КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: "СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ"

УТВЕРЖДЕНО:

научный руководитель

старший преподаватель 

________________________

«____» ________________2023 г.

 

КУРСОВОЕ ЗАДАНИЕ

студента курса, группы «», очной формы обучения

 

1. Тема работы: Система и виды наказаний.

2. Цель работы: проанализировать систему и виды наказаний в уголовном праве РФ.

3. Срок сдачи работы научному руководителю для подготовки отзыва: 01.04.2023г.

4. Работа выполняется на базе: кафедры уголовного права и процесса.

5. Теоретическое задание: анализ нормативно-правовых актов, материалов научной и учебной литературы, правоприменительной (судебной) практики по теме исследования.

6. Результаты работы: проанализированы система и виды наказаний в уголовном праве РФ.

7. Область применения результатов работы: учебный процесс, научно- исследовательская работа.

8. Задание вручено студенту: ____________2023г.


 

 

УТВЕРЖДЕНО:

научный руководитель

старший преподаватель 

________________________

«____» ________________2023 г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Студента курса, группы «», очной формы обучения на тему

«Система и виды наказаний»

 

Виды работ

План

Факт

1.

Подбор научной литературы и

законодательства по теме исследования

Ноябрь 2023

Выполнено

2.

Подготовка введения, первого раздела работы и передача научному руководителю для проверки

Декабрь- январь 2023

Выполнено

3.

Подготовка второго и третьего раздела работы и передача научному руководителю для проверки

Февраль 2023

Выполнено

4.

Подготовка окончательного варианта работы и ее оформление

01.03.2022 –

01.04.2022

Выполнено

5.

Оформление и передача работы на кафедру для проверки научным руководителем и подготовки отзывы

01.04.2023

Выполнено

 

_____________________                                                     _____________

(Ф.И.О. студента)                                                                        (подпись)


РЕФЕРАТ

Курсовая работа 46 с., использовано источников 31.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – наказание, понятие системы наказаний, значение системы наказаний, становление и развитие системы наказаний, классификация видов наказаний.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ –проанализировать систему и виды наказаний в уголовном праве Российской Федерации.

ОБЪЕКТ РАБОТЫ– общественные отношения в сфере назначения и исполнения уголовного наказания по действующему Уголовному кодексу Российской Федерации.

ПРЕДМЕТ РАБОТЫ – виды уголовных наказаний действующего механизма наказаний в Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ: проанализированы система и виды наказаний в уголовном праве Российской Федерации.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ – учебный процесс, научно- исследовательская работа.

 

 


АННОТАЦИЯ

Система и виды наказаний. Кафедра уголовного права и процесса.

В работе описывается становление и развитие системы уголовных наказаний; раскрываются понятия уголовного наказания как меры государственного принуждения, и системы наказаний, установленной уголовным законодательством; приводятся классификации наказаний по различным критериям; описываются все виды наказаний в последовательности, установленной Уголовным Кодексом Российской Федерации.

 

SUMMARY

The system and types of punishments. Department of Criminal Law and Process. 

The work describes the formation and development of the system of criminal penalties is described; the formation and development of the system of criminal penalties; reveals the concept of criminal punishment as a measure of state coercion, and the system of punishments established by criminal law; provides classifications of punishments according to various criteria; describes all types of punishments in the sequence established by the Criminal Code of the Russian Federation.

  


ОТЗЫВ

НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студента курса, «» группы очной формы обучения

_____________________________________________________________________

 

на тему___________________________________________________________

 

Тема работы: __________________________________________________________________

1. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач выполнения работы, объекта и предмета исследования: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________

2. Степень разработки научной проблемы, самостоятельность и полнота проведенного анализа, наличие ошибок; соответствие содержания теме и плану работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________

3. Анализ законодательства по теме и (или) практики его применения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________

4. Использование научных методов исследования, умение логично мыслить, доказывать, делать обоснованные выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________

5. Полученные результаты и их новизна: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________

6. Оформление работы и выполнение календарного плана: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________

Общая оценка курсовой работы: _____________________________________

 

Научный руководитель: __________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 8

ГЛАВА 1. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РФ.. 10

1.1.   Становление и развитие системы уголовных наказаний. 10

1.2.   Понятие и значение системы наказаний. 12

1.3. Классификация наказаний. 13

ГЛАВА 2. НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ... 16

2.1. Штраф. 16

2.2. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.. 19

2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 21

2.4. Обязательные работы.. 24

2.5. Исправительные работы.. 26

2.6. Ограничение по военной службе. 28

ГЛАВА 3. НАКАЗАНИЯ, СОСТОЯЩИЕ В ЛИШЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ СВОБОДЫ... 30

3.1. Ограничение свободы.. 30

3.2. Арест. 31

3.3. Содержание в дисциплинарной воинской части. 33

3.4. Лишение свободы на определённый срок. 35

3.6. Смертная казнь. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Уголовное наказание выступает в качестве одного из самых важных институтов уголовного права, так как всегда признавался средством защиты социальных отношений и охраняемых общечеловеческих ценностей от преступных посягательств. Исходя из социальной функции уголовного наказания можно сделать вывод о том, что в случае его использования в отношении лица, которое совершило преступное деяние, может быть восстановлен общественный порядок, заглажен нанесенный вред потерпевшему, удовлетворена социальная потребность в наказании виновного лица, устранено чувство страха и неуверенности, формирующиеся у граждан в связи с совершением преступного деяния, укреплено доверие в правоохранительные органы.

Актуальность исследования. В последние десятилетия одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом, является проблема роста преступности, негативные изменения ее качественных характеристик. Сегодня мировое сообщество пытается найти пути и средства решения данной проблемы. Так, в мире предприняты значительные усилия в развитии различных видов наказания и иных мер уголовно-правового характера.

В частности, в уголовном законодательстве РФ был усовершенствован механизм, увеличена эффективность и функционирование уголовных наказаний, а именно: произведено смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и одновременное ужесточение наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений. Указанные изменения привели к тому, что количество осужденных в местах лишения свободы сократилось на 10 процентов.

В первой главе данной работы описывается становление и развитие системы уголовных наказаний, раскрывается понятие уголовного наказания как меры государственного принуждения, установленной уголовным законодательством.  Также представлены разные классификации наказаний по различным признакам, а именно: по порядку (способу) их назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия оказанного на осужденного при их применении. Здесь же указывается основная классификация, закрепленная в уголовном законодательстве.

Вторая глава работы посвящается наказаниям, не связанных с лишением или ограничением свободы. В ней описываются такие виды наказания как: штраф; лишение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе.

Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы, описываются в третьей главе. В ней описываются такие виды наказаний как: ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Целью курсовой работы является исследование системы и видов наказаний в уголовном праве РФ.

Задачи курсовой работы:

1. изучить понятие системы наказаний в уголовном праве РФ;

2. определить классификацию наказаний в уголовном праве РФ;

3. определить виды наказаний в уголовном праве РФ;

4. дать характеристику видам наказаний в уголовном праве РФ.

Анализ степени разработанности темы в отечественной (зарубежной) литературе: Проблемы, связанные с понятием и определением меры уголовного наказания, затронутые в курсовой работе, были разработаны в трудах правоведов (С.И. Баршев, М.Н. Гернет, А.И. Жижиленко, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, Н.Д. Сергеевский, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий и другие).

В курсовой работе проводится анализ нормативно-правовых актов, материалов научной и учебной литературы, правоприменительной (судебной) практики по теме исследования.

Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, аналитический, метод синтеза, анализа и логического изложения.

Структура данной курсовой работы: введение, три главы, четырнадцать подпунктов, заключение и список использованных источников.


 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РФ

1.1.         Становление и развитие системы уголовных наказаний

На протяжении всего исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных явлений.

Право в древнерусском государстве сформировалось во второй половине IX в., когда между феодалами и зависимым населением стали доминировать определенные общественные отношения, а правовые обычаи заменили нормативно-правовые акты.

Впервые определенная и своеобразная система наказаний появилась в первом кодифицированном нормативном акте Киевской Руси - Русской Правде.

В Русской правде не проводятся разграничения между понятием «правонарушение» и понятием «преступление», используя термин «обида», который означал причинение материального, морального и физического вреда.

В качестве субъектов преступлений выступали крестьяне, городские люди и феодалы. Холопы за преступления и проступки, совершенные ими, несли более суровое наказания при фактической ответственности перед господами, которые имели право выдавать или выкупать рабов.

Самым тяжелым видом наказания были поток и разграбление (разновидность причинения имущественного вреда осужденному по решению государства). Причинение смерти (понятия смертной казни еще не было введено) за совершение злодеяния в те времена активно практиковалось в рамках либо княжеской юрисдикции, либо церковной юрисдикции.

В период феодальной раздробленности основными нормативно-правовыми актами являлись Псковская Судная Грамота 1462-1467 гг. и Новгородская Судная грамота 1456 г.

Система наказаний по Псковской Судной Грамоте включала только два вида наказания – продажу и смертную казнь. В Судных Грамотах предусматривались лишь единственный размер и вид наказания, не давая альтернативных вариантов правоприменителю, что можно считать прототипом абсолютно определенных санкций[1].

В Судебниках ХV, ХVI веков в систему наказаний вошли смертная казнь и торговая казнь (наказание розгами). Стали появляться квалифицированные виды казней, которые помимо функций устрашения и кары осуществляли функцию обозначения (выделения преступника из общей массы законопослушного населения), такие как отсечение ушей и языка, клеймение.

В конце XVIII в. более широкое применение получает лишение свободы в форме тюремного заключения. Также появляются новые виды мест лишения свободы: работные и смирительные дома для менее опасных заключенных и административно арестованных.

После революции были изменены основные понятия и институтов уголовного права. Законы, которые предусматривали уголовную ответственность, преимущественно принимали из-за конкретных политических событий и не рассчитывались на долгосрочное применение.

В Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» был приведен исчерпывающий перечень видов наказаний, в него вошли: лишение свободы, денежный штраф, удаление из отдельных местностей, из столицы или пределов Российской Республики, объявление виновного врагом народа, вынесение общественного порицания, лишение всех либо некоторых политических прав, частичная либо полная конфискация имущества, принуждение к обязательным работам. Позже данный перечень был дополнен такими наказаниями как лишение права занимать ответственные должности, объявление вне закона, объявление общественного бойкота.

Смертную казнь отменили в период правления Временного правительства, однако летом 1917 г. она была восстановлена на фронте. Эту меру наказания советская власть сразу отменила, но летом 1918 г. восстановила вновь[2].

С 1922 года Уголовное право начинает делиться на Общую и Особенную части. Также в УК РСФСР 1922 г. предусмотрены признаки преступления, такие как общественная опасность, противоправность (преступлениями признаются только деяния, запрещенные уголовным законом), виновность деяния (неосторожные или умышленные), а также наказуемость.

В 1958 г. принимают новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые заменили Основы законодательства 1924 года. Новым законом определялись какие деяния являлись преступлениями, а также устанавливались меры ответственности за их совершение. Данные закон лег в основу УК РСФСР 1960 г., который действовал вплоть до принятия УК РФ 1996 г.

Таким образом, в процессе развития цивилизации система наказаний становилась мягче, гуманнее. Постепенно из нее исчезли калечащие наказания, варварские виды смертной казни, появилось разнообразие видов наказаний.

1.2.  Понятие и значение системы наказаний

В соответствии с действующим законодательством под наказанием понимается мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание является мерой принуждения. Она выражается в лишении или ограничении трудовых, личных и имущественных прав, совершившего преступление. Мера ответственности устанавливается в соответствии с приговором суда по нормам УК РФ. Никакой другой орган, помимо суда, не может регламентировать уголовное наказание.

Уголовное наказание, в целом, более сурово и репрессивно, оно больше, чем другие разновидности юридической ответственности, ущемляет права граждан. Разновидности наказаний, используемых в рамках разных видов уголовно-правовой ответственности тяжелее по срокам и размерам. Только уголовное наказание влечет за собой такое правовое последствие, как судимость.

Разнообразие видов наказаний образует определенную систему, под которой следует понимать установленный уголовным законодательством внутренне упорядоченный, исчерпывающий список наказаний, которые могут определяться в санкциях положений Особенной части Уголовного кодекса РФ и применяться судом за совершение преступных деяний.

Системе наказаний присущи индивидуальные признаки, а именно:

1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Также вид, размеры, основания и порядок применения наказания могут быть указаны только в уголовном законе. Следовательно, нельзя произвольно назначить осужденному наказание.

2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретному уголовному делу, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.

3. Система наказаний обладает упорядоченным характером. Она базируется по следующему принципу: от самого мягкого к самому строгому виду наказания.

4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это значит, что осужденному не может быть назначено наказание, которого нет в перечне видов наказаний.

Таким образом, наказанием является мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Она выражается в лишении или ограничении трудовых, личных и имущественных прав, совершившего преступление. В современном уголовном законодательстве существует разнообразие видов наказаний, они, в свою очередь, образуют систему наказаний, которой присущ перечень индивидуальных признаков.

1.3. Классификация наказаний

Классификация наказаний – объединение наказаний в относительно однородные группы по определенным критериям с учетом характера и объема право-ограничений, функциональной роли в выполнении тех либо иных задач.[3]

В уголовном праве существует немало различных классификаций наказаний. Мы остановимся на двух более важных классификаций наказаний.

Первая классификация носит теоретический характер, поскольку не закреплена в уголовном законе. Все наказания, в соответствии с данной классификацией подразделяются на три группы в зависимости от характера воздействия, оказываемого на осужденного, а именно:

1) наказания, не связанные с лишением свободы;

2) наказания, связанные с лишением свободы;

3) наказание в виде смертной казни.

В первую группу входят: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы. Наказания данной группы не лишают свободы, не отрывают от семьи, работы и другой социальной деятельности.

Вторая группа наказаний включает: арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.

Отдельное место в данной классификации занимает смертная казнь. ООН предусмотрела специальные меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни.

Вторая классификация закреплена в уголовном законодательстве РФ. В соответствии с ней, все наказания делятся на три группы:

1) основные наказания;

2) дополнительные наказания;

3) наказания, способные выполнять роль основных и дополнительных.

К первой группе относятся те виды наказаний, которые назначаются судом самостоятельно и не могут присоединяться в качестве дополнения к другим наказаниям.

В виде примера можно привести: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Дополнительные наказания присоединяются к основному наказанию, увеличивая объем право-ограничений для правонарушителя. Эти наказания используются для предупреждения новых преступлений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

К третьей группе наказаний относятся: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются на общие и специальные. Общие – это наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления. Специальные – это наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных.

Также возможна классификация наказаний по возможности определения срока наказания. Так все наказания делятся на срочные и наказания, не связанные с установлением определенного срока (одномоментные).

Срочными являются наказания, в которых указаны минимальный и максимальный сроки, на которые они могут быть определены по приговору суда. К ним относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы.

К одномоментным наказаниям относятся: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь.

Таким образом, в современной науке уголовного права существуют разные классификации наказаний по различным признакам, а именно: по порядку (способу) их назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия оказанного на осужденного при их применении. Однако общепринятой является только та, которая установлена нормами уголовного законодательства. Именно по ней должны быть классифицированы наказания при вынесении судами обвинительного приговора.

ГЛАВА 2. НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ

2.1. Штраф

Штраф является одним из наиболее часто назначаемых уголовных наказаний, так как его исполнение является одномоментным, и он может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.[4]

Штраф представляет собой денежное взыскание, которое налагается в пределах, установленных уголовным законом. Однако среди правоведов существуют разные мнения по поводу определения штрафа.

Так, А.В. Ямов считает, что штраф в соответствии со ст. 43 Уголовного кодекса РФ является уголовным наказанием и представляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда и применяемую в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений[5].

По мнению Е.С. Урусовой, штраф – это вид уголовного наказания, который представляет форму уголовной ответственности, назначаемую по приговору суда лицу, виновному в совершении преступления, и выражающуюся в определенном ограничении его имущественных интересов[6].

Следовательно, штраф следует рассматривать как форму реализации уголовной ответственности, которая выражается в ограничении имущественных интересов лица посредством умаления их объема в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений.

Согласно части 1 статьи 46 УК РФ, штраф установлен от 5000 до 5000000 рублей, или в размере заработной платы или другого дохода, осужденного на срок от двух недель до пяти лет, или рассчитывается в виде суммы, кратной стоимости объекта, сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф воспринимается как снисходительное наказание по отношению к другим видам наказания. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения, осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения им заработной платы или иного дохода. Кроме того, суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5 лет[7].

Однако правонарушитель может намеренно уклоняться от уплаты штрафа (без уважительных причин для отсрочки). Законодатель предусмотрел данное обстоятельство. При злостном уклонении от уплаты штрафа, который был назначен в качестве главного наказания, за исключением случаев назначения штрафа в размере, который исчисляется с учетом величины, кратной стоимости предмета либо сумме взятки, либо коммерческого подкупа, штраф подлежит замене другим наказанием, за исключением лишения свободы[8]. 

Штраф как вид уголовного наказания имеет ряд проблем. Это связано с постоянным усовершенствованием данного вида наказания, в частности: изменяются минимальные и максимальные размеры штрафа, вводятся новые системы исчисления, уточняются положения о применении штрафа в зависимости от характера совершенных преступлений. На основании этого меняются и подходы судебной практики при назначении наказания.

Так, из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 No 2 (в ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»[9] определение понятия «заработная плата» включает не только вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, но также и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты –ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Следовательно, исходя из определения Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 No 2153-О[10] при исчислении размера штрафа, исходя из заработной платы, следует основываться на сумме всех указанных выплат, что в некоторых случаях не учитывается судами при вынесении приговора.

При этом следует учесть и тот факт, что отдельные категории граждан не имеют заработной платы. По этому поводу даются разъяснения в апелляционном постановлении Московского городского суда от 12.03.2017 по делу No 10- 2888, где суд второй инстанции отмечает, что в том случае если у гражданина нет источника дохода в виде заработной платы, источником его доходов могут, например, являться авторские гонорары, выплаты по гражданско-правовым сделкам и т.п. В этих случаях именно размер таких доходов и будет являться основанием для исчисления суммы штрафа[11].

В законодательстве также предусмотрен ряд преступлений, за совершение которых штраф может быть исчислен исключительно из одного основания. Речь идет о назначении штрафа за преступления, связанные с предметом или суммой коммерческого подкупа, взятки или с суммой незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. В таких ситуациях закон постановляет исчислять штраф только исходя из кратной стоимости указанных предметов или сумм. При исчислении штрафа с учетом кратной величины должны сохраняться минимальные значения, установленные для рассматриваемого способа исчисления наказания, а именно 25 тыс. руб. Следовательно, даже если сумма, рассчитанная с учетом кратной величины, меньше двадцати пяти тысяч рублей, минимальный предел должен быть соблюден и штраф назначается в размере 25 тыс. руб.

Однако в практике судов имеются случаи, когда размер штрафа меньше минимального предела, предусмотренного законодательством. А значит, приговор суда будет считаться недействительным.

В УК РФ нет норм, позволяющих назначить наказание в виде штрафа в размере до 25 тыс. руб. в исключительных случаях. Этот факт является существенной недоработкой законодательства.

Таким образом, штраф хоть и является самым распространенным видом уголовного наказания, однако имеет ряд проблем, которые требуют решения путем корректировки норм УК.

2.2. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – запрещение занимать конкретную должность или заниматься каким-то конкретным видом деятельности.

Включение данного вида наказания в систему наказаний обусловлено стремлением законодателя предупредить рецидив со стороны лиц, преступления которых были связаны с их должностным положением, выполнением профессиональных функций или занятием иной деятельностью.

В УК РФ не определяется круг должностей и видов деятельности, которые могут быть запрещены осужденному. Однако в ч. 1 ст. 47УК РФ указывается, что рассматриваемый вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Исходя из сказанного, данный вид наказания можно разделить на два самостоятельных подвида, а именно:

1) лишение права занимать определенные должности - запрет занятия должностей на государственной службе или в органах местного самоуправления;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью - запрет заниматься профессиональной (педагогической, врачебной и пр.) или иной (например, управлением транспортными средствами) деятельностью.

Под государственной гражданская службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Муниципальная служба представляет собой оплачиваемую профессиональную деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие.

Следовательно, запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.

Запрещение заниматься профессиональной или иной деятельностью – это запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой.

В виде основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться на срок от 1 до 5 лет только тогда, когда оно предусмотрено санкцией (5% от всех санкций) или по правилам назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в соответствии с ч. 3 ст. 47УК РФ, может назначаться на срок от 6 месяцев до 3 лет в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Последствием лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью для осужденного является не только само по себе исполнение этого вида наказания, но и то, что оно может привести к ограничению или утрате им льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или работой, к прерыванию специального трудового стажа, а также к снижению размера заработной платы или иного заработка.[12]

Однако некоторые правоведы не считают лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью наказанием. Так, В.В. Агильдин считает, что «необходимо исключить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью из перечня наказаний, поскольку по своей сути оно не является наказанием. Данное наказание хотя и формально обладает некоторыми элементами, свойственными наказанию, не является наказанием по своей сути, так как, не смотря на то, что сопряжено с различного рода лишениями и ограничениями, является следствием совершения лицом деяния, запрещенного законом, и выступает только в качестве правового последствия, носит «не карательный» характер и поэтому должно относиться к иным мерам уголовно-правового характера, а не к видам наказания»[13].

Данное утверждение не совсем верно. Ведь лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью наказанием носит карательных характер, который проявляется в том, что лицо, осужденное к этому наказанию, не может по своему усмотрению выбирать себе любое место работы и должность. Это ограничение трудовых прав, а значит, может считаться наказанием.

Таким образом, лишение права занимать определенные должности представляет собой вид уголовного наказания, который применяется к лицу (специальному субъекту), признанному виновным в совершении преступления в связи с занимаемой им должностью на государственной службе, в органах местного самоуправления вопреки интересам такой службы и заключается в лишении этого лица конкретных субъективных прав и в ограничении его правоспособности на установленный приговором суда срок. Данный вид наказания имеет определенные последствия, а именно: ограничение или лишение льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или работой; прерывание специального трудового стажа, а также снижение размера заработной платы или иного заработка.

2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград тесно связано с государственной службой РФ, так как названные виды правовых благ исходят от нее и зависят от вида государственной службы, занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто состоит на государственной службе.

Согласно ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данный вид наказания в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ является в настоящее время единственным наказанием, которое может применяться только в качестве дополнительного вида[14].

Данный вид наказания не связан с лишением или ограничением свободы либо с исправительно-трудовым воздействием. Однако, карательное воздействие данного вида наказаний проявляется в первую очередь в моральном осуждении виновного, однако есть и элементы имущественного воздействия (финансового, экономического), поскольку он лишается всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны с соответствующими званиями, чинами или наградами[15].

Данный вид наказания имеет ряд особенностей, а именно:

1) Оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК РФ. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения данного наказания.

2) Назначение этого наказания, если для этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда. При этом судам при рассмотрении дел и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие личность виновного. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о том, что виновный по своим деловым и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют его званию (чину), суды не вправе сохранять звание осуждаемому.

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при осуждении его за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ).

4) рассматриваемое наказание носит преимущественно «позорящий» характер и связано с морально-психологическим воздействием на осужденного[16].

5) оно состоит в лишении осужденного определенных привилегий и отличий, полученных за прошлую деятельность, как правило, значимых для него.

6) оно влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

7) это наказание оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, так как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных льгот имущественного характера, установленных для соответствующих категорий лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и т.д.), что также носит более длительный характер, чем собственно судимость[17].

Однако, Российский суд не вправе лишать осужденных наград, которыми они были награждены соответствующими органами иностранных государств, а также международными органами. Такое же ограничение действует и в отношении наград, присвоенных какими-либо органами государств - бывших союзных республик, входивших в СССР[18].

Также суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. Ученая степень и ученое звание даются за научные заслуги. Их лишение возможно лишь, если будет установлено, что таких заслуг лицо не имеет, а ученая степень или ученое звание присвоено по ошибке. Суд не может судить о научных заслугах. Эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, которая может лишить такой степени или звания за плагиат, то есть в случае, если будет установлено, что при подготовке диссертации лицо использовало без ссылки чужие труды[19].

В ст. 48 УК РФ существуют и недостатки, а именно: отсутствие указаний на сроки действия рассматриваемого вида наказания. Законодатель не определяет конкретного срока отбывания указанного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (его временные рамки), закрепляет его в качестве «бессрочного», что порождает определенные дискуссии в уголовно-правовой науке в отношении законодательной регламентации срока отбывания наказания.

Следует установить индивидуальные сроки для каждого осужденного с учетом специфики целей данного наказания, степени тяжести совершенного деяния и личности осужденного.

Так, Зимина А.М. предлагает:

Во-первых, установить сроки, в течение которых осужденный не может быть восстановлен в утраченных правах, исчисляемых в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного, с сохранением при этом установленных восстановительных процедур, возможность применения которых поставлена в зависимость от того, достигнута ли основная цель - исправление осужденного[20].

Во-вторых, рассматриваемый вид наказания носит достаточно усложненный характер, фактически включает в себя пять видов наказаний: 1- лишение специального звания; 2- лишение воинского звания; 3- лишение почетного звания; 4- лишение классного чина; 5- лишение государственных наград), отличных во многом по правовым последствиям их применения и как следствие степени воздействия на осуждаемых. Предлагается разделить данный вид наказания на пять отдельных видов наказаний с дифференциацией сроков отбывания по каждому из них.

Таким образом, по своей правовой природе рассматриваемый вид наказания не отличается от иных видов уголовных наказаний. Однако, имеет ряд определенных особенностей, которые раскрываются выше. Также в нормах уголовного закона наблюдаются некоторые недоработки, связанные, в частности, с отсутствием сроков действия рассматриваемого наказания.

2.4. Обязательные работы

Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.[21] Это значит, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета).

Осужденный не имеет возможности выбора работ, он обязан выполнить именно тот вид работы, который ему будет предоставлен. За выполнение этих работ не получит денежное вознаграждение.

Исходя из вышесказанного, можем выделить особенности рассматриваемого вида наказания:

1)обязательность работ;

2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время;

3) бесплатность работ для осужденного;

4) определение вида этих работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Данный вид наказания устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Такой порядок не дает возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в достижении целей восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных Уголовное право.[22]

Российское уголовное законодательство также предусматривает наказание за злостное уклонение от отбывания обязательственный работ. Так, в соответствии со ст. 29 УИК РФ, за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ либо направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

В ч. 1 ст. 30 УИК РФ указано, что злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Исходя из характера данного вида наказания, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Однако, существуют и проблемы в применении данного наказания. В действующим уголовным и уголовно-исполнительным законодательстве не предусмотрена ситуация, когда осужденный к обязательным работам достигает пенсионного возраста в период отбывания наказания и решает прекратить трудовую деятельность, на что имеет законное право. Данное действие нарушит одно из условий отбывания обязательных работ, а именно их выполнение в свободное от основной работы время.

Также до сих пор не решен вопрос об обязательном медицинском страховании осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Осужденные не попадают ни под одну из категорий лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Следовательно, при получении вреда здоровью в местах отбывания обязательственный работ осужденные не имеют права на получение материальной компенсации.

Таким образом, обязательные работы как вид уголовного наказания являются возложением приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Осужденный не имеет возможности выбора работ и не получает денежного вознаграждения за работу. Данный вид наказания имеет ряд нерешенных серьезных проблем, которые требуют скорейшего устранения.

2.5. Исправительные работы

Согласно уголовному законодательству, исправительные работы состоят в принудительном привлечении осужденного, не имеющего основного места работы, к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного на определенный приговором суда срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка.

Исправительные работы так же, как и обязательные работы имеют ограничения по кругу лиц, в частности они: не назначаются лицам, признанным инвалидами 1 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленный законом срок службы по призыву.

В содержании этого наказания реализуется принцип гуманизма уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации, где он работал до осуждения. В то же время карательный характер исправительных работ проявляется в обязательности труда осужденного и в материальном воздействии - удержании части его заработка в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% [23].

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.

На практике появляется проблема, которая проявляется в том, что денежные удержания можно сделать только из официального заработка трудящегося, прописанного в трудовом договоре, однако довольно часто работодатели специально занижают официальную заработною плату, и доплачивает в карман работника неофициально. В этом случае выгоду получает и работодатель, и работник, но теряются цели и суть уголовного наказания в виде назначения исправительных работ. Исходя из этого, ни о каком исправлении осужденного не может быть и речи.

Решением данной проблемы может стать введение в УК РФ штрафа на таких работодателей и их предприятия за выявления данного нарушения.

Обычно исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет, однако, они могут быть назначены и на срок менее 2 месяцев, если назначение осуществляется судом в порядке замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты исправительными работами. Осужденные, доказавшие свое исправление, имеют право на условно-досрочному освобождению от наказания.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» отмечается, что в соответствии со ст. 50 УК в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ и в том случае, когда санкция статьи Особенной части УК предусматривает меньший срок лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишение свободы.[24]

Таким образом, исправительные работы – это принудительное привлечение осужденного к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления с материальным воздействием – удержанием части его заработка в доход государства. Однако данный вид наказания требует доработок, так как имеются пробелы в обеспечении карательного характера наказания.

2.6. Ограничение по военной службе

Наказание в виде ограничения по военной службе является более тяжким видом наказания по отношению к исправительным работам и менее тяжким – по сравнению с ограничением свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде ограничения по военной службе применяется только в качестве основного вида наказания.

Ограничение по военной службе – это лишение возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия.[25]

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту. [26]

В соответствии со ст. 51 УК РФ, ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. При этом из денежного довольствия осужденного производятся ежемесячные удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Во время отбывания данного наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Если до истечения установленного приговором суда срока ограничения по службе осужденный военнослужащий увольняется с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, командир воинской части (ст. 148 УИК РФ) направляет представление в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.[27]

Таким образом, ограничение по военной службе применяется для того, чтобы дать возможность военнослужащим, которые совершили преступления небольшой тяжести, продолжить нести военную службу. Исправление достигается за счёт лишения осуждённого благ материального и нематериального характера, связанных с прохождением службы.

ГЛАВА 3. НАКАЗАНИЯ, СОСТОЯЩИЕ В ЛИШЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ СВОБОДЫ

3.1. Ограничение свободы

Ограничение свободы – это вид уголовного наказания сущность которого заключается в установлении судом на осужденного ограничений и обязанностей без реального отбывания наказания.[28]

Перечень ограничений установлен ч.1 ст. 53 УК РФ, а именно: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.    Данные ограничения являются обязательными для исполнения.

При этом на осужденного возлагается обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Ограничение свободы в соответствии со ст. 45 УК РФ имеет двойственную природу, оно может применяться как основное, так и как дополнительное наказание. В зависимости от этого данный вид наказания назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

В соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение свободы не назначается:

-  лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;

-  беременным женщинам;

-  женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

-  женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста;

-  мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста;

-  военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

- лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В Федеральной службе исполнения наказаний считают, что ограничение свободы спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Однако развитие этого вида наказания тормозит недостаточность финансирования. Для надзора за осужденными предполагается использовать различные технические средства контроля, например электронные браслеты, а также аудиовизуальные средства контроля. В настоящее время в Воронеже проводится эксперимент по применению электронных браслетов. Если результаты эксперимента окажется положительной, то данную практику проведут и в других регионах РФ. Конкретный перечень технических средств контроля будет определен отдельным постановлением правительства.

3.2. Арест

Арест - как вид наказания, тесно связан с лишением свободы, но назначается на более короткий срок.

По мнению А.В. Наумова, «арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы»[29].

Согласно ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Строгая изоляция представляет собой условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьмах.

В российском уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрено два вида ареста как меры пресечения: домашний арест и заключение под стражу.

Согласно ст. 107 УПК РФ домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете общаться с определенными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи.[30]

Заключение под стражу регулируется ст. 108 УПК РФ. Данный вид ареста применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При назначении заключения под стражу суд должен указать конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых было принято такое решение.

Осужденным к аресту не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону, не осуществляется общее и профессиональное образование и не разрешается передвижение без конвоя.

Арест имеет ряд ограничений по кругу лиц, в частности: арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Отбывание ареста предполагалось в арестных домах, которые должны были условиями содержания и инфраструктурой напоминать тюрьмы, но без рабочих мест, для более сильного шокового воздействия на лицо, совершившее преступление средней или небольшой тяжести. Однако арестные дома в РФ до сих пор отсутствуют по причине нехватки денежных средств. Следовательно, данная мера наказания становится менее действенной.

Таким образом, арест назначается уголовным законодательством только в качестве основного наказания за преступления небольшой или средней тяжести на срок от одного до шести месяцев.

3.3. Содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части представляет собой направление осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть, отличающуюся от других воинских частей специальным режимом содержания осужденных военнослужащих, а также распространяющимися на них право-ограничениями, не связанными с режимом содержания. Данный вид наказания устанавливается только в качестве основного наказания.

Согласно ч. 1 с. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Под военной службой согласно понимается особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.[31]

В соответствии со ст. 156 УИК РФ, в дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей, требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала воинской части.

Время исполнения осужденным данного наказания не засчитывается в общий срок военной службы. Также, в соответствии с действующим уголовным законодательством, из заработной платы, начисленной осужденному военнослужащему, 50% перечисляется на счет дисциплинарной воинской части для решения вопросов совершенствования ее функционирования, а оставшаяся часть поступает на лицевые счета осужденных.

Рассматриваемый вид наказания нуждается в совершенствовании. В частности, в законодательстве следует урегулировать вопрос об условно-досрочного освобождении. Возможность условно-досрочного освобождения от наказания является важным стимулом к исправлению осужденных, и должна быть эффективным средством укрепления дисциплины и порядка в самой дисциплинарной воинской части.

Особое недовольство у осужденных – 67,8% вызывает полная зависимость решения вопроса об условно-досрочном освобождении от личного распоряжения командира взвода или роты. Осужденные военнослужащие считают, что при таком подходе у них развивается стойкая неприязнь к воинским уставам и строевой подготовке.

Также современное функционирование вооруженных сил многих государств свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов социально-психологической службы.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, потребность формирования единой социально-психологической службы возникло давно. Однако, данная потребность начала реализовываться только в последнее время.

В штаты войсковых и флотских структур должны включаться военные психологи и социологи. Их задачами является: оказание помощи командирам организации осужденных, выявление лиц с отклоняющемся поведением, выработка рекомендаций по повышению психологической устойчивости осужденных в условиях отбывания наказания и создания условий для их исправления.

Особое место в данном вопросе также занимает проблема определения лиц, склонным к суицидальным проявлениям. Научный анализ биографических данных, черт характера, условий жизни, особенностей реагирования таких лиц позволяет в большинстве случаев преодолеть риск суицидальности в военных частях.

Таким образом, содержание в дисциплинарной воинской части представляет собой направление осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть, отличающуюся от других воинских частей специальным режимом содержания осужденных военнослужащих, а также распространяющимися на них право-ограничениями, не связанными с режимом содержания. При этом из заработной платы, начисленной осужденному военнослужащему, 50% перечисляется на счет дисциплинарной воинской части для решения вопросов совершенствования ее функционирования. Однако, рассматриваемый вид наказания имеет ряд проблем, связанных с замедленным формированием единой социально-психологической службы, а также в неурегулировании в законодательстве вопроса об условно-досрочного освобождении.

3.4. Лишение свободы на определённый срок

Лишение свободы на определенный срок является одним из наиболее часто применимых видов наказания.

Данный вид наказания представляет собой изоляцию осужденного от общества путем помещения его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию с тем или иным видом режима, либо в тюрьму на установленный в обвинительном приговоре суда срок.

Лишение свободы на определенный срок ограничивает статус осужденного как гражданина, не позволяя в полной мере реализовать конституционные права и свободы. Так, например ст. 27 Конституции РФ сказано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.

Однако данные ограничения применяются в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). По смыслу данной статьи, рассматриваемый вид наказания должен применяться за совершение более тяжких противоправных уголовно-наказуемых деяний, так как лишение свободы на определенный срок обладает наибольшими ограничениями определенных прав и свобод. Следовательно, данный вид наказания относится к более суровым видам наказания.

Изоляция лица в местах лишения свободы влечет прерывание нормальных социальных связей, семейных отношений, свободной трудовой и образовательной деятельности. В местах лишения свободы осужденные подвергаются постоянному надзору, посылки, передачи и бандероли досматриваются, получаемая корреспонденция подвергается цензуре, а телефонные переговоры контролируются персоналом исправительных учреждений. Эти действия считаются наиболее действенным для лиц, совершивших преступление разной степени тяжести, и способствуют исправлению осужденного.

3.5. Пожизненное лишение свободы

Пожизненное лишение свободы, в соответствии с наукой, изучающей правовые явления общественной жизни, рассматривается как форма социальной ответственности.

Сама же социальная ответственность представляет собой «особые специфические свойства общественных отношений, которые сформированы в деятельности людей и выражаются в осознанности, либо же возможностей осознания ими ощутимых обществом последствий совершения тех, либо иных поступков»[32].

УК РСФСР пожизненное лишение свободы применялось только как альтернатива смертной казни и назначалось исключительно за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. И лишь в 1996 году пожизненное лишение свободы как самостоятельный вид наказания было включено в систему уголовных наказаний.

Целями пожизненного лишения свободы являются особо жесткие карательные воздействия на лиц, виновных в совершении особо тяжких преступлений, а также предупреждение повторения подобных преступлений и защита общества от возможных рецидивов виновных лиц.

К пожизненному лишению свободы подлежат виновные лица, которые совершили следующие преступления: акты терроризма при ряде отягчающих обстоятельств; геноциды; умышленные убийства при наличии особо отягчающих обстоятельств; посягательства на жизнь государственных служащих, либо же общественных деятелей; при посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов, органов предварительного расследования, либо судей; преступления, против общественной морали и нравственности и угрожающие состоянию здоровья российских граждан.

К подобным преступлениям также относятся случаи контрабанды и незаконной торговли наркотическими средствами, психотропными веществами, либо же прекурсорами.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 «О судебном приговоре» сказано, что суды должны учитывать, что такой вид наказания как пожизненное лишение свободы в предусмотренных законом случаях может применяться лишь тогда, когда необходимость его назначения обусловлена исключительной опасностью для общества лица, совершившего преступление. Вынося приговор о пожизненном лишении свободы, суд должен привести в подтверждение конкретные обстоятельства дела и данные, характеризующие личность подсудимого.

Любое уголовное наказание должно иметь цель исправления преступника, достижение которой невозможно без воспитательного воздействия на осужденного, в том числе путем использования его позитивной социальной направленности в будущее. И пожизненное лишение свободы не стало исключением. Так, согласно ч. 5 ст. 79 УК, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы. Применение данной статьи УК требует соблюдения ряда условий: пожизненно осужденный не должен иметь злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение 3 предшествующих лет.

Согласно ст. 176 УИК РФ, закон запрещает представлять к условно-досрочному освобождению осужденных, совершивших новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания данного наказания.

Действующее уголовное законодательство предусматривает ряд лиц, которым не может быть назначено пожизненное лишение свободы. Так, согласно части 2 статьи 57 УК РФ, пожизненное лишение свободы не может назначаться женщинам. В данном случае наказание будет заменено на 25 лет лишения свободы по одному преступлению. При совокупности тяжких и особо тяжких преступлений женщин не могут назначить лишение свободы на сроки, превышающие 30 лет. Кроме этого, не могут быть приговорены к пожизненному лишению свободы виновные лица, не достигшие возраста 18-ти лет, а также мужчины, возраст которых составляет 65 лет.

Также УК РФ предусматривает ряд смягчающих обстоятельств, при которых суды не могут выносить приговоры о пожизненном лишении свободы. К таким обстоятельствам относятся: подтвержденные факты о явках с повинной; активное сотрудничество с органами предварительного расследования и оказание медицинской помощи потерпевшим.

Кроме того, в статье 64 УК РФ приведен список исключительных обстоятельств, при которых не может быть назначено пожизненное лишение свободы. К числу таких обстоятельств относятся: преступление не было доведено до конца; судами были отмечены условия о снисхождении виновным лицам; при истечении сроков давности преступлений и исполнения обвинительных приговоров; при пересмотрах дел в кассационной инстанции уголовного судопроизводства, либо же в порядке надзора.

В настоящее время в РФ насчитывается четыре исправительные колонии особого режима, где отбывают наказание более тысячи осужденных к пожизненному лишению свободы. И так как в России не применяется смертная казнь на практике, то численность осужденных к пожизненному лишению свободы стремительно растет вместе с количеством тяжких и особо тяжких преступлений. Этот факт можно подтвердить ч. 2 ст. 74 УИК РФ, которая позволяет создавать изолированный участок для содержания данной категории осужденных в исправительных колониях с иными видами режимов, а такая практика уже имеется, что говорит о том, что специальных учреждений для осужденных к пожизненному лишению свободы уже не хватает.

3.6. Смертная казнь

Смертная казнь представляет собой правомерное причинение смерти в качестве уголовного наказания от имени государства лицам, совершившим особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.

Согласно ч. 1 ст. 59 УК РФ, смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59 УК).

В действующем уголовном законодательстве приведен ряд правонарушений, за которые может назначаться смертная казнь, в частности за: убийство с отягчающими последствиями; геноцид; посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

В ст. 20 Конституции РФ предусматриваются условия, при которых может применяться смертная казнь:

- она должна быть установлена только федеральным законом;

- основанием для ее применения может быть только совершение лицом особо тяжкого преступления против жизни;

- лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть назначена смертная казнь, обеспечено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий применение смертной казни недопустимо.

В соответствии со ч. 2 ст. 59 УК РФ, смертная казнь не назначается женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора суда 65 лет.

В настоящее время институт смертной казни представляет собой одну из самых больших проблем в сфере права, которая вызывает множество дискуссий и споров.  Мнения правоведов разделились на две группы. Одни выступают против применения смертной казни и за ее немедленную отмену, считая этот вид наказания негуманным, аморальным и нецелесообразным. Другие поддерживают применение смертной казни, рассматривая ее не только как правовое ограничение, но и как физическое уничтожение преступника, которое гарантирует обществу полную безопасность от подобного деяния этого лица.[33] Также существует мнение о том, что из-за редкого применения смертной казни не сокращается преступность.

По мнению юриста Б. Н. Чичерина, «не считаться с реальным состоянием общественного правосознания нельзя. В нем прочно укоренилось убеждение о справедливости и необходимости назначения смертной казни за преступления, связанные с умышленным лишением человека самого ценного блага - жизни. При этом сторонники смертной казни настаивают на ее сохранении не ради существования этого наказания как такового, а в связи с его временной необходимостью и целесообразностью. Есть такие преступления, за которые единственным достойным наказанием может быть только лишение жизни».[34]

Существуют люди, которые совершили не одно преступление и не раскаиваются после содеянного. Они представляют большую опасность для общества. Применение смертной казни к таким преступникам есть вынужденная мера.

Также смертная казнь является устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат закон.

С другой стороны, отказ от смертной казни – есть проявление гуманизма. Человеческая жизнь священна, никто не вправе ее отнимать.

Кроме того, при применении смертной казни возможны судебные ошибки. В результате лишиться жизни может невиновный человек. Данные последствия невозможно исправить.

Смертная казнь не устраняет причин, породивших преступление, не дает шанса на исправление.

В России в 1997 году депутатами Государственной Думы РФ был предложен проект закона «О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни», направленного на признание государством человеческой жизни высшей и абсолютной ценностью.  

Им предусматривалось, что наказание в виде смертной казни в Российской Федерации не подлежит исполнению в течение трех лет со дня вступления в силу данного федерального закона. Лица, осужденные к смертной казни, в помиловании которых было отказано Президентом РФ и содержащиеся в исправительных колониях особого режима, по истечении времени действия моратория имеют право вновь обратиться с ходатайством о помиловании. Однако данный закон так и не был принят.

В нынешнем российском законодательстве нигде не предусмотрено объявление моратория. Следовательно, так как казнь установлена Конституцией, то решать вопрос о применении или замене смертной казни на основании подзаконных актов, судебным постановлений и иных документов недопустимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проделанной работе была подробно исследована система наказаний в уголовном праве Российской Федерации: ее историческое развитие, понятие, и отличительные особенности. Также был проведен разбор видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, выявлены их проблемы и возможные способы их разрешения.

Подводя итог курсовой работы, можно заключить следующие выводы.

Во-первых, институт наказания занимает основополагающее место в уголовном законодательстве Российской Федерации, в науке уголовного права, так как является средством защиты социальных отношений и охраняемых общечеловеческих ценностей от преступных посягательств.

Наказания призвано восстанавливать социальную справедливость, исправлять осужденного; предупреждать совершения новых преступлений.

Виды наказаний образуют определенную систему, под которой понимается упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, предусмотренный уголовным законодательством. Существование такой системы наказаний позволяет суду индивидуализировать каждое наказание, выбирать осужденному определенный вид наказания с учетом опасности преступника для общества, определенными обстоятельствами и степени тяжести совершенного преступления, а также обстоятельствами, которые смягчают и отягчают ответственность.

Во-вторых, на протяжении нескольких десятилетий в России проводится политика либерализации и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к преступнику приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы.

Также, в судебной практике чаще стали применять альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В результате значительное число лиц не попадает под влияние криминальной части осужденных, находящихся в местах лишения свободы, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности.

В-третьих, при достаточной развитой системе наказаний все же существуют и проблемы в назначениях наказаний, связанные с пробелами в нормах права либо с недостаточным финансированием развития видов наказаний. Как итог, для решения ситуации приходится полагаться на заключения судов либо использовать устаревшие методы отбывания наказаний.

В заключение хочется сказать, что дальнейшее усовершенствование институт уголовного наказания, как механизма в целом, так и его структурных элементов, в частности просто необходимо. Следует ввести большую разновидность видов наказаний, предусмотреть поправки в нормы уголовного законодательства, которые бы разрешали существующие проблемы в каждом виде наказания. Это предоставит судьям возможность использовать индивидуализацию наказания.  Помимо этого, государству стоит задуматься об увеличении финансирования развития данного института, что позволило бы внедрения новых способов отбывания наказаний.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты

1.                Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2.                    Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Российская газета, N 9, 16.01.1997.

3.                "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023)

4.                  Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Собрание законодательств РФ, 30.03.1998, №13, ст.1475

5.                Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ // Российская газета, N 104, 02.06.1998

Судебная практика

1.                Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. No 6.

2.                Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. No 11.

3.                Обзоры судебной практики Московского областного суда. 2017. No 5.

4.                Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 (ред. от 03.12.2013) "О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания"

Научная и учебная литература

1.                Агильдин В.В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. — 2011. — № 2. — С. 40.

2.                Викторский С.Н. История смертной казни в России и современное ее состояние. М.: тип. Имп. Моск, 1992. С. 217.

3.                Государственные и символы и награды РФ/ авт.-сост. Ю.Л.Кушер.-М.: Изд-во «Кн. Палата», 1999. С. 60-61.

4.                Зимина, А.Н. Правовые проблемы законодательной регламентации срока отбывания наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград// Вестник Северо-Кавказского государственного университета. - 2009. - № 3.

5.                Коряковцев В.В., Питулько К.В. Уголовное права. Общая часть. - СПБ.: Питер, 2010. 224 с.

6.                Кокорева, Ксения. Смертная казнь, как проблема современного общества / Ксения Кокорева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 98-103.

7.                Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа СПб.: Знание, 2000. С. 198.

8.                Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнении// Российский следователь. 2001. № 3. С. 25.

9.                Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2010. - 514 с.

10.           Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. Учебник для бакалавров / Под ред. В.Е. Эминов.- М.: Проспект, 2014. -799 с.

11.           Уголовное право РФ. Общая часть/ под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.: ИНФА-М: КОНТРАКТ, 2004. 552с.

12.           Урусова Е.С. Особенности главы 4 УК РФ: проблемы законодательной регламентации и применение на практике // Государство и право. 2017. No 8. С. 192.

13.           Уголовное право. Общая часть: Учеб. для вузов / [М. И. Ковалев, И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова и др.; Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова]. - Москва: ИНФРА-М: Норма, 1997. - 503 с.

14.           Хачатуров Р.Л., Ягутин Р.Г. Наказание. Тольятти: ИНФРА. 2019.С. 13.

15.           Чичерин Б. Н. Философия права: избранные труды. - СПб., 1998.

16.           Эминов, В. Е.  Уголовно-исполнительное право России в 2 т. Общая и особенная части: учебник для академического бакалавриата / В. Е. Эминов, В. Н. Орлов; ответственные редакторы В. Е. Эминов, В. Н. Орлов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 803 с.

17.           Ямов А.В. Понятие уголовных наказаний: правовой аспект // Уголовное право. 2016. No 2. С. 159.

18.           Якушин В.Я., Тюшнякова О.В. Наказание и его применение: учебное пособие //М-во образования и науки Российской Федерации, Волжский ун-т им. В. Н. Татищева. - Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2006. - 281 с.

Авторефераты, диссертации

1.                Сакаев А.И. Система наказаний по уголовному праву России: История и современность: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 Казань, 1999.С. 143.

Электронные ресурсы

1.                Изосимов С.В. Лишение специального, воинского и почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания. Нижегородская Академия МВД. URL: http://www.ieml.ru/econom problem/2007/3/o6/htm (дата обращения: 17.11.2009).

2.                Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 1. Общая часть / В. М. Лебедев [и др.]; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-00044-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512836 (дата обращения: 30.03.2023).

3.                Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / А. В. Наумов [и др.]; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04853-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513939 (дата обращения: 30.03.2023).




[1] Сакаев А.И. Система наказаний по уголовному праву России: История и современность: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 Казань, 1999.С. 143.

[2] Викторский С.Н. История смертной казни в России и современное ее состояние. М.: тип. Имп. Моск, 1992. С. 217.

[3] Уголовное право РФ. Общая часть/ под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.: ИНФА-М: КОНТРАКТ, 2004. 552с.

[4] Коряковцев В.В., Питулько К.В. Уголовное права. Общая часть. - СПБ.: Питер, 2010. 224 с.

[5] Ямов А.В. Понятие уголовных наказаний: правовой аспект // Уголовное право.

 2016. No 2. С. 159.

[6] Урусова Е.С. Особенности главы 4 УК РФ: проблемы законодательной регламентации и применение на практике // Государство и право. 2017. No 8. С. 192.

[7] Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 1. Общая часть / В. М. Лебедев [и др.] ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-00044-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512836 (дата обращения: 30.03.2023).

[8] Федюшин А. К. Проблемы назначения и исполнения наказания в виде штрафа // Журнал «Социально-экономические явления и процессы». -Выпуск № 7 / том 10 / 2015

[9] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. No 6.

[10] Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. No 11.

[11] Обзоры судебной практики Московского областного суда. 2017. No 5.

[12] 3.         Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / А. В. Наумов [и др.]; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04853-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513939 (дата обращения: 30.03.2023).

[13] Агильдин В.В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. — 2011. — № 2. — С. 40. 

[14] Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[15] Наказание и его применение: учебное пособие / В. Я. Якушин, О. В. Тюшнякова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Волжский ун-т им. В. Н. Татищева. - Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2006. - 281 с.

[16] Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа СПб.: Знание, 2000. С. 198.

[17] Изосимов С.В. [Электронный ресурс]. Лишение специального, воинского и почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания. Нижегородская Академия МВД. URL: http://www.ieml.ru/econom problem/2007/3/o6/htm (дата обращения: 17.11.2009).

[18] Государственные и символы и награды РФ/ авт.-сост. Ю.Л.Кушер.-М.: Изд-во «Кн. Палата», 1999. С. 60-61.

[19] Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнении// Российский следователь. 2001. № 3. С. 25.

[20] Зимина, А.Н. Правовые проблемы законодательной регламентации срока отбывания наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград// Вестник Северо-Кавказского государственного университета. - 2009. - № 3 (20).

[21] Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[22] Уголовное право. Общая часть: Учеб. для вузов / [М. И. Ковалев, И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова и др.; Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова]. - Москва: ИНФРА-М : Норма, 1997. - 503 с.

[23]   Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Российская газета, N 9, 16.01.1997.

[24] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 (ред. от 03.12.2013) "О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания"

[25] Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[26] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ // Российская газета, N 104, 02.06.1998

[27] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Российская газета, N 9, 16.01.1997.

[28] Эминов, В. Е.  Уголовно-исполнительное право России в 2 т. Общая и особенная части: учебник для академического бакалавриата / В. Е. Эминов, В. Н. Орлов; ответственные редакторы В. Е. Эминов, В. Н. Орлов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 803 с.

[29] Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2010. - 514 с.

[30] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023)

[31] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Собрание законодательств РФ, 30.03.1998, №13, ст.1475

[32] Хачатуров Р.Л., Ягутин Р.Г. Наказание. Тольятти: ИНФРА. 2019.С. 13.

[33] Кокорева, Ксения. Смертная казнь, как проблема современного общества / Ксения Кокорева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 98-103.

[34] Чичерин Б. Н. Философия права: избранные труды. - СПб., 1998.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...