Доклад на тему: "Древняя религия славян"
Древней религией славян, их мировосприятием
было язычество. Оно охватывало всю сферу духовной культуры и
значительную часть культуры материальной, вернее культуры производственной,
охотничьей и собирательской, т. к. эта культура вся была проникнута убежденностью
ее носителей в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех
трудовых процессах.
В целостном виде представление об этом
веровании не сохранилось, реконструируется по данным письменных источников, языка, фольклора, обрядов, обычаев и верований славянских народов.
Славянское язычество может пониматься не только
как историческая стадия мировоззрения древних славян в период до начала
их христианизации, но и как
типологически особая культурная модель, чьи формы, меха низмы и семантические
категории продолжали существовать и после принятия христианства.
Основными чертами славянского язычества как мировоззрения
являются вера в одушевлённость природы
(аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественные
силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей
жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убеждённость в
возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной
магии, антропоцентризм.
Единственным убедительно реконструируемым общеславянским
божеством является Перун (*Perunъ), бог грома и молнии. Судя
по всему, именно его имел в виду Прокопий под «творцом молний,
владыкой над всеми». Это божество сохранилось лучше всего у восточных
славян и приобрело, кроме указанных, ещё и черты бога-покровителя князя и
дружины.
Славянские язычники славили своих предков и окружающую природу (гром и молния, ветер, дождь, огонь). Для славян характерно почитание животных (медведь, волк, ящер, орёл, конь, петух, утка, тур, кабан). Но практически неизвестен тотемизм.
В «Слове о полку Игореве» (XII в.) Ярославна в своём «плаче» обращается к силам природы, называя их господами: «О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши!… О, Днепре Словутицю!… Возлелей, господине, мою ладу ко мне… Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси. Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои? В поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою им тули затче?»
Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Помимо персонифицированых богов в виде идолов, славяне почитали разного рода низших существ, или духов. Это были духи природы: лешие, русалки (берегыни/берегини, вилы, самодивы), кикиморы. И духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники. Имелся целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волкодлаки, упыри, мары, великаны (асилки, велеты), переплут, див, ящер, летающие змеи (драконы).
в отличие от христианства, представляющего собой достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований. Действительно, если воспользоваться традиционной научной терминологией, можно сказать, что славянское язычество содержало в себе не только свойственные ранней стадии религиозного развития аниматические верования (т.е. убежденность, что все в природе живое - и камень, и огонь, и дерево, и молния, и т.п.), но и анимические (т.е. представления о душе), сочетающиеся, вероятно, с более поздними воззрениями о трансцендентности души (т.е. способности переходить в другую плоть) и о способности сверхъестественных персонажей к различным метаморфозам, превращениям то в козла, то в собаку, кота, копну сена, черный клубок, в младенца и т.п. Сверхъестественные персонажи, после обращения славян в христианство получившие название нечистой силы, имели человеческий - антропоморфный, звериный - зооморфный или смешанный антропоморфно-зооморфный облик. Этой сверхъестественной силой, по убеждению древнего славянина - язычника, была населена вся вселенная, с нею приходилось иметь дело, и она была опасна, хотя и не всегда вела к плохому или трагическому исходу.