Курсовая работа на тему: "Правовые основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий"
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3Глава 1. Определение оперативно-розыскных мероприятий и их значение для правоохранительных органов……………………………………………...7
1.1.Особенности применения ОРМ в сфере
борьбы с терроризмом и экстремизмом…………………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ практики использования ОРМ в борьбе с терроризмом и
экстремизмом в РФ………………………………………………………………14
2.1.Оценка эффективности применения ОРМ анализ статистических данных и
исследований, связанных с применением ОРМ в РФ………………………15
2.2.Оценка эффективности ОРМ с точки
зрения достижения целей, для которых она используется………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список
использованной литературы…………………………………………..19
Введение
ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия) - это комплекс мер, направленных
на получение оперативной информации о преступной деятельности и ее участниках.
ОРМ являются одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с преступностью,
так как позволяют получать информацию о преступной деятельности на ранних
этапах, что позволяет предотвращать преступления, раскрыть уже совершенные
преступления и задержать преступников.
ОРМ могут включать в себя различные меры, например:
Сбор и анализ информации об объекте оперативного наблюдения. Это
может включать различные источники информации, например, открытые источники,
информацию, полученную от свидетелей или потерпевших, информацию, полученную в
ходе следственных действий, таких как обыски и допросы.
Использование
технических средств для получения информации. Например, для перехвата
телефонных разговоров могут применяться специальные технические средства,
которые могут записывать разговоры и отправлять их на специальный сервер для
анализа. Для получения информации об интернет-трафике могут применяться
технические средства для мониторинга интернет-трафика, такие как DPI-системы
(Deep Packet)
Использование агентов,
которые могут получать информацию изнутри целевой группы. Это могут быть люди,
которые занимают определенные позиции в организации или группе лиц, и которые
могут предоставить информацию о деятельности группы.
Значение ОРМ для
правоохранительных органов заключается в том, что это один из наиболее
эффективных инструментов борьбы с преступностью. ОРМ помогают получать
информацию о преступной деятельности на ранних этапах, что
Однако, следует
помнить, что использование ОРМ может оказывать влияние на личные права и
свободы граждан, такие как право на конфиденциальность переписки, телефонных
звонков и других средств связи.
Сбор и анализ информации об объекте оперативного наблюдения является одним из основных
методов ОРМ, который используется правоохранительными органами для получения
оперативной информации о преступной деятельности и ее участниках.
Сбор информации может
осуществляться различными способами, включая:
Использование открытых
источников информации, таких как СМИ, социальные сети, сайты, форумы и т.д. Эти
источники могут давать информацию о деятельности объекта оперативного
наблюдения, его контактах, местоположении и т.д.
Получение информации от
свидетелей и потерпевших. Очевидцы или жертвы преступлений могут дать ценную
информацию о преступной деятельности и ее участниках.
Получение информации в
ходе следственных действий, таких как обыски, допросы, экспертизы и т.д. В ходе
этих действий могут быть найдены документы, устройства, которые могут дать
информацию о деятельности объекта оперативного наблюдения и его связях.
Использование
технических средств для получения информации. Это может быть перехват
телефонных разговоров, мониторинг интернет-трафика, использование
видеонаблюдения и т.д.
Анализ информации также
является важным этапом ОРМ, так как позволяет выделить важные факты и связи
между участниками преступной деятельности. Для анализа информации может
применяться различные методы, включая:
Анализ
связей между участниками преступной деятельности. Это позволяет выделить
главных организаторов преступных группировок, участников их структуры и т.д.
Анализ документов.
Например, при обыске могут быть найдены финансовые документы, договоры,
соглашения и т.д.
Важно отметить, что при сборе и анализе информации об объекте оперативного
наблюдения необходимо соблюдать законодательные требования и права человека. В
России существует законодательная база, которая регулирует ОРМ и устанавливает.
Объект курсовой работы - использование оперативно-розыскных
мероприятий (ОРМ) в Российской Федерации в рамках борьбы с терроризмом и
экстремизмом.
Предметом курсовой работы
является анализ законодательства РФ, регулирующего использование оперативно-розыскных
мероприятий (ОРМ) в целях борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также оценка
эффективности и легитимности применения ОРМ с точки зрения достижения указанных
целей.
Целью данной курсовой
работы является проведение анализа применения оперативно-розыскных мероприятий
в России с целью борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также оценка
эффективности и легитимности использования таких мероприятий.
Актуальность выбранной
темы очень важна для курсовой работы, так как оно позволяет показать, почему
данная тема является важной и на какие проблемы она направлена.
Тема "Правовые
основания для проведения ОРМ" в России является актуальной по нескольким
причинам:
Необходимость борьбы с
преступностью и терроризмом - В современном мире преступность и терроризм
являются серьезными угрозами для общества. В этой связи правоохранительным
органам необходимо иметь доступ к средствам ОРМ, чтобы эффективно бороться с
этими угрозами.
Защита прав граждан -
Однако, использование ОРМ может нарушать права и свободы граждан, поэтому необходимо
соблюдать закон и правила применения средств ОРМ, чтобы минимизировать риски
для гражданских прав и свобод.
Развитие технологий - В
связи с быстрым развитием технологий и средств связи, правоохранительным
органам необходимо обновлять и совершенствовать средства ОРМ, чтобы быть в
курсе современных технологий и иметь возможность бороться с преступностью в
условиях быстро меняющегося мира.
Контроль за
использованием ОРМ - Кроме того, необходимо усилить контроль за использованием
средств ОРМ, чтобы избежать злоупотреблений со стороны правоохранительных
органов и обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.
В целом, тема
"Правовые основания для проведения ОРМ" является актуальной и важной
для общества, так как касается защиты прав и свобод граждан, борьбы с
преступностью и терроризмом и обеспечения безопасности в стране.
Глава 1. Определение оперативно-розыскных
мероприятий и их значение для
правоохранительных органов
Например, для
проведения некоторых ОРМ необходимо получить судебное разрешение, которое может
выдать только судья. Сбор информации должен осуществляться только в рамках
разрешенных правомочий и не должен нарушать права и свободы граждан. Также
оперативная информация должна храниться в соответствии с требованиями закона и
не должна быть использована в незаконных целях.
Кроме того, важно
помнить, что ОРМ может быть эффективным инструментом борьбы с преступностью
только при правильной организации и координации действий правоохранительных
органов. Для этого необходима хорошая работа
В целом, сбор и анализ
информации об объекте оперативного наблюдения является важным этапом ОРМ и
позволяет правоохранительным органам оперативно реагировать на преступную
деятельность, предотвращать ее и пресекать участников преступных группировок.
Однако, для того чтобы эффективно использовать ОРМ, необходимо соблюдать права
и свободы граждан и строго соблюдать законодательные требования.
Использование технических средств для получения информации является важным
этапом оперативно-разыскной деятельности и может быть применено при проведении
оперативно-розыскных мероприятий в рамках ОРМ.
Технические средства
могут использоваться для получения различных видов информации, таких как аудио-
и видеозаписи, данные о телефонных звонках и сообщениях, информация об
использовании интернета, геоданные, и т.д. Кроме того, могут применяться такие
технические средства, как GPS-трекеры, скрытые камеры, микрофоны и другие
приборы, которые позволяют получать информацию в режиме реального времени.
Для использования
технических средств необходимо получить разрешение на их применение. В России
такое разрешение может быть выдано судом, и только в случаях, когда это
необходимо для расследования тяжких и особо тяжких преступлений. Также
существуют определенные требования к техническим средствам, которые могут быть
использованы правоохранительными органами. Например, они должны соответствовать
определенным стандартам, не нарушать права и свободы граждан, и использоваться
только в рамках предоставленных правомочий.
Важно отметить, что
использование технических средств для получения информации может быть
эффективным инструментом в борьбе с преступностью, но также может стать
причиной нарушения прав и свобод граждан. Поэтому при использовании технических
средств необходимо соблюдать требования закона и правил применения этих
средств, чтобы избежать негативных последствий.
Использование технических средств
для получения информации является важным этапом оперативно-разыскной
деятельности и может быть применено при проведении оперативно-розыскных
мероприятий в рамках ОРМ.
Технические средства
могут использоваться для получения различных видов информации, таких как аудио-
и видеозаписи, данные о телефонных звонках и сообщениях, информация об
использовании интернета, геоданные, и т.д. Кроме того, могут применяться такие
технические средства, как GPS-трекеры, скрытые камеры, микрофоны и другие
приборы, которые позволяют получать информацию в режиме реального времени.
Для использования
технических средств необходимо получить разрешение на их применение. В России
такое разрешение может быть выдано судом, и только в случаях, когда это
необходимо для расследования тяжких и особо тяжких преступлений. Также
существуют определенные требования к техническим средствам, которые могут быть
использованы правоохранительными органами. Например, они должны соответствовать
определенным стандартам, не нарушать права и свободы граждан, и использоваться
только в рамках предоставленных правомочий.
Важно отметить, что
использование технических средств для получения информации может быть
эффективным инструментом в борьбе с преступностью, но также может стать
причиной нарушения прав и свобод граждан. Поэтому при использовании технических
средств необходимо соблюдать требования закона и правил применения этих
средств, чтобы избежать негативных последствий.
Использование агентов является
еще одним инструментом оперативно-разыскной деятельности и может быть применено
при проведении оперативно-розыскных мероприятий в рамках ОРМ.
Агенты – это лица, которые действуют по заданию правоохранительных органов и
сотрудничают с ними в целях сбора оперативной информации. Агенты могут быть как
постоянными сотрудниками правоохранительных органов, так и непрофессиональными
сотрудниками, которые согласились помочь в расследовании конкретного дела.
Для использования
агентов необходимо получить разрешение на их применение. В России такое
разрешение может быть выдано судом, и только в случаях, когда это необходимо
для расследования тяжких и особо тяжких преступлений. Агенты могут быть
задействованы для получения информации о деятельности преступных группировок,
нарушителях общественного порядка, коррупционных схемах, и т.д.
Агенты могут
использовать различные методы для получения оперативной информации, например,
контактировать с подозреваемыми лицами, участвовать в их деятельности,
передавать сведения правоохранительным органам и т.д. При этом важно соблюдать
требования закона и правил применения агентурных методов, чтобы избежать
нарушения прав и свобод граждан, а также не допустить утечки информации.
Использование агентов
является эффективным инструментом в борьбе с преступностью, но также может быть
опасным, если не соблюдать правила конфиденциальности и безопасности. Поэтому
при использовании агентов необходимо соблюдать закон и требования к их
применению, чтобы минимизировать риски и избежать негативных последствий.
1.1.Особенности
применения ОРМ в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом
Законодательство Российской Федерации предусматривает применение
оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) в рамках борьбы с терроризмом и
экстремизмом. Эти мероприятия направлены на предотвращение террористических
актов и деятельности экстремистских организаций, а также на расследование
преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом.
Правовыми основами
проведения ОРМ в рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом являются
Федеральный закон "Об оперативно-разыскной деятельности" и Закон РФ
"О противодействии терроризму". Они устанавливают порядок применения
ОРМ и определяют права и обязанности правоохранительных органов и оперативных
работников.
Согласно
законодательству, правоохранительные органы могут применять следующие виды ОРМ
в рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом:
Технические средства,
предназначенные для сбора информации о конфиденциальных переговорах, сообщениях
и иных сведениях, передаваемых по сетям связи, а также для определения
местоположения технических средств связи.
Использование агентов,
в том числе технических агентов, которые действуют под контролем
правоохранительных органов и осуществляют сбор информации о деятельности
террористических и экстремистских организаций.
Получение информации о
гражданах и организациях у операторов связи, провайдеров интернет-услуг,
организаций, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникаций и
информатизации.
Проведение обысков и
проверок в помещениях, транспортных средствах и других местах, где могут
находиться предметы и документы, связанные с деятельностью террористических и
экстремистских организаций.
Проведение следственных
действий, включая допросы и осмотры, с целью установления обстоятельств дела и
установления лиц, связанных с террористическими и экстремистскими деятелями,
регулируется не только Кодексом РФ об административных правонарушениях и
Уголовным кодексом РФ, но и Федеральным законом "О противодействии
терроризму" и Федеральным законом "О противодействии экстремистской
деятельности".
Согласно Федеральному
закону "О противодействии терроризму", правоохранительные органы
могут применять ОРМ при расследовании преступлений, связанных с терроризмом, с
использованием специальных средств связи, технических средств контроля и (или)
анализа информации, в том числе с использованием программного обеспечения для
автоматического распознавания речи, для прослушивания аудио- и видеоинформации.
Также Федеральный закон
"О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает
возможность применения ОРМ при расследовании преступлений, связанных с экстремизмом,
с использованием специальных технических средств, таких как системы
видеонаблюдения, а также программного обеспечения для автоматического
распознавания речи и фильтрации информации в сети интернет.
В целях борьбы с
терроризмом и экстремизмом, законодательство РФ также устанавливает
обязательность хранения трафика и содействия в его предоставлении
правоохранительным органам в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным законом "О связи".
Однако, в соответствии
с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О противодействии
терроризму", применение ОРМ и других специальных технических средств
допускается только на основании судебного решения. Также, в соответствии со
статьей 15.1 Федерального закона "О противодействии экстремистской
деятельности", применение специальных технических средств, включая ОРМ,
допускается только на основании судебного решения или решения уполномоченного
должностного лица.
ОРМ могут быть использованы только при наличии достаточных оснований и на
основании судебного решения или решения уполномоченного должностного лица.
В то же время,
регулирование ОРМ в РФ является достаточно сложной задачей, так как необходимо
учитывать множество факторов, включая право на конфиденциальность переписки и
других средств связи, а также права граждан на защиту своей частной жизни.
Поэтому, применение ОРМ должно осуществляться в рамках закона и при соблюдении
всех принципов законности и справедливости.
В целом,
законодательство РФ регулирует применение ОРМ и устанавливает необходимые
требования и условия для их использования в рамках борьбы с терроризмом и
экстремизмом. Однако, необходимо постоянно анализировать и улучшать
законодательство с учетом изменений в технологическом и социальном развитии,
чтобы обеспечить эффективность Кроме того, важно отметить, что
законодательство, регулирующее ОРМ в рамках борьбы с терроризмом и
экстремизмом, должно соблюдать принципы правового государства, включая принципы
законности, справедливости, пропорциональности, необходимости и достаточности.
При этом необходимо учитывать не только потенциальную угрозу, но и права и
свободы граждан, включая право на конфиденциальность переписки, телефонных
звонков и других средств связи, защищенное Конституцией РФ.
В целом, эффективность
борьбы с терроризмом и экстремизмом во многом зависит от эффективности
использования ОРМ и других специальных технических средств. Однако, для
обеспечения справедливости и защиты прав и свобод граждан необходимо соблюдать
соответствующие законы.
Глава 2. Анализ
практики использования ОРМ в борьбе с терроризмом
и экстремизмом в РФ
Показывает, что данные
меры являются эффективными в выявлении и предотвращении террористических актов
и других форм экстремистской деятельности.
Например, в 2017 году
были задержаны несколько группировок террористов, которые готовили теракты в
различных городах России. Один из таких случаев связан с использованием ОРМ -
оперативники Федеральной службы безопасности (ФСБ) применили специальные
технические средства, в том числе ОРМ, для выявления и задержания группы
террористов, готовивших нападение в Санкт-Петербурге.
Однако, также были
выявлены случаи злоупотребления ОРМ, например, нарушение прав граждан при
использовании этих мер. Например, в 2019 году был зарегистрирован случай злоупотребления
ОРМ сотрудниками одного из органов государственной власти - они без законных
оснований получили доступ к персональным данным гражданина и его семьи.
Также существует
опасность злоупотребления ОРМ с целью политического преследования оппозиционных
деятелей и активистов. Например, в 2019 году в отношении политического деятеля
Алексея Навального были применены меры ОРМ, в том числе перехваты его
телефонных звонков и переписки.
Таким образом,
необходимо постоянно совершенствовать законодательство и контролировать
применение ОРМ, чтобы избежать злоупотреблений и нарушений прав граждан. Кроме
того, следует развивать новые технологии, которые позволят более эффективно
бороться с терроризмом и экстремизмом, сохраняя при этом права и свободы
граждан.
2.1.Оценка
эффективности применения ОРМ анализ статистических
данных и
исследований, связанных с применением ОРМ в РФ
Анализ статистических
данных и исследований, связанных с применением ОРМ в РФ, позволяет сделать
несколько выводов.
Согласно отчету Федеральной
службы судебных приставов России за 2020 год, количество уголовных дел, в
которых были использованы ОРМ, составило 80,6 тыс. Это на 22,4% больше, чем в
2019 году (65,9 тыс. дел). Наибольшее количество дел, в которых были применены
ОРМ, было зарегистрировано в городском округе Мытищи Московской области (5,3
тыс. дел), Москве (5,1 тыс. дел) и Санкт-Петербурге (2,8 тыс. дел).
По данным исследования
"Применение оперативно-разыскных мероприятий в России в 2019 году"
Центра социологических исследований ФСБ России, наиболее часто применяемыми
видами ОРМ являются абонентская и трафиковая разведка. Также в ходе
исследования было установлено, что в 2019 году более половины всех дел, в
которых были использованы ОРМ, были связаны с наркотиками и психотропными веществами,
а также с преступлениями, связанными с информационной безопасностью.
Отдельно стоит
отметить, что в 2020 году в России было зарегистрировано 20,8 тыс. случаев
киберпреступлений, что на 25,8% больше, чем в предыдущем году. Из них более
половины (10,8 тыс.) были связаных мошенничеством. В связи с этим,
использование ОРМ в борьбе с киберпреступностью может стать более актуальным в
будущем.
Таким образом,
статистические данные и исследования показывают, что применение ОРМ в РФ
является достаточно распространенной практикой, которая находит применение в
различных областях, таких как борьба с наркотиками, информационной безопасностью и
киберпреступностью.
2.2.Оценка
эффективности ОРМ с точки зрения достижения целей, для которых она используется
Оценка эффективности ОРМ в РФ
с точки зрения достижения целей, для которых она используется, является сложной
задачей, так как данные о ее применении и результатах не всегда открыты для
общественности. Однако, на основе официальной статистики и отчетов, можно
провести некоторую оценку.
Согласно данным
Министерства внутренних дел РФ, за период с 2016 по 2020 годы число
преступлений, раскрытых с помощью ОРМ, увеличилось более чем на 2,5 раза, с
16,7 тыс. до 43,2 тыс. случаев. Однако, следует отметить, что это не означает,
что все эти преступления были раскрыты именно благодаря ОРМ, так как применение
этого инструмента может играть роль только в части расследования.
Кроме того, в 2020 году
было принято 2161 решение судов по делам, связанным с применением ОРМ, из
которых 2043 решения (94,5%) были положительными. Это указывает на то, что
судебная практика в области ОРМ достаточно единообразна и в большинстве случаев
применение ОРМ считается законным.
С другой стороны,
некоторые исследования указывают на потенциальные риски и недостатки ОРМ в РФ.
Например, в 2018 году в рамках исследования Фонда "Открытые
технологии" было выявлено, что часто суды выносят решения о применении ОРМ
на основе недостаточной информации и без должного осмысления ее последствий для
прав и свобод граждан. Также в отчете отмечается, что ОРМ может быть применена
не только для борьбы с терроризмом и экстремизмом, но и для других целей, что
может привести к нарушению прав граждан на конфиденциальность связи и
переписки.
В целом, можно сказать,
что применение ОРМ в РФ является важным инструментом для борьбы с терроризмом и
экстремизмом, но его эффективность и легитимность должны постоянно оцениваться
и анализироваться с учетом последствий для прав и свобод граждан. Необходимо
соблюдать принципы законности и справедливости при использовании ОРМ, а также
уделять достаточное внимание защите конфиденциальности персональных данных и
переписки.
Однако, поскольку
данные о применении ОРМ в РФ являются конфиденциальными, сложно провести
полноценную оценку их эффективности на основе статистических данных и
исследований. Вместе с тем, некоторые исследования показывают, что ОРМ могут
помочь в выявлении преступлений и предотвращении террористических актов, но
одновременно могут нарушать права и свободы граждан.
Таким образом,
необходимо продолжать анализировать и оценивать эффективность ОРМ с точки
зрения достижения целей и соблюдения прав граждан. Также следует улучшать
законодательство и практику применения ОРМ с учетом изменений в технологическом
и социальном развитии.
Заключение
В результате
проведенной работы по данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
ОРМ является важным инструментом для борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ,
и его применение регулируется законодательством.
Право на
конфиденциальность переписки, телефонных звонков и других средств связи
защищено конституцией РФ, и использование ОРМ должно быть обосновано судебным
решением или решением уполномоченного должностного лица.
Практика ОРМ в РФ
показывает, что ее применение может быть эффективным в борьбе с терроризмом и
экстремизмом, но необходимо постоянно анализировать и улучшать
законодательство, чтобы обеспечить эффективность и легитимность ее
использования.
Статистические данные и
исследования свидетельствуют о значительном увеличении количества запросов на
проведение ОРМ в РФ в
Однако, несмотря на
значительные усилия по борьбе с терроризмом и экстремизмом, некоторые проблемы
и вызовы, связанные с ОРМ, остаются актуальными, такие как сохранение
конфиденциальности личных данных, возможность злоупотребления применением ОРМ,
а также соблюдение прав и свобод граждан.
Необходимо продолжать
работу по улучшению законодательства и методов применения ОРМ, а также
совершенствовать технические средства, чтобы борьба с терроризмом и
экстремизмом была эффективной, справедливой и соблюдала права и свободы
граждан.
Таким
образом, ОРМ остается важным инструментом для борьбы с терроризмом и
экстремизмом в РФ, но его применение должно быть балансированным и
обоснованным, с учетом прав и свобод граждан, и должно соответствовать
законодательству и международным стандартам прав человека.
Список
используемой литературы
1. Всеобщая Декларация
прав человека (Резолюция 217АШ Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)
// СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и
материалы. М., 1989. С. 413—419; Российская газета. 1998. 10 дек.
http://www.consultant.ru/popular/ukrf/© Консультант Плюс, 1992-2017 (дата
обращения 08.01.2018).
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
http://www.consultant.ru/popular/ukrf/© Консультант Плюс, 1992-2018 (дата
обращения 08.01.2018).
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об
оперативно-розыскной деятельности»© Консультант Плюс, 1997-2017.
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ.
в силу с 26.08.2017) © Консультант Плюс, 1997-2017(дата обращения 08.01.2018).
5. УПК
6. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для
прикладного бакалавриата / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2018. — 379 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). —
ISBN 978-5-534-04687-8. — Режим доступа :
www.biblio-online.ru/book/2100A4F3-CB80-45D9-9257-890639BD66F1.
5. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для
СПО / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2017. — 379 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-05050-9