Культурология - Классификация культурных регионов мира

Культурология - Классификация культурных регионов мира


1. В современной культурологии наиболее распространенными являются две классификации культурных регионов мира. Первая, общая, осуществляет разделение мировой культуры по линии Запад – Восток.Вторая классификация выделяет культурные регионы меньшего масштаба: арабо-мусульманский, африканский, дальневосточный, европейский, индийский и латиноамериканский.
 Рассмотрим более подробно деление мировой культуры по линии Запад – Восток. Под Востоком чаще всего понимают Азию, а под Западом – Европу и Северную Америку. Однако следует отметить, что Восток и Запад – это не только географические понятия, но и разные типы культур, которые отличаются друг от друга, по крайней мере, по двум параметрам: 1) разница в восприятии окружающего мира; 2) несхожесть реального обустройства жизни. Таким образом, в культурном развитии человечества Запад и Восток – это два антипода.
В широком значении Запад– это сфера бытия культуры Европы, а также США, Канады и Австралии, в которые эмигранты из Европы принесли основные черты своей культуры. В более узком значении, Запад – это Западная Европа. Главными характеристиками европейского типа культуры являются: демократизм, динамизм, антропоцентризм, индивидуализм, активное преобразование окружающего мира и доминирование одной религии – христианства.
Несмотря на то, что под Востоком чаще всего понимают Азию, типовой культурой Востока все же считается культура дальневосточного региона, к которому принадлежат Китай, Япония, Индия, Индокитай Тибет и др. Основными характеристиками восточного типа культуры являются: деспотизм, традиционализм, стабильность, природоцентризм, коллективизм и наличие нескольких религий, в частности буддизма, индуизма, иудаизма, ислама, даосизма и конфуцианства. Отдельно в рамках классического Востока стоит мусульманский мир. Как уже отмечалось, в широком смысле Восток – это Азия, следовательно, он охватывает и мусульманскую культуру. Однако следует помнить, что мусульманская культура сформировалась на границе Запада и Востока и поэтому содержит в себе, как черты одного, так черты и другого типа культуры.
Подобная роль выпала и восточнославянской культуре, в том числе и украинской. Геополитическое расположение между Западом и Востоком определили её «пограничный характер», обусловив присутствие элементов и западной, и восточной культур. Именно поэтому восточнославянские государства (Россия, Украина, Белоруссия) вынуждены решать проблему диалога между западным и восточным культурными мирами, как проблему своей внутренней политики. Вместе с тем, следует отметить, что принадлежность к христианству все-таки указывает на доминирование в культуре славянских народов западной основы и направленности.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Понятия этнической и национальной культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны.
Этносом называют любое национальное сообщество (национальное меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе государственного структурирования жизни многих народов.
Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.
Этническая культура охватывает преимущественно сферу обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Специалисты различают в этнической культуре два слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.
Нижний слой включает в себя наиболее устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры.
Этническая культура указывает прежде всего на социокультурные особенности людей. Национальная культура предполагает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее сложную социальную структуру и политическую организацию.
Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно—бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры.
Поскольку нация охватывает общество, а общество стратификационно структурировано, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры.
Большинство современных национальных культур полиэтничны.
Но национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственные специфические четы, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою национальную идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам (например, гимну, флагу государства) составляет содержание национальной культуры.
В отличие от этнической культуры, которая связывает людей генетически, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Национальная культура складывается на фундаменте письменной культуры.
3. Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

    Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
    В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс».
    Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.
Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
    Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
    Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.


                                    Особенности элитарной культуры:
сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
4. Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, обладающих своей системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства членов общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по:
- этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых)
- профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.).
Примером официальных субкультур в бывшем СССР были пионерская организация и комсомол.
Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры.
Особое внимание в культурологии уделяется анализу молодежных субкультур.
Под молодежной субкультурой понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей порой отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Они могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней.
Контркультура – (лат. – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества («новые левые», хиппи, битники, хиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70 гг. ХХ в. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов. Элементы контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских.
В культурологии понятие «контркультура» имеет два значения:
- отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в., отражающей критическое отношение к современной культуре;
- используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур).

Контркультура – это своеобразная ценностная революция в культуре. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов.
Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
В советской истории в качестве контркультурных тенденций могут рассматриваться проявления «запрещенной», «самиздатовской» культуры, которые, критикуя официальную (социалистическую) культуру, привели к ее дискредитации и, в конечном счете, к разрушению. Носителем данных контркультурных тенденций была российская интеллигенция.
Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест определенной части этого общества, в том числе и молодежи, против дегуманизации общественной жизни, бюрократизации, конформизма, отчуждения человека. Следовательно, понятие «контркультура» не тождественно понятию «бескультурье» («варварство»), так как контркультура может нести в себе позитивный смысл. В то же время понятие «контркультура» не тождественно и понятию «субкультура», поскольку контркультурные тенденции могут проявляться на уровне самых разных социальных групп и субкультур.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...