Тема 1.5. Виды маркетинга
В зависимости от широты
охвата рынка выделяют следующие виды маркетинга:
• массовый;
•
дифференцированный;
• концентрированный.
Массовый маркетинг характеризуется массовым
производством, массовым распространением и стимулированием сбыта какого-то одного товара для всех покупателей. Этот маркетинг направлен на продажу
большого количества однородного товара по доступной цене, т. е. его главная цель – максимальный сбыт.
Дифференцированный
маркетинг – это
деятельность фирмы в нескольких
сегментах рынка с производством отдельного товара для каждого из сегментов.


«для любых целей, любых
лиц и кошельков». Она стремится добиться роста сбыта и наиболее глубокого
проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка путем производства
разнообразных товаров. Рассчитывает на то, что ее продукция в сознании потребителей будет ассоциироваться именно с названием данной компании.
Концентрированный
маркетинг – это
сосредоточение маркетинговых усилий, как правило, на одном сегменте рынка.
Благодаря этому маркетингу фирма может обеспечить себе довольно прочную
рыночную позицию в том сегменте рынка, в котором она работает, так как лучше
других знает нужды покупателей данной ниши и пользуется определенной репутацией.
А при специализации производства и применении мер по стимулированию сбыта может добиться снижения издержек во многих сферах своей деятельности [36].
В зависимости от сферы применения различают следующие
виды маркетинга:
• внутренний;
• экспортный;
• импортный;
• международный.
Внутренний маркетинг применяется при реализации товаров и услуг в рамках одной страны.
Экспортный
маркетинг заключается в обеспечении
сбыта товаров на зарубежных рынках.
Импортный маркетинг состоит в обеспечении высокоэффективных закупок товаров на внешних рынках и реализации их на внутреннем рынке.
Международный
маркетинг отличается
глобальностью производственно-сбытовых задач и проводится транснациональными
корпорациями, охватывая рыночные территории многих стран.
В зависимости от производимых товаров
различают:
• маркетинг
потребительских товаров;
• маркетинг
средств производства;
•
маркетинг услуг
(потребительских и производственных). Существуют и другие разновидности
маркетинга. Стимулирующий
маркетинг связан с безразличием потребите-
лей к определенным товарам.
Безразличие и отсутствие спроса у потребителей бывает, во-первых,
когда товар теряет
свою ценность в глазах покупателей; во-вторых, когда товары не
имеют ценности на данном рынке; в-третьих, когда рынок не готов к появлению этого то-
вара. Основной задачей
маркетинга является стимулирование спроса посредством специальных маркетинговых
способов и приемов.
Развивающий маркетинг связан с начавшимся формированием
спроса на товары. Его главная
задача – выявить
потенциальный спрос и создать
соответствующий товар.
Ремаркетинг – это изыскание новых путей
маркетинга с целью создать новый жизненный цикл товара, на который упал спрос.
Синхромаркетинг предназначен для изменения структуры
спроса.


Поддерживающий
маркетинг ориентирован
на поддержание имеющегося полного спроса
путем сохранения необходимого объема продаж, стимулирования сбытовой
деятельности, а также
контроля за издержками.
Демаркетинг решает проблему чрезмерного
(ажиотажного) спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж и т. д.
Противодействующий
маркетинг призван
ликвидировать или снижать спрос на товары, которые вредят общественному
благосостоянию (алкогольные
напитки, табачные изделия и т. д.).
В последние годы стали
получать широкое распространение новые перспективные виды маркетинга:
• нейромаркетинг;
•
селебрити-маркетинг;
• продакт-плейсмент;
• мобильный
маркетинг;
• вирусный маркетинг;
• маркетинг
в социальных сетях;
• интерактивный маркетинг;
• интернет-маркетинг;
• e-mail
маркетинг;
• ивент-маркетинг;
• многоуровневый
маркетинг;
• партизанский маркетинг;
• арт-маркетинг;
• политический
маркетинг и др. [9].
Так, нейромаркетинг предусматривает
управление потребительским поведением с использованием передовых технологий
когнитивной психологии и нейрофизиологии на основе аппаратно-инструментальных измерений. На практике к нему обращаются при создании продукции или
рекламной кампании – он помогает определить, какой именно дизайн, цвет, вкус,
запах продукта привлечет внимание покупателя и окажет на него большее воздействие.


Селебрити-маркетинг заключается в привлечении знаменитостей для продвижения
продукции компании или ее бренда. Это могут быть актеры, телеведущие, певцы,
фотомодели, состоятельные люди, политики, известные спортсмены, «светские
львицы» и т. п. При этом используются в основном знаменитости, известные
преимущественно благодаря упоминаниям
в светской хронике и желтой прессе, а не за счет своей профессиональной
деятельности.
Продакт-плейсмент является технологией скрытой рекламы раз- личной
продукции в кинофильмах, телепередачах, видеоклипах, компьютерных играх,
иллюстрациях и т. д. Это утонченная техника проникновения в подсознание
увлеченного сюжетом или игрой зрителя, который в этот момент без сопротивления
готов принять практически любую навязанную ему идею, мысль, привычку.
Мобильный
маркетинг предусматривает рекламирование товаров и услуг
с использованием средств сотовой
связи, основными приемными средствами
в которой являются мобильные
телефоны. В этой разновидности маркетинга используется достаточно
широкий спектр разнообразных
способов и инструментов: SMS-рассылка,
мобильные при- ложения, голосовые сообщения, голосовые сервисы с
возможностью общаться с автоинформатором, получение из Интернета уведомлений и оповещений, массовая рассылка интерактивных
сообщений через терминалы сотовых операторов, рекламный мобильный контент и
др.
Вирусный маркетинг – это технология распространения рекламы в прогрессии,
близкой к геометрической, за счет использования получателей информации в
качестве ее последующих распространителей. В этой технологии, как правило,
задействуется яркая и необычная идея с использованием естественного или
доверительного послания. Вследствие того что у большинства потребителей
наблюдается низ- кий уровень доверия к рекламе вообще, а тем более исходящей от
компании-производителя, основной принцип вирусного маркетинга заключается в
том, что человек, получающий информационное со- общение, должен быть уверен,
что оно исходит от лица незаинтересованного, например от знакомого (или
незнакомого, но ни в коем случае не аффилированного к рекламной кампании).
Продвижение вирусного
контента может осуществляться при помощи самых разнообразных средств и способов: Интернет, видео, фото,
флеш-игры, звонок из
видеоролика (WOW-call) и пр. [23].
Маркетинг в социальных сетях, несмотря на свою молодость, становится одним из наиболее перспективных и эффективных
инструментов интернет-маркетинга и маркетинга в целом. Это обусловлено, в
первую очередь, тем, что количество пользователей социальных сетей растет в
геометрической прогрессии каждый день и в настоящее время превышает аудиторию
телевидения и других СМИ в несколько раз. Социальных сетей множество: из самых распространенных и успешных можно упомянуть
Facebook,
Twitter,
Instagram,
«ВКонтакте», «Одноклассники». Привлекательность социальных сообществ
в Интернете с точки зрения
маркетинга заключается в следующем: не- рекламный формат сообщений, что
вызывает больше доверия к ним, чем к обычной рекламе;
возможность выделять целевую
аудиторию и персонализировать
пользователей; распространение информации в сетях с помощью «сарафанного радио» и вирусного маркетинга; возможность общаться с пользователями в интерактивном режиме [112].
Многие из указанных
перспективных видов маркетинга основаны на применении современных цифровых технологий. Основные
из них будут рассматриваться в последующих материалах данного учебника.