Работа на тему: "Общество, государство, общественное мнение: становление гражданского общества"

Работа на тему: "Общество, государство, общественное мнение: становление гражданского общества" 


"Общество, государство, общественное мнение: становление гражданского общества" внимание сконцентрировано на взаимодействии общества и государства и роли общества в определении государственной политики. Сама постановка такой проблемы является новостью в историографии, так как априорно считалось, что общество и его мнение не имело никакого значения в самодержавной России. С точки зрения прав, прерогатив и обязанностей государства изучаемое время Миронов разделяет на два периода: конец XVII в.-1860-e гг., когда происходило их увеличение за счет расширения функций государства и присвоения им части функций местного самоуправления, и 1860-е гг.-1917 г., когда имело место их уменьшение за счет делегирования части власти местному общественному самоуправлению, с 1906 г. - парламенту. Соотношение сил между государством и общественностью изменялось параллельно с изменением силы органов государственной власти и общественного самоуправления: до 1861 г. сила коронной администрации росла, после Великих реформ - снижалась, что находило отражение в изменении относительной численности бюрократии и армии. Соответственно мы наблюдали равновесие сил в XVII в., перевес сил в пользу государства в 1700-середине XIX в., хрупкое равновесие до 1880-х гг., перевес сил в пользу общественности в 1881-1905 гг. и полное ее преимущество после установления режима конституционной монархии.

По мнению автора, отношение официальных властей к обществу и общественности к верховной власти со временем также серьезно изменялось. Со значительным схематизмом можно сказать, что до конца XVII в. верховная власть видела в общественности помощника, советника и слугу, с начала XVIII в. и до конца 1850-х гг. общество являлось объектом управления и попечительства, а общественность служила как бы связующим звеном между государством и обществом. В 1860-е гг.-1905 г. верховная власть рассматривала общественность как младшего партнера, в 1895-1905 гг. - как соперника и конкурента за власть, а с 1906 г. - как своего могильщика. До 1880-х гг. общественность чаще всего соглашалась с ролью, которая ей отводилась верховной властью, хотя около 1825 г. между ними возникло отчуждение, перешедшее около 1848 г. во вражду. Примерно с середины 1890-х гг. общественность стала претендовать на равное партнерство с верховной властью и, не добившись этого, стала рассматривать самодержавие как своего злейшего врага. После 1906 г., разделив власть с императором, общественность взяла курс на установление своего полного господства над государством и в феврале 1917 г. добилась этого.

Если под зачатками гражданского общества иметь в виду те социальные группы населения, общественные и сословные организации и институты, которые образовывали обособленную, самостоятельную идейно-общественную силу, в той или иной степени оппозиционную государству, но в то же время легитимную, т. е. признаваемую государством и всем обществом, и которые оказывали влияние на официальную власть, то следует признать, что в XVII в. элементов гражданского общества еще не существовало. Имелись отдельные самостоятельные личности, конфессиональные группы вроде старообрядцев со своим особым мнением, но они были нелегитимными, маргинальными и не признавались обществом за выразителя их интересов, а государством - за законную оппозицию. Имелась, если так можно выразиться применительно к XVII в., общественность, с мнением которой верховная власть считалась: духовенство, служилые люди, посадские. Ее представители приглашались на земские соборы, выступали с корпоративными требованиями, и верховная власть принимала их во внимание. Однако они занимали подчиненное и зависимое положение по отношению к верховной власти, отождествляли себя с верховной властью, не контролировали коронную администрацию и даже не могли четко отделить себя от последней, так как частично входили в органы государственного управления или формировали их, например, дворянство составляло армию (дворянское ополчение), посадские выступали в качестве чиновников по казенному финансовому управлению и т. д. По тем же причинам не существовало элементов гражданского общества во времена Петра I и его преемников вплоть до Екатерины II. О зарождении гражданского общества вместе с интеллигенцией и общественным мнением, независимым от официальной точки зрения, которое власти признавали и учитывали, по мнению Миронова, можно говорить не ранее последней трети XVIII в., когда вопреки всем ограничениям для свободного развития общественной мысли, которые, как считает автор, сильно преувеличены в исторической литературе, под влиянием западных либеральных идей в среде дворянства в конце XVIII в. появились критики существовавшего общественного строя, составившие ядро общественности. Последняя не была однородной. Критики справа положили начало консервативно-национальному направлению в общественной мысли и движении, критики слева - либеральному, а радикалы - революционному направлению. С тех пор инициатива с точки зрения генерации идей по реформированию русского общества переходит к интеллигенции, которая, несмотря на свою ничтожную численность, становится силой, подталкивающей верховную власть к проведению социальных и политических реформ, направленный на становление гражданского общества. Следует учитывать, что русская интеллигенция приобрела влияние в значительной мере благодаря поддержке западного общественного мнения, на которое верховная власть, начиная с Екатерины II, постоянно оглядывалась.

Зарождение гражданского общества не привело автоматически к увеличению рядов общественности - в XVIII-первой половине XIX в. ряды общественности сузились до дворянства и купечества, и лишь во второй половине XIX в., в результате великих реформ расширились и стали включать представителей практически всех социальных групп населения, кроме лиц наемного труда, которые не получили избирательных прав для выборов в органы местного самоуправления. После революции 1905-1907 гг., с возникновением парламента, общественность стала формально включать все разряды населения, в том числе крестьян и рабочих, так как все сословия получили избирательные права.

Автор считает, что общественность всегда была в состоянии диалога с верховной властью и с б(льшим или меньшим успехом влияла на его политику. Благодаря этому в целом, хотя и не всегда, правительство проводило сбалансированную политику. В XVIII в. Россия не превратилась наподобие Польши в страну дворянской анархии, в первой половине XIX в. не стала страной, управляемой помещиками-крепостниками, а в пореформенное время не была принесена в жертву интересам дворян и крупной буржуазии. Именно соблюдение высших государственных интересов, которыми руководствовалась верховная власть, обеспечило социальную стабильность, умеренный экономический, культурный и политический прогресс, определенные успехи во внешней политике и долгую жизнь самодержавию. Не только инстинкт самосохранения, но взаимодействие с обществом позволяло верховной власти следовать этому курсу, так как случавшиеся от него отклонения наказывались и пресекались обществом. Верховной власти принадлежала решающая роль во всех сферах жизни, и долгое время все социальные группы относились к монарху, олицетворявшему в их глазах государство, как к высшему арбитру, как к реальному, законному и единственному источнику льгот и привилегий, прав и обязанностей.

Реакция верховной власти на требования общественности определяла отношение к ней общества. До 1825 г. доминировало взаимопонимание и соответственно позитивное отношение общества к самодержавию, затем при Николае I наступило охлаждение. Со вступлением на престол Александра II отношения между общественностью и верховной властью то теплели (1860-е гг. - во время Великих реформ), то остывали (конец 1870-х-начало 1880-х гг.), то доходили до враждебности (середина 1890-х-1907 г.). Негативные отношения складывались чаще, и мало-помалу размежевание общества и верховной власти перешло в раскол и достигло полного разрыва. Но слабость общественности в силу ее фрагментарности (достаточно сказать, что в начале XX в., когда политическая деятельность была легально разрешена, в России существовало около 100 политических партий) не позволяла ей своими собственными силами добиваться своих целей. В этих условиях чрезвычайно усилилась революционная интеллигенция, благодаря тому, что ей удалось возглавить протест социальных низов. Война на два фронта - с общественностью, в особенности с радикальной ее частью, и с Германией - истощила силы верховной власти и привела ее к параличу в начале 1917 г. Радикалы воспользовались этим и захватили власть, опираясь на солдат, рабочих и крестьян.

Почему социальная модернизация закончилась неудачей, а для монархии - ее инициатора и долгое время лидера - крахом? Автор указывает на следующие причины: культурный раскол общества на образованное меньшинство и народ, который в своем быту продолжал придерживаться традиционных ценностей, фрагментарность общественности, просчеты верховной власти в аграрной и рабочей политике, две неудачные войны, но самое главное - верховная власть и общество не нашли взаимопонимание, так как общественность вела войну на истребление самодержавия.Автор полагает, что сотрудничеству между верховной властью и общественностью мешало нетерпение интеллигенции, в особенности ее радикального крыла, не умевшего и не желавшего ждать, наивно верившего в то, что только самодержавие сдерживало прогресс в России. Бесспорно, что вина за отсутствие взаимопонимания лежала также и на правительстве, часто без достаточных оснований не доверявшим общественности. Однако террор, развязанный в России революционерами в 1860-е гг. и продолжавшийся до 1917 г., от которого только за 1901-1911 гг. пострадало около 17 тыс. человек, среди них около половины были государственными служащими, моральная и материальная поддержка, которую он получал со стороны либеральной общественности (террористов прятали, финансировали, защищали на политических процессах и т. п., либералы отказались осудить терроризм с трибуны Государственной думы), также никак не могли способствовать взаимопониманию. По мнению автора, несмотря на все трения и противоречия, либералы, даже из правительственных кругов, и революционеры рассматривали друг друга в качестве союзников для давления на верховную власть. Мало того, общественность, по свидетельству современников, преклонялась перед террористами, которые в силу этого гордились своей деятельностью, чувствовали себя героями, смотрели на террор как на подвиг, религиозную жертву. Лишь с 1907 г. наметился некоторый перелом в настроении общественности по отношению к террору. Хотя насилие со стороны государства и революционеров было взаимным, между ними была большая разница: государство защищало законный порядок, а революционные террористы его методично и систематически разрушали, хотя и во имя светлого будущего. Вплоть до 1917 г. при каждом столкновении с общественностью верховная власть уступала ей ровно столько, сколько было необходимо, чтобы реформой укрепить социальную стабильность и приспособить существующий строй к новым требованиям. В конечном счете борьбу за власть общественность у царизма выиграла, но это была пиррова победа: за гибелью монархии последовала и гибель либеральной общественности, что свидетельствует о том, что для народа социально-экономические реформы имели приоритет перед политическими.

Итак, российское государство с начала XVIII в. до октября 1917 г. прошло путь от абсолютизма до демократической парламентской республики, а общество - от объекта до субъекта государственного управления. Это означало, что общественность расширила свои социальные границы от привилегированных социальных групп до всего народа и что из общественного небытия народ возвратился к политической жизни. Следовательно, в то время как русская государственность развивалась в сторону правового государства, русское общество из объекта государственного управления постепенно превращалось в субъект управления, а россияне - из подданных в граждан. Этому процессу весьма благоприятствовало то обстоятельство, что на протяжении XVII-начала XX в. государство всегда было вынужденно делиться властью с обществом, допускать существование достаточно сильного муниципального самоуправления, потому что никогда не имело аппарата, который мог бы справиться с управлением в одиночку. Расщепление, или разделение, властных и управленческих функций между верховной властью и ее администрацией, с одной стороны, и городскими и сельскими общинами, городскими и дворянскими корпорациями, с другой - характерная черта императорского периода, и в этом отношении наблюдалась полная преемственность между Киевским, Московским и императорским периодами российской истории.

В начале XX в. в России имелось много элементов гражданского общества: масса добровольных общественных организаций, включая женские, критически мыслящая общественность, общественное мнение, с которым считалась государственная власть, после 1905 г. - свободная пресса, политические партии и т. п. В принципе сформировался механизм, обеспечивающий передачу общественных настроений, желаний, требований от общества к властным структурам, и контроль за их исполнением в виде законодательных учреждений и прессы. Однако общество не успело этот механизм отладить, чтобы исключить силовое решение конфликтов между ним и государством. Однако Россия в своем политическом развитии к 1917 г. не успела достичь такой стадии, когда государство попадает под контроль общественности и адекватно реагирует на требования общества, когда общество и государство приобретают способность как бы самопроизвольно развиваться благодаря умению разрешать любые виды проблем мирным путем и с помощью компромисса находить консенсус и приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. В этом смысле русское общество отставало от своей экономики, которая к 1914 г. достигла состояния самопроизвольного экономического роста.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...