обслуживающих структурные элементы самой рекламы. Методы позволяют узнать,
насколько эффективно используются рекламные бюджеты, какие группы аудитории
наиболее важны для достижения целей компании, как можно улучшить эффективность
интернет-рекламы. Методы исследования интернет-рекламы, такие как
контент-анализ и опрос позволяют получить глубокое понимание эффективности
интернет-рекламы. Сочетание этих методов с другими исследовательскими методами
помогает улучшить эффективность интернет-рекламы и достичь лучших результатов.
2.2. Исследование
интернет-рекламы: рефлексия пользователей
С развитием технологий
и распространением интернета, онлайн-реклама стала одним из самых популярных
способов продвижения товаров и услуг. Однако, эффективность интернет-рекламы
вызывает вопросы. Она может вызывать неоднозначные реакции у пользователей.
С помощью анкетного
опроса (приложение 5) мы изучили рефлексию людей на интернет-рекламу[50].
Опросный лист включал
вопросы о восприятии интернет-рекламы, ее эффективности в оценках
пользователей, о предпочтениях в различных форматах рекламы. На основе полученных
результатов были определены реакции людей на интернет-рекламу. Основываясь на
этих данных, можно сделать выводы о том, каким образом интернет-реклама влияет
на поведение пользователей.
Большинство
респондентов, прошедших опрос, составляли женщины (75 %), преимущественно
молодого возраста (16-25 лет). Участие людей молодого возраста в данном опросе
может быть обусловлено их активной ролью в интернет-среде и интересом к
вопросам эффективности интернет-рекламы. Кроме того, молодежь часто является более
открытой для новых технологий и новых форматов рекламы.
Результаты исследования
показывают, что более половины респондентов (51%) не реагируют на
интернет-рекламу и просто игнорируют ее. Около 39% респондентов отметили, что
интернет-реклама раздражает, они чувствуют, что им навязывают что-то ненужное.
Только 10% респондентов заявили, что интернет-реклама вызывает у них интерес, и
они часто "кликают" по рекламным объявлениям. Таким образом,
большинство пользователей негативно относятся к интернет-рекламе и не реагируют
на нее, что может оказывать влияние на ее эффективность.
Рис.
1. Самые «кликабельные» виды интернет-рекламы
(Исследование интернет-рекламы: рефлексия
пользователей, анкетный опрос, 100 чел. – 100%, март, 2023 г.)
Эффективность
интернет-рекламы может зависеть от ее формата и места размещения. Наиболее
распространенным типом интернет-рекламы среди респондентов является реклама в
социальных сетях, которую получают 74% опрошенных, за ней следует реклама в
видеоформате, которую получают 72% респондентов. Баннерная реклама и реклама в
поисковых системах получили соответственно 52% и 43% ответов. Электронная почта
и рассылки оказались наименее популярным типом рекламы среди опрошенных, ее
получают только 32% респондентов.
Однако, когда речь
заходит о том, на какие виды интернет-рекламы пользователи чаще всего кликают,
ситуация меняется. Больше половины респондентов (55%) заявили, что не кликают
на интернет-рекламу (рисунок 1). Рейтинг популярности размещения рекламы на
ресурсах Интернета среди второй половины наших респондентов выглядит следующим
образом:
1.
реклама в социальных сетях (33%),
2.
реклама в видеоформате (32%),
3.
реклама на поисковых системах (14%),
4.
реклама в мессенджерах (10%),
5.
реклама на сайтах новостей (7%),
6.
реклама на блогах и форумах (9%)
Результаты свидетельствуют о том, что хотя реклама в
социальных сетях и видеоформате являются наиболее популярными типами
интернет-рекламы, пользователи не всегда реагируют на них положительно. Кроме
того, можно сделать вывод, что реклама на поисковых системах менее популярна
среди пользователей, но, тем не менее имеет более высокий процент «кликов», чем
реклама в мессенджерах, на сайтах новостей и на блогах и форумах.
33% опрошенных нами
пользователей не имеют отрицательного отношения к персонализированной
интернет-рекламе, которая основывается на их интересах и предпочтениях. Однако
55% респондентов считают, что это раздражает их, так как они полагают, что их
данные используются без их согласия.
Когда речь идет о том,
что больше всего привлекает респондентов в интернет-рекламе, то здесь лидером
является картинка (33%), затем следует информация о товаре/услуге (27%) и
скидки и акции (29%). Очень мало респондентов (4%) указали, что их привлекает
рекламный текст (рисунок 2).
Рис.
2. Самые привлекательные элементы в интернет-рекламе для пользователей
(Исследование интернет-рекламы: рефлексия
пользователей, анкетный опрос, 100 чел. – 100%, март, 2023 г.)
Только 21% респондентов делают покупки или
оплачивают услуги, которые им предлагают в интернет-рекламе, в то время как
остальные этого не делают.
Персонализированная
реклама может быть полезной для некоторых респондентов, но для других это может
быть раздражающим фактором. Кроме того, картинки, информация о товаре/услуге и
скидки и акции являются наиболее привлекательными элементами интернет-рекламы,
но это не гарантирует, что реклама приведет к покупке.
Большинство
респондентов (48%) ответили, что интернет-реклама отвлекает их от работы. Это
может указывать на то, что реклама нарушает концентрацию и внимание людей,
занимающихся делами в интернете. Однако 25% респондентов заявили, что
интернет-реклама их не беспокоит, а 27% считают, что трудно ответить на этот
вопрос однозначно.
Почти треть
респондентов (31%) заявили, что почти каждый раз, когда они видят
интернет-рекламу, испытывают чувство раздражения. Это говорит о том, что
реклама вызывает отрицательную реакцию у значительной части пользователей
интернета. 49% респондентов иногда испытывают чувство раздражения от
некачественной или неподходящей рекламы, а другие же респонденты обычно не
испытывают негативных эмоций от интернет-рекламы.
Более двух третей
респондентов (70%) согласились с мнением о том, что интернет-реклама становится
все более назойливой и утомительной с течением времени. Пользователи чувствуют,
что реклама становится все более агрессивной и навязчивой. Однако 12%
респондентов не согласны с таким мнением.
Проведенное
исследование позволило получить важную информацию о том, как пользователи
воспринимают и реагируют на рекламу в интернете. Результаты исследования
показали, что большинство пользователей не испытывают сильного раздражения от
интернет-рекламы, но при этом многие часто отвлекаются от работы и контента в
интернете из-за рекламы. Отдельные пользователи высказывают опасения
относительно использования их данных в персонализированной рекламе.
Интернет-реклама имеет
значительное влияние на пользователей, повышая узнаваемость бренда и продвигая
товары и услуги. Однако, реклама может оказывать отрицательное влияние на
некоторых пользователей, например, вызывая отвлечение, раздражение или даже
негативное отношение к рекламируемым продуктам.
Заключение
В настоящее время
интернет-реклама является одним из основных каналов продвижения товаров и
услуг. Ее эффективность зависит от многих факторов, включая уникальность
рекламной композиции на каждой медиа-платформе и эффективность самой рекламной
кампании. Поэтому, применение методов изучения интернет-рекламы и анализ
реакции пользователей на нее является необходимой частью анализа.
В работе были
рассмотрены различные виды интернет-рекламы, такие как баннерная, контекстная,
таргетированная, вирусная. Каждый вид рекламы имеет свои особенности и
применяется в зависимости от конкретной ситуации.
Нами была предложена
типология методов изучения интернет-рекламы, конкретизирующая исследования
интернет-рекламы: визуальные методы – для анализа визуальных характеристик,
текстовые – для анализа языковых средств рекламного сообщения, методы смыслов и
рефлексии – для выявления скрытых значений, осмысления эмоций и чувств.
Междисциплинарный подход предполагает использование знаний и методов из
различных областей науки для более глубокого понимания роли рекламы в обществе.
Специфические методы исследования (ZMET, рекламный ротатор), используются для
изучения влияния рекламы на аудиторию. Изучение интернет-рекламы является
процессом, требующим комплексного подхода и использования различных методов.
Проведенный нами опрос
пользователей позволили понять реакцию людей на факт существования
интернет-рекламы, оценить эффективность рекламного сообщения. Результаты
исследования показали, что большинство пользователей не испытывают сильного
раздражения от рекламы, но при этом многие часто отвлекаются от работы и
контента в интернете из-за рекламы. Это подчеркивает важность балансирования
количества и частоты рекламных объявлений на медиа-платформах для уменьшения
отвлечения пользователей от целевой активности.
Компании выделяют
большой бюджет на интернет-рекламу, с каждым годом популярность
интернет-рекламы возрастает вместе с затратами компаний на этот источник
продвижения товаров и услуг, но результаты проведенного нами исследования,
показали, что восприятие рекламы в интернете в разных ее форматах чаще
игнорируется пользователями, является средством раздражения. Пользователи
высказывают опасения относительно использования их данных в персонализированной
рекламе. Это вызывает необходимость усиления контроля над использованием данных
пользователей и улучшения прозрачности процесса рекламной персонализации.
Несмотря на некоторые
отрицательные эффекты, интернет-реклама является мощным инструментом
продвижения товаров и услуг, способным повысить узнаваемость бренда и
продвинуть продукты на рынке. Однако, для достижения максимальной эффективности
рекламной кампании, необходимо учитывать реакцию пользователей на рекламу и
использовать соответствующие методы исследования.
Список литературы и источников
ГОСТ
2008
1.
Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования:
учебное пособие для вузов. / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова –
Мск.: Издательство Юрайт, 2023. – 221 с.
2.
Баранов, А. Е. Прогноз возврата инвестиций в интернет-маркетинг /
А. Е. Баранов – М.:
РИОР, 2010. – 85 с.
3.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин – Мск.:
Художественная литература, 1972. – 640 с.
4. Вирин Ф.
Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов / Ф. Вирин – М.: Эксмо, 2012. – 160 с.
5.
Гакаев Р. А. Методы картографического исследования и этапы их формирования / Р.
А. Гакаев // Педагогика высшей школы. –
2016 – С. 2-10.
6.
Грачева Е. А. Социальные смыслы торговли и рекламы: модерн ХХ век / Е. А.
Грачева // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория,
методология, практика. – Кемерово: КемГУ, 2021. – С. 123-126.
7.
Демичев Д. А. Виды рекламы в интернете / Д. А. Демичев // E-Scio. – 2019. – С. 16-24.
8.
Евдокименко А. С., Митина О. В. Методы анализа текста: методологические
основания и программная реализация / А. С. Евдокименко, О. В. Митина //
Психология. Психофизиология. – 2010.
–
С. 11-16.
9.
Иванова В. М., Чеховская С. А. Вирусный маркетинг / В. М. Иванова,
С. А. Чеховская // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – С.12-22.
10.
Кожушко О. А. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного
использования. / О. А. Кожушко – Новосибирск:
Интелсиб, 2017. – 327 с.
11.
Кудрявцева Н. Ф. Опрос, который изменил опросы / Н. Ф. Кудрявцева // Известия. – 2009. – С. 12-19.
12.
Леонтович О. А. Метод дискурс-анализа / О. А. Леонтович // Дискурс-Пи. – 2015. – С. 8-14.
13.
Логунова Л. Ю. Социокультурные и методологические основы микросоциологии /
Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ:
коллективная монография / отв. ред. д-р социолог. наук, профессор Л. Л. Шпак. –
Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015. – 447 с.
14.
Логунова Л. Ю. Методология социологических исследований: учеб.
пособие. Кемерово: КемГУ. 2014. С. 16-17.
15.
Логунова Л. Ю. Социокультурный подход: специфика применения микроанализа / Л.
Ю. Логунова // Вестник Том. гос. ун-та. 2015. – С. 48-55.
16.
Логунова Л. Ю., Тремблюк Е. Я., Уткина А. Н. Туристический потенциал
Кемеровской области: специфика управления / Л. Ю. Логунова,
Е. Я. Тремблюк, А. Н. Уткина // Социологическая наука и социальная
практика. – Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2022. – С. 110-127.
17.
Логунова Л. Ю., Бондаренко А. И. Визуальный
анализ самопрезентаций образовательных организаций в социальных сетях периода
пандемии / Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы
IX Междунар. научно-практ. конференции. (26 октября 2021 г.). Ростов-на-Дону:
Изд-во ростовского государственного ун-та путей сообщения С. 96-102.
18.
Мальцев А. А. Использование
рефлексивного анализа при изучении рекламы / А. А. Мальцев // Наука и
образование. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2023. – С. 268-271.
19.
Мальцев А. А. Визуализация образов в памяти в рекламе. / А. А. Мальцев //
Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология,
практика. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С.
100-102.
20.
Оганян К. М. Методология и методы социологического исследования: учебник для
вузов. / К. М. Оганян – Мск.: Издательство Юрайт, 2023. – 299 с.
21.
Петрова О. А., Якутова О. М. Тизерная реклама в сети Интернет /
О. А. Петрова, О. М. Якутова // Актуальные проблемы авиации и
космонавтики. – 2010. – С. 318-328.
22.
Савельева О. С., Трубникова Н. В. Всеобщая история рекламы /
О. С. Савельева, Н. В. Трубникова – М.: Дашков и К, 2019. –
452 с.
23.
Семенова А. В. Контент-анализ в социологии: методологические новации / А. В.
Семенова // Вестник ВятГУ. – 2011.
– С. 8-17.
24. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: учебное
пособие. / Е. П. Тавокин – М.:
ИНФРА-М, 2009. 239 с.
25.
Тангейт М. Всемирная история рекламы. / М. Тангейт – Ростов на Дону: Омега Паблишер, 2020. – 245 с.
26.
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. / В. В. Ученова,
Н. В. Старых – СПб.:
Питер, 2002. – 216 с.
27.
Фролова М. А. История возникновения и развития инфографики /
М. А. Фролова // Информационные компьютерные технологии в
образовании. – 2014. – С. 5-17.
28.
Шальман Т. М. Телевизионная реклама: от истории к современности / Т. М.
Шальман // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015.
– №. 2 (8). С. 1-11.
29.
Шахов Д. А. Интернет-реклама как целенаправленная информационно-коммуникативная
деятельность / Д. А. Шахов // Человек и образование. – М.: Аспект Пресс, 2009.
– С. 16-22.
30.
Шепелева И. Н. Эволюция средств интернет-рекламы / И. Н. Шепелева //
Гуманитарный акцент. – 2017. – С. 4-12.
31.
Штомпка П. Визуальная социология. / П. Штопка – Мск.: Логос, 2007. – 231 с.
32. Belch, G. E., Belch, M. A. Integrated Advertising,
Promotion, and Marketing Communications. In Advertising and promotion: An
integrated marketing communications perspective. / M. A. Belch, G. E. Belch –
McGraw: Hill Education, 2021. – 864 p.
33. Kotler, P., Armstrong, G. Advertising and
Promotion: An Integrated Marketing Communications / G. Armstrong, P. Kotler –
New Jersey: Prentice Hall, 2010. – 730 p.
34. Kolenda N. Methods of Persuasion: How to Use
Psychology to Influence Human Behavior. / N. Kolenda – LLC.: Kolenda Group,
2013. 240 p.
35. O'Reily Tim Ten–No, Eleven–Years of Internet
Advertising / O'Reily // O'Reilly Radar.
– 2005. – p. 1-4.
36.
Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and
Competitors. / M. E. Porter –
Michigan:
Illustrated edition, 1998. 397 p.
Список источников
37.
Рынок Интернет-рекламы в России: игроки, тренды, статистика //
Научно-технический центр ФГУП // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://rdc.grfc.ru/2022/04/market_of_internet_advertising/
38. Digital 2022: another year of bumper growth // We
are social //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/
39.
Объем рекламы по типам контента в 2020 году // АКАР // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.akarussia.ru/press_centre/news/id9541
40.
Объём рынка рекламы за 2019-2021 гг. // АКАР // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015
41. Lipton // The Art of Tea: Lipton's Impressionist
Masterpiece. //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.lipton.com/us/en/our-purpose/sustainability/tea-art.html
42.
Studbooks
// Реклама в Средние века. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/974542/marketing/reklama_srednie_veka
43. Toblerone // The Art of Chocolate: Toblerone's
Matterhorn. //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.toblerone.com/en/art-chocolate-toblerones-matterhorn/
Приложение
1.
Древняя реклама
Наружная
реклама в Древней Греции[51]
Первая реклама на папирусе в Древнем Египте[52]
Приложение 2.
Объем российского рынка рекламы в 2021 году[53]
Приложение
3.
Объём рынка рекламы за 3 квартала 2019-2021 гг. (млрд рублей)[54]
Приложение
4.
Опросный
лист
Здравствуйте!
Предлагаем Вам принять
участие в опросе.
Этот опрос поможет нам лучше
понять, как пользователи воспринимают интернет-рекламу, как она влияет на их
поведение и эмоциональное состояние во время использования интернета.
1. Как
вы реагируете на интернет-рекламу?
1.1 Интересно, часто
«кликаю» по рекламным объявлениям
1.2. Никак, просто
игнорирую рекламу
1.3. Раздражает,
чувствую, что мне навязывают что-то ненужное
2. Какой
тип интернет-рекламы Вы наиболее часто получаете? (Можно отметить до 3
вариантов ответа)
2.1
Баннерная реклама
2.2
Реклама в видеоформате
2.3
Реклама в социальных сетях
2.4
Реклама в поисковых системах
2.5
Электронная почта и рассылки
2.6
Другое
3. На
какие виды интернет-рекламы Вы чаще «кликаете»? (Можно выбрать до 3 вариантов
ответа)
3.1
Реклама в социальных сетях
3.2
Реклама в видеоформате (YouTube, TikTok
и т.д.)
3.3
Реклама на поисковых системах (Google,
Яндекс и т.д.)
3.4
Реклама в мессенджерах (WhatsApp, Telegram и т.д.)
3.5
Реклама на сайтах новостей
3.6
Реклама на блогах и форумах
3.7
Не «кликаю» на интернет-рекламу
4. Что
вас больше всего привлекает в интернет-рекламе?
4.1
Рекламный текст
4.2
Картинка
4.3
информация о товаре/услуге
4.4
Скидки и акции
4.5
что
еще?__________________________________________
5. Как
вы относитесь к персонализированной интернет-рекламе, которая основывается на
ваших интересах и предпочтениях?
5.1 Мне
нравится, потому что она показывает мне рекламу, которая мне может быть
интересна
5.2
Меня это не беспокоит
5.3
Это раздражает меня, потому что мне
кажется, что мои данные используются без моего согласия
6. Делаете
ли вы покупки или оплачиваете услуги, которые вам предлагает интернет-реклама?
6.1 Да
6.2 Нет
7. Мешает
ли интернет-реклама вам работать или просматривать контент в интернете?
7.1 Да,
она меня отвлекает от работы
7.2
Нет, она меня не беспокоит
7.3
Трудно ответить однозначно
8. Как
часто вы испытываете чувство раздражения от интернет-рекламы?
8.1
Почти каждый раз, когда я вижу
интернет-рекламу
8.2
Иногда, когда я вижу некачественную или
неподходящую рекламу
8.3
Редко, я обычно не испытываю раздражения
от интернет-рекламы
9. Согласитесь ли вы с мнением, что интернет-реклама становится все более
назойливой и утомительной с течением времени?
9.1
Да, соглашусь
9.2
Нет, я не соглашусь
9.3
Затрудняюсь ответить
10. Укажите,
пожалуйста, Ваш пол:
10.1
Женский
10.2
Мужской
11. Укажите,
пожалуйста, Ваш возраст:
11.1
16-20 лет.
11.2
21-25 лет
11.3
26-30 лет
11.4
31-35 лет
Спасибо за участие!
Приложение
5.
Бланк кодировки данных
опроса
Код |
№ Вопроса |
Название вопроса |
Количество ответов |
|
Количество ответов |
% Ответивших |
|||
0.1 |
1 |
Как вы реагируете на
интернет-рекламу? |
|
|
0.1.1 |
|
Интересно,
часто «кликаю» по рекламным объявлениям |
10 |
10% |
0.1.2 |
|
Никак,
просто игнорирую рекламу |
51 |
51% |
0.1.3 |
|
Раздражает,
чувствую, что мне навязывают что-то ненужное |
39 |
39% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.2 |
2 |
Какой тип интернет-рекламы Вы
наиболее часто получаете? (Можно отметить до 3 вариантов ответа) |
|
|
0.2.1 |
|
Баннерная
реклама |
52 |
52% |
0.2.2 |
|
Реклама в
видеоформате |
72 |
72% |
0.2.3 |
|
Реклама в
социальных сетях |
74 |
74% |
0.2.4 |
|
Реклама в
поисковых системах |
43 |
43% |
0.2.5 |
|
Электронная
почта и рассылки |
32 |
32% |
0.2.6 |
|
Другое |
6 |
6% |
Всего |
|
|
279 |
100% |
0.3 |
3 |
На какие виды интернет-рекламы Вы
чаще «кликаете»? (Можно выбрать до 3 вариантов ответа) |
|
|
0.3.1 |
|
Реклама в
социальных сетях |
33 |
33% |
0.3.2 |
|
Реклама в
видеоформате (YouTube, TikTok и т.д.) |
22 |
22% |
0.3.3 |
|
Реклама
на поисковых системах (Google, Яндекс и т.д.) |
14 |
14% |
0.3.4 |
|
Реклама в
мессенджерах (WhatsApp, Telegram и т.д.) |
10 |
10% |
0.3.5 |
|
Реклама
на сайтах новостей |
7 |
7% |
0.3.6 |
|
Реклама
на блогах и форумах |
9 |
9% |
0.3.7 |
|
Не
«кликаю» на интернет-рекламу |
55 |
55% |
Всего |
|
|
150 |
100% |
0.4 |
4 |
Что вас больше всего привлекает в
интернет-рекламе? |
|
|
0.4.1 |
|
Рекламный
текст |
4 |
4% |
0.4.2 |
|
Картинка |
33 |
33% |
0.4.3 |
|
информация
о товаре/услуге |
27 |
27% |
0.4.4 |
|
Скидки и
акции |
29 |
29% |
0.4.5 |
|
Другое |
7 |
7% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.5 |
5 |
Как вы относитесь к
персонализированной интернет-рекламе, которая основывается на ваших интересах
и предпочтениях? |
47 |
64,3% |
0.5.1 |
|
Мне
нравится, потому что она показывает мне рекламу, которая мне может быть
интересна |
34 |
34% |
0.5.2 |
|
Меня
это не беспокоит |
31 |
31% |
0.5.3 |
|
Это
раздражает меня, потому что мне кажется, что мои данные используются без
моего согласия |
35 |
35% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.6 |
6 |
Делаете ли вы покупки или
оплачиваете услуги, которые вам предлагает интернет-реклама? |
|
|
0.6.1 |
|
Да |
21 |
21% |
0.6.2 |
|
Нет |
79 |
79% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.7 |
7 |
Мешает ли интернет-реклама вам
работать или просматривать контент в интернете? |
|
|
0.7.1 |
|
Да, она меня отвлекает от работы |
48 |
48% |
0.7.2. |
|
Нет, она меня не беспокоит |
25 |
25% |
0.7.3. |
|
Трудно ответить однозначно |
27 |
27% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.8 |
8 |
Как часто вы испытываете чувство
раздражения от интернет-рекламы? |
|
|
0.8.1 |
|
Почти
каждый раз, когда я вижу интернет-рекламу |
31 |
31% |
0.8.2 |
|
Иногда,
когда я вижу некачественную или неподходящую рекламу |
49 |
49% |
0.8.3 |
|
Редко, я
обычно не испытываю раздражения от интернет-рекламы |
20 |
20% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.9 |
9 |
Согласитесь ли вы с мнением, что
интернет-реклама становится все более назойливой и утомительной с течением
времени? |
|
|
0.9.1. |
|
Да, соглашусь |
70 |
70% |
0.9.2. |
|
Нет, я не соглашусь |
12 |
12% |
0.9.3. |
|
Затрудняюсь ответить |
18 |
18% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.10 |
10 |
Ваш пол: |
|
|
0.10.1 |
|
Женский |
73 |
73% |
0.10.2 |
|
Мужской |
27 |
27% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
0.11 |
11 |
Ваш возраст |
|
|
0.11.1 |
|
16-20
лет. |
76 |
76% |
0.11.2 |
|
21-25
лет |
19 |
19% |
0.11.3 |
|
26-30
лет |
4 |
4% |
0.11.4 |
|
31-35 лет |
1 |
1% |
Всего |
|
|
100 |
100% |
[1] Московской Ассоциацией коммуникативных
агентств России (АКАР) было проведено исследование российского рекламного
рынка. Исследование основывалось на аналитике выделенного бюджета отечественных
компаний на онлайн продвижение своих услуг и товаров. Среди этих компаний –
Сбер, МТС, Теле-2, Отисфарм, х5 ритейл групп. Выявлено, что российский
рекламный рынок в интернете по итогам 2021 г. составил 578 млрд руб., что на
22% выше, чем по итогам 2020, следует из данных АКАР. Рекламодатели потратили
большую часть своих бюджетов на интернет-рекламу, чем на остальные каналы
продвижения товаров и услуг. По итогам 2021 г. сегмент российского IT-рынка вырос на 24% по сравнению с 2020 г. См.: Рынок
Интернет-рекламы в России: игроки, тренды, статистика // Научно-технический центр
ФГУП URL: https://rdc.grfc.ru/2022/04/market_of_internet_advertising/ (дата
обращения: 17.01.2023).
[2] Studbooks // Реклама в Средние века. URL: https://studbooks.net/974542/marketing/reklama_srednie_veka
(дата обращения: 07.03.2023).
[3] Старых Н. В., Учёнова
В. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002. С. 78-80.
[4] Тангейт М.
Всемирная история рекламы. Ростов на Дону: Омега Паблишер, 2020. С. 112-119.
[6] Шальман Т. М.
Телевизионная реклама: от истории к современности // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2. С 1-6.
[7] Шепелева И. Н.
Эволюция средств интернет-рекламы // Гуманитарный акцент. 2017. № 1. С
4-7.
[8] Шахов Д. А.
Интернет-реклама как целенаправленная информационно-коммуникативная
деятельность // Человек и образование. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 18-19.
[9] Digital 2022: another year of bumper growth // We are
social URL:
https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/
(дата обращения: 18.01.2023).
[10] Объем рекламы
по типам контента в 2020 году // АКАР URL:
https://www.akarussia.ru/press_centre/news/id9541 (дата обращения: 19.01.2023).
[11] Объём рынка
рекламы за 2019-2021 гг. // АКАР URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015
(дата обращения: 19.01.2023).
[12] Демичев Д. А.
Виды рекламы в интернете // E-Scio. 2019. № 3. С. 16-17.
[13] O'Reily
Tim Ten-No, Eleven-Years of Internet Advertising //
O'Reilly Radar. 2005. № 5. С. 1-2.
[14] Вирин Ф.
Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2012.
С. 81.
[16] Кожушко О. А.
Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования.
Новосибирск: Интелсиб, 2017. С. 34-36.
[17] Петрова О. А.,
Якутова О. М. Тизерная реклама в сети Интернет // Актуальные проблемы авиации и
космонавтики. 2010. № 1. С.321-322.
[18] Иванова В. М.,
Чеховская С. А. Вирусный маркетинг // Бизнес-образование в экономике знаний.
2015. № 2. С. 15.
[20] Логунова Л. Ю. Методология социологических исследований: учеб.
пособие. Кемерово: КемГУ. 2014. С. 16-17.
[21] Логунова Л. Ю.
Социокультурные и методологические основы микросоциологии / Социальная и
политическая мобилизация: микросоциологический анализ: коллективная монография:
под ред. Л. И. Шпак. Кемерово: КемГУ, 2015. С. 16-37.
[22] Бахтин М. М.
Проблемы поэтики Достоевского. Мск.: Художественная литература, 1972. С. 22-57.
[23] Евдокименко А.
С., Митина О. В. Методы анализа текста: методологические основания и
программная реализация // Психология. Психофизиология. 2010. № 4. С. 13-16.
[24] Логунова Л. Ю. Социокультурный подход: специфика
применения микроанализа // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397. С. 48-55.
[25] Логунова Л. Ю.
Социокультурный подход: специфика применения микроанализа. Там же.
[26] Тавокин Е. П.
Основы методики социологического исследования: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 85-115. 239 с.
[27] Влияние
программы телевизионной рекламы на зрительское поведение и запоминаемость у
взрослой и детской аудитории
[28] Kolenda N. Methods of Persuasion: How to Use
Psychology to Influence Human Behavior. LLC.: Kolenda
Group, 2013. 180-200 p.
240 с.
[29] Леонтович О. А.
Метод дискурс-анализа // Дискурс-Пи.
2015. №2(19). С. 10-11.
[30] Оганян К.
М. Методология и методы социологического
исследования: учебник для вузов. Мск.: Издательство Юрайт, 2023. С. 85-87.
[31] Семенова А. В.
Контент-анализ в социологии: методологические новации // Вестник ВятГУ. 2011. №
4. С. 10-11.
[32] Байбородова Л. В., Чернявская А.
П. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для
вузов. Мск.: Издательство Юрайт, 2023. С. 58-60.
[33] Кудрявцева Н.
Ф. Опрос, который изменил опросы // Известия. 2009. № 2. С. 12.
[34] Мальцев А. А.
Визуализация образов в памяти в рекламе. // Актуальные проблемы социальных и
психологических наук: теория, методология, практика. Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 2022. С. 100-102
[35] Lipton // The Art of
Tea: Lipton's Impressionist Masterpiece URL: https://www.lipton.com/us/en/our-purpose/sustainability/tea-art.html
(дата обращения 31.03.2023).
[36] Toblerone // The Art of Chocolate: Toblerone's
Matterhorn. URL:
https://www.toblerone.com/en/art-chocolate-toblerones-matterhorn/ (дата обращения
31.03.2023).
[38] Штомпка П.
Визуальная социология. Там же. С. 77-94.
[39] Логунова Л. Ю., Бондаренко А. И. Визуальный анализ
самопрезентаций образовательных организаций в социальных сетях периода пандемии
/ Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы IX
Междунар. научно-практ. конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во ростовского
государственного ун-та путей сообщения С. 96-102.
[40]
Логунова Л. Ю., Тремблюк Е. Я., Уткина А. Н. Туристический
потенциал Кемеровской области: специфика управления // Социологическая наука и
социальная практика. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2022. Т. 10. № 1 (37). С. 110-127.
[41] Гакаев Р. А.
Методы картографического исследования и этапы их формирования // Педагогика
высшей школы. 2016. №1 (3). С. 2-4.
[43] Фролова М. А.
История возникновения и развития инфографики // Информационные компьютерные
технологии в образовании. 2014. № 5. С. 5-8.
[44] Логунова Л. Ю. Социокультурный
подход: специфика применения микроанализа // Вестник. Том. гос. ун-та. 2015. №
397. С. 48–55.
[45] Грачева Е. А.
Социальные смыслы торговли и рекламы: модерн ХХ век // Актуальные проблемы
социальных и психологических наук: теория, методология, практика. Кемерово:
Кемеровский государственный университет, 2021. С. 123-126.
[46] Мальцев А.
А. Использование рефлексивного анализа
при изучении рекламы // Наука и образование. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2023. С. 268-271.
[47] Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for
Analyzing Industries and Competitors. Michigan: Illustrated edition, 1998. P.
276-293.
[48] Kotler P., Armstrong, G. Advertising and Promotion:
An Integrated Marketing Communications Perspective. New Jersey: Prentice Hall,
2010. P. 120-165.
[49] Belch G. E., Belch M. A. Integrated Advertising,
Promotion, and Marketing Communications. In Advertising and promotion: An
integrated marketing communications perspective. McGraw: Hill Education, 2021. 435-480 p.
[50] Исследование
было организовано в формате онлайн-опроса, при помощи Google Forms. Такой
формат исследования обладает рядом преимуществ, таких как быстрота и удобство
для пользователей; возможность быстрой обработки полученных данных. 100 чел. –
100%, март, 2023 г. Опросный лист был была размещен в социальной сети Вконтакте
на личной странице https://vk.com/suusaterribilisschool.
[51] 5758 // Откуда
взялись синагоги? URL: https://jewishmagazine.ru/articles/history/otkuda-vzjalis-sinagogi/
(дата обращения: 25.01.2023).
[52] Инфониак // 10
археологических открытий URL: https://www.infoniac.ru/news/10-arheologicheskih-otkrytii-kotorye-izmenili-predstavleniya-o-proshlom.html (дата обращения: 25.01.2023).
[53] Объем рекламы
по типам контента в 2020 году // АКАР URL: https://www.akarussia.ru/press_centre/news/id9541
(дата обращения: 19.01.2023).
[54] Объём рынка
рекламы за 2019-2021 гг. // АКАР URL:
https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015 (дата обращения:
19.01.2023).