Курсовая работа на тему: "Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников"

Курсовая работа на тему: "Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников"



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Сущность понятия «Экологическая грамотность». 5

1.2. Технологии формирования экологической грамотности. 11

ГЛАВА II.  ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 17

2.1. Характеристика экологической экскурсии. 17

2.2. Методика проведения экологической экскурсии. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на освоение младшими школьниками основ экологической грамотности. В последние годы экологическое образование в России и в мире рассматривается как важная составляющая и даже основа образования для устойчивого развития. Актуальность темы исследования определяется тем, что, находясь в суровых условиях проживания крайнего севера у многих обучающихся несформированно понимание об экологической грамотности.

Программа формирования экологической культуры, должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры периодом является младший школьный возраст, когда в развитии ребенка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения мира, интенсивно формируются свойства и качества личности. В сознании ребенка складывается наглядно-образная картина мира, происходит формирование нравственно-экологической позиции личности, определяющей отношение школьника к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций, глубина и устойчивость получаемых ребенком впечатлений позволяют ему воспринимать мир как единое целое, а себя рассматривать как органическую часть природы. Достичь наивысших результатов в формировании экологической грамотности можно с помощью экскурсии.

Проблема исследования: каковы педагогические условия для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Цель исследования: раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования экологической грамотности.

Предмет исследования: экскурсия как средство формирования экологической грамотности младшего школьника.

Задачи исследования:

1)                изучить педагогическую литературу и раскрыть сущность понятия экологическая грамотность;

2)                осуществить педагогический анализ технологии формирования экологической грамотности младших школьников;

3)                дать характеристику организации экскурсий экологической направленности;

4)                выявить методику проведения экологической экскурсии.

Исследования основаны на базе анализа научной литературы в области методики преподавания естествознания, авторы которой, Смирнова Юлия Владимировна и Цюпка Вячеслав Павлович, а также специальных периодических источников области естествознания.

Теоретическая значимость исследования: раскрытие значения экскурсии для формирования экологической грамотности.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы.


 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В первой главе проанализирована литература известных педагогов, которые посвятили свои труды данной теме, а также раскрыто и представлено содержание понятия и знания об экологической грамотности, а также технология формирования.

 

1.1.         Сущность понятия «Экологическая грамотность»

Существенный фактор экологического образования заключается в том, что дети, особенно городские, сегодня крайне мало общаются с природой. Наблюдается отчуждение ребенка от природы. Замена природы виртуальной, искусственной средой негативно влияет на здоровье и развитие детей. Устойчивое развитие подразумевает право ребенка на здоровую среду и качественное образование. Вот почему одной из важных задач образовательной организации является создание развивающей среды для общения с природой, куда должны включаться исследовательские комплексы, мини-лаборатории, метеоплощадки, уголки природы, экологические тропы на территории и в ближайшем окружении, посещение учащимися охраняемых природных территорий, парков. Не менее важным представляется обеспечение экологически безопасных условий в помещениях школы.

В условиях актуальных тенденций по поддержанию экологии экологическая грамотность приобретает новое значение. В современном мире экологическими знаниями должен обладать каждый, независимо от рода деятельности. Рассмотрим, что понимается под экологической грамотностью. Существует несколько трактовок данного термина.

Экологическая грамотность – способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью [8; с.1].

С.В. Биран считал, что экологическая грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы, человека и общества для распознания и постановки вопросов, связанных с освоением новых знаний, необходимых для объяснения явлений и формирования основанных на научных доказательствах выводов в области сохранения и оздоровления окружающей среды, определения конкретных последствий влияния активности человека и различных технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества, осуществления осознанного выбора, реализующего его потребность в проявлении заботы о сообществе всего живого и обеспечении эффективной природоохранной деятельности [3; с.1].

 Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы [2; с.1].

В исследованиях Н.Ф. Виноградовой, И.Н. Пономарёвой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачёва, И.Т. Суравегиной, О.Г. Максимовой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др., были обоснованы теоретические подходы к выделению экологической грамотности школьников. Их анализ показывает, что на определение понятия экологической грамотности влияет, с одной стороны, понимание сущности «функциональной грамотности», как родового понятия, а, с другой стороны, ожидания государства от результатов экологического образования.

Помимо этого, многие исследователи и специалисты считают правильным строить процесс формирования представлений о грамотном взаимодействии с природой на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

1)                осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

2)                осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств;

3)                культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

4)                установка на безопасный здоровый образ жизни;

5)                ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

1)    способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

2)    способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

3)    осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

4)    способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

1)    понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)    сформированность уважительного отношения к России,

родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей

страны, её современной жизни;

3)    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)    освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном

пространстве);

5)    развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире [10; с.9].

Сущность экологической культуры заключается:

1)    в опыте взаимодействия человека с природой, обеспечивающем сохранение природы и выраженном и виде знаний и способов действий в природно-социальном окружении;

2)    в адекватном отражении такого опыта, включающем эмоционально-ценностное и ответственное отношение к природе;

3)    в личной экологически целесообразной деятельности.

Следовательно, данное качество позволяет человеку гармонизировать взаимоотношения с естественной средой обитания — внешним миром. Однако это качество не врожденно: ее период его становления — школьное детство. Формирование экологической культуры является длительным процессом, который начинается с первой образовательной школьной ступени. Во многих комплексных и парциальных программах естественно-экологической подготовки детей школьного возраста в качестве одной из задач называется формирование экологической культуры воспитанников (В. И, Аши ков, С. Н. Николаева), хотя для полноценного ее развития необходима определенная степень готовности [11; с.263].

Характеристика составляющих экологической грамотности

В структуре понятия экологическая грамотность можно выделить следующие компоненты:

1)                экологические знания и умения;

2)                экологическое мышление;

3)                экологически грамотная практическая деятельность по охране природы;

4)                понимание роли человечества в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе;

5)                формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Названные компоненты тесно взаимосвязаны, выступают как причина и следствие, вытекают одно из другого, объясняют друг друга и в итоге подводят ребенка к пониманию необходимости охраны природы и своего непосредственного посильного участия в этом деле.

Следующей составляющей экологической культуры является ее нравственный аспект. Считаем, что для экологически культурного человека важны такие качества личности, как любовь к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе, проявлять милосердие, заботу, предвидеть последствия своего поведения и чувствовать ответственность за природу и отдельные ее объекты. Особенно убедительными для младшего школьника являются знания о значении природы, которые формируют в детях ценностные ориентации на определенное отношение к природе и ее объектам [6; с.112].

В процессе изучения курса «Окружающий мир» у ребенка развивается санитарно-гигиеническая и экологическая культура. Происходит формирование готовности к труду, которая складывается не только из определенных практических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как положительное отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца

[11; с.22].

Экологический подход к изложению предполагает изучение природоведческой и обществоведческой составляющих курса и их единстве, т.е., демонстрируя взаимосвязь и взаимную обусловленность явлений окружающего мира, влияние человека на природу, а природы на человека. Это дает возможность школьникам следить за состоянием природы в повседневной жизни, позволяет формировать экологическую ответственность учащихся.

Воспитывать экологическую грамотность у младших школьников – это сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, предоставляет положительный результат.

Показатели сформированности экологической грамотности у младших школьников:

1)    участие в какой-либо деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.);

2)    взаимодействие с представителями животного и растительного мира;

3)    выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным;

4)    представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой;

5)    умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой.

В итоге у школьников будут сформированы умения проводить наблюдения, ставить простые опыты, соблюдать правила поведения в природе, что позволит детям младшего школьного возраста в будущем адекватно вести себя в природе, социуме.

Таким образом, экологическая грамотность, как важная составная часть мировоззрения школьников является продуктом экологического образования и воспитания, направленного на понимание того, что личное благополучие, здоровье и само существование человечества находятся в прямой зависимости от экологического состояния окружающей его среды.

 

1.2. Технологии формирования экологической грамотности

Следует понимать, что в условиях угро­жающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Прин­цип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс почти все учебные дисциплины. Дру­гой принцип — комплементарности — предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологиче­ского воспитания, но и в других направлениях воспитания.

В Пример­ной основной образовательной программе образовательного учрежде­ния — экологическое воспитание выделено в качестве самостоятель­ного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Одним из требований является освоение школьниками основ экологической грамотности.

Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполага­ет знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Эколо­гические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать эко­логические аспекты.

Формирование экологической грамотности не должно осуществляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внимание на умениях использования полученных знаний в решении учебных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формирова­нии грамотного поведения детей на природе.

Общепредметная экологическая грамотность выполняет онтологические, ориентационные и ценностные функции по формированию нового типа экологической культуры цивилизации – для устойчивого развития.

Онтологическая функция включает формирование представлений о принципах организации экологически устойчивых сообществ, экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.

Ориентационная функция общепредметной экологической грамотности включает освоение общенаучного экологического метода познания, трехмерного мышления и их использования в исследовательских и жизненных ситуациях, включая способы контроля своего экологического следа, сохранение природного и культурного наследия.

Ценностная функция общепредметной экологической грамотности выстраивается вокруг нравственных императивов, вытекающих из экологического императива, ценностно-смысловых установок деятельности на основе идей устойчивого развития [9; с.15-17].

Формирование экологической культуры как непременная часть деятельности всей системы образования возможно при наличии таких элементов в ее структуре, как система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентаций, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки ее изучения и охраны. Личность же становится «экологически культурной» при решении ряда задач:

1)    усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;

2)    понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;

3)    овладение практическими знаниями и умениями изучения и оценки состояния среды, принятия решений по ее улучшению, способности предвидеть последствия своих действий на природу во всех видах деятельности;

4)    развитие потребности общения с природой, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;

5)    сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда, загрязнение или разрушение окружающей среды;

6)    активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде идей охраны природы [11; с.265].

Можно выделить следующие предпосылки в развитии школьников

младших классов к формированию у них экологической культуры, учитывал, что детство считается наиболее благоприятный периодом для осуществления данного процесса:

1)    природа еще максимально близка ребенку, так что он самостоятельно

способен проникать в гуманистическую сущность экологических норм.

2)    результат психического развития ребенка представлен в некоторой

идеальной форме, н определенных социальных образах. Внушаемость,

склонность к подражанию, мотивация детей на учение обусловливают максимальную предрасположенность данного возрастного периода к формированию экологической культуры;

3)    у детей младшего школьного возраста отмечается значительный приоритет наглядно-образного мышления в сочетании с теоретическим. Все еще сильна потребность и игровой деятельности.

4)    максимальный эмпиризм (чувствительность), сензнтнвность (восприимчивость к внешним воздействиям), доминантный деятельностный подход в развитии детей позволяют знакомиться с нравственными образцами в практике конкретных человеческих поступков и отношений с последующей самостоятельной организацией и мотивацией личной деятельности [11; с.263-264].

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Это осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Кроме того, ученик должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах поведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности [1; с.54].

Наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры периодом является младший школьный возраст, когда в развитии ребенка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения мира, интенсивно формируются свойства и качества личности. В сознании ребенка складывается наглядно-образная картина мира, происходит формирование нравственно-экологической позиции личности, определяющей отношение школьника к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций, глубина н устойчивость получаемых ребенком впечатлений позволяют ему воспринимать мир как единое целое, а себя рассматривать как органическую часть природы [11; с.257].

Процесс формирование экологической грамотности младших школьников происходит с помощью следующих форм и методов: 

 

 

 

 

Таблица 1

Формы

Методы

Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных»

Ознакомление детей с растениями и животными Красной книги своего региона – урок путешествие

Экология при изучении природных сообществ

Умение находить и изображать графически природные связи

Экология при изучении вопросов ориентирования в пространстве и во времени

Опыты

Изучение рельефа, горных пород, полезных ископаемых, воздуха, воды в природе, почвы.

Экскурсии к оврагу, по городу, в музей, на родник, на природу

 

Повышению эффективности становления и развития экологической культуры учащихся способствует чередование разнообразных форм экологической работы. Это стимулирует самостоятельную деятельность школьников, поддерживает интерес к предмету и реализует системно-деятельностный подход в обучении.

Наблюдения, проводимые ребенком, позволяют накопить, а впоследствии расширить его представления о явлениях и процессах, происходящих п природе и обществе. В ходе наблюдений уточняются признаки предметов и явлений, при этом существенные признаки отделяются от менее существенных, устанавливаются причинно-следственные связи. Так результаты наблюдений становятся основой для формирования у младших школьников естественнонаучных представлений и понятий. Велика роль наблюдений н формировании эмоционально-целостного отношения к природе, развитии эстетических чувств ребенка. Наблюдения за жизнью природы и человека являются основой для формирования экологической грамотности младшего школьника. Наблюдения можно проводить во время экскурсий, прогулок, на экологической тропе (в течение учебного года). Это позволяет проследить за сезонными изменениями в природе, более ярко показать взаимосвязь неживой и живой природы [11; с.109].


ГЛАВА II. ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Во второй главе представлены формы и методы проведения экскурсии, а также организация экскурсии экологической направленности.

Роль экскурсий в формировании экологической грамотности младших школьников.

 

2.1. Характеристика экологической экскурсии

Экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов и естественных условиях. Экскурсию можно рассматривать как внеурочную деятельность учащихся по предмету, если ее цели согласуются с учебным планом, или как внеклассную работу, если она проводится и дополнение к обязательной программе, а ее цели и содержание не связаны напрямую с изучением программы курса. Экскурсия по предмету «Окружающий мир» проходит вне стен школы: на пришкольном участке, на территории микрорайона, на экологической троне, на особо охраняемой природной территории, и музее — в этом состоит ее главное отличие от урока. Кроме того, экскурсия не ограничена во времени академическим часом (45 мин), а ее продолжительность может варьироваться [11; с.153].

Естествоведческая экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет изучать предметы, явления, процессы и ситуации природы в их естественной обстановке или в специально созданных искусственных условиях. Для этого предусматривается выход младших школьников из классной комнаты в природу, в том числе преобразованную человеком, а также передвижение их от одного изучаемого объекта к другому [12; с.108].

Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. [4; с.2].

Экскурсии вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, способствуют всестороннему развитию младшего школьника, в значительной степени помогают достижению предметных результатов обучения. В процессе экскурсий дети накапливают опыт общения с естественной средой, получают представления о процессах, явлениях и объектах живой и неживой природы. Это служит фундаментом для формирования естественнонаучных и обществоведческих понятий, так как при изучении предмета «Окружающий мир» проводятся экскурсии и обществоведческого содержания. Организация познавательной деятельности и совместная групповая работа школьников во время экскурсии способствуют достижений, планируемых метапредметных результатов обучения.

Экскурсии предполагают проведение наблюдений, практических работ, что тесно связано с формированием исследовательских у умений младших школьников, в том числе в ходе проектной деятельности.

Неоценима роль экскурсии для духовно-нравственного воспитания школьников. Общение с природой, наблюдения за жизнью животных и растений развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют эстетическому воспитанию. Экскурсии реализуют краеведческий принцип образования. При изучении родного края у учащихся складываются представления о многих объектах, явлениях и процессах, недоступных для непосредственного наблюдения. Современная учебная краеведческая экскурсия должна иметь исследовательский характер и экологическую направленность.

Особенность экскурсий при изучении предмета «Окружающий мир» заключается в том, что их география, как правило, ограничивается пришкольным участком или парком, расположенным недалеко от школы. Согласно программе н центре внимания учащихся находятся сезонные изменения в живой (жизнь растений, животных): и неживой природе (погода, снежный покров, формы рельефа, почвенный покров). На протяжении учебного года школьники изучают природные сообщества, наблюдают и фиксируют изменения в природе и деятельности человека. Кроме того, проводятся экскурсии и социум (посещение библиотеки, почтового отделения, медицинского кабинета). В рамках внеклассной деятельности могут быть организованы дальние экскурсии, предполагающие посещение достопримечательностей (исторических, природных). Большое впечатление на младших школьников оказывает посещение мест художественных промыслов [11; с.153-154].

Экологические экскурсии, помимо образовательных задач и целей формирования экологической грамотности, направлены на выработку навыков оценочной деятельности, совершенствование ценностных ориентаций, развитие навыков экологически сообразного поведения в окружающей среде. На экологических экскурсиях происходит становление навыков природоохранной деятельности, решаются посильные младшим школьникам экологические проблемы своей местности, т.е. приобретается первоначальный опыт участия в охране природы. Например, учащиеся могут выполнить какие-либо работы, связанные с обнаружением нарушений н природной среде: выявлением загрязнения территории парка, сквера, двора, пришкольного участка, последствий негативного воздействия человеческой деятельности на растительный покров и т.п. Учащиеся могут также провести посильную природоохранную работу: уборку мусора (соблюдая гигиенические правила), расчистку муравейника, сбор семян и плодов для зимней подкормки птиц, ремонт и развешивание кормушек для птиц, уход за деревьями и кустарниками и др. [11; с.269].

Экскурсии по естествознанию могут быть урочными и внеурочными, а по месту в системе других занятий — вводными, текущими и обобщающими.

Экскурсии также можно разделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-либо одного компонента природы или же ряда близких компонентов. На комплексных экскурсиях изучается комплекс разнородных компонентов природы, связанных между собой [12; с.109].

Следует иметь в виду, что любую экскурсию в природу можно назвать еще и экологической, если в ходе ее младшие ученики выявляют связи, существующие между компонентами природы, сообщества, выявляют и оценивают антропогенное влияние, участвуют в несложной природоохранной деятельности, усваивают экологически и нравственно обоснованные правила поведения в природе.

Экскурсионная работа заключается прежде всего в том, что полученные на экскурсии знания, умения, впечатления, а также собранный природный материал учащиеся используют на последующих уроках в классе, причем не только на уроках естествознания, а и по другим предметам. Собранный на экскурсии природный материал можно поместить в краеведческом уголке, а также для изготовления наглядных пособий, в групповой внеклассной работе, на уроках труда [12; с.111].

Основная дидактическая цель экскурсии формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными социальными, производственными объектами явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя. Экскурсия выполняет те же функции, что и уроки: обучающую, воспитательную, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования экскурсии можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Неоценима роль экскурсий в экологическом о6разовании школьников, именно на экскурсиях представляется возможность непосредственно показать школьникам как негативные - так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий способствовать формированию умений вести себя на природе. Большие возможности предстают экскурсии для формирования эстетических отношений, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном о6учении [7; с.235].

Большое значение экскурсионной форме обучения придавали К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель, А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, В.В.  Половцов, Н.Г.  Тарасов и другие педагоги того времени [4; с.72].

Методические рекомендации к проведению экскурсий были впервые даны А.Я. Гердом, а впоследствии известный методист К.П. Ягодовский широко пропагандировал экскурсии с целью изучения местной природы.

Выделяют вводные, текущие и обобщающие экскурсии. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих уроках. Главная цель вводных экскурсий – формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия.

Текущие экскурсии предполагают знакомство непосредственно в природе с конкретными объектами и явлениями, которые изучаются на текущих уроках.

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и систематизируются знания, полученные учащимися в процессе изучения темы [5; с.226].

На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные стороны человеческого быта и знаний.

Во внеурочное время можно также организовать экскурсии: к доске почёта города, в городской музей, к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Во время экскурсий дети записывают важнейшие сведения, чтобы использовать их в своих исследованиях, по возможности делают фотографии.

В обучении естествознанию накоплен большой опыт проведения экскурсий, что позволяет провести их классификацию по различным основаниям

Рисунок 1

 

При организации экскурсий используют различные методы и приемы обучения, учитывающие характер познавательной деятельности школьников, так, вводная экскурсия скорее всего будет проведена с использованием объяснительно-иллюстративного метода с включением проблемных вопросов или проблемного изложения. Итоговая экскурсия может предусматривать самостоятельную работу учащихся, в том числе практической направленности, исследовательского характера

При разработке содержания и методики проведения экскурсии следует учитывать, какой характер она будет носить — иллюстративный или исследовательский. При проведении иллюстративной экскурсии учитель описывает, показывает, характеризует явления и процессы, задает по ходу объяснения вопросы и т.п. Исследовательская экскурсия предполагает самостоятельное изучение школьниками объектов и явлений. Однако такой вид экскурсии требует особой подготовки со стороны учителя. Экскурсия будет иметь исследовательский характер, если при руководящей роли учителя в процессе наблюдения акцентируется внимание школьников на решении проблемных вопросов, выполнений практических работ. Знание и владение методикой проведения экскурсии обеспечит ее успех.

Организация экскурсии предусматривает реализацию трех этапов:

1)     подготовка учителя и учащихся к экскурсии;

2)     проведение экскурсии;

3)     подведение итогов.

Эффективность экскурсии во многом зависит от успеха первого этапа, который включает научно-теоретическую, практическую и организационную подготовку.

При организации экскурсии в природу задачей учителя является выбор места проведения, разработка маршрута и содержания экскурсии. Район проведения экскурсии должен обладать транспортной доступностью иди располагаться недалеко от школы; быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для данной местности. Для детей младшего возраста экскурсии, как правило, проводятся на пришкольном участке, в ближайшем парке или лесном массиве. Многие школьники проживают и крупных городах [11; с.155-156].

В последнее время получила распространение близкая к экскурсии форма занятий на природе - занятие на учебной экологической тропе. В окрестностях школы намечается постоянно действующий маршрут с посещением объектов природы, в том числе преобразованной человеком, интересных с точки зрения формирования экологического сознания эксцентрического типа и экологической культуры. Это могут быть родник, муравейник, овраг, участок леса или луга, участок естественного или искусственного водоема, остатки костра или пожарища, терриконы, оставленный строительный мусор, заброшенный котлован и т.п. [12; с.111].

После изучения местности учитель приступает к разработке содержания экскурсии в соответствии с предполагаемыми целями: определяет перечень объектов природы для научения, живописные места для об юра, точки на маршруте, где будут производиться практические работы, и др. Особое внимание следует обратить на объекты и процессы, иллюстрирующие влияние человека на природу. Необходимо наметить места для отдыха и проведения игр. Далее технологией предусмотрена работа со школьниками.

Теоретическая подготовка детей к экскурсии заключается в актуализации знаний и умений, которые получены ранее, но будут активизированы в ходе экскурсии. Эта работа проводится в классе перед началом экскурсии, гак как малолетние учащиеся не способны длительное время находиться на маршруте, да и погодные условия могут помешать. Практическая подготовка детей заключается в обучении тем приемам работы, без овладения которыми они не смогут выполнять задания во время экскурсии, ведь при проектировании экскурсии учитель может предусмотреть проведение ряда практических работ.

В условиях малокомплектной школы большое затруднение вызывает проведение экскурсий. Чаще всего совмещение экскурсий во всех классах невозможно потому, что несовместима их тематика. Поэтому учителю чаще всего приходится проводить экскурсии с учениками одного класса во внеурочное время [12; с.149].

 

2.2. Методика проведения экологической экскурсии

Экскурсия в природу — традиционная, но и сегодня не утратившая своего значения форма организации учебной деятельности школьников. Эффективность данной формы связана с тем, что она является полифункциональной и имеет комплексный характер. Тематическая природоведческая экскурсия (зоологическая, ботаническая, географическая, фенологическая) знакомит учащихся с элементами экосистем (особенностями рельефа, водоемов, растительного и животного мира), с взаимосвязями в природе, что повышает целесообразность этой формы для решения задач экологического образования. Однако экологические экскурсии имеют определенную специфику.

Экологические экскурсии, помимо образовательных задач и целей формирования экологической грамотности, направлены на выработку навыков оценочной деятельности, совершенствование ценностных ориентаций, развитие навыков экологически сообразного поведения в окружающей среде. На экологических экскурсиях происходит становление навыков природоохранной деятельности, решаются посильные младшим школьникам экологические проблемы своей местности, т.е. приобретается первоначальный опыт участия в охране природы. Например, учащиеся могут выполнить какие-либо работы, связанные с обнаружением нарушений н природной среде: выявлением загрязнения территории парка, сквера, двора, пришкольного участка, последствий негативного воздействия человеческой деятельности на растительный покров и т.п. Учащиеся могут также провести посильную природоохранную работу: уборку мусора (соблюдая гигиенические правила), расчистку муравейника, сбор семян и плодов для зимней подкормки птиц, ремонт и развешивание кормушек для птиц, уход за деревьями и кустарниками и др.

Технология подготовки и проведения экологической экскурсии мало отличается от методики экскурсионной работы по окружающему миру

[11; с. 266].

При проведении экскурсии, ее назначении обязательно следует проинформировать родителей; кроме того, нужно постараться привлечь некоторых из них к участию в экскурсии.

Процесс непосредственного проведения экскурсии можно разделить на три части в соответствии с дидактическими целями:

1)    вводная часть, в ходе которой учитель еще раз информирует детей о цели, маршруте экскурсии и т.п.;

2)    рабочая часть, которая включает проведение наблюдений, самостоятельную работу детей, сбор материала и пр.;

3)    заключительная часть, в ходе которой подводятся итоги работы.

Постэкскурсионный этап не менее важен, чем предыдущие, по окончании экскурсии, учащиеся готовят отчет, который может быть представлен в форме стенгазеты, мультимедийной презентации, серии рисунков и фотографий, выставки. Проводится итоговая беседа, закрепляются знания, уточняются умения и навыки, которыми овладели школьники; организуется рефлексия деятельности. Обязательно надо показать детям, как и дальнейшем будут использованы материалы экскурсии в учебном процессе, во внеурочной деятельности [11; с.157].

Наблюдения во время проведения экскурсии. Во время экскурсий и природу проводятся метеорологические, геоморфологические, гидрологические, фенологические наблюдения, в ходе которых учитель продолжает формировать умение наблюдать, опираясь на знание алгоритма. На подготовительном этапе наблюдений формируются в основном регулятивные УУД. Сущность данного этапа состоит в следующем:

1)    определение цели наблюдения;

2)    выбор объекта наблюдений;

3)    выбор способа достижения цели наблюдения;

4)    определение способа оформления полученных результатов;

5)    фиксация состояний объекта и явления;

6)    обработка и интерпретация полученной информации;

7)    формулирование выводов и оформление отчета.

Непосредственно при проведении наблюдений формируются познавательные и коммуникативные УУД, а на завершающем этапе — познавательные и регулятивные УУД. Наблюдения имеют исключительно большое значение при обучении начальному естествознанию как с познавательной точки зрения, так и с психолого-педагогической,

Методические требования к проведению экскурсий были сформулированы Б.Е. Райковым и М.Н. Римским-Корсаковым в книге «Зоологические экскурсии». Вот основные из них:

1)    экскурсия должна быть предварительно подготовлена;

2)    на экскурсии учитель должен говорить только о том, что может показать и не превращать ее в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося изучением объектов, следует избегать;

3)    изучаемый объект должен быть, по возможности, не только в руках у учителя, но и у каждого участника экскурсии;

4)    учитель обязан обеспечить активность участников экскурсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать его объяснения;

5)    материал экскурсии должен быть закреплен в памяти учащихся последующей его проработкой. В противном случае экскурсия остается незавершенной.

Также природоведческие экскурсии содержат обычно структурные элементы (этапы, части), такие как:

1)    организационный момент (подготовка к экскурсии) (1-2 мин.);

2)    выдвижение на место проведения экскурсии;

3)    инструктаж или вводная беседа (объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе) (3-5 мин.);

4)    основная часть с выделением ряда самостоятельных работ (основное время занятия);

5)    обобщающая беседа по результатам самостоятельных работ (5-10 мин.);

6)    подведение итогов (2-3 мин.);

7)    домашнее задание (1-2 мин.);

8)    возвращение в класс [12; с.110-111].

При организации экскурсии в природу задачей учителя является выбор места проведения, разработка маршрута и содержания экскурсии. Район проведения экскурсии должен обладать транспортной доступностью иди располагаться недалеко от школы; быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для данной местности. Для детей младшего возраста экскурсии, как правило, проводятся на пришкольном участке, в ближайшем парке или лесном массиве. Многие школьники проживают и крупных городах. R подобных условиях подготовка экскурсии имеет свои особенности: учителю надо тщательно выбрать место проведения экскурсии, постараться показать характерные экологические проблемы. В сельской местности или небольших населенных пунктах учащихся, конечно, проще «приблизить» к природе, но и здесь маршрут должен отвечать требованиям техники безопасности (не подходить близко к оврагам, обрывам, берегам водоемов).

После изучения местности учитель приступает к разработке содержания экскурсии в соответствии с предполагаемыми целями: определяет перечень объектов природы для научения, живописные места для об юра, точки на маршруте, где будут производиться практические работы, и др. Особое внимание следует обратить на объекты и процессы, иллюстрирующие влияние человека на природу. Необходимо наметить места для отдыха и проведения игр. Далее технологией предусмотрена работа со школьниками.

Теоретическая подготовка детей к экскурсии заключается в актуализации знаний и умений, которые получены ранее, но будут активизированы в ходе экскурсии. Эта работа проводится в классе перед началом экскурсии, гак как малолетние учащиеся не способны длительное время находиться на маршруте, да и погодные условия могут помешать.

Практическая подготовка детей заключается в обучении тем приемам работы, без овладения которыми они не смогут выполнять задания во время экскурсии, ведь при проектировании экскурсии учитель может предусмотреть проведение ряда практических работ.

О проведении экскурсии, ее назначении обязательно следует проинформировать родителей; кроме того, нужно постараться привлечь некоторых из них к участию в экскурсии [11; с.156].

Организационная подготовка школьников является исключительно важным для успешного проведения экскурсии этапом. С темой экскурсии и заданиями детей следует познакомить заранее. Желательно класс разбить на бригады по 5–6 человек, с ними проводится подробный инструктаж, рассматриваются рисунки и читаются описания природных объектов, с которыми дети могут встретиться на экскурсии. Подбирается экскурсионное оборудование, атласы-определители. Учитель продумывает, как будет отчитываться каждая бригада. Кроме того, оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.).

Проведение экскурсии. Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает бригадам учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в природе. Если до места экскурсии приходится добираться общественным транспортом, то нужно повторить правила поведения в транспорте и на улице. На месте экскурсии не следует сразу начинать беседу. Попросите детей послушать звуки природы. Любую экскурсию следует начать образным описанием общего вида природного ландшафта, создающего у учащихся определенный эмоциональный настрой.

После вступительной беседы учитель разводит бригады по местам их самостоятельной работы. В каждой группе следует выбрать «бригадира», ответственного за выполнение заданий, и «секретаря», ведущего записи результатов наблюдений. Обычно записи на экскурсии ведутся в блокнотах карандашами. Рассмотренные объекты зарисовываются или фотографируются. Природный материал собирается в ограниченном количестве и только тот, который необходим для работы на последующих уроках. Гербарии дикорастущих растений, коллекции насекомых и других животных собирать запрещено. Учитель по очереди контролирует работу каждой бригады. По окончании работы каждая группа на месте отчитывается о результатах проведенных наблюдений. Затем организуется обобщающая беседа, на которой подводятся итоги проделанной работы. При этом делаются выводы о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую природу, намечаются меры по ее охране, доступные для выполнения.

Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется. Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен «восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя, и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле». При таком проведении экскурсий у младших школьников вырабатываются первоначальные умения, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах [5; с.230, 232-233].

Экологическая экскурсия способна стать частью исследовательского проекта. Например, школьники могут провести опрос среди посетителей городского парка с целью определения отношения людей к внешнему виду и состоянию парка, оценки собственного образа действий горожан в природе, знания правил поведения в парке.

Темы исследований на экологической экскурсии следует подбирать исходя из реалий, окружающих младшего школьника, т.е. использовать краеведческий принцип. Изучаемое должно стать для ребенка личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний о своем крае.

Самый важный результат экскурсии — появление у ребенка потребности общаться с живой природой, развитие интереса к познанию окружающего мира; формирование убеждений в необходимости бережного отношения к природе, участия и природоохранной деятельности [11; с.272].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание экологической грамотности и осознанного отношения к окружающему миру – это долгий и целенаправленный процесс, в основе которого лежат дидактические принципы педагогики и законы природы. Процесс воспитания экологически грамотной личности обеспечивает развитие у младших школьников морально-ценностных ориентаций, нравственных качеств, соответствующего отношения к природе как к универсальной ценности.

Экологическая грамотность является важной составляющей всесторонне развитой, гармоничной личности. Человек должен осознавать значимость природы и беречь природные ресурсы, действовать с опорой на знание принципов и законов в области экологии. Высокий уровень экологической грамотности – это есть осознание личностью себя как части окружающего мира, единства с миром природы, принятия на себя ответственности за развитие цивилизации.

В изучение исследования, была поставлена цель раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников, цель была достигнута. Таким образом, работа по формированию правильного взаимодействия человека и природы у младших школьников является естественным направлением для решения обозначенной ФГОС НОО проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к экологии и окружающей среде осмысленным и привлекательным, она является актуальной для младшего школьника.

Цель формирования экологических представлений младших школьников заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством учителя с предметно-природным миром, окружающим их; растениями, животными, средой обитания, предметами, которые изготовлены человеком из природных материалов.

Решая первую задачу, мы изучили учебную литературу и разобрали понятие экологической грамотности. Экологическая грамотность направлена на осознание природы как ценности, на формирования бережного к ней отношения, желания заботиться и сохранить её. Таким образом, успешность педагогической деятельности в области формирования экологической грамотности зависит от того, насколько в результате заинтересован сам учитель, и сможет ли он заинтересовать ученика.

Решая вторую задачу, мы выяснили методику формирования экологической грамотности младших школьников.

Решая третью задачу, мы как проанализировали характеристику экологической экскурсии.

Решая четвертую задачу, что мы выяснили методику проведения экологической экскурсии. 

Экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями, научатся бережному отношению к природе. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у младших школьников интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств - своей Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля [Электронный ресурс]  http://pedlib.ru/Books/6/0380/6_0380-87.shtml (дата обращения: 13.12.2021)

2.                Апокина Л.Ю Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии – 2018. – №3  [Электронный ресурс] Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников (elibrary.ru)  (дата обращения: 13.12.2021)

3.                Биран С.В. Формирование экологической грамотности [Электронный ресурс] – 3.5.1.БИРАН_Формирование эколог_грамотности_ дошкол-11.pdf (bspu.by) (дата обращения: 13.12.2021)

4.                Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы / Н.Ф. Вино­градова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.

5.                Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун – та, 2015. – 283 с.

6.                Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина,
Г. Н. Аквилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

7.                Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.

8.                Нестерова И.А. Экологическая грамотность // Энциклопедия    Нестеровых [Электронный ресурс] https://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html (дата обращения: 13.12.2021)

9.                Педагогика. 2017. №8. Общепредметная экологическая грамотность школьников Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный [Электронный ресурс]Obshhepredmetnaya-e`kologicheskaya-gramotnost-shkolnikov.pdf (bsu.by) (дата обращения: 13.12.2021)

10.           Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.

11.           Смирнова М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата /       
Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова [и др.]; под общ. ред.
М.С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 306с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

12.           Цюпка В.П. Методика преподавания естествознания в начальных классах: учеб. пособие / В.П. Цюпка. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 172 с.

13.           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...