Работа на тему: "Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма"

Работа на тему: "Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма" 


"Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма" по-новому анализируются сословные корпорации - сельские и городские общины, а также купеческие, мещанские, ремесленные и дворянские общества. Миронов применяет структурно-функциональный анализ и рассматривает социальную динамику сословных корпораций с конца XVII до начала XX в. с точки зрения их превращения из общности в общество. Благодаря этому их эволюция предстает в новом свете. Общность и общество - две основные идеальные модели общественной организации. В общности господствуют социальные связи, основанные на соседстве и родстве, на привязанностях, душевной склонности и уважении. В обществе доминируют социальные отношения, основанные на рациональном обмене услугами и вещами, каждый участник этих отношений сознает полезность и ценность, которой обладает, может или будет обладать один человек для другого. В обществе господствуют как бы стерильные, свободные от эмоций, рациональные формы социального поведения, направленные исключительно на достижение выгоды, а в общности преобладают формы социального поведения, ориентированные на духовные ценности. В общности господствует единая воля, связь между ее членами органическая - один за всех и все за одного. Эта коллективная воля может быть разумной, но одновременно нерациональной, поскольку стремится к общему благу, избегая точные расчеты и руководствуясь нерациональными соображениями, такими как честь, совесть, уважение и т.п. Напротив, в обществе царит индивидуальная воля, которая рациональна, так как построена на расчете и выгоде; связь между людьми является механической. Стремления членов общности направлены к достижению общей цели, а члены общества добиваются индивидуальных целей. Общность подразумевает спонтанное межличностное общение вне рамок социального времени и пространства, игнорирование ролей и статусов, создание равных, материально и социально недифференцированных отношений. Общество характеризуется признанием общественного статуса и роли человека, подчинением отношений между людьми определенным условиям, формальным правилам. Отношения в общности предполагает длительный социальный контакт или кровное родство. Они создаются и поддерживаются желанием участников, взаимным согласием, традицией, выступают как самоцель, а не как способ достижения специфических целей. Отношения в обществе вытекают из специфически рациональных целей, поставленных участниками, неформальность они заменяют официальностью, чувство - расчетом, устную договоренность - письменным договором, постоянность объединения субъектов отношений - ограниченным участием. Юридическая основа отношений в общности - обычай и традиция, а в обществе - писаный закон. Экономическая основа отношений в общности - ремесло и натуральное семейное хозяйство в земледелии, в обществе - торговля и промышленность.

В продолжение императорского периода разнообразная деятельность, или функции, сословных корпораций была направлена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей своих членов. Функции корпораций обусловливали их структуру, которая включала нормы жизни и поведения, способы воздействия, органы управления и руководителей. Первоначально, когда корпорации выполняли лишь функции неофициальной, соседской организации обычного права (управленческую, производственную, судебную, представительскую, культурно-воспитательную, религиозную и социальной защиты) они имели только одну неформальную структуру, когда же стали выполнять функции официальной, государственной организации (главным образом полицейскую и финансово-податную), они приобрели также и вторую, формальную структуру. В течение более чем двух столетий социальные организации претерпели значительные изменения благодаря тому, что эволюционировали в направлении от общности к обществу. В XVIII-первой половине XIX в. крестьянская община развивалась преимущественно как общность и поэтому к 1861 г. оставалась в главных своих чертах общностью. После реформ 1860-х гг. она стала приобретать некоторые характеристики общества и к 1917 г. превратилась в организацию смешанного типа, сочетавшей черты общности и общества с преобладанием первых. Посадская община до конца XVII в. также являлась общностью, но уже к началу XIX в., если брать город в целом, она трансформировалась в общество. Отношения общинного типа дольше сохранялись в купеческой, мещанской и ремесленной корпорациях в значительной степени благодаря тому, что они утрачивали свою роль как главных социальных организаций городского сословия и либо совсем прекращали свое существование, как ремесленные общества, либо превращались в благотворительные организации, как купеческие и мещанские общества. Дворянство не знало отношений общинного типа; в XVI-первой половине XVII в. их корпорация служилый город обладала лишь некоторыми элементами организации типа общности. В 1775-1785 гг. возникли дворянские корпорации, в которых с самого начала преобладали отношения, свойственные обществу.

Главные организации русских сословий с точки зрения структуры, функций, управления, межличностных отношений, основополагающих норм жизни с течением времени становились все более рациональными, формализованными, полагающимися в своей деятельности на твердые юридические принципы; в них органическое единство превращалось в механическое, а солидарность, основанная преимущественно на соседстве и родстве, на уважении, привязанности и дружбе заменялась объединением, основанным главным образом на законном порядке и на обмене услугами. Другими словами, происходила рационализация, или что то же самое модернизация, социальных отношений - и в этом состояло одно из принципиальных изменений природы русского общества императорского периода. Россия в этом смысле не отличалась от других европейских стран, которые при трансформации доиндустриального, или традиционного, общества в индустриальное общество изменили господствующий тип социальности, перейдя от социальности, основанной на отношениях общинного к социальности, основанной на рациональных, индивидуалистических, рыночных отношениях, или отношениях общественного типа.

Ввиду того что социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства изменялись разными темпами, в начале XX в. главные сословия России оказались на разном уровне социального развития. Крестьянская община, с одной стороны, мещанское, ремесленное и купеческое общество - с другой, и дворянское общество - с третьей, представляли собой как бы три стадии развития социальной организации. Далее всего в направлении развития отношений общественного типа продвинулось дворянство, менее всего - крестьянство.

Перемены в структуре и функциях социальной организации приносили изменения в отношениях между ее членами; в свою очередь возникновение новых моделей отношений между людьми приносило изменения в структуру и функции организации. Вследствие этого различия между сельскими, городскими и дворянскими корпорациями тесно коррелировали с характером господствовавших в них межличностных отношений. Пока эти отношения оставались преимущественно неформальными - товарищескими и соседскими, до тех пор и корпорация сохраняла характер общности. Как только они становились формальными - рациональными и договорными, корпорация превращалась в общество. Автор иллюстрирует свою мысль следующим фактом. В начале XX в., как в XVII в., все крестьяне обращались друг к другу на "ты" и по прозвищам, соответственно общность у них являлась преобладающей формой организации. Такая же форма обращения преобладала среди мещан и крестьян отходников в городе. Купцы, в случае подобного обращения, были в обиде за фамильярность уже в середине XIX в.; соответственно мещанское общество изживало черты общности в начале XX в., а купеческое общество утратило их уже к середине XIX в. и в пореформенное время развивалось как корпорация особого рода - как клуб и благотворительное организация. Для любого дворянина обращение на "ты" или по прозвищу уже в конце XVIII в. стало оскорблением (за исключением обращения императора). Соответственно дворянин был членом дворянского общества - организации, имевшей весьма мало общего с общностью. Таким образом, характер межличностных отношений в корпорации может служить показателем ее принадлежности к организации общинного или общественного типа.

В результате тщательного анализа автор определяет факторы трансформации общности в общество: юридическое признание стихийно сложившихся корпораций со стороны государства, приобретение ими официальных функций и формальной структуры; рост числа членов корпораций; вселение на территорию крестьянских и городских общин представителей других профессиональных и социальных групп, в деревне - мещан и купцов для занятия предпринимательской деятельностью, в городе - крестьян, дворян и т. д.; культурная, политическая и экономическая деятельность множества новых организаций в деревне и городе, таких как земства, кредитные учреждения, благотворительные, женские, просветительские общества, политические партии и т. п.; развитие товарно-денежных отношений и превращению самостоятельных хозяев в сельскохозяйственных и промышленных рабочих; повышение грамотности, секуляризация сознания, изменение менталитета различных сословий, утверждение в массовом сознании идеи о ценности самостоятельной и независимой личности и развитие индивидуализма.

Сравнение эволюции крестьянской и посадской общины, а также дворянского общества позволяет Миронову ответить на вопрос: почему социальная организация типа общности просуществовала дольше всего у крестьян, меньше у городского сословия, а у дворян ее практически не было вовсе? Автор указывает на следующие факторы: община долго соответствовала представлениям русского народа о правильной и справедливой организации социальной жизни людей, а существовавшие в ней межличностные отношения - религиозному идеалу человеческих отношений, который поддерживала православная церковь; община как форма социальной организации долго отвечала реальным потребностям крестьян и мещан - тех, кого называли народом и кто составлял свыше 90% населения страны: создавала возможность для прямых и интенсивных человеческих контактов, не обремененных соображениями пользы и выгоды, гарантировала социальную защиту, сдерживала развитие всех видов неравенства и обеспечивала минимальными средствами к жизни; структурный и функциональный дуализм сельской и городской общины, ее способность служить государству и интересам своих членов, обеспечивали ей поддержку изнутри - со стороны крестьян и представителей городского сословия, и извне - со стороны государства, которое до начала XX в. укрепляло общинную парадигму в реальной жизни и в народной психологии и само пыталось решать социальные вопросы с помощью общинных организаций; общинная собственность на землю и другую недвижимость среди крестьян сохранилась дольше, чем среди городского сословия, а дворянство ее вообще не знало; ограничение имущественной дифференциации, систематическое исключение из общин так называемых "порочных членов", а также добровольный исход из общин лиц с отклоняющимся поведением долгое время поддерживали экономическую однородность и духовную близость членов общины и консолидировали ее; уровень социальной мобильности, степень замкнутости и осведомленности ее членов об окружающем мире были намного ниже в крестьянской, чем городской общине, что обеспечило первой более долгую жизнь; сельская община обладала монополией на формирование личности, которой не знали городские и дворянские корпорации; низшая сравнительно с городским сословием и дворянством грамотность и слабая распространенность школьного образования среди крестьян.

Если иметь Россию в целом, то процесс преодоления общинности в социальной жизни в XVIII-начале XX в. зашел достаточно далеко, но он не завершился к 1917 г. В ходе столыпинской реформы около трети крестьянства вышло из сельской общины и сделало шаг навстречу новой жизни, которая строилась на других основаниях и в которой люди руководствовались другой системой ценностей. По мнению Миронова, если бы не революция 1917 г., этот процесс продолжился бы и, наверное, как обещал Столыпин, через 20 лет завершился бы в основных чертах и для крестьянства, и для страны в целом. Однако победа большевиков изменила вектор общественного развития России. Она привела к ликвидации наметившихся тенденций, к возрождению общинных отношений там, где они уже умерли, как в деревне, так и в городе. Коллективизация и социалистическая индустриализация закрепили этот успех.

Сделанные в главе наблюдения о деятельности различных корпораций позволяют Миронову сделать чрезвычайно важный вывод. На протяжении всего императорского периода все социальные группы, все сословия обладали правом самоуправления - одни в большей, другие в меньшей степени. Чем дальше от центральных и провинциальных коронных властей проживали люди, тем по общему правилу б(льшим самоуправлением они пользовались. Как мы видели, государство никогда не желало установить полный контроль над жизнью городских и сельских общин, над дворянскими, купеческими, мещанскими, ремесленными и крестьян обществами, понимая недостижимость и бессмысленность этого. Верховная власть только стремилась, во-первых, включить сословное самоуправление в систему государственного управления и, во-вторых, поставить самоуправление в рамки закона. И то, и другое ей более или менее удавалось. Благодаря этому на всем протяжении императорского периода, как и в более раннее время, в России существовало расщепление (разделение) властных и управленческих функций между верховной властью и ее администрацией, с одной стороны, и городскими и сельскими общинами, городскими и дворянскими корпорациями - с другой. Разделенную форму власти автор рассматривает как разумный компромисс между обществом и государством, обеспечивавший общественный порядок и соблюдение сословных прав. Компромисс обусловливался соотношением сил, а поскольку силы

у сторон со временем изменялись, то и соглашение о компромиссе приходилось со временем перезаключать. Каждая реформа городского, сельского и дворянского самоуправления являлась в сущности новым компромиссом, который заключался обществом и государством на основе нового соотношения сил. До Великих реформ 1860-1870-х гг. основная тенденция состояла в подчинении самоуправления коронному управлению. В результате Великих реформ тенденция на переплетение и слияние сменилась тенденцией на размежевание самоуправления и коронного управления, что являлось первой стадией становления гражданского общества в России. На этой первой стадии общество противопоставляло себя государству. С установлением конституционного порядка в 1906 г., общество стало стремиться к установлению полного контроля над государством, и в феврале 1917 г. это ему удалось. Неблагоприятные военные обстоятельства помешали узаконить и увековечить такой порядок.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...