Работ а на тему: "Социальная структура и социальная мобильность"

Работ а на тему: "Социальная структура и социальная мобильность"


"Социальная структура и социальная мобильность" впервые в историографии предпринята попытка проследить, как изменялась социальная структура российского общества с конца XVII в. до начала XX в. и какую роль в этом играла социальная мобильность. В своем анализе автор использует стандартные понятия "сословие", "класс", "стратификация" и "социальная мобильность" не в марксистской интерпретации, а так, как принято в мировой социальной науке, что позволяет более корректно анализировать социальную структуру и проводить международные сравнения. Он считает, что Московское государство являлось государством бессословным: б(льшая или меньшая имущественная состоятельность, виды имущества и занятия служили наиболее важными отличительными признаками социальных групп, которые были открыты на входе и выходе. Основные категории населения не являлись сословиями в европейском смысле этого понятия, но они также не вполне соответствовали современному понятию "класс", так как происхождение играло важную, а в случае с элитой решающую роль для социальной идентификации. Принятие нового Уложения 1649 г. ускорило развитие наметившейся тенденции к превращению социальных групп в сословия. Если до этого времени они различались преимущественно обязанностями, то теперь они стали различаться также и правами.

В XVIII в. процесс формирования сословий пошел еще более быстрыми темпами, чему очень способствовали Манифест о вольности дворянства 1762 г. и жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. К концу XVIII в. в России в основных чертах, хотя и с некоторыми особенностями сравнительно с западноевропейскими странами, сформировались сословия, которые обладали основными признаками истинного сословия: (1) их сословные права были закреплены в законе; (2) права являлись наследственными и безусловными; (3) они имели свои сословные организации (дворянские собрания, городские думы, купеческие, мещанские, ремесленные, крестьянские общества и другие) и сословный, независимый от коронной администрации суд; (4) пользовались правом самоуправления; (5) обладали сословным самосознанием и менталитетом; (6) имели внешние признаки сословной принадлежности. По причине отсутствия в стране представительного учреждения российские сословия не имели только сословного представительства при верховной власти (в большинстве западноевропейских стран такие учреждения в XVIII в. тоже отсутствовали или не действовали). В наибольшей степени идеальному типу сословия соответствовало дворянство, в наименьшей - крестьянство. Хотя крестьяне приобрели ряд существенных признаков сословия (их социальный и профессиональный статус был наследственным, они были организованы в самоуправляющиеся сельские корпорации-общины, обладали специфическим менталитетом, имели внешние признаки сословия), у них было мало прав и совсем не имелось сословных привилегий, а их права и обязанности были закреплены в законе только в 1832 г. Таким образом, российские крестьяне не стали сословием в полном смысле этого понятия, как не стало в свое время сословием и крестьянство Западной Европы. Однако, поскольку они обладали важными признаками сословия, их можно с оговорками считать сословием или квази-сословием. Формирование сословий в России, отмечает Миронов, происходило под западноевропейским влиянием. Это обстоятельство послужило важной причиной того, что сословный строй, сложившийся в России к концу XVIII в., был похож на сословный строй европейских государств XVIII в., где он уже разрушался, а не на западный сословный строй в момент его расцвета в XIII-XV вв. Апогей сословного строя в России приходится на первую половину XIX в., благодаря тому что в новом Своде законов 1832 г. социальная структура русского общества получила вторичное, еще более четкое юридическое оформление как строго сословная.

Благодаря Великим реформам 1860-х гг. сословия стали постепенно утрачивать свои специфические привилегии, сближаться друг с другом в правовом положении и постепенно трансформироваться в классы и профессиональные группы. Дворяне-помещики сливались в один класс с частными землевладельцами, дворяне-чиновники - с чиновниками-недворянями, прочие категории личного и потомственного дворянства - с профессиональной интеллигенцией, происходило также "обуржуазивание" дворянства и "оземеливание" буржуаззии. Духовенство эволюционировало от сословия в сторону профессиональной группы духовных пастырей. Городское сословие превращалось в предпринимателей и рабочих. В единый класс постепенно консолидировались различные категории крестьянства, правда, медленнее других сословий, вследствие того что правительственная политика намеренно консервировала патриархальность деревни и поддерживала сословные признаки крестьян. Другие важные реформы, происшедшие в конце XIX-начале XX в., такие как отмена подушной подати и круговой поруки среди сельских обывателей, включение дворянства в число налогоплательщиков, отмена паспортного режима, отмена выкупных платежей за землю, получение права на выход из общины в 1907 г., наконец, введение представительного учреждения и обретение гражданских и политических прав всем населением в 1905 г. привели к тому, что к 1917 г. все сословия юридически утратили свои специфические сословные права. Однако этого было недостаточно для трансформации сословной структуры общества в классовую. Настоящая классовая структура общества формируется в ходе так называемой профессионализации, под которой понимается консолидация представителей отдельных профессий в профессиональные организации с целью коллективного отстаивания своего общественного статуса и контроля за той сферой рынка, где данная профессиональная группа осуществляет свои функции. Превращение сословий в классы через всеобщую и глубокую профессионализацию общества сделало в пореформенной России значительные успехи, но к 1917 далеко не завершилось.

Проведенная Мироновым стратификация сословий (автор применил интересную методику анализа уровня внутрисословного неравенства с помощью коэффициента неравенства Джини, т. 1, с. 93) позволила сделать много интересных наблюдений. Дворянство, духовенство и гражданство были разделены внутри себя на страты, существенно отличавшиеся в имущественном отношении. На протяжении всего императорского периода средняя страта была слабой в количественном и материальном отношениях, низшая страта, состоявшая из бедных и неимущих, - многочисленной, богатство сосредоточивалось в руках немногочисленной высшей страты. У дворянства и духовенства высшая страта по своему составу была устойчивой, а у городского сословия - наоборот, крайне изменчивой. Уровень неравенства между отдельными стратами этих трех сословий в течение императорского периода возрастал, в особенности среди городского населения, как это было в США и западноевропейских странах. В результате этого город, где сосредоточивались дворянство и городское сословие, а также находилась значительная часть духовенства, крестьянства и военных, поляризовался на ничтожную по численности богатую и образованную привилегированную верхушку и огромную массу бедного, малообразованного, непривилегированного люда. Подобная структура городского общества, в котором отсутствовала значительная средняя прослойка, или средний класс, была чревата социальной неустойчивостью и социальными взрывами. Если брать страну в целом и единые для всех сословий стандарты стратификации, то средний класс также окажется крайне малочисленным. Число цензовых граждан, т. е. лиц, отвечавших имущественному цензу на право участия в выборах в Государственную Думу, после изменения избирательного закона 3 июня 1907 г., в 50 губерниях Европейской России насчитывалось всего около 1288 тыс., или 1.2% всего населения. Поскольку избирательным правом пользовались только мужчины старше 25 лет, то среди мужского населения 50 губерний Европейской России в возрасте старше 25 лет доля цензовых граждан составляла 5.8%. населения. В это число, естественно, входил не только средний, но и высший класс. Численность последнего, по приблизительным оценкам Министерства финансов, достигала 60 тыс. семей, или 366 тыс. человек, что составляло около 0.34% населения 50 губерний Европейской России. Следовательно, доля среднего класса составляла около 5.5% всего населения - это немного, но и не ничтожно мало. Об этом же говорят и данные о распределении национального дохода между "трудовыми классами", "имущими классами" и казной в начале XX в.: на долю первых приходилось 73.6%, вторых - 22.4%, казны - 4%.

Крестьянство в отличие от других сословий до самой революции 1917 г. оставалось в имущественном и социальном отношениях довольно однородным и имело лишь зачатки так называемого буржуазного расслоения. Социальная и имущественная гомогенность крестьянства в значительной степени обусловливалась высокой мобильностью внутри самого крестьянства.

Социальная структура всего населения в течение императорского периода изменялась очень медленно. Абсолютная численность главных сословий увеличивалась, но, за исключением крестьянства, их доля в населении страны уменьшалась: за 1719-1913 гг. дворянства - с 2 до 1.5%, духовенства - с 1.9 до 0.5%, крестьянства - с 89.1 до 80.1%, военное сословие и разночинцы исчезли и лишь доля городское сословия увеличилась с 3.9 до 17.6%.

Уже до реформ 1860-1870-х гг. сословия в большей или меньшей степени были открыты на входе и на выходе и довольно активно взаимодействовали друг с другом, хотя степень их открытости была различной. Тесно взаимодействовали крестьяне, городские обыватели и военные, так как главным образом за счет перемещений крестьянства обеспечивалось воспроизводство городского сословия и армии. Обратные перемещения из мещанства, купечества и военных в крестьянство были сравнительно редкими. Перемещения из крестьянства и городских обывателей в дворянство были достаточно многочисленными, хотя и не прямо - а через армию, университет, государственную службу, но иногда и прямо - с помощью богатства; перемещения из дворянства в податные сословия были меньшими, но также значительными (эта мобильность совершенно не изучена). Дворянство и духовенство взаимодействовали еще более интенсивно в том смысле, что духовенство, поступавшее на государственную службу, являлось важнейшим источником пополнения дворянства. Однако, все виды межсословных социальных перемещений, иногда значительные по абсолютному числу, охватывали незначительную долю населения податных сословий - в среднем за полтора столетия по 0.34% в год, главным образом из крестьянства и городских обывателей в военное сословие (0.24% в год). Следовательно, в социальных перемещениях участвовало всего около 10% каждого поколения, если принять его протяженность в 25-30 лет, что вполне согласовалось с сословным характером русского общества этой эпохи. Уровень социальной мобильности в городе был существенно выше, чем в деревне. Горизонтальная социальная мобильность, которая в абсолютных цифрах охватывала большие массы населения, при переводе их в относительные показатели оказывалась также незначительной. В 1678-1858 гг. в переселения было вовлечено до 4.7 млн. человек, что составляло в среднем в год около 30 тыс. человек, или 0.1% среднегодовой численности населения, следовательно, 2-3% от численности каждого поколения.

Во второй половине XIX в. основные направления межсословных перемещений остались прежними: из крестьянства - в городское сословие, из духовенства - в дворянство и городское сословие. Но уровень межсословной социальной мобильности существенно возрос, благодаря чему открытость сословий увеличилась, что способствовало их трансформации в классы. Примерно в 2 раза увеличилась и горизонтальная социальная мобильность: в 1870-1915 гг. в пределах России переселились 8.1 млн. человек, по 233 тыс. человек в среднем в год, или 0.2% среднегодовой численности населения.

Если говорить об уровне социальной мобильности отдельных сословий, то на протяжении всего императорского периода крестьянство и духовенство служили источником пополнения других сословий, но сами являлись закрытыми на входе: оба сословия варились в собственном соку, и в этом состояла одна из причин длительного существования особой субкультуры крестьянства и духовенства, их социальной и культурной обособленности от других сословий, их традиционности и консерватизма. Дворянство являлось открытым на входе и в значительной мере закрытым на выходе. Оно пополнялось наиболее способными и энергичными представителями духовенства, купечества, мещанства и крестьянства, которые к тому же были в высшей степени лояльными к существующему режиму, так как он дал им возможность сделать карьеру. Дворянство интенсивно получало свежую кровь и через браки с представителями других сословий, что усиливало его интеллектуальный и, так сказать, энергетический потенциал. Обедневшие дворяне деклассировались и сначала фактически, а потом и юридически уходили из сословия. Однако в дворянство переходили только те представители других сословий, которые в предшествующий переходу в дворянство период своей жизни получали образование, профессию, делали карьеру на государственной службе, приобретали мировоззрение и привычки, свойственные дворянству. Это означало, что они одворянивались прежде, чем получали статус дворянина. Данное обстоятельство вместе с ростом требований к служебному положению, дававшему право на дворянство, приводило к тому, что перемещения в дворянство из других сословий не нарушали, а наоборот, способствовали формированию дворянской субкультуры, сословных традиций, понятий чести, манеры поведения, ментальности. Ибо никто так не был щепетилен в отношении соблюдения чистоты дворянской субкультуры, как новые дворяне. Таким образом, социальной мобильности весьма способствовала гибкая сословно-социальная политика правительства в вопросе формирования бюрократии.

Автор не разделяет широко распространенного представления о том, что в России в отличие от других европейских государств жизненный успех отдельного человека в решающей степени зависел от социального происхождения. Корреляционный анализ факторов социальной мобильности чиновников показывает, что даже в первой половине XIX в. карьера (при устранении влияния возраста) примерно на 31% зависела от образования, на 18% - от социального происхождения, на 12% - от богатства (числа принадлежавших чиновнику крепостных душ) и на 39% - от других факторов - здоровья, национальности, родственных и личных связей, способностей, активности, благоприятного стечения обстоятельств.

К 1917 г. сословия юридически утратили важнейшие специфические сословные привилегии и превратились в классы. Однако, как это часто бывало в России, закон обгонял и жизнь, и массовые представления о социальной структуре общества, и социальные отношения, и социальное поведение. Социальные традиции оказались весьма живучими и служили препятствием для полной трансформации сословий в классы. Сословная парадигма, упраздненная юридически, не была окончательно ликвидирована фактически и психологически, хотя и в общественной практике, и в массовом сознании она безусловно в течение второй половины XIX-начале XX в. потеряла свое прежнее значение. Существование сословий с различными, а иногда и враждебными субкультурами, с огромной имущественной дифференциацией между ними и внутри себя затрудняло формирование не только среднего класса и гражданского общества, но также и единой российской нации, объединенной единой культурой, единой системой ценностей, единым законом. Наличие в составе России других национальностей еще более замедляло этот процесс. В результате складывание российской нации к 1917 г. не завершилось.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...