ОТЧЕТ по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебной практике)
Институт дополнительного профессионального
образования
Кафедра менеджмента в образовании
СОДЕРЖАНИЕ
Календарный
график прохождения практики
Отзыв
ДНЕВНИК
учебной практики
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные характеристики деятельности ФГБОУ ВО СГУ им.
Н.Г. Чернышевского
2. Система управления в ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г.
Чернышевского
ФГБОУ ВО «СГУ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра менеджмента в
образовании
№ п/п
|
Наименования этапов
(разделов) практики
|
Вопросы программы,
выполненная работа
|
Календарные сроки (даты
выполнения)
|
1.
|
Подготовительный
|
Составление
программы учебной практики, выбор подразделения, в котором будут выполняться
практические поручения, знакомство с правилами поведения в организации
|
25.02.2020-27.02.2020,
|
2.
|
Аналитический
|
Анализ
процессов управления персоналом, механизмов разрешения конфликтных ситуаций,
знакомство с документацией, анализ функциональных стратегий и их связей с
общей стратегией организации
|
28.02.2020- 14.03.2020
|
3.
|
Практический
|
Выполнение
практических поручений, связанных с формированием управленческих умений и
навыков
|
16.03.2020-31.03.2020
|
4.
|
Отчетный
|
Обобщение
и рефлексия полученных знаний, освоенных умений и навыков, написание отчета
по практике
|
01.04.2020 -06.04.2020
|
Руководитель практики от организации:
Декан,
д-р физ. мат. наук ____________ «___»_________ 2020 г. ____/В.М. Аникин/__
д-р физ. мат. наук ____________ «___»_________ 2020 г. ____/В.М. Аникин/__
(должность)
(подпись, дата)
(ФИО)
Руководитель практики от кафедры:
д-р соц. н., доцент _________«___»_________ 201_ г. /Н.В. Медведева/
(должность)
(подпись,
дата)
(ФИО)
2. Рекомендации и замечания
руководителя учебной практики от кафедры в период прохождения студентом
практики.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент_________________ «___»_________ 2020 г.
(подпись, дата)
о прохождении учебной практики
студенткой 1 курса
заочной формы обучения , обучающейся в
ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», по
направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент».
проходила учебную практику (практику по получению первичных
профессиональных умений и навыков) в ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского на
физическом факультете
на протяжении 6 недель с
24.02.2020 г. по 06.04. 2020 г.
Основной целью
учебной практики студентов первого курса является закрепление и
углубление теоретической подготовки студентов, получение эмпирической
информации об особенностях процессов и систем управления в образовательных
организациях; приобретение практических навыков и компетенций в сфере
управления образовательной организацией в целом, ее подразделений, направлений
деятельности, опыта самостоятельной управленческой деятельности.
За время прохождения практики
студенткой были выполнены следующие обязанности: разработка календарных
графиков работы персонала, разработка и оформление приказов работы факультета и
структурного подразделения, оформление оперативной документации кафедры,
управление субъектами образовательного процесса, осуществляла и контролировала
связь между структурными подразделениями образовательного учреждения.
Все выполняемые задания,
практические поручения студентка выполняла по согласованию с руководителем
практики от ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» - заведующей кафедрой
менеджмента в образовании ИДПО, Медведевой Н.В.
За время прохождения
учебной практики проявила себя
как ответственный работник, четко и аккуратно выполняющий поручения,
была дисциплинированной при выполнении поручений. Также показала себя способной
выполнять самостоятельно и оперативно свои обязанности. Проявила компетентный и
творческий подход к решению поставленных задач и к постановке задач другим
структурным подразделениям факультета, другим сотрудникам факультета и
субъектам образовательного процесса.
В результате прохождения
учебной практики студентка продемонстрировала достаточные знания о:
·
организационных структурах управления
образовательных организаций разных типов;
·
моделях управления, реализуемых в
образовательных организациях;
· «производственных», управленческих, обеспечивающих, технологических
процессах применительно к образовательным организациям.
показала, что умеет:
- анализировать
характеристики коллектива образовательной организации и индивидуальные
показатели сотрудников;
- соотносить принимаемые
управленческие решения с общецелевыми установками образовательной организации;
- работать в команде,
выполняя основные ролевые функции.
Она также владеет
методами командообразования, навыками диагностики организационной культуры
образовательной организации, методами анализа основных направлений деятельности
образовательной организации.
Перечисленные знания,
умения, владения говорят о сформированности таких общепрофессиональных и
профессиональных компетенций, как: готовность руководить коллективом в сфере
своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные,
этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2); способность
управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников,
проектами и сетями (ПК-1), в достаточной степени.
Руководитель практики от
организации:
Декан,
д-р физ. мат. наук ____________ «___»_________ 2020 г. /В.М. Аникин/ (должность) (подпись, дата) (ФИО)
д-р физ. мат. наук ____________ «___»_________ 2020 г. /В.М. Аникин/ (должность) (подпись, дата) (ФИО)
студентки 1 курса, 131
группы,
направления 38.04.02 «Менеджмент»,
профиля «Менеджмент в образовании». Института
дополнительного профессионального образования
Место прохождения
практики: ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, физический факультет
Дата
|
Вид деятельности студента-практиканта, краткое описание
|
Полученные знания, освоенные навыки
|
Примечания
|
25.02.2020
|
выбор подразделения для практики
|
организаторские
|
|
26.02.2020
|
составление программы практики
|
организаторские
|
|
27.02.2020
|
знакомство с правовыми правилами
|
информационные
|
|
28.02.2020
|
знакомство с документацией
|
информационные
|
|
29.02.2020
|
знакомство с документацией
|
информационные
|
|
02.03.2020
|
анализ процессов управления персоналом
|
аналитические
коммуникативные
|
|
04.03.2020
|
анализ процессов управления персоналом
|
аналитические
коммуникативные
|
|
05.03.2020
|
анализ процессов управления персоналом.
|
аналитические
коммуникативные
|
|
06.03.2020
|
анализ решения конфликтных ситуаций в
педагогическом коллективе
|
аналитические
коммуникативные психологические
|
|
07.03.2020
|
анализ решения конфликтных ситуаций между работниками подсобного
персонала
|
аналитические
коммуникативные
личностно-ориентированные
|
|
10.03.2020
|
анализ функциональных стратегий факультета
|
аналитические информационные
|
|
11.03.2020
|
анализ функциональных стратегий факультета
|
аналитические информационные
|
|
12.03.2020
|
анализ функциональных стратегий структурных подразделений факультета
|
аналитические информационные
коммуникативные
|
|
13.03.2020
|
анализ связи стратегий факультета и общей стратегии организации
|
аналитические информационно-мировоззренческие
коммуникативные
|
|
14.03.2020
|
анализ связи стратегий факультета и общей стратегии организации
|
аналитические информационные
мировоззренческие
коммуникативные
|
|
16.03.2020
|
разработка календарного плана работы персонала кафедры
|
компетентностные
коммуникативные
организаторские
|
|
17.03.2020
|
изучение планирования работы педагогических работников кафедры
|
компетентностные
коммуникативные
|
|
18.03.2020
|
разработка приказов факультета
|
компетентностные
|
|
19.03.2020
|
проверка отчетной документации о деятельности педагогического
персонала
|
компетентностные
информационные
коммуникативные
|
|
20.03.2020
|
оформление приказов работы факультета
|
коммуникативные
организаторские
|
|
21.03.2020
|
оформление оперативной документации структурного подразделения
|
коммуникативные
организаторские
управленческие
|
|
23.03.2020
|
Осуществление связи между структурными подразделениями организации
|
коммуникативные
организаторские
управленческие
|
|
24.03.2020
|
Разработка приказов факультета
|
компетентностные
|
|
25.03.2020
|
Осуществление связи между структурными подразделениями организации
|
коммуникативные
организаторские
управленческие
|
|
26.03.2020
|
изучение планирования работы педагогических работников кафедры
|
компетентностные
коммуникативные
|
|
27.03.2020
|
оформление оперативной документации факультета
|
коммуникативные
компетентностные
|
|
28.03.2020
|
оформление приказов работы факультета
|
коммуникативные
организаторские
|
|
30.03.2020
|
дистанционное управление субъектами образовательного процесса
|
коммуникативные
организаторские
управленческие
|
|
31.03.2020
|
дистанционное управление субъектами образовательного процесса
|
коммуникативные
организаторские
управленческие
|
|
01.04.2020
|
Обобщение полученных знаний
|
информационно-
аналитические
|
|
02.04.2020
|
Обобщение полученных знаний
|
информационно-
аналитические
|
|
03.04.2020
|
Рефлексия практических знаний и навыков
|
оценочные
|
|
04.04.2020
|
Оформление отчета по практике
|
информационные
организаторские
|
|
06.04.2020
|
Оформление отчета по практике
|
информационные
организаторские
|
|
Руководитель практики от
организации:
Декан,
д-р физ. мат. наук ____________ «___»_________ 2020 г. /В.М. Аникин/
д-р физ. мат. наук ____________ «___»_________ 2020 г. /В.М. Аникин/
(должность)
(подпись, дата) (ФИО)
Руководитель практики от
кафедры:
д-р соц. н., доцент _________«___»_________ 201_ г. /Н.В. Медведева/
(должность)
(подпись, дата)
(ФИО)
ВВЕДЕНИЕ
Место прохождения практики: ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г.
Чернышевского, физический факультет. Полное название образовательной
организации:
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный
исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Место нахождения: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская,
83
Учредитель: Министерство науки высшего образования
Российской Федерации.
При прохождении учебной практики поставлена цель:
- получить первичные профессиональные умения и
компетенции в сфере управления образовательной организацией в целом и ее
подразделениями;
- закрепить теоретические знания;
- получить эмпирическую информацию об особенностях
процессов и систем управления в образовательных организациях, о направлениях
деятельности;
- приобрести опыт самостоятельной управленческой
деятельности.
1. Основные характеристики деятельности ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Полное название образовательной организации:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского» (далее в тексте Университет)
Место нахождения: 410012, Саратовская обл., г.
Саратов, ул. Астраханская, д. 83.
Университет является унитарной некоммерческой
организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного
учреждения. Университет является юридическим лицом с момента его
государственной регистрации.
ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского является
образовательной организацией высшего образования, осуществляющей в качестве
основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования и научную деятельность, созданной для
осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций
некоммерческого характера.
Предметом основной деятельности ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г.
Чернышевского является: 1) реализация образовательных программ высшего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования,
основных и дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных
профессиональных программ, основных программ профессионального обучения; 2)
проведение научных исследований, экспериментальных разработок, экспертных,
аналитических работ, а также распространение современных научных знаний в
российском обществе; 3) содействие интеграции науки и образования в
международное научно-исследовательское и образовательное пространство; 4)
продвижение образовательных и исследовательских программ в международное
образовательное и научное пространство и др. Университет вправе осуществлять
следующие иные виды деятельности, не являющиеся основными: 1) оказание платных
образовательных услуг; 2) разработка макетов, дизайн-проектов товарных знаков,
знаков обслуживания; 3) создание и ведение информационных баз, обработка данных,
подготовка аналитических обзоров, отчетов и экспертных заключений по
направлению информационных технологий; 4) оказание копировально-множительных
услуг, тиражирование учебных, учебно-методических, информационно–аналитических
материалов и др.
Университет самостоятельно формирует свою структуру. В
своей структуре он имеет различные структурные подразделения, обеспечивающие
осуществление образовательной, научной и иной деятельности с учетом уровня,
вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и
режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения,
факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы,
научно-исследовательские, методические и учебно-производственные лаборатории,
лаборатории и др.). Структурные подразделения не являются юридическими лицами.
ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского
функционирует на основании
Лицензии 2022 от 21 марта 2016 г. и Свидетельства
о государственной аккредитации № 2593 от 19 мая 2017 г.
Университет самостоятельно устанавливает штатное
расписание исходя из объёма и форм реализуемых образовательных программ,
оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в
структурных подразделениях. Например, количественный и качественный состав
педагогического, вспомогательного, управленческого персонала рассмотрен на базе
кафедры физики и методико-информационных технологий физического факультета:
количество профессорско-преподавательского состава - 7 чел., инженеров - 7 чел.
Комендант, обслуживающий персонал и охрана, обслуживающие учебные корпуса,
находятся в правовом поле самого Университета.
Управление ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского
осуществляется конференцией работников и обучающихся, ученым советом, ректором
и попечительским советом Университета.
К компетенции конференции работников и обучающихся
Университета относятся: 1) избрание ученого совета Университета; 2) избрание
ректора Университета; 3) принятие программы развития Университета; 4)
обсуждение проекта и принятие решения о заключении и изменении коллективного
договора; 5) утверждение отчета о исполнении договора и осуществление иных
полномочий.
Ученый совет Университета формирует и утверждает планы
своей работы с учетом предложений органов управления и структурных
подразделений Университета. К компетенции ученого совета относятся: 1)
принятие решения о созыве конференции работников и обучающихся; 2) определение
основных перспективных направлений развития Университета, включая его
образовательную и научную деятельность; 3) ежегодное определение на начало
учебного года объема учебной нагрузки педагогических работников Университета;
4) рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной,
научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-
хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества
Университета; 5) принятие локальных нормативных актов по основным вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности и др.
Ректор Университета несет ответственность за
руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-
хозяйственной деятельностью: 1) утверждает структуру, а также штатное
расписание Университета; 2) представляет Министерству предложения к
государственному заданию по основным видам деятельности, осуществляемым за счет
субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания; 3) распределяет показатели объёма государственных
услуг, содержащихся в государственном задании, утвержденном Университету, между
созданными им подразделениями; 4) утверждает годовые планы научных
исследований, экспериментальных разработок, экспертных, аналитических и
технологических работ и др.
В ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского действует
попечительский совет. Его основной
деятельностью является: 1) содействие решению текущих и перспективных
задач развития Университета; 2) содействие привлечению финансовых и
материальных средств для обеспечения деятельности и развития; 3) содействие
совершенствованию материально-технической базы; 4) участие в разработке
образовательных программ высшего образования, реализуемых Университетом, для
обеспечения учета в этих программах требований заинтересованных работодателей к
выполнению выпускниками трудовых функций; 5) оказывает помощь в установлении и
развитии международного научного, научно-технического, и культурного
сотрудничества, включая развитие сотрудничества с российскими и зарубежными
образовательными организациями, в том числе организует приглашение иностранных
специалистов для участия в образовательном процессе и научной работе
Университета и др.
ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского – это постоянно
совершенствующая организация, работающая по программам развития. Так:
1) 15 ноября в Университете была запущена программа
повышения квалификации для управленцев и практиков в образовательной сфере:
«Управление, основанное на данных – Chief data Officer в органах власти».
2) В течение 2-ух лет на факультете физики будет
реализовываться грантовый проект ученого – физика Шепелева И. по исследованию
новейших материалов.
3) 21 февраля 2020г. физический факультет ФГБОУ ВО СГУ
им. Н.Г. Чернышевского принял участие в стратегической сессии «Образование
2030…».
4) 31 марта 2020г. физический факультет стал
организатором заочной научно-методической конференции «Инновации и
рискологическая компетентность педагога»;
5) 6 апреля 2020г. физический факультет реализовал
проект дистанционного обучения.
2. Система управления в ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Ø Органы управления в образовательной организации.
Управление
ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского осуществляется на
основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Органами управления
являются конференция работников и обучающихся, ученый совет, ректор и попечительский
совет Университета.
Ø Иерархическая структура управления
Конференция
работников и обучающихся Университета является коллегиальным органом,
осуществляющим общее руководство Университетом. Процедура и порядок собрания
делегатов на конференцию работников и обучающихся, нормы представительства, а
также сроки и порядок созыва и работы конференции работников и обучающихся
Университета определяются ученым советом.
Ученый
совет Университета является коллегиальным органом, осуществляющим общее
руководство Университетом. Количество членов ученого совета Университета
определяется конференцией работников и обучающихся. В состав ученого совета
входят ректор, проректоры, президент Университета, директора институтов, деканы
факультетов. Другие члены ученого совета избираются конференцией работников и
обучающихся. Число избираемых членов ученого совета устанавливается
конференцией работников и обучающихся Университета. Нормы представительства в
ученом совете от структурных подразделений определяются ученым советом
Университета. Председателем ученого совета является ректор Университета. Состав
ученого совета объявляется приказом ректора на основании решения конференции
работников и обучающихся Университета.
Единоличным
исполнительным органом Университета является ректор Университета, который
осуществляет текущее руководство деятельностью Университета. Ректор избирается
тайным голосованием на конференции работников и обучающихся. Сроки и
процедура выборов ректора определяется положением, утверждаемым ученым советом.
Ректор Университета вправе вынести любой вопрос на рассмотрение ученого совета
или ученых советов факультетов (институтов, подразделений) Университета. Ректор
предоставляет Университет в отношениях с органами государственной власти,
юридическими и физическими лицами. Отвечает за реализацию решений органов
государственной власти и ученого совета Университета.
Состав
попечительского совета Университета утверждается и изменяется решением ученого
совета по предоставлению ректора Университета. Регламент деятельности
попечительского совета Университета утверждается ученым советом Университета.
Решения попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.
Ø Государственная и общественная составляющие в
управлении
Между
ректором Университета и Министерством заключается трудовой договор на
соответствующий срок. Дата выборов согласуется с Министерством. При наличии
вакантной должности ректора Университета Министерство определяет лицо, которое
будет исполнять его обязанности.
В целях
учета мнения обучающихся и педагогически работников по вопросам управления
Университетом по инициативе обучающихся и педагогических работников в
Университете: 1) создается студенческий совет. Структура, компетенция
студенческого совета, а также порядок принятия им решений и выступления от
имени Университета определяются положением о студенческом совете, утверждаемым
ректором Университета; 2) действуют первичные профсоюзные организации работников
и обучающихся Университета.
Ø Система принятия управленческих решений
Состав
ученого совета объявляется приказом ректора на основании решения конференции
работников и обучающихся Университета.
Ученый
совет формирует и утверждает планы своей работы с учетом предложений органов
управления и структурных подразделений Университета, а также утверждает
регламент работы ученого совета. Решения ученого совета по вопросам,
относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми работниками
и обучающимися. Решения ученого совета оформляются протоколами, вступают в силу
с даты их подписания председателем ученого совета Университета. Ученый
секретарь ученого совета Университета, назначенный приказом ректора,
контролирует реализацию решений совета Университета и координирует
взаимодействие структурных подразделений. Ректор ежегодно отчитывается перед
ученым советом Университета и предоставляет на его рассмотрение план работы
Университета на очередной год. Ректор предоставляет Университет в отношениях с
органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. Отвечает за
реализацию решений органов государственной власти и ученого совета
Университета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате прохождения данной учебной практики:
-
приобрела практические навыки, универсальные умения и профессиональные
компетенции;
-
появилась готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной
деятельности;
-
способность управлять организациями, подразделениями, группами сотрудников,
проектами и сетями.
-
узнала: организационные структуры управления образовательных организаций разных
типов; модели управления, реализуемые в образовательных организациях.
-
приобрела умения: анализировать характеристики коллектива образовательной
организации и индивидуальные показатели сотрудников; соотносить принимаемые
управленческие решения с общецелевыми установками образовательной организации;
работать в команде, выполняя основные ролевые функции.
-
овладела: методами управления; навыками диагностики организационной культуры
образовательной организации; методами анализа основных направлений деятельности
образовательной организации.