Курсовая работа (проект) на тему: "Предлагаемая организация перевозок пассажиров"
Таблица 1 – варианты курсовой
работы №13
№ вариант |
Объем перевозок за сутки |
Длина маршрт. |
Кол-во промежут. остановок |
Техн.
скорость |
Время простоя остановке |
Время простоя конечной |
|
QАБ |
QБА |
lм |
а |
Vт |
tпо |
tко |
|
тыс.чел |
км |
ед |
км/ч |
мин |
мин |
||
13 |
4,5 |
3 |
14 |
27 |
27 |
0,6 |
9 |
Исходные данные по
варианту № 13
Объем перевозки
за сутки:
QАБ = 4500
тыс.чел;
QБА =
3000 тыс.чел;
Длина маршрута
lм =
14 км;
Количество промежуточных
остановок а = 27;
Норма технической скорости автобуса Vт = 27 км/ч;
Среднее время простоя на промежуточной остановке tпо = 0,6
мин;
Среднее время простоя на
конечной остановке tко = 9 мин.
ВВЕДЕНИЕ
Основной транспортной
продукцией является перемещение товаров и пассажиров и дополнительные услуги,
связанные с этим перемещением. Транспорт является материальной основой
процессов обращения, важнейшей инфраструктурой рынка. Практически реализуя
обмен товарами и услугами, транспорт оказывает огромное влияние на стабильность
рынка и социально-экономического положения в государстве. В связи с этим
большое практическое значение приобретает необходимость государственного
регулирования основными видами транспорта.
Транспорт – основа
формирования внутреннего рынка, который обеспечивает развитие нормальной
рыночной экономики. Стимулируя мобильность населения и выравнивая затраты
производства, развитие эффективной транспортной системы катализирует процесс
создания новых рабочих мест.
Текущая деятельность
транспортных предприятий должна осуществляться на основе маркетинговых подходов
с соблюдением единых технических, технологических и экономических норм
эффективности и безопасности перевозочного процесса. При этом важно
установление определенных норм и правил ответственности (экономической,
правовой, социальной) за результаты деятельности предприятий в рамках внутриотраслевой
иерархии управления.
В
единой транспортной системе республики Крым пассажирский автомобильный
транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения.
Пассажирский автомобильный транспорт -
важная составная часть производственной инфраструктуры Крыма. Его
эффективное функционирование является необходимым условием
стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики,
обеспечения целостности, улучшения условий и уровня жизни населения.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Предлагаемая
организация перевозок пассажиров
Обязательным условием обеспечения
определенного уровня безопасности и качества обслуживания
является неразрывность технологии планирования и управления процессом
перевозок, согласование работы автобусов на параллельных маршрутах.
Основы управления
качеством перевозок пассажиров Обеспечение надлежащего качества транспортного
обслуживания пассажиров является первоочередной задачей каждого перевозчика
пассажирского автомобильного транспорта.
Перед каждым пассажирским АТП стоит задача повышения качества
обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава.
Качество обслуживания населения пассажирским транспортом имеет социальное и
экономическое значение.
Определены основные направления повышения качества
обслуживания пассажиров и эффективности использования подвижного состава:
-
Значительное улучшение перевозок трудящихся на работу и с работы, а также
перевозок в сельской местности
-
Строгое соблюдение графиков движения пассажирского транспорта
-
Расширение маршрутной сети.
Под
маршрутной системой понимают совокупность маршрутов всех видов массового
пассажирского транспорта на территории города, района, региона.
Конфигурация
линий прохождения маршрутов пассажирского транспорта на плане города, района,
области называется пассажирской маршрутной сетью.
Конфигурация
линий прохождения только автобусных маршрутов называется автобусной маршрутной
сетью.
Конфигурация
линий всех видов маршрутизированного транспорта составляет единую комплексную
транспортную сеть города.
Основные
требования, предъявляемые к городской маршрутной системе, сводятся к
обеспечению для пассажиров минимального количества пересадок при одной поездке
и обеспечение эффективного использования подвижного состава, т.е. равномерного
их наполнения на всей длине маршрутной сети.
Для повышения культуры
обслуживания пассажиров и снижения себестоимости перевозок необходимо регулярно
изучать пассажиропоток. На основании полученных данных корректировать
расписание движения автобуса. Произвести выбор типа и модели подвижного состава
в соответствии со сложившимся пассажиропотоком и видом перевозки пассажиров.
1.2 Обследование
пассажиропотока
Пассажиропоток
– количество пассажиров, которое фактически проезжает в данный момент или
подлежит перевозке в единицу времени в одном направлении. Пассажиропотоки
характеризуют нагрузку транспортной сети по направлениям следования в каждый
период времени.
Для
решения вопросов рациональной организации движения автобусов и наилучшего
обслуживания населения, обследование пассажиропотока следует проводить
регулярно. Т.к. характер изменения пассажиропотоков на маршруте имеет
определенную периодичность: по часам суток, дням недели, сезонам. Поэтому
систематическое изучение и выявление закономерностей, колебаний
пассажиропотоков является важнейшей повседневной задачей транспортного предприятия. Только при наличии данных
об ожидаемом размере и характере
изменений пассажиропотоков представляется возможным обосновать выбор
подвижного состава, определить потребное количество транспортных средств, их
тип, рассчитать маршрутное расписание.
Для определения величины
пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях
пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.
Методы обследования классифицируются
по ряду признаков:
По длительности охватываемого
периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые
(кратковременные).
По ширине охвата: сплошные
(одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз
в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал.
По виду:
-
анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных
специальных опросных анкет)
- отчетно-статистический метод
основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах
-
талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов
разных цветов)
- табличный метод
(проводится учетчиками, расположенными внутри автобуса возле каждой двери,
путем заполнения заранее заготовленных таблиц). Это наиболее часто используемый
метод обследования пассажиропотоков.
- электронный;
- с использованием валидаторов.
На основании данных, полученных в период обследования
пассажиропотока, выполняются расчеты объема
перевозок пассажиров на городском
автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток и потребность автобусов для работы на
маршруте.
Используя данные задания на КП, выполняю расчёты.
1. Определение объема перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и
обратном направлении по часам суток
Объем перевозок
пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по
часам суток определяется по формуле:
- прямое направление
АБ, Q6-7 = X% * QАБ/100, чел; (1.1)
АБ, Q6-7 = 3 * 4500/100=135, чел;
АБ,
Q7-8=11 * 4500/100=495, чел
АБ, Q8-9 = 9 * 4500/100=405, чел;
АБ, Q9-10= 8 * 4500/100=360, чел
АБ, Q10-11 = 5 * 4500/100=225, чел;
АБ,
Q11-12=3 * 4500/100=135, чел
АБ, Q12-13 = 3 * 4500/100=135, чел;
АБ,
Q13-14= 4 * 4500/100=180, чел
АБ, Q14-15 = 6 * 4500/100=270, чел;
АБ,
Q15-16= 6 * 4500/100=270, чел
АБ, Q16-17 = 8 * 4500/100=360, чел;
АБ,
Q17-18=10 * 4500/100=450, чел
АБ, Q18-19 = 9 * 4500/100=405, чел;
АБ,
Q19-20= 8 * 4500/100=360, чел
АБ, Q20-21 = 3 * 4500/100=135, чел;
АБ, Q21-22 = 2 * 4500/100=90, чел
АБ, Q22-23 = 1 * 4500/100=45, чел;
АБ, Q23-24 = 1 * 4500/100=45, чел
- обратное направления
БА, Q6-7 = X% * QБА/100, чел; (1.2)
БА, Q6-7 = 3 * 3000/100=90, чел;
БА, Q7-8 = 11 * 3000/100=330, чел
БА, Q8-9 = 9 * 3000/100=270, чел;
БА, Q9-10 = 8 * 3000/100=240, чел
БА, Q10-11 = 5 * 3000/100=150, чел;
БА, Q11-12 = 3 * 3000/100=90, чел
БА, Q12-13 = 3 * 3000/100=90, чел;
БА,
Q13-14= 4 * 3000/100=120, чел
БА, Q14-15 = 6 * 3000/100=180, чел;
БА,
Q15-16= 6 * 3000/100=180, чел
БА, Q16-17 = 8 * 3000/100=240, чел;
БА,
Q17-18=10 * 3000/100=300, чел
БА, Q18-19 = 9 * 3000/100=270, чел;
БА,
Q19-20= 8 * 3000/100=240, чел
БА, Q20-21 = 3 * 3000/100=90, чел;
БА, Q21-22 = 2 * 3000/100=60, чел
БА, Q22-23 = 1 * 3000/100=30, чел;
БА, Q23-24 = 1 * 3000/100=30, чел
Данные объема перевозок пассажиров на
городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток
заносятся в таблицу 1.2.
Рисунок 1 – диаграмма пассажиропотока
по часам суток
Таблица 1.2 – Количество автобусов, интервала между ними с
перевозимым объемом перевозок в часы суток.
Часы суток |
Х,% распре- деления |
Объем перевозки, чел |
Расчетные показатели |
||||
QАБ |
QБА |
QАБ |
QБА |
||||
Аэ |
Ip, мин |
Аэ |
Ip, мин |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6-7 |
3 |
135 |
90 |
3 |
37,4 |
2 |
56,1 |
7-8 |
11 |
495 |
330 |
11 |
10,2 |
7 |
16 |
8-9 |
9 |
405 |
270 |
9 |
12,4 |
6 |
18,7 |
9-10 |
8 |
360 |
240 |
8 |
14 |
5 |
22,4 |
10-11 |
5 |
225 |
150 |
5 |
22,4 |
4 |
28 |
11-12 |
3 |
135 |
90 |
3 |
37,4 |
2 |
56,1 |
12-13 |
3 |
135 |
90 |
3 |
37,4 |
2 |
56,1 |
13-14 |
4 |
180 |
120 |
4 |
28 |
3 |
37,4 |
14-15 |
6 |
270 |
180 |
6 |
18,7 |
4 |
28 |
15-16 |
6 |
270 |
180 |
6 |
18,7 |
4 |
28 |
16-17 |
8 |
360 |
240 |
8 |
14 |
5 |
22,4 |
17-18 |
10 |
450 |
300 |
10 |
11,2 |
7 |
16 |
18-19 |
9 |
405 |
270 |
9 |
12,4 |
6 |
18,7 |
19-20 |
8 |
360 |
240 |
8 |
14 |
5 |
22,4 |
20-21 |
3 |
135 |
90 |
3 |
37,4 |
2 |
56,1 |
21-22 |
2 |
90 |
60 |
2 |
56,1 |
2 |
56,1 |
22-23 |
1 |
45 |
30 |
1 |
112 |
1 |
112 |
23-24 |
1 |
45 |
30 |
1 |
112 |
1 |
112 |
06-24 |
100 |
4500 |
3000 |
|
|
|
|
1.2.1. Расчет и построение диаграмм потребностей по часам суток
1. Время оборотного toб рейса определяется по формуле
toб = tдв+(tпо+tко) = (2
* lм/Vт)+ 2(tпо * а + tко)/60 (1.3)
toб = (2 * 14)/27 + 2 * (0,6 * 27 + 9)/60 = 1,87
ч
Время оборотного toб рейса вносятся в таблицу 2.
1.2.3. Определяем
потребное количество автобусов в каждый час суток определится по формуле:
Аэ = Qmax * to / qн , ед (1.4)
где
Qmax - максимальный объем перевозок в каждый час суток, чел;
qн - номинальная вместимость автобуса, чел.
Аэ = (495 * 1,87)/90= 11 ед.
1.3. Обоснование выбора типа подвижного состава
Условия эксплуатации
автобусов определяются, прежде всего, требованиями наиболее качественного
обслуживания пассажиров, а также транспортными, дорожными и климатическими
факторами.
Основными требованиями
качественного обслуживания пассажиров являются:
-удобство при входе и
выходе
-комфортабельность
проезда
-высокая скорость
передвижения
-возможность перевозки
багажа
-достаточное отопление и
вентиляция салона
-хорошая обзорность местности
-отсутствие шума и
задымленности
-внешний вид подвижного
состава (его окраска, информационная экипировка и т.д.)
К транспортным факторам относятся:
-вид и характер
пассажирских перевозок, их объем и регулярность;
-безопасность движения;
-дальность, время суток и
продолжительность поездок пассажиров;
-условия труда водителя;
-конструктивные
особенности подвижного состава и интенсивность его эксплуатации, надежность и
долговечность
-условия хранения,
обслуживания и ремонта подвижного состава и их трудоемкости
Дорожные и климатические
факторы характеризуются:
-типом покрытия,
состоянием и благоустройством дорог;
-рельефом местности;
-размерами, плотностью
движения автомобилей по дорогам;
-температурой и
влажностью воздуха.
Выбор подвижного состава
зависит: от вида перевозок и величины пассажиропотока на маршруте. Так как
мощность пассажиропотока на городских маршрутах меняется по часам суток, дням
недели и сезонам года, вместимость автобуса следует выбирать с учетом этих
колебаний, принимая во внимание максимальный пассажиропоток.
Выбор
подвижного состава произвожу, учитывая выполненные замеры и расчеты по
результатам обследования пассажиропотока, средней вместимости; характер поездок
пассажиров (трудовой, бытовой, культурно-познавательный и др.); корреспонденцию
пассажиропотока; вид маршрута и дорожные.
Для перевозки пассажиров
могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости. Однако
эффективность использования их далеко неодинакова, если номинальная вместимость
не будет соответствовать фактической
пассажиронапряженности на маршруте. Использование автобусов малой вместимости
при большой мощности пассажиропотоков увеличивает потребное количество
транспортах средств, повышает загрузку улиц и потребность в водителях.
Применение же автобусов большой вместимости на направлениях с пассажиропотоками
малой мощности приводит к значительным интервалам движения автобусов и к излишним затратам времени пассажиров
на ожидание.
Графоаналитический метод заключается
в следующем. В зависимости от мощности пассажиропотока в час пик выбирается
ориентировочное значение вместимости автобуса.
Предлагаю для работы на городском маршруте № 13 использовать автобусы,
предназначенные для городских перевозок. Для правильного выбора произвожу
сравнение двух автобусов, сравнивая их качественные и энергоемкие показатели.
Таблица 1.3. - Краткая
характеристика сравниваемых автобусов
Наименование
параметров |
Vektor
NEXT |
ЛиАЗ |
Государство -
изготовитель |
Россия |
|
Количество мест для: - сидения - общее |
35 46 |
30 90 |
двигатель |
дизельный |
дизельный
|
Экологические требования |
«EURO-4» |
«EURO-5» |
Вид топлива |
дизельное |
|
Контрольный расход
топлива, л/100км |
45 |
50 |
Объем топливного бака |
100 |
300 |
Количество колес |
4 |
4 |
Сравнивая характеристики
автобусов, прихожу к выводу, что, учитывая концепцию развития перевозок в
городе, величину пассажиропотока на маршруте и экономические параметры,
целесообразно принимать к перевозке автобус большого класса ЛиАЗ.
Автобус ЛиАЗ - низкопольный автобус большого класса
предназначен для городских перевозок. Высокая маневренность в плотном городском
потоке, удобная посадка-высадка пассажиров, дисковые тормоза всех колес – все
это делает автобус актуальным в условиях крупных городов в качестве основного
транспортного средства в областных и краевых центрах.
Эксплуатационные
показатели:
Объем
топливного бака, - 300 л
Максимальная
скорость, - 95,7 км/ч
Размеры
и масса
Длина 12000 мм
Ширина 2550 мм
Высота 3400 мм
Снаряжённая
масса – 10000 кг
Полная
масса автобуса – 18000 кг
Экологический
стандарт EURO 5
Колеса: 275/70R22.5
Колесная
база: 5 840,00 мм
Эксплуатационные
характеристики:
Количество
мест - 90, чел
Количество
дверей - 3
Расход
топлива, л/100км - 50,0 л
Рисунок 2 – потребности автобусов по часам суток.
1.4. Нормирование скорости движения автобусов
Скорость движения автобуса является одним из важнейших показателей
работы пассажирского транспорта, так как обеспечивает безопасность перевозки
пассажиров. Скорость движения определяется отношением пройденного автобусом
расстояния ко времени нахождения автобуса в пути. Величина скорости движения является одним из
основных факторов, влияющим на эффективность использования подвижного состава и
затрат времени пассажиров на поездку. Уровень достигнутой скорости движения
характеризует состояние организации автобусных перевозок и качество
обслуживания пассажиров.
Замеры времени рейса производятся непрерывно в течение всего времени
работы автобуса на линии. Как правило, в рабочие дни, предвыходные и выходные.
Данные замеров заносятся в специальную карту. Затем производится анализ и
обработка данных. На основании полученных данных выполняется расчет средней
скорости движения автобуса.
1.5. Предлагаемое расписание движения автобусов
Расписание
движения называют документ, нормирующий движение транспортных средств на линии
и во времени.
Маршрутное расписание движения
представляет собой основной документ, согласно которому организуется работа
всех эксплуатационных и технических служб транспортного предприятия.
Правильно составленное
маршрутное расписание должно обеспечивать:
-наименьшее время
ожидания пассажирами транспорта и их поездки;
-нормальное наполнение
подвижного состава по всем перегонам маршрута;
-высокую регулярность и
скорость сообщения;
-эффективность
использования подвижного состава;
-нормальный режим работы
водителей.
Рабочее расписание выдается
водителю при выходе на линию для соблюдения регулярности движения. В нем должна
содержаться следующая информация:
-время выезда из гаража и
прибытия в начальный пункт движения;
-время начала движения по
маршруту для каждого рейса;
-продолжительность смены,
время обеда и отстоя (если они есть);
-наименование контрольных пунктов и
время их прохождения по каждому рейсу;
-пункт и время окончания
движения (пересмены);
-время прибытия в гараж.
Рабочее расписание составляется для
каждого выхода на маршрут.
Информационное
расписание вывешивается для сведения пассажиров на конечных и
промежуточных пунктах маршрута, в автовокзалах и автостанциях.
На начальных остановочных
пунктах в информационном расписании
указывается точное время начала
движения транспортного средства для каждого рейса в течение суток. На
промежуточных остановочных пунктах для городских и пригородных маршрутов
указывается номер обслуживающего остановочный пункт маршрута, начало и
окончание работы маршрута, характерные интервалы движения по периодам суток;
для междугородных маршрутов - точное время прибытия и отправления транспортного
средства в течение суток.
Таблица 1.4. - Предлагаемое расписание движения
автобуса по маршруту
Явка 5-36 Выезд 5-50
QАБ |
QБА |
||||
Прибытие |
стоянка |
Отправ ление |
прибы тие |
стоянка |
отправ ление |
5:59 |
5 |
6:04 |
7:00 |
5 |
|
8:06 |
5 |
- |
- |
5 |
7:10 |
- |
5 |
8:16 |
9:12 |
5 |
- |
10:18 |
5 |
- |
- |
5 |
9:22 |
Обед 1ч |
|||||
10:23 |
5 |
10:28 |
11:24 |
5 |
- |
12:30 |
5 |
- |
- |
5 |
11:34 |
- |
5 |
12:40 |
13:36 |
5 |
- |
14:42 |
5 |
- |
- |
5 |
13:46 |
Пересменка |
|||||
14:57 |
5 |
15:02 |
15:58 |
5 |
- |
17:04 |
5 |
- |
- |
5 |
16:08 |
- |
5 |
17:14 |
18:10 |
5 |
- |
19:16 |
5 |
- |
- |
5 |
18:20 |
Обед 1ч |
|||||
20:21 |
5 |
20:26 |
21:22 |
5 |
- |
22:28 |
5 |
- |
- |
5 |
21:32 |
- |
5 |
22:38 |
23:34 |
5 |
- |
00:40 |
5 |
- |
- |
5 |
23:44 |
Заправка на АЗС - 10мин
Заезд в АТП – 00:59
Уход с работы 01:08
1.5
Расчет
технико-эксплуатационных показателей работы автобусов
Исходные данные:
Время: -в наряде Тн =18,50
ч
-на маршруте Тм = 18 ч
-рейса tоб = 1,87 ч
Протяженность:
-маршрута l м = 14 км
-нулевых пробегов l = 4 км; l
= 4 км
Номинальная вместимость автобуса: qн = 90 мест
Коэффициент сменяемости пассажиров: Ксм =
3,5
Коэффициент использования
вместимости: = 0,55
Плановый объем перевозок: Q пл
= 7500 пасс
Коэффициент выпуска:= 0,889 (плановый по АТП)
Дни работы: Др = 365 дн.
1. Расчет времени рейса:
tр
= tоб / 2, ч (1.5)
tр = 1,87/2 = 0,935 ч
2. Расчет числа рейсов:
Zр = , рейсов (1.6)
Zр = = 20 рейсов
3. Расчет числа оборотов:
Zоб = , оборотов (1.7)
Zоб = = 10 оборота
4. Средняя дальность поездки
пассажира:
lср = lм
/ Ксм, км (1.8)
lср = 14/3,5 = 4 км
5. Производительность автобуса в
пассажирах:
Q дн = * Zр *
* Ксм, пасс (1.9)
Q дн = 90 * 20 * 0,55 *
3,5 = 3465 пасс
6. Производительность автобуса в
пассажирокилометрах:
Р дн = Qдн * lср, пасскм (1.10)
Рдн = 3465 * 4 = 13860
пасскм
7. Производительный пробег за день:
lпр = lм * Zр, км (1.11)
lпр = 14 * 20 = 280 км
8. Общий пробег автобуса за день:
lобщ = lпр + Σ l0,
км (1.12)
lобщ = 280 + 8 = 288 км
9. Коэффициент использования пробега:
ßдн = (1.13)
ßдн = =0,972
10. Скорость сообщения:
Vс =
, км/ч (1.14)
Vс = = 17,8 км/ч
11. Скорость эксплуатационная:
Vэ = , км/ч (1.15)
Vэ = = 15,5 км/ч
12. Расчет числа автобусов инвентарных:
Аи = , ед (1.16)
Аи = =12,37 ед
1.7 Расчет производственной программы
1.7.1 Производственная база
1.
Автомобиле-дни в хозяйстве:
АДх
= Аи * Дк, адн (1.17)
где Дк = 365 дней в году
АДх
= 12,37 * 365 = 4515 адн
2. Автомобиле - дни в эксплуатации:
АДэ = АДх
* в, адн (1.18)
АДэ = 4515 *
0,889 = 4013 адн
3. Автомобиле-часы в эксплуатации:
АЧэ
= Тн * АДэ, ач (1.19)
АЧэ = 18,50 * 4013 = 74240,5 ач
1.7.2 Производственная программа
1. Производительный пробег за проектируемый период:
Lпр = l пр * АДэ,
км (1.20)
Lпр = 280 * 4013 = 1123640 км
2.Общий пробег автобуса:
Lгод = lобщ * АДэ,
км (1.21)
Lгод = 288 * 4013 = 1155744 км
3. Объем перевозок за период:
Qгод = Qдн * АДэ,
пасс (1.22)
Qгод = 3465 * 4013 = 13905045 пасс
4. Годовой
пассажирооборот:
Ргод
= Рдн * АДэ, пасскм (1.23)
Ргод
= 13860 * 4013 = 55620180 пасскм
5. Количество рейсов,
выполняемых за год:
Zгод = Zр * АДэ, рейсов (1.24)
Zгод = 20 * 4013 =80260 рейсов
6. Доходы
от перевозок за период:
городские маршруты - Д пер = * Q
* К
, руб (1.25)
где - тариф за проезд одного пассажира по городу, руб; (принимаем
25 руб.)
К- коэффициент, учитывающий категорию отдельных пассажиров,
пользующихся правом льготного проезда. (К
= 0,83-0,85)
Д пер = 25 * 13905045 * 0,85 = 295482206,25
руб.
7. Расход
топлива за период:
Тл =
, л
(1.26)
где Нл – линейная норма расхода топлива,
л/100 км (принятого к расчёту автобуса)
Тл = = 144 л
1.8. Сводная таблица ТЭП
Таблица 1.5 -Технико-эксплуатационные показатели
проекта
Наименование
показателей |
Ед. изм. |
Усл. обозн. |
значения |
Проект |
|||
Автобус |
|
|
ЛиАЗ |
Вместимость
автобуса |
мест |
qн |
90 |
-
в эксплуатации |
ед |
Аэ |
11 |
-
инвентарные |
ед. |
Аи |
12,37 |
Протяженность
маршрута |
км |
lм |
14 |
Протяженность
нулевых пробегов |
км |
l l |
4 4 |
Средняя
дальность поездки пассажира |
км |
lср |
4 |
Время:
рейса на маршруте в наряде |
ч
|
tр Тм Тн |
0,935 |
Количество:
рейсов оборотов |
рейс об. |
Zр Zоб |
20 10 |
Коэффициенты: наполнения автобуса использования пробега сменяемости пассажиров |
|
β Ксм |
0,55 0,972 3,5 |
Производительность
автобуса -в
пассажирах -
в пассажирокилометрах |
пасс пасскм |
Qдн Рдн |
3465 13860 |
Скорости: техническая сообщения эксплуатационная |
км/ч
|
Vт Vс Vэ |
27 17,8 15,5 |
Автомобиле-дни
в хозяйстве |
адн |
АДх |
4515 |
Автомобиле-дни
в эксплуатации |
адн |
АДэ |
4013 |
Автомобиле-часы
в эксплуатации |
ач |
АЧэ |
74240,5 |
Производительный
пробег за период |
км |
Lпр |
1123640 |
Продолжение таблицы 1.5.
– технико-эксплуатационные показатели
Общий
пробег за период |
км |
Lпер |
1155744 |
Объем
перевозок за период |
пасс |
Qпер |
13905045 |
Пассажирооборот
за период |
пасскм |
Рпер |
55620180 |
Количество
рейсов за период |
рейс |
Zпер |
80260 |
Расход
топлива за период |
л |
Тл |
144 |
Доходы
за период |
руб. |
Дпер |
295482206,25 |
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Лицензирование
Лицензирование – это
метод государственного регулирования, направленный на решение следующих задач:
-соблюдение юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями требований безопасности перевозки
пассажиров и охраны окружающей среды;
-допуск на рынок
транспортных услуг квалифицированных, надёжных и финансово-дееспособных
производителей этих услуг.
В соответствии с
действующим постановлением правительства РФ на автомобильном транспорте
подлежат лицензированию городские, пригородные и междугородные, в том числе
межобластные, перевозки пассажиров автобусами, принадлежащими юридическим лицам
не зависимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами
осуществляющими предпринимательскую деятельность, без образования юридических
лиц.
На право организации
вышеуказанных перевозок выдаётся лицензия, к лицензии прилагают лицензионные
карточки на каждое автотранспортное средство, учтённое в лицензии. В случае
перевозок пассажиров в междугородном сообщении, в том числе межобластном, у
лицензиата должен быть оформлен договор обязательного личного страхования
пассажиров.
2.2 Страхование на автотранспорте
Страхование пассажиров —
один из видов личного страхования от несчастного случая. Условия договора обязательного
страхования:
1. Объектом страхования являются
имущественные интересы перевозчика, связанные с причинением вреда жизни,
здоровью, имуществу пассажиров во время ведения профессиональной деятельности.
2. В договоре страховые суммы по
каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно;
3. Срок действия договора
не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок
действия договора может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.
2.3 Диспетчерское управление
Диспетчерское руководство
движением автобусов является завершающей частью процесса организации перевозок.
Диспетчерская служба
осуществляет управление транспортным процессом, контроль и регулирование движения
подвижного состава на линии.
Технология диспетчерского
управления должна включать получение необходимой информации, комплекс мер по
обеспечению регулярности движения, а также контроля за ним. Главным в работе
диспетчерской службы является обеспечение высокой регулярности движения и его
безопасности – основных показателей работы и качества пассажирских перевозок.
Под диспетчерской службой
понимают централизованную форму оперативного управления с помощью технических
средств связи, на основе сбора информации, ее обработки, осуществления
оперативного контроля и регулирования производства.
Диспетчерская служба
позволяет значительно позволяет повысить производительность управленческого
труда, нормы управляемости и эффективность управления. Она включает диспетчерский
персонал, комплекс технических средств управления, методы централизованного
оперативного управления.
2.4 Тарифы и билетная
система
Тариф
- установленная плата перевозчиком, взимаемая за перевозку одного пассажира
либо за перевозку единицы веса багажа от пункта отправления до пункта назначения
по определенному маршруту, являющаяся действующим тарифом.
Платежеспособный спрос населения
определяется как доля затрат на повседневные услуги городского пассажирского
транспорта в среднемесячном доходе (заработной плате) граждан. Фактический
уровень доходов населения принимается на основе данных статистической
отчетности. Уровень максимально возможных
транспортных расходов в доходах населения целесообразно принимать в размере четыре
- пять процентов.
Среднемесячный доход определяется
как средневзвешенная величина по удельному весу распределения жителей по
получаемым доходам. Жители с низкими (пенсионеры, ветераны, имеющие право на
бесплатный проезд в регионе) и высокими доходами в расчет не принимаются.
Произведение принятой возможной доли транспортных расходов на прогнозируемый
среднемесячный доход, деленное на среднее количество поездок в месяц, составит
максимальный уровень тарифа на разовую поездку- Среднее
количество поездок в месяц принимается на основании отчетных статистических данных.
2.5 Организация
труда водителей
От режима работы водителей
в значительной степени зависит уровень производительности труда, качество
перевозок и безопасность движения. Под режимом работы водителей в течение
суток, недели и года. Он предусматривает продолжительность рабочего дня,
перерывов, отдыха и сверхурочных работ.
Согласно Положению о
рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств нормативная
продолжительность работы не может превышать 40 часов в неделю.
На автотранспортных предприятиях
применяют два вида учета рабочего времени водителей – поденное и суммированное
(помесячное).
При помесячном учете,
отработанное в течение дня, может быть больше или меньше установленной плановой
продолжительности, но суммарное за месяц не должно быть больше месячного фонда
рабочего времени.
Сверхурочные работы
водителей не должны превышать 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в
год.
Помесячный учет может
быть введен администрацией автотранспортного предприятия по согласованию с
профсоюзным комитетом, если продолжительность рабочей смены водителя составляет
10 часов и, при согласии водителя - 12 часов.
Рабочее время водителя
складывается из времени: подготовительного 9 мин (осмотр автомобиля, прогрев
двигателя, получение путевой документации, подача автотранспортного средства на
КТП), медицинского освидетельствования – 5 минут, время работы на линии (за рулем
и выполнение других операций, связанных
с транспортным процессом) и заключительного времени – 9 минут (осмотр
транспортного средства, постановка его на место междусменного отстоя,
оформление и сдача путевой документации диспетчеру).
Перерыв для отдыха и
приема пищи предоставляется водителям через четыре часа работы.
Продолжительность перерыва может равняться от 30 минут до двух часов, и в
рабочее время водителя, отличие от кратковременных перерывов, во время отдыха
не включается. Перерыв более двух часов считается разрывом смены и оплачивается
дополнительно.
После первых трех часов
непрерывного движения водителю предоставляется кратковременный перерыв 15
минут, а затем по 10 минут через каждые два часа. При рабочей смене более
восьми часов, устанавливается два перерыва для отдыха и приема пищи.
Междусменный отдых водителей должен быть не менее двойного времени накануне отработанной
смены.
Ежемесячно должны
составляться графики работы водителей, где определяются рабочие и выходные дни.
Графики составляются заранее и вывешиваются в доступное место для ознакомления.
Для составления графика
работы необходимо определить необходимое количество водителей для работы на
маршруте для выполнения планового задания и количество рабочих дней для каждого
водителя.
Дни работы водителя
определяются по формуле
, дней (2.1.)
где Фр.в.в. – фонд рабочего времени водителя за
месяц.
Фр.в.в. = (Дк –
Дв – Дп) * Тсм – Дсс * Тсс,
ч (2.2.)
где Дк –
дни календарные;
Дв –
дни выходные;
Дп –
дни праздничные;
Тсм =
8 часов нормативная рабочая смена при пятидневной рабочей неделе;
Дсс –
дни с сокращенной рабочей сменой (предпраздничные и предвыходные);
Тсс –
время сокращения рабочей смены в предпраздничные и предвыходные дни.
Фр.в.в. = (30 - 9 - 0) * 8
- 1 * 0 = 168 ч
168/10 = 16,8 дней
Необходимое количество водителей для
работы на маршруте определяется по формуле
,чел (2.3.)
где Фр.в.м. – фонд рабочего времени маршруте,
ч
Фр.в.м. = АДэ *
Тн, ч (2.4.)
Фр.в.м. = 11 * 30 * 18,50
= 6105 ч
Nв =
6105/168 = 36,33 чел
Для работы на
маршруте 36 водителей закрепляются за 11 автобусами. Пример графика работы
водителей на апрель привожу в таблице
2.1.
Таблица 2.1-график
работы водителей на первом автобусе
Ф.И.О. водителя |
Числа месяца |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Алабаев Р.С. |
1 |
1 |
В |
О |
2 |
2 |
О |
О |
1 |
1 |
О |
О |
2 |
2 |
О |
Утин А.С. |
О |
2 |
1 |
1 |
О |
1 |
2 |
О |
В |
2 |
1 |
О |
О |
1 |
2 |
подменный |
2 |
|
2 |
2 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
Продолжение таблицы
2.1-график работы водителей на первом автобусе
Ф.И.О. водителя |
Числа месяца |
||||||||||||||
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
Алабаев Р.С. |
В |
1 |
1 |
О |
О |
2 |
2 |
В |
В |
1 |
1 |
О |
О |
2 |
2 |
Утин А.С. |
В |
В |
2 |
1 |
О |
О |
1 |
2 |
В |
О |
2 |
1 |
О |
О |
1 |
подменный |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
1 |
|
|
Таблица 2.2 – график работы
водителей на одиннадцатом автобусе
Ф.И.О. водителя |
Числа месяца |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Перцев С.В. |
О |
2 |
2 |
1 |
1 |
О |
О |
2 |
2 |
В |
О |
1 |
1 |
О |
О |
Гордый С.В. |
О |
В |
1 |
О |
2 |
1 |
1 |
О |
1 |
2 |
О |
О |
2 |
1 |
О |
подменный |
1 |
|
|
2 |
|
2 |
2 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
2 |
1 |
Продолжение таблицы 2.2 –
график работы водителей на одиннадцатом автобусе
Ф.И.О. водителя |
Числа месяца |
||||||||||||||
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
Перцев С.В. |
2 |
2 |
О |
О |
1 |
1 |
О |
В |
2 |
2 |
О |
О |
1 |
1 |
О |
Гордый С.В. |
В |
1 |
2 |
2 |
О |
2 |
1 |
В |
В |
1 |
2 |
О |
О |
2 |
1 |
подменный |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
Условные обозначения:
1 – первая смена;
2- вторая смена;
В – выходные дни;
О – отдых.
За месяц основные водители отрабатывают
по 160 часов, недоработка часов за месяц составила 8 часов на каждого водителя.
2.6 Правила предоставления услуг на пассажирском
автомобильном транспорте
На
основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации
утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов
автомобильным транспортом.
Правила
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров)
представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации
различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок
пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Правила
перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - правила перевозок
грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок
организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов,
транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и
предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2.7 Охрана труда, БДД, охрана
окружающей среды и экономия ТСМ.
2.7.1
Мероприятия по охране труда и техники безопасности
Запрещается
выпускать на линию автобус с техническими неисправностями. Перед выездом пройти
КТП, получить в путевом листе подпись лица, ответственного за выпуск ПС на
линию. Перед выездом механик делает визуальный осмотр технического состояния
ПС.
Перед пуском
двигателя автобуса ЛиАЗ необходимо убедиться, что он заторможен стояночным
тормозом, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
Запрещается
пуск двигателя путем буксировки, переключения цепи питания.
При заправке
автобусов запрещается: курить, пользоваться открытым огнем; проводить ремонтные
и регулировочные работы; заправлять автобус топливом при работающем двигателе;
допускать перелив и разлив топлива; находиться пассажирам в салоне автобуса.
Каждый
автобус должен быть укомплектован упорными колодками не менее двух штук, двумя
огнетушителями ОУ-5, медицинской аптечкой АМО-2, знаком аварийной остановки
(мигающим красным фонарем).
2.7.2
Требования безопасности во время работы на линии.
Маршрут
городской. Требования к водителям для работы на данном маршруте: стаж работы
водителя не менее 3 лет, открыта категория «Д»,
водители 1 и 2 класса,
возраст от 21 года.
В соответствии
с Правилами дорожного движения, водитель при выезде на линию должен иметь удостоверение
на право управления автобусом, регистрационные документы на автобус, путевой и
маршрутный лист, паспорт маршрута.
Выезд водителю на линию разрешен только после предрейсового
медицинского осмотра и соответствующей отметки в путевом листе. Для обеспечения
безопасной перевозки пассажиров к водителям предъявляются повышенные
требования. Двери для высадки пассажиров открываются только при полной остановке,
и начинает движение автобус, когда двери закрыты.
Во избежание
несчастных случаев автобус на каждой остановке должен останавливаться вплотную
к тротуару или посадочной платформе. В зимнее время возможны заносы автобуса,
поэтому при приближении к остановке необходимо плавно снижать скорость. Не
допускается переполнение автобуса.
Максимально разрешенное количество пассажиров для перевозки в автобусе
определяется в паспорте завода-изготовителя и нормативно-правовыми актами
Минтранса РФ.
При остановке
(стоянке) автобуса, водитель, покидая транспортное
средство,
должен принять меры по предупреждению самопроизвольного его движения:
остановить двигатель, установить рычаг переключения передач в нейтральное
положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом и подставить под колеса
противооткатные колодки.
На спусках и
подъемах автобусы необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы
исключить возможность их самопроизвольного движения.
Для обеспечения
безопасности при посадке и высадке пассажиров предусматриваются следующие
правила:
- посадка и высадка
пассажиров осуществляется в местах, предусмотренных расписанием при полной
остановке автобуса;
- автобус начинает
движение от остановки только тогда, когда двери автобуса полностью закрыты и водитель
убедился в том, что рядом нет пешеходов.
Остановки на
междугородных маршрутах должны быть оборудованы павильонами; платформы - на
автостанциях и автовокзалах – навесами и трафаретами с наименованием пункта
направления и номерами маршрутов.
Посадка пассажиров в
автобус и высадка пассажиров из автобуса осуществляется только на установленных
остановочных пунктах в следующем порядке:
- посадка и
высадка пассажиров производится на остановочных пунктах, предусмотренных
расписанием.
2.7.3
Требование пожарной безопасности
Водитель обязан: для исключения
случаев возгорания автобуса ЛиАЗ,
выполнять следующие требования безопасности:
- контролировать герметичность
топливной системы;
-
систематически очищать двигатель от масла и грязи;
-
не проводить мойку двигателя ТСМ; следить за исправностью
электрооборудования;
- при длительной остановке автобуса
указать выбранный автобус) отключать аккумуляторную батарею от электросети.
Автобус оснащают двумя огнетушителями:
- ОУ-5 (переносной углекислотный огнетушитель, емкостью 5 литров.) – для
тушения нефтепродуктов, твердых веществ;
-
ОП- 5 (порошковый) – для тушения одежды на пассажирах.
Чтобы произвести тушение, необходимо
огнетушитель перевернуть и резко надавить на рукоятку - вентиль и направить
струю пены или порошка в зону возгорания.
В случае возгорания автобуса
необходимо принять экстренные меры для эвакуации пассажиров и его тушения. Для
этого водитель обязан остановить автобус, заглушить двигатель, отключить
«массу» и используя огнетушитель начать тушить пожар. Кошму применяют для
тушения небольших очагов горючих жидкостей. Для этого ее набрасывают на очаг
горения и плотно прижимают.
2.7.4 Мероприятия по безопасности движения
Безопасность движения является одной и основных составляющих
транспортного процесса.
При причастности к ДТП, водитель обязан:
- немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия;
- включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной
остановки;
- не перемещать транспортные средства и предметы, имеющие
отношения к происшествию;
- принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, вызвать карету скорой помощи, а
если это не возможно, обратиться за помощью к присутствующим и отправить
пострадавшего в лечебное учреждение.
2.7.5
Охрана окружающей среды и экономия ТСМ
Предлагаемый для проектируемых
перевозок автобус ЛиАЗ с дизельным двигателем, позволяет снизить выброс вредных
веществ за счет, экономичности. Кроме этого, автобус большей вместимости
позволяет сократить общее число автобусов, занятых на маршруте.
С целью экономии топливно-смазочных
материалов необходимо в автотранспортном предприятии разрабатывать мероприятия,
способствующие этому. Прежде всего, на линию не выпускать автобусы с
неисправностями, влияющими на величину расхода топлива. В холодный период
применять принудительный обогрев двигателя, если ТС отстаиваются на открытых
площадках во время междусменного отстоя. С водителями следует проводить занятия
о методах управления ТС, которые позволяют не допускать перерасход топлива и не
угрожающие безопасности движения.
Необходимо проводить обучение водителей
экономичным способам управления транспортным средством, что позволит снизить
расход топлива до 8-12%.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью организации городских перевозок пассажиров в проекте
предложены мероприятия: -обследовать пассажиропоток; -на основании полученного
материала произвести выбор автобусов. Предлагаю использовать автобус большой
вместимости ЛиАЗ.
Учитывая спрос на поездки пассажиров, предлагаю составить
расписание движения автобуса. Организовать оперативный контроль работы
автобусов на линии с целью соблюдения регулярности движения автобусов.
Правильная организация работы водителей обеспечит безопасность
перевозки пассажиров. В проекте мною рассчитано необходимое количество
автобусов для работы на маршруте, так же составлен график работы водителей на
месяц.
При
внедрении предлагаемых мероприятий может возрасти повысится культура
обслуживания пассажиров и безопасность их перевозок, перевозчик может добиться
главного – стать конкурентоспособным.
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ № 220 "Об автотранспортной
деятельности" (ред. 2015 г.)
2. Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта, Минтранса
РФ, 2007
3. ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) «О безопасности
дорожного движения»
4. Горев А.Э. Олещенко Е.М. Организация автомобильных перевозок и
безопасность движения.
Издание: 5-е изд., стер. Год выпуска: 2013
5. Гудков
В.А. Пассажирские автомобильные перевозки. – М. «Горячая линия–телеком».2006.
6.
Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками:
Учебник для студ. учреждений сред. проф.
Образования - М.: ОИЦ «Академия», 2015
7. Ходош М. С. , Бачурин А.А. , Спирин И. В.Организация сервисного обслуживания
на автомобильном транспорте., М.: ОИЦ «Академия», 2016
8. Методические
рекомендации по выполнению КП, САТТ, 2019.
9. Нормы
расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. РД З112194-0366-03.
Министерство транспорта РФ ФГУП НИИАТ, 2003 г.
10. Материалы учебной практики