Курсовая работа на тему: "Прогнозирование, моделирование, проектирование как важный аспект социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей"

Курсовая работа на тему: "Прогнозирование, моделирование, проектирование как важный аспект социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей"



 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Сущность социального прогнозирования. 6

1.1.... Понятийный аппарат социального проектирования. 6

1.2 Значение социального прогнозирования. 9

1.3 Этапы социального прогнозирования. 13

Глава 2. Сущность социального моделирования. 15

2.1. Понятие моделирования и требования к модели. 15

2.2 Виды моделей и принципы их разработки. 17

2.3 Этапы моделирования. 19

Глава 3. Социальное проектирование. 20

3.1. Теоретические основы социального проектирования. 20

3.2. Роль социального проектирования в работе с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 26

Заключение. 36

Список использованных источников. 37

 


Введение

 

Эффективное развитие социальной сферы государства является важным аспектом улучшения жизни общества в целом. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной. Общественные преобразования последнего времени в нашей стране ярко показывают необходимость прогнозирования последствий проводимых трансформаций путем проведения социально–прогностических исследований, использования потенциала прогнозирования, моделирования и проектирования в социальной сфере.

Современные тенденции развития общества оправдывает стратегию социального развития, определение краткосрочных и долгосрочных планов требует инициатив, современная широкой практики и мышления, основанного на интеграции знаний различных наук. Прогнозирование, проектирование и моделирование являются передовыми методами научного анализа и предсказания. Сущность данного научного и учебного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико–методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения оптимальных путей решения социальных задач.

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе – это специальная отрасль социологии, изучаемая в контексте специфики социальной работы. В качестве основных направлений деятельности выделяются исследования прогнозно–проектных проблем взаимодействия социальных структур и соответствующей деятельности их представителей в лице организаций и групп, изучение различных категорий и методов исследования, а также онтологических, гносеологических и методологических аспектов прогностической теории.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались в трудах Я. Дитриха [12], П. Хилла [39], Ф. Ханика [38] и других исследователей. Первые идеи о проектировании социальных систем в отечественной науке были высказаны И.И. Ляховым [21], В.М. Розиным [31], Б.В. Сазоновым [35], Г.П. Щедровицким [40] и другими. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались И.В. Бестужевым–Ладой [8], П.Н. Лебедевым. Собственно, теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Г.А. Антонюка [6], Н.И. Лапина, А.И Пригожина [29], Ж.Т. Тощенко [37], а также в исследованиях Т.М. Дридзе [13], Ю.А. Крючкова [19], О.Н. Яницкого и др.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Объектом исследования является социальное развитие.

Предмет исследования –  планирование социального развития.

Целью настоящей работы является анализ эффективности применения методов проектирования, моделирования и прогнозирования в социальной работе на современном этапе.

Задачи исследования:

1.     Изучить понятийный аппарат социального прогнозирования, моделирования, проектирования.

2.     Рассмотреть закономерности и особенности становления и развития механизма прогнозирования, проектирования и моделирования социальных явлений и процессов в российском обществе

3.     Изучить основные методы моделирования, процессы прогнозирования и проектирования

4.     Рассмотреть социальное проектирование в социальной работе с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

5.     Разработать социальный проект для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Методы исследования: анализ научно–методической, нормативно правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез.

Характеристика курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении раскрывается значение выбранной темы, определяется её актуальность, цели, объект и предмет изучения. В первой главе определена сущность и специфика социального прогнозирования, рассмотрены задачи и методы, а также основные подходы к социальному прогнозированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной социологии.

Во второй главе исследованы особенности социального моделирования. С помощью теоретических методов было определено понятие моделирования и требования к моделям. Далее рассмотрена характеристика видов моделей и изучены этапы моделирования.

В третьей главе представлены общенаучные принципы социального проектирования. Охарактеризовано проектное управление социальной сферы и проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов. Так же рассмотрены алгоритмы разработки социального проекта и представлен разработанный проект.

В заключении можно видеть итог исследовательской работы и выводы, сделанные непосредственно во время проведения исследования.

Список литературы состоит из 40 наименований.

 

 

Глава 1. Сущность социального прогнозирования

1.1.         Понятийный аппарат социального проектирования

 

В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущностной специфики социального прогнозирования.

Согласно первому подходу, прогноз не предусматривает решения проблем будущего, а лишь содействует научному обоснованию планов и программ развития. Социальное прогнозирование направлено на раскрытие возможного набора необходимых путей, сроков и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий, то есть под прогнозом понимается вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Второй подход обязывает прогноз иметь конкретный характер и увязывает его с «календарем» или с определенными количественными характеристиками, то есть прогноз рассматривается как некоторое количественное предсказание.

В рамках третьего подхода все социальные дисциплины как бы ограничены прогнозами, которые отражают реалистичные или наиболее вероятные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий, то есть выступают «качественными заменителями» предсказаний более точных наук.

Четвертый подход не требует отделения прогнозирования от предвидения и планирования, поскольку социальное планирование до определенной степени является и прогнозированием.

И, наконец, согласно пятому подходу – социология занимается изучением не будущего, даже вероятностного, а системы отношений людей по отношению к будущему, которое невозможно предугадать или вычислить.

Отметим, что наибольшее распространение получил первый подход. Вместе с тем, выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано с необходимостью выработки специфически прогностической системы понятий, в том числе правильного определения понятия «прогноз», отграничения его от таких понятий, как: «предвидение», «предсказание», «план», «программа», «проект», «предположение», «ожидание» и «гипотеза».

И здесь возникает противоречивая ситуация. С одной стороны – понятийный аппарат социальной прогностики не может быть просто заимствован из конкретных наук, поскольку он отличается универсальностью терминов или применимостью каждого из них с «приписанным» ему значением в разных отраслях знаний. С другой стороны – социальная прогностика не может игнорировать традиции, исторически сложившиеся в русле различных научных дисциплин, когда они выполняют предсказательные функции [3, с. 64]. Вместе с тем введение в оборот в качестве синонимов ряда терминов, относящихся одновременно к числу основных понятий прогностики, создает условия для последующего их разграничения во всех науках, в том числе и в социологии [4, с. 55].

Такое направление дальнейшего развития представляется наиболее вероятным. Бесспорно, что при наличии дилеммы, порожденной действием двух тенденций в использовании прогностической терминологии, выбор в социологии осуществляется в зависимости от решаемых задач.

Итак, под социальным прогнозированием необходимо понимать определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений [12, c. 25].

Отличительными особенностями социального прогнозирования выступают следующие.

1. Сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели прогнозирования (допущение большой степени вероятности). Здесь под целью понимается правильное определение вероятностных количественных и качественных параметров развития объекта прогнозирования, раскрытие вариантов ситуаций, в которых он окажется.

2. Многозначность развития объекта прогнозирования. Отличие социального прогнозирования от предвидения заключается в том, что предвидение трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности или представляющее собой логически сконструированную модель возможного будущего с неопределенным уровнем достоверности.

3. Отсутствие в социальном прогнозе директивности. Качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Таким образом, существует несколько подходов к определению социального прогнозирования. Наибольшее распространение получил первый подход, согласно которому прогноз не предусматривает решения проблем будущего, а лишь содействует научному обоснованию планов и программ развития. А если выразиться более точно, социальное прогнозирование – определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение социального прогнозирования

 

В науке социальное прогнозирование рассматривается как специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта [6, с.78].

К социальным объектам относят:

  • объекты здравоохранения;
  • высшие учебные заведения;
  • общеобразовательные учебные заведения;
  • детские дошкольные учреждения;
  • объекты санаторно–курортного комплекса;
  • объекты социальной защиты и социального обслуживания населения [7, с. 89]

В ходе научного прогнозирования решаются такие задачи, как:

1) определение и формирование мотивации цели вероятного развития социального объекта;

2) определение необходимого набора средств и способов достижения данной цели.

Предметом социального прогнозирования, как правило, являются социальные явления и процесс [8, с. 125]

Если говорить о наиболее оптимальном социальном прогнозировании, то здесь можно выделить системное прогнозирование как один из достоверных и наиболее приближенных к действительности методов получения информации и плана действий на определенный период.

Он позволяет систематически и оперативно реагировать на поступающую информацию, охватывать большее информационное поле, особенно в современных условиях, где фактор времени является основополагающим. В государстве нельзя обойтись без прогнозирования как на локальном, так и на федеральном уровне [9, с. 44].

Социальное прогнозирование охватывает все сферы общества, иногда именно оно дает нам социальную «картину» общества, позволяя сделать хоть какие–нибудь выводы и создать дальнейший план работы как на краткосрочный, так и на долгосрочный период.

Например, социальные прогнозы, включающие в себя экономические прогнозы, способствуют корректировке вопросов материальной помощи населению, определению социально–допустимых выплат, установлению минимальной заработной платы и минимального прожиточного минимума, количества и набора потребительской корзины [10, с. 145].

Функции социального прогнозирования:

1) ориентирующая функция социального прогнозирования обеспечивает оптимизацию выбора целей и средств их достижения, определение предпочтительных направлений деятельности;

2) нормативная функция определяет важнейшие тенденции динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;

3) предупредительная функция анализирует возможные и вероятные негативные последствия, заключающиеся в тенденциях социального развития.

Благодаря социальному прогнозированию исследователь выявляет основные тенденции и закономерности социальных явлений. Также, благодаря прогнозированию эксперт может выявить ключевые факторы, которые обуславливают возможные перемены в обществе и социальной реальности. Данная функция относится к исследовательской стадии социального прогнозирования.

Кроме того, социально прогнозирование помогает выявлять альтернативные варианты развития. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что те или иные действия будут развиваться по одному и тому же сценарию и, как следствие, приведут к одному и тому же, типичному результату.

Поэтому исследователь выделяет ключевой результат (желаемый прогноз), и второстепенные, чья вероятность мала, но исключать ее нельзя. Помимо этого, на данной стадии ученый рассматривает динамику вариантов развития в результате принятия тех или иных решений. Название этой стадии – стадия обоснования управленческого решения. Она предполагает как раз оценку хода и дальнейших последствий реализации управленческих решений.

 Эта стадия – стадия контроля и коррекции. Она позволяет достаточно быстро и эффективно выявлять отклонения от норм и корректировать их еще на стадии моделирования и реализации исследования [7, c. 9].

Социальные прогнозы в зависимости от области применения дифференцируются на:

  • научно–технические (управляемые аспекты научно–технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйств; транспорте и связи, включая систему информации);
  • социально–медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);
  • социально–географические (перспективы дальнейшего освоения, земной поверхности, включая мировой океан);
  • социально–экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);
  • социально–космические (перспективы дальнейшего освоения космоса);
  • экономические (перспективы развития народного хозяйства);
  • социологические (в узком значении понятия «социальное»);
  • психологические (личности, ее поведения, деятельности и т.п.);
  • демографические (роста, половозрастной структуры, миграции населения);
  • филолого–этнографические (развития языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
  • архитектурно – градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища);
  • образовательно–педагогические (воспитания и обучения, развития кадров и учреждений в области народного образования);
  • культурно–эстетические (материально–технической базы искусства, литературы, всей культуры);
  • государственно–правовые или юридические (развития государства и законодательства);
  • внутриполитические (внутренней политики своей и других стран);
  • внешнеполитические (международных отношений в целом);
  • военные (военно–технические, военно–политические, военно–стратегические, военно–тактические, военно–организационные).

Таким образом, нельзя отрицать значимость прогнозирования, которое основано на цикличности в различных сферах деятельности, например, истории, экономики. Хорошее систематичное прогнозирование, как и любая наука, имеет свою основу, законы и особенности [34, c. 57]. Поэтому значение социального прогнозирования в современном мире только набирает обороты, ведь наука с каждым днем развивается, а значит и любой прогноз становится точнее и приближеннее к действительности. Особенность прогнозирования в социальной работе заключается в широком использовании данных по демографической ситуации в настоящем и прошлом [47, c. 46]. Среди таких показателей: половая и возрастная структура, доля городского и сельского населения, образовательная структура, профессиональный и семейный состав населения. Также необходимо располагать сведениями об уровне и качестве жизни населения, к которым относятся продолжительность жизни, рождаемость и смертность, уровень занятости, денежные доходы, индекс потребительских цен.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Этапы социального прогнозирования

 

Социальное прогнозирование включает в себя более 40 операций, объединенных в последовательные этапы [16, c. 125]. В связи с этим целесообразно выделить ключевые процедуры, укрупнив их за счет объединения операций. В совокупности они составляют алгоритм процесса прогнозирования.

1. Предпрогнозная ситуация – определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, времени основания и упреждения прогноза, возможных методов исследования.

Научно–аналитическая подготовка прогноза включает ряд операций, направленных на формирование баз знаний и данных об объекте. В них входят опросы экспертов, изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ статистических данных, результатов социологических исследований, контент–анализ документов и т.д.

2. Построение базовой (исходной) модели объекта – выявление тенденций динамики объекта в ретроспективе (период основания прогноза должен превышать время упреждения), определение «точек роста» и «спада» в предшествующем развитии объекта, уточнение параметров «проблемного поля», формулирование альтернативных вариантов, их ранжирование; построение модели прогнозного фона, определение резонансного воздействия внешних факторов, их характера и силы (веса) корреляционных связей.

Надежность модели зависит от полноты и репрезентативности показателей, результатом сведения которых в определенную упорядоченную совокупность является индикация объекта.

Подбор показателей осуществляется сравнительным анализом аналогичных моделей, очным, заочным и имитационным опросом экспертов и (или) населения, средствами моделирования [25, c. 66].

3. Поисковая разработка параметров базовой (исходной) модели – определение возможных вариантов развития прогнозируемого объекта в заданной перспективе (краткой, средней, долгосрочной) на основе выявленных тенденций.

При этом исследуются динамика объекта в «чистом виде», под влиянием структурных сдвигов и взаимодействий профильных факторов (линейная экстраполяция); экстраполяция с учетом минимизирующих и максимизирующих факторов внешней среды; вероятностный тренд с учетом воздействия всех возможных факторов внешней среды и «тесноты связей».

На этой основе строится веер возможных альтернатив будущей динамики объекта: от оптимистических до пессимистических, причем ни один из вариантов не нужно априорно игнорировать.

Определяется «дерево проблем», которые возникают в процессе развития объекта под влиянием внутренних и внешних факторов. Возможные альтернативы, определенные экспертами, выражаются в модельном (каузальном, сетевом, логическом и т.д.) или сценарном виде.

4. Нормативная разработка параметров базовой модели – определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, и последствий намечаемых решений.

Нормативный прогноз дает несколько значений возможного будущего по заранее заданным критериям: идеальное состояние объекта (абсолютный оптимум); оптимальное состояние с учетом ограничений прогнозного фона; нормативное, желательное состояние, реально доступное при существующих обстоятельствах.

Значения могут выражаться через матрицу, многофакторную модель, сценарии. Определяются пути и средства влияния на траекторию объекта, обеспечивающие его движение в желательном направлении [21, c. 12].

5. Верификация полученных данных – проведение независимой экспертизы полученных данных, их оценка. Выработка рекомендаций для использования при обосновании проектов, программ, планов, текущих управленческих решений.

 

Глава 2. Сущность социального моделирования

2.1. Понятие моделирования и требования к модели

 

Моделирование – многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно обуславливает исследования реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Им охвачены все процессы. Моделирование можно назвать специфическим многофункциональным исследованием.

Его главная задача воспроизвести на основе сходства с имеющимся объектом другой, заменяющий его объект (модель).

Модель – аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом именно моделирование теряет смысл [16, c. 47]. Недопустимо и свободное моделирования, в этом случае оно не дает необходимое представление об оригинале модели, а также не выполняет своей функции.

Модель должна соответствовать следующим требованиям:

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.

4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимой на данном уровне развития общества.

5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.

6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

Таким образом, моделирование – это исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей. Модель должна соответствовать особым критериям, а именно должна быть полной, абстрактной, осуществимой и должна обеспечивать получение новой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды моделей и принципы их разработки

 

Виды моделей:

1.     содержательная (текст, график, таблица, макет, схема);

2.     когнитивная;

3.     концептуальная – теория в виде модели;

4.     имитационная (деловая игра);

5.     формальная – математические и компьютерные;

6.     целевая;

7.     описательная;

8.     объяснительная;

9.     прогностическая.

Совершенной модели быть не может, моделирование процесс непрерывный – от менее совершенных к более совершенным понятиям, от низкого порядка к высшему, от незнания к знанию [12, c. 56].

Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов в их различных сочетаниях исследуемые процессы в социальной сфере.

Определяют основные принципы разработки моделей сложных объектов и явлений, применяемых в социальном моделировании:

1.     компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели,

2.     достаточная разносторонность элементов модели,

3.     наглядность модели,

4.     блочное представление модели.

В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно–социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно–практические парадигмы [ 24, c. 23].

Социальное моделирование позволяет не просто установить факты, и определить закономерности связи этих фактов в некоей общей системе.

Складывающаяся практика социального моделирования привела к выработке общих правил этой процедуры:

1.     установление цели моделирования;

2.     выделение ограниченного числа основных факторов, которые осуществляют принципиальные изменения в данной системе;

3.     установление принципа множественности связей между факторами и выделение ведущих, основных связей, которые и определяют характер развития и изменения данной системы.

Моделирование как технология социальной работы это [14, c. 36]:

1.     моделирование субъектов социальной работы (систем, служб, проектов, программ, процессов, модели специалиста);

2.     моделирование путей, способов решения проблемных их ситуаций;

3.     моделирования позитивного поведения личности в различных условиях социальной жизни направлений современной социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Этапы моделирования

 

Разные исследователи по–разному смотрят на количество и последовательность этапов моделирования. Выделяется, в частности, четыре этапа [25, c. 59]. первый – поиск модели, когда интуитивно, на эвристическом уровне обозначается контур первичной модели по аналогии с другими, по сравнению с ними и на основе их; второй – обозначаются существенные характеристики модели, понятия; третий – прагматическое использование модели (что дает практические результаты); четвертый, заключительный – включение достигнутого результата в научные представления. Завершается весь процесс моделирования экспериментом, проверкой его достоинств и выявленных недостатков. Проводится анализ результатов, сопоставления с другими данными.

Метод социального моделирования оправдан в том случае, если все перечисленные операции требуют меньше времени и усилий, чем непосредственное изучение данного явления иными методами.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятийный аппарат моделирования и можем сделать вывод, что моделирование – это исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей. Модель должна соответствовать особым критериям, а именно должна быть полной, абстрактной, осуществимой и должна обеспечивать получение новой информации. Модели можно разделить на несколько видов, моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов в их различных сочетаниях исследуемые процессы в социальной сфере. Моделирование состоит из 4 этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Глава 3. Социальное проектирование

3.1. Теоретические основы социального проектирования

 

Проектирование представляет собой сферу научно–инженерной социальной деятельности, решающий класс исследовательских и проектных задач повышенной сложности. Ее исходный этап связан с выявлением всей совокупности социальных факторов и обстоятельств, которые способствую или препятствуют воплощению научных рекомендаций в жизнь, а результатом является проект как прообраз предполагаемого и возможного объекта или состояния, конкретная модель оптимальных форм будущего.

Цель проектирования – преобразование объективной действительности с тем, чтобы создать (или предусмотреть создание) объекты, явления, процессы, которые бы соответствовали желаемым требованиям. Понятие «проектирование» в своем теоретическом и методологическом осмыслении имеет связь с другими дефинициями, близкими понятиями.

Социальное проектирование – конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

Таким образом, социальное проектирование нацелено на проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. А социальный проект – это инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность.

Основные параметры социума как объекта социального проектирования:

         противоречивость социального объекта;

         многовекторность развития социального объекта;

         невозможность описания социального объекта (его неформализованность);

         многофакторность бытия социального объекта.

Отсюда можно выделить характеристики социального проектирования:

         инновационность (проектирование направлено на создание новых объектов, преобразование реальности);

         технологичность (проектирование строится на основе существующих социально–культурных практик и имеет определенную последовательность действий);

         универсальность (проектные технологии входят в качестве составляющей во все виды практик.

Предметом социального проектирования являются:

         новая вещь (оборудование, здание, город);

         новые свойства старой вещи (перепрофилирование старых вещей).

         услуга (особенности: невещественный характер, отсутствие взаимозаменяемости, невозможность накопления, хранения, транспортировки, присутствие потребителя при ее предоставлении);

         организация (проектирование учреждений, отраслей, сфер жизнедеятельности);

         мероприятие (в первую очередь массовое);

         духовные свойства и отношения (мода, идеология, системы воспитания, реклама, имидж);

         законопроект.

Социальное проектирование – синтез научно–теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно–теоретическая деятельность социальное проектирование касается, прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординированную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального, предвидения, а также видов и типов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» – брошенный вперед; это – процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно–теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса [12, с. 15].

Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений [19, c. 56]. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

1.     Противоречивость социального объекта;

2.     Многовекторность развития социального объекта;

3.      Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

4.     Многофакторность бытия социального объекта;

5.     Наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

6.     Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

7.     Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально–инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук. Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования.

Одним из ключевых направлений деятельности государственных органов власти РФ в последние годы является развитие стратегического планирования с целью достижения высоких социально–экономических показателей и решения приоритетных задач в долгосрочной перспективе.

Каждый год в Российской Федерации появляются тысячи новых социально значимых проектов, в связи с этим происходит отбор и выделяются лучшие из лучших.

Ежегодная Программа «Лучшие социальные проекты России» – общественно значимое мероприятие, направленное на развитие и укрепление социальной политики, основанной на партнерстве государства, общества и частного бизнеса.

Социально значимые вопросы давно стоят в центре внимания общественности, поэтому реализация проектов, направленных на важные социальные изменения в сообществе, стала приоритетом у множества организаций. Это направление способствует не только тесному сотрудничеству между всеми участниками бизнес–процесса, но и, самое главное, становлению цивилизованного социально развитого общества России.

 Демонстрация конкретных примеров решения социальных задач и их популяризация путем издания итогового каталога лучших социальных проектов России, равно как и стимулирование организаций к обмену и заимствованию положительного опыта в данной области, позволяет находить взаимовыгодные и эффективные решения на каждом этапе реализации проектов социальной значимости. В 2021 году корпоративная социальная ответственность еще более интегрировалась в бизнес.

 Волонтерская активность, физическое и психологическое состояние сотрудников, экологические инициативы – это то, на что компании обратили особое внимание в прошедшем году. В 2022 году общество и бизнес оказались в еще более сложной ситуации, поэтому реализация социально значимых проектов, а также своевременная социально ответственная реакционная политика организаций играет важнейшую роль в преодолении сложившейся обстановки и поиске наиболее эффективных путей решения социальных задач. Лучшие социальные проекты России заслуживают самое трепетное и особое внимание, потому что, несмотря на те проблемы, которые мы преодолеваем постепенно все вместе, именно они меняют мир к лучшему уже сегодня! «Лучшие социальные проекты России» – это целый каталог, в который вошли проекты самых разных направлений, это и благотворительность, и поддержка социально незащищённых слоев населения, поддержка одаренных детей и молодёжи, развитие волонтерского движения и медико–социальные проекты и множество других направлений [7].

Так же для развития социального проектирования в России существует фонд государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации под названием «Фонд Президентских Грантов». Он существует с 3 апреля 2017 года и за это время фонд принял решение о финансировании 24 345 проектов некоммерческих организаций на общую сумму 50 905 млн рублей [4].

Таким образом, в данном параграфе мы определили, что социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Основными характеристиками социального проектирования являются инновационность, технологичность и универсальность. Так же подчеркнули, что в Российской Федерации оказывается серьезная поддержка социального проектирования на государственном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Роль социального проектирования в работе с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

 

На современном этапе социальное проектирование является одной из самых востребованных технологий, используемых в системе образования. Под социальным проектированием понимается создание проектов, предусматривающих возможность преобразовывать социальные процессы, явления. Каждый социальный проект имеет свою общественную миссию. Он создается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.

Специфический контекст социального проекта формируют отношения социального партнёрства, то есть добровольного и равноправного взаимодействия в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса. Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умений продуктивного взаимодействия с окружающим социальным пространством.

Многие исследователи в рамках социального проектирования направляют усилия на решение специфических социальных проблем. На этой основе к основным направлениям содержания проектной социальной и психологической деятельности относятся выявление и формирование системы поддержки талантливой молодежи, вовлечение молодых людей в социальную практику и развитие социальной активности; обеспечение эффективной социализации детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика и снижение асоциальных проявлений в молодежной среде (алкоголизации, наркомании и др.); решение проблемы социальной адаптации и интеграции в общество социальных сирот, ликвидация беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и правонарушений подростков и молодежи; реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних осужденных; профориентационная работа в молодежной среде; профилактика и коррекция игровой и компьютерной зависимости обучающихся; обучение противостоянию виртуальной агрессии и виртуальному экстремизму, сопровождение различных категорий семей учащихся и оптимизация детско–родительских отношений.

Анализ социального проектирования как способа управления педагогической средой позволил констатировать, что в условиях динамичных изменений, происходящих в обществе, проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании и социально–педагогической практике. Это позволяет предположить, что социальное проектирование как технологию можно успешно применять не только в работе с учащимися, но и в работе с родителями, в том числе в работе с замещающими семьями, что является на сегодняшний день весьма актуальным, так как в настоящее время в качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику в области защиты прав и интересов, полноценной реабилитации, социализации и успешной интеграции в общество детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает развитие института замещающих семей [36, c. 84].

Проектирование в работе с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социальной деятельности в социальной сфере

Технология проектирования в данной сфере социальной работы включает в себя ряд этапов [23, c. 52].

Изучение общественного мнения. Основные задачи: проанализировать социальную ситуацию ребенка, составить отчет о проведенном исследовании, сформулировать выводы.

Сбор информации о ребенке, которая является предметом исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио– и видеозаписи и другое. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц. Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной проблемы в социальной среде и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий [17].

Формулирование актуальной социальной проблемы. Основные задачи: сформулировать социальную проблему, в решении которых может принять участие клиент, определить причины существования данной социальной проблемы. Необходимо проанализировать социальные проблемы по ряду критериев: важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села), ее масштабность, возможность практического решения проблемы силами конкретных людей. Данный этап позволит выбрать из нескольких социальных проблем одну и четко ее сформулировать.

Определение цели и задач социального проекта. Основные задачи этапа: определить ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект; сформулировать основную цель и задачи деятельности, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.

Составление плана работы. Основные задачи: определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта, назначить ответственных за каждый пункт плана, указать необходимые ресурсы и источники их получения.

Данный этап позволяет представить объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план.

Реализация проекта. На данном этапе авторы социального проекта непосредственно приступают к выполнению намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели [19].

Оценка и контроль выполнения плана. Основная задача: осуществление качественной и количественной оценки проведенных мероприятий.

Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги деятельности, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы.

Анализ результатов работы над социальным проектом. Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и результатов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности, объективно оценив достигнутое. Основой данной деятельности является система оценки, которая утверждена заранее. Опираясь на систему критериев и показателей, следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано командой на этапе подготовки социального проекта. Сначала анализируется выполнение отдельных задач, качество крупных мероприятий.

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание [18, c. 157]. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:

1) ясность – общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность – отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность – подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность – способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность –  способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Таким образом, социальное проектирование как технологию можно успешно применять не только в работе с учащимися, но и в работе с родителями, в том числе в работе с замещающими семьями, что является на сегодняшний день весьма актуальным, так как в настоящее время в качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику в области защиты прав и интересов, полноценной реабилитации, социализации и успешной интеграции в общество детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает развитие института замещающих семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название проекта: «Тебе о праве и право о тебе»

Описание проекта:

Проект представляет собой комплекс мероприятий по правовому просвещению детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важным является соблюдение прав и свобод ребенка вне зависимости от каких–либо различий. Программа мероприятий по просвещению призвана сформировать понимание основных прав, гарантированных Конституцией РФ, понимание существующих дополнительных прав, например, в виде права на получение определенных льгот, гарантированных профильным законодательством. Необходимым видится не только донесение информации об имеющихся льготах, но и разъяснение механизма реализации прав по получению этих льгот.

Программа раскрывает основные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором определяются общие принципы, содержание и меры государственной поддержки указанной категории детей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Кроме профильного законодательства на федеральном уровне, программа будет адаптирована под каждый регион, так как на уровне отдельного субъекта приняты акты, в которых также определены меры социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа выдержана в строгом соответствии с идеями Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 г., в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней, в частности, отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Задачи проекта перекликаются с задачами, которые ставит перед государствами Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., и заключаются в подготовке ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитании его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности». Подобное воспитание, как видится, достигается путем в том числе правового просвещения.

Программа правового просвещения представляет собой не набор хрестоматийных лекций, а практикоориентированные тренинги, где в игровой форме ребенок сможет освоить все то, с чем непременно столкнется в жизни за пределами приюта. Важно не просто прочитать лекцию на заданную тему, а установить обратную связь с воспитанниками, убедиться, что информация усвоена и сможет быть реализована ребенком самостоятельно. 

Цель проекта: адаптация детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ко взрослой жизни путем повышения правовой грамотности.

Задачи проекта:

·        Проведение рекламной компании с целью привлечения внимания общества к данному проекту

·        Разработка тренингов и обучающих игр правовой направленности.

·        Проведение рекламной компании с целью привлечения детей для обучения.

·        Проведение тренингов, обучающих курсов для освоения детьми необходимых знаний;

·        Проведение игры «Что?Где?Когда?» с правовой направленностью для детей, прошедших курс обучения.

·        Мониторинг и оценка проекта для его дальнейшего развития.

Сроки реализации проекта: 1 апреля –  2 ноября 2023 г.

Описание организации

Общественная организация «Опора». На сегодняшний день общественная организация «ОПОРА» – одна из самых активных в республике. Вот уже более 13 лет «ОПОРА» ставит перед собой миссию в развитии институтов гражданского общества, которые работают с детьми и молодежью.

Цель данной организации это повышение активности молодежного движения, защита прав и интересов наших граждан, сохранение достойного положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Календарный план

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

выполнения

Ответственные за выполнение

1

Организация рекламной кампании о  начале реализации проекта

01.04. –07.04.

 

Руководитель проекта

2

Создание организационного комитета в рамках проекта. Разработка положения курса правового просвещения.

01.04. –10.04.

 

Руководитель и сотрудники проекта

3

Разработка тренингов и обучающих игр.

01.04. –15.04.

Руководитель и специалисты проекта.

4

Подготовка помещения для проведения обучающих игр

 

15.04. –20.04.

 

Руководитель и сотрудники проекта

5

Приобретение необходимого оборудования для проведения курсов и тренингов.

20.04. –30.04.

Руководитель и сотрудники проекта

6

Размещение медиа–материалов, реклама мероприятия, привлечение будущих участников обучения.

01.04. –30.04.

 

Руководитель проекта, медиа–центр проекта.

7

Определение списочного состава детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для занятий, составление расписания и графика посещений курсов.

01.05. –07.05.

 

Орг. комитет проекта.

8

Проведение обучающего курса.

10.05. – 10.07

Специалисты проекта.

9

Проведение итоговой игры «Что?Где?Когда?» для закрепления изученного материала.

15.07. – 25.07

 

Сотрудники проекта, волонтеры

10

Подготовить и опубликовать отчет об итогах реализации проекта, для трансляции положительного опыта.

Август 2023

Руководитель проекта, бухгалтер

 

 

 

Ожидаемые результаты:

количественные

·        Увеличение числа адаптированных ко взрослой самостоятельной жизни  детей–сирот, детей оставшихся без попечения родителей путем повышения правовой грамотности ;

·        участие 6 специалистов – сотрудников и не менее 10 человек – членов организации;

·        привлечение не менее 16 добровольцев – студентов ФГБОУ ВО ПГТУ «Волгатех»;

·        предполагаемое количество детей, которые будут охвачены проектом – 100 человек, а также их ближайшее окружение;

Качественные

·        наработка опыта для дальнейшего развития правовой осведомленности населения;

Потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект. Проект основывается на многолетнем опыте работы название организации с указанными целевыми группами, в связи с чем предусматривается его дальнейшее продолжение:

·        работа по продвижению как разового, так и долгосрочного волонтерства;

·        проведение занятий и тренингов, направленных на правовое просвещение детей;

·        развитие партнерских отношений среди организаций города и республики, занимающихся социокультурной реабилитацией детей, оставшихся без попечения родителей;

·        развитие межрегионального сотрудничества.

Дальнейшее финансирование.

Предполагается дальнейшее финансирование проекта из следующих источников: отчисления из членских взносов организации, благотворительные пожертвования спонсоров, работа с грантодающими фондами. Учитывая опыт работы, наличие профессиональных сотрудников и успешную многолетнюю реализацию проектов название организации проект «Время добрых дел» можно отнести к разряду перспективных инновационных проектов.

 

 

 

 


 

 

Заключение
 

Существуют различные подходы к определению сущности социального прогнозирования. В широком смысле оно является одним из видов прогнозирования. В узком смысле социальное прогнозирование – это исследование перспектив социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программирования, планирования, управления.

Социальное прогнозирование осуществляет ориентирующую, нормативную и предупредительную функции. Благодаря социальному прогнозированию выявляются основные тенденции и закономерности социальных явлений, ключевые факторы, которые обуславливают возможные перемены в обществе и социальной реальности. Алгоритм социального прогнозирования включает предпрогнозную ситуацию, построение базовой (исходной) модели объекта, поисковая разработка параметров базовой (исходной) модели, нормативная разработка параметров базовой модели, верификация полученных данных.

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни.

Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели. С одной стороны – отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий; с другой стороны – определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

Список использованных источников

 

1.     Конституция Российской Федерации 2020 [Текст]: [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.03.2022).

2.     Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. N 1491 "Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 – 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия" // Гарант URL: https://base.garant.ru/73080288/ (дата обращения: 13.03.2023).

3.     "Лучшие социальные проекты России" // Лучшие социальные проекты России URL: https://socprojects.org/#main (дата обращения: 13.03.2023).

4.     "О Фонде"// Фонд Президентских Грантов URL: https://президентскиегранты.рф/public/home/about (дата обращения: 13.03.2023).

5.     Акбашева А.Р. Роль социального проектирования в модернизации социальной сферы / А. Р. Акбашева – Уфа: Изд–во УГНТУ, 2020. – С.367.

6.     Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием / Г.А. Антонюк. – Минск, 1986. – С.123.

7.     Бестужев–Лада И.В. Методика долгосрочного упреждающего анализа данных в технологическом прогнозировании / И.В. Бестужев–Лада –Социс. – 2000. – С.457.

8.     Бестужев–Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев–Лада. – Москва: Наука, 2013. – 233 с.

9.     Бестужев–Лада И. В. Теоретико–методологические проблемы нормативного социального прогнозирования / И.В. Бестужев–Лада – Москва, 2016. – С.85.

10.                       Бестужев–Лада И. В. Технологии прогнозных разработок социальных проектов / И.В. Бестужев–Лада Г.А. Наместникова. – Москва, 2012. – С.120.

11.                       Володин В.В., Хабаров В.И. Управление проектом: теория, методология, практика // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36939681 (дата обращения: 13.03.2022).

12.                       Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Я. Дитрих. – Москва: Мир, 2021. – 454 с.

13.                       Дридзе Т.М. Основы социокультурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. – Москва, 2020. – 254 с.

14.                       Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей–сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / Жуков В.И. – Изд–во РГСУ, 2019. – 450 с.

15.                       Идентификация рисков проекта // лекция: НОУ ИНТУИТ. – [Электронный ресурс].  – URL: https://intuit.ru/studies/courses/964/502/lecture/11402 (дата обращения: 11.03.2022).

16.                       Исследование функционирования опекунских семей. Усыновление в России. Министерство образования и науки РФ. Проверено 12 мая 2012. http://www.usynovite.ru (дата обращения 12.03.23г)

17.                       Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками (1–е изд.): Учебное пособие.  / В.Л. Кокоренко. – Москва, 2021г. – С.145.

18.                       Конкурсы, гранты, стипендии // НТ–ИНФОРМ: сайт. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://www.rsci.ru/grants/ (дата обращения: 13.03.2023).

19.                       Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования / Ю.А. Крючков. – Москва, 2019. – С.124.

20.                        Культура. Гранты России: сайт. – Москва, 2017–2021. – URL: https://grants.culture.ru/ (дата обращения: 13.03.2023).

21.                       Ляхов И. И. Социальное конструирование / И.И. Ляхов. – Москва, 2013. – С.87.

22.                       Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска. / М.С. Мартынов. – М.: Социальный проект, 2021. – 393с.

23.                       Михальчук Н.Е. Краудсорсинг как один из видов социального проектирования библиотек / Н. Е. Михальчук – 2020. – С. 10.

24.                       Московский С.С. Социальное проектирование как технология привлечения молодёжи к решению социальных проблем / С.С. Московский – Иркутский гос. ун–т, 2020. – С. 262–266.

25.                       Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. – Москва: МПСИ 2019. – 235с.

26.                        Павлова О.А. Социальное проектирование как фактор развития гражданской ответственности молодёжи / О.А. Павлова. – Москва, 2020. – С. 111–113.

27.                        Пахомов В.П. Социальное проектирование как эффективный ресурс формирования патриотизма и гражданственности подрастающего поколения / В.П. Пахомов. – Москва, 2020. – С. 117–124.

28.                       Портал органов государственной власти. Ставропольский край: сайт. – Ставрополь. – URL: https://stavregion.ru/podderzhka–nko/informaciya–okonkursah–dlya–nko/ (дата обращения: 13.03.2023).

29.                       Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики / А.И. Пригожин. – М.: Политиздат, 2019. – 271 с.

30.                       Проценко Е.Г. Национальное культурное наследие в практике социально–культурного проектирования / Е.Г. Проценко. – Самарский гос. ин–т культуры, 2020. – С. 218–221.

31.                       Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий / В.М. Розин – Москва, 2017. – С.67.

32.                       Российский фонд культуры: официальный сайт. – Москва, 2021. – URL: https://konkurs.rcfoundation.ru/ (дата обращения: 13.03.2023).

33.                       Российское военно–историческое общество: сайт. – Москва, 2021. – URL: https://www.конкурсрвио.рф/#pobeda (дата обращения: 13.03.2020). Росмолодёжь: [сайт]. – Москва, 2008–2021. – URL: http://grant.myrosmol.ru/ (дата обращения: 13.03.2020).

34.                       Руководство к формированию календарного плана проекта / Фонд развития промышленности. – 2018. – [Электронный ресурс]. – URL: http://frp27.ru/wp–content/uploads/2019/01/23.–Rukovodstvo–po–podgotovke–Kalendarnogo–plana–proekta.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

35.                       Сазонов Б.В. Проект новшества и программирование инновационной деятельности / Б. В. Сазонов.  – М.: ВНИИСИ, 2001. – С.162.

36.                        Стажировки и гранты 2020–2021 гг.: сайт. – [Б. м.], 2020. – URL: https://st–gr.com/ (дата обращения: 13.03.2020).

37.                       Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование (методологические основы) / Ж.Т. Тощенко / Общественные науки. – 2013. – С.146.

38.                       Ханика, Ф. де П. Новые идеи в области управления. / Ф. де П. Ханика. –   Москва: Прогресс, 2019. – 124 с.

39.                       Хилл П. Наука и искусство проектирования. / П. Хилл. –  Москва: Мир, 2013. – 263 с.

40.                       Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Г.П. Щедровицкий – М., 2014. – С.145.


Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...