КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «История и этапы формирования государства»

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему: «История и этапы формирования государства»

ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "История и этапы формирования государства", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………...…………………………………………………..……..…..3

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ И ЭТАПЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…..…..6

1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства…………................6

1.2. Общие закономерности возникновения государства…………………………...10

1.3. Этапы становления государства…………...……………………….....................12

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА…........16

2.1. Восточный путь возникновения государства…….………………………….….16

2.2. Западный путь возникновения государства………..............................................17

2.3. Синтезный путь возникновения государства …………………………….……..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....25

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Государство является одними из самых сложных общественных явлений. При этом оно вызывает к себе необычайно широкий интерес, поскольку так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Поэтому государство является предметом изучения многих общественных наук, прежде всего философии, общей теории государства и права и рассматривается ими как важнейшая научная категория. Но, будучи наполненным реальным, конкретным содержанием, государство выполняет инструментальную, регулятивную роль в государственно-организованном обществе и в силу этого является также предметом изучения отраслевых юридических наук.

Государство возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали государственных норм и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства обусловлено общественными потребностями, а именно: необходимостью установления единого порядка отношений новой общности людей – народа, населяющего ту или иную территорию; необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты; необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Таким образом, поиск научного понимания происхождения государства ведется тысячелетия, со времен перехода человечества к цивилизации, к регулированию общественных отношений политическими, государственными средствами. И поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о государстве. Для того чтобы познать сущность государства, его социальную природу, его универсальное назначение, лучшие умы человечества затрачивают огромные интеллектуальные усилия. Тем не менее каждый исторический этап развития общества, а следовательно, и соответствующий этап познания государства и права приводят к состоянию, когда возникает необходимость оценивать новые стороны правовой действительности, формулировать новые определения понятия государства и пути его происхождения.

Таким образом, исходя из актуальности и значимости рассматриваемой проблемы можно сформулировать тему настоящей курсовой работы: Происхождение государства.

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое правовое осмысление закономерностей и путей происхождения государства.

Объект исследования – государство.

Предмет исследования – теоретическое правовое обоснование закономерностей и путей происхождения государства.

Задачи исследования:

1. дать общую характеристику теорий происхождения государства;

2. проанализировать общие закономерности возникновения государства;

3. раскрыть пути возникновения государства.

Теоретическая основа исследования. Курсовая работа базируется на трудах правоведов, специализирующихся в области теории права и государства (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.М. Барнашов, С.А. Голунский, А.И. Денисов, И.Я. Дюрягин, З.З. Зинатуллин, Л.И. Каск, Д.А. Керимов, П.В. Крашенинников, Л.С. Мамут, А.В. Малько, Ф.М. Раянов, В.К. Самигуллин, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, А.А. Югов и др.), специализирующихся на проблемах конституционного права (М.В. Баглай, Ю.М. Козлов, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин и др.), административного права (А.П. Алехин, Б.Н. Бахрах, В.М. Манохин, О.В. Стариков, А.Ю. Якимов и др.).

Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ И ЭТАПЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства

 

Рассмотрим характеристику основных теорий происхождения государства и права.

К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства. Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей) и инструменты реализации его решений (подданных).

Представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда: выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт, который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти, интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п. Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты. Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права, о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум. Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.

 

 

1.2. Общие закономерности возникновения государства

 

Ни одна теория не может претендовать на исключительность как единственно верная для всех времен и народов.

Причины происхождения государства и права следует искать во всей совокупности закономерностей, обусловливающих существование человеческого общества.

Основные причины, обусловливающие наличие множества теорий происхождения государства и права:

- сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права, трудность его адекватного восприятия;

- несовпадающие, а порой противоречивые экономические, политические и идеологические взгляды и интересы; конъюнктурные или иные соображения;

- непреднамеренное смешение процесса возникновения государства и права с другими, соотносящимися с ними процессами.

Кроме того, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на основе разложившихся догосударственных институтов и явлений, и процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений на базе ранее существовавших.

Если первичные государства формировались в основном, исходя из объективных условий развития общества, то в процессе становления вторичных государств большая роль отводится конкретным личностям, т. е. субъективному фактору.

Тем не менее, можно выделить общие закономерности возникновения государств:

- становление государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс, а не одномоментный акт;

- государство возникает из недр первобытнообщинного строя как закономерный результат естественного развития общества вследствие экономического развития, появления частной собственности, имущественной дифференциации населения, а также изменений в нормативном регулировании;

- государство не навязывается обществу извне, не является результатом чьего-то решения. Государство возникает в силу объективного развития общества, когда на определенном этапе общество не может обходиться без такого органа управления, когда возникающие противоречия не могут быть разрешены в рамках догосударственной организации и когда уровень экономического развития позволяет содержать аппарат политической публичной власти;

- государство в определенной мере есть продукт сознательной деятельности людей;

- о появлении признаков государства в обществе свидетельствует, прежде всего, выделение особого слоя людей, не производящих материальных благ, а занятых лишь управленческими делами. Этот аппарат формировался из родоплеменной знати, либо верхушки имущих классов;

- государственные органы и организации частично появились в результате модернизации органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично – путем полного вытеснения последних.

Причины возникновения государства и права:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

- необходимость решения крупных проблем, связанных с ведением войн, строительством и т. д.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

- необходимость поддержания общественного порядка.

Г. В. Шершеневич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об обосновании государства». Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся разными корнями». «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод».

Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент.

При исследовании данной проблемы должен рассматриваться весь спектр существующих в обществе противоречий и интересов, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.

 

 

1.3. Этапы становления государства

 

История государства - сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами. Тем не менее, возможна обобщённая генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.

1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан - членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства - скульпторы, художники, поэты т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в Риме - патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Две функции государства чётко различаются - устройство «общих дел» в сообществе свободных и господство - подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития.

2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) - собственность монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли). Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).

3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, в Европе завершается процесс образования наций,

формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса - формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. - одно из основных - образование общества суверенного народа, которое высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие) и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм, правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже.

4-й этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой «за» и «против» таких объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе; формирование динамичных, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе (динамический тип политической стабилизации); стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства».

 


 

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Восточный путь возникновения государства

 

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функцией было одновременное управление сельскими общинами, объединенными в государство-полис, и организация общественных работ на ирригационных сооружениях. В таких государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родоплеменной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными.

Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности. Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику — решающий вклад в общественное производство вносил труд «свободных» общинников.

Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства — земля — формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

 

 

2.2. Западный путь возникновения государства

 

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования. Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 миллионов населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 миллионов человек —- около 3%). В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

Итак, в главный и основной процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

2.3. Синтезный путь возникновения государства

 

Подобный путь формирования государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций. Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий был вызвана угрозой из вне. Длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Управленческие функции в данных условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. В результате военных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновременное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибрали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси, Ирландии и т.д.

Выделим основные черты синтезного пути:

- влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси — князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;

- как следствие — преобладание государственной и недооценка частной собственности;

- государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;

- господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;

- активное заимствование государственности у других народов (Русь — у Византии, Германия — у Рима).

Итак, на процесс формирования государства по синтезному пути влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Но важное значение имеет влияние опыта других государств, к примеру, германские племена в строительстве государства использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под влиянием варягов, затем Византии, заимствовав у нее государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1.Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фил мер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.

2.                Воротников, А. А.  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: 2019 — 640с.

3.                Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. — М.:, 2017. — 560 с.

4.                Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько, 2018. — 384 с

5.                Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; Институт государства и права. — 2019. — 208 с.

6.                Любашиц, В. Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев — 3-е изд. — М: 2019. — 526 с

7.                Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — 2-e изд. — М.: 2018. — 213 с.

8.                Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: 2017. — 816 с.

9.                Матненко, М. А., Утемисова, З. Ж. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 3-6.

10.           Матузов, Н. И. Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 640 с

11.           Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: 2019. — 464 с.

12.           Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма: 2020. — 560 с.

13.           Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, 2017. — 496 с. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. — 6-e изд. — М.: 2019. — 475 с.

14.           Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. — М.: закон и право, 2018. — 447 с.

15.           Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева — М, 2019. — 195 с

16.           Смоленский, М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. — М.: 2019. — 272 с.

17.           Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация, 2018. – 372 с

18.           Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2018. — 512 с

19.           Черногорцева, Г. В. Правовые идеи в философии нового времени // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 877-880.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...