Курсовая работа на тему: «Критическое мышление как фактор-информационно психологической устойчивости военнослужащих»

Курсовая работа на тему: «Критическое мышление как фактор-информационно психологической устойчивости военнослужащих»


ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Критическое мышление как фактор-информационно психологической устойчивости военнослужащих", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретический анализ критического мышления как фактор информационно психологической устойчивости военнослужащих. 4

1.1 Военная служба, как экстремальный вид деятельности. 4

1.2     Проблема информационно психологического воздействия и устойчивости у военнослужащих. 7

1.3     Критическое мышление, как профессиональное важное качество современного военнослужащего. 13

Список использованной литературы.. 18

 

 

Введение

Для военнослужащих крайне важна психологическая устойчивость, ведь им по роду службы приходится сталкиваться с наиболее острой из экстремальных ситуаций – ведением боевых действий. Кроме этого, военный персонал часто привлекается для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

Для боевой готовности армии важна не только укомплектованность ее частей современным вооружением, но и готовность военного персонала эффективно действовать в ходе вооруженного конфликта. Согласно некоторым зарубежным исследованиям, только четверть солдат на поле боя сохраняет способность противостоять стрессу и действовать своевременно.

Психологическая подготовка военных к возможным экстремальным ситуациям должна стать обязательной частью обучения. Вероятность возникновения паники, ступора, немотивированной агрессии и других деструктивных реакций, мешающих выполнению боевой задачи связана с психологическим типом человека, поэтому важно уделять внимание не только обучению, но и соответствующему отбору кандидатов на выполнение опасных задач.

Цель работы: изучить критическое мышление военнослужащих и во время эмпирического исследования подготовить профилактику информационно – психологического воздействия на военных.

Объект: Критическое мышление военнослужащих.

Предмет: Особенности критическое мышления военнослужащих, как фактор информационно психологической устойчивости военнослужащих.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ критического мышления как фактор информационно психологической устойчивости военнослужащих.

1.1 Военная служба, как экстремальный вид деятельности

Военная служба – особый вид государственной службы. Она относится к очень сложно и трудной деятельности. Главнейшей трудности состоит в том, что она, в конечном счете предназначена обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости – отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение.

Военная служба – является одним из опасных видов деятельности. Военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлена, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности военнослужащих к выполнению должностных обязанностей[4].

Основными видами современной воинской деятельности являются боевая и учебно-боевая деятельность.

Боевая деятельность — это вид воинской деятельности, который осуществляется в условиях боя, войны. Бой для воина — всегда экстремальная ситуация. В нём, как ни в одном виде повседневной деятельности, неизмеримо возрастает значение эмоционально-волевых качеств человека, на основе которых формируются морально-боевые качества воина. В бою цена недостатка силы, ловкости, выносливости, замедленной реакции, ошибки в действиях — жизнь и невыполненная боевая задача.

Учебно-боевая деятельность — вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям в условиях войны. В мирное время этот вид деятельности является ведущим[4].

Информация и информационные технологии сегодня становятся ору­жием не только в метафорическом смысле, но и в прямом.

Основным объектом информа­ционного воздействия являются сознание и психика человека. В зависимости от преследуемых целей, масштабов действий, характера и содержания решаемых задач, прив­лекаемых сил и средств объектами информационного воздействия мо­гут быть как конкретные лица (госу­дарственные и политические лиде­ры, сотрудники спецслужб, воен­нослужащие, ученые, члены полити­ческих движений), так и определен­ные социальные группы (рабочие, предприниматели, молодежь, до­мохозяйки и т.д.). В условиях, когда нарушено функционирование сис­темы государственного управле­ния, создана обстановка общест­венно-политической и социально-экономической нестабильности в стране или в конкретном регионе, им может стать все население [7].

Информационные войны сегодня уже не мифы, а реальность. И чем дальше, тем больше информационное ору­жие будет выступать в качестве фактора скрытого военно-полити­ческого давления, способного на­рушить сложившийся в мире стратегический паритет.

В качестве основных угроз информационной безопасности следует отметить усиливающуюся вероятность при­менения противником нового ин­формационно-психологического оружия. В его разработке опреде­лились два направления:

·                     создание средств, предназна­ченных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих;

·                     создание средств, направленных на поражение информационных систем.

Первое направление основано на применении инфразвука, микро­волнового излучения, биоэлектрон­ного воздействия, электромагнит­ных полей, медико-биологических и химических средств. Все это может быть использовано для контроля над психикой военнослужащих и це­ленаправленного влияния на их по­ведение в боевой обстановке.

Если же источником информации служат технические системы, то речь уже идет о технической раз­ведке, или шпионаже (перехват те­лефонных переговоров, радиог­рамм, сигналов других систем ком­муникаций), проникновении в компьютерные сети, банки дан­ных.

Второе направление разработки информаци­онно-психологического оружия свя­зано с внедрением негативной ин­формации, что может не только при­вести к опасным ошибочным реше­ниям, но и заставить действовать во вред, даже подвести к самоубийству, а общество к катастрофе[8].

На сегодняшний день, к сожале­нию, нет единой концепции инфор­мационной безопасности войск. Однако научные исследования, за­рубежный и отечественный опыт позволяют определить ее основное содержание через структурные компоненты. Они предопределяют и основные направления информа­ционной безопасности.

Определяющее воздействие на формирование морально боевых качеств воинов оказывают тактическая, огневая, техническая, специальная, физическая, строевая подготовка. Один из принципов боевой подготовки личного состава в мирное время — учить войска тому, что необходимо на войне[4].

На тактических и тактико-специальных учениях, учениях с боевой стрельбой в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины учатся мужественно преодолевать трудности походно-полевой обстановки, действовать в экстремальных условиях, закаляются морально, психологически и физически, овладевают на практике наукой побеждать сильного, технически оснащённого противника. На учениях воины днём и ночью, в любую погоду совершают в заданном темпе длительные марши, форсируют водные преграды, ведут учебно-боевые действия, практически выполняют весь комплекс своих функциональных обязанностей. В ходе учебно боевой деятельности, таким образом, воины осуществляют идеомоторную тренировку — реально в боевой учёбе всё, и только противник «условный»[1].

- макроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, включающая подгруппы: животные; растения; токсические выделения макроорганизмов. - факторы, нарушающие условия жизнедеятельности людей, включающая подгруппы: недостаток кислорода; нехватка воды; отсутствие пищи.

К классу психологических факторов относятся три основных группы факторов:

- психологическая, включающая подгруппы: эмоционально-волевая и психическая неустойчивость; негативные черты характера (недисциплинированность, эгоизм, конфликтность и т.д.); слабая мотивационная база направленности на службу; низкий уровень навыков и умений по выполнению требований безопасности;

- психофизиологическая, включающая подгруппы: физические перегрузки (динамические и статические); умственное перенапряжение; эмоциональные стрессы; психологическая несовместимость членов группы.

Таком образом, военная служба является экстремальным видом деятельности, Опасный фактор военной службы - это фактор, воздействие которого может привести к травме, либо резкому ухудшению здоровья военнослужащего, а также к катастрофе, аварии или поломке вооружения и военной техники. Следует отметить, что между вредными и опасными факторами нет принципиальной разницы. Ибо в зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредные факторы могут быть опасными.

 

1.2           Проблема информационно психологического воздействия и устойчивости у военнослужащих

Для военнослужащих крайне важна психологическая устойчивость, ведь им по роду службы приходится сталкиваться с наиболее острой из экстремальных ситуаций – ведением боевых действий. Кроме этого, военный персонал часто привлекается для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

Для боевой готовности армии важна не только укомплектованность ее частей современным вооружением, но и готовность военного персонала эффективно действовать в ходе вооруженного конфликта. Согласно некоторым зарубежным исследованиям, только четверть солдат на поле боя сохраняет способность противостоять стрессу и действовать своевременно[1].

Психологическое воздействие – это воздействие на психические состояния, мысли, чувства и поступки людей, выполненное с помощью психологических средств.

Резкое ухудшение военно-политической обстановки, произошедшее в последние годы, рост вероятности возникновения крупного военного конфликта заставляет нас заново ставить вопрос о степени психологической устойчивости российских военнослужащих.

Психологическая устойчивость - это способность умственно или эмоционально справляться с кризисом или быстро возвращаться к докризисному состоянию.

В таких условиях формирование комплекса мер, направленных на повышение уровня сопротивления военнослужащих стрессу, является задачей первостепенной важности.

Проблемой психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях в отечественной науке занимались В.И. Лебедев, Н.Н. Красноштанова, А.Д. Ганюшкин , и другие исследователи. Применительно к персоналу военно-воздушных сил вопрос стрессоустойчивости был изучен слабо[2].

Военные психологи психологическую устойчивость рассматривают как «интегративное свойство личности военнослужащего, которое характеризуется взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающим успешное достижение цели в условиях воздействия различных стресс-факторов».

Психологическая устойчивость, обосновывая как способность военного специалиста управлять своим психическим состоянием, сохранять оптимальное функционирование организма и психики в неблагоприятных условиях в мирное и военное время. Для военно-профессиональной подготовки будущих штурманов, включающей не только учебную, но и служебную деятельность, характерны достаточно высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки. Они создают условия для возникновения стрессовых ситуаций, сопровождающихся психологической и эмоциональной напряженностью обучающихся. Психологические и эмоциональные нагрузки значительно повышаются в период летной практики, которая связана с высокой ответственностью за принятие самостоятельных решений, определяющих не только успешность выполнения учебных заданий, но и безопасность жизни своих сослуживцев. Эти обстоятельства заставляют задуматься о способах повышения психологической устойчивости к стрессогенным факторам учебной и служебной деятельности курсантов[2].

Учеными было предложено несколько вариантов классификации экстремальных ситуаций – по степени внезапности, скорости и масштабу распространения, продолжительности действия, по характеру возникновения (умышленные и неумышленные), по источнику происхождения (техногенные, природные и биолого-социальные).

В целом ученые различают два типа психологической реакции на экстремальную ситуацию: конструктивную, или адаптивную и деструктивную.

Адаптивное поведение военнослужащего характеризуется способностью быстро выполнять поставленную задачу, поддерживать товарищей. Такой военнослужащий может взаимодействовать с гражданским населением, оказывая ему посильную помощь[7].

Реакции человека, не готового к экстремальной ситуации принимают различный характер: военнослужащий становится рассеянным, появляются действия навязчивого характера, обостряются эгоистические проявления.

Военнослужащие могут пережить приступы паники с тревожностью и спутанностью сознания, которые затрудняют выполнение профессиональных обязанностей.

Другие проявления деструктивных реакций - истерика с двигательным перевозбуждением, а также ступор, который характеризуется полным обездвиживанием[1].

Психологическая подготовка военных к возможным экстремальным ситуациям должна стать обязательной частью обучения. Вероятность возникновения паники, ступора, немотивированной агрессии и других деструктивных реакций, мешающих выполнению боевой задачи связана с психологическим типом человека, поэтому важно уделять внимание не только обучению, но и соответствующему отбору кандидатов на выполнение опасных задач.

Сделать это можно при помощи бесед с психологами и профессиональных тестов на определение типа личности.

В программу общей военной подготовки необходимо включить психологические тренинги по самовнушению и самоуспокоению. Должны быть даны четкие рекомендации - что делать в случае панической атаки. Военнослужащий должен быть готов к восприятию страданий, крови, ранений, убитых, должен уметь преодолевать страх[2].

Также в программу могут быть включены тренинги по развитию взаимопомощи и взаимовыручки. Подобные тренировки успешно проводятся психологами на частных предприятиях.

Поэтому особо важную роль в ходе боевых действий играют сознательное управление военнослужащим своими чувствами и эмоциями, психическими процессами и состояниями, его способность контролировать свое поведение и деятельность[1].

Информационно-психологическое воздействие - одно из двух форм информационного противодействия (информационной войны), интегрирующая совокупность информационных операций, оказывающаяся на психику человека и общественное сознание. Различное выделение представляет собой информационно-техническое воздействие, включающее в себя рассмотрение информационно-технических систем: системы передачи данных, системы защиты информации, радиоэлектронной защиты. По канонам преобладания установок современных государств информационно-психологическое воздействие реализуется в тесном контакте с методами информационно-технического воздействия, особенно в период вооруженного конфликта.

С точки зрения предполагаемой безопасности информационно-психологическое воздействие предполагает массовое потребление групповых, объединенных единой целью мер (операций) давления на схему принятия решений противостоящей стороны; психику ее политической элиты; система формирования общественного мнения; система формирования массового (общественного) сознания в тесном объеме с информационно-технической совокупностью внедрения таких стратегий.

Нарастающие обсуждения процессов информационного противоборства усиливаются, что связано с концептуальными достижениями в информационно-коммуникационной сфере, которые во многом обусловили своеобразную цифровизацию социально-политической жизни в большинстве регионов мира.

Еще несколько преимуществ назад информационно-коммуникационных технологий являлись периферийными опасностями в обращении информационно-психологического воздействия на массовое сознание. Принципиально новый подход к информационному противодействию стал возможным благодаря расширенному анализу атак и приложений, связанных с развитием в сфере цифровой обработки, в частности, возможностей интернета. Это базируется на учреждениях кибернетической революции, повлекших за собой массовое внедрение различных информационных систем во все сферы деятельности человека.

Информационно-психологическое воздействие берез на себя различные факторы. К ним относятся распространение слухов, дезинформация, манипуляция, устрашение.

Дезинформация – основным содержанием информационно-психологического воздействия на противника является целенаправленная дезинформация, дезориентация в окружающей действительности, сокрытие подлинной боеспособности своих сил и средств, истинных намерений; использование слабостей и трудностей для подрыва морального духа военнослужащих и формирование у них психологического состояния безысходности, бесперспективности предстоящих действий, невозможности достижения успеха. По эффективности воздействия на психическое сознание военнослужащих и общество в целом средства массовой информации, бесспорно, занимают лидирующую позицию. Они включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику человека с целью формирования соответствующих психологических установок. К основным средствам массовой информации относятся: телевидение, интернет, пресса и радио.

Манипуляции - еще один способ информационно-психологического воздействия на военнослужащего. Цель манипуляции заключается в скрытом образе, заставить свою цель выполнить определенные действия.

Устрашение – это фактор формирует состояние страха у военного, будь, то вымышленная опасность, или действительная. Интенсивность страха постоянно меняется, он напрямую связан с характером угрозы.

Демонстрация – показ к решению проблем силовым путем, его задачей является склонить объект к подчинению.

Таким образом, проблема информационно психологического воздействия и устойчивости у военнослужащих заключается в том, что на них действуют слишком много различных факторов, начиная от постоянной боевой готовности, заканчивая разными радио и интернет источниками.

Нужно акцентировать внимание на тех способах и приемах распознавания и противодействия негативному ИПВ, что доступны присутствующему на лекции личному составу. Например, это отказ от несанкционированных контактов с враждебно настроенным гражданским населением, упор на официальные каналы получения информации о происходящих событиях, недоверие к информации, исходящей с неприятельской стороны, и т.д.

Важно дать понять аудитории: планирование и осуществление большей части мероприятий по прогнозированию и практическому противодействию вражескому ИПВ входит в обязанности определенного круга воинских должностных лиц. Но и на личностном уровне, развивая критическое мышление, взяв за правило слепо не доверять любой информации можно выстроить собственную линию обороны от информационно-психологической агрессии.

 

1.3           Критическое мышление, как профессиональное важное качество современного военнослужащего

Критическое мышление - важная черта, которой должен обладать современный военнослужащий. В статье рассматриваются проблемы повышения заинтересованности и активности обучающихся в процессе освоения изучаемых дисциплин в военном вузе. Предлагаются некоторые технологии развития критического мышления у обучающихся применительно к военной аудитории.

Как отмечает И.В. Смирнова, в работе Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил критическое мышление рассматривается как любознательность, которая с помощью исследовательских методов вскрывает все причины и следствия и позволяет выработать свою точку зрения по любому вопросу [5].

Д. Клустер выделяет пять признаков критического мышления: индивидуальный характер мышления, который необязательно подразумевает оригинальность, продуцирование новых идей на основе воспринятых фактов или идей, наличие уясненных проблем, которые необходимо решить, убедительная аргументация, обоснованная в ходе решения проблемы, социальный характер критического мышления [7].

В.Н. Брюшкин рассматривает критическое мышление как совокупность мыслительных действий, выстроенных в определенный алгоритм. Данные мыслительные действия позволяют сопоставлять полученные данные с неопровержимыми ориентирами, в качестве которых выступают факты, социальные нормы или ценности [5]. При этом данные ориентиры не являются вечными, незыблемыми, что, по мнению автора, противопоставляет критическое мышление догматическому.

Таким образом, критическое мышление подразумевает готовность к пересмотру установленных взглядов. Однако оно предполагает такой аспект, как преемственность во взглядах, установках, что В.Н. Брюшкин определяет, как критическую традицию, необходимую основу для критики. В качестве критической традиции для будущих военных выступают ценности общества, сформированные на данном историческом этапе.

В отечественной психологии и педагогике критичность мышления изучалась не только как качество мышления, но и как качество самой личности. Г.И. Бизенков, С.И. Векслер и другие обосновывали критичность как составную часть потребностной сферы личности. И в первом, и во втором случае критичность обеспечивает условия для обновления информационного пространства посредством её аналитической проработки, рефлексивного отношения к ее смысловой основе, адекватной реакции на поступающие сообщения. Все это актуализирует защитную функцию рассматриваемого феномена.

Пусковым механизмом защитной функции критического мышления является потребность человека в информационной безопасности. Безопасность является одной из базовых потребностей человека. Её сущность заключается в способности субъекта избегать или оказывать сопротивление опасностям, угрожающим его существованию или благополучному развитию[6].

Анализируя понятие информационной безопасности, необходимо учитывать, что существует два типа информационных угроз. Внутренние угрозы, лежащие в биосоциальной природе человека, способны наносить вред не только его сознанию, приводя к неадекватному поведению, деструкции личности, но и могут воздействовать на подсознательном уровне, искажая мотивы, жизненные ценности человека, его направленность. Благодаря субъективному эмоциональному отношению к окружающей действительности у человека формируются определенные оттенки настроения, что подтверждает влияние подсознания на течение сознательных процессов [6].

Развитое критическое мышление, актуализируемое потребностью в безопасности профессиональной деятельности, лежит в основе культуры информационной безопасности будущих офицеров. Она определяется как совокупность сформированных в процессе профессионального становления ценностных ориентаций и личностных качеств, приобретенных общественно-исторических, политических, экономических, психолого-педагогических знаний, обеспечивающих надежный ориентир курсантов в информационном пространстве, позволяющий дифференцировать в нем правдивую и ложную информацию. Анализ широкого круга научной литературы по рассматриваемой проблеме, а также педагогической практики военного вуза позволил выделить основные компоненты и показатели культуры информационной безопасности будущих военных [7].

Анализ позволил выделить несколько уровней сформированности критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий. Первый уровень – репродуктивный. Он основан на деятельности памяти и имеющемся социальном опыте. Проявляется в точном воспроизведении информации, введённой в социальный оборот через новостные каналы и средства массовой информации. Второй уровень – познавательный. Переход от первого ко второму уровню связан с совершенствованием мыслительных процессов, осознанием собственных познавательных потребностей, развитием информационной мотивации, связанной с поиском и сопоставлением различных точек зрений и выстраиванием причинно-следственных связей в принимаемой информации. Третий уровень – самостоятельного осмысления. Он отличается умением курсантов на основе единства эмоционального и интеллектуального восприятия выделять информационную доминанту. Переход на этот уровень связан с осознанным применением полученных знаний как в учебной деятельности, так и в служебной практике при работе с личным составом.

Для успешной деятельности военнослужащего необходимо наличие у него сформированных на должном уровне профессионально-значимых качеств. Они относятся как к когнитивным процессам (устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания, кратковременная зрительная память, скорость мышления, способность обобщать); так и к эмоционально-волевым качествам (целеустремленность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, выдержка и самообладание); и мотивам (агрессия и самозащита, взаимоотношения полов, пагубные пристрастия, деньги, карьера)[2].

Таким образом, критическое мышление, является важным качеством современного военнослужащего. Если критическое мышление у военнослужащих развито недостаточно, то они испытывают трудности в том, чтобы мыслить самостоятельно. Также, не могут самостоятельно и рационально решить свои проблемы, то есть не могут продуктивно использовать свой интеллектуальный потенциал, что очень важно для военнослужащих. Критическое осмысление проблемы предполагает выход за границы предлагаемой информации, её рассмотрение с других сторон, выделение новых характеристик объекта или явления, а также, аргументация своих мыслей. Критическое мышление выступает в роли помощника для человека не только в профессиональной деятельности, но и повседневной жизни.

 

 

 
Список использованной литературы

1.                 Агрелль Я. Стресс: военные последствия - психологические аспекты проблемы. ‒Кишинев: Штиинца, 2019. ‒ 176 с.

2.                Ганюшкин А. Д. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. ‒ М.: Просвещение, 2021. ‒ 126 с.

3.                Елагина В.С., Апаликова И.Ю. Формирование психологической устойчивости курсантов военного вуза// Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;

4.                Касюк А.Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. № 1 (842). 2021. С. 22-34.

5.                Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. ‒ М.: Политиздат, 2019 ‒ 303 с

6.                Самедова Ю.А., Дорохов А.Н., Григоров С.Ю. Педагогические аспекты формирования критического мышления как средства информационной безопасности будущих офицеров в  условиях военного вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 2. – С. 209-213;

7.                Король С.А. К классификации особенностей критичности мышления // Вопросы психологии. –М. 2019. – № 4. – С. 108-112

8.                Шелепов А.М., Смагулов Н.К., Мухаметжанов А.М., Аскаров Б.С. Экстремальные ситуации и психогенные факторы военно-профессиональной деятельности  // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 7-1. – С. 225-228;

9.                Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Гаудеамус. Т. 18. № 4 (42). 2019. С. 21-26.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...