Работа на тему: "Развитие российской государственности: становление правового государства"

Работа на тему: "Развитие российской государственности: становление правового государства"


"Развитие российской государственности: становление правового государства" Миронов подверг проверке утвердившийся в историографии тезис о неправовом характере русской государственности. По его мнению, тезис возник в русской либеральной дореволюционной историографии и имел сугубо политическое назначение - он был направлен против самодержавия и ставил идеалом для России западные демократии. Свою политическую функцию тезис о надзаконности российского государственного строя выполнил, полагает автор, однако истина, как это часто бывает, когда политика вмешивается в науку, пострадала: был создан очередной миф, получивший широкое распространение как в массовом сознании, так и в специальной литературе. Для проверки данного тезиса в главе проанализирована роль коронной администрации, закона и общественных институтов в государственном управлении.

На основе приведенного анализа автор приходит к выводу, что в XVII-начале XX в. русская государственность находилась в состоянии непрерывного развития. В XVII в. в России существовала народная монархия, или патриархальная монархия, в первой четверти XVIII в. - абсолютизм; во второй половине XVIII в. сложиласьсословная патерналистская монархия, которая во второй четверти XIX в. переросла в бюрократическую правомерную монархию, а в 1906-феврале 1917 г. - в дуалистическую правовую монархию; в феврале 1917 г. образовалась демократическая республика. К началу великих реформ 1860-х гг. русская государственность стала де-юре правомерной, так как, во-первых, Основные законы 1832 г. (ст. 47) официально провозгласили, что "империя управляется на твердых основаниях законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих", во-вторых, государственные учреждения в целом функционировали в рамках закона. В течение последнего десятилетия существования империи государственность являлась де-юре правовой, поскольку официально произошел переход к конституционному понятию закона, население получило конституцию, парламент и гражданские права. По мнению автора, за 200 с небольшим лет Россия прошла путь от народной монархии, которая осуществляла традиционное господство, до государства, которое осуществляло в основном легальное господство. В России в главных чертах сформировалось правовое государство с его атрибутами - верховенством закона, административной юстицией и разделением властей - и инструментальной основой в виде бюрократии, действующей по законам административного права, согласно формальным и рациональным правилам, что в политической социологии считается признаком легального господства. Таким образом, автор считает прогрессивное изменение доминирующей чертой политической истории России императорского периода.

Миронов подчеркивает, что каждая стадия в развитии российской государственности была необходима и полезна для общества в свое время и соответствовала политическим представлениям своей эпохи. Однако любой государственный режим обычно действует по инерции и при поддержке заинтересованных в нем общественных сил дольше, чем этого требует целесообразность, и с течением времени становится вредным для общественного развития и тягостным для народа. Начинается критика и борьба за новую государственность, в пылу которой забываются те благодеяния, которые некогда принесла устаревшая форма государственности. Так было с народной монархией, которая осуждалась в начале XVIII в., так было с регулярным государством, которое поносится до сих пор, так было с правомерной монархией, которая либерально мыслящей интеллигенции в пореформенное время казалась издевательством над людьми, так случилось с конституционной монархией, которая была разрушена революцией 1917 г.

Определение русского государства от середины XIX в. до начала XX в. правомерным де-юре, а после введения конституции - правовым де-юре может показаться натянутым и неадекватным для тех, кто подходит к русскому государству того времени с мерками современного правового государства и забывает о том, что идеальный тип всегда в большей или меньшей степени далек от реальности и что переход от правомерного или правого государства де-юре к правомерному или правовому государству де-факто требует длительного времени и совершается в две стадии - на первой официально провозглашается и в Основных законах утверждается правомерный или правовой характер государственности и лишь на второй стадии, в ходе длительного переходного периода складывается правомерная или правовая государственность. Нужны века правовой культуры, полагает автор, чтобы активная деятельность государственных органов в области управления превратилась в строго подзаконную, чтобы государством была признана абсолютность и ценность личности в сфере ее индивидуального и общественного самоопределения. Законы, по которым жило русское общество в XIX в., отдавали слишком много власти государству, не удовлетворяли некоторых российских граждан, в частности российскую интеллигенцию, не обеспечивали жизни, соответствующей западноевропейским стандартам того времени и современным требованиям. Но это никак не может подорвать тот факт, что русское общество жило по законам и монарх со своим правительством в основном им подчинялся. Также очевидно, что коррупция существовала, нарушения правомерного порядка управления, несоблюдение или изъятия из закона случались и при Николае I, и при Александре III, и при Николае II, и даже при Александре II. Необходимо подчеркнуть, что начиная со второй трети XIX в. (за более раннее время мы не имеем соответствующих данных) и до 1913 г. в России вообще совершалось преступлений на 100 тыс. человек населения примерно в 1.5-2.5 раза меньше, чем в развитых государствах Запада. Это свидетельствует о том, во-первых, что российские граждане были не менее законопослушными, чем граждане других европейских стран, во-вторых, указывает на легитимность существовавшей в России государственной власти, ибо в противном случае уровень преступности в России был бы выше, чем в правовых западноевропейских странах с легитимными политическими системами.

Автор определяет пути, которыми происходило развитие правового государства: (1) подчинение верховной власти праву, закону в силу самоограничения, при сохранении всей полноты власти в руках монарха; (2) ограничение власти коронных учреждений и чиновников взаимной конкуренцией за влияние, административным правом, административной юстицией, прокуратурой и органами местного и сословного самоуправления; (3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную между разными субъектами; (4) предоставление верховной властью различным разрядам сначала сословных прав, сословным учреждениям - прав сословного и общественного самоуправления, а затем всему населению - гражданских прав. По первому, второму и третьему путям монархия двигалась главным образом в силу своих внутренних потребностей, так как общественность преимущественно преследовала цель участвовать в управлении, а не подчинять верховную власть и ее администрацию законам, которые она сама творила. Здесь успехи были постоянными и значительными даже до 1905 г. По четвертому пути монархия двигалась под давлением общественности, и успехи здесь были заметными начиная с 1860-х гг. и особенно после 1905-1906 гг. Миронов полагает, что главным фактором эволюции российской государственности в XVII-XIX вв. были объективные требования жизни. Во-первых, начала законности постепенно проникали в государственное управление, так как были совершено необходимыми для правильного функционирования государственного аппарата, ибо с расширением задач государственного управления личный контроль со стороны государя становился невозможным. Во-вторых, государственная власть могла окрепнуть и утвердиться только при условии ее подчинения началам права, так как только в этом случае в гражданах могло развиться чувство законности (если власть соблюдает закон, то же самое делают граждане, и наоборот).

По мнению автора, важная роль в эволюции русской государственности принадлежала изменению политического менталитета общества. В соответствии с политическими воззрениями русских людей XVII в. общество не противопоставляло себя государству, не стремилось подчинить его себе, свой гражданский и религиозный долг видело в служении государю или, более точно, в соучастии в государственном управлении на пользу государю, рассматривая его как форму служения Богу. В соответствии с политическим менталитетом XVIII-первой половины XIX в. обществу отводилась по преимуществу роль активного объекта управления, а государству - роль единственного субъекта, который мудрыми решениями ведет общество, однако - и это очень важно - при его активно участии, к благоденствию. Во второй половине XIX в. складывается новый политический менталитет, согласно которому общество имеет право и должно участвовать в государственном управлении наравне с коронной администрацией. В соответствии с этим общественность перестает удовлетворяться правами на сословное самоуправление и начинает все настойчивее высказывать пожелание участвовать в государственном управлении. Верховная власть постепенно уступает требованиям общественности и делегирует ей часть своей власти. Однако делает это неохотно, и надо сказать, что она имела на это моральное и политическое право. Кого представляли радикалы и либералы? До начала XX в. большей частью самих себя, то есть горстку людей, а не народ. И лишь тогда, когда общественность увлекла за собой крестьянство и рабочих, тогда верховная власть пошла на серьезные уступки и в России появились конституция и парламент.

Длинная и трудная дорога к правовому государству была остановлена в октябре 1917 г. Народ свергнул либеральную демократию, разрушил основы правового государства, позволил большевикам, захватившим власть, расправиться со своими политическими противниками и установить диктатуру. На вопрос о том, чем это можно объяснить, автор отвечает: идеи парламентской демократии и правового государства стали парадигмой образованного общества, но не успели проникнуть в толщу народа.

Таким образом, российская государственность императорского периода, несмотря на зигзаги и периоды стагнации, по мнению автора, неуклонно развивалась в направлении правового государства, тем самым способствуя формированию гражданского общества. Роль права в регулировании социальных отношений систематически повышалась, напротив, роль насилия - снижалась. Крылатая фраза: "В России правят не законы, а люди" - не более чем политическая гипербола, полагает автор.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...