Работа на тему: "Семья и внутрисемейные отношения: становление малой демократической семьи"

Работа на тему: "Семья и внутрисемейные отношения: становление малой демократической семьи"


"Семья и внутрисемейные отношения: становление малой демократической семьи" основное внимание обращено на выяснение доминирующих форм семейной организации, на анализ функций и характера межличностных отношений в семье - между супругами, между родителями и детьми, между взрослыми членами, а также на социализацию молодого поколения внутри семьи. Данные вопросы не пользовались вниманием отечественных исследователей и крайне слабо изучены, хотя имеют первостепенное значение для понимания характера социальных отношений в обществе, положения женщин и детей и воспитания новых поколений. Семейная организация общества представляет большой научный интерес, так как служит показателем уровня модернизации общества. Как показывает история семьи в Западной Европе и США, по мере урбанизации и индустриализации, по мере развития индивидуализма и грамотности в обществе начинают преобладать простые малые семьи, состоящие из родителей и несовершеннолетних детей, а развитые индустриальные общества состоят почти исключительно из малых семей, поскольку, став взрослыми, дети немедленно отделяются от родителей и живут самостоятельно. Преобладающие формы семьи служат показателем степени модернизации общества еще и потому, что каждой форме семейной организации свойственно специфическое положение в ней женщин и детей: большие семьи являются патриархальными и авторитарными, а малые семьи постепенно из авторитарных превращаются в демократические, в которых мужчины и женщины, взрослые и дети имеют равный статус.

По мнению Миронова, центр тяжести в воспитании подрастающего поколения в течение XVIII - начала XX в. находился в семье. Опираясь на выводы социальных психологов психоаналитической ориентации о характере социализации, автор полагает, что именно межличностные отношения в семье, стереотипы поведения взрослых формировали личность ребенка. Начиная с раннего детства ребенок твердо, хотя и бессознательно, перенимал от родителей язык и веру, нормы поведения, образ мышления, социальные установки, систему ценностей. Усвоенное в детстве определяло всю его дальнейшую жизнь, и изменения в модели поведения случались чрезвычайно редко. Когда ребенок становился взрослым, то идеальные, с его точки зрения, отношения в его собственной семье, а также и социальные, экономические и политические отношения моделировались и стpуктурировались в его сознании по образцу межличностных отношений, свойственных главным образом семье его родителей. Например, если отношения между родителями и между ними и детьми в семье, в которой рос и воспитывался человек, были патриархально-авторитарными, то человек, во-первых, в своей собственной семье воспроизводил патриархально-авторитарную модель внутрисемейных отношений, и, во-вторых, комфортнее мог себя чувствовать в крепостническом обществе, без проблем вступал в экономические отношения, свойственные командной экономике, и в политические отношения, свойственные абсолютистскому государству. Автор подчеркивает, что долгое время успех семьи в формировании патриархально-авторитарной личности обусловливался также тем, что все другие агенты социализации - церковь, государство, институты народного образования - действовали не против семьи, а вместе с ней в одном направлении.

В течение XVIII - начала XX в. во всех сословиях формы семейной организации и вместе с ними характер межличностных отношений в семье изменялись. Дворянство и интеллигенция первыми прошли путь от составной семьи к малой. Они же с середины XIX в. стали пионерами перехода от патриархально-авторитарных к эгалитарным семьям и от патриархальных к демократическим отношениям в семье. Однако сильные пережитки крепостничества, стойкая патриархальность во внутрисемейных отношениях, слабое развитие феминистского движения в России помешали завершению этого процесса даже среди элиты русского общества, если иметь в виду основную массу семей привилегированных слоев. Феминизм в России не получил распространения, хотя женское движение, начавшись на рубеже 1850-1860-х гг., мало-помалу развивалось: к концу XIX в. сформировалась целая сеть женских организаций по всей стране, добивавшихся равноправия женщин; в 1905 г. возникли женские политические организации, которые выступили с политическими лозунгами.

Среди крестьянства в течение всего императорского периода также преобладала малая семья. Вместе с тем значительная часть их жизни, главным образом детство и юность, проходила в рамках составной семьи, которая являлась обязательной стадией развития семьи до эмансипации для всего крестьянства, а после нее - для его значительной части. Малая семья как главная и единственная форма организации жизни пришла в город уже к концу XIX в. Но ни в среде крестьянства, ни в среде городских низов патриархально-авторитарная основа внутрисемейных отношениях не была серьезно подорвана и в основных чертах сохранилась к 1917 г. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в российской деревне 1920-х гг., как показали специальные исследования, традиционные взгляды на семью и женщину оставались очень прочными. Однако некоторый прогресс в гуманизации отношений между супругами и между родителями и детьми был достигнут, в городах и промышленных губерниях - в большей степени, в деревне и аграрных губерниях - в меньшей. Этот прогресс выражался в смягчении насилия над слабыми в семье и в установлении известного контроля со стороны общества и закона за соблюдением интересов женщин и детей. Абсолютизм в семейных отношениях был в большей или меньшей степени поставлен в рамки закона.

До середины XIX в. в семьях разных сословий преобладали патриархально-авторитарные отношения, так как они строились на доминировании мужчин над женщинами и главы семьи над всеми домочадцами, на иерархизме, строгом разделении ролей по половозрастному признаку, приоритете общих семейных интересов над индивидуальными, включенности семей в жизнь соответствующих сословных корпораций, которые имели право вмешиваться во внутрисемейные отношения. По-видимому, превалирование патриархально-авторитарных отношений в семьях всех сословий поддерживало крепостнический характер социальных отношений в обществе и политический абсолютизм в государстве по той причине, что семьи монархического типа воспитывали в людях черты авторитарной личности, а такие люди, можно предполагать, становились благодатной социальной базой для политического абсолютизма и крепостничества со всеми вытекающими из этого экономическими и социальными последствиями. Глубинная связь между патриархальной организацией семьи и политическим абсолютизмом, отмечает автор, - не национальная русская, а историческая особенность, типичная для всех доиндустриальных, традиционных обществ.

В пореформенное время начались изменения в семейном укладе жизни среди всех сословий. Но даже среди образованной части общества эти изменения зашли не слишком далеко. Социальная неполноценность не только детей, но и женщин оставалась непреложным фактом российской действительности, о чем красноречиво свидетельствует следующий факт. Конец XIX-начало XX в. отмечены возникновением профессиональных групп и организаций, которые стали заменять прежние сословные структуры. Однако и в новых профессиональных обществах женщины оказались внизу иерархизированной системы. Например, внутри учительской профессии, где женщины составляли большинство, мужчины смотрели на женщин как на неполноценных коллег: и способности у них ниже, и знаний у ни меньше, и думают они не о деле, а о замужестве, и внешность у них нигилистская, и эмоции у них доминируют над разумом, словом, случайные и бесполезные они люди среди учителей, причем, обусловлено это именно их женской сущностью, а не какими-нибудь внешними факторами.

Замедленность демократизации внутрисемейных отношений и раскрепощения женщин, полагает автор, задерживала разрушение монархической парадигмы в массовом сознании народа, который сохранял ей верность почти до конца императорского режима, тормозила изменение политической структуры общества: привычку к насилию, освещаемую авторитетом старшинства, люди уносили из детства в большую жизнь - на службу в армию и учреждения, на заводы и фабрики. По мнению Миронова, пережитки прошлого живы до сих пор, спустя почти столетие. Он обнаружил: то, что называется в настоящее время дедовщиной, существует в России по крайней мере два с половиной века, с середины XVIII в. Трудно сомневаться, что дедовщина - проявление патриархально-авторитарной парадигмы человеческих отношений, усвоенной в детстве и, если она до сих пор существует, значит, традиции не забыты окончательно. "Слушаешь иногда, - заключает главу автор, - с каким удовольствием современные российские мужчины зрелого и старшего возраста поют "Из-за острова на стрежень" - стихотворение Д. Н. Садовникова, ставшее народной песней, в которой в романтической форме отражен в сущности жестокий и патриархальный взгляд, дававший мужчине право распоряжаться жизнью женщины и жены, и приходит на ум: не ностальгия ли это о временах патриархата? К счастью, молодое поколение отдает предпочтение другим песням".

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...