Тема 2.1. Комплекс «маркетинг-микс» как основа управления в маркетинге

Тема 2.1. Комплекс «маркетинг-микс» как основа управления в маркетинге

Ф. Котлер, один из крупнейших теоретиков-маркетологов, предложил различать маркетинг как философию и маркетинг как ремесло, т. е. его практическое воплощение. Философия маркетинга при этом, по его мнению, прежде всего, должна быть нацелена на удовлетворение нужд и потребностей покупателей [49].
Однако для реализации философии необходим еще и инструментарий, т. е. совокупность способов и приемов, с помощью которых можно было бы воздействовать на покупателей и другие субъекты системы маркетинга для достижения поставленных целей. Таким основным инструментарием является комплекс «маркетинг-микс», который впервые ввел в теорию маркетинга в 1964 году профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса.
В основу комплекса маркетинга был положен метод (модель)
«4Р» МакКарти (McCarthy) (1960) по начальным буквам английских слов Product (товар), Place (место, в данном контексте – сбыт, распределение), Price (цена) и Promotion (продвижение). Варьирование факторами (инструментами) «маркетинг-микса» позволяет найти оптимальное их соотношение для решения конкретной тактической или стратегической задачи маркетинга [5].
В настоящее время концепция «маркетинг-микса» («4Р») считается ограниченной, хотя и включает элементы и функции, которые существенны и являются составными частями маркетинговой деятельности. Маркетологами делались попытки ввести в структуру «маркетинг-микса» дополнительные элементы, например: люди (People) – потребители, паблик-рилейшнз (Public Relations) – связи     с общественностью, персонал (Personnel) и пр. Впоследствии различными учеными и специалистами-маркетологами число элементов комплекса «маркетинг-микс» было доведено до семи, а потом и до 12. Но многие из этих дополнений носили субъективный и не всегда обоснованный характер. В частности, паблик-рилейшнз (Public Relations) является составной частью продвижения (Promotion), и вряд ли целесообразно выделять его в самостоятельную категорию. Персонал (Personnel) относится к самостоятельному функциональному направлению в деятельности любого предприятия наравне с производством, финансами и тем же маркетингом, и зачем же его включать только    в маркетинг. Целесообразным представляется выделение в самостоятельный элемент «маркетинг-микса» только категорию «люди» (People) – потребители.
Концепция «маркетинг-микса» широко применяется в управлении маркетинговой деятельностью, и в частности при планировании маркетинговых мероприятий. Поэтому знание процесса разработки
«маркетинг-микса», его структуры имеет практическое значение.
В наиболее часто употребляемой форме «маркетинг-микс» включает четыре субмикса маркетинга. Это товарный микс, договорный микс, распределительный микс, коммуникативный микс (рис. 2.1). Каждый субмикс включает самостоятельный комплекс мероприятий, проведение которых формирует соответствующую политику в сфере маркетинга.

Рис. 2.1. Схема структуры комплекса «маркетинг-микс»


Рис. 2.1. Схема структуры комплекса «маркетинг-микс»

Например, товарный микс формирует товарную политику, которая включает все взаимосвязанные с товаром мероприятия, способствующие наиболее полному признанию товара у потребителя. Такими мероприятиями могут быть: концепция товара, проектирование или разработка продукта, его оформление и дизайн, качество товара, упаковка, именная политика, обслуживание покупателей и гарантийное обслуживание, модернизация товара, ассортиментная политика и т. д.

Договорная политика предполагает проведение мероприятий, благодаря которым осуществляются согласование условий акта купли-продажи товара и оформление этого акта в виде контракта.     К таким мероприятиям, как правило, относят ценовую политику, систему скидок и надбавок, условия поставки товара и его оплаты,    а также кредитную политику.
Распределительная политика осуществляется в целях своевременной поставки товара с места его изготовления к получателю. Она проводится благодаря таким мероприятиям, как анализ и обоснование каналов сбыта, маркетинг-логистика, политика торговли, политика средств сбыта, политика размещения производительных сил, политика местонахождения потребителей и рынков, политика поставок, политика складирования готовой продукции и т. д.
Задача коммуникативной политики – организация взаимодействия предприятия-изготовителя (или распределителя) продукции со всеми субъектами маркетинговой системы для обеспечения стабильной и эффективной деятельности по формированию спроса    и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли. Эффективная коммуникативная политика базируется на таких мероприятиях, как реклама, организация связи с общественностью, стимулирование сбыта, личная продажа, планирование и организация бизнес-коммуникаций, т. е. взаимоотношений с партнерами, конкурентами и потребителями [5].
Развитие теории и практики разработки «маркетинг-микса» и на его основе планирования маркетинговых мероприятий явилось отправной точкой в формировании теории, методологии и методов организации «маркетинг-менеджмента».
Однако не только использование маркетинга как средства обеспечения получения преимуществ фирмы у потребителей за счет проведения комплекса маркетинга оказало влияние на формирование
«маркетинг-менеджмента» как нового научного направления, инновационного подхода к организации предпринимательства и новой функции бизнеса. Значительную роль в этом сыграли также такие факторы, как целевая направленность в системе управления предприятием на удовлетворение нужд и потребностей покупателей и применение принципов взаимодействия производителей и потребителей, которые позволяют осуществлять непрерывный процесс согласования и координации маркетинговых коммуникаций.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...