Курсовая работа на тему: «Оптимизация производственного процесса»
Введение......................................................................................................... 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации
производственного процесса на предприятии.................................................................... 4
1.1 Понятие и структура производственного процесса на
предприятии................................................................................................. 5
1.2 Методы оптимизации производственных процессов. 11
Глава 2. Анализ производственного процесса предприятия
ООО «Мебель-Комплекс»................................................................................. 14
2.1 Характеристика предприятия ООО «Мебель-комплекс» 15
2.2 Организация производственного процесса...................... 18
Глава 3. Мероприятия по оптимизации произ
производственного процесса на ООО «Мебель-Комплекс»........................................... 23
Заключение................................................................................................. 27
Список литературы................................................................................ 29
Введение
Организация производственного
процесса – одна из самых главных проблем для
всех предприятий. Ведь именно от неё
зависит то, как будет производиться
продукция, какого качества она будет, какие затраты необходимы для обеспечения
производства.
Поэтому в данной курсовой
работе рассмотрим эту проблему, чтобы лучше
разобраться в методах, формах, принципах организации производственного процесса.
Организация производственного
процесса имеет целью обеспечить оптимальное расположение оборудования и последовательность
прохождения через них предмета труда с тем, чтобы минимизировать затраты времени
и средств на изготовление, продукции.
Объектом исследования выступает
предприятие ООО «Мебель-Комплекс».
Предметом исследования
является организация производственного процесса ООО «Мебель-Комплекс».
Цель – изучить производственный
процесс на предприятии, выявить проблемы функционирования и предложить рекомендации
по совершенствованию на примере ООО «Мебель-Комплекс»
Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.
раскрыть сущность, понятие и основные принципы производственного процесса;
2.
изучить методы оптимизации производственного процесса;
3.
на примере конкретного предприятия провести технико-экономический анализ и
выявить основные достоинства и недостатки развития предприятия;
4.
предложить рекомендации по совершенствованию развития малого предприятия.
Теоретической и информационной
основой послужили кодексы и законы РФ, современная экономическая литература, статистические
сборники, статьи журналов, бухгалтерская отчетность и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты организации
производственного процесса на предприятии
1.1 Понятие и структура производственного процесса
на предприятии
Производственно-хозяйственная
деятельность предприятия направлена на выпуск определенных видов продукции,
работ, услуг. В основе производственной деятельности лежит производственный
процесс, который представляет собой совокупность всех действий людей и орудий
труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции, работ,
услуг.
Основой
производственного процесса является технологический процесс, то есть
производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и
определению состояния предмета труда. Законченная часть технологического
процесса, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими,
называется технологической операцией.
Производственный
процесс состоит из основных и вспомогательных операций. Основные операции
направлены непосредственно на изменение предмета труда, то есть изменение его
формы, молекулярного состава, состояния, внешнего вида, размера. К основным
операциям можно отнести, к примеру, дробление, окисление, экстракция,
полимеризация. Вспомогательные операции способствуют основные операции. К ним
относят, к примеру, транспортировку, контроль, сортировку продукции.
В структуре
производственного процесса можно также выделить трудовые, автоматические,
естественные процессы. Отметим, что естественные процессы, как правило, не
требуют трудовых затрат.
Вспомогательные
производственные процессы обеспечивают бесперебойное протекание основных
процессов; в результате появляется продукция, потребляемая на предприятии в
основном производстве (изготовление и ремонт инструмента и оснастки, ремонт
оборудования, выработка всех видов энергии, пара, дистиллированной воды,
изготовление тары).
Обслуживающие
производственные процессы обеспечивают основные и вспомогательные процессы
услугами, необходимыми для их нормального функционирования (транспортные,
складские).
Состав
основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образует структуру
производственного процесса (рис. 1).
Рисунок 1 -
Структура производственного процесса на предприятии
По степени
автоматизации (в зависимости от применяемых средств труда) выделяют ручные,
механизированные (машинно-ручные и машинные), автоматизированные и
автоматические производственные процессы.
Ручные
(немеханизированные) операции выполняются рабочим без помощи механизмов,
например, слесарные работы, ручная разметка заготовки.
Машинно-ручные
операции выполняются с помощью машин и механизированного инструмента при
непрерывном участии рабочего (пайка полупроводникового прибора при помощи
механизированного приспособления, маркировка прибора простейшим маркировочным
станком).
Машинные
операции выполняются на станках, агрегатах, установках при ограниченном участии
рабочего: рабочий закрепляет и снимает изделие, пускает и останавливает станок
(сварка на станках, механическая обработка деталей на станке). Применение
машинных процессов позволяет организовать многостаночное обслуживание.
Автоматизированные
процессы частично выполняются без участия человека, за которым может остаться
только функция наблюдателя, например, работа на полуавтоматическом станке.
Автоматические процессы полностью высвобождают рабочего от выполнения операций,
оставляя за ним функции наблюдения за ходом производства, загрузки заготовок и
выгрузки готовых деталей.
По характеру
прохождения производственные процессы подразделяются на непрерывные и
периодические. В непрерывных процессах технологические операции выполняются без
перерывов по ходу производственного процесса, то есть технологический процесс
непрерывен. В периодических процессах выполнение технологических операций
прерывается транспортными или вспомогательными операциями, то есть все операции
протекают последовательно.
Организация
производственного процесса состоит в создании рационального сочетания в
пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов,
обеспечивающего наименьшее время его осуществления. Главная цель организации
производственного процесса – всемерная экономия времени, обеспечение высокого
качества продукции и эффективного использования ресурсов производств.
Рациональная
организация производственного процесса должна отвечать ряду требований,
строиться на определенных принципах. В качестве важнейших принципов организации
производственных процессов выделяют пропорциональность, непрерывность и
ритмичность.
Пропорциональность
в организации производственных процессов предполагает соответствие пропускной
способности (относительной производительности в единицу времени) всех
подразделений производственно-хозяйственного комплекса – цехов, участков,
отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции. Степень пропорциональности
производства может быть охарактеризована величиной отклонения пропускной
способности каждого предела от запланированного ритма выпуска продукции.
Одним из
методов поддержания пропорциональности в производстве является
оперативно-календарное планирование, которое позволяет разрабатывать задания
для каждого производственного звена с учетом, с одной стороны, комплексного
выпуска продукции, а с другой – наиболее полного использования возможностей
производственного аппарата. В этом случае работа по поддержанию
пропорциональности совпадает с планированием ритмичности производства.
Пропорциональность
в производстве поддерживается также своевременной заменой орудий труда,
повышением уровня механизации и автоматизации производства, путем изменений в
технологии производства. Это требует системного подхода к решению вопросов реконструкции
и технического переоснащения производства, планирования освоения и пуска новых
производственных мощностей.
Усложнение
продукции, использование полуавтоматического и автоматического оборудования,
углубление разделения труда увеличивает число параллельно проводимых процессов
по изготовлению одного продукта, органическое сочетание которых надо
обеспечивать, то есть дополняет пропорциональность принципом параллельности.
Под параллельностью понимается одновременное выполнение отдельных частей общей партии
деталей. Чем шире фронт работ, тем меньше, при прочих равных условиях,
длительность изготовления продукции. Параллельность реализуется на всех уровня
организации. На рабочем месте параллельность обеспечивается совершенствованием
структуры технологической операции, и в первую очередь технологической
концентрацией, сопровождающейся многоинструментальной либо многопредметной
обработкой. Параллельность в выполнении основных и вспомогательных элементов
операции заключается в совмещении времени машинной обработки со временем
установки и съема деталей, контрольных промеров, загрузки и выгрузки аппарата с
основным технологическим процессом. Параллельное выполнение основных процессов
реализуется при многопредметной обработке деталей, одновременном выполнении сборочно-монтажных
операций над одинаковыми или различными объектами.
В условиях
сложно многозвенного процесса изготовления продукции все большее значение
приобретает непрерывность производства, что обеспечивает ускорение
оборачиваемости средств. Повышение непрерывности – важнейшее направление
интенсификации производства. На рабочем месте она достигается в процессе
выполнения каждой операции путем сокращения вспомогательного времени, на
участке и в цехе при передаче полуфабриката с одного рабочего места на другое и
в производственно-хозяйственном комплексе в целом, сведением до минимума в
целях максимального ускорения оборачиваемости материально-энергетических
ресурсов.
Непрерывность
работ в пределах операции обеспечивается совершенствованием орудий труда – введением
автоматической переналадки, автоматизацией вспомогательных процессов,
использованием специальной оснастки и приспособлений.
Одной из
предпосылок непрерывности производства является прямоточность в организации
производственного процесса, которая представляет собой обеспечение кратчайшего
пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса, от
запуска в производство исходных материалов и до выхода готовой продукции.
Для
обеспечения полного использования оборудования, материально-энергетических
ресурсов и рабочего времени важное значение имеет ритмичность производства,
являющаяся основополагающим принципом его организации.
Ритмичность
производства – одна из основных предпосылок рационального использования всех
его элементов. При ритмичной работе обеспечивается полная загрузка
оборудования, нормальная его эксплуатация, улучшается использование
материально-энергетических ресурсов, рабочего времени. Обеспечение ритмичной
работы является обязательным для всех подразделений производства – основных,
обслуживающих и вспомогательных цехов, материально-технического снабжения.
Неритмичная работа каждого звена приводит к нарушению нормального хода
производства.
Современный
уровень научно-технического прогресса предполагает соблюдение гибкости
организации производства. Традиционные принципы производства – стабильную
номенклатуру продукции, специальные виды оборудования, оборудования. В условиях
быстрого обновления номенклатуры продукции меняется технология производства.
Между тем быстрая смена оборудования, перестройка его планировки вызвали бы
неоправданно высокие затраты, и это явилось бы тормозом технического прогресса;
невозможно также часто менять производственную структуру. Это выдвинуло новое
требование к организации производства – гибкость. В поэлементном разрезе это
означает быструю переналаживаемость оборудования. Достижения микроэлектроники
создали технику, способную к широкому диапазону использования и производящую в
случае необходимости автоматическую самопереналадку.
Одним из
важнейших принципов современной организации производства является ее
комплексность, сквозной характер. Современные процессы изготовления продукции
характеризуются сращиванием и переплетением основных, вспомогательных и
обслуживающих процессов, при этом вспомогательные и обслуживающие процессы
занимают все большее место в общем производственном цикле. Это связано с
известным отставанием механизации и автоматизации обслуживания производство по
сравнению с оснащенностью основных производственных процессов. В этих условиях
становится все более необходимой регламентация технологии и организации
выполнения не только основных, но и вспомогательных и обслуживающих процессов
производства. Возникла потребность в переходе от разработки технологии и
организации производства к комплексной регламентации всех процессов
изготовления продукции.
1.2 Методы оптимизации
производственных процессов
Оптимизация производственных процессов затрагивает основные сферы
изготовления продукции на предприятии:
1.
Повышение
оборота продукции. В условиях конкурентного рынка повышение объемов продукции
редко приводит к желаемому результату, лишь увеличивает затраты предприятия.
Необходимо выделить продукт пониженной ценой, дополнительными характеристиками
или другими преимуществами для клиентов, чтобы повысить оборот.
2.
Снижение
операционных расходов. Оптимизация процессов на предприятии сводится к
повышению эффективности работы сотрудников и снижению их численности. Также устраняются неиспользуемые складские помещения,
оборудование.
3.
Рациональное
распределение запасов предприятия. Снижение количества запасов приводит к
промышленному застою, снижению объемов производимой продукции и общей стагнации
для бизнеса. В рамках указанных мероприятий необходимо правильно рассчитывать
количество и качество запасов. Работа с запасами
проводится в комплексе с оборотом.
В результате всех процедур,
производительность организации должна возрастать, а финансовые затраты
оставаться на прежнем уровне либо уменьшаться.
При управлении предприятием в целях оптимизации производственной
деятельности, в первую очередь, затрагиваются текущие процессы. Целью специалистов
становится улучшение актуальных методов изготовления продукции. Только если оптимизационная
деятельность не помогает улучшить состояние компании, используется модернизация
оборудования.
Существует несколько основных методов сократить траты и увеличить
доходы:
- Бережливое производство;
- Тотальная оптимизация всех процессов, происходящих в компании.
Задача специалистов заключается в том, чтобы оптимизировать производство
на постоянной основе. Временные меры приносят или незначительный, или краткий результат.
1. Бережливое производство. Данная модель оптимизации
подразумевает исключение любых процессов в организации, которые приводят к
дополнительным тратам бюджета. Основное условие – изготовление ограниченного
количества товаров, использование ограниченного числа сотрудников и т. д. В
рамках оптимизации производства продукции и других сфер деятельности, при
бережливом методе сокращаются траты на:
-
Завод не занимается перепроизводством
продукции, изготавливает ровно столько, сколько нужно потребителю;
-
Материалы и сырье, образующиеся между
этапами производства готовых изделий больше не хранятся на складах, сокращается
производственный цикл;
-
Изменяется расположение цехов и оборудования
так, чтобы затраты на транспортировку материалов больше не требовались;
-
Закупается дополнительное оборудование,
исправляются проектные ошибки, чтобы сократить число циклов при производстве каждой
единицы продукции;
-
Сокращается количество запасов продукции
в том случае, если они лежат без конкретной цели продажи;
-
Минимизируется возможность изготовления
бракованной продукции;
-
Оптимизируется работа персонала, организуется
удобное рабочее пространство для скорейшей работы.
Путь бережливого производства дает долгосрочный результат без
потери в качестве итоговых товаров. Технология характеризуется ускорением и упрощением
рабочих процессов, благодаря чему расходы понижаются естественным образом, а темп
производства растет.
2. Тотальная оптимизация. Принципы тотального метода
оптимизации производства отправляют предпринимателя к подчиненным. К процедурам
по снижению затрат привлекаются сотрудники. Формируется отдел или нанимаются
специалисты в данной области, которые создают проект. На основании проекта
можно оптимизировать производство, снизить затраты на покупку сырья и
количество брака. Программа подразумевает следующие факторы:
-
Работники компании знают производственный
процесс лучше начальства. Недостатки оборудования, неудобные моменты в работе, неправильное
распределение ресурсов – все это влияет на качество и скорость изготовления продукции.
-
При разработке проекта используется
мозговой штурм, на котором во внимание принимаются даже самые безумные идеи. Впоследствии
из них могут получиться интересные варианты по снижению расходов компании.
-
Чтобы сотрудники компании активнее
принимали участие в разработке проекта, используется материальное вознаграждение.
Из всего коллектива отбирается рабочая группа, которая будет направлять специалистов.
-
Деятельность рабочей группы отслеживается
руководством предприятия. Для выполнения задач оптимизации производства необходим
жесткий контроль и сотрудничество всех слоев персонала.
В России уже используется данный вид оптимизации на крупных
предприятиях. Обе модели позволяют добиваться значительных результатов в
улучшении работы фабрики или другой промышленной компании.
Глава 2. Анализ производственного процесса
предприятия ООО «Мебель-Комплекс»
2.1 Характеристика предприятия ООО
«Мебель-комплекс»
ООО «Мебель-Комплекс»
действует с 17 декабря 2001 г., ОГРН присвоен 30 июля 2002 г. регистратором
МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 15 ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ. Руководитель организации: директор Бирюков Игорь Васильевич.
Юридический адрес ООО «Мебель-Комплекс» - 607655, Нижегородская область,
Кстовский район, город Кстово, улица Коминтерна, 3-а.
Мебельная
компания на рынке производителей корпусной мебели по индивидуальным проектам не
так давно, но благодаря своей успешной работе уже успела зарекомендовать себя
как надежная организация, которая завоевала доверие и стремительно развивается.
Реквизиты предприятия:
ИНН: 5256040080.
КПП: 525001001.
ОКПО: 58269391.
ОГРН: 1025202261842.
ОКФС: 16
- Частная собственность.
ОКОГУ: 4210014
- Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими
лицами и гражданами совместно.
ОКОПФ: 12300
- Общества с ограниченной ответственностью.
ОКТМО: 22637101001.
ОКАТО: 22237501 -
Нижегородская область, Районы Нижегородской области, Кстовский, Города
районного значения Кстовского р-на, Кстово.
Основной (по коду ОКВЭД
ред.2): 31.01 - Производство мебели для офисов и предприятий
торговли.
Таблица 1 - Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2
31.02 |
Производство
кухонной мебели |
31.09 |
Производство
прочей мебели |
46.47 |
Торговля
оптовая мебелью, коврами и осветительным оборудованием |
46.65 |
Торговля
оптовая офисной мебелью |
47.59.1 |
Торговля
розничная мебелью в специализированных магазинах |
68.31.1 |
Предоставление
посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за
вознаграждение или на договорной основе |
68.31.2 |
Предоставление
посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на
договорной основе |
68.31.3 |
Предоставление
консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за
вознаграждение или на договорной основе |
68.31.4 |
Предоставление
консультационных услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или
на договорной основе |
Руководство фирмы
приняло решение о расширении ассортимента и изменении сбытовой политики. Характеристика продукции:
1. Мягкая мебель:
диваны, кресла, софа.
2. Кухня: столы,
табуретки, шкафы, полочки.
3. Офисная мебель:
столы, кресла, стулья, диваны, шкафы.
4.
Спальная мебель: комоды, кровати, тумбы, стенки, трюмо.
5. Прихожие.
Клиенты
компании получают возможность сочетания качества материалов и фурнитуры от
ведущих производителей мира с учетом своих пожеланий и потребностей, что дает
преимущество гармонично и функционально разместить мебель в любом интерьере,
добавляя в дом эксклюзивные решения.
Основное направление компании является изготовление мебели
по индивидуальным проектам, причем проекты могут быть выполнены по уже
имеющимся эскизам так и проекты, выполненные с привлечением дизайнеров
компании. Мы можем изготовить на заказ мебель из МДФ и ДСП с отделкой из
стекла, металла, пластика. На фабрике всегда в наличии большой выбор различных
фактур и оттенков материалов, фурнитуры, декоративных украшений и аксессуаров.
Современное оборудование позволяет изготовить предметы любых форм и размеров.
При
изготовлении мебели используются только сертифицированные экологически чистые
материалы. На каждом этапе осуществляется контроль качества и соответствия
техническому заданию. Производство ведется в строгом соответствии с
государственными стандартами, поэтому мы можем гарантировать надежность и
безопасность нашей продукции.
Организует
работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных
подразделений предприятия. Организует производственно-хозяйственную
деятельность предприятия, добиваясь высоких технико-экономических показателей,
всемерного повышения технического уровня и качества продукции, рационального и
экономного расходования всех видов ресурсов. Решает все вопросы в пределах
предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно
хозяйственных функций другим должностным лицам.
В
настоящее время в ООО «Мебель-Комплекс» согласно штатному расписанию работает 177 человек.
Все штатные единицы заполнены.
На рисунке 2 приведена схема организационной структуры ООО
«Мебель-Комплекс».
Рисунок 2 -
Организационная структура ООО «Мебель-Комплекс»
Структура организации ООО «Мебель-Комплекс» является линейно-функциональной. Выбор данной
функциональной структуры обусловлен, с одной стороны, четким разделением всех
полномочий в фирме, а, с другой стороны, приспособлением организации к нуждам
особых потребителей
2.2 Организация производственного процесса
Процесс изготовления
начинается с поступления заказа от клиента, в качестве которого могут выступать
физические и юридические лица (рис. 3)., просушивают, собирают в готовое
изделие и проверяют на качество.
Рисунок 3
- Схема производственного процесса мебельной фабрики
Затем этот заказ
обрабатывается дизайнером, который работает с заказчиком, учитывает все его
требования и пожелания. С учетом всего этого, а также данных по стандартам и
размеров изделия создается индивидуальная модель изделия. Для того чтобы заказ
был выполнен, необходима договоренность с поставщиками на поставку сырья на
производство, где оно сортируется на участке сортировки и разбивается по
классам (дуб, осина, сосна и т. д.). Затем сырье подлежит определенной
обработке. После обработки из сырья получается готовый материал для
изготовления деталей, который используют при реализации индивидуальной модели
заказчика. После того как все детали готовы, их покрывают лаком.
Технологический
процесс состоит из следующих стадий, которые представлены на рис. 4.
Рисунок 4
- Схема технологического процесса
Технологический
процесс предприятия предусматривает последовательность выполнения шагов на
различных стадиях изготовления заказанного изделия. Создание изделия начинается
с правильной обработки сырья. Полученное сырье высушивают до рабочей влажности
80%. Если этот процент не достигается, то сырье отправляют в утиль. Готовое к
обработке сырье распиливают на бруски размером 50x45 мм, 32x60 мм, называемые
ламелем. Затем эти бруски распиливают на кусочки, выпиливают сучки. На
следующей стадии эти кусочки шипуют, чтобы они крепче цеплялись друг с другом.
Затем шипованные кусочки снова стыкуют в ламель. Стыкованную ламель склеивают в
щиты шириной 650 мм. Готовые щиты строгают в рейсмусе до нужной толщины, из
которых на следующих стадиях изготавливают изделия. Стадия изготовления детали
заключается в следующем: сначала эскиз изделия переносится на щит. Затем по
контуру вырезается деталь, обрабатываются края. Когда деталь готова, ее
покрывают лаком в несколько слоев и высушивают. Когда все детали изделия будут
готовы к следующему этапу, приступают к сборке изделия.
Эта стадия включает в
себя подбор деталей, их сборку и соединение с фурнитурой. На завершающей стадии
осуществляется контроль качества готового изделия. Здесь эксперты выполняют
внешний осмотр. Затем проверяют изделие на прочность и устойчивость, также
подвергают проверке качество покрытия. И в завершении вырабатывают рекомендации
по изготовлению последующих заказов.
В качестве предметной
области функциональной модели выбран технологический процесс изготовления
изделий из дерева. Построение модели необходимо для последующей автоматизации
(создания ИС) и позволит вести обработку, учет и контроль всей информации по
технологическому процессу.
Разрабатываемая ИС
предполагает ведение управленческого учета — формирование информации о
деятельности фабрики для внутреннего пользования, т.е. для руководителей и
сотрудников фабрики.
Под обработкой
понимается добавление, удаление и изменение данных о работающих сотрудниках,
поставщиках, задействованных в поставке сырья, ассортименте, сырье,
поставляемом поставщиками, и штатном расписании фабрики, занимающейся
изготовлением изделий из дерева.
Под учетом
подразумевается быстрый поиск информации по всем категориям, присутствующим в
базе данных. Например, по запросу должности сотрудника или типу изделия должна
выводиться соответствующая информация.
И наконец, контроль
должен осуществляться над остатками сырья на складе фабрики. При поставке сырья
учитывается его количество, дата прихода, наименование поставщика, поставившего
сырье, и сумма закупа.
В соответствии с
предметной областью система строится с учетом следующих особенностей:
- изготовление каждого
изделия состоит из нескольких стадий;
- стадии заключаются в
изготовлении деталей и собирании их в готовое изделие;
- определенная стадия
выполняется на определенном участке, подразделяющемся по номерам;
- приход и расход
сырья определяет наименование поставщика и складирование;
- каждый участок
состоит из бригад, бригады — соответственно из рабочих.
Система создается для
обслуживания следующих групп пользователей:
- администрация
фабрики;
- начальники участков;
- работники склада
сырья.
При ознакомлении с
предметной областью в целом рассматриваются существующие производственные и
технологические процессы, материальные потоки, организационная структура
управления предприятием, которая включает состав подразделений, их назначение и
подчиненность друг другу.
Материальные потоки
подразумевают документооборот предприятия. При обследовании документооборота
составляется схема маршрута документов, которая включает:
- количество
документов;
- место формирования
документа;
- взаимосвязь
документов при их формировании;
- маршрут и
длительность движения документа;
- место использования
и хранения данного документа;
- внутренние и внешние
информационные связи;
- объем документа в
знаках.
В данной предметной
области документооборот включает в себя информацию о следующих компонентах:
- клиентах;
- заказах;
- ассортименте;
- стоимости изделий;
- стандартах;
- сотрудниках;
- сырье;
- поставщиках.
Подразумевается, что
вся эта информация будет храниться в базах данных, с которыми будут работать
сотрудники данного предприятия, такие как менеджер по продажам, консультанты,
дизайнер, кадровые работники, администрация фабрики, работники склада.
Организационная
структура управления предприятием, которая включает состав подразделений, их
назначение и подчиненность друг другу, представлена на рис. 5.
Рассматриваемое предприятие
разбита на участки, каждый из которых отвечает за определенную стадию
изготовления изделия. Рассмотрим каждый участок подробнее.
Рисунок 5
-Схема организационной структуры управления предприятием
Участок обработки
сырья зависит от договоренности с поставщиками на поставку сырья, от наличия
сырья на складе. Данный участок отвечает за сортировку поступающего сырья и его
качественную обработку, от чего зависят дальнейшие стадии изготовления изделия.
Параллельно с участком
обработки сырья свою работу ведет дизайнерский участок. Его работа заключается
в приеме заказов, работе с клиентами (заказчиками) и разработке моделей,
удовлетворяющих требованиям заказчика. Учитываются пожелания клиента, опыт и
компетентность дизайнера, которые сводятся к его советам и рекомендациям,
применимым именно к этой модели изделия.
Материалы выполненных
работ на вышеописанных участках передаются на следующий участок изготовления
деталей. На данном участке из обработанного сырья рабочие изготавливают детали
для изделия с учетом стандартов, размеров и требований заказчиков.
Материалы с этого
участка передаются на участок покрытия деталей, где на детали наносится лак
разных сортов в зависимости от желаемого заказчиком цвета. Достижение цвета
изделия зависит от количества слоев покрытия, а также от сорта лака.
Покрытые детали
поступают на участок сборки деталей. Здесь рабочие в соответствии с моделью
изделия подбирают и соединяют детали. Собранное изделие дополняют фурнитурой.
И наконец, готовое
изделие переходит на участок контроля качества. Контроль качества заключается в
осмотре внешнего вида, испытании на стенде (на прочность, устойчивость,
качество покрытия). Эксперты после испытаний изделия составляют отчет по
результатам тестирования и вырабатывают рекомендации для выполнения последующих
заказов.
Глава 3. Мероприятия по оптимизации произ производственного
процесса на ООО «Мебель-Комплекс»
В качестве средства синхронизации работы всех проектнопроизводственных
участков мебельного предприятия большое количество мебельщиков выбирают систему
БАЗИС. Модули, входящие в ее состав, в полной мере способны решить практически
все проблемы, вызванные разнотипным оборудованием, и создать ритмично
работающий конвейер: от проектирования до упаковки готовых изделий.
Возможности САПР БАЗИС
в области моделирования и конструирования корпусной мебели позволяют
использовать ее с высокой степенью эффективности на самых различных мебельных
предприятиях. В ней создаются кухни, шкафы-купе, прихожие и гостиные, офисная
мебель, эксклюзивные изделия из дерева и многое другое. Помимо этого система
имеет ряд особенностей, важных с точки зрения автоматизации производства:
1. Инвариантность к
оборудованию. В состав системы входит модуль БАЗИСЧПУ, который позволяет
создавать управляющие программы на основе следующей информации:
- 3Dмодели, созданные
в CADмодулях системы БАЗИС,
- чертежи в формате
системы БАЗИС или DXF,
- проекты,
импортированные из системы К3Мебель.
Результатом работы
модуля БАЗИСЧПУ являются управляющие программы, представленные непосредственно
в кодах установленного на производстве станка.
2. Работа с
механическими форматнораскройными станками.
Данный тип оборудования широко распространен на мебельных предприятиях. Хороший
раскройный станок обеспечивает высокую точность реза, имеет высокую жесткость станины,
позволяет базировать узлы и заготовку с высокой точностью. При этом он обладает
неплохой производительностью и стоит сравнительно недорого. До последнего
времени раскройные участки с механическими станками как бы «выпадали» из
процесса автоматизации производства. Однако и для них нашлось аппаратнопрограммное
решение, эмулирующее основные возможности станка с ЧПУ. Другими словами,
механические станки, как и пильные центры, получили возможность автоматической
идентификации заготовок и стали «генераторами» их тактируемой поставки на
последующие участки обработки. Соответствующий модуль в системе БАЗИС получил
название «симулятор раскроя» (рис. 6)
Рисунок 6 -
Раскройный станок с симулятором раскроя
Его аппаратная часть — компьютер средней производительности
с двумя мониторами и принтер для печати бирок, а программная часть —
недорогой и небольшой по размеру модуль. Результатом установки симулятора
раскроя является резкое повышение производительности труда, сравнимое с
производительностью при использовании станков с ЧПУ.
3.
Небольшие затраты на комплектование рабочих мест. Особенностью системы БАЗИС является доступная стоимость всех модулей и
возможность поэтапного их внедрения. Как показывает практика, большинство
мебельных предприятий, которые выходят на уровень автоматизации производства,
уже активно используют ее в конструкторских и технологических подразделениях.
Варианты работы могут быть самые разные: рабочие места с установленными
программами, сетевые лицензии или режим БАЗИСOnLine. Для решения
производственных задач это не имеет значения. Дополнительные затраты включают в
себя приобретение ручных сканеров штриховых кодов по количеству рабочих мест,
принтеров для печати бирок на раскройное оборудование (рис. 7) и компьютеров на
механические раскройные станки. Стоимость дополнительного программного
обеспечения — от 25 до 75 тыс. руб. По сравнению со стоимостью даже самого
простого станка — это ничтожно мало.
Рисунок 7 -
Принтер для печати бирок на раскройном станке
Схема работы мебельного цеха после установки
«производственных» модулей системы БАЗИС выглядит следующим образом:
1) Технолог на основе созданной конструктором 3Dмодели
и/или чертежей деталей создает карты раскроя, оптимизированные именно под те
технологические процессы, которые реализуются на предприятии.
2) Синхронно с выходом заготовок с участка раскроя
печатаются бирки, содержащие всю необходимую информацию для автоматического
получения чертежей и управляющих программ на всех последующих этапах обработки.
3) Оператор станка сканирует наклеенную на заготовке
бирку и практически мгновенно может приступать к выполнению своей
технологической операции.
4) Полностью готовая
деталь поступает на участок сборки или упаковки. В первом случае по информации
на бирке идентифицируется изделие, в которое она входит, а во втором
случае — пакет, в который она должна быть помещена. На участок упаковки
заранее поступают схемы размещения деталей по пакетам и схемы раскроя
упаковочного материала. Эта информация поступает из модуля БАЗИС Упаковка. Как
и на раскройном участке, на участке упаковки установлены принтеры для печати
бирок. Эти бирки наклеиваются на упаковки и в дальнейшем позволяют быстро
отгружать продукцию со склада готовых изделий.
Успешная работа мебельного производства во многом зависит от
умения руководства принимать правильные стратегические решения в области
автоматизации. Это касается и программного обеспечения, и станочного
оборудования, и кадровой политики. Ошибки при выборе автоматизированной системы
могут существенно уменьшить отдачу от инвестиций в современные и
производительные станки.
Заключение
В процессе написания работы были изучены теоретические
основы производственного процесса, на основании которых можно сделать вывод,
что процесс производства состоит из множества процессов и операций,
взаимосвязано функционирующих между собой и в совокупности, составляющие
производство в целом. Сущность и главная задача производственного процесса
заключаются в преобразовании исходного сырья и материалов в готовую продукцию.
В работе разобраны основные принципы необходимые для
эффективной организации производства и составления рациональной структуры
производства, функционирующей в пространстве и времени так, чтобы гарантировать
минимальный производственный цикл. Далее в рамках выбранной темы были изучены
методы и критерии, ведущие к оптимизации производственного процесса за счет
эффективного использования внутренних ресурсов предприятия, рационального
управления производством и не несущих в себе значительных затрат. К таким
методам относятся концепция бережливого производства, программа тотальной
оптимизации и метод экономико-математического моделирования для определения
оптимальной производственной программы, удовлетворяющей тот или иной критерий
оптимальности.
Объектом исследования выступает ООО «Мебель-Комплекс», основным видом деятельности которого является
производство мебели для офисов и предприятий торговли.
Процесс изготовления
начинается с поступления заказа от клиента, в качестве которого могут выступать
физические и юридические лица. Затем сырье подлежит определенной обработке.
После обработки из сырья получается готовый материал для изготовления деталей,
который используют при реализации индивидуальной модели заказчика.
Готовое изделие
переходит на участок контроля качества. Контроль качества заключается в осмотре
внешнего вида, испытании на стенде (на прочность, устойчивость, качество
покрытия). Эксперты после испытаний изделия составляют отчет по результатам
тестирования и вырабатывают рекомендации для выполнения последующих
заказов.
В качестве средства синхронизации работы всех проектнопроизводственных
участков мебельного предприятия большое количество мебельщиков выбирают систему
БАЗИС. Модули, входящие в ее состав, в полной мере способны решить практически
все проблемы, вызванные разнотипным оборудованием, и создать ритмично
работающий конвейер: от проектирования до упаковки готовых изделий.
Возможности САПР БАЗИС в области моделирования и
конструирования корпусной мебели позволяют использовать ее с высокой степенью
эффективности на самых различных мебельных предприятиях.
Успешная работа мебельного производства во многом зависит от
умения руководства принимать правильные стратегические решения в области
автоматизации. Это касается и программного обеспечения, и станочного
оборудования, и кадровой политики. Ошибки при выборе автоматизированной системы
могут существенно уменьшить отдачу от инвестиций в современные и
производительные станки.
Список литературы
1.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / В.Е. Губин, О.В.
Губина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2018. - 336 с.
2.
Банзекуливахо, Ж. М. Экономика предприятия и организация производства:
учебно–методический комплекс / Ж. М. Банзекуливахо. – Новополоцк: ПГУ, 2020. –
351 с.
3.
Бунаков П.Ю. Виртуальная визуализация выполнения технологических операций
раскроя материалов на форматнораскройном оборудовании // Актуальные вопросы
современной информатики: материалы VII Всероссийской (с международным участием)
научнопрактической конференции (115 апреля 2017 г.). Коломна: Государственный
социальногуманитарный университет, 2017. - С. 125131.
4.
Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – Москва:
ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 499 с.
5.
Дорогавцева, Е. И.
Оптимизация производственных процессов / Е. И. Дорогавцева, Е. А. Лобахина. —
Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 232-234.
— URL: https://moluch.ru/archive/366/82124/ (дата обращения: 27.11.2022).
6.
Малюк В.И., Немчин А.М.Производственный менеджмент: учебное пособие. –
СПб.: Питер, 2021.- 431с.
7.
Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г.
Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2020. - 256 с
8.
Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства.
– М.: Финансы и статистика, 2018. – 208с.
9.
Операционный (производственный) менеджмент: Учебное пособие / А.Н.
Стерлигова, А.В. Фель. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 187 с
10.
Производственный менеджмент: Учебник для студентов вузов обуч. по спец. и
направленииям; Рец.: А.О. Блинов, М-во образования РФ.-СПб.: Питер, 2019.-
234с.
11.
Производственный менеджмент: учебное пособие / Э. М. Гайнутдинов, Л. И.
Поддерегина. – Минск: Вышэйшая школа, 2021. – 319 с.
12.
Самойлович, В. Г. Организация производства и менеджмента: учебник / В. Г.
Самойлович. – Москва: Академия, 2019. – 335 с.
13.
Фатхудинов, Р. А. Производственный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов.
– Санкт–Петербург: Лидер, 2021. – 494 с.
14.
Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на
предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
– 600 с.
15.
Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля,
проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. –718с.
2 часть
Задание для выполнения курсового проекта
6.1. Расчет
потребности в материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях,
энергоносителях
Исходными данными потребности в материальных
ресурсах служит предполагаемый объем продаж (или выпуска продукции), а также нормативная
база потребностей в материальных ресурсах (нормы расхода материалов, энергоносителей,
действующие цены и тарифы, возвратные отходы, стоимость возвратных отходов) (Приложение
1).
Затраты по основным материалам на одно изделие
ведутся по каждому из используемых материалов, комплектующих:
,
где Нмi – норма расхода i-го материала на изделие, кг;
Цмi –
цена i-го материала за единицу, руб.;
Kм-з – коэффициент выполнения норм;
Н0i –
масса возвратных отходов, кг;
Ц0i –
цена возвратных отходов, руб.
Результаты расчета
оформить в таблице 1.
Таблица 1 – Затраты по основным материалам на одно изделие, руб.
Наименование материала |
Норма расхода |
Цена единицы |
Возвратные отходы |
Общие затраты |
||
вес |
цена ед. |
сумма |
||||
Материал М1 |
70 |
5,5 |
7 |
1,1 |
7,7 |
454,3 |
Материал М2 |
80 |
3 |
7 |
0,5 |
3,5 |
284,5 |
Комплектующие |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
190,0 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
928,8 |
Sm1
= 70*5,5*1,1 – 7*1,1 = 454,3 руб.
Sm2 = 80*3,0*1,1 – 7*0,5 = 190,0 руб.
Затраты по основным материалам на одно изделие
составили 928,8 руб.
Расчет
потребности в других составляющих материальных ресурсов представить в таблице
2.
Таблица 2 – Потребности
в материальных ресурсах на годовой выпуск, тыс. руб.
Составляющие элемента «материальные затраты» |
Удельный вес в составе
элемента «материальные затраты», % |
Сумма |
Сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты |
85 |
928,8 |
Вспомогательные материалы, запчасти для ремонта оборудования,
работы и услуги производственного характера |
5 |
54,6 |
Топливо, энергия, приобретаемые со стороны |
10 |
109,3 |
Всего материальных затрат |
100 |
1092,7 |
Определим сумму затрат на сырьё, материалы, комплектующие изделия
и покупные полуфабрикаты на годовой объём выпуска:
928,8 * 1000 / 1000 = 928,8 тыс. руб.
Рассчитаем общую сумму материальных затрат:
928,8
/ (85/100) = 1092,7 тыс. руб.
Таким образом, сумма материальных затрат на годовой выпуск составила
1092,7 тыс. руб.
Опираясь на данные аналогичных предприятий,
примем удельный вес условно–постоянных расходов в составе основных и вспомогательных
материалов равным 70%, в составе топлива и энергии – 40%.
Результаты
расчета покажите в таблице 3.
Таблица 3 – Материальные затраты на производство
продукции, тыс. руб.
Элементы затрат |
На годовой выпуск |
На единицу продукции |
||||
Сумма |
В том числе |
Сумма |
В том числе |
|||
усл.-пост. |
усл.-перем. |
усл.-пост. |
усл.-перем. |
|||
Сырье, основные материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты |
928,8 |
650,2 |
278,6 |
0,93 |
0,65 |
0,28 |
Вспомогательные материалы, запчасти для ремонта, работы
и услуги производственного характера |
54,6 |
38,2 |
16,4 |
0,05 |
0,04 |
0,02 |
Топливо, энергия, приобретаемые со стороны |
109,3 |
43,7 |
65,6 |
0,11 |
0,04 |
0,07 |
Всего материальных затрат |
1092,7 |
Х |
Х |
1,09 |
Х |
Х |
Определим условно-постоянные затраты
на годовой выпуск продукции:
на основные материалы
928,8 * 70% / 100% = 650,2 тыс. руб.
на вспомогательные материалы
54,6 * 70% / 100% = 38,2 тыс.руб.
на топливо:
109,3 * 40% / 100% = 43,7 тыс.руб.
Рассчитаем условно-переменные затраты
на годовой выпуск продукции:
на основные материалы
928,8 * 30% / 100% = 278,6 тыс. руб.
на вспомогательные материалы
54,6 * 30% / 100% = 16,4 тыс.руб.
на топливо:
109,3 * 60% / 100% = 65,6 тыс.руб.
Рассчитаем затраты на сырьё на единицу
продукции:
на основные материалы
928,8 / 1000 = 0,93 тыс. руб.
на вспомогательные материалы
54,6 / 1000 = 0,05 тыс.руб.
на топливо:
109,3, / 1000 = 0,11 тыс.руб.
Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции:
на основные материалы
0,93 * 70% / 100% = 0,65 тыс. руб.
на вспомогательные материалы
0,05 * 70% / 100% = 0,04 тыс.руб.
на топливо:
0,11 * 40% / 100% = 0,04 тыс.руб.
Определим условно-переменные затраты
на единицу продукции:
на основные материалы
0,93 * 30% / 100% = 0,28 тыс. руб.
на вспомогательные материалы
0,05 * 30% / 100% = 0,02 тыс.руб.
на топливо:
0,11 * 60% / 100% = 0,07 тыс.руб.
6.2. Определение
размера первоначальных инвестиционных издержек и суммы амортизационных
отчислений
Расчет потребности в технологическом оборудовании
ведется на основе общей трудоемкости программы выпуска продукции и режима работы
предприятия.
,
где - потребность в
оборудовании j-го вида, шт. (определяется путем округления расчетного значения
в большую сторону);
- годовая программа выпуска изделий, шт.;
t
j - трудоемкость работ,
выполняемых на j-м оборудовании, нормо-ч;
kвнj – коэффициент выполнения норм при работе на оборудовании j-го
вида;
Fэфj –
эффективный фонд времени работы оборудования j-го вида.
где Dp –
число рабочих дней в году (Dp = 260);
m – число смен работы оборудования (m
= 2);
tp – продолжительность рабочего дня (tp =
8 ч);
k потерь – плановые потери рабочего времени
на ремонт и наладку оборудования (k потерь – 7%).
Рассчитаем эффективный
фонд времени работы оборудования:
Fэф = 260 * 2 * 8 * (1-7/100)
= 3868,8 ч.
Трудоёмкость годового
выпуска:
токарного оборудования:
1000 * 5 = 5000 ч.
фрезерного оборудования:
1000 * 14 = 14000 ч.
и т.д. для всех видов
оборудования
Рассчитаем потребность
в технологическом оборудовании:
токарном: Kобj = 5000
/ (3868,8 * 1,1) = 1,175 или 2 шт
фрезерном: Kобj = 14000/(3868,8*1,1)
= 3,290 или 4 шт.
и т.д. для всех видов
оборудования
Расчет оформите в таблице
4.
Таблица 4 – Расчет потребности в технологическом оборудовании
Наименование оборудования |
Трудоем-кость годового выпуска, ч, |
Годовой фонд времени работы оборудования, ч, Fэфj |
Коэф. выполнения норм, kвн |
Количество оборудования |
|
Расчет-ное |
принятое (округлен-ное) |
||||
1 Токарное 16 Т 04А |
5000 |
3868,8 |
1,1 |
1,175 |
2 |
2 Фрезерное 6 С 12 |
14000 |
3868,8 |
1,1 |
3,290 |
4 |
3 Сверлильное 2 Н 150 |
16000 |
3868,8 |
1,1 |
3,760 |
4 |
4 Шлифовальное 3
А 100 В |
17000 |
3868,8 |
1,1 |
3,995 |
4 |
5 Сверлильное 2 М 150 |
8000 |
3868,8 |
1,1 |
1,880 |
2 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
Х |
16 |
Определите стоимость технологического оборудования,
принимая во внимание его оптовую цену (исходные данные), а также затраты на его
транспортировку (kтр = 10%), затраты на строительно-монтажные работы по подготовке
фундамента (kсм = 20%), затраты на монтаж и освоение оборудования (kм
= 12%). Данные о затратах указаны в процентах от оптовой цены оборудования.
Рассчитаем балансовую стоимость для токарного оборудования:
71800 * (1+0,10 + 0,20 +0,12) * 2 = 203912 руб.
для фрезерного оборудования
71800 * (1+0,10 + 0,20 +0,12) * 4 = 407824 руб.
и т.д. для всех видов оборудования.
Результаты
оформите в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет стоимости технологического оборудования, руб.
Наименование оборудования |
Оптовая цена единицы оборудования, руб. |
Количество оборудования, шт. |
Балансовая стоимость оборудования, руб. |
1 Токарное 16 Т 04А |
71800 |
2 |
203912 |
2 Фрезерное 6 С 12 |
71800 |
4 |
407824 |
3 Сверлильное 2 Н 150 |
71800 |
4 |
407824 |
4 Шлифовальное 3
А 100 В |
71800 |
4 |
407824 |
5 Сверлильное 2 М 150 |
98700 |
2 |
280308 |
Сборочное место |
12300 |
1 |
17466 |
Итого: |
|
17 |
1725158 |
Общая
стоимость технологического оборудования составила 1725,2 тыс. руб.
Расчет годовой стоимость амортизационных
отчислений выполняется на основании первоначальной стоимости (балансовой) и норм
амортизационных отчислений (Приложение 2) и сводится в таблице 6.
где А – ежегодные амортизационные отчисления,
руб.;
ОПФперв. – первоначальная (балансовая) стоимость
основных производственный фондов, руб.;
На
– норма амортизации, %.
Таблица 6 – Расчет годовой суммы амортизационных
отчислений, руб.
Наименование элементов основных средств |
Первоначальная стоимость, руб. |
Годовая норма амортизации, % |
Годовая сумма амортизационных отчислений, руб. |
1 Токарное 16 Т 04А |
203912 |
18 |
36704,2 |
2 Фрезерное 6 С 12 |
407824 |
18 |
73408,3 |
3 Сверлильное 2 Н 150 |
407824 |
18 |
73408,3 |
4 Шлифовальное 3
А 100 В |
407824 |
18 |
73408,3 |
5 Сверлильное 2 М 150 |
280308 |
18 |
50455,4 |
Сборное место |
17466 |
18 |
3143,9 |
Всего: |
1725158 |
Х |
310528,4 |
Расчёт стоимости первоначальных отчислений выполняется на основании
первоначальной стоимости по соответствующему элементу основных средств и норм амортизационных
отчислений.
Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений на токарное
оборудование:
203912 * 0,18 = 36704,2 руб.
Общая сумма амортизационных отчислений составила 310,5 тыс. руб.
6.3. Расчет
потребности в трудовых ресурсах и средствах на оплату труда
Оценивается предполагаемая потребность в
трудовых ресурсах с разделением по категориям промышленно-производственного персонала
(рабочие, специалисты, служащие, руководители, прочие). В результате выполнения
данного раздела Вы получите сумму ежегодных расходов на трудовые ресурсы. Расчет
потребности в персонале начинается с расчета численности рабочих на нормируемых
работах. Если программа производства N задана на год, фонд времени одного рабочего при 40-часовой рабочей
неделе, продолжительности отпуска в 24 дня составляет 1780 ч (Fэф), сложившийся показатель выполнения норм
(kвн), трудоемкость работ, нормо-ч. (t), численность рабочих (Чр) :
Необходимо
определить численность по каждой из специальностей и заполнить таблице 7.
Таблица 7 – Расчет численности основных рабочих
Вид работ |
Трудоемкость единицы продукции |
Программа выпуска |
Коэффициент выполнения норм |
Численность рабочих |
1 Токарное 16 Т 04А |
5 |
1000 |
1,1 |
3 |
2 Фрезерное 6 С 12 |
14 |
1000 |
1,1 |
8 |
3 Сверлильное 2 Н 150 |
16 |
1000 |
1,1 |
9 |
4 Шлифовальное 3
А 100 В |
17 |
1000 |
1,1 |
9 |
5 Сверлильное 2 М 150 |
8 |
1000 |
1,1 |
5 |
Итого: |
|
|
|
34 |
Рассчитаем общую численность
персонала, зная численность основных рабочих и их удельный вес в структуре
персонала:
34 * 100 / 75 = 46 чел.
Рассчитаем численность рабочих, в структуре персонала, зная их
удельный вес:
46 * 0,85 = 39 чел.
и т.д. для всех рабочих
Структура
персонала предприятий аналогичного профиля приведена в приложении 3. В таблице
8 оформите результаты расчета численности персонала предприятия.
Таблица 8 – Структура персонала предприятия
Категории персонала |
Численность |
Удельный вес, % |
1. Рабочие всего |
39 |
85 |
в том числе: |
|
|
- основные |
34 |
75 |
- вспомогательные |
5 |
10 |
2. Руководители |
2 |
4 |
3. Специалисты |
2 |
5 |
4. Служащие |
2 |
4 |
5. Прочий персонал |
1 |
2 |
Всего: |
46 |
100 |
Расход на оплату труда персонала начните
с оплаты производственных (основных) рабочих, учитывая технологическую трудоемкость
(tшт), разряд работ, тарифную ставку, необходимые доплаты, надбавки.
Основная заработная плата производственных
рабочих-сдельщиков на i-й операции (Зсдi):
Зсдi = N х tштi х kтi х Cт1 ,
где N – количество изделий, шт.;
tштi – норма времени на i-й операции;
kтi -
тарифный коэффициент, соответствующий разряду на i-й операции;
Cт1 – часовая тарифная ставка 1-ого разряда
(Cт1
=
290 руб.)
Повторите расчет по всем операциям.
Рассчитаем годовую оплату труда по сдельным расценкам:
для токарей
1000 * 5 * 1,56 * 290
= 2262000 руб.
для фрезеровщиков:
1000 * 14 * 1,22 * 290
= 4953200 руб.
для сверлильщиков:
1000 * 16 * 1,56 * 290
= 7238400 руб.
для шлифовщиков:
1000 * 17 * 1,56 * 290
= 7690800 руб.
для сверлильщиков:
1000 * 14 * 1,82 * 290
= 7389200 руб.
Общая сумма оплаты труда сдельщиков составила 29533,6 тыс. руб.
Структура
фонда оплаты труда персонала предприятия аналогичного профиля приведена в
приложении 3. В таблице 9 оформите результаты расчета фонда заработной платы
персонала предприятия.
Таблица 9 – Фонд заработной платы персонала предприятия, руб.
Категории персонала |
Основная заработная плата |
Премия, 25% |
Всего оплата труда |
Удельный вес в ФОТ, % |
1. Рабочие |
33008141,2 |
8252035,3 |
41260176,5 |
76 |
- основные производственные, |
29533600,0 |
7383400,0 |
36917000,0 |
68 |
- вспомогательные |
3474541,2 |
868635,3 |
4343176,5 |
8 |
2. Руководители |
4343176,5 |
1085794,1 |
5428970,6 |
10 |
3. Специалисты |
4343176,5 |
1085794,1 |
5428970,6 |
10 |
4. Служащие |
1302952,9 |
325738,2 |
1628691,2 |
3 |
5. Прочие |
434317,6 |
108579,4 |
542897,1 |
1 |
Всего: |
43431764,7 |
10857941,2 |
54289705,9 |
100 |
Рассчитаем премию основных производственных рабочих
29533600 * 25% / 100% = 783400 руб.
Всего оплата производственных рабочих
29533600 + 783400 = 36917000 руб.
Зная фонд оплаты труда основных рабочих, рассчитаем общий фонд
оплаты труда персонала:
36917000 *100% / 68% = 54289705,9 руб.
Теперь вычислим заработную
плату по ставкам и окладам у вспомогательных рабочих и специалистов:
54289705,9 * 8% /
100% = 4343176,5 руб.
и т.д. для остальных
рабочих
основная заработная плата:
4343176,5 / 1,25 = 3474541,2 руб.
премия
3474541,2 * 25 % /100%
= 868635,3 руб.
Общий ФОТ составил 54289,7 тыс. руб.
6.4. Расчет
текущих издержек на производство и реализацию продукции
Данные о текущих
затратах на производство и реализацию продукции по результатам ранее
выполненных разделов оформите в таблице 10.
Таблица 10 – Затраты на производство продукции (в расчете на
годовой выпуск), тыс. руб.
Элементы затрат |
Сумма |
Удельный вес, % |
1. Материальные затраты |
1092,7 |
1,43 |
2. Оплата труда |
54289,7 |
71,28 |
3. Отчисления на социальные нужды (30% от оплаты
труда) |
16286,9 |
21,38 |
4. Амортизация |
|
|
5. Прочие затраты |
310,5 |
0,41 |
Итого текущие затраты на производство: |
4189,3 |
5,50 |
Материальные затраты были рассчитаны в таблице
3, фонд оплаты труда – в таблице 9, амортизация – в таблице 6, прочие затраты принимаем
на уровне 5,5% от общей суммы затрат на производство.
И тогда сумма 1 -
4 строк даёт 94,5% общей суммы текущих затрат на производство.
Рассчитаем текущие
затраты на производство:
71979,9 *100% / 94,5%
= 76169,2 тыс.руб.
Рассчитаем прочие
затраты:
76169,2 * 0,055 =
4189,3 тыс.руб.
Текущие затраты на производство составили 76169,2 тыс.
руб.
6.5. Расчет
потребности в оборотных средствах
Расчет потребности в оборотных средствах
требует точных данных об условиях поставки материалов, организации расчетов с поставщиками,
нормах запаса и множества других данных.
Потребность в оборотных средствах для создания
запасов определим по нормативу производственных запасов:
Нпз = Qсут х (Nтз + Nпз + Nстрз) = Qсут х Nз ,
где Qсут – среднесуточное потребление
материалов, руб./сутки;
Nтз
- норма текущего запаса, дни;
Nпз
- норма подготовительного запаса,
дни;
Nстрз
- норма страхового запаса, дни;
Nз
- норма запаса, дни.
,
где ГР – годовой расход, тыс. руб.
Dp –
число рабочих дней в году (Dp = 260)
В
таблице 11 оформите результаты расчета потребности в оборотных средствах в
составе производственных запасов.
Таблица 11 – Расчет потребности в оборотных средствах в составе
производственных запасов, тыс. руб.
Наименование составляющих в составе запасов |
Годовой расход |
Среднесуточный расход |
Норма запаса |
Потребность |
1. Основные материалы |
928,8 |
3,57 |
30 |
107,2 |
2. Вспомогательные материалы |
54,6 |
0,21 |
60 |
12,6 |
3. Топливо, энергия со стороны |
109,3 |
0,42 |
60 |
25,2 |
Итого: |
1092,7 |
4,20 |
|
145,0 |
Среднесуточный расход рассчитываем делением годового расхода
на 260 дней.
Основные материалы:
928,8 / 260 = 3,57 тыс.руб.
вспомогательные материалы:
54,6 / 260 = 0,21 тыс.руб.
топливо, энергия:
109,3 / 260 = 0,42 тыс.руб.
Рассчитаем потребность в запасах основных материалов:
3,57 * 30 = 107,2 тыс.руб.
во вспомогательных материалах:
0,21 * 60 = 12,6 тыс.руб.
в топливе и энергии:
0,42 * 60 = 252 тыс.руб.
Потребность в оборотных
средствах в составе производственных запасов составила 145,0 тыс. руб.
Годовой расход на основные, вспомогательные
материалы, топливо, энергию со стороны был рассчитан в таблице 3.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб) показывает,
сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (год).
,
где РП – объем реализованной продукции за период, тыс. руб.
ОСн – нормативный остаток оборотных средств за период, тыс. руб.
РП = Цед. х N,
где Цед. – цена изделия, руб.
N – годовая программа производства, шт.
РП = 130285,31 * 2000 = 260570620,67 руб. или 260570,62 тыс.
руб.
Для определения оптовой цены изделия (Цед.) к полной себестоимости
единицы продукции следует прибавить сумму
прибыли (40% от полной себестоимости).
Цед. = Сед. + 0,4 х Сед.,
где Сед. – себестоимости единицы продукции, руб.
Сед. = 76169155,5 / 1000 = 76169,2 руб.
Цед. = 76169,2 + 0,4 * 76169,2 = 106636,8 руб.
Продолжительность одного оборота (Д):
,
где
Т – длительность периода, дни (Т=360)
Если известна оборачиваемость оборотных
средств в днях и объем реализованной продукции за период, то можно определить средний
остаток оборотных средств за период.
Считаем, что продолжительность оборота по составляющим оборотных
средств:
- производственные запасы 10
дней
- незавершенное производство 45
дней
- расходы будущих периодов 10
дней
- готовая продукция на складах 10 дней
- дебиторская задолженность 30
дней
Резерв денежных средств (в виде наличности в кассе или на банковских
счетах) может достигать 5 % от оборотного капитала.
Оформите
результаты расчета потребности в оборотных средствах в таблице 12.
Таблица 12 -Расчет потребности в оборотных средствах, тыс. руб.
Составляющие оборотных средств |
Потребность |
1. Производственные запасы |
145,0 |
2. Незавершенное производство |
9521,1 |
3. Расходы будущих периодов |
2115,8 |
4. Готовая продукция на складах |
2115,8 |
5. Дебиторская задолженность |
8886,4 |
6. Денежные средства |
1199,2 |
Итого: |
23983,3 |
Производственные запасы берём из таблицы 11 в итого потребности.
Следует учесть, что для расчёта потребности в средствах для производственных
запасов, незавершённого производства, расходов будущих периодов, готовой продукции
объём продукции учитывают по себестоимости, для определения размера дебиторской
задолженности – по выручке от реализации в оптовых ценах предприятия.
Незавершённое производство:
76169,2 / 360 * 45 = 9521,1 тыс.руб.
расходы будущих периодов и готовая продукция на складах:
76169,2 / 360 * 10 = 2115,8 тыс.руб.
и т.д. для всех составляющих
дебиторской задолженности
106636,8 / 360 * 30 = 8886,4 тыс. руб.
общая потребность
(145,0 + 9521,1 + 2115,8 + 2115,8 + 8886,4) / 0,95 = 22784,2 / 0,95 = 23983,3 тыс. руб.
денежные средства
23983,3 * 0,05 = 1199,2 тыс. руб.
Оборотные средства составили 23983,3 тыс. руб.
6.6. Основные
технико-экономические показатели работы предприятия
Выручка от реализации рассчитывается
без учета косвенных налогов.
Таблица 13 – Отчет о чистых доходах
Показатели |
Полная мощность |
1. Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов |
106636,8 |
2. Себестоимость реализованной продукции |
76169,2 |
3. Прибыль от реализации (строка 1- строка 2) |
30467,7 |
4. Налог на прибыль (20% от строки 3) |
6093,5 |
5. Чистая прибыль (строка
3 – строка 4) |
24374,1 |
Таким образом, выручка от реализации продукции составит 106636,8
тыс. руб., а себестоимость 76169,2 тыс. руб. Чистая прибыль составит 24374,1 руб.
Рассчитайте основные
технико-экономические показатели по проектируемому предприятию и сведите в таблице
14, дополнив всеми необходимыми формулами и расчетами.
Таблица 14 – Основные технико-экономические показатели
Показатели, ед. измерения |
Величина показателя |
1. Годовой объем реализации продукции, шт. |
1000 |
2. Годовой объем реализации продукции в стоимостном измерении,
тыс. руб. |
106636,8 |
3. Объем реализации за расчетный период, шт. |
5000 |
4. Объем реализации за расчетный период в стоимостном измерении,
тыс. руб. |
533184,1 |
5. Себестоимость единицы продукции, руб. |
76169,2 |
6. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
тыс. руб. |
1725,2 |
7. Ежегодные амортизационные отчисления, тыс. руб. |
310,5 |
8. Фондоотдача основных производственных фондов |
61,81 |
9. Фондоемкость |
0,016 |
10. Фондовооруженность |
37,50 |
11. Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб. |
23983,33 |
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,446 |
13. Период оборота оборотных средств, дни |
80,97 |
14. Материалоемкость |
0,010 |
15. Материалоотдача |
97,59 |
16. Среднесписочная численность ППП, чел. В том числе: |
46 |
- основные рабочие |
34 |
- вспомогательные рабочие |
5 |
- руководители |
2 |
- специалисты |
2 |
- служащие |
2 |
- прочий персонал |
34 |
17. Фонд оплаты труда персонала, тыс. руб. |
70576,6 |
18. Выработка на одного работающего
на одного рабочего |
2318,2 2734,3 |
19. Затраты на производство, тыс. руб. |
76169,2 |
20. Стоимость ежегодно потребляемых в производстве сырья,
материалов, топлива, энергии, тыс. руб. |
145,0 |
21. Рентабельность производства, % |
94,81 |
22. Рентабельность продукции, % |
32,00 |
23. Рентабельность реализации, % |
28,57 |
Необходимые формулы для расчетов:
Фондоотдача основных производственных
фондов (Фо)
– величина,
отражающая стоимость продукции, приходящихся на рубль основных производственных
фондов.
,
где
ВП – объем выпущенной продукции (товарной, валовой, реализованной), тыс. руб.;
ОПФсрг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия,
тыс. руб.
Фо = 106636,8 / 1725,2 = 61,81
Фондоемкость продукции (Фе) – величина, обратная фондоотдаче. Она показывает,
какая стоимость основных производственных фондов приходится на каждый рубль выпускаемой
продукции.
Фе = 1725,2 / 106636,8 = 0,016
Фондовооруженность (Фв)
– стоимость основных производственных фондов, которая приходится на одного работающего.
,
где Чппп – численность промышленно-производственного персонала,
чел.
Фв = 1725,2 / 46 = 37,50
Материалоемкость продукции (Ме) – рассчитывается
отношением материальных затрат к стоимости выпущенной продукции. Она показывает,
сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство
единицы продукции.
,
где МЗ - материальные затраты за период, тыс. руб.
ВП – объем выпущенной
продукции, тыс. руб.;
Ме = 1092,7 / 106636,8 = 0,010
Материалоотдача (Мо) – этот показатель, обратный показателю материалоемкости,
и характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого
рубля потребленных материальных ресурсов.
Мо = 106636,8 / 1092,7 = 97,59
Выработка (В) – измеряется количеством
продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного
работника или рабочего за период времени (год, квартал, месяц). Выработка в натуральном
или стоимостном выражении определяется по формуле.
,
где ВП - объем выпущенной продукции, тыс. Руб., Чппп -
численность промышленно-производственного персонала, чел.
В = 106636,8 / 46 = 2318,2 тыс. руб. / чел.
Рентабельность (R) — относительный показатель, отражающий уровень доходности
использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов. Рассчитывается
как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Выражается в процентах
или в прибыли на единицу вложенных средств.
Рентабельность производства (Rпр.) – отношение балансовой прибыли (БП) к сумме среднегодовой
стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), показывает,
какую величину прибыли получает предприятие с материальных активов.
Rпр = 24374,1 / (1725,2 + 23983,3) *100 = 94,81%
Рентабельность продукции (Rпрод.) – отношение балансовой прибыли (БП) к затратам на производство
продукции (З), показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат.
Rпрод = 24374,1 / 76169,2 *100 = 32,00%
Рентабельность продаж (Rпродаж) – отношение прибыли от реализации (ПР) к реализованной
продукции (РП), показывает, какая доля прибыли содержится в каждой единице продукции
и в общей выручке (то есть характеризует величину прибыли, полученную от реализации
продукции).
Rпрод = 30467,7 / 106636,8 *100 = 28,57%.
Данные таблицы показывают на эффективность
проектируемого предприятия.
Приложение 1
Исходные
данные для выполнения работы
Вариант задания выбирается по последней
цифре номера зачетной книжки студента или лично выдается преподавателем.
Показатели |
Данные по вариантам |
4 |
|
Годовой объем выпуска (шт.) |
1000 |
Длительность расчетного периода (лет) |
6 |
Данные о материалах |
|
Материал М1: норма расхода, кг; цена за 1 кг, руб. возвратные отходы, кг; цена за 1 кг, руб. |
70 5,5 7,0 1,1 |
Материал М2: норма расхода, кг; цена за 1 кг, руб. возвратные отходы, кг; цена за 1 кг, руб. |
80 3,0 7,0 0,5 |
Комплектующие изделия на сумму, руб. |
180 |
Технологический процесс изготовления изделия: |
|
1-я операция; 2-я операция, 3-я операция, 4-я операция, 5-я операция. |
Т4 Ф4 С4 Ш4 С6 |
Трудоемкость работ, нормо-ч. (числитель) и разряд работ
по операциям (знаменатель): |
|
1-я операция; 2-я операция, 3-я операция, 4-я операция, 5-я операция. |
5/5 14/3 16/5 17/5 8/6 |
Средний коэффициент выполнения норм |
1,1 |
Виды и стоимость оборудования
Виды оборудования |
Стоимость, руб. |
Площадь, занимаемая оборудованием |
||
Т4 |
Токарное
1А 625 |
71800 |
3,91х1,2 |
|
Ф4 |
Токарное
1А 625 |
71800 |
3,91х1,2 |
|
С4 |
Токарное
1А 625 |
71800 |
3,91х1,2 |
|
Ш4 |
Токарное
1А 625 |
71800 |
3,91х1,2 |
|
С6 |
Сверлильное 2 М 150 |
98700 |
2,6х2,26 |
|
|
Сборочное место |
12300 |
2,2х3,2 |
|
Приложение 2
Годовые нормы амортизационных отчислений
Категории имущества, подлежащего амортизации |
Норма амортизации, % |
1. Здания, сооружения и их структурные компоненты |
6 |
2. Легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт, конторское
оборудование, мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки
данных |
30 |
3. Технологическое, энергетическое, транспортное оборудование и материальные активы, включенные
в первую и вторую категории |
18 |
4. Нематериальные активы |
Исходя из срока службы |
Приложение 3
Структура персонала предприятия
Категории персонала предприятия |
Удельный вес в численности промышленно-производственного
персонала, % |
Удельный вес в фонде оплаты труда, % |
1. Рабочие всего |
85 |
76 |
в том числе: |
|
|
- основные |
75 |
68 |
- вспомогательные |
10 |
8 |
2. Руководители |
4 |
10 |
3. Специалисты |
5 |
10 |
4. Служащие |
4 |
3 |
5. Прочий персонал |
2 |
1 |
Всего: |
100 |
100 |
Приложение 4
Тарифная сетка
Разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,1 |
1,22 |
1,36 |
1,56 |
1,82 |
2,02 |
2,22 |