Доклад на тему: «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»
Патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма
многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножать богатство своей страны. В связи с этим выделяются основные задачи:
-
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
-
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-
воспитание уважения к труду;
-
развитие интереса к русским, татарским традициям и промыслам;
-
формирование элементарных знаний о правах человека;
-
расширение представлений о городах;
-
знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
-
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной
образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту, в режимных моментах.
Достигнуть
поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно
способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране,
родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой
группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и
сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно
приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами
и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской —
в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь
с общественными событиями.
Планирование
данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:
- «Моя
семья»,
- «Я люблю
свой детский сад и район, где я живу»,
- «Мой
город»,
- «Наша
Родина – Россия»,
- «День
народного единства»,
-
«Новогодние праздники»,
- «Москва –
столица нашей Родины»,
- «Наши
космонавты»,
- «День
защитника Отечества»,
- «Моя
мама»,
- «День
Победы».
Работа по
каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной
литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым
темам — праздники.
Основной
формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические
занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.
Следует
подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность
интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение
к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному
сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему
занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с
миром природы, по ознакомлению с предметным окружением,
художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку
(например, «Наша Земля», «Казань – столица нашей малой Родины»).
Фотография с НОД по окружающему миру по теме «Наша Земля»
Учет
возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов,
которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для
создания эмоциональной атмосферы занятия.
Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми,
продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов,
тематическое рисование, аппликация).
Фотография
с НОД «Аппликация» по теме
«Казань
– наша столица малой Родины»
Итоги работы
над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников,
семейных развлечений.
Фотография с мероприятия «Я – житель
земли»
Методические рекомендации для приобщения
детей к нравственно-патриотическому воспитанию.
1. Приучайте
ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую
вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте
развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите,
как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить
ребенка к бережному отношению к книге.
2.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники,
организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят
память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные
путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у
ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте
с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите,
прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4.
Воспитывайте у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как
привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в
него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5.
Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш
труд людям, Родине. Расскажите,
что вам нравится в вашем труде.
6.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто
больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше
заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты
видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об
окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к
Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким,
отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться
с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением
птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу,
охранять ее.
Список литературы:
- Комратова
Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое
пособие. – М.: Сфера, 2007.
- Корчажинская
С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
- Концепция
патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ.
– 2005. - № 1. – С. 36 -46.
- Маханева
М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
- Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез. С 28-32.