«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).
В
своем высказывании автор говорит о значении и функции семьи. Именно в семье
ребенок усваивает нормы морали, которые раскрывают такие важные понятия как добро,
зло, нравственность, гуманизм. Воспитание категорий морали – одна из важных
функций именно семьи, а не других социальных институтов.
Что такое семья? Это понятие можно
рассмотреть с точки зрения социологии и права. Автор высказывания явно
раскрывает социальную функцию семьи. Семья – это
неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной
личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Чтобы
это не произошло, в семье ребенку
прививают простые, но в тоже время важные
нормы. Как не стать одиноким в обществе? Для этого необходимо выполнять
требования этого общества: его законы, обычаи.
Ведь чтобы общество
относилось к человеку гуманно, он и сам должен осознанно демонстрировать
гуманизм. С точки зрения науки, под гуманизмом понимается вера в ценность,
свободу и независимость человека. Гуманные люди обладают моральными ценностями
и несут ответственность за совершаемые поступки. Моральные ценности
дают возможность людям определять их нравственную
ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой;
формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности,
порядочности и безнравственности. Люди с моралью всегда
несут добро в мир.
Разумеется, что
воспитание и социализация – это функции не только семьи, но и других
институтов: школы, государства. Но все таки, семья - это первичный агент социализации. Значит, от
того как моральные нормы были привиты в семье, будет зависеть дальнейшее формирование
личности.
Маленький ребенок
должен любить все живое. Тогда это чувство поможет ему во всех трех «взаимо»:
взаимопонимании, взаимодействии, взаимопомощи. Значит социализация пройдет
успешно. Именно доброта должна
стать основой воспитания в семье.
В истории и повседневной жизни много примеров
воспитания в детях доброты и других моральных качеств.
Так, например в семье Николая II детям прививали именно моральные качества. Известно,
что царские дети очень любили свою родину, поэтому княжна Ольга отказалась
выходить замуж за румынского принца. На попечении императрицы Александры и
дочерей находилось несколько благотворительных заведений, а в годы Первой
мировой войны они стали сестрами милосердия. В уцелевших дневниках великих
княжон можно прочесть не истории первой любви, а описание того, как на их
глазах умирают люди, как они выносят тазы с кровью. Такая работа подходит
далеко не всем, но дочери императора с ней справлялись. Формула их счастливой
семейной жизни была проста: почитание родителей детьми, любовь родителей друг к
другу, чистая, не требующая ничего взамен, доброта.
Многие русские писатели посвящали
воспитанию доброты в детях свои произведения. Например, М.Горький в рассказе "Детство" показал
примеры воспитания Алеши. Алёша Пешков – это сам писатель. То есть Горький
описывал реальную ситуацию. Мы видим,
что воспитание в семье суровое, Алёша сближается с бабушкой, добрейшим
человеком, огромной души. От неё он перенимает любовь к людям, бесстрашие, решительность
в самых сложных ситуациях, учится трудолюбию и состраданию. Если бы не бабушка,
то Алёша мог вырасти совсем другим. Из-за жестокости деда, Алёша становится
очень чувствительным к чужим бедам, сердобольным и внимательным к другим.