Работа на тему: Искусство в национальной картине мира
Какие
черты национальной психологии и ментальности отражаются в современном театре и
кино?
Если говорить об
особенностях русского человека, то таких можно насчитать очень много. Но не
всегда они находят отражение в произведениях искусства.
Ну думаю первой
особенностью можно назвать русскую общительность, желание высказаться,
поделиться, обсудить и производственные и личные вопросы. Для нас мала разница между знакомыми и
чужими, во всяком случае мы быстро и без колебаний преодолевают этот условный
барьер. В процессе общения между нами не
принимается во внимание сословная, социальная, профессиональная, возрастная
дистанция. Неподготовленный европеец может растеряться от такой непринужденной
фамильярности с неожиданными для него вопросами или откровенными рассказами «о
жизни». Для обычного европейца все это требует предварительного, тесного и долговременного
знакомства. Очень хорошо это видно
например в спектакле «Фантазии Фарятьева» Лысьвенского драматического театра.
Главный герой, очень легко и очень неожиданно для зрителя переходит от диалога
к монологу, которым он говорит не только с героями, но и со зрителями, он как
будто этот барьер перешагивает и от этого становится еще тяжелее, ведь в его
внутреннем мире такая сильная боль, что он так легко делиться с ней с нами с
незнакомцами. Очень яркий пример свободного общения демонстрирует героиня
фильма «Девчата» 1962 года. Одна из первых сцен, когда в дом приходят соседи и
каково её поведение, очень легкое порой даже глупое, но возможно такое
поведение слегка преувеличено от того, что действие происходит в сов. союзе.
Ещё одна наша черта
обостренное чувство справедливости. справедливость понимается как всеобщее счастье и благоденствие.
Справедливость определяется следующим образом: «Справедливо - это когда все
счастливы». Извечная русская тяга к справедливости очень тесно переплетена с
русской добротой.
Справедливость тесно связана с другим
качеством, а именно максимализмом, ведь правда может быть только одна. Из
обостренного чувства справедливости и максимализма логично следует догматизм
русских. Например это очень хорошо показано в фильме Быкова «Дурак». Также
может быть примером постановка Александрийского театра «Преступление и
наказание». В котором по новому преподнесли
вопрос справедливости.
Если говорить об этом то можно привести
ещё очень много примеров, но наверное самое яркое отличие это русское
восприятие мира. Мышление наше характеризуется
эмоционально-чувственным восприятием, образностью, сосредоточенностью на
масштабных проблемах. Мы остро чувствуем тенденции и грядущие изменения в
жизни. Однако испытываем значительные затруднения при необходимости перевести
результат предчувствия в рациональную форму, конкретные решения. Для
деятельности характерны склонность к размышлениям, которые не всегда
заканчиваются поступками, нерешительность в выборе конкретной альтернативы,
импульсивность. ( Опять же фильм «Дурак»)
Невероятная сила духа
героизм и патриотизм. Чаще всего такие в фильмы в российском кино пользуются
большим спросом и зрители охотно его смотрят.
Наверное последний и самый яркий пример это фильм «Движение вверх». Хотя
мне кажется, что фильм этот не так хорош потому, что там много вранья и
выдумки, когда как фильм трактует себя как исторически достоверный. Нет я не
против худ. вымысла в кино по реальным событиям, но я за то чтобы граница этого
вымысла не нарушала действительность.
КАК географические факторы России присутствуют в национальном
характере и закрепляются в искусстве?
Если говорить об этом, то можно отметить сильный холод и продолжительную
зиму, огромные пространства, богатства природы.
Огромные богатства подарили русским такую черту как щедрость и укрепили
её в нашем гостеприимстве. Общеизвестно русское гостеприимство, радушие,
хлебосольство. В слове «гостеприимство» на первом плане - готовность человека
впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Радушие указывает в
первую очередь на любезность и особую приветливость по отношению к гостю.
Широта подарила нам такую черту как терпимость к другим, потому что на
такой огромной территории один народ не может существовать. Терпимость к чужим
нравам и обычаям, выработавшаяся благодаря жизни в многонациональном
коллективе. Исторически русские всегда были открыты пришельцам. Русская
культура была издавна связана с культурами соседних стран. Все это
способствовало формированию в России интереса к ним, включению этих культур, в
первую очередь западноевропейских, в российскую. Русские легко схватывали,
перенимали иноземное, обладая способностью переработать его до неузнаваемости,
что свидетельствует о гибкости и восприимчивости их ума.
Холод и продолжительная зима научили нас запасливости и подарили
некоторую традицию по отношению к спиртному. Во-первых, это связано с холодным
климатом: алкоголь ощутимо согревает в холод. Виноград в России не растет. Вот
и пользовали сначала меды, пиво хлебное вино. Водка появилась не ранее XV века.
Во-вторых, существует давняя историческая традиция. Известно, что в свое время
киевский князь Владимир не мог принять Коран по нескольким причинам:
непонятного языка, странного обычая не есть свинину и не пить вино. Последнее
было просто неприемлемо - и вовсе не из-за повального алкоголизма, а в силу
древнерусских традиций.
Великая Отечественная война как фактор
объединения общества?
Да это действительно так, потому что нет ни одной семьи в России,
которой бы не коснулось это горе. И тем обидней потому что последнее очень
часто используется как спекуляция для людей. Порой правительство использует
нашу историю в своих интересах, и это нормально, но когда слова расходятся с
делом мне это совершенно не нравится. Общее горе объединяет сильнее чем общая
радость, а жертва в 27,5 миллионов человек не может быть вычеркнута или забыта
просто так. Я очень не люблю когда что то активно навязывается, с огромным
пафосом, когда появляются люди, которые не знают что говоря, когда искажаются
факты. Я помню и уважаю поступок наших предков, я помню своих прабабушек и
прадедушек знаю где они были и как помогали. Да это событие действительно нас
объединяет и написано много произведений о войне и сняты фильмы, но я не люблю
когда такими вещами спекулируют и покрывают их слоем пафоса.
Искусство как фактор модернизации общества.
Важнейшее
значение при анализе модернизации имеет ее культурная составляющая. Сегодня в
общественных науках именно культурологический подход занимает центральное
место. Культурное видение мира и его социальное видение - это просто два разных
аспекта видения одного и того же феномена.
В общественном развитии
культура первична. На каждом этапе развитие культуры связано с борьбой идей, то
есть выдвижением альтернатив, их обсуждением и активной поддержкой, либо с
пассивной поддержкой одной из них в качестве объективно правильной. Став
фактически действенной, она через поведение, ориентированного на ее поддержку,
превращается из объективно правильной в просто объективную, то есть в жесткий
социальный факт, не переставая при этом быть фактом культуры. Мировоззрение
людей, их идеология становится основой социальных действий, и общество оказывается
именно таким, каким оно репрезентировано в сознании. Культура не может быть
ложной, она просто есть, она не противопоставляется обществу. Развитие и
изменение социума совершается при ведущей роли культуры. А искусство более
конкретно говорит о направлении, в котором обществу нужно двигаться для
достижения наилучшего результата. Общество становится образованным, гибким,
способным задавать правильные вопросы и находить нужные ответы.
Какой
спектакль отражает в себе черты национальной психологии.
Думаю, таким примером мог бы стать
спектакль «Кому на Руси жить хорошо» в постановке Серебренникова. Само
произведение отражает эти черты, а режиссер перенёс их в современный мир,
потому что они ничуть не устарели, и до сих пор актуальны. Это своего рода исследование русского
человека, который летит с распахнутой душой сквозь время и ищет счастья. Здесь
и широта и щедрость, и вечный вопрос, и русское восприятие, и пьянство,
бесконечный поиск, поиск истины и невероятный контраст от обильной до
бессильной.
Почему
государство поддерживает культурные ценности.
Должно ли государство тратиться на культуру? Да,
обязано. Потому что это не благотворительность, а инвестиции в важнейшую
отрасль, в которой «производится» главная ценность страны — гражданин. Культура
во всем своем многообразии — это пространство созидательного сотрудничества
государства, гражданского общества и деятелей искусства. Еще одна обязанность
государства в этом симбиозе — обеспечивать сохранение, преемственность и
приумножение нравственных ценностей российской цивилизации. (
Мединский)
Культурные ценности это основа, на которой в течении многих лет,
государство держится. С помощью культуры оно направляет и объединяет общество.
Это тот механизм, который помогает развиваться и который работает, в котором
все известно, так что для государства это некий элемент управления и влияния на
людей.
Какие
фильмы патриотического содержания вам понравились и почему?
Из всех Фильмах о войне
мне нравятся те в которых показана история человека, его изменения в процессе
войны и жизни после неё. Я не люблю фильмы с пафосом и каким либо насаждением,
в которых подвиг из подвига за спасение
своей родины превращается в подвиг «ЗА РОДИНУ». Примерами хороших русских
фильмов о войне я считаю «Летят Журавли», режиссёра Михаила Калатозова и фильм
«Судьба человека» режиссера Сергея Бондарчука. Там нет излишнего пафоса
показного героизма и показана жизнь людей и то как эти люди меняются попав в
обстоятельства войны.
Если говорить о современных фильмах, военных, то я им не симпатизирую.
Либо там показывают ужасы войны или сволочных руководителей, про что и так
снято множество фильмов, либо бред, который порой не понятен даже критикам.
Последний хороший фильм о войне, который я посмотрел называется «Американский снайпер» режиссёра
Клинта Иствуда с Брэдли Купером в главной роли. Там показано как человек
столкнулся с войной и как оказался к ней может быть не готов и как он не может
теперь без войны. Посмотрите я думаю вам понравится.